Применение игровых технологий при работе с детьми с ОВЗ в начальных классах.
учебно-методический материал
Применение игровых технологий на уроках
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_igrovyh_tehnologiy_pri_rabote.docx | 15.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение игровых технологий при работе
с детьми с ОВЗ в начальных классах.
Игра - неотъемлемая часть детства. В игре ребенок познает мир, осваивает отношения внутри коллектива, моделирует свое поведение и осознает социальные роли в обществе. Педагоги давно знают, что помощью игры можно добиться от ребенка усвоения сложных знаний. Поэтому применение игровых технологий с детьми с ОВЗ оправдано. Ведь такие дети остаются детьми.
Хотя игра у них детей имеет свои особенности, и педагог должен это учитывать. Формирование игровых действий у детей с особенностями развития замедленное, они позже переходят к ролевым играм, им необходима поддержка в создании игровой ситуации и т.д. Но не смотря на все перечисленные особенности, именно с помощью игры можно добиться значительного прогресса в развитии такого ребенка.
Применяя игровые технологии с детьми с ОВЗ необходимо, прежде всего, обеспечить их безопасность. Поэтому для детей с поражением опорно-двигательного аппарата или с недостатками зрения нельзя применять активные, подвижные игры, убыстрять темп игры. Однако, это совсем не означает, что не следует развивать их двигательную активность. Таким детям подойдут спокойные игры, например: передача мяча из рук в руки, хождение по заданной траектории (для слабовидящих), а также игры с имитацией движений животных или воспроизведение заданного движения т.д. В игру можно вносить элементы, которые будут способствовать развитию внимания, логического мышления (игра «съедобное-несъедобное»), ориентации в пространстве (игра «движение по лабиринту). Всем без исключения детям полезны игры по развитию мелкой моторики, такие как: волшебный мешочек, собирание мозаики и пазлов, игры с кинетическим песком, а также игры с применением специальных дидактических пособий, таких как камешки Марблс, дары «Фребеля» и т.д. При работе с детьми с ограничениями по здоровью также с успехом могут быть применены данные игры.
По мнению автора, не отрицая пользы всех вышеперечисленных игр наибольшее развитие мышлению дают сюжетные игры. Если у детей с нормальным развитием ролевая игра формируется как естественный процесс развития, то детям с ОВЗ особенно если у них наблюдаются ментальные нарушения, такой игре следует учить специально.
В педагогике разработана методика проведения таких игр. Наиболее известными являются: в магазине, в больнице, в парикмахерской и т.д. Эти игры знакомят детей с наиболее массовыми профессиями и учат правилам поведения в обществе. Дети с ОВЗ испытывают недостаток информации и задачей педагога является компенсировать этот недостаток. Поэтому, даже играя, в вышеназванные игры необходимо их «усовершенствовать», т.е. рассказать о том, как будет проходить игра. И не только рассказать, но и показать. Здесь большую помощь могут оказать видео материалы. Перед началом игры необходимо показать сюжет, в котором рассказывается о том во что будут затем играть дети. Это может быть сюжет покупки продуктов в магазине, репортаж из поликлинике и т.д. Главное, чтобы было понятно, чем занимаются люди в этих общественных местах.
Практика показывает, что перед тем как начать играть, детям с ОВЗ необходимо показать и рассказать, как действовать в той или иной ситуации, наглядно продемонстрировать инструменты, которые будут задействованы в игре. Здесь большую помощь окажут тематические наборы, которые сейчас есть в свободной продаже.
Существует мнение, что тематические наборы, которые применяют в игре, мешают развитию воображения ребенка и приводят пример, что раньше дети, играя, фантазировали: любая палочка и фантик от конфеты могли являться атрибутами игры. Возможно такая точка зрения имеет право на существование. Однако, с детьми с ОВЗ модели настоящих инструментов имеют большое значение, так как приближают играющих к реальности. Ведь очень часто у них нет возможности наблюдать эти инструменты в действительности.
О том, как трудно человеку с особенностями в развитии войти в общество и найти свое место в нем написано не мало. Моделируя в игре социальные отношения в обществе, педагог помогает ребенку в социальной адаптации. И вот ребенок уже не Вася, Петя, Лена, а учитель, полицейский, военный, врач и т.д. С помощью игровых технологий можно успешно корректировать поведение ребенка. Так пример, если ребенок в жизни робок и застенчив, то в игре он может себя проявить смелым и решительным, и это поможет ему в самоутверждении. Дети с ограниченными возможностями здоровья, часто излишне опекаемы родителями и другими взрослыми. В игре такой ребенок научиться самостоятельности, что в дальнейшем пригодиться ему в жизни.
Нельзя рассматривать игру только как развлечение. Если выше мы говорили о том, что игра готовит к жизни, помогает сформировать правильное представление об окружающем мире и обществе, то игровые технологии можно применять и для решения конкретно коррекционно-развивающих задач. Приведем пример как игровые технологии помогают в развитии речи детей, ведь более половины детей с ОВЗ имеют эту проблему.
Согласитесь, трудно заставить ребенка повторять один и тот же звук, выдыхать воздух в особом порядке, но если предложить ребенку представить себя пчелой ил львом, то отработка звуков [ж] или [р] будет происходить намного веселее. А задувание свечи будет не только способствовать развитию легких, но и доставит удовольствие ребенку.
Таким образом, все перечисленные технологии, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую активность каждого ребенка с проблемами в развитии. Используя современные технологии, мы оказываем огромную помощь ребенку с ОВЗ в укреплении здоровья, корректируем различные нарушения в физическом и психическом развитии, готовим к социальной адаптации в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему: "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках математики в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида»
В настоящее время специалисты коррекционной педагогики единодушно признают, что игра должна выполнять образовательные, воспитательные и коррекционные функции для наиболее полного совершенств...
Применение игровых технологий на уроках французского языка в начальной школе.(Сценарий урока-конкурса по теме"осень"во 2 классе.)
Уроки-конкурсы в начальной школе можно использовать для проверки усвоения пройденного материала, для оптимизации процесса повторения, для осуществления принципа коммуникативной направленности изучения...
Применение игровых технологий на уроках английского языка с целью повышения учебной мотивации, самореализации и самоопределения учащихся на начальном этапе обучения.
Знание иностранного языка в настоящее время стало очень актуальным. Особенно эффективно изучение иностранного языка на начальном этапе обучения. Дети младшего школьного возраста проявляют большой инте...
доклад"Применение игровых технологий на уроках в начальной школе"
Приоритетом современного образования становится обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Перед современной школой стоит задача развить инициативу, самостояте...
Применение игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе.
Практическое применение игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе....
Выступление на ШМО учителей математики по теме ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6 ых КЛАССАХ
quot;Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости...
Применение игровых технологий на уроках английского языка в начальных классах.
Мотивацию учеников к овладению новыми знаниями на уроках английского языка можно достигнуть за счет применения технологии игр в обучении. Игровые технологии являются составной частью педагогических те...