Конспект занятия "Автоспорт и его виды"
план-конспект

Валюк Алексей Юрьевич

Конспект занятия применяется к занятию по теме "Картинг. Автоспорт"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_avtosport.docx45.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  

Картинг

(название детского объединения)

Педагог дополнительного образования: Валюк Алексей Юрьевич

Возраст детей, год обучения: с 10 до 1 6лет, 1-й год обучения

Тема занятия: Автоспорт, его виды

Цель занятия: Познакомить обучающихся с автоспортом и его разновидностями

Задачи:  

  • Образовательные:

- повторить что такое картинг, классификации картов

- познакомить с видами автоспорта

- учить  ребят самостоятельно разбираться и определять вид автоспорта и его особенности

  • Развивающие:

- развивать у обучающихся   умение самостоятельно анализировать и систематизировать знания, полученные на занятии;

- формировать умение правильно использовать техническую терминологию.

- развивать у обучающихся  умение правильно определять вид автоспорта и его особенности

  • Воспитательные:

-укреплять мотивацию спортсмена-картингиста,

- формировать  активную жизненную позицию;

Методическое обеспечение занятия: конспект занятия по теме, книга Т.Рихтера «Картинг», презентация слайды «Автоспорт, его виды», электронный тест для проверки полученных знаний «»», интернет ресурсы

Дидактический материал: бланк тестирования к электронному тесту «»

Материально-техническое оснащение занятия:  Класс, оборудованный ПК, доска для рисования, телевизор

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Результат

1.Организационный  момент

- Приветствие

- Общение с детьми на тему «Как настроение? Что нового?»

- Отметка присутствующих в журнале

- Сообщение плана занятия

- приветствие

- отвечают  на вопросы задаваемые педагогом

Готовность к занятию

2. Повторение пройденного материала

Устный опрос по теме «Картинг, классификация картов»

   Поощрение за лучшую подготовку.

-  ребята самостоятельно  отвечают по теме опроса,

-  аргументируют свои ответы

по итогам определяется лучший результат, который поощряется призом.

Оценка усвоения предыдущей темы.

3. Объяснение новой темы

- Сообщение темы занятия.

-  Введения в тему занятия.

«Спортсмен-картингист, является началом первой ступени автоспорта, «ступени»-направления в автоспорте есть различные, они классифицируются по различным признакам, к примеру : типу дистанций, дорожных покрытий, типам зачетов, видам зачетных автомобилей и  т.п. Чтобы разбираться не только с картингом - нам необходимо иметь представление и о других дисциплинах автоспорта»

- наводящие вопросы

- изложение материала по теме (презентация «Автоспорт, его виды»)

- Предложение к обсуждению, задаваемые вопросы по особенностям дисциплин автоспорта

- отвечают  на наводящие вопросы,

- делают выводы

-  просмотр презентации по теме

 - проводят анализ информации

- отвечают на наводящие вопросы

- излагают  и обсуждают  свое видение

- знакомятся визуально с видами автоспорта (через показ на экране)

Формирование осознанного понимания необходимости разбираться в дисциплинах автоспорта

Освоение нового материала.

4.Закрепление новой темы

-знакомство визуально с видами дисциплин автоспорта;

-анализ просмотренной информации по дисциплинам

- самостоятельно определяют вид автоспорта

- принимают участие в анализе проведенной оценки

- отвечают  на вопросы

- Первичное закрепление новой темы.

- Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать знания, полученные на занятии

Перерыв. Физкультминутка

- проведение физкультминутки, проветривание

Выполняют  разминочные упражнения

отдых, смена вида деятельности

4 Закрепление новой темы (продолжение)

-продолжение анализа проделанной самостоятельной работы.

- краткий конспект по материалам новой темы

- принимают участие в анализе проведенной самостоятельной практической работы.

- отвечают  на вопросы

- запись основных положений и терминов новой темы

- Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать знания, полученные на занятии

5. Подведение  итогов занятия

-Подведение итогов. Опрос по новой теме в виде электронного теста с записью ответов в бланки. Рефлексия.

- формулировка  задания для самостоятельной работы с целью более успешного усвоения нового материала

- Завершение занятия

- принимают участие в анализе усвоенного материала.

- отвечают  на вопросы электронного теста

- фиксируют задания для самостоятельной работы, уточнения.

- Завершение занятия

Рефлексия. Выяснение уровня усвоения новой темы.

Получение направления дальнейшей работы

Виды автоспорта и их особенности

Терминология

Автоспо́рт  — категория технических видов спорта, в которых люди соревнуются в скорости прохождения трассы на автомобилях (прототип, легковой автомобиль, грузовик, внедорожник и т. д.). В настоящее время существует множество различных подвидов автоспорта, каждый из которых имеет собственные правила и положения.

Автодром — закрытая, огороженная территория с характерными сооружениями, используемая для проведения соревнований. Как правило, автодромом называют целый комплекс сооружений, предназначенных как для размещения и обслуживания гоночной техники, так и для приёма зрителей. Современные автодромы, помимо трассы, включают в себя паддок, парковки, пит-билдинг (технические боксы), трибуны, башню управления гонкой, центр гостеприимства и другие сооружения.

Гоночная дорожка — маршрут, в применении к кольцевым гонкам, ограниченный белыми линиями, по которому движутся автомобили во время соревнования.

Трасса — гоночная дорожка, спроектированная или приспособленная для автомобильных соревнований, с сооружениями безопасности, включая обочины, зоны вылета, энергопоглощающие и останавливающие ограждения и сетки.

Кольцевая трасса — замкнутая трасса, начинающаяся и оканчивающаяся в одной точке.

История автоспорта

Первое автомобильное соревнование

Автомобильные гонки начались почти сразу после создания автомобилей, оснащенных бензиновыми двигателями внутреннего сгорания

Датой начала истории автомобильного спорта можно назвать 1894 год.

Её старт был назначен на 22 июля 1894 года. Участвующие «безлошадные экипажи» должны были преодолеть дистанцию в 126 км от Парижа до Руана менее чем за восемь с половиной часов. Критерий победы выглядел довольно расплывчато: первый приз в 5000 франков должен был достаться экипажу, который продемонстрирует «наилучшую комбинацию безопасности, экономии и удобства в управлении» среди которых были автомобили, приводимые в движение паромкеросиномбензином и электричеством

Виды автомобильных соревнований

Классифицировать виды автомобильных соревнований можно по типам трасс, на которых проводятся состязания, по особенностям гоночной техники, по особенностям спортивного регламента и т. д. Ниже указаны (без классификации по какому-то признаку) некоторые разновидности автоспорта.

Кольцевые автогонки

Соревнования проходят по замкнутой асфальтированной трассе, по которой гонщики проезжают определённое количество кругов.

Большинство современных кольцевых гонок осуществляются на трассах с формой, отличной от овала или круга, изобилующих поворотами: апексамишиканами и шпильками, что увеличивает требования к технике, умению гонщиков (пилотов) и повышает зрелищность соревнований.

Большинство кольцевых автогонок проводится на твёрдом покрытии, хотя в северных странах проводятся соревнования на ледовых (снежных трассах), а также существуют кольцевые гонки на грунтовом покрытии.

К этому виду гонок относятся:

  • Russian Touring Car Championship (RTCC) — (Гран При RTCC) — это профессиональный кузовной чемпионат по автомобильным кольцевым гонкам. Статус соревнований — Чемпионат России, Кубок России .
  • NASCAR — гонки на кузовных автомобилях, проводящиеся в США.
  • Формула-1 — гонки на автомобилях с открытыми колёсами и 1,6-литровым турбированным двигателем. Машины Формулы-1 считаются самыми быстрыми кольцевыми гоночными автомобилями. Средняя скорость на некоторых этапах превышает 250 км/ч, а максимальная — 360 км/ч. Козырями этого класса являются эффективные тормоза и аэродинамика. Из всех классов автогонок Формула-1 является самым затратным; бюджеты лидирующих команд составляют несколько сотен миллионов 
  • DTM — немецкий чемпионат по гонкам на кузовных автомобилях.
  • Indy Racing League — американские гонки на автомобилях с открытыми колёсами.
  • А1 Гран-при — «соревнование наций», сделанное в противовес Формуле-1. В отличие от Формулы-1, это монокласс: допускается только автомобиль одной марки. Рассчитан на меньшие финансовые затраты команд, меньшую длительность гонки и бо́льшую зрелищность, чем Формула-1.
  • Картинг
  • Формула Русь — Российский класс кольцевых автогонок на болидах Формула РУСЬ. Это монокласс: допускается только автомобиль одной марки. В отличие от многих других моноклассов, в чемпионате Формула РУСЬ обслуживание и ремонт машин производится только организатором, у всех пилотов настройки болида на гонку идентичны.

Гонки на выносливость

Ралли

Ралли — вид гонок, где гонщики едут из точки А в точку Б, то есть трасса в данном типе гонок не замкнута (при этом часть трассы может быть пройдена не один раз). В отличие от кольцевых автогонок, где трассы строятся специально, трассы для ралли, чаще всего, являются дорогами общего пользования, частично перекрываемыми только на время проведения соревнования или вообще пересечённой местностью. Тип покрытия, соответственно, различный: грунт, асфальт, снег (лёд), гравий, песок. В таких гонках нет строгого ограждения трассы. На трассах такого типа часто встречаются трамплины и сложные связки поворотов, которые каждый из экипажей проходит по-своему (нет идеальной траектории).

Для ориентации на очень высокой скорости пилоты пользуются помощью штурманов, которые по специальным заранее подготовленным картам следят за дорогой и сообщают пилотам о предстоящих поворотах и препятствиях.

Трофи-рейд

Трофи представляет собой соревнование на внедорожниках (иногда грузовиках, специальных мотоциклах, реже на легковых автомобилях) по пересечённой местности. К этому виду относятся, например, трофи-рейды. Для трофи организаторами выбираются маршруты с максимально плохими условиями для езды (болота, реки, непроходимые леса, заснеженные территории или любой другой тип бездорожья). Поэтому, несмотря на то, что соревнование проводится на время, гонщики проходят трассу в достаточно медленном режиме. В основном, все соревнования состоят, как и в других дисциплинах, из нескольких спецучастков (СУ), автомобили выпускаются по одному, победителем становится тот, кто пройдёт дистанцию за меньшее время. Спецучастки бывают линейные и навигационные (проводятся в виде ориентирования). В навигационных участках часто бывает общий старт всех участников.

Очень часто в экипаж входят более двух человек для возможности преодоления очень непростых препятствий, также для этого используются специальные средства и техника: лопаты, самодельные помосты, лебёдки, канаты и др.

На соревнованиях такого рода очень часто выигрывает тот, кто в принципе сможет преодолеть препятствия, так как остальные участники не смогут этого сделать вообще, поэтому участники на своей технике передвигаются очень медленно и аккуратно. Так как сложность и опасность соревнований очень велика (гибель участников случается достаточно часто), то на данных соревнованиях распространена взаимовыручка даже среди прямых конкурентов. Можно сказать, что трофи — это пеший поход на колёсах.

Автокросс

Групповая гонка по замкнутой (кольцевой) трассе произвольной конфигурации без покрытия либо с насыпным покрытием (грунт, песок, крошка, гравий и т.п.), закрытой для постороннего движения.

Обгон разрешается как с левой, так и с правой стороны, но с соблюдением мер предосторожности. Водитель обгоняющего автомобиля не должен допускать толчков и ударов об обгоняемый автомобиль, в противном случае они могут повлечь за собой изменение в направлении движения последнего.

Популярны в бывшем СССР, так как для участия достаточно модифицированного дорожного автомобиля, и эти гонки достаточно зрелищны:

  • зрителям видна бо́льшая часть трассы;
  • гонщики соревнуются непосредственно друг с другом, а не на время;
  • нередко происходят касания между автомобилями;
  • неровности поверхности, ямы, трамплины, спуски и подъёмы добавляют привлекательности.

Автокросс устраивают на обычных автомобилях и на багги — одноместных автомобилях с наружными колёсами и рамной конструкцией, сделанных специально для таких гонок.

Автослалом

Автослалом («фигурное вождение», «скоростное маневрирование») — гонки на время по размеченной стойками (конусами, покрышками) территории со сложной трассой (крутые повороты, змейки, развороты на 180 градусов задним и передним ходом, и т. п.). Водителю необходимо хорошо чувствовать габариты своего автомобиля, уметь маневрировать задним ходом, точно дозировать тягу на ведущих колёсах, выбирать самую лучшую траекторию движения, владеть приёмами стабилизации и скоростных разворотов. В любой момент времени на трассе находится только один автомобиль, что исключает возможность контакта между участниками. Благодаря низким скоростям и отсутствию твёрдых препятствий автослалом в основном проводится на серийных автомобилях (без каркасов безопасности), гонщик пристёгнут обычным трехточечным ремнём, иногда обязательным является наличие шлема. В бывшем Советском Союзе его придумали для профессиональных гражданских водителей, чтобы стимулировать повышение навыков управления автомобилем. Для участников, причём не только спортсменов, а и простых любителей, разработали несколько типовых «фигурок», например, «бокс», «дворик» или «колодки», которые фактически воспроизводили наиболее проблемные случаи, возникающие в обычных городских условиях.

Автотриал

Соревнования на преодоление почти непроходимых, очень коротких, часто специально подготовленных трасс. Особенно зрелищен Трактриал (соревнование монстр-траков).

Дрег-рейсинг

Соревнования на разгон по прямой.Ещё до Второй мировой войны автолюбители устраивали соревнования на разгон по общественным дорогам, в основном, на четверть мили (402 м)

Дрэг-рейсинг устраивают как на обычных машинах, так и на болидах, построенных специально для этого (дрэгстерах).

 Дорожная машина проходит дистанцию в четверть мили за 16 секунд, в то время как дрэгстер класса Top Fuel покрывает её менее чем за 5 с, развивая ускорение свыше 4 g.

Любительский дрэг-рейсинг набирает популярность в России. Во многих крупных городах периодически устраиваются соревнования. 

Дрифт

Соревнования на автомобилях при движении в управляемом заносе. В отличие от традиционных видов автоспорта решающими факторами, влияющими на победу, являются не время прохождения трассы, а техника управления автомобилем в заносе, прохождения клип-пойнтов и зрелищность. Именно ввиду последнего фактора дрифтинг зачастую не воспринимается как серьёзный вид автоспорта, а скорее как некое шоу. Однако, в таких регионах мира, как Япония (родина дрифта), США, Англия, Европа и Австралия дрифт уже набрал достаточные обороты, чтобы считаться отдельной дисциплиной автоспорта. В 2010 году РАФ. внесла дрифт в список официальных дисциплин.

Гонки на выжывание

Соревнование на кроссовом кольце со спортивным регламентом, позволяющим безнаказанно выталкивать соперников с трассы или своего пути. Этот вид гонок проводится в России ещё с 1992—1993 годов. Был рассчитан, чтобы сделать трассу наиболее опасной и ухабистой для участников. Некоторые организаторы гонок на выживание делают на трассе опасные повороты, рампы и подлёты, чтобы увеличить зрелищность гонок. Обычно бывают зимние и летние этапы гонок на выживание. Существуют специальные арены (площадки огражденные барьером) на которых участники врезаются в друг друга.

Групповая гонка с разрешенной контактной борьбой по замкнутой (кольцевой) трассе, часть которой имеет твердое покрытие (асфальт, бетон и т.п.), а остальная часть — без покрытия либо с насыпным покрытием (грунт, песок, крошка, гравий и т.п.) с препятствиями. В процессе гонки каждому участнику начисляются штрафные и призовые баллы за поведение на трассе.

А баллы определяются очень просто:

Призовые баллы:

за каждый пройденный круг;
за удар автомобиля соперника с изменением траектории или скорости его движения;
за разворот автомобиля соперника на 180 градусов и более вокруг своей оси;
за опрокидывание автомобиля соперника на борт или на крышу.

Необычные гонки

Бизон-Трек-Шоу гонки на тракторах.

Гонки на тракторах среди сельских механизаторов, единственные в России. Проводятся ежегодно в Ростовской области

Первое соревнование трактористов состоялось в 2002 году. Гоночная трасса отличается сложной конфигурацией — есть трамплины, крутые повороты, опасные препятствия, рискованные скоростные участки. Дистанция — около 15 километров, на протяжении которых гонщики наряду со скоростью показывают и сложные элементы вождения. Дорожное покрытие - гравий, грунт. Акцент сделан на очной борьбе – все заезды парные. Это, по мнению организаторов, это придает соревнованиям еще больше зрелищности и экстремальности.

Автотуризм

Туристские путешествия на автомобиле.

Для автотуризма характерны: путешествия по маршрутам большой протяженности, сравнительно небольшая зависимость от погодных условий, возможность обеспечения высокой автономности группы  и меньшие физические усилия по сравнению с другими видами туризма.

Основными препятствиями в автопутешествиях являются горные дороги и высокогорные перевалы, броды, дороги без твердого покрытия, каменистые, песчаные и т.д.

По автотуризму могут организовываться соревнования по вполне определенным правилам, которые обычно включают в себя: преодоление полосы препятствий, фигурное вождение, скоростную езду, слалом и другие виды.

Апхилл (uphill)

Он же Hill climbing, а по-русски — подъем в холм.

Одиночное прохождение трассы, у которой черта финиша расположена географически выше, чем черта старта.

Трасса располагается на дорогах общего пользования, но только с асфальтовым покрытием (у внедорожников может быть и по другой трассе, но об этом в следующий раз).

Как победить? — Показать лучшее время прохождения дистанции в гору.

Дуал слалом

По другому — синхронная гонка. 

Парная параллельная гонка по трассе с многократным изменением направления движения за счет естественных или искусственных ограничителей, снижающих скорость.

Трасса может содержать крутые и пологие повороты всех категорий сложности и исключает попадание одного автомобиля на траекторию движения другого.

Два автомобиля стартуют одновременно:

  — по двум одинаковым паралелльным трассам; 
  — по одной и то же замкнутой трассе с расстановкой в полкруга друг от друга.

Покрытие трассы: бетон, асфальт, гравий, снег, лед (в зависимости от времени года и погодных условий).

Протяженность трассы — до 3000 метров.

За каждый сбитый или пропущенный знак, обозначающий трассу, или за прохождение знаков в неправильной последовательности начисляется штраф во временном эквиваленте, который отнимается от общего показателя времени прохождения трассы.

Как победить? — Прийти на финиш раньше соперника с минимальным количеством штрафных баллов.

Ледовая гонка

Групповая гонка по замкнутой извилистой трассе с утрамбованным заснеженным или ледовым покрытием.

Результаты базируются в порядке, в котором гонщики пересекают линию финиша и количестве совершенных ими кругов.

Как победить?- Проехать установленное регламентом количество кругов быстрее всех.

Городское ориентирование

Определение местоположения заданных контрольных точек по легенде с помощью карты, компаса или прибора GPS за установленный промежуток времени.

Контрольные точки расположены в черте города, передвижение происходит по дорогам общего пользования.

Описание месторасположения контрольной точки на карте представляет собой нанесенную на карту область (в GPS — координаты центра области), в пределах которой находится сама контрольная точка. Экипажу необходимо не только прибыть в указанную на карте область, но и найти саму контрольную точку, которая может быть спрятана в любом месте.

Легенда выдается экипажу перед стартом.

Бывает несколько видов городского ориентирования

Спринт

Одиночное прохождение короткой замкнутой трассы без естественных или искусственных ограничителей и  поворотов высокой категории сложности (эска, шпилька), снижающих скорость.

Покрытие трассы: бетон, асфальт.

Как победить? — показать лучшее время прохождение дистанции.

Основное отличие от ралли спринта: трасса в обыкновенном спринте без сложной конфигурации и с однородным твердым покрытием.

Стант райдинг

Выполнение акробатических трюков во время езды на автомобиле по ровной поверхности.

Стрит рейсинг

Гонка в городских условиях из одной точки в другую.

Известны точки старта и финиша, являющимися адресами на улицах города.

Каждый участник выбирает маршрут движения от точки старта до точки финиша самостоятельно, т.е. едет по любому маршруту, который он посчитает наиболее оптимальным для себя.

Во время соревнования экипажи должны соблюдать Правила Дорожного Движения (ПДД).

Как победить? — Приехать на финишную точку первым!

Именно эта дисциплина является классическим стрит рейсингом!

Фигурное вождение 

Последовательное выполнение специальных упражнений на фигурах, расположенных на размеченной горизонтальной площадке с твердым покрытием или утрамбованным грунтом.

Допускается проведение соревнований на площадке с травяным покровом, на утрамбованном снегу и на льду 

На трассе устанавливаются фигуры определенной конфигурации и размеров.

Как победить? — Выполнить все упражнения в строгой последовательности их расположения на трассе и уложиться в контрольное время прохождения дистанции.

    Burn Out


Берн аут или сжигание резины
Некое шоу -много дыма, свиста и запаха жженой резины
Смысл практически стоя на месте сжигать резину об асфальт, буксуя .

Car Cramming

Соревнование по запихиванию в автомобиль.

За данное время каждая команда должна запихать в автомобиль как можно больше человек.
По окончании времени нужно, чтобы все  двери окна и т.д. были закрыты, а автомобиль завелся и простоял заведенным 1 минуту.

Выигрывает соответственно тот, у кого больше человек влезло в автомобиль!

Гонки на грузовиках –Трак рейсинг

Большинство жителей Соединённых Штатов Америки уверены, что гонки на грузовиках - это изобретение их шоферов-дальнобойщиков, заключавших пари во время транспортировки грузов на трассах. Но это не совсем достоверно. В Западной Европе есть другая версия этой истории. Гонки грузовых машин зародились, как обычное хулиганство, абсолютно спонтанно среди водителей автопоездов, доставляющих на ралли Формулы-1 инвентарь, машины и амуницию пилотов. После окончания соревнований, они выезжали на тягачах без полуприцепов на гоночную трассу, где только что кипели страсти, и устраивали потрясающие заезды, которые вдохновили независимые группы дальнобойщиков на аренду треков ради того, чтобы померяться силами ради собственного удовольствия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Соединение части вида с частью разреза на чертежах"

Цель урока: познакомить учащихся с правилами ГОСТа использования части вида и части соответствующего разреза, половины вида и половины разреза. Задачи: Закрепить изученный материал по теме "Разрезы". ...

Конспект урока по СБО: «Виды пассажирских вагонов», 7 класс

Конспект урока по социально- бытовой ориентировке «Виды пассажирских вагонов» для учащихся 7-х классов в коррекционной школе VIII вида. Целью урока является выявить, расширить и закрепить представлени...

Конспект занятия: "Выбор лучшего вида скакалки"

"Скакалка - недорогой портативный тренажёр". Как её выбрать?...

конспект урока СБО "Иммунитет. Виды иммунитета"

Цель:  познакомить учащихся  что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки....

Конспект урока по СБО "Виды транспортных средств"

Цель: познакомить учащихся с основными видами транспортных средств и их назначением.Задачи: 1. Образовательная: Выявить, расширить, закрепить представления и знания учащихся о видах транспортных...

Конспект урока по СБО «Виды мебели и материалы, используемые при ее изготовлении»

Данный материал содержит конспект урока и необходимый дидактический материал....

План-конспект урока по теме "Виды компьютерной памяти"

План-конспект урока по теме: "Виды компьютерной памяти" с применением ЭОР....