Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
статья
Здоровье школьников — вопрос государственной важности: по ФГОС школа должна гарантировать «охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся». Здоровьесберегающие технологии — это комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей в образовательном учреждении. К ним относят педагогические, психологические, медицинские программы и подходы, которые обеспечивают безопасный для педагогов и детей учебный процесс. А еще такие меры формируют базу знаний о здоровье и позитивное отношение к здоровому образу жизни. Технологии здоровьесбережения основываются на благополучном влиянии факторов учебного процесса на жизнь ребенка, а именно: • комфортные условия обучения — доброжелательная атмосфера со стороны педагога и коллектива, отсутствие стрессовых ситуаций, адекватность требований к ребенку на занятиях; • соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка; • рациональная организация учебного процесса в соответствии с возрастными, половыми, культурными, индивидуальными, психологическими особенностями ребенка; • достаточная двигательная активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove.docx | 17.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
Здоровье школьников — вопрос государственной важности: по ФГОС школа должна гарантировать «охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся».
Здоровьесберегающие технологии — это комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей в образовательном учреждении. К ним относят педагогические, психологические, медицинские программы и подходы, которые обеспечивают безопасный для педагогов и детей учебный процесс.
А еще такие меры формируют базу знаний о здоровье и позитивное отношение к здоровому образу жизни.
Технологии здоровьесбережения основываются на благополучном влиянии факторов учебного процесса на жизнь ребенка, а именно:
- комфортные условия обучения — доброжелательная атмосфера со стороны педагога и коллектива, отсутствие стрессовых ситуаций, адекватность требований к ребенку на занятиях;
- соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;
- рациональная организация учебного процесса в соответствии с возрастными, половыми, культурными, индивидуальными, психологическими особенностями ребенка;
- достаточная двигательная активность.
Цель здоровьесберегающих технологий — обеспечить безопасный учебный и воспитательный процесс, который способствует развитию психологического, социального и физического здоровья ученика.
На практике технологии здоровьесбережения помогают детям лучше адаптироваться к учебной и социальной среде, продуктивнее усваивать учебный материал и раскрывать свои индивидуальные способности.
К школьным факторам риска относят:
- стрессовые ситуации на занятиях — стрессогенная педагогическая тактика, необъективная оценка знаний, неадекватные требования к ученику;
- недостаток физической нагрузки, что приводит к гиподинамии и ухудшению здоровья;
- нарушение физиологических и гигиенических норм;
- несоответствие учебной нагрузки возрасту обучаемых;
- интенсификация образовательного процесса, что приводит к переутомлению;
- неосведомленность педагогов, родителей и детей в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- невозможность индивидуального подхода к учащимся;
- недостаточная популяризация культуры здоровья;
- неправильная организация питания в учреждении.
Все эти факторы риска связаны с ежедневной рутиной ребенка — уроками, коммуникацией с учителем, нахождением в школьной среде. Поэтому заботиться о здоровье детей должны не только медики и психологи, но и педагоги.
Кроме того, применение технологий здоровьесбережения в школе помогает формированию универсальных учебных действий и достижению метапредметных результатов.
Есть несколько классификаций технологий сбережения здоровья. Все они предполагают влияние на ребенка через окружающее его пространство, физическую или умственную нагрузку, взаимодействие с другими субъектами.
В начальной школе здоровьесберегающие технологии подразделяют на три направления:
- Технологии стимулирования и сохранения здоровья: физкультурные игры, релаксация, динамическая пауза, гимнастика для глаз, пальцев, дыхательная гимнастика, игры с использованием песка или воды.
- Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия и мероприятия, гимнастика, массаж, самомассаж, закаливание, активный отдых, игры, направленные на корректировку проблем.
- Коррекционные технологии: музыкотерапия, сказкотерапия, библиотерапия, артикуляционная гимнастика.
Разрабатывая собственную программу, смело ориентируюсь на принципы здоровьесберегающей педагогики Н.К. Смирнова:
- «Не навреди». Выбирайте проверенные методы, которые принесут пользу.
- Главный приоритет — забота о здоровье учителя и ученика. Оцените свои предложения с точки зрения влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
- Непрерывность и преемственность. Будьте готовы к тому, что работа по внедрению здоровьесберегающих технологий ведется последовательно.
- Нагрузка должна соответствовать возрасту учеников.
- Успех порождает успех. Делаю акцент на положительных результатах.
- Ответственность. Одна из задач педагога — сделать так, чтобы ученик осознал, что он сам несет ответственность за свое здоровье.
Каковы же результаты внедрения в обучение и воспитание здоровьесберегающей технологии?
Снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективах, повышение мотивации к учебной деятельности, прирост учебных достижений.
Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и открывается простор для педагогического творчества.
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
От здоровья детей зависит многое в успешном освоении школьной программы. «Здоровые дети – здоровая нация». Будем следовать этому, уделяя огромное внимание здоровью учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Презентация о здоровьесберегающих технологиях для выступления на педагогическом совете школы....
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ...
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе на уроке физики как основа формирования здорового образа жизни
Работа посвящена самой актуальной теме в образовательном процессе...
Авторская концепция учителя физической культуры. "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе".
Данная концепция была представлена на конкурс "Учитель года-2012"...
Районный мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»
От нас, педагогов – основной фигуры педагогического процесса -зависит, какое влияние на здоровье обучающихся оказывает их пребывание в образовательных учреждениях, зависит сам процесс обучения, ...
Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания облегчает усвоение учебного материла, и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Повышает м...
Доклад на педагогическом совете на тему: «Использовании современных, образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе». (2018 год)
В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохран...