Проект на тему: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!»
проект
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области Семейный центр помощи семье и детям «Пушкинский»
Проект:
«Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!»
Воспитатель: Суюндикова Загира Алибиевна
Актуальность
Проблема экологического воспитания детей приобретает особую остроту и актуальность. В дошкольном возрасте происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Птицы и животные окружают ребенка всю его жизнь. Поэтому знакомству с ними необходимо уделять большое значение.
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Уже с маленького возраста мы, как должны воспитывать интерес у детей к нашим меньшим собратьям - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами,
можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том,
чем кормить птиц зимой. Какие птицы остаются с нами зимовать. У малышей
слишком маленький жизненный опыт и кто, если не мы научит их правильному и бережному отношению к птицам.
Цель и задачи проекта
Цель: расширить представления детей о птицах. Развивать эмоциональную сферу, воспитание заботливого отношения и интереса к зимующим птицам; развитие внимания детей, умения соотносить изменения в природе с жизнью зимующих птиц.
Задачи проекта:
- расширить представления детей о зимующих и перелётных птицах;
- расширить знания детей о роли птиц в природе и жизни человека;
- воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам;
- воспитывать желание помогать птицам в трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку;
-развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать;
- расширить и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме;
- познакомить детей с «Синичкиным днём»;
- формировать представления о зимующих птицах (воробей, синица,
ворона, снегирь), об их строении, внешнем виде, питании, повадках.
- обогащать впечатления детей, при слушании музыкальных произведений, разучивании подвижных игр.
- воспитывать у детей сочувствие, сопереживание к зимующим птицам,
желание оказать помощь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_trudno_ptitsam_zimovat_nado_ptitsam_pomogat.docx | 510.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области Семейный центр помощи семье и детям «Пушкинский»
Проект:
«Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!»
Воспитатель: Суюндикова Загира Алибиевна
Актуальность
Проблема экологического воспитания детей приобретает особую остроту и актуальность. В дошкольном возрасте происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Птицы и животные окружают ребенка всю его жизнь. Поэтому знакомству с ними необходимо уделять большое значение.
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Уже с маленького возраста мы, как должны воспитывать интерес у детей к нашим меньшим собратьям - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами,
можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том,
чем кормить птиц зимой. Какие птицы остаются с нами зимовать. У малышей
слишком маленький жизненный опыт и кто, если не мы научит их правильному и бережному отношению к птицам.
Цель и задачи проекта
Цель: расширить представления детей о птицах. Развивать эмоциональную сферу, воспитание заботливого отношения и интереса к зимующим птицам; развитие внимания детей, умения соотносить изменения в природе с жизнью зимующих птиц.
Задачи проекта:
- расширить представления детей о зимующих и перелётных птицах;
- расширить знания детей о роли птиц в природе и жизни человека;
- воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам;
- воспитывать желание помогать птицам в трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку;
-развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать;
- расширить и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме;
- познакомить детей с «Синичкиным днём»;
- формировать представления о зимующих птицах (воробей, синица,
ворона, снегирь), об их строении, внешнем виде, питании, повадках.
- обогащать впечатления детей, при слушании музыкальных произведений, разучивании подвижных игр.
- воспитывать у детей сочувствие, сопереживание к зимующим птицам,
желание оказать помощь.
Формы и методы проекта
Форма проведения: групповая
Для реализации проекта используются следующие методы: наглядный, словесный и практический.
Наглядный метод: рассматривание иллюстраций, наблюдение.
Словесный: чтение и обсуждение художественной литературы, беседы, разучивание стихотворений, разгадывание загадок.
Практические методы: организация продуктивной деятельности, дидактических игр, сюжетно-ролевые игры, приготовление угощения, совместные игры.
Тип проекта, сроки проведения
Тип проекта: информационно-познавательный, срок проведения 03-09 марта 2024 года.
Содержание и этапы проекта
Подготовительный
Анализ и изучение методической литературы по теме проекта, подготовка материала к проекту (конспекты НОД, дидактический и игровой материал и т.п.). Беседа с родителями, приобщение родителей к участию в проекте.
Основной
Познавательно - речевое развитие
Словесная игра «Угадай по описанию», «Найди и назови на картине птиц»,
беседа по проблемным ситуациям: «Почему птиц стало меньше?», «Синичка-гостья нашего участка!», «Зимующие птицы», «Чем питаются птицы зимой?». Заучивание заклички «Синиченька-невеличенька», физкультминутка «Скачет шустрая синица», загадки о птицах.
Чтение художественной литературы: Чтение С.Маршак: «Где обедал воробей», Е.Чарушин «Воробей», В.Бианки «Синичкин календарь», «Холодно, в лесу голодно».
Чтение стихотворений: С.Михалков «Птичья столовая», А.Яшин «Покормите птиц зимой».
Художественно - эстетическое развитие
«Кормушка для птиц» конструирование, «Раскрасим синичку» рисование, «Зернышки для синички» нетрадиционное рисование, лепка «Ягоды для птичек», угощение для птичек.
Социально – личностное развитие
«Угадай по описанию», «Собери птичку» (из частей)», «Узнай птицу» (по иллюстрациям)», «Четвертый лишний», «Пазлы», «Назови птицу».
Подвижные игры: «Птички», «Веселый воробей», «Птички в гнездышках», «Воробышки и кот».
Музыкальное развитие: Прослушивание аудиозаписи голосов птиц: синица, воробей, ворона, сорока, голубь.
Заключительный
Изготовление угощений для птиц с детьми
План работы по проекту
Сюжетно-ролевая игра: «Синички»
Цель: создавать у детей бодрое, радостное настроение, активизировать коммуникативные навыки детей.
Беседа «Почему птиц стало меньше?» (См. приложение) Цель: выяснить причину отлета птиц, подвести к установлению причинно-следственной связи – пищи стало меньше, поэтому улетают туда, где ее много.
«Угадай по описанию»
Цель: упражнять детей в составлении и отгадывании описательных загадок о птицах, изображённых на картинках.
Конструирование «Кормушка для птиц» (См. приложение) Цель: учить детей делать постройку по образцу, обыгрывать её, насыпая зёрнышки. Развивать мелкую моторику рук, выбирая нужную крупу.
Чтение художественной литературы: С.Маршак «Где обедал воробей»
Цель: воспитывать доброе отношение к птицам; интерес к чтению.
Беседа «Синичка - гостья нашего двора»
Цель: научить узнавать и называть синицу, расширить знания о птицах. (См. приложение)
Подвижная игра: «Птички в гнездышках» (См. приложение)
Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
«Найди и назови на картине птиц»
Цель: развитие речи, наглядного мышления, внимания, образной памяти.
Загадки о птицах.
Цель: развивать память, образное мышление. Воспитывать у детей любовь к птицам, создать хорошее настроение.
Лепка: «Ягоды для птичек»
Чтение художественной литературы: В.Бианки «Холодно в лесу»
Цель: развивать слуховое и зрительное внимание детей, умение вслушиваться в речь взрослого. Развивать интерес к чтению.
Подвижная игра: «Воробышки и кот».
Цель: упражнять детей действовать в соответствии с текстом стихотворения, выполнять бег в прямом направлении одновременно всей группой, использовать всю площадь зала.
Пазлы «Собери птичку» (из частей)»
Цель: развивать у детей память, мышление. Учить детей собирать целое из частей.
Д/и «Четвертый лишний»
Цель: учить узнавать и отличать зимующих птиц от перелетных.
Беседа «Зимующие птицы»
Цель: сформировать у детей общее представление о зимующих птицах (синицах и др.), об их пользе для человека, об особенностях их внешнего вида и поведения.
Рисование: «Раскрасим синичку»
Цель: продолжать учить детей правильно закрашивать птиц родного края, закрепить основные части тела птицы.
Чтение художественной литературы: Е.Чарушин «Воробей»
Цель: развивать зрительное, слуховое, тактильное внимание и память; продолжать развивать воображение.
Беседа «Чем питаются птицы зимой?»
Цель: воспитывать дружелюбное заботливое отношение к птицам.
Подвижная игра «Веселый воробей»
Цель: предлагать выполнять движения по тексту игры; обучать ролевым действиям.
Заучивание заклички «Синиченька-невеличенька»,
«Четвертый лишний»
Цель: воспитывать внимательность, умение соблюдать правила игры.
Нетрадиционное рисование «Зернышки для синичек»
Задачи: учить детей рисовать зернышки при помощи нетрадиционного метода «Рисования пальчиками».
Чтение стихотворения С.Михалков «Птичья столовая»
Прослушивание аудиозаписи голосов птиц: синица, воробей, ворона, сорока, голубь.
Цель: расширить представления детей о птицах, об условиях их жизни. Продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам.
Рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы»
Цель: расширять представления о зимующих птицах. Закреплять знания детей о жизни птиц и о пользе, которую они приносят природе и человеку.
Дидактически игра «Назови птицу»
Цель: продолжать учить детей узнавать и называть перелетных птиц; развивать память, внимание; воспитывать любовь к птицам.
«Угощение для птичек»
Цель: вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам.
Чтение стихотворения: А.Яшин «Покормите птиц зимой».
Развлечение «Синичкин день»
Цель: сформировать у детей общее представление о синицах, об особенностях внешнего вида и поведения, об их пользе для человека.
Ресурсное обеспечение
1. Веракса Н.Е.; Комарова Т.С.; Васильева М.А.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования
(пилотный вариант) "От рождения до школы" - М.: Мозаика - Синтез, 2014.
2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: младшая группа: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. М.: Карапуз-Дидактика, 2012. 144 с.
3.
Участники проекта
Воспитатель, дети.
Ожидаемые результаты
- Об экологическом празднике: «Синичкин праздник»
- Названия зимующих птиц, (синица, воробей, ворона, снегирь).
- Подвижные игры и упражнения пальчиковой гимнастики.
- Как помочь птицам зимой.
- Словарь по теме: «Зимующие птицы»: снегирь, синичка, воробей, итд.
Результаты реализации проекта
В ходе реализации проекта дети и родители участвовали в акции «Покормите птиц зимой», рассматривали и читали книги и энциклопедии.
В процессе реализации проекта дети узнали много нового о «Синичкином дне». Обогатился словарный запас детей, они стали более наблюдательными и внимательными по отношению к птицам. В результате проведенной работы дети получили много новой информации о птицах, которые зимуют рядом с нами, узнали о жизни птиц, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Но главный результат проекта - это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать.
Продукт проекта
Пополнение предметно - развивающей среды.
Создание тематического альбома: «Зимующие птицы».
Картотека художественной литературы для чтения детям о птицах.
Картотека загадок для детей о птицах.
Развешивание кормушек и сбор корма.
Конспект занятия по конструированию Кормушка для птиц»
Цель: учить детей делать постройку по образцу, обыгрывать её, насыпая зёрнышки. Развивать мелкую моторику рук, выбирая нужную крупу.
Задачи:
Образовательные задачи: учить детей строить кормушку, используя строительный материл; учить строить кормушку строительного материала (кирпичики, пластины, 4 цилиндра (или бруска); учить соединять части
Воспитательные задачи: воспитывать умения детей работать самостоятельно в едином темпе со сверстниками; воспитывать бережное отношение к птицам
Развивающие задачи: развивать умение зрительно контролировать правильность выполнения образца.
Материалы и оборудование: картинки с изображением птиц и птичьих кормушек; кирпичик (1шт., треугольная призма (1 шт., цилиндр (2 шт.).
Методы и приёмы: словесные: чтение стихотворения, вопросы; наглядные: рассматривание картины, показ выполнения работы; практические: пальчиковая гимнастика
Словарная работа: кормушка, пластина, кирпичик, цилиндр, брусок
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение «К нам в окно стучится птичка» :
К нам в окно стучится птичка – желтогрудая синичка.
На нас смотрит сквозь стекло.
Говорит: «У вас тепло. А мне холодно.
Обидно. Зернышек нигде не видно. Я прошу вас,
Вы немножко мне насыпьте хлебных крошек»
Воспитатель: Ребятки, покормим птичку – синичку?
Дети: Да!
Воспитатель: А что любит клевать синичка?
Ответы детей: Зернышки, семечки, хлебные крошки.
Воспитатель: предлагаю сделать упражнения для пальчиков – пальчиковую гимнастику «Птицы к дому подлетели»:
Птицы к дому подлетели (два больших пальца обхватывают друг друга,
остальные делают взмахи, как птица крыльями)
На кормушку птички сели (держим одну ладонь параллельно груди)
Стали зернышки клевать (другой рукой, большим и указательным пальчиками соединенными вместе, ударяем по ладони)
И головками кивать (соединяем пальчики вместе, изображая голову
птицы и делаем наклоны кистями рук)
Воспитатель: А куда же мы насыплем корм синичке? (Ответы детей)
Затем воспитатель показывает картинки с изображениями птичьих кормушек, предлагает детям сделать самим такие кормушки.
Воспитатель показывает детям образец конструкции кормушки (из 2 кирпичиков, 2 пластин, 4 цилиндров (или брусков, предлагает её внимательно рассмотреть: выделить основные части кормушки (боковые и верхние) и выбрать необходимые детали строительного материала для конструирования из них, объясняет способы соединения деталей в вертикальной конструкции.
Вопросы к детям при рассматривании образца:
— Что это? (Кормушка.)
— Что есть у кормушки?
— Сколько стенок у кормушки?
— Из чего построены стенки?
— С чего надо начинать строить?
— Этот кирпичик стоит или лежит?
— Как надо ставить кирпичики? На широкую или узкую сторону?
Воспитатель строит кормушку для птиц, поясняя: сначала нужно расположить кирпичики, затем цилиндры (бруски). Сверху на цилиндры надо осторожно положить две пластины. Воспитатель учит аккуратно работать с деталями строительного материала.
Самостоятельная работа детей. Воспитатель руководит практической деятельностью детей, побуждает к высказываниям, сопровождающим процесс работы.
Вопросы к детям в ходе работы:
— Возьмите такой кирпичик. Покажите мне. Какой это кирпичик? (Длинный.)
— Ты поставил цилиндры (бруски) напротив друг друга?
— Ты положил или поставил кирпичики?
— Ты аккуратно положил крышу (пластину?)
— Что у тебя получилось?
— Получилась кормушка?
— Скажи, Лера, что это? (Это кормушка.)
— Что ты делаешь, Даша? (Я строю кормушку.)
— А что делает Тимофей? (Она строит кормушку.)
— Что ты сделал, Денис? (Я построил кормушку.)
III часть. Заключительная:
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам на окошко прилетели птички, давайте покормим их.
Вопросы к детям:
— Посмотрите, какие кормушки у нас получились.
— Сколько кормушек у нас получилось? (Много.)
Воспитатель: Молодцы! Все дети постарались. И птичкам нравятся ваши кормушки. Посмотрите, получилась настоящая птичья столовая!
Беседа «Синичка- гостья нашего двора»
Цель: научить узнавать и называть синицу, расширить знания о птицах.
Наглядный материал:
Игровой персонаж мишка, модели, картинки с изображением синицы и жуков.
Воспитатель: Мишка говорит, что видел на дереве много жуков. Они большие и желтые, с черными головками.( показать модели).Кто это?
Дети: Синичка.
Воспитатель: А Мишка говорит, что это жук – он желтый и у него есть крылья. Давайте докажем , что это синичка.
Дети: У жуков шесть лапок, а у синички – две, у жуков нет клюва , а у птиц есть. Синичка - это птица.
Воспитатель: Что есть у птиц?
Дети отвечают.
Какого цвета у синички перышки на грудке, головке, хвостике?
Дети отвечают.
Чем она питается?
Дети: Когда нет насекомых, любит клевать сало.
Воспитатель: Так почему же синичка – птичка?
Дети отвечают.
Подвижная игра «Птички в гнездышках»
Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
Описание:
Дети сидят на стульчиках, расставленных по углам комнаты. Это гнездышки. По сигналу воспитателя все птички вылетают на середину комнаты, разлетаются в разные стороны, приседают, разыскивая корм, снова летают, размахивая руками-крыльями. По сигналу воспитателя "Птички, в гнездышки!" деть возвращаются на свои места. Указания к проведению. Воспитатель следит, чтобы дети-птички действовали по сигналу, улетали от гнездышка как можно дальше и возвращались бы только в свое гнездышко. Для гнездышек можно использовать большие обручи, положенные на пол, а на участке это могут быть круги, начерченные на земле, в которых дети приседают на корточки. Воспитатель приучает детей быть внимательными во время бега, уступать место бегущим навстречу, чтобы не столкнуться; учит детей выпрыгивать из гнездышек (обруча).
Загадки о птицах
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
Снегирь Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь)
В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются … (синички)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По ночам кочует
- Коноплю ворует. (Воробей)
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её ... (Сорока)
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением … (Ворона)
Лепка «Ягодки для птичек»
Задачи: Учить различать и называть красный цвет, закреплять знания о форме предметов, обогащать сенсорный опыт детей путем обведения предметов по контуру поочередно то одной, то другой рукой. Закреплять умение отщипывать небольшие кусочки пластилина от целого куска, раскатывать его между ладонями круговыми движениями.
Оборудование: картинка с изображением снегиря, изображение гроздьев рябины, гроздья рябины, заготовки на картоне, пластилин, салфетки по количеству детей, дощечки.
Ход занятия:
-Ребята, скажите, пожалуйста, сейчас на улице холодно?
- А какое сейчас время года?
-Да, на улице зима, холодно. Кругом лежит снег: и на деревьях, и на земле. Мы с вами можем зайти домой и погреться, а вот птичкам приходится очень тяжело. Они же живут на улице, а снег все замел, и нет зимой ни мошек, ни зернышек. С большим трудом птички находят себе еду.
-А где птички могут найти еду зимой? (В кормушке). Мы с вами повесили кормушку и насыпаем в неё зернышки.
-Какие зернышки мы насыпаем? (Пшено, семечки).
-А сегодня к нам в гости прилетела птичка, снегирь (Показ картинки), и он рассказал мне, что они очень любят есть зимой ягоды рябины.
СНЕГИРИ А. Прокофьев
Выбегайте поскорей
Посмотреть на снегирей
Прилетели! Прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинки принёс.
-У меня есть гроздь рябины. Посмотрите на ягодки. Какого они цвета?
-А какую форму имеют ягоды рябины?
-Снегири, да и другие птицы очень любят эти ягодки, но у меня их мало А вы поможете мне сделать много ягодок, чтобы их хватило всем птичкам?
Но сначала давайте поиграем.
Пальчиковая гимнастика
Ягодок сейчас сорвем
И в корзинку соберем
Будет полная корзинка
Птичек угостим рябинкой.
Птички ягод поедят
И домой все полетят. Кшшш!
-Из чего же мы будем делать наши ягоды рябины? (Из пластилина)
-А какого цвета нам нужно взять пластилин?
-Посмотрите, как я буду сейчас делать ягодки. Я сначала отщипну от большого куска пластилина маленький кусочек и скатаю его в шарик.
-Покажите, как нужно двигать ручками, чтобы получился шар? (Дети выполняют кругообразные движения ладонями)
-Затем готовую ягодку я прилеплю на веточку рябины, надавив пальчиком на пластилиновый шарик. Вот и получилось у меня красивое и вкусное угощенье для снегиря.
- А теперь и вы слепите угощение для птичек.
В процессе работы контролировать правильность приема скатывания детьми шариков, надавливания указательным пальцем на шарик.
Вылепленные изделия выкладываются на стол перед птичкой.
-Посмотрите, сколько ягодок у нас теперь! Всем хватит! А теперь давайте превратимся в птичек и полетаем.
«Птички-невелички»
Ой, летали птички, птички невелички
Все летали, все летали, крыльями махали.
(Махать руками, как крыльями)
На дорожку сели, Зернышки поели
Клюю, клюю, клюю, клюю
Как я зернышки люблю!
(Присесть на корточки, указательными пальчиками стучать по дорожке)
Перышки почистим, чтобы были чище
Вот так, вот так, чтобы были чище!
(Руками обнять себя, «чистить» предплечья)
Прыгаем по веткам, чтоб сильней стать деткам
Прыг, скок, прыг, скок, прыгаем по веткам.
(Прыжки на месте)
А собачка прибежала и всех деток испугала
Кыш! Полетели, на головку сели
Сели, посидели, дальше полетели.
Полетели, полетели, на животик сели
Сели, посидели, дальше полетели,
Полетели, полетели, на коленки сели
Посидели, посидели, шууууу! И улетели.
Подвижная игра «Воробушки и кот»
Цель: упражнять детей действовать в соответствии с текстом стихотворения, выполнять бег в прямом направлении одновременно всей группой, использовать всю площадь зала.
Ход игры: «Кот» располагается на одной стороне зала (площадки), а дети – «воробышки» - на другой. Дети – «воробышки» приближаются к «коту» вместе с воспитателем, который произносит: Котя, котенька, коток, Котя – черненький хвосток, он на бревнышке лежит, притворился, будто спит. На слова «Будто спит», «кот» восклицает: «Мяу!» - и начинает ловить «воробышков», которые убегают от него в свой домик (за черту).
Беседа «Зимующие птицы»
Цель беседы: сформировать у детей общее представление о зимующих птицах (синицах и др.), об их пользе для человека, об особенностях их внешнего вида и поведения.
Задачи:
1. Познакомить детей с зимующими птицами (синицей, и др.) особенностями их внешнего вида и поведения.
2.Закреплять и обобщать знания детей о предназначении кормушек для птиц;
обогащать словарь путем введения новых слов: корм, кормушка, зимующие, перелетные.
3.Воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам,
вызвать желание помогать птицам в зимний период.
Материалы: иллюстрации, кормушки.
Ход беседы:
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Какие изменения произошли в природе?
Дети: День стал короче, небо хмурое, идет снег,птиц стало меньше.
Воспитатель : Вы любите отгадывать загадки?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте отгадаем их.
"Зимой на ветках яблоки, скорее собери,
И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это"..(снегири)
"Кто на елку, на суку счет ведет: Ку-ку.. ку-ку?" (кукушка).
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
Шустро зёрнышки клюёт
Спать с утра нам не даёт
Голосистая певичка –
Желтопузая … (синичка)
О ком это загадки?
Дети: О птицах.
Воспитатель: Каких птиц вы знаете? (ответы детей)
Как называются птицы, которые осенью улетают на юг?
Дети: Перелетные ( скворец, грач, журавль).
Воспитатель: Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать?
Дети: Зимующие (снегирь, дятел, воробей, сорока).
Воспитатель: Я хочу вам рассказать о синичке. Синичек в народе прозвали акробатами, потому что они ловкие и могут забраться в любую щель. У них крепкие ноги, на ногах сильные лапки с острыми коготками, с помощью острых коготков синичка может передвигаться по веточкам деревьев даже вниз головой. Сильный и твёрдый клюв легко достаёт насекомых из трещин коры деревьев и раздалбливает крепкие семена и лесные орехи. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё — лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки. Оперение у синичек густое и пушистое, холод им не страшен, замерзают птички от голода.
Воспитатель: Чем питаются птицы?
Дети: Насекомыми, семечками.
Воспитатель: Правильно, но зимой нет насекомых, они спят. Зимующие птицы в холодные и голодные времена не очень прихотливы и могут, есть еду с нашего стола остатки каши, творога, отварное яйцо, хлебные крошки, ягоды рябины, семечки тыквы и подсолнуха, орехи, кусочки фруктов и можно повесить кусочки несолёного сала и мяса. Пшено, овес любят воробьи, синицы любят несоленое сало. Как мы можем помочь птицам в холодное, зимнее время?
Дети: Вешать кормушки, кормить.
Воспитатель: Сегодня мы с вами выйдя на прогулку, насыплем в кормушку корм, и может быть спасем не одну птицу. Ребята, чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:
· подкармливать птиц в одном и том же месте, желательно в одно и то же время и птицы будут сами прилетать к этому времени;
· кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
· корм класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады и парки. Больше птиц – меньше вредителей – выше урожай.
Чтение стихотворения:
Отдохнут пускай игрушки
Мы сегодняшним деньком
С вами сделаем кормушки
И повесим за окном.
Нелегко зимою птицам,
Им в морозы много бед.
Ждём вас милые синицы
Прилетайте на обед.
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте заведём хороводную игру «Летели две птички».
Дети встают парами, идут по кругу и поют:
Летели две птички ростом невелички. (играющие дети машут руками-крыльями)
Как они летели, все люди глядели.
Как они садились, все люди дивились. (все приседают)
Как они вставали, крепко обнимались (целовались).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Какой славный хоровод у нас получился. На улице мы обязательно будем подкармливать птиц. Когда будете в кормушку насыпать корм, то приговаривайте: «Птичка, птичка, вот тебе крошки с моей ладошки».
Беседа «Чем питаются птицы зимой?»
Цель: воспитывать дружелюбное заботливое отношение к птицам.
Задачи.
- Расширение представления воспитанников о зимующих птицах, роли человека в жизни птиц.
- Развитие коммуникативных способностей.
- Воспитание чувства сопереживания, желания и готовности помочь в трудные минуты.
Материалы. Презентация о зимующих птицах. Кормушка на улице, корм для птиц.
Ход занятия
(Занятие проводится на улице)
- Ребята, посмотрите, что это? (воспитатель показывает на кормушку). Для чего нужна кормушка? Каких птиц вы знаете? (Ответы детей)
- Эту кормушку смастерил дедушка Юли. Как вы думаете, для чего он сделал ее для нас? (Ответы детей)
- Правильно, птицы нуждаются в нашей защите и помощи от голода в зимнее время. И мы с вами окажем им помощь. Какую? (ответы детей)
Воспитатель обобщает ответы детей словами поэта А.Чепурнова:
«Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать».
- Давайте рассмотрим какие кормушки сделали и развесили на соседних участках нашего детского сада дети и родители других групп. (Дети рассматривают кормушки, отмечают самую красивую)
- А как вы думаете, для чего на кормушке нужна крыша? Крыша нужна для того, чтобы снег не падал на кормушку, а птицы легко могли отыскать корм. Если мы забудем насыпать в кормушку корм, то птицы останутся голодными, ведь зимой под снегом им трудно отыскать корм.
Птицам трудно зимой выжить без помощи людей. Чтобы помочь птицам, люди развешивают кормушки. Как вы думаете, чем можно покормить птиц? (Ответы детей)
Воспитатель обобщает ответы детей.
- Птицы любят клевать хлебные крошки, зернышки и семена растений. Давайте насыплем корма в кормушку и посмотрим, какие птички прилетят сегодня на нашу кормушку. Близко к кормушке подходить нельзя. Как вы думаете, почему нельзя подходить близко к кормушке? (Ответы детей)
- Птички будут нас бояться и не прилетят на кормушку. Поэтому нужно немного отойти от кормушки.
Педагог с детьми рассматривают прилетевших на кормушку птиц. В нашем случае прилетели синички, воробьи и голуби. Понаблюдав за птицами, воспитатель спрашивает детей:
- Какие птички прилетели на кормушку? (Ответы детей)
Педагог обобщает ответы детей: на кормушку прилетали разные птицы, в основном маленькие - воробьи и синички. Обращает внимание на то, как птицы клюют зернышки и хлебные крошки острым клювом. Как они легко прыгают по кормушке. Птицы иногда могут ссориться из-за корма. Боятся близко подлетать к человеку, но так как хотят очень кушать, иногда подлетают близко. Особенно близко к человеку подходят голуби.
- Давайте рассмотрим следы птиц на снегу. Ведь к нам прилетали большие и маленькие птички. Значит и следы должны быть разные.
- А что будет, если к кормушке по дереву залезет кошка? (Ответы детей). Почему птички быстро улетают с кормушки? Птички боятся кошек и поэтому быстро улетают.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Воробушки и кот».
Дети – «воробушки» стоят по краю площадки. Поодаль сидит «кошка» - один из детей. «Воробушки полетели», - говорит воспитатель.
«Воробушки» расправив крылья(вытянув руки в разные стороны), машут ими, бегают врассыпную по участку. «Кошка» спит. Но вот она просыпается, произносит «мяу-мяу» и пугает «воробышков». «Воробушки» разбегаются. Игра повторяется 2-3 раза.
Итогом занятия чтение стихотворения Александра Яшина.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов.
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна,
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
- Ребята, оказывается, не только мы помогаем нашим «пернатым» друзьям, но и они приносят нам пользу! Роль птиц в природе весьма значительна благодаря разнообразию их деятельности и очень большому количеству. Все птицы считаются полезными, так как они истребляют насекомых, в первую очередь различных массовых вредителей культурных растений.
- Подскажите, чем ещё полезны птицы? (Ответы детей)
Радуют нас песней, украшают природу.
- Поэтому так важно охранять птиц и привлекать их на поля, огороды и сады, а в зимний период помогать, подкармливать их, и птицы будут нам очень благодарны!
Закличка «Синиченька-невеличенька»
Синиченька - невеличенька
Прилетай ты к нам
Из чужих краёв
Принеси ты нам.
Зиму снежную, зиму тёмную
Синиченька - сестриченька
Созывай снегирей
И лети к нам скорей!
Подвижная игра «Веселый воробей»
Цель: предлагать выполнять движения по тексту игры; обучать ролевым действиям.
Ход игры
Воспитатель раздает детям эмблемы с изображением воробьев.
Воробей с березы
На дорогу прыг! (Дети прыгают.)
Больше нет мороза —
Чик-чирик! (Дети прыгают и чирикают.)
Вот журчит в канавке
Быстрый ручеек, (Дети произносят: «Ж-ж-ж-ж!»)
И не зябнут лапки —
Скок-скок-скок! (Дети прыгают.)
Высохнут овражки —
Прыг, прыг, прыг! (Дети прыгают.)
Вылезут букашки —
Чик-чирик! (Дети чирикают.)
Воспитатель продолжает: «Клюй, не робей! Кто это?..»
Дети отвечают: «Воробей!»
Нетрадиционное рисование «Зернышки для синичек»
Задачи:
Учить детей рисовать зернышки при помощи нетрадиционного метода «Рисования пальчиками».
Уточнять и закреплять знания цветов.
Активизировать в речи слова: кормушка, синичка, корм, зернышки.
Развивать мелкую моторику, координацию руки и глаза.
Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Оборудование: листы бумаги с нарисованной кормушкой, гуашь желтого цвета, влажная салфетка для каждого ребёнка, птичка, аудиозапись с пением птиц.
Ход занятия
(Звучит запись пения синички.)
В. Ребята, вы слышите звуки? Давайте подойдем поближе и узнаем откуда они доносятся. (Подходим к елочке на которой сидит синичка). Так это же птичка поет. Как она называется?
Д. Синичка!
В.Да, это синичка, у неё жёлтая грудка Какая красивая птичка-синичка.
Вот проснулась утром птичка.
Оглянулась-ка синичка-
Снегом вся земля покрылась
И синичка огорчилась
Нету зернышек, нет корма
К нам она летит из дома.
-Дети, дети, помогите
-И меня вы накормите.
Надо нам помочь синичке
Корма дать малютке-птичке.
Что мы можем птичке дать,
Чтоб не стала голодать?
Д. Крошки хлеба, зернышки.
В. Но где же нам взять зернышек? Может в группе у нас есть? Давайте поищем. (Дети ходят по группе и находят мешочек с пшеном.) Вот и нашли зернышки. Как они называются?
Д. Пшено.
В. Как их много. А какого они цвета?
Д. Желтого.
В. А куда же мы насыпем зёрнышки?
Д. В кормушку.
(Дети садятся за столы.)
В. Ребята, смотрите, как у нас много кормушек, В кормушках сидят синички, а зёрнышек нету! Давайте покормим синичек, насыпем зёрнышки в кормушку. Я вам покажу, как мы будем рисовать зёрнышки. Пальчик я макаю в краску и пальчиком рисую зёрнышки «дотронулась-убрала» дотронулась и убрала пальчик. Вот какие у меня зёрнышки получилась- маленькие ,круглые и жёлтые. А теперь вы. (Дети рисуют, воспитатель оказывает помощь тем детям , которые затрудняются)
Мы накормим наших птичек,
Мы накормим и синичек.
Чтоб к нам в садик прилетали
И с детишками играли.
Птички наши рады, мы насыпали им много зёрнышек. А мы с вами поиграем. -Выходите ко мне.
Покружились, покружились
И в синичек превратились.
Физкультминутка.
Воспитатель читает стихотворные строки, а дети имитируют движение птиц.
Ой, летали птички,Дети машут руками, как крыльями.
Птички- невелички.
Все летали, все летали,
Крыльями махали.
На дорожку сели,
Зернышки поели.Приседают на корточки; указательными пальцами постукивают по дорожке.
Клю, клю, клю, клю
Как я зернышки люблю.
Перышки почистим,
Чтобы были чище.Руками «чистят» предплечья, как бы обнимая себя.
Вот так, вот так,
Чтобы были чище.
Прыгали по веткам,Дети прыгают на месте.
Чтоб сильней стать деткам.
Прыг- скок, прыг- скок,
Прыгали по веткам.
(Раздается пение синички.)
В. Ребята, синичка благодарит нас за заботу, за то что мы накормили ее. А когда мы с вами будем собираться на прогулку ,то возьмём с собой мешочек с зёрнышками чтобы насыпать их птичкам в нашу кормушку на участке .
«Угощение для птичек»
Цель: вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам.
Задачи:
Научить проявлять заботу о птицах;
Расширить знания детей о птицах;
Обратить внимание детей на трудное существование птиц, воспитывать бережное к ним отношение;
Выявить познавательные интересы детей и развивать их творческие способности.
Предварительная работа:
- беседа о зимующих птицах
- чтение стихов, пальчиковых игр, потешек
- рассматривание наглядного материала «Птицы зимой»
Ход занятия:
Ребята! Каждый из вас любит сладкое. А давайте с вами сегодня приготовим для наших птичек угощение.
Что бы приготовить угощение нам с вами нужен будет корм для птиц, вода и желатин.
В специально приготовленную миску нальем воды и высыпем желатин. Все тщательно перемешаем.
(Наглядно показать детям как желатин растворяется в воде).
Добавим птичий корм.
Вот ребята, мы приготовили угощение для птиц! Давайте теперь разложим его в красивые формочки и дадим угощению застынуть (лучше брать не глубокие формы). Сделаем ниточку что бы удобно было повесить на веточку дерева.
На прогулке дети с большим удовольствием угощали птичек развешивая угощения на веточки.
Развлечение «Синичкин День»
Цель: сформировать у детей общее представление о синицах, об особенностях внешнего вида и поведения, об их пользе для человека.
Задачи:
- познакомить детей с синицей, с праздником «Синичкин день»;
- развивать познавательный интерес, внимание, способность соотносить изменения в природе с жизнью птиц;
- воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам, понимание необходимости подкармливать птиц зимой.
Предварительная работа:
- Рассматривание дидактических картинок «Зимующие птицы».
- Рассматривание иллюстрации "Птицы".
- Наблюдение за птицами во время прогулок.
- Изготовление кормушек родителями.
- Подвижные игры: "Воробушки и автомобиль, «Воробышки и кот», «Птички в гнездышках».
Демонстрационный материал: аудиозапись, изображение птиц, кормушка, корм для птиц (семечки, крошки хлеба, сало, крупа, дольки апельсина, конфеты, ягоды рябины)
Ход мероприятия.
Звучит музыка с записью голоса синицы.
Воспитатель. - Ребята, вы слышите голос птицы.
«Это маленькая птица называется синица.
Любит лес и огород, вредных гусениц клюет».
Воспитатель. Дети, сегодня мы отмечаем праздник, посвященный удивительной маленькой птичке синичке. Он так и называется «Синичкин день». По народным приметам, именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к человеческому жилью и ждали помощи от людей. Люди готовили кормушки, угощенья для птиц, читали стихи про птиц, загадывали загадки.
- Синица - очень полезная птица. Круглый год она очищает леса и сады от вредных насекомых. За сутки поедает столько корма, сколько весит сама. Живут они стайками по 10 – 15 штук.
Воспитатель. - Ребята, а вы знаете, чем питается эта птица? Ответ на этот вопрос мы узнаем, поиграв в дидактическую игру: «Накорми птиц».
Дидактическая игра: «Накорми птиц» (на столе на блюдцах – семечки, крошки хлеба, сало, крупа, дольки апельсина, конфеты, ягоды рябины).
Цель: расширить представления детей о том, чем питаются птицы зимой.
Воспитатель. - Теперь все ребятки знают, чем же питаются птицы зимой. А куда же нам положить угощенья для птиц? (Ответы детей: в кормушку). Правильно, ребята, в кормушку. Давайте посмотрим, какие кормушки нам изготовили наши родители. (Дети рассматривают кормушки).
Воспитатель. - Молодцы, ребята, очень хорошие у вас кормушки. Птицы зимой будут радоваться и клевать семечки.
Синица – подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё — лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой. Синица – птица небольших размеров, с сильными лапками, коротким клювом. Бегать по земле синицы не умеют, зато, подобно воробьям, умеют скакать.
Воспитатель. Игра «Шустрые синички»
Скачет шустрая синичка, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ножке)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте на правой ножке)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку. (присели)
Почесала клювом грудку. (встали, наклоны головой)
И с дорожки – на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)
Воспитатель. Не только птичка – синичка остаётся с нами зимовать, но и другие птицы тоже пережидают в наших лесах и парках зимнюю стужу. А какие это птицы, мы узнаем, когда отгадаем загадки.
Отгадывание загадок. (Воспитатель загадывает загадку и показывает иллюстрацию – отгадку.)
- Чик-чирик к зёрнышку – прыг, клюй, не робей кто это? (Воробей)
- Все время стучит, деревья долбит. Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)
- Верещунья, белобока, а зовут её...(Сорока)
- Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать, с первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)
- Далеко мой стук слышится вокруг, червякам я враг, а деревьям – друг. (Дятел)
- На окне дремала птица: “Галка-галка, что вам снится?” Отвечала птица сонно: “Я не галка, я ….(Ворона)
- Верный спутник снегиря, птица с хохолком на голове, очень любит ягоды рябины, ранетки. (Свиристель)
Воспитатель. - Молодцы ребята, все загадки отгадали.
А теперь мы с вами поиграем в подвижную игру «Птички в гнездышках».
Подвижная игра «Птички в гнездышках». Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу. Описание: По сигналу «Птички полетели» вылетают из своих гнездышек и летают. По сигналу «Птички, в гнездышки!» дети возвращаются на свои места. Указания: для гнездышек можно использовать большие обручи, на них дети приседают на корточки.
Воспитатель. - Ребята, на этом наш праздник завершился. Будем надеяться, что зимующим птицам будет легче пережить морозную зиму с нашей заботой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс проектов «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать».
Цели: Развивать у детей чувства симпатии ко всему живому. Создать оптимальные условия для развития творческой активности и положительного эмоционального состояния у ребёнка через организацию совместно...
Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать.
Воспитание бережного отношения к природе. Развитие познавательного интереса, экологических знаний о птицах в зимний период....
Сценарий итогового мероприятия "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!"
Итоговое мероприятие по акции "Поможем зимующим птицам"...
Сценарий внеклассного мероприятия "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!"
Цель мероприятия: Расширить знания учащихся о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним....
Презентация по предмету "Живой мир" Тема: "Трудно птицам зимовать"
Презентация по предмету "Живой мир" Тема: "Трудно птицам зимовать"...
ПАСПОРТ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОГО ПРОЕКТА НА ТЕМУ: "ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ" В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (5-6ЛЕТ)
ПАСПОРТ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОГО ПРОЕКТА НА ТЕМУ: "ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ" В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (5-6ЛЕТ)...
ПАСПОРТ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОГО ПРОЕКТА НА ТЕМУ: "ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ" В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ (4-5ЛЕТ)
ПАСПОРТ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОГО ПРОЕКТА НА ТЕМУ: "ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ" В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ (4-5ЛЕТ)...