Функциональная грамотность в работе классного руководителя
материал
Формирование функциональной грамотности во внеурочное время
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funktsionalnaya_gramotnost_v_rabote_klassnogo_rukovoditelya.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Функциональная грамотность в деятельности классного руководителя
«Функционально грамотный человек — это человек,
который способен использовать все постоянно
приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки
для решения максимально широкого диапазона жизненных
задач в различных сферах человеческой деятельности,
общения и социальных отношений »
Леонтьев А.А.
Функциональная грамотность – умение человека взаимодействовать с окружающим миром по максимуму и стремительно приспособиться и действовать в нем.
Функциональная грамотность есть высочайший уровень познаний, умений и способностей, гарантирующий нормальную деятельность человека в концепции социальных взаимоотношений, какой является по минимуму важным для
реализации жизнедеятельности личности в определенной цивилизованной среде.
Функциональная грамотность с точки зрения ФГОС третьего поколения
определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных,
метапредметных и универсальных учебных действий. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают не только определиться с будущей профессией, но и найти место в жизни, суметь решить разные
жизненные проблемы.
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом. Функциональная грамотность – это уровень знаний, умений, навыков, которые обеспечивают функционирование личности в системе социальных отношений
Функциональная грамотность включает:
- готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;
- возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
- способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
- совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.
Именно сегодня классный руководитель играет важную роль в формировании функциональной грамотности учащихся. Хорошему классному руководителю не безразлично какими его воспитанники выйдут в жизнь, как они смогут адаптироваться в обществе. Цель классного руководства - содействие индивидуальному развитию личности и поддержка в нелегком вхождении школьников в общественную жизнь. Этим объясняется актуальность развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества. Задача классного руководителя - оказывать помощь и содействие учителям в формировании читательской и других видов функциональной грамотности, вести разъяснительную работу с обучающимися и их родителями (законными представителями) о важности формировании функциональной грамотности для успешного определения ребенка в социуме. В работе современного классного руководителя важно не заставлять детей заучивать и повторять алгоритм определенных действий, а способствовать осмыслению ситуации самими воспитанниками, формировать потребности в приобретении необходимой информации, овладении определенным способом действий и умении ориентироваться в том, в каких ситуациях он может применить полученные знания и умения.
Основные признаки функционально грамотной личности – человек самостоятельный, познающий, умеющий жить среди людей, обладающий определенными качествами и способностями: способность выбирать и использовать различные технологии, способность видеть проблемы и искать пути их решения, способность учиться на протяжении жизни. Функционально грамотный человек владеет механизмом быстрой адаптации в современном мире. Формирование функциональной грамотности классным руководителем направлено на решение, в основном, бытовых проблем и связано с решением стандартных задач.
Индикаторами функциональной грамотности являются: общая функциональная грамотность, функциональная грамотность действий в чрезвычайных ситуациях, компьютерная грамотность, информационная грамотность, коммуникативная грамотность, функциональная грамотность при решении бытовых проблем. Все индикаторы находят отражение в работе классного руководителя и реализуются в ходе воспитательных мероприятий.
Например, общая функциональная грамотность формируется в ходе таких мероприятий как «Посвящение в пятиклассники», где учащиеся знакомятся с новым классным руководителем, где нужно не стесняться, рассказать о себе, подбирая нужные слова.
Функциональная грамотность действий в чрезвычайных ситуациях формируется в ходе таких традиционных мероприятий школы как «День здоровья», «Веселые старты». Школьники учатся заботиться о своем здоровье, вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности, работать в команде.
Функциональная грамотность при решении бытовых проблем формируется в ходе таких мероприятий как «Весенняя неделя добра» (уборка территории школы, наведение порядка в классе, дежурство по классу, генеральная уборка), которые учат школьников планировать свою деятельность, распределять время, выбирать орудия труда.
Классный руководитель должен уметь строить своею деятельность так, чтобы она как можно лучше подходила ученикам: разделение заданий по уровню сложности и объёму, самостоятельная работа и ответная реакция, применение творческих заданий. Классный руководитель должен владеть различными способами оценки: инструментов оценивания, партнёрская оценка, личное самооценивание или в группе. Когда классный руководитель сам вовлечён в процесс деятельности, создаётся нужная атмосфера в классе: дети принимают энергичное участие в жизни класса, они активны, им интересно всё, что происходит на занятиях, они отвечают эмоционально и нестандартно. Атмосфера на занятиях живая и воодушевляющая, дети чувствуют себя комфортно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"
В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы VIII вида по профориентации учащихся....
Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"
В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).
Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...
Обобщение опыта работы классного руководителя по теме: "Роль классного руководителя в интеллектуальном развитии ребенка"
В данной статье я обобщаю свой опыт работы класснного руководителя по развитию интеллектуалых способностей, так как ученик и его интеллектуальные возможности - одно из важных направл...
Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/
Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....
Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"
Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...
Справка по итогам тематической проверки по теме: «Работа классного руководителя по развитию активной родительской позиции в рамках предмета «Чтение» с целью оценки уровня организации работы классного руководителя»
Данный материал разработан с целью выявления читательской активности у школьников с нарушениями речи и их родителей....