Патриотическое воспитание на уроках ОРКСЭ и ОДНКР
материал (5 класс)

Эрдыниева Людмила Дмитриевна

НПК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_na_urokah_orkse.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

Гражданско - патриотическое воспитание на уроках курса «Основы религиозных культур и светской этики» и ОДНКР

Патриотизм — чувство самое стыдливое и деликатное... Побереги святые слова, не кричи 

о любви к Родине на всех перекрестках. Лучше — молча трудись во имя ее блага и могущества.

В. А. Сухомлинский

  • Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. 
  • Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважения к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются  люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание  патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы.

  • Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – к сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу, бабушке, школьному учителю, тренеру; с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с ощущением красоты родных мест.
  • Цель патриотического воспитания - развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества. 
  • Задачи патриотического воспитания включают:
  •         формирование понятий о большой и малой Родине, первоначальных знаний о её истории, исторических личностях, бережного отношения к жизни и ко всему живому;
  •         привитие трудовых навыков, воспитание уважительного отношения к труду другого человека;

        воспитание уважительного отношения к общественной собственности, к собственности другого человека

Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.

Система работы по патриотическому воспитанию включает в себя три основных компонента:

  • Патриотическое воспитание в системе уроков.
  • Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности.  
  • Патриотическое воспитание в рамках работы с родителями.

Курс ОРКСЭ-принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания

  • В школе есть положительный опыт гражданско-патриотического воспитания, формирования ценностных ориентиров. Вместе с тем, введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а рассматриваются в контексте взаимодополнения. Что естественно, поскольку в светском и религиозном подходах к воспитанию много точек взаимодействия, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку и т.д.

Патриотическое воспитание в системе уроков ОРКСЭ

  • Важным элементом содержания патриотического воспитания на уроках ОРКСЭ является показ героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны, используя ресурсы уроков: «Россия наша Родина», «Подвиг», «Защита Отечества», «Любовь и уважение к Отечеству», «Христианская семья».
  • Героические страницы Великой Отечественной войны обладают большой притягательной силой. Подвиги наших соотечественников, их доблестный труд в тылу широко отражены в художественной литературе, кинофильмах, живописи, музыке, скульптуре.

Методы учебной деятельности на уроках «Основы православной культуры»

  • В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, выступают следующие  методы:
  • Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов.
  • Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового.
  • Исследовательский метод, при котором учащиеся самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
  • . Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении, так как основаны на прямом взаимодействии учащегося со своим опытом. Интерактивные методы способствуют интенсификации процесса обучения и позволяют сделать знания более доступными, а также анализировать учебную информацию и творчески подходить к усвоению учебного материала.

Обратимся к урокам  «Основы православной культуры»

  • Так в рамках курса рассматриваются  темы  непосредственно связанные с семейными ценностями, которые закладывают основу для формирования нравственных идеалов принятых в обществе, чувство гордости за свою Родину, свой народ. Например, в рамках урока     «Христианская семья»,«Подвиг»  дети провели  исследование,  «Моя семья в истории Великой Отечественной войны», используя ресурсы сайта « Подвиг народа».Непосредственно на уроке ребята могли узнать о награждениях и подвигах из архивных документов Великой Отечественной войны, представленных на сайте о своих родственниках. Ребята рассказали родителям о полученной информации.   Была восстановлена биография прадеда одного из учеников, награждённого медалями, погибшего в годы Великой Отечественной войны. Информация о нём в семье была утеряна, а позже восстановлена путем активного сотрудничества с родителями . Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного развития ребёнка.

Сундучок вопросов «Что ты знаешь о войне?»

  • Дети садятся в круг. Из сундучка раздают вопросы каждому ученику. Главное условие –отвечать без предварительной подготовки.
  • Вопросы
  • 1.Когда началась Великая Отечественная война?
  •  
  • 2.Когда закончилась ВОВ?
  •  
  • 3.Назови города герои.
  •  
  • 4.Назови имена детей героев войны
  •  
  • 5.Процитируй несколько строк из известного тебе стихотворения о войне.
  •  

6. Какую ты знаешь песню о войне?

7.Назови имена полководцев ВОВ.

8.Кто из твоих родных был участником войны?

9.Когда празднуют День Победы?

10.Какой рассказ о войне ты прочитал?

11. Сколько лет шла война?

12. Сколько лет сейчас ветерану если он родился в 1925г?

13.Может ли война быть справедливой? В каком случае?

14.Сколько дней и ночей длилась блокада Ленинграда?

Аукцион

  • -Что приносит война?
  • -Что такое мир?
  • -Назови имена известных тебе героев ВОВ.
  • -Назови имена известных тебе  детей защитников Родины.

-Назови главные сражения ВОВ.

Результаты освоения курса

  • Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.   
  •      В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.
  • В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться проектной деятельности, в том числе, коллективной.
  • В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.
  •    Таким образом: нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма,
  •  достоинства, уважения к человеку.

Формы патриотического воспитания во внеурочной деятельности

-Заочные экскурсии (по городам-героям, к памятникам  архитектуры, в Третьяковскую галерею )

-Разучивание стихотворений о ВОВ, песен, прослушивание музыкальных произведений)

-Встречи с ветеранами ВОВ

-Музыкальный конкурс «Песни Победы»

-Участие в олимпиаде, посвящённой 70 летию Победы

-Экскурсии

-Встречи с интересными людьми

-Конкурс рисунков

-Участие в акциях.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в школьном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Патриотизм – это когда вы считаете, что эта  страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились.

                                                                                                           Бернард Шоу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

патриотическое воспитание на уроках географии

«Организация внеурочной деятельности учителя в процессе воспитания   патриотических   качеств    личности».     Гайдамакина  Л.Н.- учи...

"Гражданско-патриотическое воспитание на уроках и во внеурочное время"

               Данная работа посвящается обобщению профессионального опыта работы.  Сущность опыта состоит в выработке системы работы по формир...

Патриотическое воспитание на уроках истории

Сообщение  о  патриотическом воспитании  на  уроках  истории...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс сложный и длительный. Люб...

Выступление на тему " Героико-патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)

О проблеме героико-патриотического воспитания учащихся среднего звена.Воспитание патриотизма у  школьников-одна из главных задач нашего дня. ...

Патриотическое воспитание на уроках математики.

Исторический материал с этнокультурными и национально-региональными компонентами, который можно использовать на уроках математики в 5-6 классах....

Православные традиции как элемент духовно-нравственного воспитания на уроках ОРКСЭ

В статье раскрыта связь православных традиций с духовно-нравственным воспитанием на уроках ОРКСЭ. Представлены интегрированные формы работы (чтение, музыка, ИЗО)....