Структура системы оценки
учебно-методический материал

Осипова Марина Иннокентьевна

Внешняя и внутренняя оцека; Методы и формы оценивания. Особенности системы оценивания образовательных достижений. Методы и формы оценивания предметных результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_sistemy_otsenki.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ВКЛЮЧАЕТ:

  1. Внешнюю оценку. Включает независимую оценку качества образования, мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней, государственную итоговую аттестацию обучающихся.
  2. Внутреннюю (внутришкольную) оценку. Включает стартовую диагностику, текущую и тематическую оценку, портфолио, психолого-педагогическое наблюдение, внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся. 

Методы и формы оценивания включают:

  • В текущей оценке используются различные формы и методы проверки с учётом особенностей учебного предмета: устные и письменные опросы, практические, творческие работы, индивидуальные и групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и другие. 
  • Для оценки предметных результатов применяются самостоятельные работы, проверочные работы, учебно-познавательные задачи, диагностические работы. 
  • Для оценки личностных результатов используются целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учеником действий и качеств по заданным параметрам), самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности). Для оценки метапредметных результатов применяются стандартизированные устные и письменные работы, проекты, практические (в том числе исследовательские) и творческие работы. 

Итоговая оценка — уровень достижения предметных и метапредметных результатов, включает результаты промежуточной аттестации (индивидуальные достижения в освоении образовательной программы) и результаты итоговых работ (уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний). 

Система оценивания образовательных достижений

Структура системы оценки:

В соответствии с ФГОС результаты образования включают:

– предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);

– метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);

– личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.)

В педагогических измерениях выделяю три уровня результатов образования

Первый уровень – планируемый, тот, который заложен в государственных образовательных стандартах и реализован в учебниках и методических пособиях.

Второй уровень – реализуемый – характеризует те результаты, к которым стремится учитель, – в зависимости от своих личностных установок, отношения к предмету, профессиональной квалификации.

Третий уровень – достигнутый, уровень реальных достижений учащихся.

Особенности системы оценивания образовательных достижений:

  1. комплексный подход к оценке результатов образования;
  2. использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  3. оценка успешности учащихся в освоении содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  4. оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  5. использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений, сочетание накопленной и итоговой оценки;
  6. использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.


Методы и формы оценивания предметных результатов.

Оценочные процедуры

Инструментарий 1.

1.Стартовая диагностика.  Стартовые («входные») проверочные работы по учебным предметам

2. Текущее оценивание предметной обученности. Самостоятельные работы, проверочные работы учебно-познавательные задачи,  диагностические работы

3. Итоговая оценка предметной обученности. Итоговые контрольные работы по предметам.

Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих принципов:

1. Оценивание является постоянным процессом  в образовании детей.

В зависимости от этапа обучения я использую  диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое(тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. При этом итоговая отметка может быть выставлена как обобщенный результат накопленных за период обучения отметок.

2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.

4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

    В системе оценивания я  используювнутреннюю оценку, выставляемую мной  или школой. Внешняя оценкапроводится  различными независимыми службами, осуществляется, как правило, в форме мониторинговых исследований, аттестации образовательных учреждений , результаты которых не влияют на итоговую отметку детей, участвующих в этих процедурах. В обучении детей я использую три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, итоговое оценивание.

Стартовая диагностика (входная) в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Эти показатели определяют стартовые условия обучения детей, которые необходимо учитывать в текущем оценивании.

В текущем оценивании используются субъективные, или экспертные методы (наблюдение, самооценка и самоанализ) и объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся.

Предметом оценки выступают как достигаемые образовательные результатытак и процесс их достижения, а также мера осознанности каждым обучающимся особенностей его собственного процесса обучения. При этом наряду с интегральной оценкой (за всю работу в целом, проводимой, например, в форме портфолио, презентаций, выставок) я использую дифференцированную оценку (вычленение в работе отдельных аспектов, напримерсформированности вычислительных умений, выразительности чтения, умения слушать товарища, формулировать и задавать вопрос, выдвигать предположение и т. д.), а также самоанализ и самооценку обучающихся.

Выбор формы текущего оценивания определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, конкретными учебными задачами, целью получения информации.

Итоговое оценивание происходит в конце обучения в начальной школе и может проводиться в форме накопительной оценки, получаемой как обобщенный результат выставленных ранее оценок, а также в ходе целенаправленного сбора данных (в т.ч. с помощью итоговых тестов) или практической демонстрации применения полученных знаний и освоенных способов деятельности. Возможна также любая комбинация этих форм.

Вместе с тем я использую итоговую  демонстрацию общей подготовки, умение синтезировать и использовать полученные за четыре года знания и навыки применительно к различным учебным задачам, отрабатываемым и ходе обучения. Такая демонстрация может проводиться как в форме выставкирезультатов проектной работы, которая велась ребенком на протяжении всего четвертого года обучения под руководством учителя и с помощью сверстников и родителей, так и в форме комплексной письменной работы, охватывающей наиболее существенные и значимые для дальнейшего обучения аспекты. Возможно и сочетание этих форм.

Комплексная письменная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность ребенка в решении разнообразных проблем. Проведение письменной комплексной контрольной работы полезно еще и потому, что именно в такой форме (в рамках разрабатываемой системы оценивания) предполагается осуществлять оценку успешности и эффективности деятельности общеобразовательных учреждений, региональных систем образования. Целесообразно убедиться заранее, что дети готовы к такой форме работы, что они не растеряются в новой учебной ситуации, смогут продемонстрировать свои успехи, достигнутые за годы обучения в начальной школе.

Методы оценивания

В качестве примеров методов оценивания можно назвать следующие:

1. Тест.

2. Экспресс-опрос («летучка»).

3.Расширенный опрос.

4.Игровые методы оценивания.

5.Контрольное упражнение.

6.Наблюдение.

7.Самооценка.

8.Беседа (общая дискуссия, обсуждение, подведение итогов) и др.

       При безотметочномобучении (например: в первом классе) я использую следующие методы оценивания:

 - лесенки достижений, где помещенная на ту или иную ступеньку лесенки фигурка символизирует исходный уровень владения данным навыком;

 - волшебные линеечки подробно описанные в книге «Оценка без отметки» Г.А. Цукерман;

 - листы индивидуальных достижений, где закрашивание определенной клетки фиксирует формирование определенного навыка на данном этапе;

 - листы наблюдений и др.

Формы оценивания

1. Устный опрос

2.Письменная самостоятельная работа

3. Диктанты

4.Контрольное списывание

5. Тестовые задания

6. Графическая работа

7. Доклад

8. Изложение

9. Творческая работа

10. Диагностическая контрольная работа

11. Итоговая комплексная работа

12. Контроль техники чтения

Формы оценивания во внеурочной деятельности

1.Участие  в выставках, конкурсах, соревнованиях

2.Активность в проектах и программах

3.Творческий отчет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура системы оценки / Методы и формы оценивания

Структура системы оценки учащихся по биологии....

Структура системы оценки достижения планируемых результатов

Структура системы оценки достижения планируемых результатов...

Структура системы оценки достижения планируемых результатов по английскому языку

Структура системы оценки достижения планируемых результатов по английскому языку...

Структура системы оценки

Структура системы оценки...

Структура системы оценки

Урок по математике в 5 классе по теме«Умножение на дробь»...

Структура системы оценки

КВН по математике среди 10-11 классов...