Атлас образовательной практики
материал

Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем современного образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Атлас образовательной практики

Название практики:  Обеспечение преемственности между начальным и средним звеном в аспекте формирования читательской грамотности. 

Автор(ы): Павлюченко Галина Николаевна – учитель русского языка и литературы, Слученкова Любовь Владимировна – учитель начальных классов. 
ОУ: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  Романовская средняя общеобразовательная школа.
Ммс: Идринский район
Направление: Развитие школьного обучения в сельских муниципальных районах 
Тип: образовательная практика
Уровень становления практики: начальный уровень

1. *Территория

Идринский район

2.1. *Полное наименование образовательной организации (согласно Устава)

 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Романовская средняя общеобразовательная школа

2.2. *Краткое наименование образовательной организации (согласно Устава)

МКОУ Романовская СОШ

2.3. *Почтовый адрес (для позиционирования на карте):

- почтовый индекс

662688

- населенный пункт

Красноярский край,

Идринский район,

с. Романовка

- улица (без указания ул., просп., пер. и т.п.)

Молодежная

- № дома

6

- строение/корпус

не указано

3. *Ссылка на материалы практики, размещенные на сайте организации

Sh-romanovskaya-r04.gosweb.gosuslugi.ru 

  4. *Ф.И.О., должность лиц(-а), курирующих(-его) образовательную практику

Абдулина Светлана Владимировна

5. *Контактные данные лиц(-а), курирующих(-его) образовательную практику:

- рабочий телефон с кодом

83913522396

- е-почта (несколько адресов разделить точкой с запятой)

romidra1970@yandex.ru 

- мобильный телефон (желательно)

83913578246

6. *Ф.И.О. авторов/реализаторов практики

Павлюченко Галина Николаевна, Слученкова Любовь Владимировна

 7. *Укажите тип представленной практики (выбрать один из предложенных):

  • образовательная практика

 8. *Укажите направление представленной практики (выбор одного варианта):

  • Развитие школьного обучения в сельских муниципальных районах

9. *Название практики 

Обеспечение преемственности между начальным и средним звеном в аспекте формирования читательской грамотности. 

  10. *Ключевые слова образовательной практики (перечислите через запятую)

Русский язык, литература, модели, ключевые слова, навыки, микротемы, исследование, поиск, УУД, преемственность.

11. *На каком уровне общего образования, уровне профессионального образования или подвиде дополнительного образования реализуется Ваша практика (выбор одного или нескольких вариантов)

  • Начальное общее образование
  • Среднее общее образование

    12. *На какую группу участников образовательной деятельности направлена Ваша практика (выбор одного или нескольких вариантов)

  • обучающиеся;
  • учителя-предметники;
  • учителя начальных классов.

 13. *Масштаб изменений

  • уровень образовательной организации.

14. *Опишите практику в целом, ответив на вопросы относительно различных ее аспектов

Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем современного образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Федеральный государственный образовательный стандарт определяет основную цель образования как развитие личности ребёнка. Одним из условий успешного решения поставленной задачи является сформированность УУД, центральное место, в перечне которых занимает читательская компетентность. 

По данным международного исследования PISA, российские пятнадцатилетние школьники по грамотности чтения показывают низкий результат среди стран Европы. Данный факт говорит о том, что в современной школе недостаточное внимание уделяется формированию читательской компетенции обучающихся.

Наша практика направлена обеспечение преемственности основных образовательных программ начального и среднего звена. На повышение уровня читательской грамотности, через разные приемы работы с текстом, Проводимая диагностика позволяет отследить динамику формирования читательской грамотности.

  14.1. *Проблемы, цели, ключевые задачи, на решение которых направлена практика

В наш век, где господствует айфоны, смартфоны, компьютеры, видеоигры, у детей теряется интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач школы.

 Возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.

Что же такое грамотность?  

Грамотность – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке.

Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, выделять главное, схематизировать, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы   расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Проблемы:

- дети имеют низкую скорость чтения;

- не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;

- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

- затрудняются кратко пересказать содержание;

Цель: Формирование навыков работы с текстом на учебных занятиях в начальном и среднем звене (на примере уроков литературного чтения в начальном звене и литературы в среднем звене).

Задачи: 1. Создание условий формирования работы с текстом;

              2. Использование приемов по формированию читательской грамотности на уроках.

              3. Диагностика читательской грамотности.

14.2. *Какова основная идея/суть/базовый принцип Вашей практики?

Мотивация учеников. Преемственность.

14.3. *Через какие средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.) реализуется Ваша практика?

В реализации практики используются средства: приемы, направленные на формирование умений давать аргументированный ответ на вопрос. Выбрать, преобразовать и обобщить информацию. Восстановить знания, выделить главную мысль.

1. Прием "Чтение с остановкой".

2. Прием "Заполни таблицу".

3. Прием «Выделение ключевых слов».

4. Прием "Взаимоопрос".

5. Прием «Дополни схему» и др.

  Формы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная, нестандартная.

14.4. *Какие результаты (образовательные и прочие) обеспечивает Ваша практика?

В школе организована система работы по формирования правильной читательской деятельности. Применяются современные образовательные технологии, нестандартные формы работы и  приемы, на уроках выполняются творческие задания. Создано единое книжное окружение, учитываются психологические особенности учащихся.

При систематическом использовании приемов по читательской грамотности повысился уровень читательской грамотности с 58,5 % до 60 %.

  При сравнивании карт фиксации развития познавательных УУД детей начальной школы и их адаптационного периода в 5 классе, диагностика позволяет отследить динамику формирования читательской грамотности.

  Учащиеся могут применять схематизацию в познавательной деятельности и социальной действительности, выделять ключевые слова. 

14.5. Укажите ссылки на задания, используемые в учебном процессе (только для практик направления)

  Sh-romanovskaya-r04.gosweb.gosuslugi.ru 

Методические разработки педагогов. Павлюченко Г.Н  (учитель русского языка и литературы) Читательская  грамотность.

Sh-romanovskaya-r04.gosweb.gosuslugi.ru 

Методические разработки педагогов. Слученкова Л.В (учитель начальных классов) Читательская  грамотность.

15. *Укажите способы/средства/инструменты измерения результатов образовательной практики

Для оценки уровня сформированности читательской грамотности используем следующие методики: Для учителя: О.Б.Логинова "Мои достижения. Итоговые комплексные работы" О.Н.Крылова. "Чтение. Работа с текстом" О.Б.Панкова. "Литературное чтение. Диагностика читательской грамотности".

Для обучающихся: "Листы достижений", «Карты фиксаций», в которых ребенок фиксирует результат выполнения работы и видит свои "слабые" и "сильные" стороны.

16. С какими проблемами, трудностями в реализации практики вам пришлось столкнуться

17. Что вы рекомендуете тем, кого заинтересовала ваша практика (ваши практические советы)?

18. *Какое сопровождение готова обеспечить команда заинтересовавшимся вашей образовательной практикой (выбор одного или нескольких вариантов)

  • консультационное сопровождение

19. Есть ли рекомендательные письма/экспертные заключения/ сертификаты, подтверждающие значимость практики для сферы образования Красноярского края (перечислить документы и указать ссылку на сайте общеобразовательной организации)

Методические разработки педагогов. Павлюченко Г.Н  (учитель русского языка и литературы) Сертификат.

https://nsportal.ru/galina-nikolaevna-pavlyuchenko

Методические разработки педагогов. Слученкова Л.В (учитель начальных классов) Сертификат.

20. Есть ли организация или персона, которая осуществляет научное руководство/кураторство/сопровождение практики? (Укажите название организации или ФИО, звание и должность)

нет

21. *При наличии публикаций материалов по теме реализуемой практики укажите ссылки на источники (иначе – «Нет»)

Нет

22. При наличии видеоматериалов о реализуемой практике укажите ссылку на них.

23. Укажите название практики, в случае, если она была включена в РАОП (2018, 2019) и ей уже был присвоен соответствующий уровень.

 Нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа инновационной образовательной практики

Формирование регулятивных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности на примере проектной мастерской  «Архитектор»...

Сертификат участника вебинара «Международный форум «Евразийский образовательный диалог». Развитие профессионального мастерства педагогических работников как условие формирования новых образовательных практик»

Сертификат участника вебинара «Международный форум «Евразийский образовательный диалог». Развитие профессионального мастерства педагогических работников как условие формирования новы...

Практика продвинутого уровня: «Индивидуальный проект как инструмент оценивания сформированности метапредметных результатов». Региональный атлас образовательных практик Красноярского края

Региональный атлас образовательных практик Красноярского края Практика продвинутого уровня: «Индивидуальный проект как инструмент оценивания сформированности метапредметных результатов»...

Формирование социальной активности обучающихся с использованием воспитательного потенциала информационного-образовательного пространства сети Интернет в образовательной практике объединения юных журналистов «Школяр» МБУДО ДДТ г.Донецка"

Творческий педагогический проект для зачета курсовой подготовки ГБУ ДПО РО "Ростовсrий институт повышения квалификации и переподготовки работников образования" по специальност...

Атлас педагогических практик в период дистанционного обучения.

Широко известно, что в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой и распространением коронавирусной инфекции российские школы были вынуждены перейти в режим дистанционного обучения. В Санк...