Сценарий досуга "Изучаем русский алфавит"
план-конспект

Ситникова Екатерина Владимировна

Сценарий досуга для дошкольников "Изучаем русский алфавит"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosug_izuchaem_russkiy_alfavit.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий досуга «Изучаем русский алфавит»,
посвященный празднику Дню русского языка

Цель:
формировать представление о ценности родного русского языка, о необходимости бережного к нему отношения.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить и систематизировать знания детей по образовательной области "Речевое развитие".
Развивающие:
- развивать фонематическое восприятие;
- совершенствовать грамматический строй речи детей,
- обогащать словарный состав.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к культурному наследию своего народа, любовь и бережное отношение к родному языку.

Сценарий:

    Ребята, завтра 6 июня будет праздник День русского языка. Это наш родной язык. Первый язык, на котором учится говорить человек - родной язык. На нем мы говорим, пишем, рассказываем стихи, поём песни, на нём мы думаем. Поэтому родной язык надо знать и беречь!

    Первой азбукой была глаголица. Её название происходит от старославянского слова «глагол» - глаголить – говорить.
   Согласно летописям, два брата Кирилл и Мефодий нашли письмена, написанные глаголицей и уже на основе этой азбуки просветители со своими учениками в далеком 863 году создали новую азбуку – «кириллицу», состоящую из 43 букв. Со временем уменьшилось количество букв и немного поменялось написание, но именно кириллицей мы пользуемся сейчас. Слово АЗБУКА появилось из названия двух первых букв, буква  «А» называлась АЗ, а следующая буква «Б» раньше называлась БУКИ

    И вот мы видим нашу азбуку, наш алфавит.

Ребята, а сколько букв в нашем алфавите? Сколько гласных? Сколько согласных? Какие 2 знака есть в алфавите? Почему их называют знаками?

    Какие согласные всегда твердые?
    Какие согласные всегда мягкие?
    Давайте вспомним, чем отличаются звуки от букв?

    На этой картинке буквы спрятались под зонтиком?

    А какие буквы спрятались под столом?

    Сейчас мы разгадаем с вами ребусы, надо прочитать слово по первым звукам картинок. Слова ДОМ, ВАЗА, ТАНК

    А сейчас вам надо быть очень внимательными и найти, что же здесь лишнее. Лишнюю картинку мы определим по первым звукам.

    А сейчас проверим, как вы умеете грамотно говорить, и поиграем в игру «Что мы будем делать?»

-Песок сыплют, а воду…

-Пироги пекут, а суп...

-Цветы водой поливают, а огонь…

-Сок можно разлить, а горох…

-Бумагу можно порвать, а стекло…

-Книги читают, а песни…

    А сейчас вам нужно будет назвать одним словом все предметы, которые я назову. Какие картинки сейчас у нас на экране? Как мы назовем все эти предметы? МЕБЕЛЬ
Слушайте следующие слова:

Синица, ворона, дятел –

Чашка, кастрюля, тарелка –

Подосиновик, сыроежка, мухомор –

Василек, роза, ромашка –

Пять, восемь, два –

Лук, помидор, картошка –

Пылесос, утюг, холодильник –

Учитель, строитель, врач –

    Подвижная игра «Веселые человечки»

    Игра «Какое слово спряталось»

Образуйте одно слово из двух.
Если вы правильно ответите – картинка появится на экране
1. Как называется машина, которая возит бензин? (бензовоз)
2. Как называется машина, которая ездит по снегу? (снегоход)
3. Как называется явление, когда падают листья? (листопад)
4. Как называется машина, которая возит молоко? (молоковоз)
5. Как называется
 электроприбор, который рубит мясо? (мясорубка)
6. Как называется зверь, у которого на носу рог растет? (носорог)
7. Как называется электроприбор, который сосет пыль? (пылесос)
8. Как называется явление, когда на реке тает лед? (ледоход)
10. Как называется аппарат, который ходит по Луне? (луноход)
«Фразеологизмы»

    Ребята, в русском языке много выражений, когда мы говорим одно, а имеем в виду совершенно другое. Такие выражения называются фразеологизмы. Например, что означает, когда мы говорим «Сесть в лужу» - оказаться в глупом, неловком положении, потерпеть неудачу.
А что обозначает выражение:
«Прикуси язык?» — замолчи,
«Живут как кошка с собакой?» — ссорятся,
«Бежать сломя голову» — очень-очень быстро
«Глаза разбежались» — про человека, который не может выбрать что-то одно из многого
«Считать ворон» — бездельничать, смотреть по сторонам, отвлекаться
«Наврать с три короба» — очень много говорить, пообещать, наврать «Намотать на ус» — запомнить то, что может пригодиться в будущем
«Все в руках горит» — у человека все получается легко, без особых усилий
 

    Ребята, а с помощью чего мы общаемся? С помощью предложения, а из чего состоят предложения? А какие бывают слова? Как мы определим «короткое» слово? А на какие части мы делим длинные слова? На слоги.
Чтобы решить следующий ребус – надо разделить слова на слоги, затем убрать один слог так, чтобы получилось другое слово.
ЧАЙКА – ЧАЙ
РАДУГА – ДУГА
ФАСОЛЬ – СОЛЬ


Итог:
Ребята, мы вспомнили с вами поговорили об азбуке, разгадывали ребусы, играли в разные игры. Вы сегодня МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы современного русского языка"

Сценарий урока предполагает различные виды работы со словом, реализует элементы требований ФГОС старшей школы...

Сценарий праздника русского языка «СЛОВО О СЛОВАХ» (сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)

Сценарий праздника русского языка   «СЛОВО О СЛОВАХ»(сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)Щербак Е.В., МКОУ СОШ № 42013-2014 уч.год...

Русский алфавит

История создания русского алфавита...

Русский алфавит

Русский алфавит...

Сценарий праздника русского языка "В музее русского языка"

И. Бунина:И нет у нас иного достоянья!Умейте же беречьХоть в меру сил, в дни злобы и страданья,Наш дар бесценный – речь....

Проект "Буква Ё в русском алфавите"

Проект "Буква Ё в русском алфавите"...