Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся 5-6 класса на уроках математики.
презентация к уроку (6 класс)

Сафонова Ирина Васильевна

В качестве одного из средств формирования выбраны нестандартные математические задачи, которые в процессе обучения выполняют следующие дидактические функции:

 -открытие новых (неизвестных ученику) знаний (установление существенных признаков понятий, выявление математических закономерностей, поиск доказательства математического утверждения и т.п.);

 -углубление изучаемых знаний (выведение следствий из факта принадлежности объекта объему понятия, определение новых взаимосвязей между объектами, принадлежащими объему понятия и т.п.);

 -систематизация изученных знаний (установление отношений между понятиями); -выявление взаимосвязей между математическими положениями, структурирование учебного материала и т.п.);

-обучение учащихся способам деятельности.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся 5-6 класса на уроках математики Подготовила:Сафонова И.В.

Слайд 2

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ТЕРМИН «УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ» - УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ, Т. Е. СПОСОБНОСТЬ СУБЪЕКТА К САМОРАЗВИТИЮ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПУТЕМ СОЗНАТЕЛЬНОГО И АКТИВНОГО ПРИСВОЕНИЯ НОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА, СОВОКУПНОСТЬ СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ УЧАЩЕГОСЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ, ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ, ВКЛЮЧАЯ ОРГАНИЗАЦИЮ ЭТОГО ПРОЦЕССА.

Слайд 3

Условия для формирования мотивации учащихся 5-6 классов к учебно-познавательной деятельности. В качестве одного из средств формирования выбраны нестандартные математические задачи, которые в процессе обучения выполняют следующие дидактические функции: -открытие новых (неизвестных ученику) знаний (установление существенных признаков понятий, выявление математических закономерностей, поиск доказательства математического утверждения и т.п.); -углубление изучаемых знаний (выведение следствий из факта принадлежности объекта объему понятия, определение новых взаимосвязей между объектами, принадлежащими объему понятия и т.п.); -систематизация изученных знаний (установление отношений между понятиями); - выявление взаимосвязей между математическими положениями, структурирование учебного материала и т.п.); -обучение учащихся способам деятельности.

Слайд 4

Обучение поиску решения нестандартных математических задач организовано на основе свободного, осознанного выбора учащимися вида ориентировочной основы действия (алгоритмическое предписание, вопросно-ответная система, эвристическое предписание) и определять ее содержание и структуру с учетом уровней формирования мотивации к учебно-познавательной деятельности (общепознавательный, познавательно- деятельностный, самообразования)

Слайд 5

Процесс обучения учащихся поиску решения нестандартных задач направлен на формирование каждого из компонентов мотивации к учебно-познавательной деятельности: -продуктивного (формирование намерения учащегося проявлять поисковую активность по решению нестандартной математической задачи на основе актуализации познавательной потребности посредством создания проблемных ситуаций разного уровня сложности, описанных в нестандартных задачах), -когнитивного (формирование положительного опыта самостоятельной поисковой деятельности по решению нестандартных математических задач на основе овладения обобщенным способам деятельности, -приемами рационального эвристического поиска решения задачи и приемами организации познавательной деятельности), -ценностно-волевого (развитие ценностных ориентаций учащихся, проявляющихся в их личностных позициях к учебно-познавательной деятельности).

Слайд 6

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «СФЕРЫ» - ШАГ К РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ.

Слайд 8

Электронный учебник - неотъемлемая часть УМК. Основным его достоинством является наличие флеш - презентаций по всем темам курса, интерактивные упражнения, виртуальные лаборатории по всем разделам курса. Ученики с огромным желанием и интересом решают задачи на интерактивной доске, что является большим стимулом развития и сохранения интереса при изучении такого сложного предмета, как математика.

Слайд 10

Нестандартные математические задачи, для решения которых у учащихся в данный момент времени отсутствуют точно определенные операции и алгоритмы решения; задачи, поиск плана решения которых требует новых идей, неочевидных действий; задачи, решение которых предполагает интеграцию знаний из разных разделов курса математики; задачи, фабула которых отличается оригинальностью

Слайд 13

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УУД Познавательные общеучебные моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач Познавательные логические анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия Коммуникативные использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.

Слайд 14

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УУД Обеспечение возможностей учащимися самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Создание условий для развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному самообразованию, компетентности «научить учиться» толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков, формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания

Слайд 15

Примеры заданий

Слайд 16

Для приготовления напитка берут 3 части малинового сиропа и 6 частей воды. Сколько надо взять сиропа, чтобы получить 600 г напитка? Создание проблемной ситуации учителем и формирование проблемы учениками Пусть масса одной части х г. 3х+6х=600 9х=900 Х=100 3х=300 Решение: Пусть масса одной части напитка х г. Тогда масса сиропа 3х г, а масса напитка (3х+6х)г. По условию задачи масса напитка 900 г. Получим уравнение 3х+6х=900. Отсюда 9х=900, х=900/9 и х=100, то (100*3=300) и воды 600г (100*6=600). Проверка: 300+600=900 Ответ: 300г. регулятивные Личностные УУД: проявление внимания, интереса, желания больше знать, самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве. Поиск решения проблемы учениками Решение задачи Определение степени успешности выполнения своей работы Сироп 3х г 600 г Вода 6х г

Слайд 17

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД 1. СКОЛЬКО СУЩЕСТВУЕТ ФЛАГОВ, СОСТАВЛЕННЫХ ИЗ ТРЕХ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ ПОЛОС ОДИНАКОВОЙ ШИРИНЫ И РАЗЛИЧНЫХ ЦВЕТОВ - БЕЛОГО, КРАСНОГО И СИНЕГО. ЕСТЬ ЛИ СРЕДИ ЭТИХ ФЛАГОВ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ? ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, ОТНОШЕНИЕ К СОЦИАЛЬНЫМ ЦЕННОСТЯМ: ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К КУЛЬТУРЕ И ИСТОРИИ РОДНОЙ СТРАНЫ, А ТАКЖЕ УВАЖЕНИЯ К ЦЕННОСТЯМ И КУЛЬТУР ДРУГИХ НАРОДОВ.

Слайд 18

Регулятивные УУД: ТЕМА: «ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ПЛОЩАДЕЙ» ИСКЛЮЧИТЕ ЛИШНЕЕ М 2 , ДМ 2 , М 2 , ГА, КМ 2 , А , СМ 2 . ОБЪЯСНИТЕ СВОЕ РЕШЕНИЕ. РАСПОЛОЖИТЕ ЕДИНИЦЫ В ПОРЯДКЕ УБЫВАНИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛЕВЫХ УЧЕБНЫХ УСТАНОВОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫСТРАИВАНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ НЕОБХОДИМЫХ ОПЕРАЦИЙ (АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ) Тема: «Окружность» Через точку А проведите касательную к окружности. Отметьте на окружности точки В, Д, С и постройте касательные в этих точках.

Слайд 19

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:

Слайд 20

Групповая работа – класс делится на группы по 5-6 человек. Задание составить кроссворд по теме: «Треугольники и четырехугольники». Далее группы обмениваются кроссвордами и решают работа какой группы наиболее полно и интересно отразила понятие данной темы. Формирование коммуникативных действий, направленных структурирование информации по данной теме, умение сотрудничать в процессе создания

Слайд 21

Первый опыт работы показал, что формирование познавательных универсальных учебных действий и учащихся 5-6 класса позволяет: повысить качество обучения и воспитания; грамотно формировать учебную мотивацию; прививать интерес к предмету и к процессу познания в целом, более эффективно, чем это возможно делать при работе со старыми учебниками; сделать урок для ученика интересным, наглядным, современным.

Слайд 22

Рекомендации по развитию познавательных УУД Если вы хотите чтобы дети усвоили материал, по вашему предмету научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) - пример - значение материала). Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

Слайд 23

Результаты: наметилась положительная динамика выполнения заданий «особого характера» повысилась общая успеваемость увеличилось количество учащихся выбирающих дополнительные занятия по математике увеличилось количество участвующих в предметных конкурсах и олимпиадах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический текст как средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся 5-го класса (на примере УМК С.И. Львовой)

В работе раскрывается процесс формирования познавательных УУД на уроках русского языка в 5 классе при работе с лингвистическими текстами....

Использование технологии проблемного диалога на уроках математики как средство формирования познавательных универсальных учебных действий.

Красноперова Л.А., учитель математики МБОУ «Гимназия №22»г. Белгорода Модернизация современного образования ставит перед общеобразовательной школой новые задачи: формирования опыта самостоятельно...

Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом проектов на уроках английского языка

Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучения иност...

«Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся на уровне основного общего образования через исследовательскую и проектную деятельность»

Приоритетным направлением, обозначенным в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, фо...

Статья "Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом проектов на уроках английского языка"

Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучения иност...