Игры НАРОДОВ СЕВЕРА
материал

Расширение и уточнение знаний детей об играх, традициях народов Севера. Воспитание любовь к родному краю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_narodov_severa.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр НАРОДОВ СЕВЕРА

«Солнце» (Хейро)

    Ходьба приставным шагом по кругу, взявшись за руки, покачивая ими – «Хейро»! «Солнце» сидит в центре на корточках,(вытягивая руки, ловит бегающих). «Раз, два, три – в круг скорей беги!». Бегут в круг те, кого не заделали.

«Северные олени и пастухи»

(Шапочки – рожки, картонное кольцо или верёвка с петлёй – маут). Набрасывать маут только на рога – бегать легко, увёртываясь от маута.

«Скачки на одной ноге» (ЭЙ КУР НЭВЭР)

Цель. Развивать силу ног, прыгучесть, выносливость, ловкость. Воспитывать смелость, ловкость, силу воли.

Игра проводится в любое время года на мягком грунте. Чтобы игра стала эмоциональной, к ней подключаются взрослые. Количество участников не ограничено. Дистанция для прыжков произвольная, зависит от возраста детей; о ней договариваются  заранее.

Перед игрой участники проводят стартовую линию, от которой начинают скакать, а в конце дистанции  - линию финиша, на которой определяется победитель. Иногда линию старта и финиша заменяет какой-то предмет на местности (дерево, камень), до которого  выполняются скачки. Все участники становятся перед линией старта , принимают исходное положение – стоя на  одной ноге. По команде судьи или кого-то из взрослых участников начинают скакать, стараясь как можно быстрее преодолеть установленное расстояние. Кому это удается сделать первым, тот и становится победителем.

«Бег по-медвежьи» (ПУПИ НЭВЭР)

Цель. Развивать силу ног, координацию движений, ловкость, сноровку. Воспитывать силу воли, настойчивость.

Эта игра - состязание  проводится в любое время года. Количество играющих не ограничивается. Дистанция бега произвольная и обговаривается между участниками до начала игры.

Перед началом игры-состязания в начале и в конце дистанции проводятся линии старта и финиша. Все участники располагаются  вдоль стартовой линии, принимая исходное положение - стоя на четвереньках. По команде судьи начинается бег «по-медвежьи», который выполняется так: оттолкнувшись двумя руками, подтягивают ноги к груди и приземляются на обе ноги, одновременно выставляя как можно дальше руки. Победителем становится участник, прибежавший таким образом  первым к финишу.

«Ловля оленей»

Две группы: олени и пастухи. Пастухи берутся за руки, стоя полукругом, лицом к оленям.

 По сигналу: «Лови!» - замыкают круг.

Прыжки на двух ногах

Цель. Способствовать развитию силы ног, мышц брюшного пресса, прыгучести, быстроты. Воспитывать волевые качества.

Игра проводится в любое время года. Участие в ней может принять любой желающий. Игроки по договоренности определяют дистанцию или предмет, до которого они будут прыгать.

Все участники становятся перед стартовой линией, принимая исходное положение – стоя ноги на ширине плеч. По команде начинают выполнять прыжки, отталкиваясь двумя ногами и приземляясь на две ноги. Игрок, достигший первым таким способом конца дистанции, становится победителем.

«Заячьи прыжки»

Цель. Способствовать развитию силы ног, прыгучести, координации движений, ловкости.

Игра проводится в любое время года: летом - на песке, зимой – на мягком снегу. Дистанция для прыжков произвольная и определяется перед каждыми прыжками по договоренности между участвующими.

Перед игрой определяют дистанцию, в начале которой проводится стартовая линия, а в конце – линия финиша или кладется любой предмет, до которого надо допрыгать. Все участники становятся у стартовой линии, принимая исходное положение – стоя ноги врозь. По команде старшего все участники начинают выполнять «заячьи прыжки», стараясь как можно быстрее и без ошибок преодолеть всю дистанцию. Кто сделает это первым, тот становится победителем.

Сами же «заячьи прыжки» выполняются так: от линии старта игрок отталкивается двумя ногами и приземляется на одну любую ногу, затем, оттолкнувшись ею, приземляется опять на две ноги. Если участник нарушает чередование  положения ног во время исполнения «заячьих прыжков», то он выбывает из игры.

Прятки (КАНЯХ ЯНТЭХ)

Цель. Способствовать развитию быстроты, ловкости, наблюдательности. Воспитывать находчивость, сообразительность, смелость, решительность. 

Игра проводится зимой на снегу. Количество игроков не ограничивается.

        Перед игрой участники проделывают под большими сугробами ходы в разных направлениях с выходами наружу и определяют недалеко от этих ходов место водящего, например у дерева, камня и т.д.

По желанию или по договоренности, иногда по жребию выбирается водящий, который занимает отведенное ему место, поворачиваясь спиной к играющим. Все участники игры разбегаются и прячутся в снежных ходах. После того, как водящий голосом предупреждает, что идет искать, он приступает к поиску спрятавшихся игроков. Обнаружив игрока, водящий осаливает его и после этого оба, используя кратчайший путь к выходу из снежного лабиринта, стараются как можно быстрее добежать до места. Где первоначально стоял водящий ( дерево или камень) и коснуться его рукой. Так игра продолжается до тех пор, пока водящий не обнаружит и не осалит всех игроков. Победителями игры становятся игроки, сумевшие опередить водящего и первыми коснуться рукой предмета, у которого он ранее стоял. Последний проигравший водящему игрок становится новым водящим, и игра продолжается. Водящему разрешается осаливать сразу нескольких игроков.

«Салки под снегом»

Цель. Способствовать развитию быстроты, ловкости, координации движений, укреплению мышц всего тела. Воспитывать находчивость, смекалку, смелость и решительность.

Игра проводится зимой на снегу. Количество игроков не ограничивается. Перед игрой участники делают под снегом ходы в различных направлениях и с выходом на игровую площадку. Площадка произвольных размеров, она ограничивается предметами, расположенными на ней (деревья, камни, нарты и т.д.).

По желанию или по договоренности выбирается водящий, задача которого осалить кого-либо из разбежавшихся по снежным ходам игроков. Игроки, передвигаясь под снегом в различных направлениях, стараются «убежать» от водящего, используя для этого и выходы наружу. Игрок, которого осалил водящий, также начинает ловить других участников. Игра прекращается, когда пойманы все игроки или по желанию играющих.

Догонялки (ПЭНКИНАТ)

Цель. Способствовать развитию быстроты, ловкости, выносливости. Воспитывать находчивость, смекалку, смелость и решительность.

Игра проводится летом и зимой, количество игроков произвольное. Перед игрой обговаривается игровая зона.

С помощью считалки «Тькэли – пукэли. Талу пева. Вотэнкэси. Кутэнкэси. Тетярина-мутярина. Телен – Тюк!» выбирают водящего, он должен догнать любого из участников игры и коснуться его рукой. Игроки стараются убежать, увернуться от водящего в пределах границ игровой площадки. Если водящий догоняет и касается рукой игрока, то участник становится водящим, а бывший водящий – полевым игроком. В конце игры определяют лучшего игрока, который ни разу не побывал в роли водящего или был им меньшее количество раз.

«Болотная женщина» (НЕРЭМ ИМИ)

Цель. Способствовать развитию реакции, ловкости, координации движений.

 Игра проводится летом на улице, зимой в помещении. Количество игроков произвольное.

По желанию или по считалке выбирается водящий – «Болотная женщина». Ей завязывают глаза платком, затем поворачивают вокруг себя три раза. После этого игроки разбегаются в разные стороны. Водящая ходит по площадке и старается схватить кого-либо из  игроков, которые убегают от нее. Игроки могут и обманывать «Болотную женщину», подставляя вместо себя одежду или другие предметы. Если игрок пойман водящей, то он становится «Болотной женщиной». В конце игры определяются наиболее ловкие игроки как среди водящих, так и среди тех, кто не был пойман «Болотной женщиной».

Прятки (МАНТ КЭНЧА)

Цель. Способствовать развитию ловкости, сообразительности, смекалки, наблюдательности. 

Игра проводится летом и зимой на улице или в помещении. Количество игроков произвольное.

Перед игрой с помощью любой считалки выбирают водящего, который становится у стены дома или дерева и ведет счет. В это время остальные игроки разбегаются и прячутся в пределах игровой площадки. По окончании счета водящий идет искать спрятавшихся игроков, и тот, кого он находит, выбывает из игры. Водящий должен найти всех спрятавшихся. После этого водящим становится игрок, найденный первым. Если игра проходит дома, прячутся за одежду и т.д., выходить из дома запрещается.

Игра с кольцом (КОРКИ ЕМЮНИ)

Цель. Способствовать развитию силы плечевого пояса, кисти и ее подвижности, ловкости и реакции движения.

Игра проводится в летнее время на твердой площадке. Игра командная, количество игроков в командах не ограничивается, но численный состав одинаков. Для игры требуется кольцо диаметром примерно 80-100 см. Оно изготавливается из ветки черемухи, толщина которой примерно 1-2 см. У каждого участника в руках палка длиной 120-140 см. и толщиной 2,5 – 3 СМ.

Команды располагаются на расстоянии 20-25 м друг от друга. Игра начинается так: игрок одной из команд берет кольцо в руку и, замахнувшись назад, бросает его в сторону соперников так, чтобы оно катилось с большой скоростью и как можно дальше. Игроки противоположной команды, в сторону которой брошено кольцо, стараются поймать его на палки. Если это им не  удается, они, оставаясь на своем месте, бросают его обратно таким же способом. В том случае, если им не удается поймать кольцо и оно прокатывается  мимо них, они отступают назад, на место его падения, а бросавшая кольцо команда продвигается вперед на такое же расстояние.

       Побеждает команда, которая наиболее удачно ловила кольцо, а также заставившая своего соперника отступить назад от своей линии как можно дальше.

«Деревянная нога» (ЮХ КУР)

Цель. Способствовать развитию ловкости, координации движений, силы рук и ног. Воспитывать находчивость, смекалку, смелость и решительность.

Игра проводится летом на дороге или на берегу реки. Каждый игрок изготавливает себе ходули.

Все игроки становятся на ветки-упоры, руками держатся за верхнюю часть ходуль и располагаются у стартовой линии. По команде старшего или одного из игроков они начинают двигаться, т.е. проходят определенное расстояние на  скорость или как можно дальше. Тот игрок, который проходит расстояние быстрее всех или уходит дальше всех – становится победителем. Тот, кто срывается с ходуль и касается ногами земли – выбывает из игры.

Игра с кольцами (КУ САН ЮХ)

        Цель. Способствовать развитию точности броска, глазомера, ловкости. Воспитывать терпение и настойчивость.

Играют в летнее время на полянах. В игре участвуют обычно 6-8 человек. Из веток тальника толщиной 1 см изготавливают 5-6 колец диаметром 15 см и палку длиной 90 см, толщиной 2-3 см – это колья (используют ветки сухостоя). Каждый игрок вбивает кол на расстоянии 2-3 м от линии броска.

Игроки становятся у линии напротив своих кольев, держа в руке все кольца, и стараются набросить их на колья. Кто больше набрасывает колец на свой кол, тот становится победителем и считается самым метким и ловким игроком.

Деревянные рога» (ЮХ ОНЭТ)

        Цель. Способствовать развитию силы рук, ловкости, глазомера. Воспитывать находчивость, смекалку, смелость и решительность.

Игра проводится в летнее время на лесных полянах, количество играющих не ограничивается. Для игры подбираются срубленные ветки сосны, напоминающие рога оленя. Их расставляют в ряд на расстоянии 50-70 см друг от друга.

Игроки с арканом в руках располагаются в линию напротив ряда «рогов» оленя на расстоянии примерно 7-10 м, поочередно бросают аркан, стараясь попасть петлей на каждую ветку «рога» и в случае удачного броска подтягивают их к себе. Игрок делает столько бросков, сколько «рогов» (веток). Побеждает тот, кто заарканил их большее количество.

«Броски аркана (нюра) за верх валиков

(ВАЛЫХ ТОЙНАМ ТАНЯНТЫТЫ)

Цель. Способствовать развитию ловкости, глазомера, профессиональных навыков оленеводов. Воспитывать терпение и упорство в достижении цели.

Игра проводится в зимнее время. Количество игроков произвольное. Для игры подготавливают площадку: проводится линия броска, от нее на расстоянии 10-15 м втыкаются в снег 8-10 валиков. Которые располагаются друг от друга в пределах 35-100 см.

Один из игроков подходит к линии броска и метает свой нюр наверх валиков. Метнуть его надо так, чтобы нюр смог хорошо распуститься в воздухе и как можно больше захватить своей петлей валиков. Игроку дается только одна попытка. Кто сможет лучше выполнить это упражнение, то есть больше захватить нюром валиков, тот становится победителем.

«Оленья упряжка» (ВЭЛИ КЕР)

        Цель. Способствовать развитию ловкости, быстроты, силы плечевого пояса и мышц спины. Воспитывать находчивость, смекалку, смелость и решительность.

Игра проводится весной на снежном насте, иногда и летом. Количество игроков 6-8 человек. Для игры отбирают наиболее ветвистые ветки сухостоя (похожие на оленьи рога), и каждый игрок кладет их рядом с собой на стартовую линию. От этой линии отмеряются 200-300 м, которые также отмечаются линией – это финиш. Финишем также может служить дерево или камень.

        По команде судьи все участники хватают свои ветки («оленьи рога»), поднимают их над головой и бегут так до финиша. Побеждает тот участник, который прибегает первым и во время бега красиво держит «оленьи рога над собой».  

«Ловкий оленевод»

Цель. Развивать у детей глазомер, координацию движений, ловкость. Воспитывать выдержку.

В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3-4 м от него. Поочередно  они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок. Выигравшим считается тот, кто большее число раз попадет в оленя. Бросать мяч можно только с условного расстояния.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по физической культуре "Путешествие по играм народов Севера"

Цель:Приобщение учащихся к традиционной народной празднично-игровой культуре.Задачи: Познакомить с играми народов СевераРазвивать физические качества детей среднего школьного возраста(быстроту двигате...

Игры народов Севера

Внеклассная работа...

Фотоотчет "Игры народов Севера"

Внеклассная работа...

сценарий физкультурно-спортивного праздника "Игры народов севера"

Цель:Воспитание здорового гражданина, патриота своей родины; знакомство учащихся с культурой и традициями народов Севера; воспитания эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они ро...

Программа вне урочной деятельности. Кружок "Игры народов севера"

Данная программа составлена на основе программы по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для 1-3 класса. Программа рассчитана на 34 часа  ( 1 часа в неделю) Подви...

"ИГРЫ НАРОДОВ СЕВЕРА"

Народные средства физического воспитания всегда положительно влияли на физическое развитие подрастающего поколения. Эти средства физического воспитаниявыполняли функцию экологического воспитания. Они ...

Подвижные игры народов севера для младших школьников

Данная рабочая программа разработана для учащихся  1-4 классов...