Доклад "Психолого - педагогические классы в России: новый вызов или уникальная перспектива для развития школы"
материал
Материал содержит выступление на педагогическом совете о работе профильного психолого - педагогического класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_ped_sovet.docx | 23.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого – педагогические классы в России: новый вызов или уникальная перспектива для развития школы
Носова М.В.,
зам. директора по УВР
С 1 сентября 2023 г. на базе нашей школы начал свою работу профильный психолого – педагогический класс, в котором обучается на данный момент шесть десятиклассниц.
Что же такое профильный психолого - педагогический класс?
Профильные психолого-педагогические классы – это первая ступень непрерывного педагогического профессионального образования в нашей стране. Работа по их созданию и развитию ведется с 2021 года.
Создание профильных классов содействует решению нескольких задач:
- способствовать выявлению учеников с педагогической одаренностью для восполнения дефицита профессионально подготовленных учителей в регионах;
- снизить долю отсева студентов педвузов;
- закрепить в профессии молодых педагогов в первые три года их работы.
Еще одна важная задача на уровне регионов – это развитие социального партнерства между образовательными организациями и местным сообществом.
Прием в профильный психолого – педагогический класс осуществляется на основе личного заявление учащегося.
На этапе сбора заявлений от учащихся в 10 класс, родителями была высказана обеспокоенность по поводу: 1) увеличения учебной нагрузки у детей, 2)отсутствия планов на обучение в педагогических ВУЗах. Поэтому для родителей в сентябре было проведено классное родительское собрание с разъяснениями по поводу обучения в профильном психолого – педагогическом классе.
Чем же обучение в психолого – педагогическом классе отличается от обучения в классах иного профиля?
Учебный план для обучающихся 10 психолого – педагогического класса был взят из универсального профиля Федеральной основной общеобразовательной программы среднего общего образования. Согласно обновленным стандартам два предмета должны преподаваться на углубленном уровне. Для нашего профильного класса – это история в объеме 4 ч\неделю и обществознание в объеме 4 ч\неделю (преподавание ведет учитель общественных дисциплин Якубовская И.Н.).
Кроме того, ввели (за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса) предмет «Родной (русский) язык» (0,5 ч\неделю) из предметной области «Родной язык и родная литература», хотя универсальный профиль ФОП СОО изучение этого предмета не предусматривает (преподавание ведет учитель русского языка и литературы Цыбанова И.В.).
А также учебный план дополнен специальным курсом «Основы педагогики и психологии» в объеме 0,5 ч\неделю (преподавание ведет учитель биологии, прошедший специальные КПК, Носова М.В.)
Обучающиеся психолого – педагогического класса имеют возможность посещать специальные курсы внеурочной деятельности. Для них разработаны программы «Педкласс. Первая педагогическая проба» (преподаватель – Носова М.В.), «Школа наставничества» (преподаватель – Данченко Н.В.).
Как проходят занятия в психолого – педагогическом классе?
Изучение специального курса «Основы педагогики и психологии» проводится по утвержденному расписанию. Оценки за уроки не выставляются, домашние задания носят творческий характер (например, подобрать цитату по теме; составить словесный портрет; написать небольшое рассуждение по предложенному вопросу; проиллюстрировать новое понятие и т.д.).
На занятиях десятиклассницы:
- изучают теоретический материал - темы модулей «Искусство самоопределения», «Кому и зачем нужна педагогика?», «Психология в жизни каждого из нас», «Развитие личного потенциала человека», «Как мы учимся? Искусство эффективного познания» и др.;
- участвуют в профориентационном тестировании, например, мы работали с дифференциально – диагностическим опросником по Е.А. Климову. Это методика, предназначенная для выявления склонности (предрасположенности) человека к определённым типам профессий.
Опросник состоит из 20 альтернативных суждений. Испытуемому необходимо выбрать один из двух видов занятий, указанных в вопросе.
По результатам обследования в соответствии с ключом определяется ориентация человека на 5 типов профессий по классификации Е. А. Климова: Человек — природа, Человек — техника, Человек — человек, Человек — знаковая техника, знаковый образ, Человек — художественный образ. Опросник рекомендуется использовать для определения ориентации и профессионального отбора.
Анализ результатов показал, что у Божковой К. и Рассоленко Е. имеются склонности к профессиям из категории «человек – художественный образ», Шумейко А. – «человек – природа», Гутникова Д. и Осадчая В. – «человек – человек».
Участвовали в тестировании по выявлению мотивов выбора профессии (по методике доктора педагогических наук С.С. Гриншпуна). Результаты показали, что участниками тестирования в выборе будущей профессии движет желание заниматься творческой работой, приносящей пользу людям, а также чувство личной ответственности.
- участвуют в тестировании на профпригодность к педагогической профессии:
- Тест по выявлению способностей к общению (Шумейко А. и Осадчая В. имеет высокий уровень способности к общению)
- Тест «Являешься ли ты капитаном своей жизни?» (такое качество как целеустремленность на высоком уровне сформирована у Гутниковой Д. и Шумейко А.; у Божковой К. и Рассоленко Е. - на среднем уровне).
- Тест на самооценку психических состояний (по Айзенку) был направлен на оценку таких эмоциональных состояний, как тревожность, фрустрации (степени устойчивости к неудачам), агрессивности, ригидности (неспособности адаптироваться в новых условиях). Анализ результатов показал, что низкий уровень тревожности у 3-х участниц тестирования (Шумейко А., Гутниковой Д., Осадчей В.), тревожность на среднем уровне у 2х человек (Рассоленко Е., Божковой К.). Высокая самооценка и наличие устойчивости к неудачам наблюдается у 4х человек (Божкова К., Осадчая В., Гутникова Д., Шумейко А.), у Рассоленко Е. фрустрация (устойчивость к неудачам) сформирована на среднем уровне. У двух участниц (Шумейко А., Гутникова Д.) агрессивность отсутствует, для них характерна уравновешенность и выдержанность, а вот у Осадчей В., Божковой К., Рассоленко Е. тест показал средний уровень агрессии. Легко адаптируются к новым условиям 2е уч-ся (Шумейко А., Осадчая В.), средний уровень ригидности у 2х участниц тестирования – Рассоленко Е. и Гутниковой Д., плохо сформирована способность адаптироваться к новым условиям у 1-го участника опроса – Божковой К.
- участвуют в различного рода тренингах:
- тренируем дикцию (фрагмент 1, фрагмент 2);
- развиваем связную речь, память, воображение, работаем над обогащением словарного запаса (фрагмент 3 – упражнение «Сочиняем историю вместе»: дети сидят по кругу, один ученик начинает рассказ на заданную тему, следующий ученик повторяет услышанную историю и добавляет одно слово и т.д., должен получиться связный рассказ по теме.
Фрагмент 4 – демонстрация домашнего задания «Словесный портрет идеального учителя»
- работаем над развитием уверенности в себе (фрагмент 5, фрагмент 6, фрагмент 7 – упражнение «Уверенная походка» - ученикам необходимо было продемонстрировать уверенную походку, а в конце пути жестом или фразой продемонстрировать свою уверенность в себе)
- работаем над развитием актерских способностей, развитием мышления и памяти с помощью упражнений «Пантомима» (фрагмент 8, фрагмент 9)
- решаем ситуационные задачи.
Занятия по курсу внеурочной деятельности «Педкласс. Первая педагогическая проба» имеют различные направленности:
- организация встреч с опытными и заслуженными педагогами, работающими в нашем образовательном учреждении, так, на одно из занятий по теме «Диалог поколений» была приглашена Вера Анатольевна Козина, которая поделилась с обучающимися психолого – педагогического класса своей историей выбора профессии педагога;
- просмотр и обсуждение видеозаписей фрагментов учебных занятий участников Всероссийского конкурса «Учитель года»;
- коллективная работа над сценарием динамической паузы для учащихся начальных классов (изучали требования к динамическим паузам в начальных классах; осуществляли подбор упражнений и подвижных игр, распределяли обязанности каждого участника пед. практики; планируем в 4й четверти посетить нач. классы);
- получали опыт в подготовке и проведении фрагментов внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для своих одноклассников: все участники были поделены на пары, каждая пара готовилась к мероприятию по определенной теме (согласно программе курса внеурочной деятельности) – осуществляли подбор занимательного материала по теме, оформляли доску, выступали перед одноклассниками. После проведения занятия остальные ученики пед. класса проводили анализ фрагмента занятия по вопросам оценочного листа. Оценочный лист имел три раздела: 1 раздел – общие сведения о мероприятии (дата, тема, кто проводил); 2 раздел – вопросы посильного для анализа мероприятия (озвучена ли тема, цели и задачи; дает ли мероприятие новые знания; имеется ли чередование видов деятельности для профилактики переутомления; насколько содержательно, эмоционально и интересно проходило мероприятие; достигнуты ли поставленные цели; была ли организована рефлексия); 3 раздел – анализ используемой наглядности (достаточное ли количество наглядности; соответствует ли теме занятия; своевременно ли использовалась; все ли каналы восприятия информации были задействованы – аудиоканал, видеоканал, кинестетический канал; обеспечена ли хорошая видимость наглядных пособий).
Какие учебные пособия используются при организации работы психолого – педагогического класса?
В работе с психолого – педагогическим классом используется учебник «Основы педагогики и психологии для 10-11 классов» издательства «Просвещения», авторов Басюк В.С., Казакова Е.И. и др. Учебное пособие состоит из двух частей. Так как в школе имеется в единичном экземпляре, то используется как методическое пособие.
Учебник содержит: теоретические основы педагогики и психологии, интересные факты из области педагогики и психологии, гипотезы и идеи выдающихся ученых; творческие и исследовательские задачи; иллюстрации, таблицы и схемы; темы для исследовательских и проектных работ; рекомендации полезных книг и фильмов; переход с помощью qr – кода на авторские видеолекции и тесты для самопроверки.
Инструментарий учебника разноплановый. В каждой теме есть эпиграф – высказывание выдающейся личности (известные педагоги и психологи, исторические личности, писатели, предприниматели); отдельно выделены цели занятия; проблемные вопросы по теме; словари с новыми понятиями; раздел «Наука в лицах»; практикум по теме и выводы.
Ожидаемые результаты изучения курса «Основы педагогики и психологии» для учащихся:
- понимание своей индивидуальности,
- развитие эмоционального интеллекта,
- развитие личностных качеств и навыков,
- расширение представлений о мире людей и мире профессий,
- профессионально – личностное самоопределение,
- повышение мотивации к образовательной деятельности.
Психолого – педагогический класс в нашей школе функционирует три четверти, однако, хочется отметить определенные проблемы:
∙ Незначительное количество обучающихся намерены связать свою будущую профессию с педагогикой, поэтому необходимо продолжать работу в этом направлении. Нужно мотивировать к получению педагогической профессии.
∙ Отсутствие взаимодействия с другими образовательными организациями, в которых имеются подобные классы психолого-педагогической направленности; отсутствие обмена опытом между образовательными организациями нашего района,
∙ Слабое использование ресурсов наставничества в работе психолого-педагогического класса. Возможными наставниками для обучающихся в таких классах могли бы стать студенты педагогических вузов и колледжей.
Закончить свое выступление хотела бы словами Ш.А. Амонашвили:» Учителю принадлежит самая главная роль в формировании будущего страны. Из всех профессий – профессия учителя самая благородная, самая трудная и самая важная!».
Вывод. Считаю работу по создание психолого – педагогических классов в образовательных организациях нашей страны перспективным направлением; пед. классы – это еще одна капля, которая точит камень в деле решения кадрового вопроса системы образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
ИННОВАЦИИ. ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
Презентация проеектно-исследовательской работы по данной теме....
Статья «Историческое образование в России: проблемы и перспективы дальнейшего развития».
В своих размышлениях о проблемах исторического образования я исхожу из того, что История - свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины. Цицерон.У этого сокровища есть...
Разработка уникального задания на развитие естественнонаучной грамотности для обучающихся 10-11 классов. Задача "Биотехнология: достижения и перспективы развития"
Разработка уникального задания на развитие естественнонаучной грамотности дляобучающихся 10-11 классов. Задача "Биотехнология: достижения и перспективы развития"...
Конспект открытого урока по технологии в 7 классе по «Современный транспорт и перспективы его развития», учителя технологии МБОУ «Средняя школа №4 им. А.А. Леонова»
Тема: Современный транспорт и перспективы его развития.Цель: познакомить с понятиями Министерство транспорта Российской Федерации, транспортная реформа, виды современного транспорта Российской Ф...