Программа "Живая планета"
рабочая программа (8 класс)

Программа разработана в соответствии с требоания коррекционной педагогики для детей с ОВЗ УО. Направлена на привитие подрастающему поколению бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivaya_planeta_1.docx43.97 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор СОГБОУ

« «Демидовская школа-интернат»

____________А.В. Шевандин

смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Демидовская школа-интернат»

Рабочая программа

по экологии (факультатив)

«ЖИВАЯ ПЛАНЕТА»

для 8-9 классов

составитель:

учитель Кулешов И.В.

Образование и воспитание обучающихся в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому детей с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить обучающихся разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.

Программа рассчитана на учащихся 8-9 классов.

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, локальными актами ОУ.

Программа построена таким образом, чтобы внеурочная работа могла стать целенаправленной, систематической и результативной.

Направления работы над программой:

Познавательное направление работы над программой включило цикл познавательных мероприятий (использовались следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, викторины, конкурсы, просмотры видеофильмов), которые способствовали более глубокому изучению экологических проблем школьниками.

Практическое направление работы над программой связано с практическими делами (изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, озеленение класса, подкормка птиц), способствовало привитию бережного отношения детей к родной природе.

Исследовательское направление работы осуществляется при помощи экскурсий, фенологических наблюдений, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Общая характеристика учебного курса

Актуальность. В век новых технологий человек перестает ощущать себя частью природы, действует как хозяин и преобразователь, что ведет к формированию утилитарного подхода к окружающей среде, что ведет к ее неправильному использованию и загрязнению.

Под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:

  • интерес к природе;
  • знания о природе, воздействии человека на природу;
  • позитивная деятельность и поведение в природе.

Новизна данного курса заключается в том, что он построена на использовании именно таких способов усвоения экознаний, которые помогают формировать основные компетенции обучающихся.

Цель: научить любить, беречь природу, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на беседе экологического сознания, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования.

Задачи:

Образовательная: расширять кругозор, повышать интерес к предмету.

Развивающая: развивать логическое мышление, умения устанавливать причинно — следственные связи, умения рассуждать и делать выводы.

Воспитательная: развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетический ценности природы.

Описание места учебного курса в учебном плане

Содержание и методы обучения по данному направлению содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках биологии, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Курс открывает учащимся материальность основ жизни, формирует у них представление о научной картине мира.

Основные направления работы по программе:

Познавательно-исследовательское:

подготовка исследовательских рефератов, экскурсии а природу; участие в форумах, диспутах, викторинах, крнкурсах, экологические мониторинги, игры на экологические темы

Духовно-творческое:

конкурсы стихов, рассказов, плакатов, рисунков, сказок, театрализованные представления, изготовление поделок из природных материалов и бытовых отходов; фотовыставки, акциях

Просветительское:

проведение природных и виртуальных экскурсий по родному краю , изготовление эколистовок, плакатов, газет; агит. выступления;

Природоохранное:

уборка, благоустройство и озеленению пришкольной территории, создание и уход за цветочными клумбами, изготовление скворечников и кормушек (охрана птиц)

Принципы организации экологического воспитания:

систематичность,

непрерывность,

междисциплинарность содержания

Формы, методы и средства организации экологического воспитания:

Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая).

Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников:

по защите окружающей среды:

борьба с мусором, изготовление кормушек и домиков для птиц,

по улучшению природной среды:

озеленение класса, школьного участка, оформление клумб.

по сохранению и использованию эстетических ценностей природы:

сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала.

Одной из форм проведения занятий являются игры, такие как «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «Звёздный час», «Биологическое лото» и т.д.

Режим занятий:

(34 часа - 1 час в неделю).

Занятия осуществляются в кабинете биологии в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий. Так же в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций на свежем воздухе, для изучения объектов природы, изучения антропогенного влияния человека на природу, улучшения состояния окружающей среды, а также увеличение физической активности школьников.

Прогнозируемые результаты.

Реализация программы может способствовать:

- развитию и накоплению конкретных знаний о разнообразии растительного и животного мира;

- развитию и накоплению конкретных знаний об условиях обитания отдельных видов растений и животных;

- поможет формировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело;

- привлечение учащихся к проектной деятельности по биологии.

Содержание учебного курса «Живая планета»

Тема раздела

Количество

часов

1

Вводное занятие

1

2

Экскурсии в природу

2

3

Времена года

3

4

Жизнь животных

8

5

Жизнь растений

8

6

Мой край

5

7

Экология Земли

7

ИТОГО

34

Календарно тематическое планирование

Тема занятия

Содержание занятия

Форма занятия

Практическая деятельность, оборудование

Кол-во часов

Дата

Раздел: Вводное занятие

1

Ознакомление с планом работы.

Ознакомление с режимом и планом работы. Беседа о правилах безопасности.

Беседа.

Составление инструкции по технике безопасности.

Раздел: Экскурсии в природу

УУД:

  • Познавательные: владеть смысловым чтением; анализировать, обобщать, доказывать и делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.
  • Регулятивные: определять цель и проблему в учебной деятельности; выдвигать версии.
  • Коммуникативные: излагать свое мнение; понимать другую позицию; корректировать свое мнение.
  • Личностные: аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях; осознавать целостность мира и многообразие взглядов; осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах.

2

Природа и мы.

Что такое природа? Природа и человек. Ландшафты местности. Природа местности. Растения и животные местности. Взаимодействие человека и природы данной местности.

Экскурсия с элементами беседы и творчества.

Сбор природного материала.

Фотография природы.

3

Природа и искусство.

Чтение отрывков о природе из произведений. Писатели и художники о природе.

Экскурсия в библиотеку.

Чтение отрывков о природе из произведений. Писатели и художники о природе.

Раздел: Времена года

УУД:

  • Познавательные: владеть смысловым чтением; анализировать, обобщать, доказывать и делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; устанавливать аналогии.
  • Регулятивные: определять цель и проблему в учебной деятельности; выдвигать версии.
  • Коммуникативные: излагать свое мнение; понимать другую позицию; корректировать свое мнение;
  • Личностные: аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях; осознавать целостность мира и многообразие взглядов; осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах.

4

Планета Земля.

Уникальность планеты Земля. Место планеты Земля в Солнечной системе. Природные зоны земли. Живые организмы населяющие Землю. Человек на Земле

Видеоурок

Просмотр видеофильма с последующим его обсуждением. Работа с экологическими изданиями библиотеки.

5

Бушующая планета.

Изучение погоды. Наука метеорология. Ученые изучающие погоду. Писатели, поэты и художники о погоде.

Видеоурок

Просмотр видеофильма с последующим его обсуждением.

6

Времена года

Времена года в жизни животных и растений. Как сезоны влияют на жизнь животных, растений и людей. Как русские поэты описывали времена года.

Видеоурок

Просмотр видеофильма с последующим его обсуждением Чтение произведений о временах года.

Раздел: Жизнь животных

УУД:

  • Познавательные: владеть смысловым чтением; анализировать, обобщать, доказывать и делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; устанавливать аналогии; представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план), в т.ч. используя ИКТ.
  • Регулятивные: определять цель и проблему в учебной деятельности; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе или индивидуально; планировать действия в учебной ситуации используя ИКТ; работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки; оценивать степень и способы достижения цели.
  • Коммуникативные: излагать свое мнение; понимать другую позицию; корректировать свое мнение; различать в речи другого доказательства и факты; создавать устные и письменные тексты; организовывать работу в паре и преодолевать конфликты; использовать ИКТ.
  • Личностные: аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях; осознавать целостность мира и многообразие взглядов; осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах; осваивать новые социальные роли и правила; выбирать как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях.

7

Разнообразие животных на Земле.

Разнообразие животных на Земле. Путешествие по материкам. Описание животных.

Беседа

8

Эти загадочные животные.

Интересные факты о животных. Писатели и поэты о животных.

Беседа

9

Дикие и одомашненные животные

Оформление альбома «Животные в истории моей семьи». Животные в истории знаменитых семей.

Творческий урок

Проектная работа «Животные в истории моей семьи»

10

Памятники животным.

Работа с литературой и интернетом. Самые известные животные мира. Памятники животным во всем мире и истории о них.

Урок исследование

Проектная работа «Знаменитые животные мира»

11

Памятники животным.

Работа с литературой и интернетом. Самые известные животные мира. Памятники животным во всем мире и истории о них.

Урок исследование

Проектная работа «Знаменитые животные мира»

12

Редкие и охраняемые виды животных.

Изучение редких и охраняемых животных мира. Изучение красной книгой Хабаровского края.

Комбинированный урок (путешествие и исследование)

Работа с красной книгой Хабаровского края.

13

День птиц.

Викторина

Викторина

14

Повторение раздела животные

Повторение пройденного материала.

Биологическое лото

Раздел: Жизнь растений

УУД:

  • Познавательные: владеть смысловым чтением; анализировать, обобщать, доказывать и делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; устанавливать аналогии; представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план), в т.ч. используя ИКТ.
  • Регулятивные: определять цель и проблему в учебной деятельности; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе или индивидуально; планировать действия в учебной ситуации используя ИКТ; работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки; оценивать степень и способы достижения цели.
  • Коммуникативные: излагать свое мнение; понимать другую позицию; корректировать свое мнение; различать в речи другого доказательства и факты; создавать устные и письменные тексты; организовывать работу в паре и преодолевать конфликты; использовать ИКТ.
  • Личностные: аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях; осознавать целостность мира и многообразие взглядов; осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах; осваивать новые социальные роли и правила; выбирать как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях.

15

Разнообразие растений на Земле.

Разнообразие растений на Земле. Путешествие по материкам.

Беседа

Оформление стенгазеты «Тайны мира цветов»

16

Эти загадочные растения.

Интересные факты о растениях. Писатели и поэты о растениях.

Беседа

Изготовление поделок из природного материала. Рисунки.

17

Дикие и культурные растения

Дикие и культурные растения. История окультуривания растений. Наука селекция.

Беседа с элементами творчества

Изготовление поделок из природного материала. Рисунки.

18

Памятники растениям.

Работа с литературой и интернетом. Самые известные растения мира. Памятники растениям во всем мире и истории о них.

Урок исследование

19

Редкие и охраняемые виды растений

Изучение редких и охраняемых видов растений мира. Изучение красной книгой Хабаровского края.

Комбинированный урок (путешествие и исследование)

20

Лекарственные растения

Составление альбома «Лекарственные растения местности»

Творческий урок

Проектная работа «Лекарственные растения местности»

21

Лекарственные растения

Составление альбома «Лекарственные растения местности»

Творческий урок

Проектная работа «Лекарственные растения местности»

22

Повторение раздела растений

Повторение пройденного материала.

Биологическое лото

Раздел: Мой край

УУД:

  • Познавательные: владеть смысловым чтением; анализировать, обобщать, доказывать и делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; устанавливать аналогии; представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план), в т.ч. используя ИКТ.
  • Регулятивные: определять цель и проблему в учебной деятельности; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе или индивидуально; планировать действия в учебной ситуации используя ИКТ;
  • Коммуникативные: излагать свое мнение; понимать другую позицию; корректировать свое мнение; различать в речи другого доказательства и факты; создавать устные и письменные тексты; организовывать работу в паре и преодолевать конфликты; использовать ИКТ.
  • Личностные: аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях; осознавать целостность мира и многообразие взглядов; осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах; осваивать новые социальные роли и правила; выбирать как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях.

23

Природа Смоленского края.

Уникальность природы Хабаровского края. Животные и растения Хабаровского края. Реликты и эндемики края. Дальневосточные поэты и писатели о природе родного края.

Беседа с элементами творчества

Выставка фотографий «Природа родного края»

24

НП «Смоленскок Поозерье».

Редкие и охраняемые виды.

Творческий урок

Презентация »

25

Экологические проблемы

Изучение экологических изданий библиотеки. Подготовка докладов и сообщений.

Экскурсия в библиотеку

Изготовление поделок из ненужных вещей «Вторая жизнь»

26

Экологические проблемы Смоленщины

Семинар

27

Своя игра «Узнай свой край»

Игра

Раздел: Экология Земли

УУД:

  • Познавательные: владеть смысловым чтением; анализировать, обобщать, доказывать и делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; устанавливать аналогии; представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план), в т.ч. используя ИКТ.
  • Регулятивные: определять цель и проблему в учебной деятельности; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе или индивидуально; планировать действия в учебной ситуации используя ИКТ;
  • Коммуникативные: излагать свое мнение; понимать другую позицию; корректировать свое мнение; различать в речи другого доказательства и факты; создавать устные и письменные тексты; организовывать работу в паре и преодолевать конфликты; использовать ИКТ.
  • Личностные: аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях; осознавать целостность мира и многообразие взглядов; осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах; осваивать новые социальные роли и правила; выбирать как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях.

28

Вода в нашей жизни.

Изучение свойств воды. Изучение проблем загрязнения воды. Вода в жизни человека

Видеоурок

Просмотр видеофильма

29

Редкие и охраняемые виды растений и животных.

«Своя игра»

30

Загрязнение окружающей среды.

Экскурсия по экологически проблемным местам местности. Подготовка к конференции.

Экскурсия

Проектная и исследовательская работа «Экологические проблемы местности». Паспортизация родников.

31

Загрязнение окружающей среды.

Конференция

Проектная и исследовательская работа «Экологические проблемы местности»

32

День Земли.

История праздник «День Земли». История изучения планеты.

Беседа с элементами творчества

Рисунки и плакаты «Земля наш общий дом»

33

Экология Земли.

Изучение экологических изданий библиотеки. Подготовка докладов и сообщений.

Экскурсия в библиотеку

34

Итоговое занятие

Список литературы:

#1041;иологические экскурсии (Текст): кн. Для учителя/ И.В. Измайлов, В. Е.Михлин, Э. В. Шашков, Л. С. Шубкина. – М.: Просвещение, 2010.

#1042;неклассная работа по биологии (Текст): пособие для учителей/ А.И. Никишов, З.А. Мокеева, Е.В.Орловская, А.М. Семенова. – 2-еизд. перераб. – М.: Просвещение, 2010.

#1043;енкова, Л.Л., Славков, Н. Б., Почему это опасно.(Текст) - М.: Просвещение, 2011.

#1047;ахлебный, А.Н., Суравегин, И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе (Текст): пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011.

#1052;иркин, Б.М.,Наумова Л.Г. Экология России (Текст). - М.: Устойчивый мир, 2010г.

6. Сотник В.Ф. Кладовая здоровья- М. Экология. 2011.

7. Программа для детей и родителей «Экомир моей семьи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Планета женщин, планета мужчин"

Конспект открытого урока  "Основы психологии семейной жизни" 11 кл. Обобщающий с элементами тренинга."Планета женщин, планета мужчин"...

Презентация на тему: "Планеты земной группы" к открытому уроку :"Планеты земной группы".

Урок способствует хорошей подготовке учащихся к олимпиаде по астрономии и расширению знаний по астрономии....

Внеклассное мероприятие по химии "От планеты до планеты"

Внеклассное мероприятие или урок игра по химии для 8.9 классов....

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Планеты - гиганты и маленький Плутон.Природоведение 5 класс (к учебнику А.А.Плешакова.Н.И.Сонина).

Уроки по теме: " Соседи Солнца" ( Планеты земной группы и Планеты гиганты и маленький Плутон).Тест: "Соседи Солнца"Презентация к урокам: "Соседи Солнца"...

Внеклассное мероприятие по биологии «На планете все важны, на планете все нужны» (К всероссийскому дню посадки леса)

«Шуми, шуми, зеленый лес! Знаком мне шум твой величавый,И твой покой, и блеск небес над головой твоей кудрявой.Я с детства понимать привык твое молчание немоеИ твой таинственный язык как что-то ...

Фестиваль Дружбы Планет.Планета Нептун.

1 место в городском фестивале "Фестиваль планет"....