Урок истории 9 класс с использованием ЦОР
учебно-методический материал (9 класс)

Галина Владимировна Гаврилова

Технологическая карта урока истории по теме "Крымская война" с использованием цифровых образовательныхресурсов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog_karta_s_isp_tsor.docx33.12 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока истории

ФИО учителя

Гаврилова Галина Владимировна

Предмет

История России

Класс

9

Тема

Внешняя политика России во второй четверти XIX века . «Крымская война 1853-1856 гг.»

Цель

На основании фактов истории сформировать представление о внешней политике России и основных  событиях Крымской войны (причинах и итогах).

Задачи

Образовательные:

- выявить последовательность событий, которые превратили успешную войну в проигранную ;

- охарактеризовать основные события Крымской  войны;

- дать оценку действиям участников войн.

Развивающие:

- развивать навыки работы с документами, умение выделять главное, устанавливать причинно- следственные связи.

Воспитательные:

-воспитывать чувство гордости  и любви к Родине на примерах отчаянной мужественной обороны родной земли российскими солдатами, работы медиков в труднейших условиях осажденного Севастополя.

Социализации:

- приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками.

Планируемые результаты

Предметные: (знания, умения, представления)

- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;

- освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;

- рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;

-  выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.

ПО ПРОГРАММЕ должны изучить:

Крымская война: причины, участники. Оборона Севастополя, ее герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения России в Крымской войне.

Знать: Причины, этапы войны и ее итоги

Персоналии: П. С. Нахимов;В. А. Корнилов; Э. И. Тотлебен; П. М. Кошка; Дарья Севастопольская.

Даты: октябрь 1853 г. — начало войны; 18 ноября 1853 г. —Синопское сражение; март 1854 г. — вступление в войну с Россией Англии и Франции;

сентябрь 1854 г. — август 1855 г. — оборона Севастополя; 1856 г. —Парижский мир.

Личностные: (личностные УУД)

- формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Российской империи;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира;

- формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Метапредметные: (познавательные (в том числе, основы проектной деят-сти, основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности), регулятивные, коммуникативные УУД)

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка умений работать с учебной информацией;

- готовность к сотрудничеству с соучениками;

- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок.

Источники информации

«История России 19-начало 20 в», под ред. Мединского В.Р; 

ЦОС «Моя школа»  

https://lesson.edu.ru/lesson/9a89a0ce-19ee-49f2-b011-c27c475eabca

Яндекс Диск  https://disk.yandex.ru/d/PXxOGvBa_vE9zA (презентация, тест)

Оборудование

медиапроектор, компьютер

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

              Деятельность учеников

Формируемые УУД

1. Организационно-мотивационный

Слайд 1.-Давайте вспомним направления внешней политики России в первой половине 19 века ?

https://disk.yandex.ru/d/PXxOGvBa_vE9zA

 Слайд 2 -3. Что означает термин «восточный вопрос»?  Обострение восточного вопроса

 

-Какие события, связанные с его решением произошли в первой половине XIX в.?

-Каким был режим проливов Босфора и Дарданелл?

К началу 50-х гг. Восточный вопрос, ставший главным для российской внешней политики, заметно обострился. 

Чтобы его решить Николай 1 начинает войну против Османской империи. В Западной Европе эту войну называли Восточной, а в России-Крымской.

        

-Давайте определим  цели нашего урока.

Проблемный вопрос.

- Почему же Россия, победоносно сражавшаяся с неприятелем на протяжении XVIII столетия, давшая отпор самому Наполеону, в середине XIX  в. изведала горечь сокрушительного поражения в Крымской войне?

1.Европейское .                                              2.Восточное.

-Противоречия между европейскими государствами на Ближнем Востоке , борьба европейских государств за влияние на слабеющую и охваченную национально-освободительными восстаниями Османскую империю.

-Османская империя потеряла, а Россия приобрела Крым и Закавказское побережье в Русско-турецких войнах 1828-1829гг.

-По Лондонской конвенции 1848 г. судоходство в проливах ставилось под международный контроль,  провозглашался принцип их закрытия для военных кораблей всех европейских держав в мирное время. Для России это означало изоляцию её флота в черноморском бассейне и отсутствие уверенности в безопасности её южных границ, так как Османская империя могла в случае военных действий открыть проливы для кораблей европейских держав.

-Цель выясним причины, ход и последствия Крымской войны, как к этой войне отнеслись европейские страны.

Ребята,  вспоминают  алгоритм, по которому  рассматривается любой  военный конфликт.+заполняют рабочие листы по ходу урока.

Познавательные

Осуществляемые: делают выводы, логически рассуждают, анализируют, сравнивают, доказывают

Формируемые:

Самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания  устной форме;

Структурирование знаний; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.

Коммуникативные

Осуществляемые: слушают, вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении

Формируемые:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка

 

Регулятивные

Осуществляемые:

постановка темы, целей и задач урока

Формируемые:

целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

II. Изучение

нового

материала

-Почему именно в 1853 году Николай1 решил начать войну с Османской империей ?

-Выясните причины и повод войны 1853-1856 гг., а также обозначьте участников этого конфликта, опираясь на текст учебника на стр. 94

 -Какие страны оказались втянуты в эту войну и какие цели они преследовали ?

- Каковы же причины Крымской войны? 

.-Вопрос: что послужило поводом к началу войны?

Слайд 4. Причины войны.

Слайд 5-6. Цели войны

Слайд 7. Силы сторон

-20 октября 1853г.Николая Iобнародовал  Манифест о защите православной церкви в Османской империи и об оккупации Дунайских княжеств.

Война началась на двух фронтах — Балканском и Закавказском.

Самым ярким событием этого периода войны стало Синопское сражение 

Слайд 8-9. Синопское сражение 18 ноября 1853 года.

Блестящая победа русского флота при Синопе явилась поводом для прямого вмешательства Англии и Франции в военный конфликт между Россией и Османской империей.

Слайд 10. Правительства Англии и Франции заключили военный  союз с Турцией и предъявили России требование вывести  войска из Дунайских княжеств. Одновременно в Черное море был введен англо-французский флот. В марте 1854 г. Англия и Франция объявили России войну. 

-Турция нашла себе союзников , а как складывались союзнические отношения у России  ? стр.96

Что показал первый этап войны в расстановке сил ?

Сразу после объявления войны англо-французские корабли атаковали на Черном море Одессу, на Балтике Аландские острова, на Баренцевом море Кольский залив, на Белом море Соловецкие острова и Архангельск, на Тихом океане Петропавловск-Камчатский.

 Все эти нападения были успешно отражены, попытки высадки десанта успеха не имели. Не оправдали надежд противников России и турки, разбитые летом 1854 г. в Закавказье. Николай I был вынужден под угрозой вступления в войну Австрии вывести войска из Дунайских княжеств.

В сентябре 1854 года армия союзников высадилась в Крыму в районе Евпатории и начала наступление на Севастополь – главную крепость России на Черном море. Город был неприступен с моря, но беззащитен с суши.

- Почему действия главных сил союзников были направлены против Севастополя ? стр.124

Слайд 11-12. Оборона Севастополя.

-В каких условиях оказался Севастополь ? стр.124

Слайд 13.

- Почему, высказывая несогласие с решением главнокомандующего затопить корабли в Севастополе,  В.А. Корнилов не только не выполнил приказ, но и нашел слова для подчинённых, показывающие правильность этого решения?

 Оборона Севастополя длилась 11 месяцев. Противник подвергал город жестоким бомбардировкам, первая из которых состоялась 5 октября 1854 года. В этот день погиб В.А. Корнилов. Руководителем обороны назначен П.С. Нахимов.

-Защитники крепости время от времени переходили в контратаки. В этих налетах особенно прославился матрос Петр Кошка. В одной из вылазок Кошка незаметно подкрался к неприятельской цепи, бросился на трёх вражеских солдат и, поразив их внезапностью, взял в плен.  

- Какую помощь оказывали женщины и дети для защиты Севастополя?

Самоотверженно помогали отцам и дети. В Севастополе не хватало боеприпасов . Командование организовало сбор пушечных ядер. По свидетельству очевидцев этим с удовольствием занимались дети.

 Героиней обороны Севастополя стала Дарья Севастопольская – первая в русской армии  сестра милосердия.

Слайд 14. -Что вы знаете о Н. И. Пирогове? 

Слайд 15. 30 июня 1855 года погибает Нахимов, а 27 августа 1855 г. был захвачен господствующий над городом Малахов курган, а русские войска отошли на север.

Почему противники так долго не могли овладеть Севастополем? И почему Севастополь все-таки пал?   

-Работа с текстом учебника стр.94 и выясняют какие страны оказались втянуты в войну и какие цели они преследовали.

-Причина: противоречия между европейскими державами на Ближнем Востоке.

- Работа с текстом учебника: (стр. 121, пункт 1) «Соотношение готовности к войне России и её противников»

-Читают документ. Из «Воспоминаний о Севастополе» В. Зарубаева стр.125 и делают вывод.

-Сообщение учащегося. Учащиеся заполняют рабочий лист.

-работа с текстом учебника стр 121 и отвечают на вопрос

-Вывод : У России в Крымской войне не было союзников. При этом по южным и западным границам страна была окружена либо непосредственными противниками, либо странами, готовыми в любой момент вступить в войну против России.  

- Работа с картой.

Отвечают на поставленный вопрос.

Работают с текстом учебника стр.124

-Морякам морально трудно пойти на такой шаг, в каждый корабль вложен труд, каждый имел свое имя, биографию, славные победы , моряки срослись с ними, как с товарищами.

-Сообщение учащегося

-Сообщение учащегося

-Сообщение учащегося

- Профессор медико- хирургической академии впервые в условиях военно-полевой хирургии применил в массовом масштабе гипсовые повязки и наркоз. 

-Отвечают на поставленный вопрос

Личностные

Осуществляемые: оценивают жизненные ситуации.

Формируемые

нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей
с учётом конечного результата; составляют план
и последовательность действий.

Коммуникативные

Осуществляемые

слушают, вступают перед коллективом

Формируемые:

умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем

Познавательные

Осуществляемые: делают выводы, логически рассуждают, анализируют, сравнивают, доказывают.

Формируемые:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

структурирование знаний; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам, доказательство, установление причинно- следственных связей

III. Первичное  осмысление
и закрепление

Слайд 16-17

 18 марта 1856 г. Россия, Австрия, Франция, Великобритания, Турция, Пруссия и Сардинское королевство подписали Парижский мирный договор.

Слайд 18

-Почему Парижский мир 1856 г. для русской дипломатии оказался провалом ?

Учебник стр 127

Тест по теме «Крымская война»

https://videouroki.net/tests/76274270/

Читают текст учебника стр.127 , отвечают на поставленный вопрос

Проходят тест

Регулятивные: ориентируются в учебнике  и рабочем листе

Познавательные самостоятельно производят поиск существенной информации.

Осуществляемые: делают выводы, логически рассуждают, анализируют, сравнивают.

Формируемые:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

структурирование знаний; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам, доказательство, установление причинно- следственных связей

IV. этап: рефлексия  осознание обучающимися своей учебной деятельности;

самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

- Почему же Россия, победоносно сражавшаяся с неприятелем на протяжении XVIII столетия, давшая отпор самому Наполеону, в середине XIX  в. изведала горечь сокрушительного поражения в Крымской войне?

«В результате урока мне открылись»

 Составьте  итоговый текст урока по следующей схеме: 

В результате урока мне открылись:

  • Три самых важных имени - Нахимов, Корнилов, Тотлебен.
  • Три самых важных события – Крымская война, оборона Севастополя, Парижский мир.
  • Три самых важных качества – смелость, мужество, милосердие, патриотизм, честь и достоинство, ответственность, самообладание.
  • Три самых важных чувства – любовь, гордость, интерес, обида, печаль, восторг.

 Отвечают  на вопросы.

Регулятивные

Осуществляемые

Оценивают и выделяют, что, что узнали, что было интересно и в чем возникли затруднения

Формируемые

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения

V. Домашнее задание

Домашнее задание.

Посмотреть видеоурок по ссылке

https://lesson.edu.ru/lesson/9a89a0ce-19ee-49f2-b011-c27c475eabca

1. § 13. вопросы 1-7

2*. Героизм и мужество, проявленные в годы Крымской войны солдатами, офицерами, матросами, сестрами милосердия, были отмечены различными правительственными наградами. Привлекая дополнительную литературу, подготовьте сообщение о российских военных наградах времен Крымской войны.

Записывают  домашнее  задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок 6 класс с использованием ЭОР

Урок по русскому языку "Обособление деепричастий и деепричастных оборотов на письме" в 6 классе с использованием ЭОР, по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова...

Публичная презентация "Инновационные технологии на уроках истории и обществознания. Использование ИКТ"

В презентации помещен материал портфолио учителя истории и обществознания. Он будет полезен тем, кто подает на высшую категорию или собирается участвовать в ПНПО...

Современные образовательные технологии на уроках истории и их использование

Статья посвящена использованию современных образовательных технологий на уроках истории....

Урок истории. Класс: 5. Тема урока: Жизнь египетского вельможи.

Урок: историяКласс: 5 Тема урока:       Жизнь египетского вельможи.Цель и задачи урока:       1. Познакомить учащихся с жизнью египетских ве...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...

Презентация открытого урока в классе синтезатора "Использование мультипадов в аранжировке музыкальных произведений"

Презентация открытого урока "Использование мультипадов в аранжировках музыкальных произведений" направлена на закрепление пройденных этапов в освоении техники  применения мультипадов и на п...