Главные вкладки
Технология "Исследовательская деятельность учащихся"
статья по краеведению
Технология «Исследовательская деятельность учащихся» как один из способов развития творческих, интеллектуальных способностей учащихся и патриотических качеств личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология «Исследовательская деятельность учащихся» как один из способов развития творческих, интеллектуальных способностей учащихся и патриотических качеств личности.
В своей учительской практике я применяю образовательную технологию «Исследовательская деятельность учащихся». Одно из главных направлений данной технологии - это развитие творческих способностей детей. Творчество - это высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество и творческая деятельность определяют человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но практический смысл. Человеку с творческим складом ума легче найти творческую “изюминку” в любом деле, достичь высоких результатов. Эффективность работы учителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит её к познавательной, творческой общественно-трудовой деятельности. Главное для учителя организовать работу так, чтобы у ребёнка был интерес. Принуждение - это враг творчества. Поэтому только та работа будет обеспечивать результат, которую ребёнок делает с увлечением, по собственному желанию, и способности в этом случае будут формироваться быстрее. Я считаю, что исследовательская работа и является таким видом деятельности. В каждом школьном коллективе есть одарённые дети. Роль учителя заключается в том, чтобы выявить и развить их творческие способности. Научно-исследовательскую работу я строю по такой схеме:
Диагностический этап.
Любое исследование начинается с выбора темы. Здесь важно учитывать не только интерес учащихся, но и психологический настрой, индивидуальные особенности будущего исследователя. Ответственным моментом диагностического этапа исследования является обозначение проблемы и обоснование актуальности.
Прогностический этап.
- Определяет объект исследования, то есть та часть практики или научного знания, которую нужно будет исследовать.
- Формируется цель исследования - это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в результате исследования.
- Выдвигается научная гипотеза - развёрнутое предположение о том, в чём сущность явления и как оно протекает. Это своеобразное в обобщённом виде исследование в уме. Посылкой для построения гипотезы является опора познания в науке. Гипотеза формируется по типу: «если, - то» или «чем, - тем»
- Определив цель, гипотезу, объект, учащийся конкретизирует тему и определяет пути доказательства гипотезы, то есть задачи исследования. Задачи исследования – это самостоятельные шаги, то есть «подцели», решение которых в совокупности должно обеспечить достижение общей цели. Задачи отвечают на вопрос: «Что я должен сделать для достижения цели?»
5. Следующим шагом исследования будет составление календарного плана исследования.
Практический этап- реализация планов исследования, описание хода работы (опыты, наблюдения, эксперименты).
Обобщающий этап включает в себя:
-систематизацию, анализ, оценку результатов.
-составление демонстрационного материала.
-формирование выводов (выяснить, достигнута ли общая, поставленная цель).
Внедренческий этап.
Проведённая исследовательская работа может и должна получить дальнейшее применение. Это различные выступления, доклады, публикации в прессе).
В основном, все исследовательские работы моих учеников связаны с изучением традиций, языка, фольклора своей малой родины. Актуальность данной тематики обусловлена общественной потребностью в возрождении интереса к культуре своей малой родины. Изучение традиций своего народа, жанрового своеобразия фольклора - важные составляющие культуры современного человека. Чтобы человек стал настоящей личностью, необходимо с детства прививать ему любовь к культуре своего народа. С чего начинается любовь к малой родине? Прежде всего, с любви к родным местам, языку, традициям, фольклору. Нужно внимательно относиться к истокам культуры своей малой родины, бережно хранить доставшееся нам наследие. Как известно, нет будущего у того народа, который не знает своего прошлого. И не случайно академик Д.С. Лихачёв ввёл такое понятие, как экология «культуры», которое означает и сбережение культурной среды, и сохранение активной действенной памяти о прошлом любого народа, и понимание невосполнимости разрушенных памятников и явлений культуры, и осознание опасности забвения. Он призывал внимательно относиться к родной истории, которая воспитывает любовь и уважение к своей стране, к своим предкам. Сохранение культуры своей малой родины – это сохранение памяти о своём народе. Необходимо, чтобы с ранних лет ребёнок чувствовал, что он одно из звеньев в бесконечной цепи поколений, и он обязан передать память следующим поколениям. Необходимо активно использовать в работе краеведческий материал, чтобы воспитать в детях чувство патриотизма. Воспитание любви к Родине заключается в сохранении культурного наследия, в бережном отношении к нему. Остановлюсь на конкретном примере из своей работы. На протяжении нескольких лет я со своими учениками исследовала диалектные особенности языка жителей нашего сельского поселения. Ребята активно включились в работу. Каждый из них завёл словарик диалектных слов. Они стали внимательно вслушиваться в речь односельчан. В основном, мы организовывали встречи с людьми старшего поколения. Никто из них не отказывался от общения с нами. Заранее дети разрабатывали вопросники, с их помощью легче было общаться с информаторами. Речь многих жителей ребята записывали на аудиокассету. То есть мы использовали в работе метод наблюдения, беседы, интервью. Собранный материал ребята под моим руководством обработали, составили картотеку. В итоге исследовательской работы по изучению истории языка родного края мы составили «Словарь диалектных слов». Выполняя эту работу, мы ставили следующие задачи:
1.Проанализировать речь жителей, выявить диалектные черты
2.Описать диалектную лексику с точки зрения фонетических и грамматических особенностей.
3.Расположить диалектные слова в алфавитном порядке, иллюстрируя их примерами разговорной лексики и фрагментами фольклора.
Кроме диалектов ребята записывали пословицы, поговорки, частушки, загадки и другие жанры фольклора. Работы по исследованию языка мы представляли на научно - практических конференциях районного и областного уровня, и они были успешны. Наше исследование не закончилось, мы продолжаем собирать диалекты. Для чего мы делаем эту работу? Во – первых, изучать диалекты необходимо, так как они играют большую роль в развитии литературного языка: на всём протяжении его существования диалектные слова обогащали литературный язык, пополняя его словарный состав, воздействовали на развитие других его сторон. Это влияние будет продолжаться и в будущем. Изучение диалектов имеет и воспитательную функцию. Изучать диалекты – это значит и изучать свою малую родину». «Малая родина» - это не только природа в деревне и история в городе, но ещё и человеческие взаимоотношения, уклад и традиции живущих там людей. Это и язык!» Так писал Валентин Распутин в статье «Нужно взволнованное слово». Авторы книги «Русское слово» (Введенская Л.А. , Баранов М.Т., Гвоздарёв ЮА.) задают вопрос в своей книге: « Потеряем ли мы что – нибудь, если не сохраним этих слов?» И отвечают: «Да, потеряем, и потеряем не меньше, чем мы потеряли бы, если бы не сохранили те памятники старины (старинную одежду, домашнюю утварь, древнейшие рукописи и пр.), которые так заботливо собираются и бережно хранятся в наших музеях, архивах, научных библиотеках. …Потерять диалектные слова – это значит потерять для науки, для истории нашего народа, истории его духовной и материальной культуры, его языка значительную часть того, что составляло содержание жизни миллионов людей в течение многих столетий. Вот почему наш долг, наша святая обязанность сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи». Материал, используемый в работах, способствует патриотическому воспитанию, развитию творческих способностей.
В заключение, хочу отметить, что в условиях модернизации образования исследовательская деятельность учащихся является инструментом повышения качества образования. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт.
Поведение человека определяется его жизненными ценностями. В чём ценность исследовательской деятельности для учащихся?
- Ценность достижения истины (или стремления к ней).
- Деятельностный характер: деятельность (её принято называть творчеством) требует непрерывного созидания идей. Исследование требует как постоянной мыследеятельности, так и практической деятельности, которая направлена на проверку выдвигаемых гипотез.
- Творческий подход к решению проблем. То есть нестандартные решения, выход за рамки стереотипов.
- Мыслекоммуникация, осуществляемая через изучение научных текстов, и коммуникация в разнопозиционном сообществе, то есть учёт разных позиций, мнений.
- Продуктивность (создание культурных текстов в виде статей и т. п.).
Обозначенные ценности отвечают внутренним потребностям детско-юношеского возраста в познании окружающего мира, в активности, в общении.
Реализация этих потребностей способствует деятельностному освоению окружающей действительности, успешному профессиональному и социальному самоопределению.
Формирование указанных ценностей создаёт альтернативу активно навязываемым через средства массовой информации «образцам новой культуры», главными основаниями которых являются материальные ценности и стереотипы массового сознания.
- Леонтович, А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. Народное образование. — 1999. — № 10.
- Обухов, А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. Народное образование. — 1999. — № 10.
- Сборник статей «Научно – исследовательская деятельность ученика и учителя»- Омск: ООИПРО, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Таблица деятельности учителя в соответствии с ситуацией и мотивами деятельности учащегося.
Кодификатор 1а. Как должен вести себя учитель в той или иной ситуации. Социальный компонент образовательной компетенции. Оксофордское качество....
Исследовательская деятельность учащихся в рамках элективного курса как способ развития познавательной самостоятельности учащихся
Элективный курс "Начала исследовательской химии" решает многие образовательные задачи. Одна из них - развитие навыков исследовательской деятельности. Данный материал может быть интересен тем педагогам...
Активизация учебно-познавательной деятельности деятельности учащихся на уроках географии
Актуальность опыта. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и ...
Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности.
Эффективность преподавания и активизация познавательного интереса учащихся зависит от того, как организовано взаимодействие учителя с учащимися и между учащимися.Наиболее важными особенностями совреме...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся
На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствован...
Обобщение опыта работы учителя химии и биологии Волоховой Ж.А. по теме "Исследовательская деятельность учащихся как средство активизации познавательной активности учащихся".
Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся при изучении биологии....
Проектная деятельность учащихся как средство развития исследовательских умений учащихся при изучении курса географии в школе
В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать п...