Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка
материал
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_na_urokah_inostrannogo_yazyka.docx | 28.08 КБ |
Предварительный просмотр:
«ООШ с. Малоперекопное» - филиал МАОУ СОШ с. Кормёжка
им. Ф.П. Полынина Балаковского района Саратовской области
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках
иностранного языка
Учитель немецкого языка
«ООШ с. Малое Перекопное»
Потапова М.И.
Я не знаю большей красоты,
чем здоровье. Г. Гейне
Здоровье – самая большая драгоценность, которая у нас есть. Переход на новую, личностно-ориентированную парадигму образования и воспитания предполагает учителям иностранного языка уделить больше внимания здоровьесберегающим технологиям
Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Это совокупность всех используемых принципов, методов и приёмов обучения и воспитания, которые, дополняя традиционные технологии, наделяют их признаками здоровьесбережения.
Иностранный язык - серьёзный и сложный предмет. На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Педагогу в организации и проведении урока иностранного языка необходимо учитывать: 1. Обстановку и гигиенические условия в кабинете: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
Использование цветов - экологическая здоровьесберегающая технология. Например, герань имеет чудодейственную силу впитывать ядовитый воздух, угар и даже сырость, выделяет бактерицидные вещества, которые убивают микробы.
2. Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий.
3. Среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут; число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех.
4. Чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут.
5. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
6. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
7. Принцип двигательной активности на уроке, позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы: дети работают индивидуально, в парах, в парах сменного состава, в группах, коллективно.
8. Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения: - физкультминутки можно проводить, используя различные стихотворения и песни на иностранном языке, элементы танцев, речитативы. Таким образом, выполнение упражнений не только поможет ребенку расслабиться и отдохнуть, но и поможет освоить новую лексику, познакомит его с культурой носителей языка; - гимнастика для глаз (электронная гимнастика для глаз); - после письменных заданий в качестве снимающей напряжение паузы можно использовать подвижные и пальчиковые игры. Они помогают созданию внутренней наглядности, необходимой для представления на занятии определенной ситуации, синхронизации мыслительных и физических действий с речью на иностранном языке; - перед выполнением контрольных работ полезно делать упражнения на дыхание, которое способствует снятию напряжения у детей и настраивает на важную работу: дыхание – глубокое, медленное сначала только через левую, а затем только через правую ноздрю. Дыхание через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание через правую ноздрю активизирует работу левого полушария, что способствует решению рациональных задач.
9. Наличие мотивации у учащихся к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.), используемые учителем методы повышения этой мотивации, привлечение дополнительного материала, подобранного самими учащимися; применение красочной презентации.
10. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.
11. Психологический климат на уроке: урок – зона психологического комфорта: - Положительный настрой на урок: - введение музыки на начальном этапе; - введение в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим: например, игра «Вам – сообщение» или упражнение «Комплименты». Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является похвала ученика. Она может быть вербальной и невербальной: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д.
12. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями, поговорки, веселые четверостишия, юмористическая или поучительная картинка необходимы для снятия умственного напряжения и утомления.
13. Зарядки-релаксации. Цель их – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем-либо новым, необычным. Релаксация может быть проведена на любом этапе урока. Перед учениками можно не ставить цель запомнить языковой материал. Релаксация должна освободить учащихся на короткое время от умственного напряжения. Если необходимо запомнить материал, то срабатывает механическая память. И запоминание происходит легко.
- Игра- одна из важнейших форм релаксации. Но имеется в виду не игра на личное и командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие, например, игра - пантомима, игра-ситуация. Подобные игры используются как способ развития координации рук и ног, других частей тела, пространственно-временных ориентировок, вызывают положительные эмоции на уроках.
- Песня на уроке - хороший вид релаксации, представляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.
В конце урока следует обратить внимание на следующее:
14. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %.
15. Темп и особенности окончания урока: спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися.
16. Характер, объем и дифференцированность домашних заданий соответствует реальным учебным возможностям, индивидуальным особенностям и способностям учащихся. Выбор уровня выполнения домашнего задания, например: Тема: «Мой день». Задание: рассказать о своем выходном дне. На 3 балла - написать рассказ 7-8 предложений (основа есть в учебнике); на 4 балла - рассказать о своем выходном 7-8 предложений; на 5 баллов – рассказать о том, как ваша семья проводит выходные (10-12 предложений).
Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку. И, хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ
- Для учителя иностранного языка.
- Для учителя английского языка.
- Для учителя немецкого языка.
- Электронные физминутки для глаз.
Использованные источники:
1. Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка.
Романова А.Г. МОУ СОШ № 22 г. Томска.
2. Журнал «Иностранные языки в школе» № 2, 2007 год, № 8, 2006 год.
3.Приложение к журналу «Иностранный язык в школе» Методическая мозаика № 5, 2005 год, стр. 15 – 19.
4. «Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий». Клюкина И. Ю. МОУ «ООШ №2» г. Котовска Тамбовской области.
5. Герасименко И.В. Физкультпаузы в коррекционных классах // ИЯШ-2007 №1.
6.Лешкова Т.А. Пальчиковые игры на занятиях английским языком // Методическая мозаика 2005г. №5.
7. Первое сентября. Deutsch №17-21, 2005г.
8.Пестова Г.И. Использование здоровьесберегающих технологий по методу В.Ф. Базарного на уроках английского языка // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Обновление содержания языкового образования: Иностранные языки // Москва-Абакан 2005.
9.Рябищенкова А.П., Сороковых Г.В. Об интеграции различных видов деятельности на уроках иностранного языка в младших классах // ИЯШ-2004 №5.
10.Шляхтова Г.Г. Использование элементов здоровъесберегающих технологий на уроках английского языка // ИЯШ-2007 №2.
11.Брошюра №2. МОУ Краснокаменская СОШ №4 «Школа-территория здоровья».
12.Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. - М: Московский психолого-социальный институт, 2004-240 с.
13.Здоровье и образование. –М.: Юго-западный окружной методический центр. 2004г.
14. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.-272.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока технологии в 5 классе с использованием здоровьесберегающих технологий.
Обучать без вреда для здоровья – это не задача школы, а обязательное условие ее работы.На первый взгляд с этими аргументами трудно спорить. Реальная альтернатива - комплексные программы объективной оц...
Презентация Power Point: “Формирование социокультурной компетенции школьников в условиях межкультурной коммуникации, использование здоровьесберегающих технологий при использовании ИКТ на учебных занятиях”.
Задачи, решаемые в процессе использования технологии : Внедрение новых ИКТ в процесс обучения иностранным языкам.Совершенствование учебной, организационной, учебно-исследовательской деятельности ...
методические рекомендации "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках технологии"
материал, цель которого обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить...
Урок литературы в 7 классе с использованием здоровьесберегающей технологии и технологии кооперативного обучения по теме "Образ Тараса Бульбы в повести Н.Гоголя"
Цель: раскрыть образ Тараса Бульбы как олицетворение сильного русского характера Задачи:Образовательные:Ø подвести учащихся к пониманию всеобъемлющего знания повести “Тарас Бульба"Воспитате...
Использование здоровьесберегающих технологий при внедрении информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс
Презентацию "Использование здоровьесберегающих технологий можно использовать на педсоветах, МО, семинарах....
Конспект игрового урока с использованием здоровьесберегающих технологий и технологий критического мышления "Прогулка по Лондону".
Конспект игрового урока по английскому языку в 4 классе....
Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе средства развития личности. «Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности»
Выступление на ШМО классных руководителей по теме: « Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе средства развития личности. «Технологии обеспечения безопасн...