ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивной направленности «Школа первой помощи»
рабочая программа (8 класс)
Содержание программы имеет особенности, обусловленные задачами развития, обучения и воспитания учащихся, социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств, психологическими возрастными особенностями учащихся. Содержание и структура курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьников, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к людям. Цель программы: расширение знаний по медицине и использование их для оказания первой медицинской помощи, отрабатывание тактики и навыков правильного поведения, способов быстрого сбора информации о пострадавшем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_pervoy_pomoshchi.docx | 45.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Куйбышевского района «Средняя общеобразовательная школа №6»
Рассмотрена на заседании школьного методического объединения учителей спорта и искусства Протокол от #1075;. № 1 | УТВЕРЖДАЮ Директор школы Т.С.Леонова |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
физкультурно-спортивной направленности
«Школа первой помощи»
Возраст обучающихся: 13-15 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель программы: Тонышев Алексей Викторович,
педагог дополнительного образования
г. Куйбышев, 2021
Внутренняя экспертиза проведена. Программа рекомендована к рассмотрению на педагогическом (методическом) совете учреждения.
Зам.директора по УВР
/ Е.С.Стрельцова
« » 2022г.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школа первой помощи» (далее – Программа) имеет физкультурно- спортивную направленность.
Программа разработана на основании следующих нормативных документов:
- «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от #1075;. № 28;
- Федеральный закон РФ №304 от г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от #1075;. №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от #1075;.№196»;
- Федеральный Закон от #1075;. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
- Федеральный закон РФ от № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от #1075;. № 1726-р) (далее -Концепция);
- Положение «о порядке разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МБОУ СОШ №6»
Актуальность программы.
В настоящее время существует проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения: распространение среди подростков вредных привычек, а «болезни поведения» стали проблемой современности. Важно, чтобы просвещение подростков было своевременным, поэтому необходимо вовремя сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за своё поведение и здоровье. Программа способствует углублению знаний школьников по основам медицинских знаний, выработке дополнительных умений и навыков диагностирования заболеваний, оказания первой доврачебной медицинской помощи пострадавшим, выполнению некоторых предписаний врача по уходу за больным. С другой стороны, программа направлена на углубление
понимания школьников биохимических и физиологических процессов, протекающих на уровне организма человека, различения нормы и патологии.
Отличительная особенность.
Содержание программы имеет особенности, обусловленные задачами развития, обучения и воспитания учащихся, социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств, психологическими возрастными особенностями учащихся. Содержание и структура курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьников, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к людям.
Адресат программы.
Программа рассчитана на детей от 13 до 15 лет Количество обучающихся в группе - 15 человек Состав группы обучающихся – постоянный.
Объем и срок освоения программы.
Объем программы – 36 часов.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы обучения
Форма обучения: очная
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу
Особенности организации образовательного процесса
Форма занятий - групповая, индивидуальная и самостоятельная деятельность обучающихся.
Структура проведения занятий включает в себя теоретическую и практическую часть. При этом приоритет отдаётся практической части.
Режим занятий.
Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учетом СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от #1075;.
№28.
Продолжите льность занятия | Перерыв между учебными занятиями | Периодичность в неделю | Количество часов* в неделю | Количество часов* в год |
1 час* | 10 мин | 1 раз | 1 час | 36 часов |
* один академический час равен 45 минут
Цель и задачи программы
Цель программы: расширение знаний по медицине и использование их для оказания первой медицинской помощи, отрабатывание тактики и навыков правильного поведения, способов быстрого сбора информации о пострадавшем.
Задачи:
Образовательные:
- изучить основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи в повседневной жизни, при несчастных случаях и травмах;
- формировать чувство необходимости знаний основ медицины и правил оказания первой помощи;
- развить необходимые качества личности для умелого и грамотного использования навыков оказания первой помощи во время неотложной ситуации;
- привить навыки оказания первой необходимой помощи в различных жизненных ситуациях;
- помочь учащимся в выборе профессии.
Личностные:
- усвоить правила оказания первой помощи в повседневной жизни, в неотложных ситуациях пострадавшим;
- сформировать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- сформировать готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоить социальные нормы, правила поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- сформировать коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Метапредметные:
- учащимся приобрести знания в области основ медицинских знаний и оказания первой помощи, понимания необходимости использования ЗУН в повседневной жизни;
- сформировать у учащихся практические умения и навыки применения правил доврачебной помощи;
- приобрести навыки и опыт самостоятельно принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Предметные:
- изучить правила применения средств оказания первой помощи;
- изучить принципы оказания первой помощи;
- изучить принципы иммобилизации и транспортировки пострадавших при переломах;
- изучить способы остановки кровотечений (капиллярных, венозных, артериальных), техники выполнения обработки ран, наложения повязок на раны, наложения кровоостанавливающего жгута;
- изучить способы проникновения токсинов в организм человека, причины и симптоматика отравлений (пищевые, отравления ядовитыми ягодами и грибами, алкоголем, никотином, угарным газом, медикаментами, ртутью);
- освоить умения оказания первой помощи:
- при синдроме длительного сдавливания, при переломах, вывихах, ушибах;
- при кровотечениях (капиллярных, венозных, артериальных);
- при обморожениях ожогах (термических, химических, солнечных);
- при поражении электрическим током;
- при внезапном прекращении сердечной деятельности, при остановке дыхания;
- при обморожении;
- при утоплении;
- при отравлениях (пищевые, отравления ядовитыми ягодами и грибами, алкоголем, никотином, угарным газом, медикаментами, ртутью);
- при инфаркте, гипертоническом кризе, инсульте, обмороке, диабетической коме.
Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Тема занятий | Всего часов | Теория | Практи ка | Форма аттестации |
1 | «ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ» | 2 | 1 | 1 | |
Первая помощь. Принципы оказания первой помощи. | 1 | 1 | Опрос | ||
Последовательность действий, обращение с пострадавшим. | 1 | 1 | Задание, наблюдения | ||
2 | ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМАТИЧЕСКИХ ПОВРЕЖДЕНИЯХ . | 11 | 3 | 8 | |
Травма/повреждение, ушиб, сдавление, вывих, ссадина, рана. Признаки, первая помощь. | 1 | 1 | Задание, наблюдения | ||
Повязка на палец, кисть, локтевой сустав. | 1 | 1 | Задание, наблюдения | ||
Повязка на плечевой сустав ,грудь. | 1 | 1 | Задание, наблюдения | ||
Повязка на голову, глаз, пращевидная повязка. | 1 | 1 | Задание, наблюдения | ||
Повязка на таз, коленный сустав, голеностоп. | 1 | 1 | Задание, наблюдения |
Виды кровотечение, их признаки и характеристика. Приёмы остановки кровотечения. Первая помощь при носовом кровотечении. | 1 | 1 | Опрос | ||
Примеры остановки кровотечения максимальным фиксированным сгибанием конечности. | 1 | 1 | Задание, наблюдения | ||
Точки пальцевого прижатия для остановки артериального кровотечения. Наложение резинового жгута: этапы наложения жгута. Ошибки при наложении жгута. | 1 | 1 | Задание, наблюдения | ||
Закрытые и открытые переломы, признаки, первая помощь. Принципы иммобилизации и транспортировки при переломах. | 1 | 1 | Опрос | ||
Способы иммобилизации и транспортировки при переломах: использование повязки, шины | 1 | 1 | Задание, наблюдения | ||
Травматический шок. Степени шока и их признаки. Оказание первой помощи при шоке. Запрещающие действия в рамках оказания первой помощи при шоковом состоянии | 1 | 1 | Опрос, тест | ||
3 | ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТЕРМИЧЕСКИХ ПОРАЖЕНИЯХ И НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ | 5 | 2 | 3 | |
Степени ожогов. Запрещающие действия при оказании помощи пострадавшим. Первая помощь. Химический ожог: кислотами, щелочами, перекисью водорода. Первая помощь. Химические поражения глаз. Солнечный ожог. | 1 | 1 | Опрос | ||
Причины электротравмы. Первая помощь при электротравме: прекардиальный удар, непрямой массаж сердца, искусственное дыхание. | 1 | 1 | Задание, наблюдения | ||
Признаки обморожения. Степени отморожения. Порядок оказания первой помощи при отморожениях. | 1 | 1 | Опрос | ||
Виды утоплений, причины. Первая помощь при утоплении: искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. | 1 | 1 | Задание, наблюдения, тест | ||
Познавательная игра «Первая помощь при термических поражения и несчастных случаях». | 1 | 1 | Игра | ||
4 | ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОТРАВЛЕНИЯХ | 5 | 4 | 1 | |
Виды отравлений. Способы проникновения токсинов в организм человека. Причины пищевых отравлений, симптоматика, первая помощь. Отравления ядовитыми ягодами и грибами, симптоматика, первая помощь. | 1 | 1 | Опрос | ||
Признаки и первая помощь при отравлениях алкоголем, никотином. | 1 | 1 | Опрос | ||
Признаки и первая помощь при отравлениях угарным газом, фосфорорганическими соединениями, уксусной кислотой. | 1 | 1 | Опрос |
Признаки и первая помощь при отравлениях медицинскими лекарствами, ртутью. | 1 | 1 | Опрос | ||
Подготовка и защита проектов. | 1 | 1 | Защита проектов | ||
5 | ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ | 10 | 9 | 1 | |
Инфекционные болезни – болезни, вызванные вредоносными микроорганизмами. Источники инфекций, классификация, пути передачи. Мероприятия по уничтожению вредоносных микроорганизмов. Иммунитет. Разновидность иммунитета. | 1 | 1 | Опрос | ||
Дизентерия, сальмонеллез, ботулизм, брюшной тиф, холера, стафилококк, гепатит А. | 1 | 1 | Опрос | ||
Пищевые токсикоинфекции - пути передачи и источники заболевания, симптомы, инкубационный период и продолжительность заболевания, влияние и последствия болезни на организм, необходимые мероприятия в отношении больных. | 1 | 1 | Опрос | ||
Дифтерия, туберкулёз, грипп, ветряная оспа, корь, краснуха - пути передачи и источники заболевания, симптомы. | 1 | 1 | Опрос | ||
Инкубационный период и продолжительность заболевания, влияние и последствия болезни на организм, необходимые мероприятия в отношении больных. | 1 | 1 | Опрос | ||
Клещевой энцефалит, клещевой боррелиоз, малярия, чума, столбняк - пути передачи и источники заболевания, симптомы, инкубационный период и продолжительность заболевания, влияние и последствия болезни на организм, необходимые мероприятия в отношении больных. | 1 | 1 | Опрос | ||
Аскаридоз - пути передачи и источники заболевания, симптомы, инкубационный период и продолжительность заболевания, влияние и последствия болезни на организм, необходимые мероприятия в отношении больных. | 1 | 1 | Опрос | ||
ВИЧ-инфекция, гепатит В и С - пути передачи и источники заболевания, симптомы, инкубационный период и продолжительность заболевания, влияние и последствия болезни на организм, необходимые мероприятия в отношении больных. | 1 | 1 | Опрос | ||
Бешенство, ГЛПС - пути передачи и источники заболевания, симптомы, инкубационный период и продолжительность заболевания, влияние и последствия болезни на организм, | 1 | 1 | Опрос, тест |
необходимые мероприятия в отношении больных. | |||||
Подготовка и защита проектов. | 1 | 1 | Защита проектов | ||
6 | ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ВНЕЗАПНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ . | 3 | 2 | 1 | |
Правила оказания первой помощи при инфаркте. Проявления гипертонического криза, первая помощь. Первые признаки инсульта, первая помощь до приезда «скорой помощи». | 1 | 1 | Опрос | ||
Причины обморока. Симптомы обморока. Действия при потери сознания. Диабетическая кома, первая помощь. | 1 | 1 | Опрос, тест | ||
Познавательная игра «Основы медицинских знаний и правила оказание первой помощи». | 1 | 1 | Игра | ||
Всего: | 36 | 21 | 15 |
Содержание учебного плана
- Общие принципы первой помощи.
- Первая помощь. Принципы оказания первой помощи.
Теория. Принципы оказания первой помощи. Средства первой помощи.
Повязка на голову, глаз, пращевидная повязка.
#1055;оследовательность действий, обращение с пострадавшим. Средства первой помощи.
Практика. Последовательность действий, обращение с пострадавшим.
Средства первой помощи.
Первая помощь при травматических повреждениях.
#1058;равма/повреждение, ушиб, сдавливание, вывих, ссадина, рана.
Признаки, первая помощь.
Практика. Понятие травмы/повреждения, ушиба, сдавления, вывиха, ссадины, рана.
- Повязка на палец, кисть, локтевой сустав.
Практика. Техника наложения повязки.
- Повязка на плечевой сустав, грудь.
Практика. Техника наложения повязки.
- Повязка на голову, глаз, пращевидная повязка.
Практика. Техника наложения повязки.
- Повязка на таз, коленный сустав, голеностоп.
Практика. Техника наложения повязки.
- Виды кровотечение, их признаки и характеристика. Приёмы остановки кровотечения. Первая помощь при носовом кровотечении.
Теория. Понятие кровотечения, принципы оказания помощи.
#1055;римеры остановки кровотечения максимальным фиксированным сгибанием конечности.
Практика. Приемы остановки кровотечения.
- Точки пальцевого прижатия для остановки артериального кровотечения. Наложение резинового жгута: этапы наложения жгута. Ошибки при наложении жгута.
Практика. Техника наложения жгута.
- Закрытые и открытые переломы, признаки, первая помощь. Принципы иммобилизации и транспортировки при переломах.
Теория. Видеофрагменты лекции.
- Способы иммобилизации и транспортировки при переломах: использование повязки, шины.
Практика. Техника наложения шины и виды транспортировки.
- Травматический шок. Степени шока и их признаки. Оказание первой помощи при шоке. Запрещающие действия в рамках оказания первой помощи при шоковом состоянии.
Теория. Видео -лекция и фрагменты оказания помощи при шоковом состаянии.
Первая помощь при термических поражениях и несчастных случаях.
- Степени ожогов. Запрещающие действия при оказании помощи пострадавшим. Первая помощь. Химический ожог: кислотами, щелочами, перекисью водорода. Первая помощь. Химические поражения глаз. Солнечный ожог.
Теория. Видео-лекция при случаях химического ожога.
- Причины электротравмы. Первая помощь при электротравме: прекардиальный удар, непрямой массаж сердца, искусственное дыхание.
Практика. Последовательность действий и техника применения непрямого массажа на сердце.
- Признаки обморожения. Степени отморожения. Порядок оказания первой помощи при отморожениях.
Теория. Лекция с применением наглядных пособий .
- Виды утоплений, причины. Первая помощь при утоплении: искусственное дыхание, непрямой массаж сердца.
Практика. Техника выполнения искусственного дыхания ,средства и методы.
- Познавательная игра «Первая помощь при термических поражения и несчастных случаях».
Практика. Ролевая игра с применением оказания помощи.
Первая помощь при отравлениях
- Виды отравлений. Способы проникновения токсинов в организм человека. Причины пищевых отравлений, симптоматика, первая помощь. Отравления ядовитыми ягодами и грибами, симптоматика, первая помощь.
Теория. Видео-лекция проникновение токсинов и способы борьбы с ними.
- Признаки и первая помощь при отравлениях алкоголем, никотином.
Теория. Лекция.
- Признаки и первая помощь при отравлениях угарным газом, фосфорорганическими соединениями, уксусной кислотой.
Теория. Видео-лекция оказание помощи при отравлении угарным газом.
- Признаки и первая помощь при отравлениях медицинскими лекарствами, ртутью.
Теория. Лекция.
- Подготовка и защита проектов.
Практика. Выступления с применением практических навыков при оказании помощи.
Первая помощь при инфекционных заболеваниях.
- Инфекционные болезни – болезни, вызванные вредоносными микроорганизмами. Источники инфекций, классификация, пути передачи. Мероприятия по уничтожению вредоносных микроорганизмов. Иммунитет. Разновидность иммунитета.
Теория. Видео-лекция.
- Дизентерия, сальмонеллез, ботулизм, брюшной тиф, холера, стафилококк, гепатит А.
Теория. Видео-лекция.
- Пищевые токсикоинфекции - пути передачи и источники заболевания, симптомы, инкубационный период и продолжительность заболевания, влияние и последствия болезни на организм, необходимые мероприятия в отношении больных.
Теория. Видео-лекция.
- Дифтерия, туберкулёз, грипп, ветряная оспа, корь, краснуха - пути передачи и источники заболевания, симптомы.
Теория. Видео-лекция.
- Инкубационный период и продолжительность заболевания, влияние и последствия болезни на организм, необходимые мероприятия в отношении больных.
Теория. Видео-лекция.
- Клещевой энцефалит, клещевой боррелиоз, малярия, чума, столбняк
- пути передачи и источники заболевания, симптомы, инкубационный период и продолжительность заболевания, влияние и последствия болезни на организм, необходимые мероприятия в отношении больных.
Теория. Видео-лекция.
- Аскаридоз - пути передачи и источники заболевания, симптомы, инкубационный период и продолжительность заболевания, влияние и последствия болезни на организм, необходимые мероприятия в отношении больных.
Теория. Видео-лекция.
- ВИЧ-инфекция, гепатит В и С - пути передачи и источники заболевания, симптомы, инкубационный период и продолжительность заболевания, влияние и последствия болезни на организм, необходимые мероприятия в отношении больных.
Теория. Видео-лекция.
- Бешенство, ГЛПС - пути передачи и источники заболевания, симптомы, инкубационный период и продолжительность заболевания, влияние и последствия болезни на организм, необходимые мероприятия в отношении больных.
Теория. Лекция о бешенстве пути передачи .
- Подготовка и защита проектов.
Практика. Выступления с применением практических навыков при оказании помощи.
Первая помощь при внезапных заболеваниях.
- Правила оказания первой помощи при инфаркте. Проявления гипертонического криза, первая помощь. Первые признаки инсульта, первая помощь до приезда «скорой помощи».
Теория. Лекция с применением наглядных пособий.
- Причины обморока. Симптомы обморока. Действия при потери сознания. Диабетическая кома, первая помощь.
Теория. Видео-лекция при оказании помощи при обмороке.
- Познавательная игра «Основы медицинских знаний и правила оказание первой помощи».
Практика. Техническое исполнение оказания помощи при различных ситуациях.
Планируемые результаты
В результате реализации программы обучающиеся будут Знать:
- медицинские термины и понятия;
- правила здорового и безопасного образа жизни;
- правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.
Уметь:
- оказывать первую помощь в повседневной жизни, при несчастных случаях и травмах, во время неотложной ситуации;
- вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- применять навыки оказания доврачебной помощи;
- самостоятельно принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
- применять способы остановки кровотечений (капиллярных, венозных, артериальных), техники выполнения обработки ран, наложения повязок на раны, наложения кровоостанавливающего жгута.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график
Период | Начало | окончание | Количество недель |
Год обучения | 36 недель | ||
1 полугодие | 18 недель | ||
2 полугодие | 18 недель |
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы «Оказание первой помощи» используется следующее:
- учебный кабинет, оснащенный учебными местами, оборудованием;
- оборудование для изучения основ безопасности жизнедеятельности и оказания первой помощи:
- тренажер-манекен для отработки сердечно-легочной реанимации – 1 шт.
- тренажер-манекен для отработки приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей – 1 шт.
- набор имитаторов ранений и поражений – 1 шт.
- комплект шин транспортных лестничных – 1 шт.
- бандаж шейный – 1 шт.
- табельные средства для оказания первой медицинской помощи – 1 комплект
Кадровое обеспечение
Педагог, обладающий знаниями и умениями в области оказания первой помощи и прошедший курсы повышения квалификации.
Формы аттестации
Аттестация обучающихся проводится в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ СОШ №6.
Основными видами отслеживания результатов усвоения учебного материала являются текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестация.
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучащимися заданий в течение учебного года, включает в себя следующие формы: наблюдение за обучащимися в ходе
работы, тестирование, работа по карточкам с заданиями, анализ качества выполненных работ, создание проектных работ, интерактивные игры.
Формой промежуточной и итоговой аттестации являются: представление и защита готовых проектов.
Оценочные материалы
Форма предоставления оценочных материалов
Планируемые результаты | Диагностический инструментарий | |
Образовательные результаты |
- помощь учащимся в выборе профессии. | Наблюдение, опрос, тестовая работа |
Личностные результаты |
− | Наблюдение, опрос |
Метапредметные результаты Регулятивные |
учётом реально складывающейся | Наблюдение, опрос, тестовые задания |
обстановки и индивидуальных возможностей. | ||
Коммуникативные |
сотрудничестве со сверстниками. | Наблюдение |
Предметные результаты |
артериальных), техники выполнения обработки ран, наложения повязок на раны, наложения кровоостанавливающего жгута;
| Опрос, наблюдение, тестовые задания, демонстрация и защита проектов |
Критерии оценивания
Критерии оценки достижения планируемых результатов
Оценка уровня теоретической подготовки | |
Высокий уровень | Обучающийся освоил практически весь объём знаний 71- 100%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. От 71% до 100% правильных ответов на вопросы теста или самостоятельной работы. |
Средний уровень | У обучающегося объём усвоенных знаний составляет 70- 50%; сочетает специальную терминологию с бытовой. От 50% до 70% правильных ответов на вопросы теста или самостоятельной работы. |
Низкий уровень | Обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; обучающийся, как правило, избегает употреблять специальные термины. До 50% правильных ответов на вопросы теста или самостоятельной работы. |
Оценка уровня практической подготовки |
Высокий уровень | Обучающийся овладел умениями и навыками на 71-100%, предусмотренными программой за конкретный период; работает в учебной среде Scratch самостоятельно, не испытывает особых трудностей; творчески выполняет практические задания. Готов работать над своим проектом. |
Средний уровень | У обучающегося объём усвоенных умений и навыков составляет 50-70%; Может определять виды алгоритмов; без помощи педагога создает простейшие проекты. Активно включается в работу над созданием проектов. |
Низкий уровень | Обучающийся овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков; испытывает серьёзные затруднения при работе с конструктором, обучающийся в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога. Создает проект только с помощью педагога. |
Оценка уровня творческой активности | |
Высокий уровень | обучающийся проявляет ярко выраженный интерес к творческой деятельности, к достижению наилучшего результата, коммуникабелен, активен, склонен к самоанализу, генерирует идеи |
Средний уровень | обучающийся имеет устойчивый интерес к творческой деятельности, стремится к выполнению заданий педагога, к достижению результата в обучении, инициативен. |
Низкий уровень | обучающийся пассивен, безынициативен, неудачи способствуют снижению мотивации, нет стремления к совершенствованию в выбранной сфере деятельности, не может работать самостоятельно |
Оценка уровней коммуникативных компетенций, критического мышления, самопрезентации обучающихся | |
Высокий уровень | обучащийся демонстрирует высокую заинтересованность в учебной и творческой деятельности; демонстрирует углублённый уровень владения материалом, выходящий за рамки планируемых результатов, указанных в программе; принимает активное участие в конкурсах, начиная с городского и заканчивая региональным или международным уровнем. Принимает активное участие в проектной деятельности. |
Средний уровень | обучащийся демонстрирует достаточную заинтересованность в учебной и творческой деятельности; уровень усвоения материала соответствует планируемым результатам, указанным в программе; участвует в школьных районных и городских мероприятиях, отражающих содержание программы. При итоговом контроле показывает хорошие результаты. |
Низкий уровень | обучащийся демонстрирует слабую заинтересованность в учебной и творческой деятельности, сталкиваясь с трудностями, не доводит начатую работу до конца; уровень 13 усвоения материала ниже планируемых результатов, указанных в программе. |
Методическое обеспечение программы
№ п/п | Название раздела, тема | Дидактико- методический материал | Формы, методы, приемы обучения | Формы подведения итогов |
1 | Первая помощь. Принципы оказания первой помощи. | Игры на знакомство с учащимися, презентация | Беседа | Опрос |
2 | Последовательность действий, обращение с пострадавшим. | Презентация, наглядные материалы | Беседа, практические работа под руководством педагога | Наблюдения, опрос |
3 | Травма/повреждение, ушиб, сдавление, вывих, ссадина, рана. Признаки, первая помощь. | Презентация, наглядные материалы | Беседа, практические, работа под руководством педагога | Наблюдения, опрос |
4 | Повязка на палец, кисть, локтевой сустав. | Презентация, наглядные материалы | Беседа, практические, работа под руководством педагога | Наблюдение, опрос |
5 | Повязка на плечевой сустав ,грудь. | Презентация, наглядные материалы | Беседа, практические, работа под руководством педагога | Наблюдение, опрос |
6 | Повязка на голову, глаз, пращевидная повязка. | Презентация, наглядные материалы | Беседа, практические, работа под руководством педагога | Наблюдение, опрос |
7 | Повязка на таз, коленный сустав, голеностоп. | Презентация, наглядные материалы | Беседа, практические, работа под руководством педагога | Наблюдение, опрос |
8 | Виды кровотечений, их признаки и характеристика. Приёмы остановки кровотечения. Первая помощь при носовом кровотечении. | Презентация | Беседа, словесные, наглядные | Опрос |
9 | Примеры остановки кровотечения максимальным фиксированным сгибанием конечности. | Презентация, наглядные материалы | Беседа, практические, работа под руководством педагога | Наблюдение, опрос |
10 | Точки пальцевого прижатия для остановки артериального кровотечения. Наложение резинового жгута: этапы наложения жгута. Ошибки при наложении жгута. | Презентация, наглядные материалы | Беседа, практические, работа под руководством педагога | Наблюдение, опрос |
11 | Закрытые и открытые переломы, признаки, первая помощь. Принципы иммобилизации и транспортировки при переломах. | Презентация | Беседа | Опрос |
12 | Способы иммобилизации и транспортировки при переломах: использование повязки, шины | Презентация, наглядные материалы | Беседа, практические, работа под руководством педагога | Наблюдение, опрос |
13 | Травматический шок. Степени шока и их признаки. Оказание первой помощи при шоке. Запрещающие действия в рамках оказания первой помощи при шоковом состоянии | Видео-лекция | Беседа | Опрос, тест |
14 | Степени ожогов. Запрещающие действия при оказании помощи пострадавшим. Первая помощь. Химический ожог: кислотами, щелочами, перекисью водорода. Первая помощь. Химические поражения глаз. Солнечный ожог. | Видео-лекция | Беседа | Опрос |
15 | Причины электротравмы. Первая помощь при электротравме: прекардиальный удар, непрямой массаж сердца, искусственное дыхание. | Презентация, наглядные материалы | Беседа, практические, работа под руководством педагога | Наблюдение, опрос |
16 | Признаки обморожения. Степени отморожения. Порядок оказания первой помощи при отморожениях. | Презентация, карточки | Беседа, практические методы учения | Опрос |
17 | Виды утоплений, причины. Первая помощь при утоплении: искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. | Презентация, карточки, наглядные материалы | Беседа, практические, работа под руководством педагога | Наблюдение, опрос, тест |
18 | Познавательная игра «Первая помощь при термических поражения и несчастных случаях». | Презентация, игра | Беседа, словесные, наглядные | Задания |
19 | Виды отравлений. Способы проникновения токсинов в организм человека. Причины пищевых | Видео-лекция | Беседа | Опрос |
отравлений, симптоматика, первая помощь. Отравления ядовитыми ягодами и грибами, симптоматика, первая помощь. | ||||
20 | Признаки и первая помощь при отравлениях алкоголем, никотином. | Презентация, карточки | Беседа, практические методы учения | Опрос |
21 | Признаки и первая помощь при отравлениях угарным газом, фосфорорганическими соединениями, уксусной кислотой. | Видео-лекция | Беседа | Опрос |
22 | Признаки и первая помощь при отравлениях медицинскими лекарствами, ртутью. | Презентация, карточки | Беседа, практические методы учения | Опрос |
23 | Подготовка и защита проектов. | Презентация, инструкции, и все доступные каналы информации. | Создание проекта | Защита проектов |
24 | Инфекционные болезни – болезни, вызванные вредоносными микроорганизмами. Источники инфекций, классификация, пути передачи. Мероприятия по уничтожению вредоносных микроорганизмов. Иммунитет. Разновидность иммунитета. | Видео-лекция, карточки | Беседа | Опрос |
25 | Дизентерия, сальмонеллез, ботулизм, брюшной тиф, холера, стафилококк, гепатит А. | Видео-лекция, карточки | Беседа | Опрос |
26 | Пищевые токсикоинфекции - пути передачи и источники заболевания, симптомы, инкубационный период и продолжительность заболевания, влияние и последствия болезни на организм, необходимые мероприятия в отношении больных. | Видео-лекция, карточки | Беседа | Опрос |
27 | Дифтерия, туберкулёз, грипп, ветряная оспа, корь, краснуха - пути передачи и источники заболевания, симптомы. | Видео-лекция, карточки | Беседа | Опрос |
28 | Инкубационный период и продолжительность заболевания, влияние и последствия болезни на организм, необходимые мероприятия в отношении больных. | Видео-лекция, карточки | Беседа | Опрос |
29 | Клещевой энцефалит, клещевой боррелиоз, малярия, чума, столбняк - пути передачи и источники заболевания, симптомы, | Видео-лекция, карточки | Беседа | Опрос |
инкубационный период и продолжительность заболевания, влияние и последствия болезни на организм, необходимые мероприятия в отношении больных. | ||||
30 | Аскаридоз - пути передачи и источники заболевания, симптомы, инкубационный период и продолжительность заболевания, влияние и последствия болезни на организм, необходимые мероприятия в отношении больных. | Видео-лекция, карточки | Беседа | Опрос |
31 | ВИЧ-инфекция, гепатит В и С - пути передачи и источники заболевания, симптомы, инкубационный период и продолжительность заболевания, влияние и последствия болезни на организм, необходимые мероприятия в отношении больных. | Видео-лекция, карточки | Беседа | Опрос |
32 | Бешенство, ГЛПС - пути передачи и источники заболевания, симптомы, инкубационный период и продолжительность заболевания, влияние и последствия болезни на организм, необходимые мероприятия в отношении больных. | Презентация, карточки | Беседа, практические методы учения | Опрос, тест |
33 | Подготовка и защита проектов. | Презентация, инструкции, и все доступные каналы информации. | Создание проекта | Защита проектов |
34 | Правила оказания первой помощи при инфаркте. Проявления гипертонического криза, первая помощь. Первые признаки инсульта, первая помощь до приезда «скорой помощи». | Презентация, карточки | Беседа, практические, словесные | Опрос |
35 | Причины обморока. Симптомы обморока. Действия при потери сознания. Диабетическая кома, первая помощь. | Видео-лекция, карточки | Беседа, практические, словесные | Опрос, тест |
36 | Познавательная игра «Основы медицинских знаний и правила оказание первой помощи». | Презентация, игра | Беседа, словесные, наглядные | Задания, подведение итогов |
Основные методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- поисковый метод как основа создания творческой среды;
- практический.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.
Формы организации учебного занятия:
- беседа;
- практическое занятие;
- презентация;
- защита проектов.
Педагогические технологии.
При реализации Программы используется технология группового обучения, разноуровневого обучения, коллективной творческой деятельности, игровой деятельности.
Алгоритм учебного занятия.
Занятия в зависимости от темы могут делиться на разные виды деятельности.
Примерная структура занятий с использованием различных видов деятельности следующая:
- Вводный этап занятия – этап занятия, призванный заинтересовать, увлечь детей предстоящей деятельностью. Необходим для создания позитивного эмоционального фона, соблюдение техники безопасности.
- Основной этап занятия – главный этап, на котором решаются все поставленные цели и задачи.
- Заключительный (итоговый) этап – завершающий этап занятия, на котором подводится итог занятия, выясняется, что учащемуся понравилось и запомнилось, как он справился с поставленными задачами, научились ли применять на практике, постановка задач для самостоятельного обучения.
Итоговым продуктом занятий является создание проекта.
Рабочая программа воспитания
На базе МБОУ СОШ №6 создан Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», обеспечивающий освоение обучающимися основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, технического, гуманитарного и социокультурного профилей. Программа «Школа первой помощи» является частью дополнительного образования. Наличие достаточного оборудования позволяет развивать навыки и умения игры в шахматы, позволяет обучающимся выступать на турнирах различного уровня и занимать призовые места.
Цель программы: расширение знаний по медицине и использование их для оказания первой медицинской помощи, отрабатывание тактики и навыков правильного поведения, способов быстрого сбора информации о пострадавшем.
Приоритетным направлением в воспитательной деятельности является формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, приобретение навыков и опыта самостоятельно принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей
По результатам программы у обучающихся появится способность и потребность:
- усвоение правил оказания первой помощи в повседневной жизни, в неотложных ситуациях пострадавшим;
- понимание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- сформированные коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
- приобретение знаний в области основ медицинских знаний и оказания первой помощи, понимания необходимости использования ЗУН в повседневной жизни;
- сформированные практические умения и навыки применения правил доврачебной помощи;
- приобретенные навыки и опыт самостоятельно принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Календарный план воспитательной работы.
Календарный план воспитательной работы при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы согласуется с календарным планом воспитательной работы образовательной организации и утверждается ежегодно в соответствии с предлагаемыми датами проведения:
№ п/п | Направления воспитатель ной работы | Название мероприятия, события, форма его проведения | Цель | Краткое содержание Формы занятий: групп овые и индивидуальны е формы занятий – теоретические, практические | Сроки проведе ния | Ответст вен-ный исполни тель |
1. | Спортивно- оздоровител ьное | Веселые старты «Мы на дороге!» | Формирование ценностного отношения к здоровью, выработка положительных качеств личности | практические, групповые | сентябрь | Руковод итель объедин ения |
2. | Спортивно- оздоровител ьное | Круглый стол «Азбука пешехода: профилактика детского дорожно- транспортного травматизма» | Развитие способности к мыслительной деятельности, формирование осознания собственной роли в социальной и общественной жизни | практические, групповые | ноябрь | Руковод итель объедин ения |
3. | Спортивно- оздоровител ьное, духовно- нравственно е | Познавательная игра «Первая помощь при термических поражения и несчастных случаях» | Развитие способности к мыслительной и творческой деятельности, выработка положительных качеств личности | практические, групповые | декабрь | Руковод итель объедин ения |
4. | Спортивно- оздоровител ьное | Квест «Помоги себе сам!» | Формирование ценностного отношения к здоровью, развитие способности к мыслительной и творческой деятельности | практические, групповые | февраль | Руковод итель объедин ения |
5. | Спортивно- оздоровител ьное | Конкурс плакатов «ИНФЕКЦИЯ. NET» | Развитие способности к мыслительной и творческой деятельности, выработка положительных качеств личности | практические, групповые | апрель | Руковод итель объедин ения |
6. | Спортивно- оздоровител ьное | Акция «Мы выбираем жизнь!» | Развитие способности к мыслительной и творческой деятельности, выработка положительных качеств личности | практические, групповые | май | Руковод итель объедин ения |
7. | Социальное, спортивно- оздоровител ьное | Познавательная игра «Основы медицинских знаний и правила оказание первой помощи» | Развитие способности к мыслительной и творческой деятельности, формирование ценностного отношения к здоровью | практические, групповые | май | Руковод итель объедин ения |
Список литературы для учителя.
- Абаскалова Н.П «Здоровью надо учиться» М.: Дрофа, 2016
- Авдеева В.Г., Петий Т.Г., Сборник тестовых заданий Первая помощь – Пермь, 2018
- Баиров Г.А. Травмотология детского возраста. Л.: Медицина, 2016.
- Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. «Основы медицинских знаний» М.: Астрель, 2014
- Воробьев Ю.Л. «Основы безопасности жизнедеятельности» М.:, Астрель, 2013
- Гоголева М.И. «Основы медицинских знаний учащихся» М.: Просвещение, 2015
- Курцева П.А. «Медико санитарная подготовка учащихся» М.: Просвещение, 2019.
- Мишин Б.И. «Настольная книга учителя ОБЖ», М.:Астрель, 2013
- Первая доврачебная помощь: Учебное пособие. М: Просвещение, 2013
- Федюкович Н.И., « Основы медицинских знаний», учебное пособие для 10- 11 кл., - Ростов н/д «Феникс», 2014г.
Список литературы для учащихся.
- Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. М.: Медицина, 2013
- Ганатасова Л.П, Гольнева Д.П «Человек и окружающая среда» М.: Просвещение, 2017
- Сонин Н.И., Сапин М.Р «Биология. Человек» М.: Дрофа, 2014
- Энциклопедия «Народная медицина» Общие болезни. Т. 1,2. раздел 1 «Как вырастить ребёнка здоровым?». М.: АНС, 2013.
Инернет-ресурсы.
Приложение1
Календарный учебный график
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | Дата проведения |
1 | «ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ» | 2 | |
Первая помощь. Принципы оказания первой помощи. | 1 | ||
Последовательность действий, обращение с пострадавшим. | 1 | ||
2 | ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМАТИЧЕСКИХ ПОВРЕЖДЕНИЯХ . | 11 | |
Травма/повреждение, ушиб, сдавление, вывих, ссадина, рана. Признаки, первая помощь. | 1 | ||
Повязка на палец, кисть, локтевой сустав. | 1 | ||
Повязка на плечевой сустав ,грудь. | 1 | ||
Повязка на голову, глаз, пращевидная повязка. | 1 | ||
Повязка на таз, коленный сустав, голеностоп. | 1 | ||
Виды кровотечение, их признаки и характеристика. Приёмы остановки кровотечения. Первая помощь при носовом кровотечении. | 1 | ||
Примеры остановки кровотечения максимальным фиксированным сгибанием конечности. | 1 | ||
Точки пальцевого прижатия для остановки артериального кровотечения. Наложение резинового жгута: этапы наложения жгута. Ошибки при наложении жгута. | 1 | ||
Закрытые и открытые переломы, признаки, первая помощь. Принципы иммобилизации и транспортировки при переломах. | 1 | ||
Способы иммобилизации и транспортировки при переломах: использование повязки, шины | 1 | ||
Травматический шок. Степени шока и их признаки. Оказание первой помощи при шоке. Запрещающие действия в рамках оказания первой помощи при шоковом состоянии | 1 | ||
3 | ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТЕРМИЧЕСКИХ ПОРАЖЕНИЯХ И НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ | 5 | |
Степени ожогов. Запрещающие действия при оказании помощи пострадавшим. Первая помощь. Химический ожог: кислотами, щелочами, перекисью водорода. Первая помощь. Химические поражения глаз. Солнечный ожог. | 1 | ||
Причины электротравмы. Первая помощь при электротравме: прекардиальный удар, непрямой массаж сердца, искусственное дыхание. | 1 |
Признаки обморожения. Степени отморожения. Порядок оказания первой помощи при отморожениях. | 1 | ||
Виды утоплений, причины. Первая помощь при утоплении: искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. | 1 | ||
Познавательная игра «Первая помощь при термических поражения и несчастных случаях». | 1 | ||
4 | ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОТРАВЛЕНИЯХ | 5 | |
Виды отравлений. Способы проникновения токсинов в организм человека. Причины пищевых отравлений, симптоматика, первая помощь. Отравления ядовитыми ягодами и грибами, симптоматика, первая помощь. | 1 | ||
Признаки и первая помощь при отравлениях алкоголем, никотином. | 1 | ||
Признаки и первая помощь при отравлениях угарным газом, фосфорорганическими соединениями, уксусной кислотой. | 1 | ||
Признаки и первая помощь при отравлениях медицинскими лекарствами, ртутью. | 1 | ||
Подготовка и защита проектов. | 1 | ||
5 | ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ | 10 | |
Инфекционные болезни – болезни, вызванные вредоносными микроорганизмами. Источники инфекций, классификация, пути передачи. Мероприятия по уничтожению вредоносных микроорганизмов. Иммунитет. Разновидность иммунитета. | 1 | ||
Дизентерия, сальмонеллез, ботулизм, брюшной тиф, холера, стафилококк, гепатит А. | 1 | ||
Пищевые токсикоинфекции - пути передачи и источники заболевания, симптомы, инкубационный период и продолжительность заболевания, влияние и последствия болезни на организм, необходимые мероприятия в отношении больных. | 1 | ||
Дифтерия, туберкулёз, грипп, ветряная оспа, корь, краснуха - пути передачи и источники заболевания, симптомы. | 1 | ||
Инкубационный период и продолжительность заболевания, влияние и последствия болезни на организм, необходимые мероприятия в отношении больных. | 1 | ||
Клещевой энцефалит, клещевой боррелиоз, малярия, чума, столбняк - пути передачи и источники заболевания, симптомы, инкубационный период и продолжительность заболевания, влияние и последствия болезни на организм, необходимые мероприятия в отношении больных. | 1 |
Аскаридоз - пути передачи и источники заболевания, симптомы, инкубационный период и продолжительность заболевания, влияние и последствия болезни на организм, необходимые мероприятия в отношении больных. | 1 | ||
ВИЧ-инфекция, гепатит В и С - пути передачи и источники заболевания, симптомы, инкубационный период и продолжительность заболевания, влияние и последствия болезни на организм, необходимые мероприятия в отношении больных. | 1 | ||
Бешенство, ГЛПС - пути передачи и источники заболевания, симптомы, инкубационный период и продолжительность заболевания, влияние и последствия болезни на организм, необходимые мероприятия в отношении больных. | 1 | ||
Подготовка и защита проектов. | 1 | ||
6 | ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ВНЕЗАПНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ . | 3 | |
Правила оказания первой помощи при инфаркте. Проявления гипертонического криза, первая помощь. Первые признаки инсульта, первая помощь до приезда «скорой помощи». | 1 | ||
Причины обморока. Симптомы обморока. Действия при потери сознания. Диабетическая кома, первая помощь. | 1 | ||
Познавательная игра «Основы медицинских знаний и правила оказание первой помощи». | 1 | ||
Всего: | 36 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Путь к здоровью"
Программа "Путь к здоровью" разработана на 1 год. Расчитана на обучающихся начальных классов....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Волейбол"
Особенности программы:1. Обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода с учетом здоровья, физического развития, пола, двигательной подготовленности детей соответствующего возраста;2. Дости...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа физкультурно - спортивной направленности "Степ-аэробика"
Цель курса аэробики: создать условия для оптимальной организации двигательного режима младших школьников, обеспечить их активный отдых, удовлетворить естественную потребность в движении, развитие твор...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «СПОРТИВНАЯ ПЛАНЕТА «ОЛИМП»
Программа разработана на основании дополнительных общеобразовательных программ «Фитнес для детей», автор Резвова В.В., педагог дополнительного образования, программа «Развитие», автор Казак С.А., педа...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивные игры»
Общеразвивающая программа “Спортивные игры” направлена на формирование мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, потребности сохранения физического и психического здоровья к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Пауэрлифтинг (спортивная дисциплина - жим)"
Прорамма по пауэрлифтингу (дисцилина - жим) для ДЮСШ...
Программа ШСК «Движение» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной направленности Возраст учащихся 12-17 лет
нотация Занятия волейболом в полной мере обеспечивает: укрепление здоровья и всестороннее гармоничное развитие юных спортсменов, их физической подготовленности, формирование жизненно – важных двигат...