«Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
методическая разработка (9 класс)

Ламатханова Лариса Сергеевна

Мастер-класс  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»

Конспект мастер-класса

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Перед тем, как начать, давайте выполним небольшое упражнение.

Упражнение «Упражнение Спина к спине».

В парах вы должны сесть спиной друг к другу и договориться о встрече сегодняшним вечером, а теперь развернитесь и то же самое скажите друг другу глядя в глаза.

Обсуждение. Что вы испытали, когда сидели спиной друг другу? А когда вы сидели лицом друг к другу, удобно ли вам было договариваться? Как вам было легче общаться, видя друг друга или нет? А как еще можно договориться о встрече? А как можно обсудить и поделиться информацией, если реальная встреча невозможна? Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии? А что конкретно мы с вами будем познавать и обсуждать? (Обсуждение происходит до тех пор, пока кто – нибудь не произнесет: через интернет, в социальных сетях, в одноклассниках и др.).

Итак, мы представляем Вашему вниманию «Мастер-класс по использованию возможностей социальных сетей (Instagram) для организации работы педагогов в детско-подростковых клубах»

Современный образовательный процесс невозможно представить без использования Интернет-ресурсов и Интернет-технологий. 

В современном мире общение в социальных сетях стало неотъемлемой частью взаимодействия. Актуальным является активное включение в образовательный процесс современных каналов для обмена информацией, а именно социальных сетей, предназначенных для коммуникации

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Цель мастер-класса: Познакомить учителей русского языка и литературы с возможностями использования социальных сетей (в ВК) для организации работы на уроках литературы.

Реализация данной цели обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:

1) Возможности применения социальных сетей при формировании функциональной грамотности учащихся.

2 Показать практическое использование социальной сети ВК на уроках литературы.

3. Практических советы по использованию потенциала социальной сети  в образовательном процессе.

Предметом мастер-класса выступает использование возможностей социальной сети ВК на уроках литературы.

Оборудование мастер-класса -  презентация, ноутбук, социальная сеть ВК, выход в Интернет.

Практическая значимость мастер-класса заключается в возможности применения социальной сети ВК в образовательном процессе, в частности, на уроках литературы.

  1. Показ наглядного материала:

Уважаемые коллеги, а сейчас я бы хотела поделиться с Вами опытом и наглядно продемонстрировать практическую часть, где ученики создают страничку литературного персонажа в социальной сети ВК.

2.Моделирование:

  • Учителя-гости выполняют самостоятельную работу по созданию собственной странички персонажа на своей странице  ВК.
  • Учитель выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;
  • Учитель совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей обучающего занятия. Показывает получившуюся страничку на экране.  

Изучив популярность социальной сети ВК на сегодняшний день, можно выделить ряд основных преимуществ их использования педагогом дополнительного образования в процессе работы:

С обучающимися:

  • Лучшее понимание литературного героя.
  • Персонаж становится ближе, понятнее. Они ощущают его как живого человека, с его переживаниями, чувствами, мыслями.
  • Они читают текст. Чтобы создать страничку персонажа и создавать посты, нужно знать текст
  • общаясь со своими учениками «на их территории», учитель становится ближе к детям. Это улучшает и облегчает коммуникацию и взаимопонимание;

  • находясь перед экраном монитора, а не перед аудиторией, застенчивые ребята чувствуют себя более спокойно. Это их раскрепощает, и они охотнее раскрываются.

  • Кто из детей отсутствует на уроках по болезни, может работать из дома над темой.

  • представление своей странички в качестве портфолио по пройденной теме (как для ученика, так и преподавателя)

Рефлексия. Подведение итогов.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что использование социальной сети ВК позволяет учителю с одной стороны, совершенствовать компетентность в области использования информационных технологий в образовательном пространстве, а с другой, следовать тенденциям современного образования, в частности, формировать функциональную грамотность учащихся.

Необходимо отметить, что ВК не может являться единственным средством поддержки образовательной деятельности. Он не заменяет, а дополняет и расширяют возможности существующей системы обучения.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Большое внимание важно уделять развитию осознанности чтения.  

   Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается.

Учащиеся при создании странички литературного персонажа

осознанно работают с текстом.

Также применяется коммуникативная грамотность -

  • способность адекватно понимать письменную речь;
  • самостоятельно выражать мысли в письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;
  • информационная грамотность -
  • умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

Креативное мышление

  Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. Креативное мышление это также способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.

Учащиеся развивают свое Креативное мышление. Они продуктивно участвовать в процессе выработки и совершенствования идей, направленных на получение:
инновационных (новых, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных ) решений, и нового знания, и/или  эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.

      Задачей наших школ является формирование гармонически развитой личности. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслитель...

Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы.

Выступление включает небольшой теоретический материал и несколько примеров работы с ними....

Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы

Статья о том, какими методами выявляется функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы...

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Какими же практическими умениями и навыками должен обладать функционально грамотный человек? Организацией по международному сотрудничеству и развитию (OECD) и Институтом образования ЮНЕСКО в двенадцат...

статья «Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы».

Функциональная грамотность — это способность человека применять на практике свои знания и умения. Лингвистической наукой функциональная грамотность определяется как способность че...

Выступление на методическом объединении общественно- гуманитарного цикла Тема: Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы основной школе

Как    включить в   осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность всех учащихся класса? Как сформировать «функционально грамотную личность»?Для выращивани...

Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью решат...