Разработка занятия по курсу "Семьеведение" в 8-9 кл
план-конспект занятия (9 класс)
Роль семьи в обществе очень велика, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в социуме. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Семья есть всегда объединение людей, причем объединение, основанное на любви, доверии, взаимопомощи и безусловной поддержке. Какой бы замкнутой семья ни казалась, она тысячами нитей связана с обществом. Отношения в семье складываются не только по воле ее членов, но и под влиянием внешних условий социальной жизни общества. В то же время и семья влияет на отношения в обществе, на характер всех процессов общественной жизни. Она не только удовлетворяет потребности людей, вступивших в семейный союз, но выполняет ряд социальных функций и поэтому является неотъемлемым элементом социальной структуры общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_semevedeniyu_v_9_kl.docx | 44.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по теме «Я и моя семья» в 9 классе
Цели: расширить представление детей о семье как о важнейшем социальном институте, имеющем высокую личностную и общественную значимость.
Задачи:
- раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;
- побуждать молодых людей к осознанию ценности семейных отношений, прогнозированию своей семейной жизни, к воспитанию у себя качеств, необходимых для семейной жизни;
- заставить задуматься о семейных ценностях, настоящих и мнимых;
- способствовать развитию интереса, внимания, мышления, воображения, речи, творческих способностей, навыков работы в группе.
Форма проведения: час общения.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, презентация, видеоролик, аудиозаписи, раздаточный материал (анкеты, текст песни для четырех групп), фломастеры, система для голосования SMART, цитаты, песочные часы.
«Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьей и родиной» (Уго Фоскало – итальянский поэт и философ)
«Главное в жизни — это семья. Карьера — не ждет тебя дома, деньги — не вытрут слезы, а слава — не обнимет ночью» (Аль Пачино – амер. актер и кинорежиссер)
«Семья — это самое важное, что есть в мире. Если у вас нет семьи, считайте, что у вас нет ничего» (Джонни Депп – амер. актер, кинорежиссер, музыкант))
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Н. Толстой)
Форма проведения: час общения.
Ход занятия
1.Вступительное слово учителя. Определение темы занятия
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодняшнее занятие – это час общения. Это значит, что мы с вами будем разговаривать, спорить, убеждать друг друга. Общение будет плодотворным только в том случае, если мы будем откровенны, будем доверять друг другу. Тогда будет и радость, и польза от общения. Посмотрите вокруг себя, улыбнитесь друг другу, настройтесь на доверительный разговор.
А начать нашу встречу я хотела бы с демонстрации карты-анаморфозы стран мира по численности населения на 2050 год. Карта составлена на основе данных прогноза ООН. Карты-анаморфозы – это карты-искажения, на которых площадь стран пропорциональна какому-либо показателю, например численности населения. Как вы думаете, почему у России так мало места на карте будущего? (Потому что численность россиян сокращается)
Посмотрите на этот график, здесь изображен прогноз изменения численности населения России до 2050 года. Какая численность населения ожидается в России по оптимистическому прогнозу (110 млн.), пессимистическому прогнозу (90 млн.)?
По оценке Росстата, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 октября 2017 года составила 146,9 млн. человек. Естественная убыль населения с января по сентябрь 2017 года составила 106,2 тыс. человек. В этот же период прошлого года был небольшой, но прирост населения – на 18,2 тыс. человек.
Стоит ли задуматься над этими цифрами? (ответы детей)
В 2050 году вам будет по 48 лет. Это время взрослой жизни, у вас будут дети, может быть даже и внуки. По сути дела, этот прогноз составлен на вашу дальнейшую жизнь. Можно ли изменить ситуацию в лучшую сторону? Что для этого нужно делать? (Примерные ответы детей: для повышения естественного прироста населения нужна активная социальная политика, повышение доходов, бюджетные ассигнования и стимулирование инвестиций в сфере обеспечения жильём, качественного медобслуживания и образования).
Какой вклад в российскую демографию можете внести вы? (создать семью) Как будет звучать тема нашего занятия?
Итак, тема нашего занятия «Я и моя семья»
Учитель. Как Вы понимаете эту тему “Я и моя семья”? Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите? (Каждая группа высказывает свои предположения)
Учитель. Да, действительно все эти слова подходят к теме моя семья. Но вернемся к началу нашего занятия. Почему же численность страны не растет, а убывает?
2. «Наши семьи в демографии России» (выступление учащегося)
Учащийся. Слово «Семья» можно разложить на два слова «семь» и «я». То есть человек должен семь раз повториться в детях. В русских семьях было по 5-8 детей. Л.Н. Толстой воспитывал 13 детей, 8 из них выжило. В семье А.С. Пушкина было 8 детей, пятеро его братьев и сестер умерло в детстве. А.П. Чехов был третьим ребенком в многодетной семье из 5 детей. А Д.И. Менделеев был последним ребенком в семье из 17 детей, правда, выжило только 9. Все это было связано и с уровнем развития медицины, и с тем, кто будет кормить родителей в старости, если многие не выживали. Сейчас многое изменилось: семья среднего достатка имеет 1-2 детей. Если бы каждая российская семья имела по двое детей и все они доживали до возраста родителей, то численность населения страны оставалась на прежнем уровне. В нашем классе 24 человека, у 13 уч-ся нашего класса 2 детей в семье, у 3-х – 3 детей, у 8 – 1 ребенок. Если число семей нашего класса принять за 100%, то 54% - это семьи, которые обеспечивают стабильность численности населения страны, 34% - естественную убыль населения и только 12% - её прирост. Таким образом, на примере нашего класса можно объяснить, почему население страны убывает.
Учитель. Таким образом, будет ли место для России на карте будущего, зависит только от вас.
Учитель. Сегодня мы поговорим о вашей будущей семье, какой вы её представляете. Я неслучайно выбрала тему занятияКлассный час по теме «Я и моя семья» в 9 классе
Цели: расширить представление детей о семье как о важнейшем социальном институте, имеющем высокую личностную и общественную значимость.
Задачи:
- раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;
- побуждать молодых людей к осознанию ценности семейных отношений, прогнозированию своей семейной жизни, к воспитанию у себя качеств, необходимых для семейной жизни;
- заставить задуматься о семейных ценностях, настоящих и мнимых;
- способствовать развитию интереса, внимания, мышления, воображения, речи, творческих способностей, навыков работы в группе.
Форма проведения: час общения.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, презентация, видеоролик, аудиозаписи, раздаточный материал (анкеты, текст песни для четырех групп), фломастеры, система для голосования SMART, цитаты, песочные часы.
«Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьей и родиной» (Уго Фоскало – итальянский поэт и философ)
«Главное в жизни — это семья. Карьера — не ждет тебя дома, деньги — не вытрут слезы, а слава — не обнимет ночью» (Аль Пачино – амер. актер и кинорежиссер)
«Семья — это самое важное, что есть в мире. Если у вас нет семьи, считайте, что у вас нет ничего» (Джонни Депп – амер. актер, кинорежиссер, музыкант))
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Н. Толстой)
Форма проведения: час общения.
Ход классного часа
1.Вступительное слово классного руководителя Определение темы классного часа
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодняшний классный час – это час общения. Это значит, что мы с вами будем разговаривать, спорить, убеждать друг друга. Общение будет плодотворным только в том случае, если мы будем откровенны, будем доверять друг другу. Тогда будет и радость, и польза от общения. Посмотрите вокруг себя, улыбнитесь друг другу, настройтесь на доверительный разговор.
А начать нашу встречу я хотела бы с демонстрации карты-анаморфозы стран мира по численности населения на 2050 год. Карта составлена на основе данных прогноза ООН. Карты-анаморфозы – это карты-искажения, на которых площадь стран пропорциональна какому-либо показателю, например численности населения. Как вы думаете, почему у России так мало места на карте будущего? (Потому что численность россиян сокращается)
Посмотрите на этот график, здесь изображен прогноз изменения численности населения России до 2050 года. Какая численность населения ожидается в России по оптимистическому прогнозу (110 млн.), пессимистическому прогнозу (90 млн.)?
По оценке Росстата, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 октября 2017 года составила 146,9 млн. человек. Естественная убыль населения с января по сентябрь 2017 года составила 106,2 тыс. человек. В этот же период прошлого года был небольшой, но прирост населения – на 18,2 тыс. человек.
Стоит ли задуматься над этими цифрами? (ответы детей)
В 2050 году вам будет по 48 лет. Это время взрослой жизни, у вас будут дети, может быть даже и внуки. По сути дела, этот прогноз составлен на вашу дальнейшую жизнь. Можно ли изменить ситуацию в лучшую сторону? Что для этого нужно делать? (Примерные ответы детей: для повышения естественного прироста населения нужна активная социальная политика, повышение доходов, бюджетные ассигнования и стимулирование инвестиций в сфере обеспечения жильём, качественного медобслуживания и образования).
Какой вклад в российскую демографию можете внести вы? (создать семью) Как будет звучать тема нашего классного часа?
Итак, тема нашего классного часа «Я и моя семья»
Классный руководитель. Как Вы понимаете эту тему “Я и моя семья”? Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите? (Каждая группа высказывает свои предположения)
Классный руководитель. Да, действительно все эти слова подходят к теме моя семья. Но вернемся к началу нашего занятия. Почему же численность страны не растет, а убывает?
2. «Наши семьи в демографии России» (выступление учащегося)
Учащийся. Слово «Семья» можно разложить на два слова «семь» и «я». То есть человек должен семь раз повториться в детях. В русских семьях было по 5-8 детей. Л.Н. Толстой воспитывал 13 детей, 8 из них выжило. В семье А.С. Пушкина было 8 детей, пятеро его братьев и сестер умерло в детстве. А.П. Чехов был третьим ребенком в многодетной семье из 5 детей. А Д.И. Менделеев был последним ребенком в семье из 17 детей, правда, выжило только 9. Все это было связано и с уровнем развития медицины, и с тем, кто будет кормить родителей в старости, если многие не выживали. Сейчас многое изменилось: семья среднего достатка имеет 1-2 детей. Если бы каждая российская семья имела по двое детей и все они доживали до возраста родителей, то численность населения страны оставалась на прежнем уровне. В нашем классе 24 человека, у 13 уч-ся нашего класса 2 детей в семье, у 3-х – 3 детей, у 8 – 1 ребенок. Если число семей нашего класса принять за 100%, то 54% - это семьи, которые обеспечивают стабильность численности населения страны, 34% - естественную убыль населения и только 12% - её прирост. Таким образом, на примере нашего класса можно объяснить, почему население страны убывает.
Классный руководитель. Таким образом, будет ли место для России на карте будущего, зависит только от вас.
Классный руководитель. Сегодня мы поговорим о вашей будущей семье, какой вы её представляете. Я неслучайно выбрала тему классного часа “Я и моя семья ”. Вы взрослые юноши и девушки, пройдёт немного времени и каждый из вас создаст свою семью. Вашим родителям и мне очень хочется, чтобы вы ответственно отнеслись к данному поступку, чтобы ваша семьи была дружными, счастливыми.
3.Интерактивная беседа «Нужна ли семья человеку?»
Классный руководитель. Но в начале, мне хотелось, чтобы вы ответили на несколько вопросов (используется система для голосования SMART):
Анкета
- Какая жизненная установка для тебя является главной?
1. материальное благополучие
2. здоровье
3. семья
2) Планируешь ли ты в ближайшие десять лет создать семью?
1. да
2. нет
3. пока не думал
3) Что ты хочешь получить от семьи?
1. радость общения
2. обустроенность быта
3. покой
4) Будет ли твоя будущая семья похожа на нынешнюю?
1. да
2. нет
3. не знаю
5) Какое количество детей в семье ты считаешь оптимальным?
1. один ребенок
2. два ребенка
3. три ребенка
4. более трех детей
Вопросы беседы (Каждая группа получает по одному вопросу, последний вопрос обсуждается совместно):
1.Почему холостые мужчины и незамужние женщины живут меньше, чем женатые и замужние?
2.Для чего люди создают семью? (Примерные ответы детей: каждый ищет в семье заботу, помощь, защиту, понимание, уважение, доверие, доброту, дружбу, принятие тебя таким, какой ты есть, любовь)
3.Какие условия необходимы для создания семьи? (Ответы детей: психологические аспекты - сходство характеров, привычек, интересов, желаний; материальные – наличие жилья и постоянных источников доходов; нравственные – выполнение всех семейных обязанностей)
4.Если нет детей, это семья или нет? (Семья – группа родственников, дружная и сплоченная общими интересами. Семья – группа людей, состоящих из родителей, детей, внуков и близких родственников, живущих вместе.)
5.Нужна ли семья человеку? (Высказываются учащиеся каждой группы)
Классный руководитель. Мы услышали ваше мнение. Готовясь к классному часу, я попросила ответить на этот же вопрос людей разных поколений - бабушку, маму, брата (просмотр видеоролика).
Мы видим, что все положительно отзываются о семье и её значении в жизни человека.
Классный руководитель. Как вы думаете, а как российская молодежь относится к семье и семейным ценностям, или у нее на первом месте карьера, деньги, слава? (ответы детей) Я хочу, чтобы вы послушали песню «Примером» группы 30.02. В ней отражена «формула счастья» российской молодежи. О чем же мечтает нынешняя молодежь? (Ответы детей: иметь семью, дочку и сына, быть примером для детей, жить в достатке, стремиться к лучшему, чтобы был мир на земле).
Классный руководитель. Российская молодежь мечтает о создании хорошей семьи, боится не реализовать себя и остаться без средств к существованию. Таковы результаты исследования «Ценностные ориентиры российской молодежи», проведенного Государственным университетом управления по заказу Минобрнауки и Федерального агентства по делам молодежи. Исследование доказало, что слухи о смерти традиционной семьи сильно преувеличены, во всяком случае 77% опрошенных назвали ее своей главной жизненной целью. Отсюда стартуют и другие мечты: жить в достатке, устроиться на хорошую работу, иметь свою квартиру.
4. Мозговой штурм «Какая семья считается счастливой?» (работа в группах)
Классный руководитель. Задумывались ли вы над тем, что такое «счастливая семья»? Какая семья считается счастливой? Какие слова, по- вашему могут ассоциироваться с данной фразой “счастливая семья”? (Работа в группах. Каждая группа получает вырезанные из бумаги бревенчатые домики, на бревнышках должны записать основные критерии счастливой семьи. Представить свою позицию.)
(Примерные критерии: взаимная любовь, верность, искренность, терпимость, справедливость, умение прощать, совместное управление хозяйством, материальный достаток, уважение интересов другого, разрешение конфликтных ситуаций, наличие детей, доброта, нежность и т. д.)
Классный руководитель. Итак, мы можем сказать, что мнения групп в большей степени совпадают, и я вижу, что у вас сформировалось понятие о счастливой семьи.
5. Энергизатор “Комочек счастья”
На части не делится солнце лучистое,
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья – луча серебристого
Вы в силах родным подарить.
Классный руководитель. Чтобы восстановить силы, мысли, рабочее состояние выполним упражнение “Комочек счастья”. Давайте встанем в круг. Представьте себе, что у меня в руках маленькое солнце, комочек счастья, в которое я вложила все свое тепло, радость, и я готова поделиться с вами“ Комочек счастья ” отправлять буду я. Итак, начинаем (Каждый участник передает воображаемое счастье).
Кто может объяснить смысл данного упражнения (Если ты даешь свое тепло другим, то оно же к тебе и возвращается)?
6.Практическое занятие «Объявление о знакомстве»
Классный руководитель. Сейчас мы с вами попробуем построить свою семью, но для этого необходимо найти будущую свою половинку. В современном мире для этой цели иногда используют объявления о знакомстве. Мы тоже попробуем составить свое объявление, где нужно указать свои основные привлекательные черты внешности и характера. Так же прошу указать необходимые качества, которыми должна обладать ваша предполагаемая половинка, иными словами ваши требования (От каждой группы приглашается один участник, который в течение 2-3 минут составляет свое объявление).
Классный руководитель. А группам я предлагаю составить такое же объявление, за то же самое время, но только от имени своего участника (Участники и группы зачитывают свои объявления, сравнивают).
Комментарии классного руководителя. Ну, что ж вы сами видите, что наши участники и их группы могут преподать себя и предъявляют вполне разумные требования к своим будущим избранникам.
7. Анкета “Готов ли я к семейной жизни?”
Классный руководитель. Теперь нам предстоит решить тест и выяснить, готовы ли вы к семейной жизни. Вам следует распределить обязанности в вашей предполагаемой семье.
№ | Утверждение | я | Он (она) |
1 | Забота о детях |
|
|
2 | Проверка домашнего задания детей |
|
|
3 | Посещение родительских собраний |
|
|
4 | Решение проблем, с которыми дети обращаются к родителям |
|
|
5 | Организация детских торжеств в саду, в школе |
|
|
6 | Организация семейных праздников |
|
|
7 | Чтение специальной литературы по воспитанию детей |
|
|
8 | Выполнение тяжелой физической работы по дому |
|
|
9 | Выполнение работы, которая требует большой сосредоточенности |
|
|
10 | Покупка продуктов |
|
|
11 | Уборка квартиры |
|
|
12 | Стирка белья |
|
|
13 | Текущий ремонт квартиры |
|
|
14 | Мелкий ремонт по дому (электроприборы, мебель и т.д.) |
|
|
15 | Поддержание контактов с соседями |
|
|
16 | Планирование семейного бюджета |
|
|
17 | Оплата коммунальных услуг, телефона и электроэнергии |
|
|
18 | Покупка одежды, обуви |
|
|
19 | Покупка мебели, бытовой техники |
|
|
20 | Кормление и уход за домашними животными |
|
|
Классный руководитель.
Интерпретация результатов:
- 5 и менее баллов. Вы хотите получить не супругу (супруга), а домашнего работника. Вам еще многое предстоит пересмотреть в своих установках на семейную жизнь.
- От 6 до 14 баллов. У вас нет особых причин для тревоги, но все, же подумайте над тем, не много ли обязанностей вы перекладываете на плечи будущего супруга (супруги)
- 15 и более баллов. Вы полностью готовы к семейной жизни
Комментарии классного руководителя.
Какой будет семья: счастливой или не очень, шумной или нет, богатой или бедной, участливой или безучастной – покажет время и ваши стремления к прогнозированию будущей семьи. Всё в наших руках.
8. Рефлексия настроения.
Есть много хороших песен о семье - это «Родительский дом», «Погода в доме», они звучат по радио, телевидению. В каждой из них заложен огромный смысл. А есть песни под гитару, которые исполняются в семейном кругу. Класс исполняет песню “Дом” М. Гальперина под гитару (приложение № 1)
Классный руководитель. Итак, самое время подвести итог. Создайте синквейн на тему «Счастливая семья» (приложение №2).
Комментарии классного руководителя. Итак, семья – это самое главное для человека (классный руководитель обращает внимание на цитаты на доске). Я думаю, в ходе данного классного часа у вас сформировалось позитивное отношение к семье, семейным отношениям и семейным обязанностям.
9.Заключение
Заканчивая наш классный час, хотелось бы еще раз напомнить вам, ребята, что семья - самое нужное в жизни. В семье мы учимся любить, черпаем силы, сюда несем свои удачи и надежды и свою усталость и верим, что в семье тебя всегда поймут и поддержат. Мне кажется, если в семье есть взаимопонимание, доверие и тепло – это настоящее счастье. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Не забывайте об этом, радуйте своих близких! Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме будет тепло, солнечно и уютно.
Благодарю за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами общаться.
Приложение №1
“Дом” М. Гальперин
1.Мимо текла, текла река, плыли куда-то облака,
Шёл человек, была дорога нелегка, нелегка.
И человек мечтал о том, что он построит где-то дом,
И поселится счастье с ним в доме одном.
2. Если бывало, он сдавал, то неизменно напевал
Песню любимую свою, ту, что пою, да, ту, что пою.
Дом, как известно всем давно, это не стены, не окно
Даже не стулья со столом - это не дом.
3. Дом - это то, куда готов ты возвращаться вновь и вновь
Яростным, добрым, нежным, злым, еле живым, еле живым.
Дом - это там, где вас поймут, там, где надеются и ждут,
Там, где забудешь о плохом - это твой дом...
Приложение №2
Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк.
первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.
“Я и моя семья ”. Вы взрослые юноши и девушки, пройдёт немного времени и каждый из вас создаст свою семью. Вашим родителям и мне очень хочется, чтобы вы ответственно отнеслись к данному поступку, чтобы ваша семьи была дружными, счастливыми.
3.Интерактивная беседа «Нужна ли семья человеку?»
Учитель. Но в начале, мне хотелось, чтобы вы ответили на несколько вопросов (используется система для голосования SMART):
Анкета
- Какая жизненная установка для тебя является главной?
1. материальное благополучие
2. здоровье
3. семья
2) Планируешь ли ты в ближайшие десять лет создать семью?
1. да
2. нет
3. пока не думал
3) Что ты хочешь получить от семьи?
1. радость общения
2. обустроенность быта
3. покой
4) Будет ли твоя будущая семья похожа на нынешнюю?
1. да
2. нет
3. не знаю
5) Какое количество детей в семье ты считаешь оптимальным?
1. один ребенок
2. два ребенка
3. три ребенка
4. более трех детей
Вопросы беседы (Каждая группа получает по одному вопросу, последний вопрос обсуждается совместно):
1.Почему холостые мужчины и незамужние женщины живут меньше, чем женатые и замужние?
2.Для чего люди создают семью? (Примерные ответы детей: каждый ищет в семье заботу, помощь, защиту, понимание, уважение, доверие, доброту, дружбу, принятие тебя таким, какой ты есть, любовь)
3.Какие условия необходимы для создания семьи? (Ответы детей: психологические аспекты - сходство характеров, привычек, интересов, желаний; материальные – наличие жилья и постоянных источников доходов; нравственные – выполнение всех семейных обязанностей)
4.Если нет детей, это семья или нет? (Семья – группа родственников, дружная и сплоченная общими интересами. Семья – группа людей, состоящих из родителей, детей, внуков и близких родственников, живущих вместе.)
5.Нужна ли семья человеку? (Высказываются учащиеся каждой группы)
Учитель. Мы услышали ваше мнение. Готовясь к занятию, я попросила ответить на этот же вопрос людей разных поколений - бабушку, маму, брата (просмотр видеоролика).
Мы видим, что все положительно отзываются о семье и её значении в жизни человека.
Учитель. Как вы думаете, а как российская молодежь относится к семье и семейным ценностям, или у нее на первом месте карьера, деньги, слава? (ответы детей) Я хочу, чтобы вы послушали песню «Примером» группы 30.02. В ней отражена «формула счастья» российской молодежи. О чем же мечтает нынешняя молодежь? (Ответы детей: иметь семью, дочку и сына, быть примером для детей, жить в достатке, стремиться к лучшему, чтобы был мир на земле).
Учитель. Российская молодежь мечтает о создании хорошей семьи, боится не реализовать себя и остаться без средств к существованию. Таковы результаты исследования «Ценностные ориентиры российской молодежи», проведенного Государственным университетом управления по заказу Минобрнауки и Федерального агентства по делам молодежи. Исследование доказало, что слухи о смерти традиционной семьи сильно преувеличены, во всяком случае 77% опрошенных назвали ее своей главной жизненной целью. Отсюда стартуют и другие мечты: жить в достатке, устроиться на хорошую работу, иметь свою квартиру.
4. Мозговой штурм «Какая семья считается счастливой?» (работа в группах)
Учитель. Задумывались ли вы над тем, что такое «счастливая семья»? Какая семья считается счастливой? Какие слова, по- вашему могут ассоциироваться с данной фразой “счастливая семья”? (Работа в группах. Каждая группа получает вырезанные из бумаги бревенчатые домики, на бревнышках должны записать основные критерии счастливой семьи. Представить свою позицию.)
(Примерные критерии: взаимная любовь, верность, искренность, терпимость, справедливость, умение прощать, совместное управление хозяйством, материальный достаток, уважение интересов другого, разрешение конфликтных ситуаций, наличие детей, доброта, нежность и т. д.)
Учитель. Итак, мы можем сказать, что мнения групп в большей степени совпадают, и я вижу, что у вас сформировалось понятие о счастливой семьи.
5. Энергизатор “Комочек счастья”
На части не делится солнце лучистое,
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья – луча серебристого
Вы в силах родным подарить.
Учитель. Чтобы восстановить силы, мысли, рабочее состояние выполним упражнение “Комочек счастья”. Давайте встанем в круг. Представьте себе, что у меня в руках маленькое солнце, комочек счастья, в которое я вложила все свое тепло, радость, и я готова поделиться с вами“ Комочек счастья ” отправлять буду я. Итак, начинаем (Каждый участник передает воображаемое счастье).
Кто может объяснить смысл данного упражнения (Если ты даешь свое тепло другим, то оно же к тебе и возвращается)?
6.Практическое занятие «Объявление о знакомстве»
Учитель. Сейчас мы с вами попробуем построить свою семью, но для этого необходимо найти будущую свою половинку. В современном мире для этой цели иногда используют объявления о знакомстве. Мы тоже попробуем составить свое объявление, где нужно указать свои основные привлекательные черты внешности и характера. Так же прошу указать необходимые качества, которыми должна обладать ваша предполагаемая половинка, иными словами ваши требования (От каждой группы приглашается один участник, который в течение 2-3 минут составляет свое объявление).
Учитель. А группам я предлагаю составить такое же объявление, за то же самое время, но только от имени своего участника (Участники и группы зачитывают свои объявления, сравнивают).
Комментарии учителя. Ну, что ж вы сами видите, что наши участники и их группы могут преподать себя и предъявляют вполне разумные требования к своим будущим избранникам.
7. Анкета “Готов ли я к семейной жизни?”
Учитель. Теперь нам предстоит решить тест и выяснить, готовы ли вы к семейной жизни. Вам следует распределить обязанности в вашей предполагаемой семье.
№ | Утверждение | я | Он (она) |
1 | Забота о детях |
|
|
2 | Проверка домашнего задания детей |
|
|
3 | Посещение родительских собраний |
|
|
4 | Решение проблем, с которыми дети обращаются к родителям |
|
|
5 | Организация детских торжеств в саду, в школе |
|
|
6 | Организация семейных праздников |
|
|
7 | Чтение специальной литературы по воспитанию детей |
|
|
8 | Выполнение тяжелой физической работы по дому |
|
|
9 | Выполнение работы, которая требует большой сосредоточенности |
|
|
10 | Покупка продуктов |
|
|
11 | Уборка квартиры |
|
|
12 | Стирка белья |
|
|
13 | Текущий ремонт квартиры |
|
|
14 | Мелкий ремонт по дому (электроприборы, мебель и т.д.) |
|
|
15 | Поддержание контактов с соседями |
|
|
16 | Планирование семейного бюджета |
|
|
17 | Оплата коммунальных услуг, телефона и электроэнергии |
|
|
18 | Покупка одежды, обуви |
|
|
19 | Покупка мебели, бытовой техники |
|
|
20 | Кормление и уход за домашними животными |
|
|
Учитель.
Интерпретация результатов:
- 5 и менее баллов. Вы хотите получить не супругу (супруга), а домашнего работника. Вам еще многое предстоит пересмотреть в своих установках на семейную жизнь.
- От 6 до 14 баллов. У вас нет особых причин для тревоги, но все, же подумайте над тем, не много ли обязанностей вы перекладываете на плечи будущего супруга (супруги)
- 15 и более баллов. Вы полностью готовы к семейной жизни
Комментарии учителя.
Какой будет семья: счастливой или не очень, шумной или нет, богатой или бедной, участливой или безучастной – покажет время и ваши стремления к прогнозированию будущей семьи. Всё в наших руках.
8. Рефлексия настроения.
Есть много хороших песен о семье - это «Родительский дом», «Погода в доме», они звучат по радио, телевидению. В каждой из них заложен огромный смысл. А есть песни под гитару, которые исполняются в семейном кругу. Класс исполняет песню “Дом” М. Гальперина под гитару (приложение № 1)
Учитель. Итак, самое время подвести итог. Создайте синквейн на тему «Счастливая семья» (приложение №2).
Комментарии учителя. Итак, семья – это самое главное для человека (учитель обращает внимание на цитаты на доске). Я думаю, в ходе данного занятия у вас сформировалось позитивное отношение к семье, семейным отношениям и семейным обязанностям.
9.Заключение
Заканчивая наше занятия, хотелось бы еще раз напомнить вам, ребята, что семья - самое нужное в жизни. В семье мы учимся любить, черпаем силы, сюда несем свои удачи и надежды и свою усталость и верим, что в семье тебя всегда поймут и поддержат. Мне кажется, если в семье есть взаимопонимание, доверие и тепло – это настоящее счастье. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Не забывайте об этом, радуйте своих близких! Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме будет тепло, солнечно и уютно.
Благодарю за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами общаться.
Приложение №1
“Дом” М. Гальперин
1.Мимо текла, текла река, плыли куда-то облака,
Шёл человек, была дорога нелегка, нелегка.
И человек мечтал о том, что он построит где-то дом,
И поселится счастье с ним в доме одном.
2. Если бывало, он сдавал, то неизменно напевал
Песню любимую свою, ту, что пою, да, ту, что пою.
Дом, как известно всем давно, это не стены, не окно
Даже не стулья со столом - это не дом.
3. Дом - это то, куда готов ты возвращаться вновь и вновь
Яростным, добрым, нежным, злым, еле живым, еле живым.
Дом - это там, где вас поймут, там, где надеются и ждут,
Там, где забудешь о плохом - это твой дом...
Приложение №2
Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк.
первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".
Пояснительная запискаУрок-практикум по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 2-3. Тема и главная мысль (идея) текста
Сформировать умение определять тему и главную мысль текста...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 5 - 6. Ключевые слова в тексте
Слова, значимые для понимания текста, можно назвать ключевыми. Эти слова создают смысловую целостность текста, являются ключевыми для понимания его темы и основной мысли. Они создают единый смысловой ...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятие 7 - 8. Смысловые части текста
Текст имеет определенную структуру. В нем, как правило, имеются зачин, основная часть и концовка, которые обеспечивают законченность и единство высказывания.В зачине обозначается тема текста. Первое п...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 11 – 12 Функциональные типы речи
Функциональные типы речи (описание, рассуждение, повествование) – это разновидности структуры и языка текста в зависимости от смысла целого: хотим ли мы изобразить предмет, доказать что-то или рассказ...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 13 – 14. Основные средства связи предложений в тексте
закрепить знания об основных средствах связи предложений в тексте...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения»Занятия 15 – 16 . Стили речи
закрепить знания о стилях речи...