Школьный буллинг
материал (9 класс)

Эрдыниева Людмила Дмитриевна

НПК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл phpksm94u_bulling-v-shkole.docx401.1 КБ

Предварительный просмотр:

     

Школьный буллинг.

Причины возникновения.

Профилактика.

    Актуальные проблемы сегодняшнего дня – жестокость и агрессивность несовершеннолетних, безнадзорность и зависимое поведение подростков – являются следствиями проблемы насилия над детьми.

Насилие бывает: физическое, сексуальное, психическое, эмоциональное, пренебрежение интересами и нуждам ребенка, самоистязание. Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации. Решение своих проблем дети - жертвы насилия - часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия.
              Источниками насилия для детей и подростков часто являются их сверстники, родители или родственники, соседи, случайные знакомые, педагоги или воспитатели, а так же школа как социальный институт.  Однако ситуации насилия взрослыми в школе и семье, жестокого обращения в детской среде чаще всего отрицается и умалчивается по принципу, чтобы «сор не вышел из избы». Обнаруживается несостоятельность педагогических кадров, родителей, иных структур в совладании с насилием несовершеннолетних.

Буллинг – относительно новый термин, обозначающий старое, вековое явление – детскую жестокость. Проблема насилия в детских коллективах серьезно тревожит специалистов (педагогов, психологов, педиатров, невропатологов) разных стран мира.

Буллинг – (от английского bully – хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) – притеснение, травля, дискриминация.  В более широком смысле – это особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает или угрожает другому, более слабому физически и морально человеку (или группе лиц). От случайной драки буллинг отличается систематичностью и регулярностью повторов.

Не любая ссора является буллингом. Обычные конфликты возникают и разрешаются, проходят. В случае буллинга сохраняется постоянная враждебность, чаще всего по отношению к отдельному ребенку, возникает длительный конфликт.  Однако единичные или даже повторяющиеся случаи проявления нахальства или наглости еще не являются буллингом. Нужна длительность и систематичность.

Конфликты – это часть нашей жизни. Конфликты могут сопровождаться агрессией, враждебностью, соперничеством, трениями. Но сами по себе они не создают условия для возникновения булинга.  В ученических классах речь часто идет о власти и влиянии, в результате которых возникают группировки и несправедливые отношения. Отдельные случаи проявления грубости и наглости получают «место» для стабильной реализации. Если на такие инсценированные конфликты не обращают внимания и не прорабатывают, то из них может развиться буллинг.

Важной причиной возникновения буллинга является отсутствие внимания к его проявлениям и обоснованного беспокойства по этому поводу. 

Равнодушные наблюдатели становятся пособниками буллинга, где осуществляется формирование у одного из учеников статуса жертвы.

Психологическое состояние избранного в качестве жертвы человека ухудшается. У него усиливаются защитные установки. Он становится все более уязвимым, и тем самым дает все больше поводов для того, чтобы его все сильнее изолировали и на него все больше нападали.  Это явление известно ещё известно и как травля. Инициируется буллинг учениками, которые не понимают «по-хорошему», снова и снова нарушают правила, используют насилие и подавление других учеников, для утверждения своего авторитета, извлечения выгоды или как способ развлечься.

Как правило буллерами (так называют инициаторов буллинга) становятся:

- дети, воспитанные в условиях материнской депривации;

- дети, воспитывающиеся родителями-одиночками

- дети из семей, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни  

- дети из властных и авторитарных семей

- дети из конфликтных семей  

- дети с низкой толерантностью к стрессу

- дети с низкой успеваемостью

Выходки буллеров происходят на глазах у остальных детей, и это оказывает негативное влияние, как на «зрителей», так и на атмосферу, как в классе, так и в школе в целом. За человеком окончательно закрепляется статус слабого. Появляется эффект привыкания: его неадекватное поведение теперь воспринимается как такое, в котором он сам же и виноват. Человек сам начинает верить в то, в чем его обвиняют. Своими силами он уже не может справиться с ситуацией. Появляются первые признаки нарушения здоровья.

Три существенных признака буллинга:

- неравенство сил,

- повторяемость,

- неадекватно высокая чувствительность жертвы

Существуют определенные признаки, по которым можно распознать буллинг:

- кого-то зажимают в углу помещения;

- когда взрослый подходит к группке детей они: замолкают, разбегаются, резко меняют деятельность (могут обнять «жертву», как будто все в порядке);

- один из учеников ни выбирается другими (в изоляции);

- весь класс смеется над одним и тем же учеником;

- очень обидные прозвища;

- по лицу одного из учеников: бледный, красный (в пятнах), в слезах, напуган, трясет, признаки насилия на теле/лице;

- младшие школьники боятся зайти в туалет;

- школьники после уроков не расходятся, кого-то ждут около школы.

Чаще всего жертвы буллинга молчат о том, что над ними издеваются. Распознать его можно по поведению и настроению ребенка. Жертва, как правило, ощущает свою беззащитность и угнетенность перед обидчиком. Это ведет к чувству постоянной опасности, страху перед всем и вся, неуверенности и, как следствие, к утрате уважения к себе и веры в собственные силы. Другими словами, ребенок-жертва становится действительно беззащитным перед нападками хулиганов. Крайне жестокий буллинг может подтолкнуть жертву на сведение счетов с жизнью. В связи с этим окружающим близким людям необходимо проявлять предельное внимание даже к незначительному изменению в поведении ребенка.

Для подростков, ставших жертвами буллинга, характерно следующее:

- притворяются больными, чтобы избежать похода в школу;

- боятся одни идти в школу и домой, просят проводить их на уроки, опаздывают;

- поведение и темперамент меняются;

- явные симптомы страха, заключающиеся в нарушениях сна и аппетита, ночном крике, энурезе, заикании и нервном тике, нелюдимости и скрытности;

- частые просьбы дать денег, воровство;

- снижение качества учебы, потеря интереса к любимым занятиям;

- постоянные ссадины, синяки и другие травмы;

- молчаливость, нежелание идти на разговор;

- суицидальные намерения и как крайняя степень – суицид.

Жертвой может стать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или чем-либо отличается от других:

- физические недостатки (дети, носящие очки, имеющие сниженный слух или нарушения движений (например, при ДЦП), т. е. те, кто не может дать адекватный отпор и защитить себя);

- особенности поведения (мишенью для насмешек и агрессии становятся замкнутые дети (интроверты и флегматики) или дети с импульсивным поведением. Гиперактивные дети нередко бывают слишком назойливыми, при этом более наивными и непосредственными, чем их сверстники. Они слишком глубоко проникают в личное пространство других детей и взрослых: влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре и т. д. По этим причинам они часто вызывают раздражение и получают "ответный удар");

- особенности внешности (все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т. д).;

- плохие социальные навыки (есть дети, у которых не выработана психологическая защита от вербального и физического насилия по причине недостаточного опыта общения и самовыражения. По сравнению с детьми, у которых социальные навыки развиты в соответствии с их возрастом, дети с неразвитыми социальными навыками легче принимают роль жертвы. Такой ребенок смиряется с ситуацией как с неизбежностью, часто даже внутренне находит оправдание насильнику: "ну, значит, я такой, стою этого, заслужил это");

- страх перед школой ( чаще возникает у тех, кто идет в школу с отрицательными социальными ожиданиями в отношении нее. Иногда этот страх индуцируется от родителей, у которых тоже были проблемы в школьном возрасте. Пусковым механизмом возникновения страха могут стать рассказы о злой учительнице и плохих оценках. Ребенок, проявляющий неуверенность и страх перед школой, легче станет объектом для издевок одноклассников);

- отсутствие опыта жизни в коллективе (дети, не имеющие опыта взаимодействия в детским коллективе до школы, могут не обладать навыками, позволяющими справляться с проблемами в общении. При этом часто они превосходят своей эрудицией и умениями детей, посещавших детский сад);

- болезни (существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников: эпилепсия, тики и гиперкинезы, заикание, энурез, энкопрез, нарушения речи дислалия (косноязычие), дисграфия (безграмотное письмо), дислексия (нарушение обучению чтению), дискалькулия (нарушение обучению счету) и т. д.);

- низкий интеллект и трудности в обучении (плохая успеваемость формирует низкую самооценку:"Я не справлюсь. Я хуже других" и т. д.) Низкая самооценка может способствовать в одном случае формированию роли жертвы, а в другом – насильственному поведению как варианту компенсации. Поэтому ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником.

В  настоящее  время  проблема  агрессивного поведения учеников в школе стоит на одном из первых мест. Уже приходя в 1-ый класс, ребята имеют опыт агрессивного поведения: в детских садах, компьютерные игры, мультипликационные фильмы, которые смотрят дети  буквально пропитаны насилием и агрессией. Очень часто учителя, психологи, социальные педагоги сталкиваются с родителями, которые тоже учат своих детей агрессивному поведению.

Все работники школ ломают голову  над тем, каким образом  возможно снизить агрессивное поведение школьников, начиная  со школьников  младших классов. Одной  из самых трудноразрешимых проблем для педагогического персонала школы является проблема формирования у детей толерантного сознания, гуманного отношения к людям, стремление регулировать конфликтные ситуации или умение их избегать.

Огромную проблему являет собой буллинг в подростковой среде, так как растущие дети имеют определенные особенности характера, среди которых сложность и противоречивость. На этом этапе частенько закладывается жизненная программа, ведь единожды усвоив позицию «жертвы» либо «агрессора», подросток будет следовать ей всю жизнь. Предупреждение буллинга помогает понизить масштабность данного негативного явления, а также немного сократить перечень задействованных в нем лиц с обеих сторон.

Как быть в случаях обнаружения буллинга
Как показывает практика, отношения в классе во многом зависят от тактики поведения, избранной учителем с первых дней работы с классом. Учитель может не только не допустить возникновения ситуации отвержения, но и должен способствовать преодолению стереотипа отношений в классе, доставшемся ему «по наследству» от коллеги. Но ему понадобится помощь психолога и родителей в борьбе с разделением класса на отдельные группировки и с развитием буллинга.

В случае возникновения в классе буллинга необходимо:
Оставаться спокойным и контролировать ситуацию в случае обнаружения буллинга в классном коллективе.
Отнестись к случаю или к рассказу о буллинге серьезно.
Оказать поддержку потерпевшему.
Показать обидчику (агрессору, буллеру) своё отношение к ситуации.
Дать возможность оценить ситуацию обидчику с точки зрения потерпевшего (т.е. поставить себя на место жертвы).

Рекомендации учителям
Педагогам нужно создавать в учреждении полную нетерпимость к любым актам насилия. При этом крайне важно осуществлять наблюдение за всеми возможными местами свершения буллинга, это могут быть холлы, комнаты отдыха, столовые и пр. Кроме того крайне важную роль играет проведение соответствующей воспитательной работы в классах, используя режим свободной дискуссии. В учебном учреждении необходимо разработать соответствующий кодекс, при этом в штате должны быть психологи, которые помогут своевременно выявлять нарушения. Эти специалисты также призваны организовывать группы поддержки для пострадавших от буллинга, а также группы для работы с агрессорами.

Рекомендации учителю по работе с «отверженными»:
1. Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников.
2. Следует пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников.

3. Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему
возможность показать себя в выгодном свете.

4. Помогают объединить класс совместные мероприятия, поездки, постановки
спектаклей, выпуск стенгазет и т.д.
5. Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя и самоутвердиться за счет своих способностей, а не за счет унижения других.
6. Следует избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках. Некоторые учителя даже оценки за контрольные работы не объявляют публично, а выставляют в дневники. Разбор ошибок необходимо делать, не называя тех, кто их допустил,
или индивидуально.
7. Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве, обратить их внимание на чувства жертвы.

Особенности работы с агрессорами
Нужно учитывать, что при работе с буллерами (агрессорами) разрешается критиковать, а также корректировать поведение, но ни в коем случае не переходить на личности. Нужно учитывать, что такие дети и подростки обычно теряют интерес совершать насилие, если находят в своем учреждении какое-то достаточно осмысленное, а также ценное занятие для себя, в котором они способны проявить свой потенциал, а также пережить чувство успеха.
Санкции являются отличным средством, чтобы дать ребенку понять, чем может быть чреват его свободный выбор. Если взрослый выдерживает такие ограничения, это учит подростка нести ответственность за свои поступки.
Нужно учитывать, что ответственность за нормальные отношения между детьми и взрослыми лежит исключительно на представителях старшего поколения. Также рекомендуется использовать разные правила для регулировки жизни ребенка в школе, а также в домашних условиях, при этом такие нормы не должны противоречить друг другу.

Педагогам необходимо научиться определять возможных жертв и проявлять бдительность. При этом такие учащиеся должны иметь возможность получить поддержку от учителей и родителей. Последним, кстати, нужно быть особенно внимательными и своевременно реагировать на признаки агрессии и замечать симптомы жертвы у своего ребенка.

Рекомендации родителям
Родителям нужно научить своих детей рассказывать им обо всех проявлениях буллинга. Подростки могут довериться и другим взрослым, которым они доверяют. Нужно помочь детям находить друзей, предотвращать возможный буллинг и сохранять самооценку на высоком уровне. Ребенок также должен научиться задиристости, уверенности и настойчивости, и проявлять такие качества хотя бы внешне. Если же подросток является по своей сути агрессором, рекомендуется направить его энергию в мирное русло – дать возможность выразиться в спорте, культуре и пр.

Мы говорили о таком явлении как буллинг в школе, также нами рассмотрена профилактика буллинга в школе в подростковом возрасте. Также для предупреждения буллинга в детской и подростковой среде нужно не забывать о роли психологов и даже, по необходимости, психотерапевтов.

Буллинг может происходить в любом классе. Поэтому важно сохранять бдительность, наблюдать за происходящим и при необходимости уметь действовать. Очевидно, что для этого требуется время. Практически у каждого класса и у каждого учителя есть свой собственный опыт в отношении буллинга и, вероятно, также в отношении того, как выходить из такой ситуации. В отдельных случаях буллинга привлекаются психологи, администрация школы, родители.

Как же должны реагировать родители детей, подвергающихся буллингу?

Замечать возможные тревожные сигналы: ребенок расстроен после школы (или даже готов заплакать), у него отмечаются проблемы с желудком, головные боли по утрам, он плохо спит. Эти симптому могут свидетельствовать о наличии школьных страхов (перед плохими отметками, другими неудачами), но могут также свидетельствовать о том, что ребенок стал объектом моббинга.

Если родители заметили тревожные сигналы, они должны дать понять ребенку, что у них всегда есть время, чтобы поговорить с ним. В разговоре посвятить ребенку все свое внимание, быть открытым, но в тоже время никогда не принуждать ребенка к разговору.

Если ребенок доверился родителям для разговора, вести себя спокойно, сосредоточенно, не проявлять никакого раздражения или возбуждения (родитель должен быть сильным, а раздражение и нервозность – это признаки слабости). Нужно показать ребенку, что вы его понимаете, утешить его, но не надо стараться выглядеть всезнайками и поучать ребенка, т.к. это только еще больше подорвет его и так пошатнувшиеся самооценку и доверие к себе.

Если родитель узнал о буллинге от ребенка. Действовать незамедлительно: в присутствии ребенка позвонить учителю (поговорить с ним или договориться о встрече).

В разговоре с учителем вести себя спокойно и благоразумно (воздерживаясь от бурных эмоций), но дать недвусмысленно понять, что как родитель вы чувствуете ответственность за то, чтобы с подобного рода насилием над вашим ребенком было покончено. Разговор с руководством школы также обязателен, и должен быть проведен в таком же духе. Затем принять решение о том, следует ли ребенку на следующий день посещать школу.

Задача родителей состоит в том, чтобы дать понять ребенку, что такого рода насилие не имеет шансов на продолжение. Чувствуя родительскую защиту, дети с удовольствием снова переключают внимание на другие темы. Снова пробуждаются самоисцеляющие силы, которые есть в каждом ребенке.

Как решить проблему на уровне школы?

Целесообразно установить в школе единую систему правовых, нерепрессивных методов поощрения и наказания учеников, которые могут быть прописаны в Уставе школы или в другом документе и должны быть и известных каждому ученику

Положительную роль могут сыграть демократические элементы в управлении школой. Школа – первая модель социума для ребенка, и чем более гуманными и правовыми будут отношения в ней, тем более благоприятным для общества будет в дальнейшем поведение ученика

Необходима также поддержка педагогов со стороны руководства: повышение их квалификации и подготовка по вопросам ненасильственных методов поддержания дисциплины, психологические тренинги и т.д.

Активно должна использоваться помощь школьного психолога: в идеале в образовательном учреждении должно быть несколько квалифицированных психологов, обладающих необходимыми навыками

Практические рекомендации родителям и педагогам, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников

Спокойное отношение в случае незначительной агрессии

Акцентирование внимания на поступках, а не на личности

Контроль над собственными негативными эмоциями

Обсуждение проступка

Сохранение положительной репутации ребенка

Демонстрация модели неагрессивного поведения

Снижение напряжения ситуации

Работа восстановительного примирения


 Профилактика буллинга
Профилактика направлена на детей – участников буллинга. И включает в себя работу не только с детьми, но и с семьями школьников.
1. Изучение типа семьи и воспитания в семье детей, а также поведение родителей в семье.
2. Изучение и коррекция нарушения материнско-детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.
3. Формирование личности, жизненного стиля, стратегий поведения учеников в обществе через проведение родительских собраний, классных часов, классных и общешкольных мероприятий.
Для предупреждения постстрессовых последствий буллинга первичная профилактика должна реализоваться по трем направлениям
.
1. Создание условий недопущения буллинга.
2. Скорейшее и грамотное разобщение ребенка (подростка) – жертвы с буллерами, ограничение воздействий на него стрессовых воздействий.
3. Укрепление защитных сил личности любого ребенка в классе в противостоянии травле

Рекомендации учителям, психологам, администрациям школ

1. Начните с точного, приемлемого для вашего образовательного учреждения определения буллинга.
2. Установите формы буллинга, которые имеют место в вашей школе.
3. Узнайте, какими способами поддерживают свой авторитет учителя, административные работники, ученики школы.
4. К организации действий следует приступать после исследования проблемы насилия в школе с помощью анкет, изучения специальной литературы и видеозаписей.
5. Обсуждение проблемы. Необходимо проводить беседы со школьниками как индивидуальные, так и групповые.
6. Определите поведение персонала школы, которое способствует позитивным межличностным отношениям между учащимися.

7. Нельзя терять из поля зрения «обидчиков». Беседуйте не только с виновными, но с их родителями, даже если это сложно сделать.

Работа с компаниями обидчиков

Работая с обидчиками, их нужно экстренно и эффективно разоблачать и постараться отделить от группы единомышленников.
Не напирать на наказание, это только лишь усилит групповую солидарность обидчиков.
Работая с одним человеком, нужно умело использовать силу конфронтации всего, например, классного сообщества.
Помогите ребёнку, который стал жертвой самому решить проблему, конечно с помощью других.

Конструктивно работайте с родителями.

Работа с подростками
1. Заниматься профилактикой и коррекцией отклонений в эмоциональной сфере подростков.
2. Снижать асоциальное поведение школьников.
3. Развивать стрессоустойчивые качества личности обучающихся.
4. Формировать:
навыки оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней;
навыки восприятия, использование и оказание психологической и социальной поддержки;
навыки отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства;
навыки защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки;
навыки бесконфликтного и эффективного общения.
5. Направлять осознание и развитие имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения.

Проблема буллинга очень злободневна в настоящее время. Травля, которой подвергается растущий человек в школе, накладывает неизгладимый отпечаток на дальнейшую жизнь, мешает строить полноценные отношения в семейной жизни, мешает достичь больших вершин при получении профессии, и часто приводит к самоубийству. Буллинг может происходить в любом классе. Поэтому важно сохранять бдительность, наблюдать за происходящим и при необходимости уметь действовать. Практически у каждого класса и у каждого учителя есть свой собственный опыт в отношении буллинга и, вероятно, также в отношении того, как выходить из такой ситуации.  Этой проблеме должны уделять внимание, как родители, так и учителя, администрация школ.

Литература

Алексеева Л.С. Насилие и психическое здоровье детей // Семья в России. 2006. №2.

Ачитаева И.Б. Деструктивные взаимоотношения в учебных группах образовательных учреждений МВД России: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2010.

Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учебное пособие / Под ред. И.А.Баевой. – М.: Экон-Информ, 2009.

Бондарь В. Насилие над ребенком ведет к деформации личности // Социальная педагогика в России. 2008. №4.

Волкова Т.Г. Особенности Образа - Я личности, считающей себя испытавшей насилие. Дисс. … канд. психол. наук. Барнаул, 2004.

Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе. Р-н/Д: Феникс. 2006.

Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. СПб.: Речь, 2005.

Лейн Д.А. Школьная травля (буллинг). [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http:// www. supporter.ru/ docs/1056635892/bulling.doc (дата обращения: 09.10.2010)

Маланцева, О. Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать?  Социальная педагогика. – 2007. – № 4.

Мерцалова Т. Насилие в школе: что противопоставить жестокости и агрессии? // Директор школы. 2008. №3.

Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 2004

Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / Под ред. И.А. Баевой. – СПб.: Речь, 2006.

Петросянц В.Р.   Вестник Томского Государственного Педагогического университета Проблема буллинга в современной образовательной среде. 

Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / Под ред. Е.Н. Волковой. СПб.: Питер. 2008.

Пстрог Д. Насилие и агрессия как общественные явления, возникающие в школьной среде (из опыта польской школы). [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http:// www. vestnik. yspu.org/releases/ zarubegnye_Issledovaniy /33_1/ (дата обращения: 10.11.2010).

http://www.svetgeorg.com/stati/detsk/55-shkolnyy-bulling-chto-eto.html

http://tutknow.ru/psihologia/5647-osobennosti-i-uchastniki-bullinga-v-shkole.html 

http://tutknow.ru/psihologia/5647-osobennosti-i-uchastniki-bullinga-v-shkole.html 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Форма заявления о подозрении на буллинг.

Директору ОУ ___________
от _______ (Ф.И.О., должность, место работы
)

                                                                         ЗАЯВЛЕНИЕ


«___» __________20_года в____ часов ____ минут были обнаружены (указать кем)
признаки буллинга в отношении несовершеннолетнего (указать несовершеннолетнего,
его местожительство, место учебы), в отношении которого неустановленными лицами
(либо указать конкретных лиц, если они известны потерпевшему) были совершены
действия (указать какие). Признаками, дающими основания подозревать буллинг,
являются (указать конкретные признаки).
Прошу рассмотреть вопрос о привлечении к установленной законом ответственности.
«___» __________20__ года
____________________________________

Форма заявления для ребенка о случае жестокого обращения.

На имя директора
от (ФИО  ребёнка)

класс


Довожу до вашего сведения, что я (ФИО) число месяц, год время место, пострадал от
действий (имя обидчика), описание случившегося.
Указание возможной причины и текущего эмоционального и физического состояния
пострадавшего.

Число, подпись

Объяснительная для ребенка-агрессора


                                                                                                                                         На имя директора
                                                                                                                                         от (ФИО ребенка)

                                                                                                                             класс

                                                                    Объяснительная

Я ФИО время, место, что сделал, кто пострадал, объяснение причин.

Число, подпись

Жертвы буллинга

Участник буллинга

Кто им становится

Эмоциональный фон

Жертва

С необычной внешностью (заметные шрамы, хромота, косоглазие, рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, заячья губа, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т. д и т.п.).
 Страдающие энурезом или энкопорезом (недержанием мочи и кала).
 Тихие и слабые, не умеющие за себя постоять.
 Неопрятно одетые или супер одетые дети
 Одарённые дети - вундеркинды, которые не имеют друзей.
 Дети, кичащиеся достижениями своих родителей.
 Не имеющие электронных новинок дети или же имеющие самые дорогие из них, не доступные другим детям.

Часто пропускающие занятия дети.
 Ябеды и стукачи.
 Неуспешные в учебе дети.
 Слишком опекаемые родителями дети.
 Не умеющие общаться дети, имеющие плохие социальные навыки, с отсутствием опыта жизни в коллективе.
 Болезненные дети (эпилепсия, тики и гиперкинезы, заикание, с нарушениями речи
 Физически слабые дети.
 Дети с физическими недостатками – носящие очки, имеющие сниженный слух или
нарушения движений (например, при
ДЦП).
 Дети с особенностями поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные или дети с импульсивным поведением, не уверены в себе, несчастные и
имеющие низкое самоуважение
 Дети с необычной манерой речи.
 Интроверты с затруднённой коммуникацией.
 Дети, не умеющие за себя постоять из-за своей деликатности или психологических особенностей.
 Дети другой национальности, непопулярной в данное время в стране.
 Новички, пришедшие в класс, где есть сложившиеся связи между детьми и роли распределены.
 Любимчики учителей.
Если это мальчики, они могут быть физически слабее своих ровесников.

Жертвы буллинга – это
 Тревожные дети
 Не уверенные в себе.
 Имеющие низкие показатели са-
моуважения.
 Напряженные.
 Пугливые.
 Чувствительные к мнению окружающих.
 Замкнутые и застенчивые дети
(интроверты и флегматики).
 Не любящие себя дети.
 Мало общительные дети.
 Дети с импульсивным поведением.
 Склонные к унынию.
 Склонные к частым переживаниям.

С повышенным эмоциональным
дискомфортом.
 Склонные к депрессивным состояниям.
 Дети со сниженной самооценкой
с низким самоуважением.
 Со склонностью к самоубийствам.
 Часто становятся жертвами убийств.
 В межличностных отношениях для
них характерны одиночество, зависимость от мнения других
Поведение жертвы буллинга
Его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу, или спрятаны
На уроках он ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии;
Во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых.
Его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища на агрессивные действия со стороны
На других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет;
Хорошо ладит с учителями
Плохо ладит со сверстниками
Опаздывает к началу занятий
Или поздно покидает школу

Основные виды буллинга

Вид буллинга

Что включает

Физическое насилие

Избиение, нанесение ударов, шлепки, подзатыльники, пинки.

Эмоциональное насилие

Угрозы, насмешки, присвоение обидных кличек, бесконечные замечания, критика, необъективные оценки со стороны учителей, высмеивание, оскорбление, унижение ученика в присутствие других детей, принуждение делать что-то, чего ребенок делать не хочет.
Распространение слухов и сплетен, социальное исключение и изоляция (когда с ребенком никто не общается, не приглашает в игру, не выбирает в команду);

избегание;
манипуляция дружбой («Если ты дружишь с ней – мы с тобой не друзья»).
Дискриминация по национальным и социальным признакам. Подчеркивание физических недостатков. Нецензурная брань. Умышленное доведение человека до стресса, срыва.
Распространение записок, нашептывание оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, унизительные надписи на доске или в общественных местах.

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие, или совращение – использование ребенка (мальчика или девочки) взрослы, или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей, или для получения выгоды. К сексуальному совращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает (во время раздевания, отправления естественных нужд и т. д.).

Экономическое насилие

Порча и отнятие личных вещей. Вымогательство. Отбирание денег. Повреждение имущества.
Жертву могут принуждать к воровству имущества – такая
тактика используется для возложения вины исключительно на жертву.

Кибербуллинг

Систематически осуществляются анонимные звонки и отправляются оскорбляющего или угрожающего рода сообщения
Съемка компрометирующих фото- и видеоматериалов, публикация их в сети Интернет.

Отправление анонимных угроз или оскорблений.
Создание групп, в которых намеренно игнорируются определенные люди.
Выстраивание фальшивых дружеских или родственных отношений (чтобы узнать личную, интимную информацию).

Рассылка злых и негативных сообщений.
Рассылка непристойных материалов (видео, картинок
или компьютерных вирусов).
Взлом другого аккаунта для использования личного EMail, для рассылки различной информации, или для его удаления.

 Написание обидных комментариев к фотографиям, к видео, на стене пользователя, в сообществах.
Распространение непристойного видео и фото.

 Взлом чужого аккаунта, редактирование его с целью очернить другого человека (например, рассылка сообщений с этого аккаунта, дополнение лживой информации).

 Намеренное создание группы, для выражения ненависти и травли определенного человека.
Создание фальшивого профиля для третирования другого человека

Публикация в Интернет непристойного, компрометирующего, позорящего другого человека видео.

Правила профилактики буллинга

 для взрослых, работающих в школе

- не игнорировать, не преуменьшать значение.

Если в школе пришли к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия, то тогда даже у тех, кто не является прямыми участниками, повышается восприимчивость к ситуациям буллинга и появляется способность адекватно реагировать.

- занять позицию. Если учителю стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен занять ясную и недвусмысленную позицию и попытаться добиться того, чтобы по меньшей мере «наблюдатели», а по возможности и сам буллер также изменили свою позицию в отношении буллинга, а также объяснить им, каковы психологические последствия для жертвы в этой ситуации.

- разговор с буллером. Если стало известно о случае буллинга, необходимо провести беседу с зачинщиком, где, прежде всего, ясно дать понять, что в школе не будут терпеть буллинг.

- разговор с жертвой буллера. Беседа с жертвой буллинга призвана, прежде всего, поддержать его, устранить чувство страха и угрозы, а также перестать скрывать буллинг. Очень важно защитить ребенка, ставшего жертвой буллеров.

- разговор с классом.  Обсудить с ребятами в классе случай буллинга. Такой разговор лишит ситуацию насилия покрова «тайны», сделает ее явной для всех, поможет разрешить конфликтную ситуацию, вместе обсудить имеющиеся правила против буллинга или выработать новые. При этом активно используется потенциал тех школьников, которые ведут себя позитивно.

- проинформировать педагогический коллектив. Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль.

- пригласить родителей для беседы. Если буллинг имеет место в начальной школе, то особенно важно как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ним, какие есть (или могут быть) тревожные сигналы, свидетельствующие о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования.

- наступление неотвратимых  последствий.  Буллеры должны встретиться с неизбежными последствиями своих действий. Сюда относится, в том числе, принесение извинений жертве и восстановление того имущества, которое было испорчено или отобрано.

Что делать? (3 уровня работы)

  1. Изменить правила школы в отношении случаев буллинга и неуклонно выполнять принятые правила. Принцип: Ни один случай буллинга не остается безнаказанным 
  2. Научить педагогов, прежде всего, классных руководителей, программам работы со случаями буллинга в классе. Принцип: Раннее вмешательство предпочтительно
  3. Включить в план работы психолога систематическую работу с жертвами буллинга и их родителями. Принцип: Ученик не должен остаться один на один с насилием

Как помочь жертве буллинга?

Жертве буллинга можно помочь, если:

Глядя в зеркало, научиться спокойно и уверенно говорить «нет» или «оставь меня в покое». Таким образом,  буллер,  ищущий в жертве признаков слабости, получает решительный отпор.

Помочь научиться ходить, держа себя прямо, излучая уверенность, вместо того чтобы передвигаться ссутулившись, боязливо озираясь и т. п.

Используя юмор: очень трудно притеснять человека, который не хочет принимать эти издевательства всерьез.

Рекомендовать по возможности находиться в группе других ребят.

Уверить, что ребенок как жертва буллинга, не виноват в нем.

Дав понять ребенку, ставшему жертвой буллинга, что его любят. Очень часто такие дети не верят, что они способны кому-то нравиться.

Помогая избавляться от плохих привычек, способствовавших буллингу (например, привычке ковыряться в носу, ябедничать, скидывать с парты вещи других детей и т.п.).

Поддерживать их сильные стороны. Можно, например, дать такому ученику какое-то поручение в классе, с которым бы он хорошо справлялся, чтобы повысить его уважение к себе и признание со стороны других ребят.

Советы учителям по
организации работы в классе для предупреждения буллинга

Для предотвращения проявлений агрессии и конфликтных ситуаций в школе специалисты по данной проблематике рекомендуют следующие упражнения:
«Коробочка с предложениями».
Необходимо дать возможность учащимся высказать свои предложения о том, как правильно вести себя. Некоторые идеи можно записать на доске. Список правил следует переписать на листок и вклеить в дневник. Поставьте «Коробку с предложениями» на видное место в классе и объявите, что любое предложение будет учтено. Положите рядом стопочку бумажек, чтобы все могли написать свои предложения и бросить в коробочку.

«Тетрадь достижений».
Цель – фиксация внимания на позитивных достижениях.
Пусть каждый ученик заведет тетрадь, в которой будет регулярно отмечать свои достижения в течение года. При этом детям надо объяснить, что необязательно отмечать только самые большие «подвиги», важно фиксировать и небольшие успехи в любой деятельности. Следует начать заполнение тетради со своих прошлых достижений, а затем примерно раз в неделю добавлять новые. Время от времени учитель просит детей заглядывать в тетрадь, чтобы поразмыслить над такими вопросами: что мне помогло в достижении этого успеха? Кто мне помог? В каких областях мои способности более развиты? Желательно раскрасить обложку этой тетради яркими цветами и большими цветными буквами написать название.

«Волшебная подушка».
Цель – развивать у детей способности мечтать и ставить свои цели.
Надо дать детям почувствовать, что их желания выслушиваются окружающими. Для этого нужна небольшая подушка, чтобы усадить на нее одного ученика.
Учитель усаживает детей в круг и говорит примерно такие слова: «У меня есть волшебная подушка, и каждый, кто на нее сядет, сможет рассказать нам о своем желании». Рассказчик по своему усмотрению отдает подушку следующему. Учитель должен проследить, чтобы очередь дошла до всех. Возможные вопросы: «Слушали ли тебя остальные ребята?» «Почему ты так считаешь?» «Пока ты слушал других, не появились ли у тебя более важные желания?» «Есть ли у тебя желания, которые могли бы исполнитель учитель или одноклассники?»

«Проигрывание ситуаций».
Цель – развитие сплоченности группы, умения разрешать конфликтные ситуа-
ции.
Обсудите с детьми реально возникший конфликт или расскажите сами о какой-то ссоре и предложите им дать рекомендации, как «погасить» этот конфликт.
Предложите игру «Ты поссорился с другом и хочешь помириться». В ходе этой ролевой игры можно использовать следующие приемы: создание соответствующей обстановки (какие-то декорации, костюмы др.); обмен ролями (дети во время игры могут меняться ролями, что дает возможность прочувствовать другую точку зрения); прием зеркала (дети как можно точнее стараются изобразить позу, мимику и типичные выражения изображаемого персонажа).

«Сказка по кругу».
Цель – развитие умения спокойно выслушивать собеседника. Дети выбирают основную тему для сказки и потом, сидя в кругу, по очереди сочиняют историю. Каждый говорит по две-три фразы и передает эстафету другому ребенку. В конце следует провести обсуждение. Понравилась ли сказка? Что вы чувствовали, говоря по кругу? Хотелось ли вам поправить другого «соавтора»?
Как это сделать? Если дети затрудняются в выборе сюжета для рассказа, можно предложить им набор открыток или картинок.
Все эти упражнения не сложны для реализации, не требуют больших финансовых затрат и просты в проведении. Их использование будет способствовать снижению агрессивных проявлений в школе.

Психологические аспекты профилактики буллинга


Первый шаг – достижение гармонизации эмоциональной сферы подростков через организацию различных мероприятий и психологических акций:
 Общешкольные мероприятия типа «Минута славы», «Фабрика звезд» и пр.
 «Доска знакомства» или «Наши открытия».
 «День звезды», «День имени».
 Организация «Выставки достижений».
 Организация игр, которые способствуют переживанию негативных эмоций и их отреагированию.

Второй шаг — реабилитация «Я».
Мероприятия:
Организация клубов или студий, в работе которых будут участвовать разные дети.
Проведение больших психологических игр.
Индивидуальные коррекционные занятия.

Третий шаг — переориентация поведения участников буллинга через различные программы и тренинги, целью которых является модификация поведения.

Как правильно вести себя с детьми,
проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников

(Практические рекомендации родителям и педагогам)

Спокойно относиться в случае незначительной агрессии.
При разборе поведения агрессивного ребенка акцентировать внимание на их поступки, а не на личности, то есть говорить о «плохом » поведении, а не о плохом ученике.
Взрослым необходимо контролировать собственные негативные эмоция и обучать этому детей. Любое проявление агрессии со стороны ребенка обсуждать, а не оставлять проступок без внимания, но при этом: не обвинять, не стыдить и не позорить, избегать чтения морали и лекций о поведении.
Прикладывать усилия к сохранению положительной репутации ребенка - буллера.
Взрослым необходимо демонстрировать детям модели неагрессивного поведения.
Педагогам необходимо способствовать снижению напряжения ситуации в классном коллективе. Педагогам и родителям необходимо проводить работу для восстановления примирения.

\

Анкета для изучения буллинга

У нас в классе/школе

никогда

редко

иногда

часто

постоянно

1.

Сплетничают о ком-то, распространяют ложную или непроверенную информацию

2.

Демонстрируют свое презрение с помощью жестов или взглядов

3.

Смеются над кем-то, плохо отзываются

4.

За чьей-то спиной плохо говорят об этом человеке

5.

Регулярно прячут или портят чьи-то вещи (школьные принадлежности, телефон, одежду …)

6.

Кого-то всегда оставляют в стороне, не принимают в игры, не приглашают на дни рождения и т.д.

За каждый ответ в первой колонке – 0 баллов, во второй – 1 балл, в третьей – 2 балла, в четвертой – 3, в пятой – 4 балла. Максимально возможное число баллов – 4 умноженное на №, число вопросов в анкете. Результат по каждому классу высчитывается как процентное соотношение, где за 100% принимается 4N. Например, 34% - 9 А класс, 87% - 2 Б и т.д.

Проведите такую же анкету (о травле в ученической среде) среди взрослых: учителей, родителей. Интересно сравнить независимые ответы учеников, учителей или родителей.

Анкета

Дорогой друг!

С помощью этой анкеты мы хотели бы выяснить следующее: как часто тебе приходится сталкиваться с жестоким или несправедливым отношением к тебе со стороны родителей, учителей и сверстников.

Анкета анонимна - указывать свою фамилию не обязательно!!

Отвечая на каждый вопрос анкеты:

- внимательно прочитай все возможные варианты ответов;

- отмечая вариант своего ответа, поставь «Х» рядом с ответом;

- если ни один из вариантов не подходит тебе, то напиши свой ответ.

Спасибо за помощь в работе!

  1. Отметь свой пол:   м   ж     Сколько тебе лет? __________ 
  2. Сколько человек в твоей семье?  __________ 
    Отметь всех, кто живет с тобой:

Мама
Папа
Бабушка
Дедушка
Отчим
Мачеха
Тетя
Дядя
Братья
Сестры

  1. Отметь, к какой социальной категории ты можешь отнести тех, кто тебя воспитывает:

Мама_______
Папа_______
- рабочие
- служащие
- безработные
- имеет свое дело
- пенсионер

- инвалид

  1. Есть ли у тебя родные братья и сестры? 

Да      Нет
Если да, то сколько их?_______________

  1. Отметь, как ты оцениваешь отношения в семье:

- спокойные и дружные
- иногда бывают ссоры
- напряженные, но без видимых конфликтов
- постоянные конфликты (скандалы, драки и т.д.)
другое________________

  1. Приходилось ли тебе убегать из дома?
    Да      Нет
    Если да, постарайся назвать причину _________________
  2. Отметь, какие наказания чаще применяют к тебе родители
    - моральные
    - физические

- другие _____________________________

  1. Отметь, как часто родители применяют к тебе телесные наказания (бьют тебя, причиняют боль)?
    - очень часто (каждый день)
    - часто
    - от случая к случаю
    - только иногда (не чаще 1 раза в год)
    - никогда
  2. Выбери, какие методы воспитания обычно применяют твои родные по отношению к тебе:

- объясняют тебе, как надо поступать
- хвалят тебя, когда ты этого заслуживаешь
- запрещают тебе делать то, что тебе нравится
- устраивают порку
- обещают награду за хорошие поступки
- ругают, кричат, обзывают

  1. Напиши, за что тебя чаще всего наказывают _______________________

Отметь, кто чаще тебя наказывает
- мама
- папа
- другие __________________________

  1. Как ты считаешь, всегда ли тебя наказывают справедливо?
    - всегда справедливо
    - чаще справедливо
    - чаще несправедливо
    - всегда несправедливо
  2. Отметь, случалось ли, что у тебя в классе учителя унижали, оскорбляли, обзывали учеников?
    -  очень часто
    -  часто
    -  только иногда
    -  никогда
  3. Как обычно реагируют педагоги школы, если в их присутствии ученики оскорбляют друг друга?

- не замечают происходящего

- требуют прекратить

- как-то иначе________________________________________

  1. Отметь, случалось ли, что у тебя в классе учителя применяли к ученикам телесные наказания
    - очень часто
    - часто
    - только иногда
    - никогда
  2. Отметь, приходилось ли тебе терпеть унижение, оскорбления, издевательства со стороны сверстников?
    - очень часто
    - часто
    - только иногда
    - никогда
  3. Случалось ли тебе быть жертвой вымогательства?
    Да      Нет
    Если да, то где это происходило?

- в чужом микрорайоне
- во дворе
- в школе
Кому ты рассказал об этом? 

- родителям
- друзьям
- никому

  1. Отметь, какие чувства у тебя возникают, когда на тебя кричат, ругают, унижают, оскорбляют, обзывают
    - обида
    - гнев
    - желание исчезнуть
    - тоска
    - безразличие
    - страх
    - ненависть
    - желание ответить тем же
  2. Как ты считаешь, есть ли ученики, явно нуждающиеся в помощи и защите?

- да, и их много

- да, и их мало

- нет

  1. Как ты думаешь, что можно сделать для того, чтобы в школе было меньше агрессивных отношений ______________________________________

Опросник «Обстановка в классе»

Учащихся просят анонимно ответить на следующие вопросы:

1.  Можно ли назвать ваш класс дружным? Почему?

2.  Нравится ли вам психологическая атмосфера в вашем классе? Почему?

3.  Есть ли в классе человек, которого вы можете назвать вашим настоящим другом?

4.  Как вы думаете, что нужно изменить в ваших отношениях внутри класса?

5. Согласились бы вы учиться в этой же школе, у тех же учителей, но с другими ребятами? Почему?

Опросник «Идеальный одноклассник»

Учащимся предлагается письменно закончить несколько предложений. Разрешается не подписывать свои работы.

Вопросы:

1. Я думаю, что идеальный одноклассник - это...

2. Я думаю, что идеальная одноклассница - это...

3.  Этот одноклассник мне неприятен, потому что он...

4.  Эта одноклассница мне неприятна, потому что она...

Рисуночные тесты на выявление агрессивности

«Дерево»

ЛИНИИ

Дерево нарисовано тонкими линиями без нажима— неприспособленность к жизни, нерешительность как черта характера,
Дерево нарисовано тонкими и прерывистыми линиями — свидетельствует об ярко выраженном беспокойстве в данный момент,
Обведённые несколько раз контуры — агрессия, защитная агрессия.

РАЗМЕРЫ ДЕРЕВА

Очень большое дерево — агрессия,
Маленькое (или маленькое и молодое) деревце — низкая самооценка.

ДЕРЕВО ЭКЗОТИЧЕСКОЕ

(для данной местности) склонность к эпатажу, демонстративное поведение,

ДЕРЕВО ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР

— в целом, импульсивность и гиперактивность.

СТВОЛ

Кривой ствол или ствол, нарисованный в наклоне — регрессивное поведение, гиперактивность, «эмоциональная буря».
Прорисовка коры на стволе, детально заштрихованный ствол — озабоченность своим состоянием здоровья.

КОРНИ

Корни висят в воздухе — оторванность от «своей» почвы, недостаток дружеского внимания и понимания,
Корни прорисованы в почве (разные интерпретации) -
- небезопасность человека в настоящий момент,
- жизнь «в прошлом»,
- привязанность к своей семье.

Дерево без корней «висит в воздухе» (на выбор) -
- плохая адаптация в социуме,
- непрактичность,
- конфликты в доме, в семье.
Нарисована земля, но нет корней — человек привык подавлять свои эмоции.

КРОНА

Крона открыта — характер экстраверта,
Крона очерчена кружком — характер интроверта,
Крона структурирована (как ветки метрополитена) — склонность к планированию и педантизм,
Крона проработана, но хаотична —
- беспорядочность в контактах, неумение планировать свои действия,
- мечтательность, «защитное фантазирование» (то, что раньше называли — лживостью).
Крона заканчивается острыми ветками — агрессия
Крона узкая — характер интроверта,
Ветки вниз — депрессия, астения.
Кроны у дерева нет — человек не представляет себе своего будущего, не видит никаких перспектив.

ДЕРЕВО ЗАСОХШЕЕ, ПОВАЛЕННОЕ

Наличие конкретной психотравмы, сильный стресс, агрессия, направленная на себя.
Тщательно прорисованные одинаковые листья — зацикленность на неких травмирующих переживаниях, навязчивые мысли.

ДУПЛО

Животные в дупле — потребность в защите более сильных, желание иметь «свой дом», неуют в нынешнем доме.
Огромное дупло — подсознательное стремление обзавестись большим потомством,
Небольшое дупло, нарисованное с нажимом, затушёванное, зарисованное концентрическими кругами всегда говорит о травме или несчастном случае, которые до сих пор воздействуют на психику человека.
Очень часто дупло свидетельствует об изнасиловании или очень раннем сексуальном опыте в прошлом.
Сломанная ветвь — несчастный случай или потеря близкого человека.
Фантастические деревья — нежелание раскрывать свои секреты, подсознательный отказ от работы с тестом, агрессия — даже прикрытая дружелюбием, особенно когда дерево — «улыбается».

ТЕСТ «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ».

  Для проведения теста требуется стандартный лист белой бумаги и карандаш твёрдый или твёрдо – мягкий.

     Инструкция.     Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и  назовите его несуществующим именем.

Интерпретация. 

   Положение рисунка на листе. В норме рисунок располагается на средней линии стандартного листа. Положение ближе к верхнему краю (и чем ближе, тем более выражено) свидетельствует высокой самооценке и уровне притязаний, обострённой тенденции самоутверждения и претензии на признание, не находящей, однако, по ощущению испытуемого, полной реализации. Завышение рисунка над средней линией листа трактуется буквально: как  стремление завысить собственную значимость вопреки недостаточному  признанию со стороны окружающих.

     Размещение рисунка в нижней части листа свидетельствует об обратных тенденциях: низкой самооценке, неуверенности в своих силах, отсутствии стремления к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры – голова или заменяющие её элементы. Голова, повёрнутая вправо, свидетельствует о высокой целеустремлённости и активности. Замыслы и планы отличаются реалистичностью и почти всегда осуществляются; по крайней мере, к тому предпринимаются активные шаги. Если же голова на рисунке повёрнута влево, это свидетельствует об обратном; человек более склонен фантазировать и размышлять, а до воплощения замыслов дело не доходит. Возможно, это связано со страхом неудачи, боязнью активных действий (этот аспект выясняется дополнительно-другими методами либо в ходе беседы).

     Голова в положении анфас – свидетельство эгоцентризма. Изображение Головы очень крупной ( по отношению к телу) говорит о том, что испытуемый высоко ценит интеллектуальные качества в себе и окружающих.

     На голове расположены детали, соответствующие органам чувств – глаза, уши, рот. Их отсутствие свидетельствует о неприятии информации, поступающей по данному сенсорному каналу. Так, отсутствие глаз можно интерпретировать образной формулой: «Глаза бы мои на этот мир не глядели!»

Крупные, широко раскрытые глаза – индикатор страха (особенно при резкой подрисовке радужной оболочки). Наличие ресниц – показатель истероидно-демонстративных манер, заинтересованности в одобрении, которое окружающие проявляют к внешности.

     Изображение  ушей трактуется буквально – как заинтересованность в  информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Чем крупнее и детальнее изображены уши, тем более выражено данное свойство.

    Трактовка изображения рта многозначна. Приоткрытый рот, в котором виден язык,- свидетельство разговорчивости, даже болтливости. Прорисовка губ расценивается как чувственность. Открытый рот ( особенно заштрихованный) при отсутствии губ и языка демонстрирует лёгкость возникновения страхов. Зубы ( особенно заострённые) – признак вербальной агрессии, чаще реактивной ( готовность огрызаться в ответ на осуждение). Дополнительным признаком агрессивности выступают изображённые на голове рога, всевозможные шипы, иглы и т.п. Грива, шерсть, подобие причёски – чувственность, повышенная сексуальность. Перья – свидетельство демонстративного поведения, тенденции к самоукрашению ( тем в большей степени, чем более вычурно и декоративно они расположены).

Опорная часть фигуры  (лапы, постамент и т.п.) оценивается по форме, а также относительно общего размера фигуры. Основательность опорной части признак рациональности, склонность принимать обдуманные решения на основе существенной информации. И наоборот – субтильные лапки и т.п свидетельствует о легкомыслии, поверхности суждений, импульсивности. Соединение опорных конечностей с телом – точное, тщательное либо небрежное, слабое – буквально отражает степень контроля за своими суждениями и решениями. Направленность ног в одну сторону, изображение их одинаковыми – свидетельство комфортности, а также банальности мышления. Разнообразие в положении ног – обратный признак ( самостоятельность); будучи резко выраженным, свидетельствует об обострённом нонконформизме.

Части, возвышающиеся над уровнем фигуры ( крылья, дополнительные конечности, щупальца, детали панциря, перья и.др.), могут быть функциональными и декоративными. Первые свидетельствуют об энергии, стремлении охватить разнообразные сферы деятельности, самоутвердиться. Вторые свидетельствуют о манерности, стремлении обратить на себя внимание окружающих.  Изображение хвоста отражает отношение к собственным размышлениям и поступкам. Поворот хвоста характеризует преобладание одной из этих сфер: если влево, то более значимо для человека отношение к своему поведению, вправо – к собственному внутреннему миру. Хвост, поднятый вверх, - это свидетельство в целом положительного отношения: человек чувствует себя бодрым, уверенным в себе. Опущенный хвост, наоборот, свидетельствует о  неуверенности, подавленности, недовольстве собой.

Контур фигуры. При анализе этого признака решающим является наличие или отсутствие выступов (типа ребристого панциря, всевозможных шипов, игл, наростов и т.п.). Это отражение особенностей механизмов психологической защиты. Выраженность острых выступов отражает степень агрессивной защиты, их направленность – опасения и тревоги: вверх – источником напряжения выступают люди, наделённые властью и способные подавить, запретить,  ограничить, старшие по возрасту, в том числе родители, и по социальному  положению – учителя, руководители; направленность защитных элементов вниз – боязнь непризнания, насмешек, потери авторитета у подчиненных,   детей и т.п. Боковые выступы – недифференцированная самозащита, готовность встретить опасность с любой стороны, в любой ситуации.

Общая энергия  оценивается по количеству изображённых деталей. Следует оценить, изображены ли только необходимые элементы, позволяющие дать общее представление о животном (голова, туловище, конечности), или имеет место щедрое изображение дополнительных, усложняющих деталей. Соответственно, чем больше деталей, тем выше энергия испытуемого. И наоборот – отсутствие деталей свидетельствует о слабости, стремлении экономить энергию, возможно – о хроническом соматическом заболевании. Показателен и характер линии: слабая, паутино-образная линия свойственна астеникам. Обратный характер линии не является противоположным показа телем: жирная с нажимом свидетельствует не о жизненной силе, а о тревожности. Важно обратить внимание, какие детали выполнены с особым нажимом, т.е. к какой сфере относится обострённая тревожность.

Характер животного. Этот показатель оценивается достаточно произвольно: в ряде случаев выделить его затруднительно. В целом же животных можно  подразделить на угрожающих, угрожаемых и нейтральных. Такая позиция, более или менее явно выраженная в рисунке, - прямая проекция самоощущения испытуемого. Характер животного отражает отношение к собственному  «Я», представление о своём положении в мире.

   Уподобление животного человеку – постановка в положение прямохождения, похожесть морды на лицо, конечностей – на человеческие ноги и руки, одевание животного в одежду и т.п. – свидетельство инфантилизма, эмоциональной незрелости. Подчёркивание сексуальных признаков – половых органов, вымени, сосков- Яркое свидетельство повышенного внимания к сексуальной сфере. Иногда встречается вмонтирование в тело животного механических компонентов – тракторных гусениц, антенны, пропеллера и т.п. Установлена тесная  связь таких изображений с психической патологией, в частности шизофренической природы. Творческие возможности испытуемого выражаются количеством элементов фигуры и оригинальностью их сочетания. Банальность мышления, отсутствие творческого начала приводят к тому, что изображение принимает форму обычного реально существующего животного.

Название животного. Необычное сочетание в названии тривиальных характеристик («лесной верблюд», «летающий заяц») свидетельствует о рациональном складе ума, возможно – о стремлении к оригинальности, не подкреплённом, однако, выраженным творческим потенциалом. Псевдонаучные названия (иногда с латинским суффиксом и т.п.) – свидетельство демонстративности, особенно в плане интеллекта и эрудиции. Бессмысленные

звукосочетания – показатель легкомыслия, при наличии повторяющихся или рифмующихся слогов («Кра – кра», «Кряк – бряк») – инфантильности. Громоздкие названия чаще всего свидетельствуют о склонности к фантазированию замещающее – защитного порядка.

Графическая методика “Кактус”

Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет.
Цель : исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.
При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.
Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
Обработка данных.
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

  • пространственное положение
  • размер рисунка
  • характеристики линий
  • сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

  • характеристика «образа кактуса» ( дикий, домашний, женственный и т.д.)
  • характеристика манеры рисования ( прорисованный, схематичный и пр.)
  • характеристика иголок ( размер, расположение, количество)

Интерпретация результатов : по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка :

  • Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
  • Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.
  • Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в

центре листа.
Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

  • Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
  • Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
  • Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.
  • Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.
  • Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.
  • Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.
  • Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.
  • Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
  • Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

1. Этот кактус домашний или дикий? 
2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать? 
3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют? 
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение? 
5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЁНКА В ХОДЕ ИГРЫ.

             Для  этого отбирается две однотипные игры, смысл которых заключается в том, что каждый ребенок подгруппы в определённый момент оставался вне игры. Ребенку не хватало, например, стула или кегли, когда после окончания каких-либо движений давался сигнал, занять места или схватить кеглю, количество которых на один меньше, чем детей.

          Целью игры являлась более полная актуализация мотивационных тенденций у детей. Инструкция нацеливает детей на борьбу и выигрыш. В ходе игры велось наблюдение за каждым ребенком, и по специальной схеме отмечались агрессивные реакции детей представленные в следующих этапах:

  1. Вступление в игру;
  2. Игровые этапы;
  3. Выход из игры.

             Поведение ребенка на каждом этапе фиксировалось по следующим категориям:

  1. Выражение лица и поведение вообще;
  2. Речь;
  3. Агрессивные проявления;
  4. Косвенная агрессия.

      Показателем методики является частота агрессивных реакций, а так же эмоциональных проявлений, сопровождаемых агрессивное поведение.

      Методика направлена на более детальный анализ поведения и эмоциональных реакций ребенка в ситуации соревновательной игры.

СХЕМА

ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РЕБЕНКОМ В ХОДЕ ИГРЫ.

Наблюдение за ребенком в ходе игры

Вступление в игру

Протекание

игры

Выход

из игры

Выражение лица и поведение вообще

Суетливость

Растерянность

Беспокойство

Радость

Спокойствие

Смущение

Удивление

Безразличие

Злоба

Отчаяние

Огорчение

Отказ

Нарушение правил

Другие реакции

Речь

Командный тон

Угрожающий крик

Плач

Обзывается

Ругается

Просьба

Радостный возглас

Другие реакции

Агрессивные реакции

Толкается

Дерётся

Забирает кеглю

Сталкивает со стула

Косвенная агрессия

Топает ногами

Кидает игрушку

Начинает плакать

Другие реакции

Комплексная работа по профилактике буллинга в школах

1 этап (шаг) - признание проблемы

  • были ли у них до сих пор проблемы в школе;
  • есть ли у них неприятности в настоящее время;
  • знают ли они кого-нибудь, у кого есть неприятности;
  • если они в настоящее время не имеют лично каких-либо проблем, то испытывают ли страх за свою безопасность вообще.

2 этап (шаг) – определение проблемы

  • суть проблемы (проблем);
  • серьезность проблемы;
  • частота проявления;
  • соответствующие примеры.

3 этап (шаг) – выполнение программы

  • создание атмосферы нетерпимости к любому акту насилия в школе;
  • лучшее наблюдение за холлами, комнатами отдыха, столовыми;
  • соответствующая воспитательная работа по классам в режиме свободной дискуссии;
  • разработка этического кодекса школы;
  • выраженное ожидание, что ученики будут сообщать о нарушениях либо администрации, либо консультантам;
  • создание консультантами групп поддержки для пострадавших и групп для работы с обидчиками.

Система взаимоотношений

между всеми субъектами образовательного процесса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный буллинг

Школьный буллинг – социальное явление, широко распространенное сегодня не только в России, но и в США, Канаде, Японии, Индии и практически во всех странах Европы. Буллинг скандинавских и а...

Школьный буллинг

Школьный буллинг...

Школьный буллинг

Современный вид агрессии в школе...

Презентация на тему "Школьный буллинг. Что это такое?"

Презентация содеожит материал на тему школьный буллинг. Раскрывает виды , последствия, социальную структуру буллинга....

Школьный буллинг: почему одни дети травят других и как защитить своего ребёнка.

Кто участвует в буллингеЧто делать, если ребёнок стал жертвой буллингаКак распознать буллингЧто делать родителямЧто делать учителюЧто делать ребёнкуЧто делать, если твой ребёнок — буллер...

Школьный буллинг

Материал предназначен для детей старшего школьного возраста.  Раскрывает такие понятия как, что такое  школьный буллинг и когда наступает ответственность несовершеннолетних за совершение пре...