Программа "Познай себя"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
элективного курса
- Познай себя »
для 9 класса
Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для овладения учащимися 9 классов необходимыми теоретическими знаниями, содействия социально-психологической адаптации подростков и носит профориентационный характер. Известно, что в 9 классах происходит дальнейшее развитие общения, самопознания и рефлексии. Основное внимание подростков сфокусировано на сфере общения и самопознания личных особенностей, способностей, возможностей, потребностей.
Завершая обучение в 9 классе, выпускникам необходимо наметить для себя жизненные и профессиональные ориентиры, и тем самым заложить фундамент своего будущего. Но, не успев повзрослеть и стать самостоятельными, не имея должного опыта в принятии решений, подростки должны определиться в столь важном вопросе: «Что делать: продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать?» Чтобы ответить на этот вопрос выпускник 9 класса должен разобраться в собственных интересах, способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии, о требованиях, которые она предъявит к нему, другими слова найти свое профессиональное призвание.
Программа курса «Познай себя » направлена на повышение социально-психологической компетентности учащихся 9 классов общеобразовательных школ и предоставляет им помощь в выборе профиля обучения и профессиональном самоопределении. Концептуальная основа программы заключается в том, чтобы формировать социально-психологическую компетентность учащихся для грамотного поиска профессии, образовательного маршрута и его оптимального выбора. Направить учащихся на практическое применение знаний о профессиях.
Цель курса:
- формирование и развитие у девятиклассников навыков самостоятельного и осознанного выбора и принятия решений, включая выбор профильного класса и профессионального самоопределения с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей;
- способствовать изучению личностных особенностей, интересов и склонностей подростков;
- формирование умения самостоятельно выбирать учащимися дальнейший образовательный маршрут на основе профильно-профессиональных намерений и с учетом полученных знаний о себе, своих интересах;
- формирование ценностно-мотивационной сферы и создание позитивного отношения к профильному обучению и профессиональному самоопределению;
- создание для подростка актуального информационного поля.
Задачи курса:
- психологическое просвещение учащихся (расширить знания о мире профессий, рынке труда); получить основы правильного выбора профессии; познакомиться с классификацией профессий (требованиями и условиями труда выбранной профессии, возможностями обучения);
- психологическая диагностика и самодиагностика по выявлению способностей и профессиональных предпочтений учащихся;
- моделирование индивидуального образовательного маршрута в рамках предпрофильной подготовки каждым участником курса;
- саморазвитие личностных возможностей;
- формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессиональным условиям;
- развитие навыков саморегуляции, самоанализа, рефлексии;
- дать учащимся конкретные знания о себе и научить их освоить методы и приемы психологического познания себя ;
- расширить кругозор учащихся;
- повышение социально-психологической компетентности учащихся;
- повышение информированности учащихся в вопросах межличностных взаимоотношений.
При реализации данного курса планируются следующие результаты:
- расширение знаний учащихся о мире профессий и тенденциях современного рынка труда;
- участники программы ознакомятся с классификацией профессий по предмету труда, изучат требования и условия труда выбранной профессии, данные о том, где ее можно получить;
- учащиеся пройдут психологическую самодиагностику по выявлению своих способностей и профессиональных предпочтений, смоделируют профессиональный образовательный маршрут.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащийся, изучивший дисциплину должен:
Знать:
- особенности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, внимание, мышление);
- основные вопросы психологии личности (способности, темперамент, характер);
- понятие об общении, виды общения;
- свои личностные особенности, интересы и склонности.
Уметь:
- соотносить полученные теоретические знания с практическими навыками;
- адекватно оценивать свои личностные особенности;
- проводить самоанализ, рефлексию собственного поведения, поступков, эмоциональных реакций.
Содержание курса.
Программа рассчитана на 17 часов, по 1 часу в неделю.
В программе 3 блока:
#1042;ведение в мир профессий- 3 часа:
- Знакомство с курсом «Познай себя ». Факторы, влияющие на выбор профессии. Занятие проходит в виде семинара-практикума.
Цели: #1042;вести в проблему профессионального самоопределения.
#1055;ознакомить с правилами ведения элективных часов.
#1060;ормировать умения по анализу необходимой информации.
- Типы профессий по предмету труда- семинар с элементами лекции.
Цели: 1. Дать общее представление об основных компонентах профессиональной деятельности, о предмете труда.
- Расширить кругозор ребят о мире профессий.
- Воспитывать интерес к миру современных профессий.
- Психологическая игра «Выбор профессии».
Цели: 1. Определить наиболее подходящие для подростка профессий на основе выбора соответствующих характеристик трудовой деятельности.
#1042;оспитывать уважение к профессиям, связанным с физическим трудом.
#1056;азвивать наблюдательность
#1054;сновы профессионального выбора – 12 часов.
- Способности. Склонности и интересы – практическая работа ( методика «Карта интересов» и методика «Анаграммы»).
- Роль самооценки в выборе профессии. Определение самооценки методом тестирования и работа над ней – практическая работа (определение уровня самооценки).
- Мышление и развитие мышления – практическая работа.
- Секреты выбора профессии «Хочу-Могу-Надо»- семинар с элементами лекции.
Цели: 1. Познакомить учащихся с тремя факторами выбора профессии.
- Развивать у учащихся мышление.
- Формировать культуру общения.
- Память и внимание. Их развитие - практическая работа.
- Воображение и его роль в профессиональной деятельности.
Цель : 1. Виды воображения.
- Психологические механизмы воображения.
- Темперамент и его виды – практическая работа (Темперамент и профессия).
- Характер – практическая работа (методика диагностики акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека).
- «Общение – основа человеческого бытия. Невербальное общение» - семинар с элементами лекции, таблица жестов.
Цель: 1. Роль общения в жизни человека.
2. Приёмы и виды общения.
- «Конфликты. Стратегии поведения в конфликте. Стили реагирования в конфликтных ситуациях» - семинар-лекция и упражнения на стили реагирования.
Цель:
1. Виды конфликтов.
- Тактика поведения в проблемных ситуациях.
- «Воля. Эмоции и чувства» - практическая работа (методика определения силы воли, САН).
- Роль жизненных ценностей при выборе профессий- ступени выбора профессии( актуализация ценностей, определение личных ценностей при выборе профессий).
Цель: #1040;ктуализация ценностей.
#1054;пределение личных ценностей при выборе профессии.
#1055;ланирование профессионального пути.
- Развитие умений по принятию решений – практическая работа (решение проблемных задач).
- Обобщение полученных знаний и навыков по принятию решений о выборе профессии, самоотчет участников группы, анализ проблем, связанных с ситуацией выбора профессии.
Занятия проходят в форме урока-диалога с применением игровых упражнений, диагностических методик, мини-лекций, групповых дискуссий, психодрамы. Примерно половина занятий посвящена лучшему пониманию себя, другая – развитию умений и навыков, необходимых при выборе профессии и продвижению по профессиональному пути.
Оценка достижений учащихся происходит: во-первых, по итогам групповой рефлексии, во-вторых, по результатам психологического тестирования, в-третьих, по анализу образовательного продукта.
По завершению курса, ребята смоделируют индивидуальный путь предпрофильной подготовки и получения профессии.
Учебно – тематическое планирование элективного курса
«Познай себя» 9 класс
№ | Тема занятия | Знания, умения, навыки | Кол- | |
п/п | во | |||
часов | ||||
Введение в мир профессий: | 3 | час | ||
1. | Знакомство с курсом «Познай себя | Умение анализировать | 1 | час |
и других». Факторы, влияющие на | необходимую информацию. | |||
выбор профессии. | ||||
2. | Типы профессий по предмету | Иметь представление о предмете | 1 | час |
труда. | труда, о мире профессий. | |||
3. | Психологическая игра «Выбор | Умение выбора профессии на | 1 | час |
профессии». | основе характеристик трудовой деятельности. |
Основы профессионального | 12 | |||
выбора: | час | |||
1. | Способности. Склонности. Интере- | Навыки выявления собственных | 1 | час |
сы. Практическая работа. | желаний и возможностей. | |||
2. | Роль самооценки в выборе | Умение определять уровень | 1 | час |
профессии. | самооценки. | |||
3. | Мышление. Практическая работа. | Навыки развития мышления. | 1 | час |
4. | Секреты выбора профессии «Хочу- | Навыки культуры общения. | 1 | час |
могу-надо». | ||||
5. | Память и внимание. Практическая | Умение развивать память и | 1 | час |
работа. | внимание. | |||
6. | Воображение и его роль в | Иметь представление о видах и | 1 | час |
профессиональной деятельности. | психологических механизмах | |||
воображения. | ||||
7. | Темперамент. Практическая | Знать виды темперамента. | 1 | час |
работа. | ||||
8. | Характер. Практическая работа. | Иметь представление об акценту- | 1 | час |
ациях характера. | ||||
9. | Общение – основа человеческого | Знать виды общения, толкование | 1 | час |
бытия. | жестов. | |||
10. | Конфликты. | Иметь представление о стратегии | 1 | час |
и правилах поведения в | ||||
конфликтных ситуациях. | ||||
11. | Воля. Эмоции и чувства. | Умение определять силу воли. | 1 | час |
Практическая работа. | ||||
12. | Роль жизненных ценностей при | Умение определять личные | 1 | час |
выборе профессии – ступени | ценности при выборе профессии. | |||
выбора профессии. | ||||
Планирование | 2 | час | ||
профессионального пути: | ||||
1. | Развитие умений по принятию | Навыки решения проблемных | 1 | |
решений. Практическая работа. | задач. | час | ||
2. | Обобщение знаний и навыков по | Умение анализировать пробле- | 1 | |
принятию решений о выборе | мы, связанные с выбором | час | ||
профессии. | профессии. | |||
Всего: | 17 | |||
час |
Список литературы:
- Теории личности – Л. Хъелл, Д. Зиглер- Санкт –Петербург-Москва- Харьков-
Минск.-2002.
- Психология группы – Е. И. Рогов- Москва . ВЛАДОС-2001.
- Психология познания - Е. И. Рогов- Москва . ВЛАДОС-2001.
- Психологический тренинг с подростками- Людмила Анн- Питер-2007.
- Психологические тесты – Н. Ф. Гребень – Минск: Современная школа.-2008.
- Выбор профессии – ДжиммБарретт – Москва. Астрель-2006.
- Арбузова Е.Н., Анисимов А.И., Шатровой О.В. Практикум по психологии общения.- СПб.: Речь, #1089;.
- Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебное пособие. М.: ИНФРА-
М,#1089;.
- Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков.-СПб.: Питер, #1089;.
10. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагог, психологи, родители).- СПб.:Речь,#1089;.
11. Немов Р.С. Психология. Пособие для учащихся 10-11 классов.-М.: Просвещение,
#1089;.
12. Психологический тренинг с подростками\ Л.Ф. Анн.-СПб.: Питер, #1089;.
13. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника.-М.:
Генезис, 2007-140 с.
14. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной
подготовки.- М.: Генезис,#1089;.
15. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии.- М.: Генезис, 2002-80 с.
16. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального
самоопределения для подростков.-М.:Генезис,#1089;.
17. Самоукина Н.В. Карьера без стресса.– СПб.: Изд-во «Питер», #1089;.
18. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.- СПб.:Речь,#1089;.
Аннотация
Основной целью преподавания элективного курса «Познай себя» для учащихся 9 класса является формирование и развитие у девятиклассников навыков самостоятельного и осознанного выбора и принятия решений, включая выбор профессионального самоопределения с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей.
Изучение курса будет способствовать формированию ценностно-мотивационной сферы и созданию позитивного отношения к профессиональному самоопределению.
Основой для создания данной программы являются: Учебник по социальной психологии Д. Майерса; Учебник «Психология общения» Е. И. Рогова; Учебник «Психология эмоций» Е. И. Рогова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конференция "Задай вопрос специалисту и себе" от "Здоровья вокруг нас" к "Здоровью в себе"
Конференция направлена на обсуждение проблемы выбора здорового образа жизни. Рекомендации и советы обучающимся дают квалифицированные специалисты. Обучающиеся высказывают своё мнение по данной проблем...
Проверить себя и поверить в себя!
Конкурс профессионального мастерства по профессии "Оператор ЭВМ"...
Внеклассное мероприятие "Любите себя или как победить неуверенность в себе"
Внеклассное занятие по теме «Любите себя и других или как приобрести уверенность в себе» рассчитано на учащихся 6 классов, но может быть проведено и в 5, 7 классах. Целью проведения данного мероприяти...
Сохраним себя для себя
Тренинг для педагогов...
"Творческая сила корня жизни, чтобы выйти из себя и себе самому раскрыться в другом?..."(Повесть М.Пришвина "Жень-Шень")
научить учащихся выявлять собственные положительные качества, способности, умению разбираться в самом себе, определению цели жизни....
Классный час "Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг"
В результате занятия участники смогут: • сформулировать понятие «дружба», • практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем, • приобретут навыки работы в сотрудничестве, • поймут, ч...
Беседа по книге А.П.Астахова "Детям о праве" "Береги красоту вокруг себя" (как вести себя на улице). Презентация.
Презентация из 12 слайдов содержит информацию о правилах соблюдения чистоты на улицах вашего города, уважении к труду незнакомых вам людях, что такое "вандализм". Материал доступен для разных возрастн...