исследовательская работа Загадочный народ
материал (7 класс)
Исследование народа Сибири - чалдонов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_zagadochnyy_narod.docx | 47.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лапшихинская средняя школа»
Исследовательская работа
Загадочный народ
Выполнила:
Калмычек С.С
учащаяся МКОУ «Лапшихинская СШ» 8 класс
Научный руководитель:
Русакова Г.Х.
учитель русского языка и литературы
с Лапшиха.2023г
СОДЕРЖАНИЕ.
| Стр.3 |
| Стр.3 |
| Стр.4 |
| Стр.5 |
5. Этнография народа ………………………………………. | Стр.6 |
| Стр.7 |
| Стр. 8 |
| Стр.8 |
| Стр.10 |
| Стр. 12 |
Вступление
На уроках краеведения мы знакомились с народами, заселявшими наш Красноярский край, но никогда я не слышала о чалдонах. А моя бабушка рассказывала, что мой прадед часто называл мою прабабушку чалдонкой. Он был хороший гармонист и часто пел ей песню «Моя чалдоночка» Я знаю, что моя прабабушка и ее предки постоянно жили в Сибири. Так почему же их называли чалдонами. Кто такие чалдоны? Это народность или прозвище? Меня это очень заинтересовало. Я решила побольше узнать о чалдонах, тем более, что в результате опроса среди ребят школы, я поняла, что никто из них ничего не знает о чалдонах. Это послужило поводом для моего исследования.
Актуальность исследования
Россия - огромное государство, в котором живут разные нации и народности, поэтому национальный фактор имеет большое значение. Изменения, происходившие в нашей стране, обострили проблемы многих народов России. В особенно трудном положении оказались малочисленные народы. В современном мире появилась опасность утраты их национальных традиций. Сегодня, когда в нашей стране идет ориентация на субъекты федерации, возрастает необходимость того, чтобы местное население и особенно молодежь хорошо знали свой край, его историю, экономику, географию, трудовые и культурные традиции народов, живущих в нем, поэтому эта тема актуальна в наши дни. Нам хочется прикоснуться к народной культуре, узнать фольклор, быт народов.
Сибирь заселялась тысячелетиями и то, что её активное освоение Московией началось несколько веков назад, не значит, что до того Сибирь не видела людей. Издревле на территории Сибири проживали многочисленные народы. Их называли по-разному: скифы, сарматы, серы, исседоны, самарики, русы, русины и т.д. Из-за катаклизмов, изменения климата и по другим причинам, многие переселились, смешались с другими расами или погибли. Сейчас на территории Красноярского края живет много наций и народностей, численность которых, к сожалению, сейчас резко сокращается. Особенно, если это малый, исчезающий народ. К исчезающим народам относятся и чалдоны. В борьбе за существование, продолжение своего рода они выработали своеобразные законы жизни гармонии с природой, разнообразные обычаи и праздники, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Самое главное – они смогли выжить в суровых условиях, сохранив неповторимый образ жизни и культуру.
Таким образом, цель исследования: изучить особенности расселения и состав коренного малочисленного народа Сибири, их традиции и обычаи (на примере чалдонов).
Объект исследования: малые коренные народы Сибири
Предмет исследования: этнографическое развитие чалдонов
Задачи:
1.Изучить источники информации по теме исследования.
2. Рассмотреть этимологическую и этнографическую характеристику народа.
3. Изучить обычаи и традиции чалдонов
3.Проанализировать и обобщить полученные данные
Моя гипотеза опирается на предположение о том, что мы сможем расширить свои знания о малочисленных народах, если исследуем причины расселения малых народов; изучим этнографию чалдонов, выявим проблемы поддержки и защиты народа и их дальнейшее развитие в современном мире.
Практическая значимость. Проект можно с успехом использовать на уроках географии при изучении темы «Малочисленные народы России», внеурочной работе.
Основные методы исследования:
- анализ теоретического материала;
- статистическое исследование;
- обобщение информации о чалдонах.
История заселения коренного населения
Среди редких народностей нашей страны чалдоны (челдоны) – пожалуй, самая загадочная. Упоминания об этих коренных жителях Сибири можно встретить в произведениях классиков русской литературы – Есенина, Маяковского, Короленко, Мамина-Сибиряка, и колоритные сибирские словечки, типа «Не знат» или «Не понимат», известны всем. Сами же челдоны до сих пор окружены ореолом тайны. Единого мнения о происхождении этого народа до сих пор нет. И осложняется это тем, что на данный момент чалдоны на территории России почти вымерли.
Чалдоны на протяжении сотен веков жили в Сибири замкнутыми общинами, сумев сохранить русский язык в оригинальном исполнении, что позволяет твердо их идентифицировать как народ русского происхождения. Множество устаревших форм звучания русских слов, выпавшие из нашего языка термины, оригинальные обороты и многое другое, даже при беглом ознакомлении с образцами речи чалдонов, позволяют сделать определенный вывод о давнем отделении представителей данного народа от основного русскоязычного массива. Столыпинская реформа и события советского периода, полностью разрушили привычный уклад чалдонских деревень. В настоящее время таких населенных пунктов на территории Сибири практически не осталось
Откуда пришли чалдоны, историки спорят и сегодня. Считается, что история русских людей в Сибири начинается с военного похода Ермака, но это не так. Первые русские появились здесь намного раньше, и появление их было исключительно мирным. Эти первые переселенцы выделились в особую этническую группу и получили называние челдоны (иначе — чалдоны или чолдоны). Их культура заметно отличается от культуры более поздних переселенцев и встречается до сих пор по всей Сибири и даже на Дальнем Востоке.
Большинство исследователей считает их солянкой (субкультурой) из старообрядцев, беглых людей с Руси, казаков и представителей коренных народов Сибири. Первые русские в Сибири были людьми неприкаянными, жившими охотой, рыбалкой и собирательством. Небольшими группами семей они скитались по лесам Руси и постепенно вышли в Сибирь. Собственно само слово «челдоны» до XIX века в жаргоне сибиряков употреблялось в значении «неуёмный, бродячий люд».
Другое предположение говорит нам о том, что челдоны — это переселенцы с юга Руси. Якобы пришли они от устья Дона. Собственно, один из вариантов перевода слова «челдон» – «человек с Дона». Или иначе – «прибывший на ЧЕЛнах с ДОНа».
Существует гипотеза о том, что чалдоны происходят из ушкуйников — речных пиратов, промышлявших торговлей, грабежом и охотой на Волге и Каме. Данные этнографии и археологии говорят, что они пришли на сибирские реки еще в XIII веке. Все это предположения. Достоверных сведений о том, откуда в Сибирь пришли чалдоны, нет.
Никто не может точно сказать и время, когда челдоны пришли в Сибирь. После походов Ермака и заселения Сибири сначала русскими казаками, а потом и переселенцами, чалдонами стали называть коренных русских Сибири, старожилов. До Октябрьской революции русское население Сибири четко делилось на чалдонов и самоходов, так называли коренные сибиряки людей, пришедших из «России». Исследователи обнаружили, что чалдоны разговаривали на «старом» русском языке, например вместо привычного – "кони" они использовали «комони». Это слово есть в «Слове о Полку Игореве» и «Задонщине», но полностью утрачено в других русских этнических группах. То есть, скорее всего, чалдоны ушли в Сибирь ещё до монгольского нашествия на Русь.
В общем, этот народ – одна сплошная загадка, но точно ясно одно: он очень древний. Во многих научно-литературных источниках (статьи, словари и т.д.) прошлого века говорится о том, что чалдоны – это старожилы Сибири и их смело можно назвать коренным населением.
Происхождение странного слова
Происхождение этого слова остается неясным. Уже в XIX в. вокруг чалдонов появился ореол тайны. Например, газета «Енисей», которую печатали в конце XIX в. в Красноярске, в 1895 г. сообщала со слов местного учителя, что в Восточной Сибири есть племя чалдонов. Они, якобы, родственны абиссинцам (так раньше называли раньше называли жителей Эфиопии, то есть Абиссинии) Во времена Перикла чалдоны добровольно переселились в Сибирь, на территории, которые потом вошли в Енисейскую и Иркутскую губернии. Они-то и «принесли с собой свет христианства».
Лингвисты до сих не определились с этимологией слова «чалдон», которое для уха современного человека звучит как-то насмешливо и даже с оттенком ругательства. Связано это с тем, что «коренные» сибиряки и русские переселенцы относились враждебно по отношению друг к другу.
Чалдoн – ‘коренной сибиряк, русский’, ‘потомок русских поселенцев Сибири, вступивший в брак с аборигеном (аборигенкой)’; чалдoны, челдoны мн. ‘коренные жители, аборигены Сибири’; первые русские поселенцы, старожилы Сибири; чалдoн, челдoн ‘неграмотный человек, бродяга, беглый, каторжник’, ‘ругательное слово для коренного сибиряка’, ‘глупый человек’.
Этнографы давно фиксировали, что самоназванием первых самых «старых» чалдонов, прибывших в Сибирь из Причерноморских степей на реке Самара, впадающую в Днепр, было «сарьмяты», Чалдон – это человек с реки. Считается, что река и вода со скифо-сарматских языков переводилось как «дон»; чалдоны – это переселенцы в Сибирь с местности между реками Чалкая (Чаля) и Доном. Все версии имеют право на существование, тем более что чалдонские деревушки действительно стоят на берегах рек.
Некоторые ученые сравнивают это слово с письменным монгольским и калмыцким языками в значении ‘бродяга’. Этого мнения придерживался и В. В. Даль в своем словаре. Не исключено, что слово чалдон, как и кержак, связано по происхождению с каким-то гидронимом или топонимом. Стоит упомянуть курьезную народную этимологию, толкующую слово чалдон как сложение двух гидронимов: есть река Дон и Чал. Сосланные оттуда и назывались чалдонами. Некоторые исследователи предполагают, что название народа переродилось из слова «челядь» (слуги). Дескать, они – потомки крепостных крестьян, сбежавших из России.
В связи с данными историческими исследованиями в настоящее время историками серьезно рассматривается достаточно спорная гипотеза про славянское происхождение чалдонов от сибирских поселенцев арийского и славянского происхождения до прихода в Сибирь татар и монгольских племен.
Этнография народа
Место обитания во многом определяет особенности домашнего быта, уклада и способы ведения хозяйства людей. Климат и природные условия оказывают большое влияние на их жизнь. Это коснулось и малочисленного народа - чалдонов. И хотя его представители являются потомками русских переселенцев, их обычаи и традиции после переезда стали заметно отличаться от тех, что соблюдали их предки.
Среди чалдонов до сих пор бытуют передающиеся от предков из рода в род легенды про их жизнь в Сибири до прихода Ермака, а домашний уклад чалдонов, скорее, характерен для времен жизни славян до возникновения княжеской власти — времен славянского уклада общинного землевладения без четко выраженной централизованной власти. Этнографы заметили, что ряд топонимов Сибири имеют русские корни и названы так еще до прихода Ермака. Чалдоны уверены, что их предки жили в Сибири 10 -15 поколений до прихода казаков атамана Ермака Тимофеевича.
Внешне они европеоиды со светлыми глазами, однако в их лицах наблюдаются признаки многолюдности – смуглая кожа, широкие лица, реже узкий разрез глаз. Это связано с наличием смешанных браков с сибирскими аборигенами. За эту особенность от остальных русских чалдоны получили прозвище «желтопупые». Лица типичных представителей данного народа шире и смуглее, чем у русских. А их голубые и зелёные глаза в детстве бывают узкими, отдельные монголоидные черты в их облике проявляются и в зрелые годы. По мнению большинства учёных, этногенез чалдонов происходил на основе русских переселенцев (язычников и старообрядцев), казаков атамана Ермака Тимофеевича, беглых людей с Дона и представителей коренных народов Сибири.
Речь чалдонов отличается. Последнее обстоятельство подтверждают местные диалектологи, установившие, что часть старожительского населения Сибири говорит все на «и»: «игород, игурцы, да ча, да пошто, ты, матка, ча, та ты ча», потешно так говорят».
Язычники и христиане
Чалдоны враждебно встретили казаков и русскую власть. Это отобразилось на дальнейших отношениях коренных и пришлых поселенцев. Свою роль играли и религиозные взгляды чалдонов, которые были язычниками. Считается, что именно из-за этого чалдонов убрали из истории освоения Сибирского края. Когда в Сибирь пришла власть московского царя, то чалдонов - язычников , как и староверов облагали двойной данью, что должно было способствовать их переходу в христианство. В религиозной традиции у чалдонов бытовало двоеверие, сочетание христианства с язычеством, частично привнесенным ушкуйниками, частично заимствованным у коренных народов Сибири. В их домах были «красные углы», которые называли «божницами». Там наравне с иконами стояли, вырезанные из дерева и кости фигурки божков, в том числе и местных. Уронить икону до сих пор считается дурной приметой — «эх,божа обидится».
Менталитет чалдонов
Интересен и менталитет чалдонов: по характеру они люди самодостаточные и вольные. Эти коренные сибиряки уверены в том, что они – исконно русские, то есть потомки людей, которые перебрались на вольные земли ещё до реформ, начатых царём Алексеем Михайловичем. Этот народ гордится тем, что всегда был свободным. Чалдоны всегда подчёркивают, что они никогда не были крепостными людьми. Вольность и личная свобода – краеугольный камень их самоуважения. Они не жалуют тех, кто угождает властям. Испокон веков они превыше всего ставили интересы общины, и, как сами говорили, «ни перед кем не снимали шапку». Так появилась поговорка «Чалдон шапки не ломает». Если представитель этого народа получает указание по работе от непосредственного руководителя, то он не спешит его выполнять, дабы не унизить своё достоинство. Поэтому создающееся иногда впечатление, что чалдоны ленивы, ошибочно. В поведении чалдонов отмечают обычно добросовестность, медлительность, упрямство, независимость, добродушие и необычайную чистоплотность. Когда-то была широко распространена поговорка: «Крыльцо блестит — чалдоны живут». Она означала, что коренные сибиряки добросовестно делают любую работу и постоянно заняты делом.
Этот менталитет, характерный для домонгольской Руси, сохранился у них на протяжении столетий, вплоть до наших дней. Возможно, это связано с тем, что, по воспоминаниям русских сибирских старожилов, чалдоны всегда держались несколько обособленно. Их поселения имели свой древний уклад,
Исчезающая культура: обычаи и традиции чалдонов
О современных чалдонах известно очень мало. Живут они в далеких, глухих сибирских деревнях.
Чалдоны — это аналог американцев Дикого Запада, со своими кодексами, с любовью к воле и своими неписаными кодексами. У чалдонов много традиций, характерных именно для них. Чалдоны вплоть до ХХ века жили укладом характерным для славян, времен феодальных князей: почитание власти и преданность людей лично сильному лидеру.
Изначально чалдоны занимались рыболовством, охотой и другими промыслами. До прихода в Сибирь «самоходов» из «Расеи» чалдоны ставили в Сибири дома, чем-то напоминающие малозаметные на местности насыпные землянки и блиндажи, прикопанные в землю, которые при необходимости можно было легко и быстро построить при переселении на новое место или в местах охоты и рыбалки. Чалдоны постоянно передвигались по рекам в поисках охотничьих угодий и рыбы и строить основательные дома смысла не было. Это они первыми начали строить небольшие домики, так называемые заимки. Там для случайных путников оставляли небольшой запас провизии и спички, чтобы можно было отдохнуть и перекусить по дороге. Впоследствии обычай обустраивать в тайге охотничьи заимки переняли у чалдонов другие народы Сибири, все охотники и рыбаки.
Еще одной характерной чертой чалдонов является большая сибирская «чалдонская изба», состоящая из двух объединенных в один дом частей и напоминающая «гармошку», с расположенной справа возле входа за сенями женской кухней и «божницей» в дальнем, левом от входа, «красном» углу избы. Возникновение традиции постройки большой срубленной чалдонской избы связано с приходом в Сибирь Ермака и новых русских поселенцев, от которых чалдоны переняли срубы и деревянные избы. В некоторых домах до сих пор принято покрывать стены перьями дикого глухаря (как символ богатства), а дети в качестве игрушек традиционно использовали суставы лося, добытого родителями на охоте. На время бесчинств гнуса и комаров сибиряки закрывают свои кровати в избе подвешенным к потолку на верёвочках «пологом», защищающим людей от насекомых.
Дом чалдона по традиции разделяется на женскую и мужскую половины
Одной из наиболее отличительных особенностей этого народа является жёсткое разделение гендерных ролей. Мужчина не имеет права даже заходить на женскую половину избы, брать в руки предметы кухонной утвари, чтобы «не осквернить» их своей энергетикой.
Готовить и заниматься любой женской работой мужчине не разрешается. Только женщина могла готовить еду, лекарственные травы, мыть посуду и прибираться в доме, даже наливать мужу кружку с водой полагалось только женщине. Это было очень неудобно: хочешь пить — приходится ждать, пока кто-то из женщин нальет и подаст тебе воды, поэтому возле кухни ставят бачок с водой и ковшом, чтобы мужчина без женщины мог попить. Чтобы не допустить захода мужчины на кухню, женщина обязана накормить и напоить пришедшего мужчину. Если мужчина заходил на кухню, женщины его выгоняли оттуда со скандалом и руганью.
То же самое касается и женщин. Они не должны пользоваться «мужскими инструментами». заходить на хозяйственную «мужскую половину», обычно — в сарай с инструментами: брать в руки косу, молоток и выполнять мужскую работу – чинить, рубить, строгать. Крайне редко, но этот обычай соблюдается до сих пор.
Девочкам и мальчикам разрешалось играть вместе, пасти скот и рыбачить. Сидеть женщинам и мужчинам за одним столом не запрещалось, однако женщины никогда не садились за стол до того момента, когда стол готов и мужчины начали есть, обычно женщины ели вместе за одним столом с мужчинами только во время праздников.
Чалдонские женщины носили черные платки, покрытые красной узорной вышивкой. Молодая незамужняя девушка могла надеть платок ярких цветов, но выйти на люди с непокрытой головой, считалось позором.
Таким образом, несмотря на «равноправие» мужчин и женщин, когда не считается предосудительным, если девочки бегают вместе с пацанами рыбачить на речку и пасти скот, а женщины ходят на охоту, в чалдонских традициях заложено распределение женских и мужских семейных обязанностей по половому признаку.
У большинства народов России принято было усаживать гостей на самые почётные места за столом, выказывая им особое уважение, у чалдонов же всё не так. Даже если гостем являлся начальник, его положение было ниже, чем у хозяина дома и уважаемого члена местной общины (соседа). Вероятно, такой обычай сложился из-за неприятия чалдонами более поздних переселенцев из России, пришлых людей: каторжников и бродяг, которые воспринимались коренными сибиряками как гости на их земле. Во время застолий под божницу (самое почетное место) усаживали стариков и авторитетных общинников. Родственникам и друзьям отводились боковые лавки, а детям и молодежи полагалось сидеть напротив «красного угла». Показательно, что у чалдонов даже больших начальников могли усадить на детское место.
Ещё одна характерная чалдонская традиция — пить чай «вёдрами». Каждое воскресенье они ставили ведерный самовар и подолгу пили чай всей семьёй. За это более поздние переселенцы дали чалдонам прозвище «сибирские водохлёбы».
Заключение
Наша страна огромна, ее населяют множество разных людей, которые могут отличаться друг от друга ростом и телосложением, разрезом глаз и цветом кожи, традициями и культурой, религией и фольклором. Примеры народов России может привести даже обычный среднестатистический школьник, и в этом нет ничего удивительного, так как родной край изучается во всех учебных заведениях Российской Федерации. Вопросам же коренных малочисленных народов уделяется меньше внимания, хотя в настоящее время это стало одним из главных направлений национальной политики государства.
Чалдоны – это потомки русских, прибывших на обширные сибирские территории в период конца XVI – XVII столетия. Чалдоны являют собой, с одной стороны, среднеарифметических русских, следствие длительного взаимосмешения коренных и беглых каторжан, казаков из разных русских земель и т.д.. С другой стороны, образ жизни чалдонов предполагает их метизацию с местными племенами, хотя и не такую значительную, как, возможно, кажется людям, далеким от реалий Сибири. Тем не менее, у многих чалдонов, скорее всего, в материнских генах сыщутся и корни традиционных этносов Сибири.
Ещё в середине XX века в Сибири встречались целые чалдонские сёла. Но теперь чалдоны — это очень малочисленная этническая группа, которая продолжает жить обособленно в далеких сибирских деревнях. Этот некогда многочисленный народ в наше время, увы, считается почти вымершим. Точно неизвестно, сколько осталось в России истинных чалдонов, ведь некоторые сибиряки могут относить себя к ним, но на самом деле ими не являться. Однако, по Сибири разбросаны населенные пункты и географические объекты с названием Чалданка, Челдонка, Чалдонка.
Малочисленные нации отличаются не только своей низкой численностью, но и бытом. В сибирских селах настоящих чалдонов живет очень мало, и это в основном люди преклонного возраста. Уникальному народу прогнозируют вымирание уже в этом веке, и неизвестно, удастся ли его возродить.
Чалдоны сохраняют свою бытность только в своих селениях. Однако трудно переоценить её влияние на нашу культуру. Ведь многие сибиряки, читая о культуре чалдонов, даже сегодня во многом узнают самих себя. И их самобытная культура нуждается в сохранении
В ходе исследования я изучила источники, собрала необходимую информацию, проанализировала и обобщила полученные данные, а так же изучила особенности расселения и состав коренных малочисленных народов Сибири, их традиции и обряды на примере чалдонов и планирую в дальнейшем продолжить изучение данного вопроса. Малочисленные народы должны жить и полноценно развиваться, чтобы сохранить уникальный быт, культуру, язык и многовековые традиции. Я как гражданин своей страны внесла небольшую лепту в сохранение быта и традиций чалдонов.
Источники
Литература:
- Бардина П.Е. Быт русских сибиряков Томского края. – Томск, 1995. – С. 224.
- Календарные обычаи и обряды восточнославянских народов Новосибирской области как результат межэтнического взаимодействия (конец XIX–XX вв.). Новосибирск, 2002. – Ч. 1. Обычаи и обряды зимне-весеннего цикла. - С. 204.
- Малолетко А.М. Первая русская колония в Сибири // Исторический опыт хозяйственного и культурного освоения Западной Сибири. Барнаул, 2003. – С. 84–90.
- Алексеев А.А. История Сибири: курс лекций. Часть 1. - Новосибирск. СГГА, 2003.-91 с.
- Кацюба Д.В. Этнография народов Сибири: учеб.пособие. - Кемерово, 1994. - 202 с.3. Олех Л.Г. История Сибири: учеб.пособие/ Л.Г. Олех.-Изд. 2-е перераб и доп. - Ростов н/Д.: Феникс; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2005.-360 с
- Прищепа Е. В. Мифологические и магические представления чалдонов Хакасско-Минусинского края / М-во сельского хоз-ва Российской Федерации, Красноярский гос. аграрный ун-т, Хакасский фил. — 2-е изд., испр. — Красноярск: Изд-во Красноярского гос. аграрного ун-та, 2011. — 200 с. ISBN 978-5-94617-248-6
- Прищепа Е. В. К истории изучения народных верований чалдонов Хакасско-Минусинского края в дореволюционный период Вестник Красноярского государственного аграрного университета. — 2014. — № 12 (99). — С. 246—249.
Интернет источники:
1. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" http://constitution.garant.ru/act/right/180406/#text
2. Малые и большие народы Сибири. Сибирь-Инфо. РФ Режим доступа-http://сибирь-инфо.рф/content/21
3. Сибирь Материал из Википедии – свободной энциклопедии. Режим доступа-https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D1%8C
4. Численность и народный состав Новосибирска Войтушенко Е.Г., Золотова Г.В., Лурье Е.Е. Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA
5. Чалдоны-М. Л. Бережнов и В. К. Арсеньев Режим доступа -http://www.turkaramamotoru.com/ru/Чалдоны-48795.html
Книги
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация научно – исследовательской работы: «Загадочная медь».
В работе выполнен анализ различий в описании свойств меди, проведена их экспериментально проверка и создан демонстрационный материал для уроков химии....
Научно – исследовательская работа учащихся по теме: «Загадочная медь»
В работе выполнен анализ различий в описании свойств меди в учебной литературе для вузов и средней общеобразовательной школы, проведена их экспери...
Проектно-исследовательская работа "Эти загадочные фразеологизмы".
Представлен совместный проект учителя русского языка и литературы и учащихся 6 класса....
Исследовательская работа«Стоунхендж – памятник загадочного прошлого»
Исследовательская работа«Стоунхендж – памятник загадочного прошлого»...
Научно - исследовательская работа по физике "Эти загадочные пирамиды"
В работе исследуется пирамиды и их влияние на окружающее пространство. Приводятся схемы для изготовления макета пирамиды...
Исследовательская работа «Нет народа без своего отца истории: исторические параллели»
Работа была представлена на форум "Одарённые дети". 2015 год....
Исследовательская работа "Эта загадочная плесень"
Работа выполнена с обучающейся 6 класса на базе структурного подразделения "Точка роста"...