Семейный бюджет
план-конспект занятия (5 класс)
Урок по финансовой грамотности для 5-го класса по теме "Семейный бюджет"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 42.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО педагога | Дмитриенко Надежда Николаевна | |||||
Возрастная категория класс | обучающихся/, | 11-12 лет, 5 «а» класс | ||||
Тема | «Семейный бюджет» | |||||
Цель | Создать условия для формирования у обучающихся элементарных экономических представлений о доходах и расходах. Развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи. | |||||
Планируемые образовательные результаты | Предметные: называть регулярные и нерегулярные источники доходов, объяснять, как формируется семейный бюджет, объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы семейного бюджета. Личностные: осознание себя как части семьи, общества; овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; сопоставление доходов и расходов; развитие самостоятельности и личной ответственности за финансовое поведение; планирование бюджета; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивация к ее развитию. Метапредметные: Познавательные: выбирать и выполнять действия в зависимости от поставленной задачи, выдвигать логические версии, владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, бюджет, доход, расход), освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: уметь самостоятельно планировать действия по составлению семейного бюджета, уметь оценивать выполнение действий по изучению темы, осуществлять самооценку и взаимооценку на уроке. Коммуникативные: развивать умение работать в группе, развитие коммуникативной культуры учащихся; выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию; умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения задач. | |||||
Основные понятия | Семья, бюджет, семейный бюджет, доход, источники доходов, постоянные доходы, временные доходы, расход, обязательные и необязательные расходы, финансовая грамотность, финансовая «подушка безопасности», дефицит бюджета, профицит бюджета, сбалансированный бюджет. | |||||
Формы, методы, технологии обучения | Формы и методы: практикум, проблемная ситуация, прием «ключевые слова», прием «кластер», прием «яркое пятно». Технологии обучения: технология развития критического мышления, информационно-коммуникативная технология, проблемная технология, здоровьесберегающая технология, групповая технология | |||||
Средства обучения | Персональный компьютер, презентация (слайды с заданиями), «копилка», карточки с заданиями, бумажные жетоны в виде денежных купюр, ручки, листы бумаги А4, шкатулка с «денежными купюрами» | |||||
Организационные условия | Вступление короткое, нацеливающее на тему предстоящего разговора. Разделение участников на мини – группы. Выполнение занимательных заданий интеллектуального характера, просмотр мультфильма «Смешарики». Практическое выполнение творческих заданий. Выступление мини - групп с результатами деятельности. | |||||
План занятия / мероприятия | ||||||
Этапы занятия / мероприятия (время этапа) | Используемые дидактические средства | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Образовательный результат | ||
1.Организационный момент | Решение ситуативных и проблемных задач Беседа | Приветствует обучающихся. -Здравствуйте, ребята! Перед началом урока вам было предложено разделиться на группы с помощью «шкатулки - копилки», в которой лежали денежные купюры разного достоинства. Вам необходимо объединиться в группы, согласно выбранных «бутафорских» купюр. Сегодня нам предстоит работа в группах. | Ребята рассаживаются на три группы. Приветствуют учителя.
| Привлечение направленного внимания. Внутренняя мотивация на деятельность. Установление контакта | ||
2. Основной блок Актуализация знаний и мотивация | Решение ситуативных и проблемных задач Беседа. Прием «Яркое пятно» | -Чтобы определить тему нашего урока, попрошу вас внимательно посмотреть на экран (слайд 1) Разгадайте ребус
-Ещё один ребус (слайд 1)
Как вы думаете, что оно обозначает? Бюджет — это учет доходов и расходов человека, семьи, государства за определенный промежуток времени.
А давайте сейчас объединим оба термина, которые мы разгадали, между собой. Что у нас получится в итоге? (слайд 2) Денежные средства семьи и принято называть «Семейным бюджетом». Что это значит? Семья – это не просто круг родных людей, это и общее жилье, и общее имущество, и общие деньги, которые семья тратит на необходимые товары и услуги. | Ребята внимательно смотрят на слайд (1), разгадывают слово. Слово «Семья»
Ответы обучающихся: Семья – это коллектив родственников, которые живут в одном доме и ведут общее хозяйство.
Называют: Ведение общего хозяйства, общий бюджет, выполнение обязанностей по дому, решение всех проблем, доверие и уважение, забота друг о друге, поддержание и укрепление семейных традиций и т. д. Разгадывают, называют слово «Бюджет»
Ответы обучающихся: Бюджет — это учет доходов и расходов семьи
Ответы обучающихся «Семейный бюджет»
| Отгадывание ребусов Развитие интеллектуальных и речевых способностей | ||
Постановка учебной задачи | Беседа Просмотр мультфильма | - Вот мы с вами и определили тему нашего занятия «Семейный бюджет». Запишите, пожалуйста, в рабочие листы дату и тему нашего занятия. Давайте сформулируем основные вопросы, на которые нам необходимо дать ответ. Составим план урока (слайд 3-4) Но прежде чем составить план давайте посмотрим мультфильм. Прием «Яркое пятно»: просмотр мультфильма. Совместно с учителем составляем план урока Прочитайте высказывание немецкого писателя Бертольда Ауэрбаха «Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство». (Слайд 5) Так ли это на самом деле, мы узнаем в конце занятия. Пусть это высказывание будет нашим проблемным вопросом, на который мы должны будем дать ответ в конце занятия. | Предлагаю вам сейчас посмотреть отрывок из мультфильма «Смешарики» - О чем этот мультфильм? 1.Понятие семейного бюджета 2.Структура семейного бюджета 3. Виды бюджета
| Развитие интеллектуальных и речевых способностей Обучающиеся проговаривают свои варианты ответа на основе ключевых слов. Фильм о правильном использовании денежных средств | ||
Изучение нового материала 3.Закрепление нового материала Рефлексия Подведение итогов | Решение ситуативных и проблемных задач Беседа. Работа в группах -Прием «ключевые слова» Физминутка
Решение задачи. Обсуждение проблемного вопроса | -Что является главными составляющими семейного бюджета? - Правильно, ребята. Семейный бюджет – это деньги, которые семья зарабатывает и расходует. (слайд 6) Записать в рабочие листы. (слайд 7) Мы выяснили, что бюджет состоит из доходов и расходов. -Теперь нам предстоит выяснить, что такое Доход? Для чего он необходим? » (слайд 8) Для этого из предложенных слов составьте пожалуйста определение. Правильно, ребята, Доходы семьи – это поступления денежных средств в семью из разных источников. Доходы бывают постоянные и временные. Постоянные доходы – это денежные средства, которые члены семьи получают постоянно. Приведите примеры Но есть и временные, разовые доходы. Приведите примеры таких доходов. - Что такое Расход? (Слайд 8) Составьте тоже определение и запишите в рабочие листы.
- Расходы семьи бывают обязательные или постоянные и непредвиденные или необязательные
Физминутка: (слайд 9) Игра «Доход-расход»: Ребята встают, задача: определить, что является доходом, а что расходом семьи. («Доход» - хлопают в ладоши, «расход» - топают ногами) Папа получил премию (доход) Заплатили налог (расход) Взяли кредит в банке (доход) Бабушка заболела (расход) Выиграли в лотерею 3 тысячи рублей (доход) Потеряли кошелёк (расход) Продали картофель с дачного участка (доход) Заменили лампы накаливания сейчас на энергосберегающие (доход в будущем за счет экономии электроэнергии) Заплатили за электроэнергию (расход) - Как вы думаете, для чего нужен семейный бюджет? Задание: попробуем составить примерный семейный бюджет. Заполните таблицу, используя примерные суммы возможных доходов и расходов семьи. Последнюю строку пока оставим незаполненной. (слайд 10) На примере трёх семей. Проверяем выполненную работу. У каждого в итоге получились разные суммы. Это будут виды бюджета. Сбалансированный, дефицитный и профицитный (слайд 11) (слайд 12)Задача: В семье Григорьевых совокупный доход составляет 50 тыс. р. Расходы на самое необходимое - 30 тыс. р. Иван Григорьев тратит на машину, спорт, одежду и обувь ежемесячно 8,5 тыс. р., а его жена Мария тратит на косметику, спорт, одежду, обувь, театр и др. - 9 тыс. р. На их маленького сына Витю, который ходит в детский сад, уходит 5 тыс. р. Что образуется в результате такого ведения хозяйства? Живёт ли семья по средствам? Каковы последствия такого планирования своих финансов? (слайд13) Прочитайте высказывание немецкого писателя Бертольда Ауэрбаха «Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство». Так ли это на самом деле, как вы думайте давайте обсудим. А сейчас каждому предлагаю оценить результат своей работы. Напишите мне пожалуйста смс сообщение в ваших рабочих листах, о впечатлениях, которые остались у вас от проведенного урока Проведем взаимооценку вашей групповой работы и определим финансово грамотных ребят нашего класса. | Доходы и расходы Составляют определения и записывают их в рабочие листы. Ребята приводят примеры: премия, наследство, деньги в подарок на день рождения, выигрыш в лотерею, находку, дополнительный заработок — продажа с огорода картофеля, огурцов и т.д. Ребята отвечают Расходы – затраты денежных средств на товары и услуги. Приводят примеры: обязательные (питание в столовой, продукты, оплата ЖКХ и др) Непредвиденные (купить новую обувь, взамен порвавшейся, разбился телефон)
Выполняют задания в рабочих листах.
Ребята выполняют движения, согласно условиям задачи Отвечают на вопрос. Получают раздаточный материал с задачами и решают проблемную ситуацию. Записывают в рабочие листы определение видов бюджета. Решают задачу отвечают на вопросы Обсуждают фразу, приходят к выводам Пишут смс сообщения Проводят взаимооценку своей работы, анализируют работу в своей группе | Приобретение знаний об основ финансовой грамотности через познавательную и творческую деятельность Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разгрузка Закрепление знаний о доходах, расходах семьи, развитие памяти, внимания
Приобретение знаний об основах финансовой грамотности через познавательную и творческую деятельность Оценивают урок, высказывают свои мнения
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа по математике на тему: «Пополнение семейного бюджета»
Во время мирового кризиса и экономического положения нашей страны очень актуальным является экономичное ведение подсобного хозяйства в сельской местности. Я хочу показать выгоду ис...
«Семейный бюджет. Кошелёк моей семьи»
Внеклассное занятие, из раздела - Экономика, для учащихся старших классов коррекционных школ....
Презентация: Семейный бюджет
Презентация к уроку по экономике...
Презентация к уроку обществознания в 6 классе: "Семейный бюджет"
Презентация содержит материалы к уроку обществознания в 6 классе: "Семейный бюджет" (цели, задачи, задания к уроку)...
Распределение средств семейного бюджета
Распределение средств семейного бюджета. Исследовательская работа 8 класс....
СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ В ПЕРИОД МИРОВОГО КРИЗИСА
СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТВ ПЕРИОД МИРОВОГО КРИЗИСА...
Семейный бюджет . Доходная и расходная части бюджета
Планируемые личностные результаты освоения: У учащихся будут сформированы:- готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению;- способность ставить цели и строить ...