Выступление на районном августовском совещании педагогических работников
материал
Перспективные способы совершенствования культуры наставнической деятельности участников образовательных отношений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Ещё А.С. Макаренко отмечал:
"Со мной работали десятки молодых педагогов
Я убедился, что как бы человек успешно
не кончил педагогический вуз, как бы он ни был талантлив,
а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом,
я сам учился у более старых педагогов…"
Наставничество – это инвестиция в долгосрочное
развитие организации, в её «здоровье».
Дэвид Майстер
(бывший профессор Гарвардской школы бизнеса,
американский писатель)
«Ищите себе такого наставника, который
уже добился того, о чём мечтаете вы.
Ищите наставника, который уже стал тем,
кем бы вы желали видеть себя».
Ренди Гейдж
Перспективные способы
совершенствования культуры наставнической деятельности
участников образовательных отношений
СЛАЙД 2
Идея наставничества не нова. Поддержка молодых педагогов опытными педагогами активно использовалась еще в 30-е годы XX столетия. Антон Семенович Макаренко утверждал, что «Педагог становится профессионалом благодаря своим знаниям, практическому опыту, учась на примере более опытных коллег».
СЛАЙДЫ 3 – 6
В настоящее время о важности наставничества говорится в ряде стратегических документов федерального уровня: посланиях и указах Президента Российской Федерации, федеральном проекте «Учитель будущего», национальной системе учительского роста, профессиональном
стандарте «Педагог». В настоящее время тема наставничества в образовании является одной из центральных в нацпроекте «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы»).
СЛАЙД 7
Указом Президента страны от 27 июня 2022 года 2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Указом Президента Российской Федерации также учреждён знак отличия «За наставничество».
СЛАЙД 8
Основные модели наставничества представлены на слайде, где курсивом выделены те, что внедрены в нашем ОУ. Отдельным видом педагогического наставничества, отличающимся от воспитания, образования, обучения, несущим особый педагогический смысл, становится сопровождение. Сущность и своеобразие сопровождения связаны с оказанием помощи в саморазвитии и осуществлении самостоятельных профессиональных действий молодому специалисту.
СЛАЙДЫ 9 – 10
Задачи внедрения наставничества и задачи наставнической деятельности многогранны, на первом месте – улучшение показателя образовательных организаций. Наставничество – процесс осуществления функций наставника педагогическим работником, способствующий профессиональной адаптации, повышению профессиональной компетентности, престижа педагогической профессии, закреплению педагогических кадров. Целью наставничества является содействие педагогическим работникам, нуждающимся в наставничестве, в профессиональной адаптации, оказание эффективной помощи в расширении педагогического кругозора, спектра применяемых методов и приемов работы по различным направлениям в соответствии с выявленными профессиональными дефицитами.
СЛАЙД 11
Но роль наставничества возрастает потому, что профессионализм педагога становится в настоящее время решающим фактором обеспечения качества образования.
СЛАЙД 12
Наставник – наиболее подготовленный педагог, имеющий внутреннюю мотивацию осуществлять функции наставника, обладающий коммуникативной культурой, высокими профессиональными и нравственными качествами, стабильно высокими показателями в работе, знаниями в области методики преподавания, воспитания и способный передать свой опыт, необходимый и достаточный для овладения педагогической профессией.
СЛАЙД 13
Однако необходимо избегать возможных рисков внедрения наставничества:
- Смещение цели деятельности наставника с педагогической поддержки на другой объект.
- Политика механического «введения» наставничества.
СЛАЙД 14
В каждом образовательном учреждении принята программа наставничества, которая реализуется поэтапно.
Этапы реализация программы наставничества:
1. Подготовка условий для внедрения программы наставничества.
2. Формирование базы наставляемых и наставников.
3. Обучение наставников.
4. Формирование наставнических групп.
6. Организация работы наставнических групп.
7. Завершение наставничества.
Реализация программы наставничества в образовательной организации производится с обеспечением внешней и внутренней поддержки всех процессов.
Внутреннюю поддержку осуществляет руководитель и администрация образовательной организации, обучающиеся и их родители, молодые специалисты, педагоги, педагоги-психологи, методисты.
СЛАЙД 15
Для отбора наставника проделывается определённая работа:
- разрабатываются критерии отбора в соответствии с запросами наставляемых;
- выбираются наставники, подходящие под соответствующие критерии из сформированной базы;
- проводится собеседование с ними для выяснения уровня их психологической готовности.
Для отбора потенциальных наставников заполняется анкета, проводится собеседование.
СЛАЙД 16
Но и к наставникам предъявляются определённые требования.
СЛАЙДЫ 17 – 19
Формы и методы обучения начинающих педагогов
педагогом-наставником
От степени уважения и доверия между наставляемым и наставником во многом зависит качество их отношений и, соответственно, конечный результат всего процесса. Для обеспечения положительного опыта межличностных отношений, наставники в процессе обучения должны получить необходимые психолого-педагогические знания, сформировать организационные и коммуникативные навыки, научиться ориентироваться в возможных сложных ситуациях, соответствующих возрасту наставляемых, усвоить методы работы с группой (при форме группового наставничества). Наиболее эффективным способом обучения является ролевая игра.
СЛАЙД 20
Работа по реализации программы наставничества
Работа по реализации программы наставничества включает в себя ряд встреч: знакомство, рабочую встречу, встречу-планирование; а также комплекс последующих встреч с обязательной формой обратной связи. И завершающей встречей должна быть итоговая встреча.
Встреча-знакомство
На первой встрече-знакомство принимают участие куратор, наставник и наставляемый. Роль куратора состоит в организации этой встречи, наблюдении и представлении участников.
Представляются обе стороны: наставник рассказывает о себе, о своих сильных и слабых сторонах; наставляемые – о своих целях и проблемах.
Куратор должен определить, насколько участники программы подходят друг к другу, есть ли общие интересы. В случае положительного результата куратор представляет манифест и кодекс наставника, сообщает о сроках программы и ответственности.
Результатом знакомства является готовность наставника и наставляемого к дальнейшему взаимодействию.
Пробная встреча определяется формат работы и комфортность взаимодействия на практике.
Пробная рабочая встреча
Во время этой встречи наставляемому предполагается решить прикладную задачу с целью определения формата дальнейшей работы и проверки комфортности взаимодействия. Формат встречи может быть любой: беседа, ролевая игра, дискуссия, педагогическая игра.
Результат встречи представляется куратору для анализа и контроля хода программы наставничества и ее коррекции в случае необходимости.
Встреча–планирование
На этой встрече участниками являются куратор, наставник и наставляемый. Цель встречи – обсуждение дальнейшего плана работы, определение примерного количества встреч, определение формы представления результатов работы.
Дальнейшие встречи осуществляются по ранее составленному графику, присутствие куратора при необходимости, формат встречи может быть любой: очный или дистанционный. В любом случае происходит фиксирование результатов встречи.
Итоговая встреча
При завершении процедуры взаимодействия между наставниками и наставляемыми осуществляется встреча со всеми участниками программы: куратор, наставник, наставляемый. В этом случае роль куратора сводится к организации этой встречи, проведению анализа результатов работы, принятию решения о продолжении взаимодействия в рамках новых задач работы или о завершении.
СЛАЙД 21
Три этапа деятельности наставника:
Этап 1. Адаптация.
Этап 2. Основы (планирование).
Этап 3. Мониторинг и оценка.
СЛАЙД 22
Проектирование форм взаимодействия педагогов по реализации современных форм и технологий в обучении и воспитании
СЛАЙД 23
Творческий потенциал педагогов
СЛАЙДЫ 24 – 26
В школе разработаны диагностические материалы и собран комплекс анкет для мониторинга профессиональной социализации молодого учителя.
СЛАЙД 28
Индивидуальный план работы наставника с педагогом,
нуждающимся в наставничестве
Наставник:
_______должность, ФИО________
Педагог, нуждающийся в наставнике:
_______должность, ФИО________
Основание осуществления функций наставника:
(приказ руководителя общеобразовательной организации с исходящими
данными и номерами)
Период реализации плана: сентябрь 2023 года по август 2024 года
№ п/п | Блоки работ и планируемые мероприятия | Срок исполнения | Планируемый результат | Отметка об исполнении |
Блок I. Изучение уровня профессиональных компетенций педагога, нуждающегося в наставничестве
Блок II. Ознакомление педагога, нуждающегося в наставничестве, с деятельностью
педагогического коллектива, особенностями организации образовательной и иной
деятельности, корпоративной культурой
Блок III. Изучение нормативных правовых актов в сфере образования, требований
федеральных государственных образовательных стандартов, локальных
нормативных актов общеобразовательной организации
Блок IV. Сопровождение деятельности педагога, нуждающегося в наставничестве
СЛАЙД 29
Ожидаемый социальный эффект:
- для наставника – системная работа на основании единого нормативно-
правового поля, возможность обмена опытом и повышение уровня
профессиональных компетенций;
- для педагога – условия для профессиональной адаптации, научно-
методическое сопровождение, повышение уровня профессиональных
компетенций;
- для всех участников образовательных отношений – повышение качества общего образования.
СЛАЙД 30 – 35
Результаты успешности молодого специалиста
Молодые и начинающие в профессии педагоги активно повышают свою квалификацию, участвуют в методической работе школы и вовлекают обучающихся в предметные конкурсы и олимпиады различного уровня. Всё это свидетельствует об их стремлении к личностному росту;
СЛАЙД 36
«Учитель живёт до тех пор, пока учится, если он перестаёт учиться – в нём умирает учитель».
Эти слова великого педагога К. Ушинского должны быть лейтмотивом наставника и молодого учителя каждой школы.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/08/26/konstrurovanie_uroka_s_uchyotom_differentsirovannogo_podhoda.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/08/26/konstrurovanie_uroka_s_uchyotom_differentsirovannogo_podhoda2.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/08/26/konstrurovanie_uroka_s_uchyotom_differentsirovannogo_podhoda3.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/08/26/konstrurovanie_uroka_s_uchyotom_differentsirovannogo_podhoda4.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/08/26/konstrurovanie_uroka_s_uchyotom_differentsirovannogo_podhoda5.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/08/26/konstrurovanie_uroka_s_uchyotom_differentsirovannogo_podhoda6.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/19/picture-291632-1429468221.jpg)
Выступление на районной августовской педагогической конференции 2015 год
"Воспитательное пространство школы и творческий потенциал учащихся школы"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/16/picture-24394-1479246012.jpg)
Сценарий приветствия детей на августовском совещании педагогической и родительской общественности
Такое выступление может стать праздничным приветствием педагогов и родителей перед началом нового учебного года и сделает традиционное августовское совещание ярким и тёплым....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/29/picture-1086816-1543515228.jpg)
Выступление на августовском совещании педагогических работников Красногвардейского района руководителя МО учителя физической культуры КМОУГ №1 Молчановой Валентины Ивановны
Выступление на августовском совещании педагогических работников Красногвардейского района руководителя МО учителя физической культуры КМОУГ №1 Молчановой Валентины Ивановны...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/30/picture-129900-1440937354.jpg)
Участник делегации района на окружном совещании педагогических работников
Участник делегации района на окружном совещании педагогических работников...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/03/picture-1253839-1591142375.jpg)
Выступление на августовской конференции педагогических работников образовательных учреждений города Благовещенска 23.08.16 г.:«Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время» учителя высшей категории Фурсовой Эльвиры Николаевны"
Из опыта работы над проектами...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/05/picture-1375515-1641394499.jpg)
Доклад на августовскую конференцию педагогических работников Кировского района РСО-Алания
Из опыта работы...
Приказ УО Августовского совещания педагогических работников Советского района 2023 года
Августовское совещание педагогических работников Советского района 2023 года...