Современные модели социализации детей средствами дополнительного образования
проект

Татьяна Михайловна Михейкина

      В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям. Поэтому при проведении профориентационной работы важно не только выявить индивидуальные психологические качества личности, но и определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно-нравственной ориентации.

      Профориентация в предлагаемом проекте  рассматривается как система воспитательных, социально-психологических и обучающих мероприятий, способствующих свободному профессиональному самоопределению учащихся с ОВЗ в условиях современного динамичного рынка труда.   Он реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. Профессиональное самоопределение рассматривается как важная часть социализации.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_.docx57.64 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»

Городской центр развития дополнительного образования

Курсы повышения квалификации

«Современные модели социализации детей средствами дополнительного образования»

Аттестационная работа

«Создание условий по формированию профессионального

самоопределения у учащихся с ОВЗ,

как средство успешной социализации»

Автор:

Михейкина Татьяна Михайловна,

зам.директора по ВР,

ГБУДО ДДТ «Фонтанка-32» Центрального района

Куратор:

Пермякова Ольга Викторовна,

методист ГЦРДО ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»

Санкт-Петербург

2020

Оглавление

  1. Пояснительная записка ……………………………..…………….3 стр.
  2. Актуальность проекта ……………………………….….……………4 стр.
  3. Цели и задачи социализации и профориентации с учащимися

с ОВЗ ………………………………..…………………….…………….5-6 стр.

  1. Этапы реализации проекта ………………….…………………………7 стр.
  2. Основные направления и содержание проекта..………………………8-9 стр.
  3. Виды деятельности и формы занятий по социализации и

профориентации учащихся с ОВЗ ……...….………………………..10-11 стр.

  1. Планируемые результаты и мониторинг эффективности

реализации проекта, основные риски проекта и пути минимизации…13 стр.

  1. Прогнозируемые результаты…………………………………………….14 стр.
  2. Нормативно-правовая база для разработки проекта….…..……………15 стр.
  3. Список литературы ……………………..………………….…………….16 стр.
  4. Приложение

Пояснительная записка

В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям. Поэтому при проведении профориентационной работы важно не только выявить индивидуальные психологические качества личности, но и определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно-нравственной ориентации.

Профориентация в предлагаемом проекте рассматривается как система воспитательных, социально-психологических и обучающих мероприятий, способствующих свободному профессиональному самоопределению учащихся с ОВЗ в условиях современного динамичного рынка труда. Он реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. Профессиональное самоопределение рассматривается как важная часть социализации.

Актуальность проекта

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами профессионального образования, является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации. Профессиональная ориентация и профессиональная адаптация детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья требует разработки специальных методов диагностики профессиональных интересов и склонностей, учитывающих данные ограничения. К сожалению, на федеральном уровне отсутствует диагностический инструментарий, необходимый для профориентации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Основной целью проекта является профессиональная ориентация у подростков с ОВЗ на трудовой образ жизни, выявление и развитие способностей, интересов и самооценку - в соответствии с избираемой профессиональной деятельностью.

Целями социализации и профориентации с учащимися с ОВЗ

являются:

  • актуализация и содействие профессиональному самоопределению учащихся, обогащению их знаний, умений и навыков в выборе жизненного и профессионального пути на основе целенаправленной педагогической деятельности.
  • обогащение и совершенствование человеческой сущности подростков посредством социально-педагогической и социально-культурной поддержки их собственных усилий, направленных на обретение своей личностной, гражданской и социокультурной идентичности;

Задачами социализации и профориентации учащихся с ОВЗ выступают:

  • создание условий для личностного развития учащихся.
  • повышение уровня психологической компетенции учащихся посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, пробуждения потребности в самосовершенствовании.
  • выявление природных задатков и трансформация их в способности.
  • формирование у учащихся положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.
  • .активное привлечение к деятельности в рамках проекта всех участников педагогического процесса, в том числе и родителей учащихся.

Основные задачи проекта выполняются путем реализации мероприятий по профессиональной ориентации и обеспечения адаптации к рынку труда учащихся с ОВЗ, на основе плана мероприятий проекта профессиональной ориентации обучающихся.

Ценностные основы социализации и профориентации

Проект социализации и профориентации обучающихся с ОВЗ учитывает возрастные особенности и основные жизненные задачи возраста, воспитательные традиции, с учетом современных социокультурных условий развития детства в современной России. Возможность успешной реализации проекта в высокой степени зависит от того, насколько полно будут созданы условия для развития таких личностных качеств, как готовность и способность к саморазвитию, мотивированность к учению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности.
Принципы государственной политики в области образования задают общие смысловые и содержательные рамки для определения целей и задач социализации и профориентации обучающихся с ОВЗ:

- Принцип полисубъектности профориентации и социализации. В современных условиях процесс профориентации и социализации личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Подросток включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Эффективная организация профориентации и социализации современных подростков возможна при условии согласования социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта

- Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека.

- Принцип системно-деятельностной организации профориентации и воспитания. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках проекта их воспитания и профориентации осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Системно-деятельностная организация воспитания и профориентации должна преодолевать изоляцию подростковых сообществ от мира старших и младших и обеспечивать их полноценную и своевременную социализацию. В социальном плане подростковый возраст представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.
- Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.

- Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии.

- Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение литературы, участие в профориентационных мероприятиях.

- Принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации.

При проведении социализации и профориентации обучающихся с ОВЗ важно, чтобы работа педагога имела не только конкретный и хороший результат, но и была пронизана общечеловеческими ценностями и радостью общения с другим человеком. Поэтому в рамках проекта были определены следующие принципы:

- доброжелательность и готовность помочь тому, кто к тебе обратился;

- научность и достоверность информации;

- доступность предлагаемой информации;

- индивидуальный подход;

- современность и актуальность материалов;

- сотрудничество с другими специалистами (педагоги, психологи и др.).

Адресат проекта социализации и профориентации

При реализации проекта социализации и профориентации необходимо постоянно иметь в виду и такой фактор, как доверие подростков к педагогам и другим лицам, общающимся с ними и участвующим в совместной деятельности. Важно учитывать, что собственный социальный, профессиональный и социально-культурный опыт подростков ограничен.


Этапы реализации проекта

Проект предусматривает последовательность и непрерывность подготовки учащихся с ОВЗ к социализации и профессиональному самоопределению.

Основные направления проекта:

  • развитие деятельности учащихся, обеспечивающее формирование способности учащихся к адекватному и ответственному выбору будущей профессии; информирование учащихся, а также их родителей о рынке труда и образовательных услугах для решения задач профессиональной ориентации;
  • обеспечение условий для включения учащихся в моделируемую будущую профессиональную деятельность;
  • организация освоения социального и личностного смысла различных сфер профессиональной деятельности.

I этап (подготовительный, 2017-2018г.г.) - создание образовательным учреждением режима максимального благоприятствования процессам позитивной социализации и профориентации подростков

Первый этап предполагает обязательный углубленный анализ двух сред:

- широкого социального, социально-культурного, социально-экономического, социально-профессионального и т.д. пространства, в котором функционирует образовательное учреждение и которое задает рамки социализации и профориентации обучающихся;
- психологического, социального, культурного «фона», существующего в самом образовательном учреждении, степени и способов влияния внешних факторов на главных субъектов процесса социализации и профориентации: педагогов, учащихся и их родителей в целях выяснения сильных и слабых сторон характера их взаимоотношений между собой и с внешней средой и т.д.

На первом этапе:

- определяются внешние партнеры образовательного учреждения по реализации проекта (как внутри системы образования, так и за ее пределами), создаётся механизм их взаимодействия.

-разрабатываются нормативные документы, программы совместной деятельности с социумом.

- осуществляется теоретическая подготовка участников педагогического процесса к реализации технологии профессионального самоопределения воспитанников и программы.

II этап (формирующий, 2018-2020г.г.) - воспитание трудолюбия, позитивного отношения к учению, профессии, труду, жизни

Работа в соответствии с проектом. Реализация этапов технологии профессионального самоопределения воспитанников. Разработка комплексно — целевых программ.
На этом этапе реализуются различные цели профориентационной работы:

- Формирование основ профессиональной направленности и профессионального самопознания, развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии, проявление и развитие познавательных интересов и профессиональных намерений, способствующих эффективному включению в деятельность (мастер-классы, профориентационные игры).

- Формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей, потребности самодиагностике и диагностике профессиональных склонностей, обучение соответствующим приёмам (тестирование)

III этап –( корректирующий, 2020-2021г.г.)

Анализ результатов реализации технологии профессионального

самоопределения учащиеся с ОВЗ и данного проекта.

Корректировка содержания программы, форм сотрудничества с учреждениями (организация социума). Расширение сферы сотрудничества (промышленные предприятия, учебные заведения). Определение перспектив.

Основные направления и содержание проекта социализации

и профориентации учащимися с ОВЗ.
Содержанием проекта социализации и
профессиональной ориентации учащихся с ОВЗ является развитие деятельности учащихся, обеспечивающее формирование способности учащихся к адекватному и ответственному выбору будущей профессии.
Развитие деятельности учащихся осуществляется вне уроков, а также в процессе включения учащихся в различные виды деятельности в рамках клубных пространств, в процессе проектно-исследовательской деятельности.
В рамках преподавания разработанных дополнительных общеразвивающих программ: «Лаборатория профессионального успеха», «Выбор профессии –выбор будущего» педагогом создаются условия для обеспечения работы учащихся с содержанием образования программы профессиональной ориентации:

  • методическое выстраивание учебных курсов в виде последовательности учебных задач, постановка и решение которых становится содержанием познавательной деятельности учащихся;
  • организационного обеспечения возможности учащимся выстраивать образовательные коммуникации в рамках дополнительных занятий со своими сверстниками;
  • организационное обеспечение возможности выстраивания учащимися образовательных коммуникаций в разновозрастных группах;
  • - интеграция ресурсов информационных сетей (в том числе сети Интернет.

Во внеурочных пространствах ДДТ основным реализуемым содержанием образования программы профессиональной ориентации школьников становятся компетентности (универсальные и специальные), позволяющие учащимся научиться проектировать индивидуальные образовательные программы (ИОП), делать осознанный выбор будущей программы профессиональной подготовки и образовательного пространства для ее реализации:

- коммуникативная компетентность;

- способность к адекватному самооцениванию;

- оперативное и перспективное планирование;

- отслеживание собственных успехов и неудач, корректировка в связи с этим собственных индивидуальных образовательных программ;

В процессе деятельности в ДДТ акцент делается на:

  • Воспитание профориентационных умений:
    - осознанное понимание значимости выбираемой профессии;
    - выявление собственных задатков, склонностей, способностей;
    - осуществление осознанного выбора учащихся своей будущей профессиональной деятельности.
  • Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, профессии, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии:
    - осознание важности правильного выбора профессии и осуществления профессионального труда;
    - осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ; знание и уважение трудовых традиций своей семьи;
    - умение планировать профессиональную деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы;
    - сформированность позитивного отношения к учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам;
    - готовность к выбору профиля обучения на следующей ступени образования или профессиональному выбору в случае перехода в систему профессионального образования (умение ориентироваться на рынке труда, в мире профессий, в системе профессионального образования, соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профильного или профессионального образования);
    - Воспитание ценностного отношения к профессии, труду, профессиональной деятельности:
    - ценностное отношение к профессии, труду, профессиональной деятельности;

Кризисы профессионального развития личности

(по Э.Ф.Зеер)

Кризис

Факторы, обусловливающие кризис

Способы преодоления кризиса

Кризис учебно-профессиональной ориентации (14-16 лет)

Формирование профессиональных намерений и их реализация. Становление

«Я – концепции» и её

коррекция.

Выбор профессионального учебного заведения или способа профессиональной подготовки.

Кризис профессионального выбора (16-18 лет)

Неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой.

Смена мотивов учебно-профессиональной деятельности. Коррекция выбора профессии.

Виды деятельности и формы занятий по социализации

и профориентации учащихся с ОВЗ
Организация совместной деятельности ДДТ с общественными организациями, иными социальными субъектами по социализации и профориентации обучающихся.
Этап социализации учащихся включает:
- формирование активной гражданской позиции и ответственного поведения в процессе учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности обучающихся(ДДТ имеет договора о сотрудничестве с СПб ГБПОУ «Охтинский колледж», СПб ГПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий», СПб ГБПОУ «Садово-архитектурный колледж», СПб ГБПОУ «Колледж Петербургской Моды», Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов района, ГБОУ школа №5, 18 Центрального района, Территориальная Психолого-Медико-Педагогическая комиссия Центрального района (ТПМПК) и др.);
- усвоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих возрасту обучающихся в части освоения норм и правил общественного поведения;
- формирование у обучающегося собственного конструктивного стиля общественного поведения в ходе педагогически организованного взаимодействия с социальным окружением;
- достижение уровня физического, социального и духовного развития, адекватного своему возрасту и здоровью;
- осознание мотивов своей социальной деятельности;
- развитие способности к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива; формирование моральных чувств, необходимых привычек поведения, волевых качеств;
- владение формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека.
Этап профориентации предполагает, что у учащегося:
- сформирована позиция как субъекта собственной деятельности.
- сформирована позиция как субъекта собственной профессиональной деятельности.
- констатируется осознание особенностей тех или иных профессий, взаимосвязанных друг с другом;
- сформировано умение проектировать индивидуально или совместно со сверстниками при сопровождении методистов, психологов, педагогов индивидуальные образовательные программы, а затем реализовывать их, отслеживать собственные результаты освоения программы;

Основные направления и формы педагогической поддержки социализации и профориентации средствами учебно-воспитательной, общественной, коммуникативной и трудовой деятельности.

Педагогическая поддержка осуществляется по направлениям:
1 направление: создание в ГБУДО ДДТ режима максимального благоприятствования процессам позитивной социализации и профориентации подростков:

- первый обязательный этап (его можно считать подготовительным) предполагает обязательный углубленный анализ двух сред:

- широкого социального, социально-культурного, социально-экономического, социально-профессионального и т.д. пространства, в котором функционирует образовательное учреждение и которое задает рамки социализации и профориентации обучающихся;
- психологического, социального, культурного «фона», существующего в самом образовательном учреждении, степени и способов влияния внешних факторов на главных субъектов процесса социализации и профориентации: педагогов, учащихся и их родителей в целях выяснения сильных и слабых сторон характера их взаимоотношений между собой и с внешней средой и т.д.
При этом особое внимание следует уделить выяснению следующих моментов, связанных с позиционированием подростков в проекте:
- наличие у них собственных взглядов по конкретным направлениям социализации и профориентации, способность изменять их и вырабатывать новые;
- наличие и характер Я-концепции, уровень самоуважения и самопринятия, развитость чувства собственного достоинства;
- степень избирательности в профессиональных выборах;
- мера креативности как готовности и способности самостоятельно решать собственные проблемы, вопросы профессионального выбора, противостоять жизненным ситуациям, мешающим самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению; гибкость и одновременно устойчивость в меняющихся ситуациях, умение творчески подходить к жизни;

2 направление: воспитание трудолюбия, позитивного отношения к учению, профессии, труду, жизни:

- постепенное текстуальное знакомство с действующими перечнями профессий и специальностей начального и среднего профессионального, высшего образования с целью соотнесения с ними собственных интересов, склонностей, возможностей и жизненных перспектив; осознание на этой основе универсальной ценности получаемого общего образования и «образования-через-всю-жизнь»;

- изучение и обсуждение вместе с разновозрастными группами подростков типичных профессиональных жизненных сценариев, возможных благодаря образовательным возможностям, предоставляемым образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования;

- усвоение ценностного отношения к результатам человеческого труда, составляющим всю среду обитания, все достижения науки и искусства, техники и технологии;

- приобретение опыта собственного участия в различных коллективных профориентационных проектах;

-развитие на этой основе проектных, экспертных и иных компетентностей, требующих личной дисциплинированности, последовательности, настойчивости, самообразования и др.;

- безусловное уважение к любому честно трудящемуся человеку;

- поощрение и поддержка самообразования посредством Интернета, занятий в коллективах ДДТ, библиотеках, музеях, лекториях и т.п.

Виды деятельности и формы занятий:

  • на основе знакомства с действующими перечнями профессий и специальностей начального и среднего профессионального образования и заинтересованного обсуждения выделяются те виды (или области) деятельности, которые привлекли внимание того или иного подростка (группы подростков). Далее следует последовательный ряд мероприятий: посещение (если возможно) соответствующего учебного заведения, мастер-классов, профессиональных проб, профильного предприятия или учреждения, приглашение для углубленного разговора специалистов по выбранному направлению подготовки;
  • организация общения с профессионально успешными людьми с целью обсуждения роли полученного образования (общего, профессионального, постпрофессионального, самообразования и т.д.) и универсальных компетентностей в этом успехе; особо ценно, если таким профессионально успешным человеком окажется кто-либо из старших родственников учащихся данного образовательного учреждения, а также выпускники (круглый стол «Успешный человек и профессия»);
  • организация социальных проб, профессиональных экскурсий;
  • проведение сюжетно-ролевых экономических игр «Профессии от А до Я», олимпиад «Мы выбираем путь»(приложение);
  • создание ситуаций по мотивам различных профессий, проведения мероприятий ( ярмарки, конкурсы, города мастеров и т. д.), а также организация публичных мультимедийных самопрезентаций подростков «Мир моих увлечений», «Моя будущая профессия»;
  • приобретение опыта участия в различных видах общественно полезной, собственно творческой или исследовательской деятельности возможно на базе и взаимодействующих с «родным» образовательным учреждением учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (работа в творческих и мастерских, волонтерские акции «БабушкиНа радость», мастер-классы совместно с родителями «Спешите делать добро»);
  • проведение индивидуальной работы с методистами по профориентации, по проектированию индивидуальных образовательных программ, отслеживанию успешности реализации индивидуальной образовательной программы, индивидуальных достижений учащихся, психологическое тестирование, участие в тренингах.
  • проведение профориентационной беседы должно быть логично связано с учебным материалом и подготовлено предварительно. К процессу подготовки профориентационной беседы целесообразно привлекать самих учеников, например, поручить им собрать информацию по данному вопросу. Тематика профориентационных бесед должна отвечать особенностям учащихся и охватывать круг их интересов учеников;
  • проведение выставок, творческих конкурсов «Профессии моей семьи»;
  • проведение экскурсии как формы профориентационной работы дает возможность учащимся с ОВЗ непосредственно ознакомиться с профессией в реальных условиях, получить информацию из первоисточников.

Планируемые результаты социализации

и профориентации учащихся с ОВЗ

Социальная позиция человека может проявляться только в деятельности (или ее отсутствии), и именно в формах, способах и содержании этих проявлений фиксируются те результаты социализации, которые, с учетом сказанного, можно трактовать как персональную включенность подростков в реальную позитивную социальную и социокультурную практику. Это важнейший результат социализации и профессионализации учащихся подросткового возраста с ОВЗ

Мониторинг эффективности реализации ДДТ проекта

социализации и профориентации учащихся с ОВЗ
Основные принципы организации мониторинга эффективности реализации в ДДТ проекта социализации и профориентации учащихся с ОВЗ:
1. принцип системности

2. принцип личностно-социально-деятельностного подхода
3. принцип объективности

4. принцип детерминизма (причинной обусловленности)

5. принцип признания безусловного уважения
Методологический инструментарий мониторинга социализации и профориентации учащихся с ОВЗ предусматривает использование следующих методов:
#1058;естирование (метод тестов)
#1054;прос
#1040;нкетирование
#1048;нтервью

#1041;еседа

#1055;сихолого-педагогическое наблюдение

Основные риски проекта и пути их минимизации.

Основные риски проекта

Пути минимизации рисков

Низкая социальная активная родителей, общественности и социальных партнеров.

Организация мероприятий информационного характера через МО, СМИ, интернет-ресурсы, родительские собрания.

Недостаточная методическая подготовка педагогов.

Проведение методических семинаров, обмен опытом. Расширение внешних связей с другими участниками инновационных, социальных проектов.

Низкий уровень активности обучающихся с ОВЗ в участии предлагаемых проектом программ.

Организация мероприятий информационного характера, направленных на стимулирование и реализацию инициатив.

Прогнозируемый результат:

  • обеспечение условий для максимальной самореализации каждого воспитанника с опорой на его личностные ресурсы;
  • создание современной коррекционно-развивающей среды, способствующей социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья с последующей успешной интеграцией в общество;
  • создание службы мониторинга учебных достижений обучающихся с целью оптимизации солидарной ответственности всех участников образовательных отношений;
  • организация работы по непрерывному повышению профессиональной компетентности педагогов;

Особенности профессионального консультирования

учащихся с ОВЗ

Особенности консультирования в ГБУДО ДДТ определяются разными объективными факторами. Необходим строгий, индивидуальный и личностно-ориентированный подходы, преобладающие индивидуальных форм работ над групповым.

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимых трудностей, до детей с необратимым, тяжелым поражением центральной нервной системы. Все эти особенности осложняют профориентационную работу с данными группами детей. Необходимым условием консультирования учащихся является их желание консультироваться – получать помощь, а так же принять ответственность за свое профессиональное будущее. Границы данной ответственности варьируют у учащихся от высокой активности и самостоятельности до высокой инфантильности и зависимости от других.

В процессе профконсультирования специалисты ГБУДО ДДТ «Фонтанка-32» придерживаются следующих принципов:

  • Умение проявлять эмпатию, рефлексию, принятие;
  • Толерантность по отношению к детям с ОВЗ, их надеждам, страхам и личностным затруднениям.

Нормативно-правовой базой для разработки проекта и реализации

обозначенных в ней приоритетов и задач выступают

следующие документы:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации» (редакция от

#1075;.);

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от № 1662-р;
  2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от № 996-р;
  3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам, приказ Министерством просвещения РФ от №196;
  4. Комплекс мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2016-2020 годы, утвержденный Правительством РФ ;
  5. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от № 204, в части построения эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
  6. Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 – 2020 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от № 349-р, в рамках реализации Комплекса мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации Обучающихся в общеобразовательных организациях и развитие системы среднего профессионального образования, с учетом совмещения теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии (п.13, часть II);
  7. План мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от № 366-р;
  8. Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 года № 771-164;
  9. Программа развития районной системы образования на 2019-2024г.г. «Развития системы образования Центрального района Санкт-Петербурга: Стратегия социального партнерства».

Список литературы для педагогов и родителей

  1. Алейникова И. Социализация и воспитание обучающихся в условиях внедрения ФГОС // Управление школой. – 2011. – № 10. – С. 38-40.
  2. Афанасьева Н.В., Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» (сборник)// «Речь», 2007г.
  3. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Гаврикова Т.В. «Профориентационная работа со старшеклассниками в общеобразовательных школах России»// «Аспирант-соискатель», 2006г.
  5. Гурова Е.В., «Профориентационная работа в школе», // Москва, «Просвещение», 2007г.
  6. Гайдукова В.М. Социализации личности: размышления учителя о подготовке педагогов к реализации новых стандартов // Методист. – 2011. – № 3. – С. 45-47.
  7. Егорова Л.Н. Профориентация школьников основной школы // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2011. – № 1. – С. 45-48. – (ФГОС второго поколения).
  8. Зеер Э.Ф. «Психология профессионального самоопределения в ранней юности»//МПСИ, 2008г.
  9. Зотова Н.К., Саитбаева Э.Р. Деятельность по сопровождению процессов социализации и воспитания обучающихся в условиях внедрения ФГОС основного общего образования на региональном уровне // Методист. – 2011. – № 4. – С. 2-8.
  10. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.
  11. Краснова В.П. Воспитание и социализация учащихся: управление внедрением ФГОС основного общего образования // Практика административной работы в школе. – 2011. – № 4. – С. 26-30.
  12. Краюхин В. ФГОС для старшей школы: профориентация школьников // Первое сентября. – 2011. – № 9. – С. 3.
  13. Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения»//»Академия», 2009г.
  14. Лазарев В.С. Профессия и школьник: программно-целевой подход к ведению нового стандарта общего образования в школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2011. – № 2. – С. 3-9.
  15. Меньшенина Ж.М., Умникова Е.Л. Формирование основ профессионализации учащихся как одно из условий, способствующих совершенствованию личности // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2011. – № 2. – С. 14-18.
  16. Мудрик А.В., «Социализация человека»// учебное пособие, 2004г.
  17. Об организации внеурочной деятельности при ведении Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования (Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от – 33-296) // Вестник образования. – 2011. – № 11. – С. 4.
  18. Практическая психодиагностика (методики и тесты)// «Дом «Бахрах-М», 2002.
  19. Пряжникова Е.Ю.» Профориентация»// учебное пособие, 2007г// «Акцемия»
  20. Пряжников Н.С. «Методы активации личного и профессионального самооппределения»// «Московский психолого-социальный институт», 2002г.
  21. Соломин И.Л. «Ступени карьеры. Азбука профориентации»// «Речь», 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии в учреждении дополнительного образования детей

Технологическое творчество педагога – явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Но сегодня педагогических технологий применяется много. Как среди них выбрать? ...

Аттестационная работа «Модель социализации детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образования на примере СОШ №12 Центр образования» г. Серпухова»

В работе размещён теоретический и практический материал по организации и проведению учебного процесса ребёнка-инвалида (ДЦП со спастикой конечностей)...

Проект «Развитие системы поддержки детей с ОВЗ и детей-инвалидов средствами дополнительного образования»

       Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья традиционно рассматриваются как одна из наиболее уязвимых категорий детей с точки зрения их социальной усп...