Игра «Мы любим физику» (для учащахся 7-9 классов)
методическая разработка по физике по теме

Почкина Нина Николаевна

Игра  «Мы любим физику»  (для учащахся 7-9 классов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_lyubim_fiziku.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Почкина Нина Николаевна

Учитель физики МОУ «СОШ №40» г.Саранск, Республика Мордовия

Игра    «Мы любим физику»

(для учащахся 7-9 классов)

           Цель:

          1. Проверить усвоение материала по физике.

          2. Проверить умение применять знания по физике на практике.

          3. Прививать любовь к физике.

                                                       В мире вечного движенья, в превращениях вещества.

                                                       Возникают на мгновенья все живые существа.

                                                       Но, явившись на мгновенье, знать уж хочет существо,

                                                       В чем же вечное движенье? Что такое вещество?

                                                                                                                              Н.Морозов.

Команды можно сформировать следующим образом: несколько открыток разрезается на равное количество частей. Каждый участник получает часть открытки. По сигналу ведущего учащиеся должны собрать картинки. Участники каждой команды получают буквы на палочках, которыми будут пользоваться при ответах.

Ведущий информирует о порядке проведения вечера и призывает ребят при обдумывании любого вопроса, опыта следовать совету Козьмы Пруткова "Смотри в корень!".

Разминка

1. Кто ввел в русский язык слово «физика»?

а) Броун; б) Ломоносов; в) Вавилов.

2. Сколько лет целлофановый пакет может пролежать в земле?

а) 10 лет; б) 20 лет; в) 200 лет.

3. Кто изобрел патрон к электрической лампочке и резьбу к ней ? 

а) Лодыгин; б) Яблочков; в) Эдисон.

4. Химический элемент, широко используемый в технике, но в виде самородков в природе не встречающийся ?

а) Сера; б) Алюминий; в) Ртуть.

                         Внимание! Черный ящик!

Назовите будильник времён Александра Македонского

                                (петух)

Задания

1. Как-то раз спросили розу, отчего, чаруя око, ты колючими шипами нас царапаешь жестоко? (Острие шипа имеет очень малую площадь сечения.)

2. Почему воздушный шар днем поднять труднее? Ночью этот стратостат ввысь летит скорее. (Подъемная сила воздушного шара зависит от разности давления газа, которым надувают шар, и окружающего воздуха. Эта разность ночью, естественно, больше.)

3. Тебе по болоту ходить довелось, легко тебе было? Вот-то-то! Тогда, почему же огромнейший лось так просто бежит по болоту? (Копыта лося раздвоены. Между ними имеется перепонка, поэтому площадь опоры ноги лося довольно велика, а давление сравнительно мало.)

4. Бортпроводница очень мило перед отлетом попросила из ручек вылить все чернила. Зачем ей это надо было? (При повышенном давлении чернила могут вылиться из ручки.) 

Есть у меня шестерка слуг,

Проворных, удалых.

И все, что вижу я вокруг, -

Все знаю я от них,

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где.

                                       Р. Киплинг.

                         Внимание! Черный ящик!

В нем находится прибор, в устройстве и принципе действия которого используется свойство жидкости расширятся при нагревании и сжиматься при охлаждении.                

                                               (термометр)

Догадайтесь..

1. Как измерить температуру муравья?

   Ответ. “Наловить” пол - стакана муравьев и опустить туда термометр.

2. В какую сторону летит мяч, от точки А к точке Б       или     наоборот?

Ответ. От А к Б.

3. Как,  не выпуская воздуха из детского шарика, сделать его объем меньше?

   Ответ. Чтобы шарик «похудел», положите его в холодильник.

4. Можно ли вскипятить ведро воды на свечке?

   Ответ. Нет, так как большая часть тепла будет уходить в окружающее

   пространство?  

5. Рука Будды,  (золотой статуи в древнегреческом храме), которую целовали прихожане, за десятки лет заметно похудела. Священники в панике: Кто украл

золото?

    Ответ.  Прихожане.  Каждый из них, прикасаясь к статуе, уносил с собой

   частички,  состоящие из сотен и даже тысяч молекул золота.

  1. Два предмета – линза и зеркало. Они привели Ньютона к замечательному изобретению, за которое он был избран членом научного Королевского общества. Что это за прибор?  

                   (телескоп – рефлектор)

  1. Представьте, что вы купаетесь и вдруг стали тонуть. Взывая о помощи, вскидываете вверх руки. Правильно ли это?
    Ответ.   Нет. Сила тяжести тела уравновешивается архимедовой силой, равной весу воды, им вытесненной. Руки опущены - объем человека увеличивается, и голова будет над водой; подняты - все наоборот. 
  2. Почему радиоприемник, который внесли в теплую комнату с мороза, рекомендуется включать не раньше чем через 2 часа?  

     Ответ. Конденсация пара внутри радиоприемника приводит к образованию

     водяной токопроводящей пленки.

9. На рисунке изображен след мальчика.  Как он двигался?

а) Вначале он шел, а затем побежал.

б) Вначале он шел, потом остановился, а затем побежал дальше.

в) Вначале он шел, затем остановился, а дальше стал прыгать на одной ноге.

г) Вначале он бежал, затем перешел на шаг.

        Ответ.  В

                               Внимание! Черный ящик!

 

                Назовите первый экипаж человека

                                (детская коляска)

Какие силы возникают в рессорах детской коляски и каково устройство рессор, их назначение?

Ответ: возникают силы упругости. Рессоры состоят из упругих пружин. При езде по плохой дороге сохраняют плавность хода -движения в результате своей деформации.

Физика и поэзия

    Наука и искусство также тесно связаны между собой, как легкие и сердце. 

                                                                             Л.Н.Толстой

     

А. С. Пушкин

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом  одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед.

Почему коньки  режут лед?

Ответ. "Режут лед" - т.е. легко скользят по льду. Лезвия коньков тонкие, поэтому давление на лед большое. Под давлением лед плавится, образуется хорошая смазка. Коэффициент трения становится малым, прикладывая небольшие усилия,мальчишки быстро перемещаются.  

А. А. Фет            "Метель"

Все молчит, - лучина с треском

Лишь горит багровым блеском

Да по кровле ветр шумит.

Почему лучина "горит с треском"?

Ответ. Треск лучины при горении можно объяснить тем, что при повышенной влажности деревянные предметы отсыревают. При горении влага из древесины интенсивно испаряется. Увеличиваясь в объеме, пар с треском разрывает древесные волокна.  

Ах, как играет этот Север!

Ах, как пылает надо мной

Разнообразных радуг веер

В его короне ледяной!

 Ему, наверно, по натуре

Холодной страсти красота,

Усилием магнитной бури

Преображенная в цвета...

                                       М.А.Дудин. 

О каком явлении идет речь?

                      Ответ. О полярном сиянии.

Глянем поглубже в расселины скал:

Тихо в кристаллах растет минерал.

 

                    И. В. Гете.

              Что происходит?

Ответ.    Отвердевание.

                                            Внимание! Черный ящик!

                             Заменитель футбольного мяча.
                                                Что это?

                                                                                (консервная банка)

На крышке и днище банки выштампованы концентрические окружности - гофры.

Каково их назначение?

Ответ:    гофры дают возможность крышке и днищу сильно деформироваться

                при попадании, например, в теплое помещение, при этом содержимое

                банки может расширяться за счет её выгибания. Если бы гофры

                отсутствовали, то при нагревании в банках могли бы возникнуть щели,

                что привело бы к порче консервов.

Отрывки из книг

Лягушка,  дрыгая всеми четырьмя лапами, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше. (Гаршин В. "Лягушка - путешественница". Сказка.)  

Почему так произошло?

Ответ.      По инерции.

Это был изумительный сыр, острый и со слезой, а его аромат мощностью  в двести лошадиных сил действовал в радиусе трех миль и валил человека с ног на расстоянии двухсот ярдов.  

(Дж. К. Джером "Трое в лодке, не считая собаки.")

 Чем объяснить такую "мощность" сыра?

Ответ.  Диффузией и конвективными потоками воздуха.

Внимание! Черный ящик!

В  ящике – «думающая» машина.
Что это за машина?

                                                       (микрокалькулятор)

Загадки физико-технического и астрономического содержания

Летит - молчит, лежит - молчит;

Когда умрет, тогда заревет. (Снег.)

Пушистая вата плывет куда-то. (Облако.)

 Две сестры качались - правды добивались,

А когда добились, то остановились. (Весы.)

В огне не горит, а в воде не тонет. (Лед.)

Все поведает, хоть и без языка,

Когда будет ясно, а когда - облака. (Барометр.)

Что с земли не поднимешь? (Тень.)

 Им силу тока изменяют,

Если что-то в нем сдвигают. (Реостат.)

Чудо-птица, алый хвост,

Полетела в стаю звезд. (Ракета.)

Днем спит, ночью глядит. (Луна.)

В воде искупался, а сух остался. (Месяц.)

Летит жар-птица, хвостом гордится. (Комета.)

Сверкает, мигает,

Огневые стрелы пускает. (Молния.)

 

Мать толста, дочь красна,

Сын бес - долетел до небес. (Печь, огонь, дым.)

Идут, идут, а с места не сойдут. (Часы.)

На всякий зов даю ответ, А ни души, ни тела нет. (Эхо.)

Книги читают, а грамоты не знают. (Очки.)

 Маленький Ерофейка утонул до шейки. (Гвоздь.)

Ты кричал - оно молчало,

Ты молчал - оно кричало. (Эхо.)

Я горячее храню и холодное храню,

Я и печь и холодильник вам в дороге заменю. (Термос.)

Она о домик тесный свой

Лишь почесалась головой,

И сразу - словно не жила -

Сгорела, бедная, дотла. (Спичка.)

Костыль кривой так и рвется в бой. (Клюшка.)

                                             И наконец - изюминка нашего вечера!

Вызывает желающего распаковать  "черный ящик". Учащийся сначала вынимает один, потом второй ящик, из 2-го - третий и т. д. В последнем — тарелка, на которой лежит обыкновенная изюминка (ребята из зала этого не видят). Ведущий предлагает ученику посмотреть на изюминку через двояковыпуклую линзу, предупреждая, чтобы он не говорил залу, что увидел. Затем подходят по очереди другие ребята. Когда поток желающих иссякнет, из ящика извлекают тарелку с изюминкой и показывают всему залу.

Ведущий (поясняет).                                                                                                                                  Это и есть изюминка нашего вечера. Большего мы вам не обещали. Чем богаты, тем и рады. Есть один маленький вопрос: куда "исчезла" энергия солнечного света при сушке винограда для получения изюминки?

Ответ: пошла на испарение влаги и биологические процессы.

 Подведение итогов. Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка игры "Кто любит информатику" для 7-8 классов

Разработка игры "Кто любит информатику" для 7-8 классов...

Орфографическая игра на любой урок русского языка в средней школе

Материал содержит краткое описание игры с примерами...

Игра - знатоки "Люби и знай русский язык" для 5–6-х классов

Русский язык  - один из самых богатых в мире. Поможем изучить его с помощью игры....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-ЫХ КЛАССОВ Игра «Физика вокруг нас».

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕДЛЯ  УЧАЩИХСЯ  7-ЫХ  КЛАССОВИгра «Физика вокруг нас»....

конспектпраздника -игры Мы любим танцевать!

Праздник -игра "Мы любим танцевать! " подготовлена для учащихся младшего возраста-знакомство с миром танца ,с их показом  основ танцевальных "па" , приглашением их родителей с...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА - КОНКУРС «ЛЮБИ И ЗНАЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»

Игра на закрепление изученных разделов русского языка...

Методическая разработка для проведения игры "Крестики-нолики" по теме "Знай и люби свой край" в 5-6 классах.

Игры развивают воображение, сообразительность, наблюдательность. В них присутствует элемент соревнования (кто быстрее, кто правильнее отвечает, кто больше знает). В игре у учащихся есть возможность ра...