ВОСПИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
статья (9 класс)

Актуальность. Проблема здорового образа жизни в современном обществе сегодня является одной из самых актуальных.  Согласно данным Всемирной организации здравоохранения на здоровье человека в первую очередь влияет образ жизни. Культура здорового образа жизни выступает как один из основных компонентов общей культуры человека. Состояние общественного здоровья складывается из состояния здоровья каждого отдельного человека, из его отношения к собственному здоровью и своему образу жизни, - в особенности, из его отношения к двигательной активности, физической культуре, к распорядку дня, питанию и вредным привычкам. В современной молодежной среде отмечаются: образовательная деятельность, дополнительная занятость трудовой деятельностью и невысокий уровень добровольной физкультурно-оздоровительной активности. Важным вопросом в аспекте изучения здорового образа жизни среди подростков являются вредные привычки, которые приводят к снижению уровня ответственности молодых людей за сохранение собственного здоровья и формирование навыков здорового стиля жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._protsenko_r.v.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

Проценко Роман Владимирович

Воспитатель

ЧОУ «Газпром Школа Санкт-Петербург»

Санкт-Петербург, Петроградский район

Аннотация: Актуальность. Проблема здорового образа жизни в современном обществе сегодня является одной из самых актуальных. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения на здоровье человека в первую очередь влияет образ жизни. Культура здорового образа жизни выступает как один из основных компонентов общей культуры человека. Состояние общественного здоровья складывается из состояния здоровья каждого отдельного человека, из его отношения к собственному здоровью и своему образу жизни, - в особенности, из его отношения к двигательной активности, физической культуре, к распорядку дня, питанию и вредным привычкам. В современной молодежной среде отмечаются: образовательная деятельность, дополнительная занятость трудовой деятельностью и невысокий уровень добровольной физкультурно-оздоровительной активности. Важным вопросом в аспекте изучения здорового образа жизни среди подростков являются вредные привычки, которые приводят к снижению уровня ответственности молодых людей за сохранение собственного здоровья и формирование навыков здорового стиля жизни.

Актуальными вопросами современных учащихся являются сохранение и укрепление собственного здоровья. Здоровый образ жизни для каждого индивидуален, в своей жизнедеятельности человек руководствуется законами общества и индивидуальными законами своего организма. Сохранить здоровье молодого поколения - одна из важнейших социальных задач общества. Чтобы подготовить высококвалифицированных специалистов необходимо укреплять и формировать здоровый образ жизни, способствовать работоспособности молодежи. Сегодня данная категория населения испытывает отрицательное воздействие окружающей среды, так как физическое и умственное становление совпадает с периодом адаптации к новым, изменившимся для них условиям жизни, обучения, высоким умственным нагрузкам.

Целью данной работы является изучение представлений учащихся о здоровом образе жизни.

Данная цель конкретизируется в виде следующих задач:

1) изучить такие категории, как здоровье и здоровый образ жизни;

2) разработать анкету для определения представлений о здоровом образе жизни у обучающихся;

Объект исследования: процесс формирования представлений о здоровом образе жизни обучающихся конкретного класса.

Предметом исследования являются факторы окружающей среды, влияющие на состояние здоровья обучающихся.

Анализ результатов проведенного исследования позволит сделать ряд выводов относительно представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) и подобрать средства для его формирования.

Таким образом, очевидна теоретическая значимость исследования, посвященного анализу таких категорий, как здоровье, здоровый образ жизни, так и практическое значение исследования для дальнейшей работы в направлении формирования адекватных представлений о здоровом образе жизни и создания установки на творческое отношение к собственному здоровью.

Обзор литературы.

И в настоящее время существуют разные подходы к определению «здоровья». При этом, большинство авторов: философов, медиков, психологов в отношении этого явления согласны друг с другом лишь в одном, что сейчас отсутствует единое, общепринятое, научно обоснованное понятие «здоровье индивида». [1]

Цицерон охарактеризовал здоровье как правильное соотношение различных душевных состояний. Существуют и другие формулировки: здоровье - обретение человеком своей самости, «реализация Я», полноценная и гармоничная включенность в сообщество людей [3].

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия. Здоровье человека является не только медико-биологической, но, прежде всего социальной категорией, определяемой, в конечном счете, природой и характером общественных отношений, социальными условиями и факторами, зависящими от способа общественного производства [4].

Поэтому, здоровье рассматривается как интегративная характеристика личности. Она охватывает как внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включает в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты [8].

Формирование мотивации здорового образа жизни у обучающихся требует усилий. Работа по развитию мотивации здорового образа жизни мной ведется в учебной группе по следующим направлениям:

Социальное направление.

Реализация социального направления осуществляется посредством:

– пропаганды здорового образа жизни средствами массовой информации, проведение классных часов и внеклассных мероприятий, походы в библиотеку, на природу;

– проведение образовательной и информационно-просветительской работы медицинским работником;

– проведение физкультурно-спортивных мероприятий (День бегуна, сдача нормативов ГТО)

– создание условий для ведения здорового образа жизни в основных сферах жизнедеятельности.

Образовательное направление.

Реализация направления осуществляется благодаря внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Здоровьесберегающие технологии состоят четырех блоков.

Санитарно-гигиенический блок:

– обеспечение санитарно-гигиенических условий обучения в соответствии с требованиями САНПИНА: воздушно-капельный режим, освещение, учебная нагрузка, питание, медицинское обслуживание обучающихся.

Социально-педагогический блок (совместно с педагогами, социальным работником, медицинским работником, мастерами производственного обучения):

– сбор модульной информации о состоянии здоровья каждого обучающегося (карта здоровья);

– модуль оптимальной нагрузки по общепрофессиональным дисциплинам и профессиональным модулям;

– модуль обучения специальной компетентности обучающегося;

– самоанализ результативности работы воспитателя группы, социального педагога, медработника.

Физкультурный блок (совместно с руководителем физического воспитания):

– организация оптимального двигательного режима (проведение физминуток);

– формирование профессиональной пригодности и адаптации в профессиональной среде;

– укрепление здоровья обучающихся и профилактика профессиональных заболеваний.

Медицинский и социально-психологический блок (совместно с социальным работником, медицинским работником, педагогом-психологом):

– проведение мониторинга состояния здоровья обучающихся группы;

– проведение психолого-физиологических исследований обучающихся;

– оказание консультативной помощи в сложных жизненных ситуации.

Семейное направление.

Реализация направления осуществляю при помощи:

– улучшения качества детско-родительских отношений (совместные родительские собрания с детьми и педагогами);

– улучшения психологического климата в семье (индивидуальные беседы с педагогом - психологом);

– развитие у родителей знаний об особенностях возрастных этапов психофизиологического развития человека (тестирование, анкетирование);

– развитие у родителей продуктивных знаний об аспектах здорового образа жизни;

– участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях (с привлечением родителей и лиц, их заменяющих).

Вывод. В связи с этим, необходимо побуждать обучающихся к сохранению и укреплению здоровья, пропагандировать и поддерживать культуру здорового образа жизни среди молодежи. Следует внедрять в образовательный процесс знания, направленные на формирования здорового образа жизни, начиная с самого раннего возраста и заниматься самовоспитанием личности. В формировании здорового образа жизни наиважнейшей должна стать роль образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровье обучающихся, формирование активной мотивации заботы о своем здоровье и здоровье находящихся вокруг людей.

Формирование мотивации здорового образа жизни у обучающихся – проблема многогранная, зависящая от множества условий, требующая разнонаправленных усилий.

Таким образом, для реализации вопроса развития мотивации к здоровому образу жизни у молодежи необходимо комплексное воздействие на личность ребенка, осуществляемое посредством социального, семейного и образовательного направлений. У обучающихся развитие положительной учебной мотивации является важным условием их личностного развития и эффективной, качественной профессиональной подготовки.

Литература

  1. Яковлева Н.В. Анализ подходов к изучению здоровья в психологии // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. Т.4. Вып.2. Ярославль, 2021.
  2. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Основы здорового образа жизни — М.: Академия, 2023.
  3. Изуткин А.М., Царегородцев Г.И. Социалистический образ жизни. М., 2020.
  4. Апанасенко Г.А. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 2022, с. 49-60.
  5. Морозов Михаил Основы здорового образа жизни — М.: ВЕГА, 2019.
  6. Физическая культура и здоровый образ жизни студента. / Под ред. Виленского М.Я. — М.: Кнорус, 2013.
  7. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. / Под ред. Ю.П. Кобякова. — Ростов: Феникс, 2023.
  8. Сысоева С.В. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(18).
  9. Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции. М., 2022.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение "Сохранение и укрепление здоровья, формирование понятия "здоровый образ жизни" у обучающихся"

Сообщение зачитано на городском семинаре учителей физической культуры, который проходил на базе нашей школы. Помимо сообщения учителем был дан урок на тему "Подвижные игры", который имеется в данном п...

Выступление на МО учителей физической культуры школы по теме: "Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни у обучающихся."

          Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровом...

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у обучающихся.

Методические рекомендациии для учителя по формированию у обучающихся позитивного отношения к здоровому образу жизни и сохранению здоровья....

Программа по формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни у обучающихся, проживающих в общежитии "Путь к ЗОЖ"

Данная программа будет полезна воспитателям общежития, классным руководителям, кураторам.Программа разработана на основе основных компанентов ЗОЖ....

Доклад на методическом объединении воспитателей «Формирование и развитие культуры здорового образа жизни, безопасного поведения у детей с ОВЗ в условиях школы-интерната»

            Цель этого процесса – личность, которую необходимо научить способности на протяжении жизни сохранять и поддерживать своё здоровье.  ...