Семейный бюджет
план-конспект занятия (5 класс)

Урок по финансовой грамотности для 5-го класса по теме "Семейный бюджет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx42.42 КБ
Файл zadachi.docx20.49 КБ
Файл rabochiy_list.docx54.4 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО педагога

Дмитриенко Надежда Николаевна

Возрастная         категория класс

обучающихся/,

11-12 лет, 5 «а» класс

Тема

«Семейный бюджет»

Цель

Создать условия для формирования у обучающихся элементарных экономических представлений о доходах и расходах.  Развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи.

Планируемые         образовательные результаты  

Предметные: называть регулярные и нерегулярные источники доходов,

объяснять, как формируется семейный бюджет, объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы семейного бюджета.

Личностные: осознание себя как части семьи, общества;  овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; сопоставление доходов и расходов;  развитие самостоятельности и личной ответственности за финансовое поведение;  планирование бюджета; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;  понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивация к ее развитию.

Метапредметные:  

Познавательные: выбирать и выполнять действия в зависимости от поставленной задачи, выдвигать логические версии, владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, бюджет, доход, расход), освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: уметь самостоятельно планировать действия по составлению семейного бюджета, уметь оценивать выполнение действий по изучению темы, осуществлять самооценку и взаимооценку на уроке.

Коммуникативные: развивать умение работать в группе, развитие коммуникативной культуры учащихся; выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию; умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения задач.

Основные понятия

Семья, бюджет, семейный бюджет, доход, источники доходов, постоянные доходы, временные доходы, расход, обязательные и необязательные расходы, финансовая грамотность, финансовая

«подушка безопасности», дефицит бюджета, профицит бюджета, сбалансированный бюджет.

Формы, методы, технологии обучения

Формы и методы: практикум, проблемная ситуация, прием «ключевые слова», прием «кластер», прием «яркое пятно».

Технологии обучения: технология развития критического мышления, информационно-коммуникативная технология, проблемная технология, здоровьесберегающая технология, групповая технология

Средства обучения

 Персональный компьютер,  презентация (слайды с заданиями), «копилка», карточки с заданиями, бумажные жетоны в виде денежных купюр, ручки, листы бумаги А4, шкатулка с «денежными купюрами»

Организационные условия

Вступление короткое, нацеливающее на тему предстоящего разговора. Разделение участников на мини – группы.  Выполнение занимательных заданий интеллектуального характера, просмотр    мультфильма «Смешарики».  Практическое выполнение творческих заданий. Выступление мини - групп с результатами деятельности.

План занятия / мероприятия

Этапы занятия / мероприятия (время

этапа)

Используемые дидактические средства

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Образовательный результат

1.Организационный   момент 

Решение

ситуативных и проблемных задач

Беседа  

Приветствует обучающихся.  -Здравствуйте, ребята! Перед началом урока вам было предложено разделиться на группы с помощью «шкатулки - копилки», в которой лежали денежные купюры разного достоинства. Вам необходимо объединиться в группы, согласно выбранных «бутафорских» купюр.

 Сегодня нам предстоит работа в группах.

Ребята рассаживаются на три группы. Приветствуют учителя.  

 

Привлечение направленного внимания. Внутренняя

мотивация         на деятельность. Установление контакта

2. Основной блок  

Актуализация знаний и мотивация

Решение ситуативных и проблемных задач

Беседа.

Прием «Яркое пятно»

-Чтобы определить тему нашего урока, попрошу вас внимательно посмотреть на экран (слайд 1) Разгадайте

ребус   

  • Дайте определение, что такое семья.  

 

 

 

 

 

  • Назовите правила поведения в семье.  

 

 

 

 

-Ещё один ребус (слайд 1)    

                                       

 

Как вы думаете, что оно обозначает?    

  Бюджет — это учет доходов и расходов человека, семьи, государства за определенный промежуток времени.

 

А давайте сейчас объединим оба термина, которые мы разгадали, между собой. Что у нас получится в итоге?    

(слайд 2)

Денежные средства семьи и принято называть «Семейным бюджетом». Что это значит? Семья – это не просто круг родных людей, это и общее жилье, и общее имущество, и общие деньги, которые семья тратит на необходимые товары и услуги.

Ребята внимательно смотрят на слайд  (1),  разгадывают слово. Слово «Семья»

 

 

Ответы обучающихся:

Семья – это коллектив родственников, которые живут в одном доме и ведут общее хозяйство.

 

 

Называют: Ведение общего хозяйства, общий бюджет, выполнение обязанностей по дому, решение всех проблем, доверие и уважение, забота друг о друге, поддержание и укрепление семейных традиций и т. д.

Разгадывают, называют слово «Бюджет»

 

  Ответы обучающихся: Бюджет — это учет доходов и расходов семьи

 

 Ответы обучающихся

«Семейный бюджет»

 

 

Отгадывание ребусов Развитие

интеллектуальных и речевых способностей

Постановка учебной задачи

Беседа

Просмотр мультфильма

- Вот мы с вами и определили тему нашего занятия «Семейный бюджет».

Запишите, пожалуйста, в рабочие листы дату и тему нашего занятия.

 Давайте сформулируем основные вопросы, на которые нам необходимо дать ответ. Составим план урока (слайд 3-4) Но прежде чем составить план давайте посмотрим мультфильм.

Прием «Яркое пятно»: просмотр мультфильма.

Совместно с учителем составляем план урока

Прочитайте высказывание немецкого писателя

Бертольда Ауэрбаха «Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство». (Слайд 5) Так ли это на самом деле, мы узнаем в

конце занятия. Пусть это высказывание будет нашим проблемным вопросом, на который мы должны будем дать ответ в конце занятия.

Предлагаю вам сейчас посмотреть отрывок из мультфильма «Смешарики»

- О чем этот мультфильм?

1.Понятие семейного бюджета

2.Структура семейного бюджета

3. Виды бюджета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие интеллектуальных и речевых способностей

 Обучающиеся проговаривают свои варианты ответа на основе ключевых слов. Фильм о правильном использовании денежных средств

Изучение нового материала

3.Закрепление нового материала

Рефлексия

Подведение итогов

Решение

ситуативных и проблемных задач Беседа. Работа в группах  

-Прием «ключевые

слова»

Физминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение задачи.

Обсуждение проблемного вопроса

-Что является  главными составляющими семейного бюджета?  

- Правильно, ребята.  

Семейный бюджет – это деньги, которые семья зарабатывает и расходует.  (слайд 6) Записать в рабочие листы.          

(слайд 7) Мы выяснили, что бюджет состоит из доходов и расходов.

-Теперь нам предстоит выяснить, что такое Доход? Для чего он необходим? » (слайд 8)          

Для этого из предложенных слов составьте пожалуйста определение.

Правильно, ребята, Доходы семьи – это поступления денежных средств в семью из разных источников. Доходы бывают постоянные и временные.

Постоянные доходы – это денежные средства, которые члены семьи получают постоянно. Приведите примеры

Но есть и временные, разовые доходы. Приведите примеры таких доходов.  

-        Что такое Расход? (Слайд 8)

 Составьте тоже определение и запишите в рабочие листы.

 

 

-        Расходы семьи бывают обязательные или постоянные и непредвиденные или

необязательные

 

 Физминутка:

(слайд 9) Игра «Доход-расход»: Ребята встают, задача: определить, что является доходом, а что расходом семьи.  («Доход» - хлопают в ладоши, «расход» - топают ногами)

Папа получил премию (доход)  

Заплатили налог (расход)

Взяли кредит в банке (доход)  

Бабушка заболела (расход)  

Выиграли в лотерею 3 тысячи рублей (доход)  

Потеряли кошелёк (расход)  

Продали картофель с дачного участка (доход)  

Заменили лампы накаливания сейчас на энергосберегающие (доход в будущем за счет экономии электроэнергии)  

Заплатили за электроэнергию (расход)

-        Как вы думаете, для чего нужен семейный бюджет?  

  Задание: попробуем составить примерный семейный бюджет. Заполните таблицу, используя примерные суммы возможных доходов и расходов семьи. Последнюю строку пока оставим незаполненной. (слайд 10)

На примере трёх семей.

Проверяем выполненную работу. У каждого в итоге получились разные суммы.

Это будут виды бюджета. Сбалансированный, дефицитный и профицитный (слайд 11)

(слайд 12)Задача: В семье Григорьевых совокупный доход составляет 50 тыс. р. Расходы на самое необходимое - 30 тыс. р. Иван Григорьев тратит на машину, спорт, одежду и обувь ежемесячно 8,5 тыс. р., а его жена Мария тратит на косметику, спорт, одежду, обувь, театр и др. - 9 тыс. р. На их маленького сына Витю, который ходит в детский сад, уходит 5 тыс. р.

Что образуется в результате такого ведения хозяйства? Живёт ли семья по средствам?

Каковы последствия такого планирования своих финансов?

(слайд13) Прочитайте высказывание немецкого писателя

Бертольда Ауэрбаха «Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство». Так ли это на самом деле, как вы думайте давайте обсудим.

А сейчас каждому предлагаю оценить результат своей работы. Напишите мне пожалуйста смс сообщение в ваших рабочих листах, о впечатлениях, которые остались у вас от проведенного урока  

Проведем         взаимооценку вашей групповой работы и определим         финансово грамотных         ребят         нашего класса.  

 Доходы и расходы

Составляют определения и записывают их в рабочие листы.

Ребята приводят примеры: премия, наследство, деньги в подарок на день рождения, выигрыш в лотерею, находку, дополнительный заработок — продажа с огорода картофеля, огурцов и т.д.

Ребята отвечают Расходы – затраты денежных средств на товары и услуги.   

Приводят примеры:

обязательные (питание в столовой, продукты, оплата ЖКХ и др)

Непредвиденные (купить новую обувь, взамен порвавшейся, разбился телефон)

 

Выполняют задания в рабочих листах.

 

 

 

 

Ребята выполняют движения, согласно условиям задачи

Отвечают на вопрос.

Получают раздаточный материал с задачами и решают проблемную ситуацию.

Записывают в рабочие листы определение видов бюджета.

Решают задачу отвечают на вопросы

Обсуждают фразу, приходят к выводам

Пишут смс сообщения

Проводят взаимооценку своей работы, анализируют работу в своей группе

Приобретение знаний об основ финансовой грамотности через познавательную и творческую деятельность  

Снятие напряжения, эмоциональная  и физическая разгрузка

Закрепление знаний о доходах, расходах семьи, развитие памяти, внимания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приобретение знаний об основах финансовой грамотности через познавательную и творческую деятельность  

Оценивают урок, высказывают свои мнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Семья Ивановых

Заработная плата отца- 3800.

Заработная плата мамы- 7000.

Пенсия бабушки – 6200р

Детское пособие на ребенка – 250 р.

Расход на продукты питания 3 000 рублей

Расход на одежду 2 000 рублей

Расход на хозяйственные товары 1 000 рублей

Расход на оплату коммунальных услуг 4 000 рублей

Оплата кружка «Умелые ручки» 500 рублей

Расход на транспорт 200 рублей

__________________________________________________

Семья Петровых

Заработная плата отца- 3800.

Заработная плата мамы- 3000.

Пенсия бабушки – 2500р

Детское пособие на ребенка – 250 р.

Расход на продукты питания 3 000 рублей

Расход на одежду 2 000 рублей

Расход на хозяйственные товары 1 000 рублей

Расход на оплату коммунальных услуг 4 000 рублей

Оплата кружка «Умелые ручки» 500 рублей

Расход на транспорт 200 рублей

Семья Сидоровых

Заработная плата отца- 3800.

Заработная плата мамы- 7000.

Пенсия бабушки – 6200р

Детское пособие на ребенка – 250 р.

Расход на продукты питания 5 000 рублей

Расход на одежду 4 000 рублей

Расход на хозяйственные товары 2 000 рублей

Расход на оплату коммунальных услуг 4 000 рублей

Оплата кружка «Умелые ручки» 500 рублей

Расход на транспорт 200 рублей

Расходы на лекарство - 1550



Предварительный просмотр:

Дата:_____________

Тема занятия:____________________________

1.Семейный бюджет – это______________________________________________

2. Составить определение из набора слов и записать его.

 Доходы - средств, семью, это, источников, поступления, из, в, разных, денежных.

Доходы____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Расходы - на, затраты, это, денежных, товары, средств, услуги, и.

Расходы - ______________________________________________________

_________________________________________________________________

3.

Доходы

Расходы

Статья

Сумма

Статья

Сумма

Итого:

Итого:

Итого дефицит/профицит, сбалансированный бюджет:

4. Дефицит бюджета – это_____________________________________________________

__________________________________________________________________

5. Профицит бюджета – это___________________________________________________

____________________________________________________________________________

6. Сбалансированный бюджет – это_____________________________________________

_____________________________________________________________________________

7. Решение задачи

8.Рефлексия

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1674626636_gas-kvas-com-p-telefon-konturnii-risunok-7.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по математике на тему: «Пополнение семейного бюджета»

  Во время мирового кризиса и экономического положения нашей страны очень актуальным является экономичное ведение подсобного хозяйства в сельской местности. Я хочу показать выгоду ис...

«Семейный бюджет. Кошелёк моей семьи»

Внеклассное занятие, из раздела - Экономика, для учащихся старших классов коррекционных школ....

Презентация: Семейный бюджет

Презентация к уроку по экономике...

Презентация к уроку обществознания в 6 классе: "Семейный бюджет"

Презентация содержит материалы к уроку обществознания в 6 классе: "Семейный бюджет" (цели, задачи, задания к уроку)...

Распределение средств семейного бюджета

Распределение средств семейного бюджета. Исследовательская работа 8 класс....

СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ В ПЕРИОД МИРОВОГО КРИЗИСА

СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТВ ПЕРИОД МИРОВОГО КРИЗИСА...

Семейный бюджет . Доходная и расходная части бюджета

Планируемые личностные результаты освоения: У учащихся будут сформированы:- готовность и способность к саморазвитию  и личностному самоопределению;-  способность ставить цели и строить ...