Особенности речевого развития детей 2 лет
материал
На втором году жизни маленького человека интересует абсолютно все, что происходит вокруг него. Он внимательно следит за различными предметами и учится с ними взаимодействовать. Погружение во внешний мир происходит в основном за счет получения новой информации от взрослых людей. Но получить новые знания и необходимую помощь ребенок может только, если он овладеет речью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_goda.docx | 18.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности речевого развития детей 2 лет
В два года малыш уже хорошо говорит. Он может объяснить родителям, что ему нужно, делится своими впечатлениями, пытается наладить общение с ровесниками и взрослыми людьми. Если ребенок развивается нормально, то к двум с половиной годам его словарный запас составляет уже 1000-1200 слов.
Это в несколько раз больше, чем было в два года. Примерно 60% словарного запаса составляют существительные, 25% глаголы, 10% прилагательные. Оставшиеся проценты приходятся на предлоги, местоимения, наречия. Числительные, причастия и деепричастия в этом возрасте ребенок практически не использует.
При помощи прилагательных младенец обычно обозначает цвет, размеры, свойства различных предметов, их форму и качество.
В речи малыша начинают активно звучать обобщающие слова (овощи, игрушки, мебель, одежда и так далее). Он пока часто путает предметы одной группы и может называть их все одним словом (например, ботинками он называет и тапочки, и сапоги, и туфли). Облегченные слова (например, «ням-ням» вместо «хочу есть») встречаются в речи ребенка все реже. Активно развивается творческая составляющая. Ребенок в этом возрасте начинает сам придумывать слова.
Грамматические особенности речи
В два года ребенок чаще всего общается восклицательными или повествовательными предложениями. Они обычно простые, короткие. Сложные предложения возникают редко, малыш учится им, слушая речь родителей. Слова в предложениях обычно стоят на своих местах, но ребенок в этом возрасте может путать падежи.
Дети используют вопросительные слова (почему, когда, где, как и другие), но чаще придают предложению вопросительную форму интонацией.
Звукопроизношение
Речевые органы у ребенка в два года и старше уже окрепли, мышцы челюстей, губ, языка начинают работать более слаженно. Однако, извлечение некоторых звуков пока дается ребенку сложно, хотя он и пытается произносить их максимально близко к оригиналу.
Труднее всего даются шипящие звуки, которые малыш заменяет свистящими (шапку он называет сяпкой, кошку − коской, кашу − касей и так далее). Также некоторые твердые звуки он может заменять мягкими (например, дай-дяй). Если рядом стоят две согласные, то одна из них может выпадать из речи, особенно если это сложные звуки (например, вместо травка ребенок говорит тавка).
Сложные слова, которые состоят из 3-4 слогов, малыш старается укорачивать. Также он может для удобства менять слоги местами, пропускать буквы и так далее. Дети одного и того же возраста могут развиваться по-разному. Кто-то к трем годам уже полностью осваивает все звуки языка, включая сложный артикуляционный звук «р», другие говорят нечетко, большая часть звуков отсутствует. Некоторые дети в этом возрасте вообще еще не говорят.
Норма речевого развития
Каждый ребенок неповторим и индивидуален, поэтому нормы развития речи формируются по некому усредненному показателю. Диагноз «задержка речи» в два года еще не ставится. Если родителей волнуют вопросы речевого развития малыша, то они могут записать его на прием к детскому неврологу, который поможет разобраться в ситуации.
Нормой в два года считается, если ребенок:
- много болтает, его словарный запас насчитывает от 10 до 300 простых слов;
- умеет отвечать на заданные вопросы словами «нет» и «да»;
- прощается и здоровается (или машет рукой);
- понимает просьбы и речь взрослого;
- показывает рукой на разные предметы и пытается назвать их.
Эти нормы устанавливаются для возраста от двух до трех лет, поэтому не нужно требовать от малыша, которому едва исполнилось два годика, невозможного. Логопеды рекомендуют родителям внимательно отслеживать развитие речи у ребенка, заниматься с ним. Насторожиться следует, если в течение 2-3 месяцев малыш находится на одном уровне развития и не прогрессирует.
Признаки нарушения развития речи
Причины задержки речи ребенка в 2 года разделяют на социальные и физиологические. Насторожиться и показать малыша специалисту рекомендуется в следующих случаях:
- спустя месяц после рождения у младенца отсутствует реакция на голоса других людей;
- в раннем возрасте (2-4 месяца) не начинается гуление;
- в 8-9 месяцев малыш не лепечет, редко издает звуки;
- в 12-18 месяцев не откликается на свое имя, не произносит простые слоги;
- в полтора года и старше не воспринимает на слух обращение к нему, просьбы и слова, испытывает трудности с пережевыванием пищи, не использует жесты и пытается добиться своего только плачем;
- отсутствие речи у ребенка 2 лет — малыш не способен говорить фразами, не знает названий простых предметов, не желает учить новые слова, имеет маленький (не более 20 слов) словарный запас.
В этом случае рекомендуется обратиться к специалисту и пройти обследование. Диагноз ЗРР (задержка речевого развития) ставит врач после проведения необходимых диагностических процедур.
Как избежать задержки развития речи
При проблемах с речью не нужно затягивать с визитом к доктору. Чем раньше будет выявлены причины и начнется лечение, тем проще. Если с решением вопроса затянуть, то это может привести к нарастанию отрицательной динамики и развитию задержки речевого развития.
Некоторые родители думают, что терапией ЗРР логопеды. Это не совсем так. Данные специалисты
научат ребенка правильно произносить звуки, составлять предложения, проведут логопедический массаж для улучшения речи ребенка в 2 года.
Но комплексное обучение ребенка речи в 2 года – это задача одновременно для нескольких специалистов. Малышу помимо логопеда необходима помощь дефектолога, невропатолога, детского психолога. Данная патология имеет неврологическое происхождение и часто сопровождается патологическими изменениями в головном мозге. При отсутствии лечения со временем могут возникнуть расстройства психики.
Поэтому лечение задержки речи назначается индивидуально для каждого пациента и проводится под контролем специалиста. Для ускорения постановки речи у детей 2 лет доктор может прописать лекарственные препараты (витамины, ангиопротекторы, ноотропы, успокоительные и противосудорожные средства). Витамины для речи ребенка в 2 года принимают по индивидуальной схеме. Процесс усвоения витаминных веществ в организме довольно сложен, поэтому требует наблюдения в динамике.
Домашние занятия по развитию речи ребенка в 2 года
Одним из самых эффективных методов развития речи являются занятия речевой гимнастикой для детей 2 лет. Это особый комплекс логопедических упражнений для запуска речи ребенку в 2 года, при помощи которого улучшают развитие и подвижность лицевых мышц.
Занятия проводятся в игровой форме. Вместе с ребенком нужно дурачиться, вытягивать губы трубочкой, показывать язык, сдувать со стола легкие предметы (например, бумажные салфетки), выдувать мыльные пузыри, учиться смыкать зубы, улыбаться.
Заниматься можно, сидя напротив ребенка или вместе с ним смотря в зеркало. Малыш обычно с большим удовольствием выполняет эти несложные упражнения вместе с родителями. Очень важно, чтобы он получал удовольствие от происходящего, не нужно его заставлять.
Также важно развивать мелкую моторику, это одна из самых эффективных методик запуска речи у детей 2 лет. Малышу можно делать массаж стоп и ладоней, играть в пальчиковые игры, давать ему трогать разные материалы (шерсть, камни, крупы, песок и так далее) под надзором взрослых, делать зарядку, ходить по дому босиком, лепить, рисовать и так далее.
Большинству детей нравится подражать действиям и звукам, которые издают животные. Это также можно использовать. Подвижные, развивающие речь игры для детей 2 лет на свежем воздухе способствуют не только формированию речевых навыков, но и общему развитию малыша.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта
Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и...
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с ОВЗ "
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с ОВЗ в раннем и дошкольном возрасте"...
Особенности речевого развития детей с ОВЗ 8 вида.
Выступление на семинаре по логопедии (ноябрь 2014г)....
Особенности речевого развития детей 6 лет.
Выступление учителя-логопеда на родительском собрании....
Особенности речевого развития детей с открытой ринолалией.
Методическая разработка посвящается проблеме: каковы возможности и условия коррекционной работы с детьми с открытой ринолалией. Практическая значимость работы состоит в том, что изучены ос...
Отличительные особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта.
В статье описаны отличительные особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта, приведены игры и упражнения для использования дома родителями....