Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Черкашина Ирина Николаевна

Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности.

Ребенку важно обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи; способностью строить социальные отношения. Это так же способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В разработке описаны различные приемы ,которые помогаютразвивать читательскую грамотность  и креативное мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЛ. 1  Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.

Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности.

Ребенку важно обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи; способностью строить социальные отношения. Это так же способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

СЛ  2  Функциональная грамотность включает в себя: общую грамотность, информационную и коммуникативную.

Общая грамотность: написание сочинений, рефератов, ответы на вопросы; построение фраз без затруднений; написание заявлений, заполнение каких-либо анкет.

Информационная грамотность: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других печатных текстов.

Коммуникативная грамотность: работа в паре, в группе.

На уроках русского языка и литературы мы можем воплощать несколько приоритетных направлений, которым я сегодня уделю особое внимание:

  1. Читательская грамотность
  2. Креативное мышление

СЛ 3  Читательская грамотность – это способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, становится значимым результатом функциональной грамотности. Обучение работе с информацией направлено на формирование умения читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации для решения практических учебных, в том числе жизненных задач.

Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.

СЛ  3   Креативное мышление –это такое мышление, которое ведет к новым подходам, свежим взглядам, новому пути к пониманию и видению вещей.  Возможность увидеть мир новым образом, с помощью воображения.

 

СЛ  4   Составляющие креативного мышления:

1. Любознательность, интерес к окружающему миру и желание узнать о нем больше; самостоятельный поиск ответов на собственные вопросы. Активный поиск новой информации (в том числе в неожиданных источниках).

2. Развитие воображения (оригинальность предложенных идей; способность продуцировать большое количество идей).

3. Умение быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях и с появлением новой информации об объекте исследования.

Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от дошкольного развития, влияния родителей и учителей, школьной программы и самого человека.

  1. Вопросы на уроках.

  1. СЛ  5  Креативность и гибкость мышления развивается при выполнении таких заданий:

Составить вопросы к рассказу И.С. Тургенева «Муму» по начальным словам:

Кто?                              

Как?                              

Когда?                            

С чего?

Почему?

Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.

Рассмотрим один из простых, но важных приёмов, которые помогают развивать креативность мышления. Это :

  1. «Тонкие и толстые» вопросы.  СЛ 6

«Тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.

  1. Если речь идёт о задании к упражнению, которое мы прочитали, я задаю уточняющие вопросы: «Как вы поняли, ребята, что мы сейчас должны сделать

Отвечая на вопрос «Что мы сделали для того, чтобы достичь цели урока?», ученику необходимо обосновать результаты собственной работы, то есть рассказать о том, что интересно ему.

  1. Озвучу различные виды вопросов, которые я задаю после прочтения текста:   СЛ.  7

1. Простой (Говорят ли родители с сыном?)

2. Уточняющий (Как конкретно они разговаривают?)

3. Объясняющий (Почему именно такой тон в разговоре?)

4. Творческий (Как вы понимаете слово «бережно»?)

5. Оценочный  (Почему И.С.Тургенев заканчивает линию Базарова смертью героя?)

  1. На уроках родной литературы я задаю как часть домашнего задания:

«Составьте 5-7 вопросов к прочитанному тексту».

  1. Вопросы при разборе романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

- Как Базаров относится к родителям? (11слайд)

- Любит ли он их? (гл.20) Докажите текстом.

- Почему жизнь родителей кажется ему «глухой».

В данных заданиях развивается умение извлекать информацию из текста, интерпретировать ее по-своему.

  1. Обратимся к приему «Работа с цитатой» СЛ 8

Предлагаем обучающимся сначала прочитать цитату известного английского писателя Бернарда Шоу, а затем просим задать к ней вопросы.

 "Если у вас есть одно яблоко, и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обменяемся идеями, то у каждого из нас станет по две идеи".

После прочтения  цитаты,  какие вопросы чаще всего задают дети?  Тонкие, простые, о том, что на поверхности.

- Что сказал писатель?

- К какому образу он обратился?

- О каком понятии он размышлял?

Затем начинаем вместе составлять вопросы, которые заставят глубже вникнуть в содержание.  ЩЕЛЧОК

- Что имел в виду автор?  ЩЕЛЧОК

- Почему прибегнул к такому сравнению?  ЩЕЛЧОК

- К какому выводу он нас подводит?

Такое задание подразумевает самостоятельный поиск ответов на собственные вопросы.

  1. Развитие читательской грамотности на уроках литературы.  
  1. Приведу пример развития «креативного мышления» на уроке литературы в 5 классе

Изучая стихотворение  «Н.А.Некрасова «Крестьянские дети», СЛ 9  мы проводим игру «Ассоциации». 

Обучающиеся подбирают ассоциации к слову «детство».

Дети с интересом выполняют это задание, записывая ассоциации в виде кластера в тетрадь, а затем озвучивают. Игра вызывает интерес даже тех обучающихся, которые не проявляют активности на уроке.

Игру «Ассоциации» можно проводить, изучая различные темы, т.к. она развивает творческий потенциал, мышление.

  1. Завершая работу над рассказом Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», я задала детям такое домашнее задание:  СЛ  10

Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина и Костылина как участников Кавказской войны.

О чем бы могли вам рассказать Жилин и Костылин? О чем бы вы их спросили?

Выполняя данное задание, у обучающихся развивается воображение. Им нужно вспомнить все события рассказа и выбрать те, которые вызывают у детей наибольший интерес, извлекая информацию из текста.

  1. При чтении рассказа И.С.Тургенева «Бирюк» я использую прием «Недописанный тезис». Выполняется с опорой на текст учебника.  СЛ. 11

С одной стороны, Бирюк__________________________________________,  но с другой стороны, ______________________________________   , ПОТОМУ ЧТО___________

  1. Работа с аудиокнигой.

Примеры заданий по работе с аудиокнигой:   СЛ 12

1. Прослушайте отрывок аудиокниги.

Опишите ваши впечатления. Насколько исполнение аудиозаписи повлияло на ваши впечатления от услышанного?

2. Прослушайте отрывки двух разных аудиозаписей. Сравните стили их исполнения.

Чем, на ваш взгляд, вызваны указанные вами сходства и различия?

  1. Развитие читательской грамотности обучающихся на примере чтения поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины» в 7 классе    СЛ  13

Задание.  «Эти женщины бросили всё: богатство, связи и родных, всем пожертвовали для высочайшего нравственного долга… Ни в чем не повинные, они в долгие двадцать пять лет перенесли всё, что перенесли их осуждённые мужья», - писал Фёдор Михайлович Достоевский.

Ответить на вопросы.

  1. Назовите основную мысль текста.

                      Женщины пожертвовали всем ради высочайшего нравственного долга.

  1. Какие события описываются в первой и второй частях поэмы?
  2. Какие сны-воспоминания о прошлом тревожат княгиню на пути в Сибирь?
  3. Найдите и прочитайте из текста ответы княгини губернатору на все его советы, предупреждения и угрозы. Как они характеризуют героиню поэмы?
  4. Можно ли назвать княгиню Трубецкую трагической героиней, которая преодолевает все препятствия?
  5. Подберите синоним к слову «нищенский».           Нищий, убогий, мизерный.

7. Составить кластер, подобрав прилагательные, характеризующие героинь поэмы Н.А.Некрасова   «Русские женщины».

8. Подготовить историческую справку о событиях восстания 14 декабря 1825 года.

9. Подготовить презентацию «Княгиня Волконская и княгиня Трубецкая». Что объединяет женщин?

10. Расскажите о сайтах в Интернете, посвященных истории движения декабристов, восстанию и следствию по их делу.

Такой приём позволяет не только содержательно глубже вникнуть в текст, но и выйти за его рамки. А это отвечает требованиям развития функциональной грамотности.

6.Задание  на умения осмыслить и оценить содержание и форму текста.    СЛ 14          (тип-описание, повествование и рассуждение, стиль жанр).  

Прочитайте выразительно описание степи из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и выполните задания

...Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь. Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы. Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..  

1. Какой тип речи использован в тексте?

2. Какие части речи помогают нарисовать «живую» степь?

3. Найдите в тексте эпитеты. Как они выражают впечатление рассказчика о степи? Прочитайте «кусочек» текста без прилагательных. Что изменилось?

4. Сопоставьте описание степи в повести Н. В. Гоголя с репродукциями картин русских художников Г. Г. Мясоедова «Дорога во ржи» и А.И. Куинджи «Степь (Нива)».

  1. Функциональная грамотность на уроках русского языка.

  1. В 7 классе мы пишем сочинение «Известный телеведущий».  СЛ. 15

Предварительная работа заключается в том, чтобы по портрету описать телеведущего: его внешность, характер, манеру держаться. После написания сочинения дети читают свои тексты, а одноклассники должны угадать о ком идет речь. В таком виде деятельности развивается креативность мышления каждого обучающегося.

2. Выполняя на уроке русского языка орфографическую минутку встречается слово «сгущенка». СЛ  16

- Какую букву напишем после шипящей?  По правилам русского языка у сущ. после шипящих под ударением пишем О. Но существительное сгущенка образовано от глагольной формы сгустить. Поэтому «сгущённый» будем писать через «ё».

Причастие, как глагольная форма, правильно пишется с буквой «ё» после шипящего.

В суффиксах слов, образованных от глаголов, после шипящих «ж», «ч», «ш», «щ» пишется буква «ё».

Эта тема привела нас к этикеткам, которые встречаются на продукции в магазинах.    СЛ. 17

В итоге мы выясняем, что «сгущёнка» и «сгущённое молоко» — разные продукты. Причем первый менее качественный, с содержанием растительных жиров.

А сгущённое молоко, которое сделано по ГОСТу имеет в составе только молоко и сахар. Так на простом примере обучающиеся понимают, что в повседневной жизни нужно читать то, что написано на этикетках.

3.Работа с текстом.  СЛ  18 

 В 7-м классе работа по овладению функциональной грамотностью продолжается на примере работы с текстом: изучаются тексты разных типов и стилей, особое внимание уделяется текстам публицистического стиля.

Задания к упражнениям усложняются:

 1.По ходу чтения предлагается подчеркнуть слова, указывающие на принадлежность текста к определенному стилю.
2.Подготовь устный рассказ о текстах какого-либо стиля по плану. В каком стиле будет твой рассказ?

3.Из фрагмента газетной статьи выпиши слова и предложения, указывающие на принадлежность к публицистическому стилю.

4.Подробно изложи текст публицистического стиля.

Сравним два задания: СЛ 19

Традиционное задание.

Прочитайте текст.

Какова его основная мысль?

В тексте идет речь о синонимах.

1.В одной из книг по языкознанию сказано, что синонимы – это очень часто «то же, да не то же». Как вы понимаете эти слова? Приведите примеры, доказывающие правильность этой мысли, используя следующий текст. Какова его основная мысль?

2.Сформулируйте самостоятельно задания к тексту и предложите их выполнить в классе.

3. Выберите примеры употребления слов, о которых говорит автор, из художественных произведений.

                                                                                   Справа — новое задание

                                                                              с расширенным функционалом.

 Перед нами пример практико-ориентированного задания. Ученики работают самостоятельно, должны выполнить поиск в открытых источниках, учатся рассуждать и мыслить креативно, нестандартно.

4.Часто я использую на уроках и как домашнее задание прием «Синквейн».  

        СЛ  20

Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации на уроке русского языка. На уроке литературы описать чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения.

На уроке родной литературы читая рассказ А.П.Чехова «Попрыгунья» обучающимся было задано задание «составить синквейн о главных героях: Ольге Ивановне и ее муже  Осипе Степаныче Дымове».

СЛ 21  Покажу один из современных приемов «Инфографика».

Инфогра́фика (разъяснение, изложение) — это графический способ подачи информации данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить объемную информацию. 

СЛ  22  Инфографика «Коротко об А.П.Чехове»

В заключение хочется озвучить высказывание И.В.Гёте: «Чего человек не понимает, тем он не владеет».  СЛ 23

Если современному ребенку непонятно всего одно слово в тексте, и смысл начнет ускользать, то возникает нелюбовь к тексту.

Если обучающийся не умеет читать и не понимает  прочитанного, у него возникают учебные затруднения, потому что любой предмет построен на чтении. А если у детей возникают учебные затруднения, то откуда в таком случае появится любовь к процессу познания?


Таким образом, можно сделать
вывод, что читательская грамотность - это фундаментальная база функциональной грамотности.

Что пригодится ребенку во взрослой жизни? Умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, объяснять. Читательская грамотность способствует развитию когнитивных умений. Это позволяет в первую очередь: определять вид и назначение информации; понимать тексты научного, художественного и делового характера; выделять основное содержание текста, соотносить его с собственным опытом. Во-вторых, позволяет  развивать глобальные компетенции ,а именно: отбирать из базы имеющихся знаний и умений те, которые необходимы для достижения целей или удовлетворения потребностей; систематизировать полученную информацию и  на ее основе строить собственные утверждения, составлять опорные конспекты, планы; видеть проблемы и уметь решать их.

Спасибо за внимание!  СЛ 24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.

      Задачей наших школ является формирование гармонически развитой личности. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслитель...

Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы.

Выступление включает небольшой теоретический материал и несколько примеров работы с ними....

Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы

Статья о том, какими методами выявляется функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы...

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Какими же практическими умениями и навыками должен обладать функционально грамотный человек? Организацией по международному сотрудничеству и развитию (OECD) и Институтом образования ЮНЕСКО в двенадцат...

статья «Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы».

Функциональная грамотность — это способность человека применять на практике свои знания и умения. Лингвистической наукой функциональная грамотность определяется как способность че...

Выступление на методическом объединении общественно- гуманитарного цикла Тема: Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы основной школе

Как    включить в   осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность всех учащихся класса? Как сформировать «функционально грамотную личность»?Для выращивани...