Игры в любое время.
методическая разработка

Татьяна Александровна Орлова

В статье предлагаются развивающие игры, в которые можно играть с ребенком в любое удобной время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_v_lyuboe_vremya.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на каникулах и не только…

У детей развитие речи происходит неодинаково: у кого-то быстро пополняется словарный запас, формируется звуко-буквенный и слоговой анализ слов, улучшается оформление устной и письменной речи, а кому-то не обойтись без дополнительной помощи со стороны окружающих взрослых.

Рекомендую играть с ребёнком в словесные игры, в которые можно играть не только дома, но и при любой удобной возможности: в поездке, в очереди, на прогулке, на даче и т.д. Эти игры тренируют зрительное и слуховое внимание, развивают слухоречевую память, формируют способность к абстрактному мышлению, обобщению, развивают наблюдательность, воображение.

Игра «Цепочка слов»

Один участник произносит слово, а второй должен продолжить, придумывая слово на последний звук названного слова и так далее: автобус – слон – ноги – иголка и т.д.

Играть можно как вдвоём с ребёнком, так и всей семьёй, задействовав других детей, например.

Игра «Расшифруй слово»

Родитель загадывает слово, указывая, из какой оно области (фрукт, транспорт, мебель), и обозначает его первую и последнюю буквы, а остальные заменяет чёрточками. Например, слово «ананас» будет выглядеть так: а – – – – с.

Ребёнок называет буквы, стараясь угадать пропущенные. Верно названная буква встаёт на свое место. (Принцип «поле чудес») Потом ребёнок загадывает слово взрослому и т.д.

Игра «Цепочка ассоциаций»

Взрослый с ребёнком по очереди подбирают слова по ассоциации. Например, Мама сказала слово «цветок», а у ребёнка цветок ассоциируется, например, со словом «клумба» или «букет», соответственно взрослый говорит свою ассоциацию к слову… «букет» и т.д. Важно, чтоб оба игрока понимали связь между словами, когда не понятно, можно спрашивать. Это нужно для второго этапа игры. Через несколько минут попробуйте «раскрутить цепочку» обратно, вспомнив свои ассоциации.

Пример цепочки (у каждого она индивидуальна!): тетрадь – ручка – чернила – перо – птица – высота – башня - замок – рыцарь – принцесса – бал - … А всё начиналось с тетради…

Игра «Кто больше»

Здесь и правила сложно описать. Участники договариваются сами об условиях игры. Например, кто больше назовёт слов на букву «Т» или любую другую. Или кто больше вспомнит профессий или названий птиц, цветов, мебели и т.д. Или кто больше подберёт слов из 3 слогов, или слова только с определённым слогом, например, со слогом «ма». Или слова с определённой приставкой. Играть можно долго. Маленькому победителю (ребёнок должен победить!) в таком длительном и напряжённом соревновании полагается приз!

Игра «Цепочка-мемори»

Выстраиваем цепочку слов. 3десь возможны два этапа работы: первый – слова связаны между собой по смыслу, второй – слова не должны быть связаны по смыслу.

Первый вариант работы – даем два ряда слов, между которыми существуют смысловые связи: постель – подушка, курица – яйцо, стол – стул, ученик – школа, груша – компот, книга – страница, праздник – радость и др.  Затем, после паузы в 10–15 секунд, мы произносим первое слово в паре и просим ребенка назвать нам второе. Для коррекции элементов дисграфии и дислексии у школьников рекомендуется орфографическое произнесение запоминаемых слов. Это упражнение, помимо механической, хорошо развивает и логическую память ребенка.

Игра «Корректор»

Это универсальное упражнение для выработки концентрации и устойчивости внимания, переключения, усидчивости. Возьмите книжку с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. И предложите ребёнку в течение минуты зачёркивать в сплошном тексте заданные буквы. (засеките время на секундомере). Начинать нужно с одной буквы, например, "а". На следующий день - букву "о", на следующий день – букву «у» и т.д. Выполнять можно каждый день, через день. Дальше переходите на поиск согласных, (можно любые, можно парные согласные). Сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчёркивается или обводится в кружочек. Например, букву «Б» зачеркнуть, букву «П» подчеркнуть.

Лучше, если текст будет незнакомый ребенку, т.е. не прочитанный. Всё внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, - и работать только с ними.

Игра «Он, она, оно – это всё моё».

Называем любые окружающие предметы (существительное) и задаём к ним вопрос «Он чей?», «Она чья?», «Оно чьё?» или «Они чьи?». Ребёнок отвечает на вопрос.

Например, Светофор. Он чей? Он мой. Собака. Она чья? Она моя. Облако. Оно чьё? Оно моё.

Игра «Если бы …». 

Эта игра позволяет развивать логическое и креативное мышление, а также закреплять умение составлять предложения-рассуждения. Ребёнку предлагается пофантазировать и закончить предложение:

Если бы я был фонарём, то я бы…., потому что….

Если бы я был музыкой, то я бы…., потому что….

Если бы я был тучкой, то я бы…., потому что…

Наши добрые и весёлые игры с мячом 

«Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», «Наоборот». Эти игры помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение думать и говорить одновременно, увеличивают словарный запас ребенка.

Предлагайте ребёнку штриховать, раскрашивать раскраски цветными карандашами, красками, фломастерами. Пусть ребёнок зарисовывает свои летние впечатления. Это развивает мелкую моторику рук. А воздействие на мелкие мышцы рук влияет на развитие речи!

И конечно, не забываем о чтении, это важное составляющее грамотного письма. Некоторые родители говорят своим детям: «Ты уже умеешь читать, читай сам». И это большая ошибка. Ребёнок ещё не научился читать так хорошо и быстро, чтобы получать удовольствие. И задача взрослых - увлечь ребёнка чтением. Читайте вместе с ребёнком, например по абзацам или страницам по очереди. Предложите ребёнку самому прочитать сказки и рассказы, которые вы читали ему раньше, пусть даже детские, для малышей. Ребёнку будет комфортно от того, что у него получается и он всё понимает. Выбирайте книги с яркими иллюстрациями и с достаточно крупным понятным шрифтом, чтобы было комфортно читать. Покажите, что Вам тоже интересно. Не заставляйте, а заинтересовывайте. Важно, чтобы ребёнок получал удовольствие и постепенно привыкал к самостоятельному чтению.

Успехов Вам и Вашему ребенку!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка игры "Кто любит информатику" для 7-8 классов

Разработка игры "Кто любит информатику" для 7-8 классов...

Игра «Мы любим физику» (для учащахся 7-9 классов)

Игра  «Мы любим физику»  (для учащахся 7-9 классов)...

"Действительный в любые времена"

Статья о школьном учителе, который всю жизнь посвятил детям...

Презентация экологической тропы"Мы в любое время года ходим тропами природы"

Реализация проекта позволит повысить экологическую культуру детей, расширит их кругозор, привьёт навыки труда в природе....

Орфографическая игра на любой урок русского языка в средней школе

Материал содержит краткое описание игры с примерами...

"Они должны идти победным строем в любые времена"

Участники – победители Великой Отечественной войны с. Кули Петровск - Забайкальского района Забайкальского края.Шекунова И.Д., руководитель школьного музея МОУ СОШ с. Тарбагатай Петровск-Забайкальског...

В любое время,не выходя из дома

Десятки миллионов граждан пользуются порталом «Госуслуги».В настоящее время перед каждым человеком встает вопрос, регистрироваться или нет на «Госуслугах». Чтобы принять правил...