Опыт работы ШСП "ДОМ" МБОУ СОШ №2 Карасукского района
учебно-методический материал

Фомина Марина Анатольевна

ШСП "ДОМ" МБОУ СОШ №2 Карасукского района

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание работы куратора с командой медиаторов

Школьной службы примирения

МБОУ СОШ № 2 Карасукского района Новосибирской области

ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ «ДОМ» (ДРУЖНЫЙ ОТРЯД МЕДИАТОРОВ)  в МБОУ СОШ № 2  Карасукского района начала действовать  с ноября 2017 года. С целью снижения числа правонарушений и конфликтных ситуаций среди несовершеннолетних, содействия профилактике правонарушений и социальной реабилитации конфликтных ситуаций.

В состав ШСП входят  5 обучающихся и 3 взрослых медиатора.

Куратором ШСП является, Фомина Марина Анатольевна, которая прошла в 2016г. курсы переподготовки по программе Медиация. Школьная Служба примирения.

Первое, что мы сделали это приказ  о создании ШСП.,

 - Утвердили  положение  о ШСП.;

 -Разработали Устав о ШСП;

- Функциональные обязанности руководителя (куратора) и членов ШСП.

Эмблему; Девиз;Песня: Песня кота Леопольда

  стенд «ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ» с необходимой информацией.

Одной из первых задач, которая была поставлена перед службой – это отбор и привлечение обучающихся школы

Для привлечения обучающихся в школьную службу медиации использовался достаточно широкий спектр способов;

  • Демонстрация  видеоматериалов, освещающая работу школьных служб примирения;
  • Проведение опроса( предлагалось ответить на 2 вопроса)::

- к кому из обучающихся своего класса вы обратились бы, если вы с кем-то поругались, у вас плохое настроение, либо у вас , что-то случилось.

- Напишите свою фамилию, если бы вы хотели принять участие в работе ШСП.

Популяризация ШСП способствует привлечению к участию в ней новых медиаторов — педагогов и обучающихся. Эффективность медиативных процедур пробуждает у многих ребят желание лично участвовать в разрешении конфликтов Проведя ряд мероприятий по привлечению детей медиаторов в службы нам удалось определить основные качества:

- Желание работать в службе;

- Активность;

- Знание основ бесконфликтного общения;

-  Авторитет и доверие со стороны обучающихся.

На базе МБОУ СОШ № 2 ведётся курс внеурочной деятельности «Медиатор в школе». В количестве 15 человек. Разработана программа,  на которой ребята обучаются работе в качестве медиаторов по разрешению конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса по средствам восстановительной медиации. Куратор ШСП проводит занятия с юными медиаторами, так же обсуждаются школьные конфликтные случаи, пути их разрешения.

Проведены классные часы  Куратором и медиаторами по классам:

- «Семейные традиции»;

 - «Я и мой мир»;

 - Моя семья»;

 - «Давайте жить дружно»;

 - «Ты в этом мире не один» 

Проводятся беседы с обучающимися: «Права ребёнка», «Права и обязанности подростков», «Поведение в общественных местах», «Общественные дела – путь к взаимопониманию»,  «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть!»

Анкетирование среди обучающихся с целью выявления случаев жестокого обращения.

 Многих обучающихся Медиация меня заинтересовала- после участия в областной профильной смене 2021 «ШКОЛА ЮНОГО МЕДИАТОРА», которая проходила МАУ ДОЛ «Лесная поляна» Карасукского района. Принимало участие в профильной смене 80 обучающихся.  Итогом  работы было создание тетради школьного медиатора. В которую вошли:

- Конфликты. Почему они бывают?;

- Стратегия  выхода из конфликтной ситуации;

- Служба школьной медиации (как она работает);

- Принципы медиации в образовательной организации;

- Порядок работы ведущего восстановительных программ;

- Приложения:

Форма журнала регистрации случаев (конфликтов);

Форма регистрационной карточки;

Форма примирительного договора;

Форма отчета – самоанализа ведущего восстановительной медиации;

Форма отчета по восстановительной программе.

Восстановительные программы в школе реализуются в разных вариантах:

-взрослый ведущий (педагог) сам проводит процедуру примирения;

- взрослый ведущий (педагог) привлекает к работе медиаторов – обучающихся;

- медиаторы-обучающиеся сами проводят примирительные встречи, а взрослый (педагог) контролирует и корректирует их работу, помогает им в проведении процедуры.

Информация о конфликтных ситуациях,  поступает от администрации и педагогов, от обучающихся школы, в том числе через ящик для обращений.

Деятельность ШСП строится на ряде ключевых принципов. Так, конфликт должен быть разрешен при желании и старании его непосредственных участников, поскольку только они способны прийти к отвечающему их обоюдным интересам решению. И если участники конфликта взяли на себя ответственность за выполнение принятого решения, то они обязаны это исполнить. Далее, в качестве ведущих примирительной встречи к медиативному процессу привлекаются обучающиеся из числа школьных неформальных лидеров, пользующиеся авторитетом у своих сверстников. Для ребят это серьезное самостоятельное мероприятие. Навыки, полученные  в школе обучающимися-медиаторами в ходе проведения примирительных  встреч, должны им пригодиться в жизни.

  • Основным показателем эффективности работы Школьной службы примирения является повышение количества обращений к ней за помощью в разрешении конфликтов. В этом смысле ШСП является альтернативой Педагогическому совету и Совету профилактики школы.

Наша Школьная служба примирения  взаимодействует с органами и организациями системы профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования, КДН и ЗП.

Медиаторы ШСП «ДОМ» являются активными участниками всех профилактических районных мероприятия:

  • Проводится просветительская работа в начальной школе о конфликтах и пути  разрешения; сотрудничество с педагогами – просветительская и консультативная деятельность – типы конфликтов; диагностика путей выхода из конфликта учащихся; выступления на родительских собраниях о создании ШСП
  •  Работ по теме «Организация воспитательной работы в школе» (отчет по всем направлениям РДШ, ШСП и т.д.) для студентов  КПК.
  • Куратор ШСП совместно с медиаторы из школьной службы примирения участвовали в проведении каникулярной школы  для 6-7 классов. «Азбука общения»
  • Куратор ШСП с медиаторами школьной службы примирения провели ряд тренингов,  упражнений на сплочение коллектива в проблемных классах.
  • Работа  Школьной  службы примирения освещалась на общешкольных и общегородском родительских собраниях, а также на официальном сайте Управления образования Карасукского района., на сайте МБОУ СОШ № 2

Состоялись районные мероприятия по обобщению и распространению опыта работы Школьной службы примирения.

  • Выступление на семинарах социальных педагогов общеобразовательных учреждений Карасукского района «Организация работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних». Одним из вопросов был: Работа ШСП в МБОУ СОШ № 2 Карасукского района»
  • Участие в проведении профильной смены по развитию школьной службы примирения в образовательных учреждениях Карасукского района. 2017г. Работа проводилась по станциям.

В ходе проводимых в рамках мероприятия тренинговых занятий, проигрывая различные ситуации, обучающиеся строили диалоги с собеседниками таким образом, чтобы вывести их из состояния душевного равновесия и довести дело до конфликта.

  • Проведение мастер – класса «Я - медиатор»;

Разбирая причины разгоревшегося конфликта, они объясняли, какие слова говорить было нельзя, чтобы не спровоцировать конфликт, а какие надо было повторять чаще, чтобы конфликт погасить.

  • Деятельность ШСП «ДОМ» на районном семинаре по работе школьной службы примирения была  представлена в формате «Работа по секциям»: «Организация подготовительного этапа медиации», «Моделирование медиативных ситуаций», «Общение с конфликтной личностью», «Разрешение конфликтных ситуаций участников. Приходить к взаимопониманию конфликтующим сторонам, роли которых исполняли участники мероприятия, помогали члены команды «ДОМ» — педагоги и обучающиеся старших классов. По обоюдному согласию участников конфликтов школьный медиатор организовал примирительные встречи, на которых конфликтующие стороны сели за стол переговоров, начали выстраивать диалоги в конструктивном духе, стараться глубже понять ситуацию и найти способы решения конфликта... В конце мероприятия юные медиаторы подвели итоги работы и сделали вывод, что привлечение Службы медиации к проведению примирительных процедур — это тот путь, который учит уважать себя и других, брать ответственность за свои поступки и за их последствия.

Есть немало примеров эффективности работы Школьных служб примирения, причем не только в плане разрешения возникающих между обучающимися конфликтов, но и в плане воспитательного воздействия на самих юных медиаторов. Так, участие в работе ШСП позитивно повлияло на двух обучающихся нашей школы, состоящих на внутришкольном учете из-за частых нарушений школьной дисциплины и Устава школы. Несовершеннолетние плохо себя вели, не имели увлечений и полезных занятий. При рассмотрении поведения данных обучающихся  на заседании Совета профилактики было рекомендовано привлечь их к работе Школьной службы примирения.

Внедрение медиативных технологий с целью разрешения конфликтов между обучающимися приносит положительные результаты. Работа школьных медиаторов позволяет своевременно пресекать детские споры и противоречия без доведения их до серьезных ссор и вражды и тем самым эффективно помогать детям уже на ранних стадиях развития возникших с их участием конфликтных ситуаций.

В школе, наряду с процессом обучения и воспитания существуют и другие, малоизученные процессы, которые потом приводят к конфликтам и наша служба старается помочь разным ребятам не переступить черту. Опыт этой работы свидетельствует, о том что службы примирения способны помогать разрешать самые сложные ситуации,.

Работа ШСП направлена на создание благоприятной обстановки в школе, предупреждение конфликтных ситуаций, на воспитание в детях доброты, сочувствия, терпимого отношения к другим людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о проведении «Дня здоровья» в МБОУ СОШ № 2 Карасукского района

Положение о проведении «Дня здоровья»  в МБОУ СОШ № 2 Карасукского района 1.Цели и задачи.День здоровья проводится с целью пропаганды среди учащихся школы здорового образа ж...

Исследовательская работа на тему: "Исследование качественного состава воды в реке Старица Села Чернокурья Карасукского района и возможностей использования её в быту"

Вода - ценнейший природный ресурс, который нельзя заменить никаким другим веществом. Она играет исключительную роль в процессах обмена веществ, составляющих основу жизни. Для многих живых организмов о...