Выступление на районном августовском совещании педагогических работников
материал

Столповских Светлана Васильевна

Перспективные способы совершенствования культуры наставнической деятельности участников образовательных отношений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_avgustovskoe_soveshchanie_28.08.2023.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

Ещё А.С. Макаренко отмечал:

"Со мной работали десятки молодых педагогов

Я убедился, что как бы человек успешно

не кончил педагогический вуз, как бы он ни был талантлив,

а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом,

я сам учился у более старых педагогов…"

Наставничество – это инвестиция в долгосрочное

развитие организации, в её «здоровье».

Дэвид Майстер

(бывший профессор Гарвардской школы бизнеса,

американский писатель)

«Ищите себе такого наставника, который

уже добился того, о чём мечтаете вы.

Ищите наставника, который уже стал тем,

кем бы вы желали видеть себя».

Ренди Гейдж

Перспективные способы

совершенствования культуры наставнической деятельности

участников образовательных отношений

СЛАЙД 2

Идея наставничества не нова. Поддержка молодых педагогов опытными педагогами активно использовалась еще в 30-е годы XX столетия. Антон Семенович Макаренко утверждал, что «Педагог становится профессионалом благодаря своим знаниям, практическому опыту, учась на примере более опытных коллег».

СЛАЙДЫ 3 – 6

В настоящее время о важности наставничества говорится в ряде стратегических документов федерального уровня: посланиях и указах Президента Российской Федерации, федеральном проекте «Учитель будущего», национальной системе учительского роста, профессиональном

стандарте «Педагог». В настоящее время тема наставничества в образовании является одной из центральных в нацпроекте «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы»).

СЛАЙД 7

Указом Президента страны от 27 июня 2022 года 2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Указом Президента Российской Федерации также учреждён знак отличия «За наставничество».

СЛАЙД 8

Основные модели наставничества представлены на слайде, где курсивом выделены те, что внедрены в нашем ОУ. Отдельным видом педагогического наставничества, отличающимся от воспитания, образования, обучения, несущим особый педагогический смысл, становится сопровождение. Сущность и своеобразие сопровождения связаны с оказанием помощи в саморазвитии и осуществлении самостоятельных профессиональных действий молодому специалисту.

СЛАЙДЫ 9 – 10

Задачи внедрения наставничества и задачи наставнической деятельности многогранны, на первом месте – улучшение показателя образовательных организаций. Наставничество – процесс осуществления функций наставника педагогическим работником, способствующий профессиональной адаптации, повышению профессиональной компетентности, престижа педагогической профессии, закреплению педагогических кадров. Целью наставничества является содействие педагогическим работникам, нуждающимся в наставничестве, в профессиональной адаптации, оказание эффективной помощи в расширении педагогического кругозора, спектра применяемых методов и приемов работы по различным направлениям в соответствии с выявленными профессиональными дефицитами.

СЛАЙД 11

Но роль наставничества возрастает потому, что профессионализм педагога становится в настоящее время решающим фактором обеспечения качества образования.

СЛАЙД 12

Наставник – наиболее подготовленный педагог, имеющий внутреннюю мотивацию осуществлять функции наставника, обладающий коммуникативной культурой, высокими профессиональными и нравственными качествами, стабильно высокими показателями в работе, знаниями в области методики преподавания, воспитания и способный передать свой опыт, необходимый и достаточный для овладения педагогической профессией.

СЛАЙД 13

Однако необходимо избегать возможных рисков внедрения наставничества:

  • Смещение цели деятельности наставника с педагогической поддержки на другой объект.
  • Политика механического «введения» наставничества.

СЛАЙД 14

В каждом образовательном учреждении принята программа наставничества, которая реализуется поэтапно.

Этапы реализация программы наставничества:

1. Подготовка условий для внедрения программы наставничества.

2. Формирование базы наставляемых и наставников.

3. Обучение наставников.

4. Формирование наставнических групп.

6. Организация работы наставнических групп.

7. Завершение наставничества.

Реализация программы наставничества в образовательной организации производится с обеспечением внешней и внутренней поддержки всех процессов.

Внутреннюю поддержку осуществляет руководитель и администрация образовательной организации, обучающиеся и их родители, молодые специалисты, педагоги, педагоги-психологи, методисты.

СЛАЙД 15

Для отбора наставника проделывается определённая работа:

  • разрабатываются критерии отбора в соответствии с запросами наставляемых;
  • выбираются наставники, подходящие под соответствующие критерии из сформированной базы;
  • проводится собеседование с ними для выяснения уровня их психологической готовности.

Для отбора потенциальных наставников заполняется анкета, проводится собеседование.

СЛАЙД 16

Но и к наставникам предъявляются определённые требования.

СЛАЙДЫ 17 – 19

Формы и методы обучения начинающих педагогов
педагогом-наставником

От степени уважения и доверия между наставляемым и наставником во многом зависит качество их отношений и, соответственно, конечный результат всего процесса. Для обеспечения положительного опыта межличностных отношений, наставники в процессе обучения должны получить необходимые психолого-педагогические знания, сформировать организационные и коммуникативные навыки, научиться ориентироваться в возможных сложных ситуациях, соответствующих возрасту наставляемых, усвоить методы работы с группой (при форме группового наставничества). Наиболее эффективным способом обучения является ролевая игра.

СЛАЙД 20

Работа по реализации программы наставничества

Работа по реализации программы наставничества включает в себя ряд встреч: знакомство, рабочую встречу, встречу-планирование; а также комплекс последующих встреч с обязательной формой обратной связи. И завершающей встречей должна быть итоговая встреча.

Встреча-знакомство

На первой встрече-знакомство принимают участие куратор, наставник и наставляемый. Роль куратора состоит в организации этой встречи, наблюдении и представлении участников.

Представляются обе стороны: наставник рассказывает о себе, о своих сильных и слабых сторонах; наставляемые – о своих целях и проблемах.

Куратор должен определить, насколько участники программы подходят друг к другу, есть ли общие интересы. В случае положительного результата куратор представляет манифест и кодекс наставника, сообщает о сроках программы и ответственности.

Результатом знакомства является готовность наставника и наставляемого к дальнейшему взаимодействию.

Пробная встреча определяется формат работы и комфортность взаимодействия на практике.

Пробная рабочая встреча

Во время этой встречи наставляемому предполагается решить прикладную задачу с целью определения формата дальнейшей работы и проверки комфортности взаимодействия. Формат встречи может быть любой: беседа, ролевая игра, дискуссия, педагогическая игра.

Результат встречи представляется куратору для анализа и контроля хода программы наставничества и ее коррекции в случае необходимости.

Встреча–планирование

На этой встрече участниками являются куратор, наставник и наставляемый. Цель встречи – обсуждение дальнейшего плана работы, определение примерного количества встреч, определение формы представления результатов работы.

Дальнейшие встречи осуществляются по ранее составленному графику, присутствие куратора при необходимости, формат встречи может быть любой: очный или дистанционный. В любом случае происходит фиксирование результатов встречи.

Итоговая встреча

При завершении процедуры взаимодействия между наставниками и наставляемыми осуществляется встреча со всеми участниками программы: куратор, наставник, наставляемый. В этом случае роль куратора сводится к организации этой встречи, проведению анализа результатов работы, принятию решения о продолжении взаимодействия в рамках новых задач работы или о завершении.

СЛАЙД 21

Три этапа деятельности наставника:

Этап 1. Адаптация.

Этап 2. Основы (планирование).

Этап 3. Мониторинг и оценка.

СЛАЙД 22

Проектирование форм взаимодействия педагогов по реализации современных форм и технологий в обучении и воспитании

СЛАЙД 23

Творческий потенциал педагогов

СЛАЙДЫ 24 – 26

В школе разработаны диагностические материалы и собран комплекс анкет для мониторинга профессиональной социализации молодого учителя.

СЛАЙД 28

Индивидуальный план работы наставника с педагогом,

нуждающимся в наставничестве

Наставник:

_______должность, ФИО________

Педагог, нуждающийся в наставнике:

_______должность, ФИО________

Основание осуществления функций наставника:

(приказ руководителя общеобразовательной организации с исходящими

данными и номерами)

Период реализации плана: сентябрь 2023 года по август 2024 года

п/п

Блоки работ и планируемые

мероприятия

Срок

исполнения

Планируемый

результат

Отметка об

исполнении

Блок I. Изучение уровня профессиональных компетенций педагога, нуждающегося в наставничестве

Блок II. Ознакомление педагога, нуждающегося в наставничестве, с деятельностью

педагогического коллектива, особенностями организации образовательной и иной

деятельности, корпоративной культурой

Блок III. Изучение нормативных правовых актов в сфере образования, требований

федеральных государственных образовательных стандартов, локальных

нормативных актов общеобразовательной организации

Блок IV. Сопровождение деятельности педагога, нуждающегося в наставничестве

СЛАЙД 29

Ожидаемый социальный эффект:

- для наставника – системная работа на основании единого нормативно-

правового поля, возможность обмена опытом и повышение уровня

профессиональных компетенций;

- для педагога – условия для профессиональной адаптации, научно-

методическое сопровождение, повышение уровня профессиональных

компетенций;

- для всех участников образовательных отношений – повышение качества общего образования.

СЛАЙД 30 – 35

Результаты успешности молодого специалиста

Молодые и начинающие в профессии педагоги активно повышают свою квалификацию, участвуют в методической работе школы и вовлекают обучающихся в предметные конкурсы и олимпиады различного уровня. Всё это свидетельствует об их стремлении к личностному росту;

СЛАЙД 36

«Учитель живёт до тех пор, пока учится, если он перестаёт учиться – в нём умирает учитель».

Эти слова великого педагога К. Ушинского должны быть лейтмотивом наставника и молодого учителя каждой школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районной августовской педагогической конференции 2015 год

"Воспитательное пространство школы и творческий потенциал учащихся школы"...

Сценарий приветствия детей на августовском совещании педагогической и родительской общественности

Такое выступление может стать праздничным приветствием педагогов и родителей перед началом нового учебного года и сделает традиционное августовское совещание ярким и тёплым....

Выступление на августовском совещании педагогических работников Красногвардейского района руководителя МО учителя физической культуры КМОУГ №1 Молчановой Валентины Ивановны

Выступление на августовском совещании педагогических  работников Красногвардейского района руководителя МО учителя физической культуры КМОУГ №1  Молчановой Валентины Ивановны...

Участник делегации района на окружном совещании педагогических работников

Участник делегации района на окружном совещании педагогических работников...

Приказ УО Августовского совещания педагогических работников Советского района 2023 года

Августовское совещание педагогических работников Советского района 2023 года...