Мастер-класс "Роспись по камню Деда Мороза".
план-конспект

Мероприятие - мастер-класс перед Новым годом "Роспись по камню Деда Мороза". На занятии дети познакомятся с Дедами Морозами разных стран, посмотрев презентацию,будут играть в игру по командам "Визитная карточка Деда Мороза". На практической части будут рисовать на камне гуашевыми красками портрет Деда Мороза.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по изо «Рисунок Деда мороза на камне»

Пояснительная записка.

Занятие разработано для работы с обучающимися объединения изо 1 года обучения (7 лет-11 лет). По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей. На протяжении всего занятия у детей поддерживается мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. Это позволяет сохранить у воспитанников положительный эмоциональный настрой. В процессе практической работы осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы показ, дополнительное объяснение).

Для достижения цели и решения задач были использованы такие методы и приемы:

 - Наглядный метод (изображение Деда Мороза, готовые образцы изделия для показа, презентация);

 - Словесный (беседа, рассказ);  

- Прием эмоциональной заинтересованности;

  - Игровой прием (игры и физкультминутки);

 -Элементы здоровье сберегающей и личностно-ориентированной технологий;

 - работа в группах; -  практическая работа.  

 Виды деятельности: продуктивная, игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, музыкально-художественная.  

Форма организации: индивидуальная

 Возрастная группа: дети первого года обучения в возрасте от 7 до 11 лет

Предметные результаты: научатся развивать эстетическое, эмоционально-ценностное видения окружающего мира; развивать наблюдательность, способность к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения. Получат возможность научиться творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов, развить потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия. Метапредметные результаты:  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; УУД личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей, вежливое, доброжелательное общение друг с другом, взаимопомощь, ответственность не только за свои успехи, но и за успехи одноклассников. УУД регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности; УУД познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделение информации), самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. УУД коммуникативные: приобретают опыт работы в группе; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учѐтом позиции другого, умеют согласовывать свои действия; вступают в диалог с учителем, соблюдают правила речевого поведения.  

Цель занятия: создание художественного образа на основе природных форм - камешков.

 Задачи:

 образовательные:  

- познакомить с приемами рисования на камешках круглой формы;  

- учить детей создавать рисунок на камне, передавая характерные особенности изображаемого объекта.

 воспитательные:

   - воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость;  

- воспитывать интерес к новому материалу и желание использовать его в своем творчестве. - воспитывать интерес к традициям и культуре своего народа.

развивающие:  

- развивать творческое воображение, фантазию, мелкую моторику пальцев.

-творческий подход при выполнении рисунка,

- технические навыки при работе с кистью и гуашью, умение получать нужный цвет при смешивании красок.  

Назначение: Данное занятие по росписи камней занимательное и непродолжительное по времени, может послужить хорошим примером творческих занятий с детьми 7 лет и старше. Красивые камни можно использовать в качестве атрибутов для детских игр, в качестве сувениров, украшения интерьера.  

Наглядные средства обучения и оборудование:  

Компьютер, наглядность (изображение Деда Мороза, иллюстрации Дедов Морозов других стран (презентация), готовая работа для показа образца; волшебная шкатулочка; конфеты;  камни;  кисти;  гуашевые краски;  салфетки бумажные;  палитра для красок,  стаканчики с водой.  

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Вступительная часть занятия:  

Психологический настрой воспитанников. Проверка готовности к занятию.  Организационный момент.  1 минута.  

- Здравствуйте, ребята. Как настроение? Какой у на скоро праздник?

Выслушаем стихотворение:

Мы весной его не встретим,

Он и летом не придет,

Но зимою к нашим детям,

Он приходит каждый год.

У него румянец яркий,

Борода, как белый мех,

Интересные подарки приготовит он для всех.

С Новым годом поздравляя,

Ёлку пышную зажжёт,

Ребятишек забавляя,

Встанет с нами в хоровод.

Дружно мы его встречаем,

Мы большие с ним друзья…

Но поить горячим чаем

Гостя этого нельзя!

- Про кого было это стихотворение?

 - Какие ассоциации возникают у вас со словом Дед Мороз? (Новый год, волшебство, елка, подарки).

 Сообщение темы, целей.

 - Тема нашего занятия: Портрет Деда Мороза. Сегодня мы должны превратить серые камешки в портреты Деда мороза, вспомнить что такое портрет.  

Основная часть: теоретическая , изучение нового материала.  

- Сегодня на занятии мы побываем в гостях у Дедушек Морозов разных стран, узнаем, как они выглядят, какие у них помощники, характер.  

Дед Мороз появился давно. Это тот волшебник, который приходит всех и каждого поздравить с наступающим Новым годом и Рождеством.  И, конечно же, не с пустыми руками. Обязательно с подарками.  В каждой стране его зовут по-разному. Предками Деда Мороза в одних странах считаются гномы, в других -бродячих продавцов детских игрушек, третьи – средневековых странствующих жонглеров. Но в основном многие страны считают предком Деда Мороза Святого Николая. Это реальный человек, который жил много-много веков назад. Все они приносят подарки, проникают в дом, чтобы их подарить, но каждый это делает по-разному. У всех у них свой интересный наряд.

Начнем обзор с самого известного для жителей нашей страны новогоднего персонажа — Дедушки Мороза. Главный волшебник страны живет в своих сказочных владениях в чудесном Великом Устюге, куда и отправляются письма от детей с пожеланиями. Рядом с его резным теремом проживает его внучка Снегурочка, которая часто сопровождает Дедушку во время поздравлений ребятишек.
Передвигается Дедушка по просторам нашей родины на тройке белых лошадей. В основном Дед Мороз носит синюю или же красную шубу и шапку в цвет. Обут он в теплые валенки, а в руках держит волшебный посох и, конечно же, огромный мешок с подарками для детишек. По традиции в первое утро нового года детишки находят под своей елкой подарки от доброго старца.
Собратом русского сказочного дедушки является фольклорный персонаж
Зюзя. В зимнее время он бродит по лесам, полям, городам и стучит своей булавой. Этот волшебник также покровительствует детишкам, исполняет их мечты и дарит им подарки. Этот добрый старик с длинной седой бородой живет в своем поместье Дзед Мароз в Беловежской пуще. Кстати, у него тоже есть внучка Снегурочка.

Юлебукк является к жителям Норвегии и Дании вместе с козочкой, несущей подарки. К слову, подарки Юлебукк дарит в Сочельник, но прячет их, поэтому детишкам нужно хорошенько постараться, чтобы их обнаружить. Этот Скандинавский гном носит коротенькие штанишки, деревянные башмачки, рубашку, жилетку и красный колпак.
Развозить подарки ему помогают ниссе — существа из скандинавских легенд, прообразы семи всем известных диснеевских гномов. В Скандинавии ниссе — что-то вроде домовых: их не видят люди, но эти существа приглядывают за домом и приносят счастье.

Фазер Кристмас (в переводе Отец Рождества) весь год присматривает за британскими детьми, а в праздник дарит им подарки и сладости. Но, чтобы их заслужить, детям нужно вести себя хорошо целый год. А вот забияк старец наказывает прутом.
Во
Франции существует два зимних волшебника. Они братья, но абсолютно разные по внешности и характеру. Белобородый Пэр Ноэль носит красную шубу с объемным капюшоном и теплые сапоги с огромными пряжками из позолоты. Он развозит на ослике подарки послушным детям. В дом он попадает через дымоходную трубу и оставляет подарки в обуви, оставленной заранее хозяевами дома у камина. А Пэр Фуэтар ходит в коричневой шубе, а борода его черная как зола. Он, в отличие от своего доброго братца, вместо гостинцев приходит с веником, чтобы гонять им непослушных детей. Чтобы не повстречать злого Деда Мороза, французские дети стараются вести себя примерно.


Несмотря на то, что в Африке всегда довольно жарко, у них тоже есть свой Дед Мороз — Санта Христиан. Живет он в своем снежном доме на самой вершине горы Килиманджаро. Только в этом месте довольно холодно, чтобы снег там лежал круглый год. В праздничную ночь волшебник спускается с горы и приносит детям подарки.

Шань Дань Лаожен одет в красные одежды из шелка и традиционный головной убор. Этот волшебник рассекает по городам Китая на ослике, нагруженным различными сладостями и подарками. Шань Дань Лаожен считается в Китае мудрецом и философом, который прекрасно владеет ушу и айкидо.

Пожалуй, Санта-Клауса знают во всем мире. Этот седой старец с бородой и усами всегда одет в красную шапку-колпак, куртку и штаны, подпоясанные кожаным поясом. Подарки Санта развозит в санях, запряженных волшебными летающими оленями. В дома, как и многие другие рождественские волшебники, он попадает через дымоходную трубу, а подарки оставляет в носках, развешанных у камина.

Санта любит молоко и печенье, поэтому дети в знак благодарности всегда ему оставляют это лакомство. Живет Санта Клаус со своей супругой Миссис Клаус и эльфами, которые помогают волшебнику мастерить игрушки для детей. Однако единого мнения по поводу родины Санта-Клауса нет: одни говорят, что Лапландия, другие же — Северный Полюс.

Работа в группах.

5 минут.

 - Сейчас мы разделимся на группы. Каждой группе будет предложено задание: на основе текста составить визитную карточку того Деда Мороза, который вам достанется.

 1 группа – Дед Мороз из России

2 группа – Санта Клаус  

Визитная карточка:

Имя:

Внешность:

Характер:

Возраст:

Место жительства:

Вид деятельности:

Транспортное средство:

Помощники: -

- Представьте визитную карточку своего персонажа.

Мы с ребятами сыграем в интересную игру: То, чем елку наряжают, я ребята назову. Вы послушайте внимательно и ответьте обязательно,

Если я скажу вам, верно, говорите «ДА» в ответ, ну, а если вдруг неверно, говорите слово «НЕТ».  

-разноцветные хлопушки? Да  

-одеяла и подушки? Нет  

-раскладушки и кроватки? Нет  

-мармеладки, шоколадки? да  

-шарики стеклянные? да  

-стулья деревянные? нет  

-плюшевые мишки? нет  

-буквари и книжки? нет  

-бусы разноцветные? да  

-и гирлянды светлые? да  

-снег из ваты белой? да

Физкультминутка. (1 мин.)

Дружно встали, улыбнулись,

Выше, выше потянулись.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели - встали, сели – встали

И на месте побежали. (2 раза)

Практическая часть: (24 мин.)

- Давайте вспомним, что такое портрет? (В изобразительном искусстве портрет - это изображение или описание какого-либо человека. На портрете изображается внешний облик).

  - Как называются художники, которые рисуют портрет? (портретисты – Брюллов, Репин, Васнецов).  

- Сегодня мы с вами тоже будем портретистами и нарисуем портрет Деда Мороза.  

- У каждого из вас на столе лежат круглые камешки. Они не обычные: на них частично нанесен контур лица. Ваша задача правильно подобрать краски и раскрасить изображение. Для работы вам понадобятся сегодня гуашевые краски, кисточка, палитра для красок, салфетка бумажная, чтобы положить камушек и крутить его во время окрашивания, стаканчик с водой.  

- Давайте назовём основные правила работы по росписи камней:

Краску наносим на самый кончик кисточки, кисточка должна быть почти сухой.

 Кисточку держим за железную юбочку и тщательно промываем перед каждым новым цветом.

 Камушек всегда лежит на салфетке.  

Соблюдаем технику безопасности.  

- Для образца, я включу вам слайд с изображением Дедов Морозов.

Положите камешек на салфетку.  Откройте красную гуашь. Краска должна быть на самом кончике почти сухой кисточки. Закрасьте шапку, нос и рот красным цветом. Делайте все аккуратно, не торопитесь, не заезжайте за края контура. Сейчас для работы нам потребуется белый цвет. Белым цветом закрасьте глаза Деда Мороза, опушку на шапке и бороду. Далее, смешайте на палитре белый, желтый и красный цвет. Какой цвет мы получим? Белого цвета возьмите чуть больше, чтобы получить телесный цвет. Закрасьте цветом, который у вас получился весь всю оставшуюся поверхность камня. Черным цветом дорисуйте зрачки.  Наши камешки должны подсохнуть, что бы снова могли начать с ними работать.

Загадки:

Если лес укрыт снегами, если пахнет пирогами,

 Если елка в дом идет, что за праздник? ...   (Новый Год)

 Всюду в этот праздник грохот!  Взрыв, за ним веселый хохот! Очень шумная игрушка -   Новогодняя… (хлопушка.)  

Он рисует на стекле пальмы, звезды, ялики. Говорят, ему сто лет, а шалит, как маленький.  (мороз)  

Он слетает белой стаей и сверкает на лету. Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (снег)

  На деревья, на кусты с неба падают цветы. Белые, пушистые, только не душистые.  (снежинки)  

Поглядели мы в в окно, аж, глазам не верится! Все вокруг белым – бело и метет ... (Метелица)

Ёжик на неѐ похож, листьев вовсе не найдѐшь. Как красавица, стройна, а на Новый год - важна.  (Елка)

 -  Чем украшена одежда Деда Мороза?    (узорами, орнаментом) Дорисуйте украшения на шапке самостоятельно.  

Вывод.

- Ребята, чей портрет мы сегодня рисовали?

- Что нового запомнили с занятия?  

- Трудно ли вам было?  

Давайте работы положим на стол и посмотрим какие портреты у вас получились.  

Как вы думаете, какой у вас получился Дед Мороз? (веселый. красивый, озорной, усталый.)

  -Все сегодня большие молодцы!

 - Занятие закончено! До свидания!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деды морозы разных стран

Слайд 2

Дед Мороз и Снегурочка (Россия) Начнем обзор с самого известного для жителей нашей страны новогоднего персонажа — Дедушки Мороза. Главный волшебник страны живет в своих сказочных владениях в чудесном Великом Устюге, куда и отправляются письма от детей с пожеланиями. Рядом с его резным теремом проживает его внучка Снегурочка, которая часто сопровождает Дедушку во время поздравлений ребятишек. Передвигается Дедушка по просторам нашей родины на тройке белых лошадей. В основном Дед Мороз носит синюю или же красную шубу и шапку в цвет. Обут он в теплые валенки, а в руках держит волшебный посох и, конечно же, огромный мешок с подарками для детишек. По традиции в первое утро нового года детишки находят под своей елкой подарки от доброго старца.

Слайд 3

Зюзя (Беларусь) Собратом русского сказочного дедушки является фольклорный персонаж Зюзя. В зимнее время он бродит по лесам, полям, городам и стучит своей булавой. Этот волшебник также покровительствует детишкам, исполняет их мечты и дарит им подарки. Этот добрый старик с длинной седой бородой живет в своем поместье Дзед Мароз в Беловежской пуще. Кстати, у него тоже есть внучка Снегурочка.

Слайд 4

Юлебукк (Норвегия и Дания) Юлебукк является к жителям Норвегии и Дании вместе с козочкой, несущей подарки. К слову, подарки Юлебукк дарит в Сочельник, но прячет их, поэтому детишкам нужно хорошенько постараться, чтобы их обнаружить. Этот Скандинавский гном носит коротенькие штанишки, деревянные башмачки, рубашку, жилетку и красный колпак. Развозить подарки ему помогают ниссе — существа из скандинавских легенд, прообразы семи всем известных диснеевских гномов. В Скандинавии ниссе — что-то вроде домовых: их не видят люди, но эти существа приглядывают за домом и приносят счастье.

Слайд 5

Фазер Кристмас (Великобритания) Фазер Кристмас (в переводе Отец Рождества) весь год присматривает за британскими детьми, а в праздник дарит им подарки и сладости. Но, чтобы их заслужить, детям нужно вести себя хорошо целый год. А вот забияк старец наказывает прутом.

Слайд 6

Пэр Ноэль и Пэр Фуэтар (Франция) Во Франции существует два зимних волшебника. Они братья, но абсолютно разные по внешности и характеру. Белобородый Пэр Ноэль носит красную шубу с объемным капюшоном и теплые сапоги с огромными пряжками из позолоты. Он развозит на ослике подарки послушным детям. В дом он попадает через дымоходную трубу и оставляет подарки в обуви, оставленной заранее хозяевами дома у камина. А Пэр Фуэтар ходит в коричневой шубе, а борода его черная как зола. Он, в отличие от своего доброго братца, вместо гостинцев приходит с веником, чтобы гонять им непослушных детей. Чтобы не повстречать злого Деда Мороза, французские дети стараются вести себя примерно.

Слайд 7

Санта Христиан (Африка) Несмотря на то, что в Африке всегда довольно жарко, у них тоже есть свой Дед Мороз — Санта Христиан. Живет он в своем снежном доме на самой вершине горы Килиманджаро. Только в этом месте довольно холодно, чтобы снег там лежал круглый год. В праздничную ночь волшебник спускается с горы и приносит детям подарки.

Слайд 8

Шань Дань Лаожен (Китай) Шань Дань Лаожен одет в красные одежды из шелка и традиционный головной убор. Этот волшебник рассекает по городам Китая на ослике, нагруженным различными сладостями и подарками. Шань Дань Лаожен считается в Китае мудрецом и философом, который прекрасно владеет ушу и айкидо.

Слайд 9

Санта-Клаус (США, Канада) Пожалуй, Санта-Клауса знают во всем мире. Этот седой старец с бородой и усами всегда одет в красную шапку-колпак, куртку и штаны, подпоясанные кожаным поясом. Подарки Санта развозит в санях, запряженных волшебными летающими оленями. В дома, как и многие другие рождественские волшебники, он попадает через дымоходную трубу, а подарки оставляет в носках, развешанных у камина. Санта любит молоко и печенье, поэтому дети в знак благодарности всегда ему оставляют это лакомство. Живет Санта Клаус со своей супругой Миссис Клаус и эльфами, которые помогают волшебнику мастерить игрушки для детей. Однако единого мнения по поводу родины Санта-Клауса нет: одни говорят, что Лапландия, другие же — Северный Полюс. Как видно, Деды Морозы по всему миру во многом похожи, хотя и имеют некоторые различия. В любом случае все они дарят радость и сказку детям, да и взрослым по всей планете. Неважно в какой стране вы отмечаете Новый год и Рождество, главное — это счастье, радость и ощущение сказки. Все это и делает зимние праздники поистине волшебными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новогодние приключения Деда Мороза

Разработка новогоднего сценария-представления для старшеклассников...

"Арабская ночь или приключение Снегурочки и Деда Мороза"

Новогоднее представление для  детей  12-15 лет.  Игры,  танцевальные  паузы  помогут   сделать вечер  незабываемым....

Сценарий спортивного праздника для начальной школы "Спасите Деда Мороза"

Спортивный праздник для учащихся начальной школы к Новому году....

Статья В мастерской у Деда Мороза

Статья к Новогоднему празднику...

В гостях у деда Мороза и Нового года

История празднования Нового года в разных странах,  история появления дедв Мороза,всевозможные загадки про Новый год,...

«В гостях у Деда Мороза. Мороз – персонаж славянского фольклора» 4 класс

Программа: авторы – Усачёва В.О., Школяр Л.В.Раздел:  «Музыка моего народа».Тема урока: «В гостях у Деда Мороза. Мороз – персонаж славянского фольклора&raq...