Уроки литературы – уроки духовно-нравственного воспитания.Из личного опыта педагога .
методическая разработка (5 класс)
Работа любого учителя при проектировании и проведении урока должна соответствовать требованиям времени. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного, духовного, гражданского развития подрастающего поколения. Литература занимает особое место в системе школьного образования. В Примерной Программе среднего (полного ) общего образования она охарактеризована как «базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения».
Проблема воспитания подрастающего поколения стоит перед обществом особенно остро. У большинства подростков вырабатывается чувство отчуждения от системы истинных общечеловеческих ценностей, меняются их нравственные ориентиры. Главная причина этого, на мой взгляд – это влияние огромного информационного, большей частью негативного потока, направленного на подростка из Интернета. Поэтому главная задача учителя–словесника состоит в том, чтобы превратить каждый урок литературы в урок нравственности. Русская литература – это литература ,направленная на единение личности и мира.
В итоге данная работа поможет приблизиться к поставленной цели : воспитать духовно и нравственно богатого гражданина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Уроки литературы – уроки духовно-нравственного воспитания | 61.35 КБ |
Уроки литературы – уроки духовно-нравственного воспитания | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Уроки литературы – уроки духовно-нравственного воспитания.
Из личного опыта педагога.
Применение : Уроки литературы .5 класс .( учебник : авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. — 6-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово )
«Если ты думаешь на год вперёд – посади семя.
Если ты думаешь на десятилетия вперёд – посади дерево.
Если ты думаешь на век вперёд – воспитай человека.»
Восточная мудрость.
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1 Актуальность
Педагогическая целесообразность представленной работы очевидна. Чтобы нравственное воспитание достигало нужного эффекта, оно должно являться целостным процессом организации жизни учащегося, который будет соответствовать общепринятым моральным нормам и учитывать возрастные и индивидуальные особенности подростка. В результате воспитания он приобретет мировоззрение, которое будет сформировано его сознанием, мышлением и нравственными чувствами. И цель литературы – помочь ему в этом сложном процессе.
Уроки литературы могут помочь ответить на важнейшие вопросы:
Что такое нравственность? Какую роль она играет в нашей жизни. Что представляет собой нравственное требование? На основе чего мы формируем его? Какие объективные и субъективные факторы предопределяют реализацию нами нравственных норм? Чем объяснить, что в одну эпоху люди выше всего ценили одни моральные добродетели, а в другую - иные? Эти вопросы не возникли сегодня .Они волновали человечество с незапамятных времен. Обществу сегодня нужны люди, активно развивающие и саморегулирующие свои индивидуальные способности, деятельность и поведение. Поэтому нравственному воспитанию необходимо уделять особое внимание. Важно научить молодого человека различать нравственные и аморальные поступки, чувствовать ответственность за происходящее в обществе. Правильное планирование уроков литературы в 5 классе в направлении духовно-нравственного воспитания , показала эффективность данного метода планирования.
1.2 Цель урока литературы
Любое воспитание, являясь педагогическим процессом воздействия на личность, имеет свои цели. Они зависят от ценностей, установок и идеалов, принятых в обществе. На уроках литературы важно :
- 1.формирование у подростка сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества;
- 2.ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения;
- 3. создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств и нравственных качеств, высокой культуры поведения как одного из главных проявлений уважения человека к людям;
- 4. формирование нравственных привычек.
1. 3 Задачи уроков литературы
Если в процессе нравственного воспитания мы будем ставить перед собой правильные задачи, использовать адекватные методы воспитания, совокупность современных принципов воспитания и идеальные материальные средства воспитания, то в процессе воспитания мы можем воспитать нравственного человека. Задачи уроков литературы :
- 1.Актуализировать сущность нравственного воспитания.
- 2.Изучить опыт предшествующих поколений по данному вопросу.
- 3.Обобщить и систематизировать нравственные требования к человеку современного общества.
- 4.Определить значение нравственного воспитания для развития общества.
2. Взгляд на проблему духовно-нравственного воспитания
Целью моей педагогической деятельности является воспитание и формирование творческой, созидающей, волевой, несущей ответственность за свои дела и поступки личности, которая будет стремиться к духовному освоению мира, к самореализации.
Организация духовно-нравственного воспитания невозможна без обозначения моральной основы.
Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственного становления человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
- нравственного облика (терпения, милосердия, незлобивости);
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний),
- нравственного поведения (готовности служения людям).
Какими путями лучше всего вырабатывать нравственную готовность к жизни у учащихся?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо хорошо знать современного школьника, его нравственный мир и духовные запросы. При этом недостаточно подходить к нему с меркой, по которой мы оцениваем себя. Современные молодые люди в чем-то иные, непохожие на нас. Нынешний старшеклассник труднее проникается переживаниями другого человека, его болью или радостью. Следовательно, учителю предстоит кропотливая и разносторонняя работа, чтобы пробудить и развить в нем чувства соучастия, сострадания, научить приходить на помощь людям, руководствуясь, прежде всего, нравственными побуждениями.
3. Формирование нравственной привычки
Подростковый возраст - это сложный период в развитии каждого человека. Как свидетельствуют многие литературные источники, учёбе подростки уделяют всё меньше и меньше внимания. Однако, в этом возрасте происходит активное развитие интеллектуальных способностей учащихся, формируются определенные духовно-нравственные и гражданские позиции. Поэтому очень важно направить их взгляды в правильное русло, заинтересовать подростка учебным материалом, сосредоточить его внимание на интересной учебной работе, чтобы достичь главной цели - развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, с ярко выраженными гражданскими позициями, способной к самореализации в обществе.
Нравственное воспитание включает в себя несколько направлений:
- Урочная деятельность. Во время изучения ряда учебных дисциплин формируются основы гражданского и правового сознания. Также проводятся часы общения по гражданско-правовому воспитанию.
- Внеурочная деятельность. Общешкольные мероприятия, работа кружков и секций, взаимодействие с общественными организациями дают широкие возможности для воспитания.
- Внешкольная деятельность. Сюда включается участие школьников в различных конкурсах, акциях, общественно-полезных делах, субботниках, экскурсиях.
Все три направления важны. Урочные и внеурочные занятия школьников в педагогическом процессе взаимосвязаны и взаимозависимы. Они позволяют успешно интегрировать различные виды и формы нормативных и самодеятельных занятий, изобретаемых участниками педагогического процесса (как в содружестве, так и индивидуально). Внеурочная деятельность — это не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Согласно новому стандарту, достигать определенных результатов в образовательной деятельности можно не только на уроках. Внеурочная деятельность по новым ФГОС 2022 является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Главное при этом - осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования и воспитания учащихся .
3.1 Урочная деятельность
Главенствующим процессом образования является урочная деятельность. Ведь именно на уроках закладываются основы патриотизма, гуманизма, бережного отношения к историческому прошлому народа, нравственных идеалов и ценностей. Духовно-нравственное воспитание реализуется на уроках литературы. Литература - один из предметов гуманитарного цикла. Она помогает ученику почувствовать единство мира и человека. Задача словесника - выявить общечеловеческие ценности, способствовать воссоединению целостного мировосприятия.
В средних классах ребята уже вполне могут рассуждать о многих нравственных вопросах, отталкиваясь от произведений, включённых в программу. Изучая басни или сказки, стихи или рассказы, обязательно с учениками беседуем о том, какие человеческие качества, жизненные ценности важны с точки зрения автора. В рамках реализации ФГОС считаю необходимым включать в план урока внешний и внутренний образовательный продукт, нацеленный на анализ нравственных вопросов.
В данной работе представляю тематическое планирование по литературе , в котором чётко обозначены темы ,цели и итоги уроков ,направленных на Формирование нравственно-эстетических представлений, гуманистических идеалов, гражданской позиции учеников 5 класса.
Почему 5 класс? Отвечу так: именно в 5 классе осуществляется переход от начального литературного образования (уроков литературного чтения) к систематическому курсу литературы. В этом возрасте школьники особенно восприимчивы и эмоционально отзывчивы, поэтому основной составляющей урока литературы должна стать мировоззренческая проблема. В процессе анализа литературного произведения учитель опирается на программные установки, на формирование у учащихся представлений об основных принципах, отражающих духовную сущность человека. Понимание сложных нравственных категорий происходит при обсуждении следующих тем: «Гуманистическая направленность пушкинской сказки», «Любовь как высшая нравственная основа», «Семейные традиции и их влияние на формирование личности», «Цель личная и общественная», «Злое и доброе начала в окружающем мире» и т.д. На этапе анализа текста происходит интенсивная лексическая работа, ориентированная на пополнение словарного запаса школьников, с помощью чего наиболее полно и разносторонне раскрывается духовный мир человека, создается психологический портрет литературного героя, усвоение литературоведческих понятий.
(См.Приложение 1) Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по направлению духовно – нравственного развития учащихся.
Я считаю, что проделанная мною работа очень важна. Восприятие художественного произведения представляет собой сложный, многогранный процесс. Н.И. Кудряшев (ученый-методист, доктор педагогических наук, профессор) разработал классификацию уроков литературы, исходя из специфики самого предмета:
- уроки изучения художественных произведений,
- уроки изучения теории и истории литературы,
- уроки развития речи.
Естественно, многообразие целей, содержания и методов изучения литературы требует дальнейшего уточнения классификации уроков. В каждом типе уроков теория и практика преподавания различает много разных видов уроков, а каждый вид в практике содержит разнообразные варианты уроков одного типа и вида. Это целая система уроков, которые в своей совокупности должны охватить все многообразие целей, содержания, методов и приемов обучения. В эту систему уроков отлично
вписывается моё тематическое планирование, которое направлено конкретно на проведение уроков формирования духовно - нравственных качеств учащихся. Данную работу я проделала в прошлом учебном году ,приняв 5 класс в классное руководство. Мне важно было не только как учителю –словеснику ,но и как классному руководителю не упустить при изучении художественных произведений воспитательных моментов. Данное планирование для меня стало «настольной книгой». Из опыта работы могу сказать ,что моя цель воспитывать в учащихся нравственные ценности удаётся. Дети отличаются своей чуткостью, стремлением к возвышенному, любовью к ближнему , к природе , к родине. Ниже имеется ссылка на видео «Урок добра». Это не подготовленная заранее съемка .Видео снято мной на обычный телефон на одном из уроков . Искренние высказывание детей ,их отношение к поставленному вопросу: «Что такое в твоём понимании творить добро? » - у меня вызывает радость. Считаю, что уроки литературы дают свои плоды .
Ссылка на видео «Урок добра» 5 а класс.
урок добра (открыть гиперссылку)
4. Вывод
Нынешние ученики — ближайшее будущее нашей страны. Уроки литературы — прекрасная возможность говорить с учащимися о важнейших вопросах жизни: любви и дружбе, чистой совести и правде, о человеке и человечестве, о душе и духовности. А выбор? Выбор за ними.
Вообще, следует заметить, что при изучении русской литературы нужно помнить о её православных истоках, нельзя не обращаться к страницам Библии, изучая, литературу .По мнению Николая Бердяева, «в русской литературе, у великих русских писателей религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира».
В свою очередь, моё тематическое планирование уроков литературы в 5 классе может помочь учителям-словесникам при изучении того или иного произведения, не упустить главное : духовно – нравственное и эстетическое составляющее в нём. Я продолжаю планировать свои уроки и в шестом классе таким же образом. Результаты ощутимы. Ребята растут светлыми , добрыми ,яркими ,свободными личностями.
Приложение 1
Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе
по направлению духовно – нравственного развития учащихся.
№ | Тема | Цель урока Нравственно-эстетические понятия | Итог урока |
1 | Книга – твой друг | Определение роли книги в жизни человека, специфики художественной литературы как искусства слова; выявление круга читательских интересов школьников. Воспитание любви к книге. | «Книга — это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить; приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступившему на его место. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди. Государства исчезли, а книга оставалась. Итак, будем уважать книгу!» |
2 | Миф «Олимп» | Знакомство с героями мифа. Воспитание интереса к мировой истории и культуре | Они меня любить, лелеять учат Не смертные, таинственные чувства, И нас они науке первой учат — Чтить самого себя. (А.С.Пушкин) |
3 | «Одиссей на острове циклопов. Полифем» | Воспитание интереса к творчеству Гомера, изобразительному искусству | Воздействие Гомера на мировую |
4 | Загадки | Воспитание интереса к устному народному творчеству, бережного и внимательного отношения к слову. | Тематика загадок отражает практический опыт человека, его повседневную бытовую и хозяйственную деятельность, его знания о мире. В загадках кодируются видимые и осязаемые реалии и явления: человек. |
5 | Пословицы и поговорки | Воспитание интереса к фольклору, формирование представлений об особенностях народного мировосприятия. | В.И. Даль: «Пословица — это свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый». |
6 | Литературная игра | Воспитание чувства товарищества в ходе командной игры | «Пословицы утверждают добро, правду...» |
7 | «Царевна-лягушка» | Воспитание интереса к произведениям устного народного творчества, формирование представлений о подлинных ценностях. | Сказка говорит о счастье настоящих отношений между людьми, не омраченных помыслами о знатности и богатстве. В ней воплощена мечта о жизни, достойной внутренних качеств человека.. Сказка выражает также мечту о торжестве справедливости, которой реальный мир не знает. В образе Царевны-лягушки нашла отражение мечта народа об идеальной героине, умной, скромной, трудолюбивой, способной победить силы зла, сотворить новый счастливый и справедливый мир. |
8 | «Падчерица» | Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления смысла понятия «духовное богатство» и определения идеи народных и литературных сказок о мачехе и падчерице. | Сказки учат мудрости, терпению, трудолюбию, доброте. |
9 | Р/Р Особенности волшебной сказки Подготовка к сочинению | Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе знакомства с творчеством знаменитых сказочников. | Эпический герой добивается успеха благодаря своей незаурядной силе. Сказка всегда заканчивается вознаграждением героя. |
10 | Из «Повести временных лет» «Расселение славян» | Воспитание интереса к отечественной истории. | Летописец вводит русскую историю в контекст мировой, сообщая самые разнообразные сведения — географические, этнографические, культурноисторические. Неторопливо раскрывает летописец ту историческую обстановку, в которой родилось Русское государство. |
11 | «Кий, Щек и Хорив» | Воспитание интереса к истории и литературе Древней Руси. | Язык «Повести временных лет» свидетельствует о необычайно высоком уровне развития культуры устной и письменной речи в XI—XII вв. |
12 | Эзоп «Ворона и Лисица», «Лисица и виноград». Жан де Лафонтен «Лисица и виноград» | Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слов: тщеславие, легковерный, легкомыслие, лесть, хитрость, коварство. | В самые мрачные периоды истории, когда за правдивое слово можно было лишиться головы, человечество не впадало в немоту лишь потому, что в арсенале у него был Эзопов язык. Можно было выражать свои мысли, воззрения, протесты в сюжетах из жизни животных, птиц, рыб. Лексическое значение слов: тщеславие, легковерный, легкомыслие, лесть, хитрость, коварство. |
13 | Русские басни. М.В. Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру…» | Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе составления комментария лексики басни. | Басня заставляет задуматься о том, насколько несовершенно и консервативно человеческое мышление в постижении, казалось бы, столь очевидных явлений, насколько люди бывают агрессивны в отстаивании своих заблуждений. |
14 | Басни И.А. Крылова. Сравнение басен В.К. Тредиаковского «Ворон и Лисица», А.П. Сумарокова «Ворона и Лиса» и И.А. Крылова «Ворона и Лисица» | Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления контекстного значения слова плутовка, морали басни. | Басни И.А. Крылова по праву считаются высшими образцами этого жанра на русском языке. Именно благодаря басням Крылова она стала осознаваться как один из необходимых источников русского литературного языка. |
15 | И. А. Крылов. «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» | Воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления морали басен, лексического значения слова «лицемерие» | Басни учат быть самокритичными, честными, отзывчивыми, заставляют задуматься о пороках, обличают тщеславие, жестокость, глупость, лесть. Мораль, извлеченная из басни, поможет сформировать нравственную основу личности человека, отличить добро от лести, искренность от лицемерия. |
16 | Русская басня в XXвеке | Воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слов: самоуверенность, скромность, бахвальство. | Басня будет сохранять популярность до тех пор, пока общество не избавится от пороков и недостатков. Бахвальство — неумеренное хвастовство. Самоуверенный — излишне уверенный в себе, в собственных силах, возможностях. Самоуверенность и упрямство — явные признаки глупости . Скромность — украшение мудрости. Венец мужества — скромность. |
17 | Краткие сведения об А.С. Пушкине | Воспитание интереса к личности и творчеству А.С. Пушкина | Какие обстоятельства оказали влияние на становление личности поэта? Виртуальная экскурсия в Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина |
18 | А.С. Пушкин «Няне» | Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слова человечность. | Лексическая работа Человечность — любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому. |
19 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слов кротость, целомудрие | Между царевной и царицей есть внешнее сходство: обе прекрасны. Рассказывая о доброте и кротости юной царевны, автор подчеркивает, что красота души важнее всего. Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, ее гнев и зависть, злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне прекрасный человек, если он лишен красоты внутренней. 91 Доброта доверчива и наивна, она нуждается в защите; зло коварно, подло и жестоко, но изначально обречено. |
20 | Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки | Развитие нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления идеи сказки. | В сказке, как и в жизни, силы зла побеждает любовь, которая всегда сильнее смерти. Истинная ценность человека — это красота внутренняя: доброта, кротость, трудолюбие, скромность, искренность, верность. Зло может скрываться за внешне прекрасной формой. В таком случае ему легко обмануть доверчивость доброты. Однако оно изначально обречено на поражение. Сказка предупреждает: жестокость, злоба, зависть будут непременно наказаны. |
21 | А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (отрывок) | Формирование навыков выразительного чтения, лексической работы, работы с иллюстрациями и учебником, пересказа. Формирование нравственно-эстетических представлений в ходе выявления идеи финала пролога. | Смысл произведения Пушкина «Руслан и Людмила» заключается в нравственной победе над злом. Только милосердие, честность, смелость и мужество могут решить проблему и спасти каждого из нас. А вот жестокостью, подлостью, бесчестностью люди только усложняют жизнь себе и окружающим. Эти средства к благой цели не приведут. Кроме того, вся поэма Пушкина пронизана патриотическими мотивами. Данный настрой можно проследить в поступках и речах героев произведения. Главная мысль поэмы «Руслан и Людмила» состоит именно в передаче чувства истинной и чистой любви. Любви к земле, к избраннице, к своему очагу. Эти чувства возвышают личность и дарят силы для преодоления преград. Пушкин показал национальный русский характер и источник его силы — любовь к дому и готовность защитить то, что дорого. |
22 | А.С. Пушкин «Зимняя дорога» | Формирование умения выразительного чтения, чтения наизусть, работы с иллюстрациями и учебником, навыков лексической работы. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления смысла названия стихотворения. | В жизни всегда есть черные и белые полосы. Поэтический образ «полосатых верст» приобретает символическое значение. На смену грусти придет радость, разочарование уступит место надежде. |
23 | Поэзия XIX века о родной природе | Формирование представлений о благотворном влиянии природы на душу человека, проявляющегося в пробуждении стремления к высоким чувствам, любви к людям. | Общение с природой пробуждает в человеке стремление к высоким чувствам, к идеалу, любви к людям; вызывает состояние радости, внутренней просветленности, ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром, ведет к глубокому осознанию бесконечности жизни. |
24 | Краткие сведения о М.Ю. Лермонтове | Воспитание интереса к личности и творчеству М.Ю. Лермонтова. | Переживания детства отразились в стихах М.Ю. Лермонтова. Чувство одиночества переходит в беспомощную жалобу; лирический герой готов окончательно порвать с внешним миром, создает «в уме своем» «мир иной и образов иных существованье», считает себя «отмеченным судьбой», «жертвой посреди степей», «сыном природы». |
25 | М.Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и прототипы героев | Воспитание интереса к отечественной истории и культуре. Воспитание патриотических чувств в ходе выявления художественной идеи произведения. | Поэта больше всего интересует не само сражение, не события, не факты (этим стихотворение «Бородино» отличается от исторического произведения), а люди, их поведение, душевное состояние, отношение их к происходящему, подвиг народа. В лермонтовском стихотворении показан пообраз русского человека в тот момент, когда решается судьба его родины |
26 | Р/Р Подготовка к сочинению «Путешествие на поле Славы» | Формирование навыков обобщения и систематизации полученных знаний, работа с иллюстрациями и таблицами, развитие устной и письменной речи, творческих способностей учащихся. Воспитание творческой личности. | Главная мысль стихотворения «Бородино» состоит в том, чтобы показать силу духа русского солдата, его беззаветную преданность Отчизне и неукротимое стремление защитить родную землю от врага. Стихотворение «Бородино» учит быть отважным и смелым, любить свою Родину и быть готовым защитить ее в минуту опасности. |
27 | Краткие сведения о Н.В. Гоголе | Воспитание интереса к творчеству Н.В. Гоголя. | |
28 | Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» | Воспитание нравственно-эстетических представлений в ходе лексической работы. | Герои Н.В. Гоголя искренни и прямодушны. Их образы соответствуют народным представлениям о сказочных героях. В то же время это живые люди, которые наделены определенными чертами характера. |
29 | Фантастика и реальность в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» | Воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе работы с музыкальными фрагментами из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством». | Повесть Н.В. Гоголя заставляет поверить в чудо. Вот почему к ней обращались в своем творчестве многие художники и композиторы. В цикле повестей воплощена та мечта о чудной, простой, нравственной и духовно красивой жизни, которою Гоголь будет далее мерить достоинство реальной жизни человека. |
30 | Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в творческой биографии писателя | Формирование гуманистического мировоззрения учащихся, воспитание интереса к личности и творчеству И.С. Тургенева. | И.С. Тургенев чувствовал безграничные силы русского народа, верил в то, что его долготерпению придет конец .Лексическое значение слов: кротость, сострадание, усердно, угнетенный и др |
31 | И.С. Тургенев «Муму | Воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слов: кротость, сострадание, усердно, угнетенный и др. | И.С. Тургенев подчеркивает не столько физическую, но прежде всего нравственную силу Герасима. Оторванный от родного окружения и привычной работы, используемый в барском доме лишь в качестве «представительной фигуры», Герасим сумел сохранить чувство собственного достоинства, остаться таким же трудолюбивым, собранным и прямым, каким был и в родной деревне. |
32 | Герасим и дворня. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна | Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слов: краснобайство, никчемность, паразитизм, забитость, ограниченность, бессловесность и др. | Великодушие Герасима — свидетельство нравственного превосходства его над окружающими. В трудную для него минуту он нашел силы помочь другому, согреть его душу. Испытания не согнули, а закалили Герасима, вызвав к жизни дремавшие силы, внутренний протест, стремление к независимости. |
33 | Герасим и Муму. | Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления художественной идеи рассказа. | История с Муму — история глубокой привязанности одинокого человека к собаке и жестоких обстоятельств, в которых его чувство проверяется. Лексическая работа Лицемерие — отрицательное моральное качество, когда заведомо безнравственным поступкам приписываются возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Лицемерие противоположно честности, прямоте, искренности. |
34 | Р/Р Подготовка к сочинению на тему «Эпизод в рассказе «Муму» (Герасим и Муму) | Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе составления синонимического ряда к слову добрый. | В данном эпизоде проявляется доброта, отзывчивость, человеколюбие главного героя, «самого замечательного лица» из всей дворни. И.С. Тургенев чувствовал безграничные силы русского народа, верил в то, что его долготерпению придет конец. Эта мысль находит воплощение в образе немого Герасима, стремящегося к утверждению себя как личности, к осознанию своего права на решение собственной судьбы. |
35 | Стихотворения в прозе. «Два богача», «Воробей», «Русский язык» | Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слов: благоговеть, сомнения, Милосердие, тягостный, раздумья, отчаяние, поддержка, опора. | В произведении в своеобразной жанровой форме получают свое решение самые разнообразные философские, нравственно-эстетические и общественно-социальные вопросы. Писатель размышляет о любви и смерти, о величии русского народа, о злободневных проблемах жизни России. Достижения и творческие искания писателя прежних лет находят в цикле свое итоговое завершение. |
36 | Н.А. Некрасов. Детские впечатления поэта | Воспитание интереса к жизни и творчеству Н.А. Некрасова, формирование гуманистического мировоззрения. | Обстановка грешневской усадьбы, нечеловеческий труд бурлаков формировали мировоззрение юного Некрасова, его представление о высоком предназначении поэта. |
37 | Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» Особенности композиции произведения | Формирование нравственно-эстетических представлений в ходе выявления лексического значения слов: обаянье, умиление, чинный и др. | Лирический герой стихотворения рассказывает своим друзьям о случае на охоте. Он находится в кругу единомышленников, разделяющих его чувства к крестьянским ребятишкам |
38 | Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия. | Воспитание патриотических и гражданских чувств школьников. | Н.А. Некрасов написал произведение, в котором нашла отражение подлинная жизнь русского народа. Это не представление, разыгранное на сцене для читателя, а сама действительность. Поэт, изображая крестьянский уклад жизни, занимает активную гражданскую позицию: он не только правдиво описывает жизнь крестьян и горячо сочувствует им, но и верит в силу народа, призывает молодое поколение хранить лучшие традиции отцов и дедов. «Малюточка Влас» — образ живого мальчика, с рядом индивидуальных, только ему присущих особенностей, и вместе с тем он широкий социальный тип, воплотивший в себе серьезное и строгое отношение к труду, характеризующее русское крестьянство и вытекающее из сознания своего долга перед семьей |
39 | Н.А. Некрасов «Тройка» | Развитие нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе анализа стихотворения. Лексическая работа Терпеть — выносить, страдать, крепиться. | Тройка — образ-символ, часто появляющийся в народных песнях. Это всегда образ свободы, воли, символ движения, мечты о счастье. |
40- 41 | Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену | Формирование навыков художественного пересказа, лексической работы, чтения по ролям, самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с иллюстрациями. Воспитание гуманистического мировоззрения учащихся. | Как относился Жилин к горцам и горцы к Жилину? Жилин не испытывает вражды по отношению к горцам. Он с уважением относится к их обычаям, старается быть полезным. Татары по-разному относятся к Жилину. Те, кто живет по законам, предписанным обычаями, ненавидят не только русского, но и всех других «иноверцев»; простые жители аула, живущие по законам человечности, ценят в Жилине его трудолюбие, смекалку, готовность нести людям радость. • Как сложились бы отношения Жилина и горцев, если бы не было войны? Люди, умеющие и любящие трудиться, уважающие друг друга, независимо от национальности и вероисповедания, всегда найдут общий язык. Если бы не война, возможно, и татарин с красной бородой, и старик были бы более терпимыми к русскому. |
42 | Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа | Воспитание гуманистического мировоззрения в ходе выявления художественной идеи рассказа. | Всем своим поведением Жилин показывает, что во имя большой цели нужно терпеливо переносить трудности. Костылин не привык к трудностям, не рассчитывает на собственные силы, надеется на то, что, заплатив выкуп, освободится из плена. Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, Костылин — нерешительность, трусость, эгоизм |
43 | Р/Р Подготовка к сочинению «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник?» | Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слов (мужество, находчивость, стойкость, выносливость, чуткость, доброта, отзывчивость и т.д.), работы с пословицами и афоризмами. | Речь на уроках шла о силе воли, мужестве, находчивости, стойкости, силе, выносливости Жилина; чуткости, доброте, отзывчивости Дины; нерешительности, трусости, эгоизме Костылина; жестокости и нетерпимости «красного» татарина и старика. |
44 | Анализ сочинений. | Формирование умения выделять главное сообщении. | Война и вражда между людьми — величайшее зло на земле. В современном мире не утихают войны и вражда. Отношения в современном мире должны быть построены на основах доброты, взаимопонимании и любви. Можно избежать многих конфликтов, если помнить об уроках Л.Н. Толстого, данных в его замечательном рассказе «Кавказский пленник». |
45 | А.П. Чехов. Сведения о писателе. Книга в жизни А.П. Чехова | Воспитание интереса к жизни и творчеству А.П. Чехова. | |
46 | А.П. Чехов «Злоумышленник». Приемы создания характеров и ситуаций. Жанровое своеобразие рассказа. | Воспитание гуманистического мировоззрения учащихся в процессе выявления художественной идеи рассказа и авторской позиции. | Смешон Денис с его паучьей суровостью и тщедушностью, с его непониманием происходящего и уверенностью в своей правоте. Смешон и следователь, тоже не понимающий ситуации. За смехом возникает страшное: слепая разрушительная сила, таящаяся в непросвещенном народе, и жестокая, не видящая человека власть. показывая нелепость, абсурдность жизни, автор не только смеется над своими героями, он оценивает происходящее с высоты гуманистического идеала, сожалеет об отсутствии истинной человечности. |
47 | А.П. Чехов «Пересолил» | Формирование навыков исследовательской работы с текстом, выразительного чтения, художественного пересказа. | Для юмористических рассказов А.П. Чехова характерна двойная развязка, мотив несоответствия, «неоправдавшегося ожидания». Исключительную роль играют отдельные детали, несущие сюжетную, композиционную, психологическую функцию. Пейзаж выполняет дополнительную художественную функцию, обычно композиционную. Описание природы меняется под влиянием душевного состояния человека. |
48 | Р/Р Подготовка к сочинению. Юмористический рассказ о случае из жизни | Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления художественной идеи рассказа о смешном случае из жизни. | Для А.П. Чеховского художественного слова характерно :свежесть образов, точные детали, тонкие юмористические ситуации, сочное, меткое, точное слово, неизбитые фразы, особая интонация, отсутствие внешних красивостей, разговорная речь, краткость, простота и изящность языка. |
49 | И.А. Бунин. Сведения о писателе. Книга в жизни И.А. Бунина | Воспитание интереса к творчеству И.А. Бунина. | «Не раз чувствовал я себя не только прежним собою, — ребенком, отроком, юношей, — но и своим отцом, дедом, прадедом, пращуром; в свой срок кто-то должен и будет чувствовать себя — мною». Этот мотив собственной неразрывной связи с предками, с прошлым, мотив памяти очень важен для понимания произведений И.А. Бунина. |
50 | И.А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги…» | Воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слов: красота, смерть. | Природа у Бунина не просто пейзаж, а скорее главное действующее лицо. Красота — все прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. Слова, обозначающие то, что приносит человеку эстетическое и нравственное наслаждение. Свет, чистота, обновление, возрождение, созидание, стремительность, грация, красота, духовность, добро, изящество, любовь, взаимопонимание, искренность, верность, творчество.. |
51 | И.А. Бунин «В деревне» | Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления особенностей мировосприятия героя. | Весна для героя — сказочное существо, приносящее миру радость и обновление. Герой счастлив. Это ощущение ему дает общение с природой. |
52 | И.А. Бунин «Подснежник» | Формирование нравственно-эстетических представлений в процессе лексической работы со словами пошлость, искренность. | Память о прошлом помогает не только увидеть то, что когда-то казалось будничным, но и почувствовать значимость каждого мгновения жизни, его быстротечность. |
53 | Краткие сведения о Л.Н. Андрееве | Воспитание интереса к личности и творчеству Л.Н. Андреева. | Природа одарила Леонида Андреева интересной внешностью и талантами. |
54 | Л.Н. Андреев «Петька на даче». Тематика и нравственная проблематика рассказа. | Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексических значений слов: грязный, апатичный. | Из сказочного мира дачи Петька стремительно перенесся в грязную убогую парикмахерскую, а из любопытного, доверчивого ребенка в одно мгновение превратился в обитателя города, похожего на горластого мужика или пьяную женщину, выражавших свои чувства подобным образом. Известно, что прототип Петьки все-таки выбился в люди, стал знаменитым парикмахером, бывал в Париже. Такой финал был бы похож на сказку, о которой мечтает Петька. В реальной жизни немногим удалось вырваться из лап хищника-города. |
55 | Л.Н. Андреев «Петька на даче». Противопоставление города и дачи в рассказе. | Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления авторской позиции. | В рассказе писатель изобразил два мира: мир большого города (парикмахерская, ее работники и посетители, жители города) и мир дачи (лес, поле, речка).Одухотворяющая сила природы противопоставлена губительной и равнодушной силе города, лишающей слабого и беззащитного человека надежды на счастье. |
56 | А.И. Куприн. Краткие сведения о писателе. | Воспитание интереса к жизни и творчеству А.И. Куприна. | А.И. Куприн написал много прекрасных произведений, утверждающих веру и уважение к человеку, к его неисчерпаемым творческим возможностям, осуждал пошлость, ложь и жадность. |
57 | А.И. Куприн «Золотой петух». Тема, особенности создания образа | Воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе анализа рассказа. | В воспоминаниях рассказчика о далеком прошлом слышен голос автора, скорбящего в разлуке с родиной, в восторженном описании красоты природы и приветственной песни петухов ощущается восхищение автора величием и гармонией мира. |
58 | А.А.Блок. Сведения о поэте. Книга в жизни А.А. Блока | Воспитание интереса к жизни и творчеству А.А. Блока. | Вспоминая детство, Блок называл себя «баловнем судеб» Всю жизнь у Блока была глубочайшая духовная связь с матерью. Ей первой он показывал свои творческие опыты, доверял ее советам и вкусу. |
59 | А.А.Блок «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…» | Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе анализа стихотворений. | Лирический герой приказывает самому себе забыть тревоги и печали, однако стремится навстречу ночи и тревожной луне. Стихотворения объединены стремлением лирического героя к неуспокоенности, к жизни. |
60 | С.А. Есенин. Краткие сведения о поэте | Воспитание интереса к жизни и творчеству С.А. Есенина. | Красота родной природы и русского слова, песни матери и сказки бабушки, Библия деда и духовные стихи странников, деревенская улица и земская школа, песни Кольцова и стихи Лермонтова, частушки и книги — все это способствовало раннему поэтическому пробуждению Есенина, которого природа столь щедро наделила драгоценным даром песенного слова. |
61 | С.А. Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде…» | Воспитание любви к родине и родной природе. | Родная природа у Есенина неотделима от человека, от его настроения, мыслей, чувств; мысленное возвращение в родные края дает лирическому герою силы надеяться на счастье. Образ родины связан с образом березы в творчестве многих русских художников. |
62 | С.А. Есенин «Поет зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…» | Воспитание любви к родной природе. | Главная особенность природы в изображении Есенина — ее очеловеченность. Не природа сопоставима с человеком, а человек — часть природы — вот формула его мировосприятия |
63 | А.П. Платонов. Краткие сведения о писателе | Воспитание интереса к жизни и творчеству А.П. Платонова. | Платонов считал, что если нельзя помочь изможденному судьбой человеку реально, то можно во всяком случае понять и оправдать смысл и цель его существования — «...искусство должно, преодолев недостаток человеческого сердца, склонного к забвению, восстановить справедливость!» |
64 | А.П. Платонов «Никита» Мир глазами ребенка | Формирование навыка составления цитатного плана, исследовательской работы с текстом, лексической работы, работы учебником и с иллюстрациями учебника, умения выделять главное в прослушанном сообщен | Наделенный богатым воображением и стремлением к познанию окружающего мира, герой рассказа А. П. Платонова совершает поистине великое открытие: человек только тогда будет вечно живым, бессмертным, когда сам себя создаст, станет причиной самого себя, все в себе рожденное, даровое заменит на трудовое, творческое. Это открытие — победа человека творческого над темными силами, которые мешают ему быть свободным и счастливым |
65 | А.П. Платонов «Цветок на земле» | Формирование представлений о жизни как экзистенциальной ценности гуманизма. | В понимании писателя грань между войной и миром относительна. И в дни мира, и в дни войны человек, правильно определивший свое место и назначение в мире, ведет упорную борьбу против смерти во имя жизни. Эту борьбу писатель представляет как тяжелый повседневный труд рабочего. В годы страшной войны цветок на земле – Афоня вопреки всему творит жизнь. Мать — Родина — отец — Отечество — семья — дом — природа — пространство — земля — эти понятия являются опорными в послевоенном творчестве А.П. Платонова. |
66 | П.П. Бажов. Краткие сведения о писателе | Воспитание интереса к жизни и творчеству П.П. Бажова. Лексическая работа Объяснить значение слов: талант, мастер, блаженный. | Сказы П.П. Бажова ярки и живописны. Цветовое богатство сказов не случайно. Оно порождено красотой русской природы, красотой Урала. Писатель в своих произведениях щедро использовал все возможности русского слова, чтобы передать многообразие цветовой гаммы, ее насыщенность и сочность, столь характерные для уральской природы. |
67 | П.П. Бажов «Каменный цветок» Человек труда в сказе П.П. Бажова | Воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слов: мастерство, талант. | Настоящий мастер должен быть наделен талантом, способностью восхищаться красотой окружающего мира, обладать терпением, трудолюбием. |
68 | П.П. Бажов «Каменный цветок» Приемы создания художественного образа | Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления художественной идеи сказа. | Данила понимал: по заказу нельзя создать настоящее произведение искусства. Работы по присланному чертежу, по общему мнению мастеров, не что иное, как порча камня. Однако герой, как и всякий мастер своего дела, человек слова. Данила не может его нарушить и не выполнить заказ. Создавая чашу, о которой он мечтал, Данила стремится к идеалу. Однако в искусстве нет и не может быть воплощенного, достигнутого идеала, только поэтому оно остается искусством. Данила это почувствовал и уничтожил чашу. |
69 | Н.Н.Носов. Краткие сведения о писателе | Формирование навыков пересказа, творческих способностей учащихся. Воспитание интереса к жизни и творчеству Н.Н. Носова. | Проходит время, однако персонажи, придуманные Н. Носовым, не стареют. Да им это и не грозит — даже если и появятся новые, не менее талантливые авторы, пишущие для детей, герои Носова уже прошли проверку временем, и на них выросло и вырастет еще не одно поколение. Произведения Н. Носова переведены более чем на 100 языков мира. |
70 | Н.Н.Носов «Три охотника» Тема, система образов | Воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления нравственной позиции веселых охотников, лексического значения слова оптимизм. | Рассказ учит умению любить все живое, не унывать ни при каких обстоятельствах, фантазировать. |
71 | В.П. Астафьев «Васюткино озеро» | Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления лексического значения слова участие. | Проза Астафьева — это всегда размышление о нашей жизни, о предназначении человека и его нравственных устоях, о народном русском характере и о способности натур живых и деятельных преодолевать обстоятельства, как бы они ни были трудны, и выходить из испытаний, обогащаясь нравственно и сохраняя свой внутренний мир. |
72 | В.П. Астафьев «Васюткино озеро» | Выявление художественной идеи рассказа, состоящей в утверждении необходимости содружества человека и природы, умения быть настойчивым и действенным в любых обстоятельствах, бороться и достигать победы в сложных ситуациях | Итогом путешествия по тайге стало открытие, которое по достоинству оценили взрослые, назвав озеро Васюткиным. Герой понял, что человек должен уметь ценить жизнь, быть настойчивым и действенным в любых обстоятельствах, бороться и достигать победы. |
73 | Е.И. Носов. Краткие сведения о писателе | Знакомство с некоторыми фактами биографии Е.И. Носова, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя | Война и послевоенная разъездная журналистская работа, множество встреч со вчерашними фронтовиками довершили воспитание и образование Е. Носова как гражданина и художника. |
74 | Е.И. Носов «Как патефон петуха от смерти спас» Добро и доброта. Мир глазами ребенка | Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слова жалостливый. | Рассказ Евгения Носова учит добру, милосердию, состраданию всему живому. |
75 | Родная природа в произведениях писателей XXвека. В.Ф. Боков «Поклон». Н.М. Рубцов «В осеннем лесу». Р.Г. Гамзатов «Песня соловья» | Выявление художественных особенностей и идеи стихотворений В.Ф. Бокова «Поклон», Н.М. Рубцова «В осеннем лесу», Р.Г. Гамзатова «Песня соловья».. Воспитание любви к родине и родной природе. | Родина... Родные места... Какой-то необъяснимой силой обладают они! Любовь к Родине, к ее народу, традициям, истории, родной природе, желание сделать свою страну еще прекрасней является источником вдохновения художников, композиторов. Тема Родины, родной природы звучит в творчестве поэтов XIX—XX вв |
76 | В.И. Белов «Весенняя ночь» | Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе исследовательской работы с текстом, выявления лексического значения слова разнузданный | Ночь, когда весна полновластной хозяйкой вступает в свои права, изменяет мир вокруг. Эти перемены могут быть и радостными, и пугающими своей неизвестностью. Человек осознает величие природы, возрождающейся к новой жизни, и собственную беспомощность перед лицом вечности. |
77 | В.Г. Распутин «Век живи – век люби» (отрывок) | Выявление художественной идеи рассказа — утверждение чувства единства с миром, любви как первоосновы мироздания. | Подросток проникает в настоящий первозданный храм Природы, где ему, чуткому, сознательному, чувствующему созданию, она открывает свою настоящую жизнь, во всех сменах блистательных декораций, от утра, полдня до вечера и ночи. Саня идеально чист душой, и мир вливается в него в своей истинной красоте и величии. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осуществление межпредметных связей на уроках литературы в 5-8 классах. Из опыта работы Атарщиковой Н.В.
Из опыта работы учителя русского языка и литературы МКОУ Нежинской СОШ Атарщиковой Н.В. . Литература - предмет, обладающий широкими возможностями интеграции с другими предметами. Многообразны фо...
Выступление на тему "Приёмы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности" (из опыта работы)
С каждым годом чтение художественной литературы у учащихся занимает низкую позицию, интерес к литературе заметно снижается. Это связано с неумением ученика понимать прочитанное. В данном выступление р...
Статья "Использование проектной технологии на уроках английского языка. Из личного опыта."
В статье изложена краткая информация об истории развития метода проектов и об особенностях использования данного метода на уроках английского языка....
Практическая рекомендация по разработке нестандартного урока математики (урок игра-путешествие). В помощь молодому педагогу. Коррекционная педагогика.
Практическая рекомендация по разработке нестандартного урока математики в коррекционной школе....
Статья "Интерактивные методы обучения на уроках английского языка" (из личного опыта)
Включение интерактивных игр в уроки английского языка способствуетразвитию коммуникативных компетенций у учащихся, развивает познавательную мотивацию....
Доклад : "Использование инновационных технологий на уроках трудового обучения (из личного опыта)"
Материал подготовлен на основании участия школы в национальном проекте "Образование"...
Технологическая карты урока литературы "Уроки французского- это уроки доброты" (про произведению В.Г.Распутина "Уроки французского"
Технологическая карта итогового урока литературы по произведению В.Г.Распутина "Уроки французского"...