Разработка классного часа "Берегите Землю"
методическая разработка (10 класс)
Эта разработка предназначена для уч-ся средней школы, раскрывает проблемы экологии и задачи их разрешения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beregite_etu_zemlyu.docx | 32.4 КБ |
Предварительный просмотр:
«Берегите эту Землю! Берегите!»
Классный руководитель: Добрый день! Я рада видеть вас на нашем сегодняшнем мероприятии. Тема классного часа – «Берегите эту Землю! Берегите!». В последнее десятилетие мы всё чаще слышим слово «экология». Эта наука пытается дать ответы на трудные вопросы: что можно брать у природы, как это правильно делать? Слово «экология» составлено из 2 греческих слов: «ойкос» - «жилище, дом» и «логос» - учение. Наука о жилище, доме. А что мы с вами называем общим домом? Конечно, Природу. А обитатели этого дома – звери, птицы, рыбы, насекомые, травы, деревья, водоросли, микробы и все мы – люди.
Ни для кого не секрет, что наш мир, наш дом стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.
В общепланетном доме, на лоне природы, люди ведут себя как хулиганы. Они часто думают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Это опасное заблуждение. Заблуждением является и то, что почва, вода и воздух самоочищаются, как бы мы их ни загрязняли, а также и то, что вредных живых созданий надо уничтожать.
По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения:70% населения планеты дышат воздухом, вредным для здоровья. Вода 75 % водоемов не пригодна для питья. Ежегодно от плохого качества воды умирает 25 тыс. человек. Ежегодно пустыня поглощает 27 млн. га плодородных земель. За последние 100 лет водой разрушено более 2 млрд. га плодородной почвы.
Ведущий 1: «Экологическая бомба» для человечества также опасна, как и ядерная. Поэтому для нас нет заботы более серьёзной, чем найти силы, средства, чтоб спасти природу. Будущее планеты – за нами, нашей заботой и нашим разумом. Этой актуальной экологической теме и посвящается наш классный час «Судьба планеты в наших руках!».
Стихотворение С. Михалева «Стон Земли»
Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
Не год не два, а миллионы лет,
Я так устала…
Плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет.
Терзает сталь моё земное тело,
И яды травят воды чистых рек,
Всё то, что я имела и имею,
Своим добром считает человек.
Не потому ли, загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю
И, сотрясая твердь землетрясеньем,
На все обиды свой ответ даю.
И не случайно грозные вулканы
Выплёскивают с лавой боль земли…
Очнитесь, люди! Призовите страны,
Чтобы, меня от гибели спасти!
Ведущий 2: А какая она, наша Земля? Необычная, удивительная, прекрасная!Земля у нас только одна. Этот прекрасный корабль имеет все необходимое для бесконечно долгого путешествия на нем. Но люди должны обращаться с ним бережно. Механизм жизни прочен необычайно, но не беспредельно. В случае его поломки пересесть нам будет не на что...Ведущий 1: (Слайд 2) К тому же с огромной скоростью исчезают леса. Зелёное одеяние земли ежегодно сокращается на 1%. Всё чаще гибнут леса от вырубок, пожаров, грязного воздуха. Почему исчезают леса? Бедность и жадность – движущая сила всего этого. Давайте посмотрим, к чему может привести сокращение территории лесов.
1. Сокращение поступления кислорода в атмосферу.
2. Сокращение видов растений и животных.
3. Повышение концентрации в атмосфере углекислоты.
4. Парниковый эффект, глобальное потепление.
5. Пыльные бури.
6. Снижение урожайности сельскохозяйственных культур.
7. Загрязнение, заиление, нарушение водоснабжения.
8. Увеличение числа и силы наводнений.
9. Усиление эрозии почвы.
Ведущий 2: (Слайд 3) Экологическая катастрофа – это словосочетание знакомо сейчас всем. Перед человечеством стоит много нерешённых проблем, но одна из главных экология и здоровье. Человечество берёт, а точнее отбирает у природы ежегодно десятки миллиардов тонн веществ и материалов на свои нужды. «Возвращается» ей не менее 20 миллиардов тон твердых и газообразных загрязнений атмосферы и столько же органических отходов. Растения планеты уже не в состоянии активно перерабатывать углекислый газ, выделяемый при сжигании топлива.
Ведущий 1: Демографический бум и потребность в сельскохозяйственных землях. Площадь пустынь каждые 10 лет увеличивается на 600 тысяч километров квадратных.
Ведущий 2: Моя планета человеческий дом,
Но как ей жить под дымным колпаком?
Где сточная канава – океан?!
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: « Больше не могу!»…
Ведущий 1: Вода – начало всех начал. (Слайд 4)
Ежедневно человек расходует 150 литров воды. Пресная вода, пригодная для использования, составляет на Земле всего 2 процента, причем 3/4 из них приходится на ледники Арктики и Антарктиды. Все чаще можно слышать о нависшем над человеком питьевом голоде. На привозной воде существует целое государство Алжир. Гонконг получает воду из Китая по трубопроводу. Нехватка воды ощущается в Греции, где она ценится дороже вина.
Ведущий 2: Реки! Эти голубые артерии, питающие озера, моря и океаны! Сегодня многие реки Земли превратились в кладбища рыб. В районах Сибири реки загрязняются из-за нефтепроводов. Затуманились «глаза Земли» - озёра, моря, океаны.
Ведущий 1: При исследовании вод Арктики даже в них был обнаружен стиральный порошок. Во многих сибирских реках появились микроорганизмы, вредные для человека и животных, причина этому затонувший лес и загрязненные стоки. Загрязнена Обь от отходов промышленности города Бийска, Рубцовска, Барнаула и даже города Новосибирска.
Ведущий 2: Как решить проблему чистой воды? Строить очистители, не загрязнять водоёмы. Каждый год многочисленные удобрения сельского хозяйства засоряют воду. Учеными доказано, что ежегодно во всем мире в водоемы попадает столько бытовых и промышленных отходов, что их хватило бы на заполнение 10 тыс. товарных поездов.
Ведущий 1: Не осталось живого места,
Не осталось живой воды
Соли закисного железа
Убивают воду в Оби.
Стало душно в реке и затхло
Никакого выхода нет
Хоть бы рыбе дожить до завтра –
Прожила бы ещё 100 лет.
Ведущий 2: (Слайд 5)Стоит сказать и о нефтяных загрязнениях водоёмов. Каждый год в воду попадает 6 – 10 млн. тонн нефти. Нефтяная плёнка покрывает огромные площади воды, препятствует доступу кислорода и солнечных лучей воде, что приводит к невозможности обитателей вод дышать, и они погибают.
Ведущий 1: Трудно, чтобы такое не тронуло душу,
Если даже бесчувственен ты
Почему – то выбрасываются на сушу
Повелители моря – киты.
Ударяются в камни могучей грудью,
Разбиваются, как корабли
И противятся добрым встревоженным людям,
Что спасать великанов пришли.
А сколько высыхает рек от загрязнения?
Не дайте же ей, родимой, умереть,-
Вам внуки будут, правнуки признательны
Поверьте, река станет обязательно
В глаза вам с благодарностью смотреть.
Ведущий 2: Словно гигантские «гнойники» на теле Земли – свалки. (Слайд 6)
Ведущий 1: Они вызывают боль и отвращение. Мусор постепенно становится монстром цивилизации. Человеку свойственно в процессе деятельности оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы. За одну человеческую жизнь его накапливается очень много. И как человек поступит с ними – зависит от его культуры и воспитанности. Или он сбросит его здесь или – в отведенное для мусора место. Продолжительность разложения отходов:
Ведущий 2:
Автобусный билет – 1 месяц.
Кожура банана – до 6 месяцев.
Бумажный стаканчик — до 5 лет.
Консервная банка — 10 лет.
Шерстяной носок — 1 год.
Деревянная палка — 4 года.
Деревянная окрашенная доска — 13 лет.
Алюминиевые, пластиковые бутылки – более 500 лет.
Стеклянные бутылки — никогда.
Ведущий 2: (Слайд 7) Катастрофически растёт во всём мире число экологически неблагополучных городов, чей воздух, отравленный промышленными выбросами, становятся непригодным для жизни. Такая ситуация в Тюменской области, где добывают нефть. Великие умы прошлого предвидели последствия бездумного покорения человеком природы. Они предупреждали: род людской может погубить себя. Истребляя растительный и животный мир, отравляя землю, воду, воздух. К третьему тысячелетию наступил кризис в отношениях между человеком и природой. Мы живём, словно на пороховой бочке. Рядом с нами каждый день, каждый час – бомба замедленного действия, которая в любой момент может взорваться. «Человек рубит сук, на котором он сидит».
Ведущий 1: (Слайд 8) Почва. Каждый должен помнить, что почва образуется медленно, в течение сотен и даже тысяч лет. А вот разрушить её можно очень быстро и легко. Состояние почвы влияет на пищу, которую мы едим, воду, которую мы пьем, воздух, которым мы дышим. Качество почвы напрямую связано со здоровьем человека и состоянием флоры и фауны Земли. Загрязнение почвы человеком вызывает цепную реакцию, так как нарушается баланс питательных веществ, снижается возможность для фильтрации, что пагубно сказывается на всех формах жизни, которые зависят от грунтов. И, как следствие, разворачивается генетическое загрязнение планеты, возникают «болезни цивилизации»: увеличение числа аллергических и нервно - психических заболеваний, злокачественных опухолей. Все это ведет к нарушению генофонда человечества: увеличилось число врожденных аномалий, снижается средняя продолжительность жизни.
Кл.руководитель. Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить! (Слайд 9)
Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер.
Ведущий 1: Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.
Ведущий 2: Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.
Ведущий 1: Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.
Ведущий 2: Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.
Ведущий 1: Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.
Конкурс «знатоков – экологов».
Тест:
1.Большую часть мусора, загрязняющего землю, составляют:
1)пластмасса, 2) стекло, 3) металл.
2.Чтобы переработать пластмассу, её необходимо:
1) компостировать,
2) сжечь при специальных условиях
3) переплавить.
3. Вредные выбросы оказывают влияние:
1) только на те регионы, где появилось загрязнение,
2) на близлежащие регионы,
3) даже на территории, удаленные от места, где загрязнение «увидело свет»
4. Самая страшная «добавка» к воде:
1) бытовой мусор,
2) пестициды,
3) минеральные удобрения.
5. Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду:
1) газы, 2) жидкости, 3) твердые вещества.
6. После окончания лабораторной работы по химии ваш товарищ вылил использованные реактивы в раковину, а не в специально приготовленную для этих целей ёмкость. Как вы поступите:
1) выльете свои реактивы туда же, куда и он,
2) объясните ему, почему этого не следует делать,
3) расскажите о его действиях учителю.
7. Человек разбил градусник. Как ему поступить:
1) выбросить остатки градусника в окно, чтобы их не увидели родственники,
2) вызвать представителей ДЕЗ,
3) оставить всё, как есть (убрав разбитое стекло градусника).
8. Как бы вы поступили, если бы, прогуливаясь по берегу водоёма, увидели ржавое ведро возле старого кострища:
1) очистили берег, выбросив ведро в воду,
2) не обратили бы внимания,
3) отнесли ведро на близлежащую свалку или закопали его в землю.
9. Из-за превышения нормы азотных удобрений, внесённых в почву, у двух человек, работающих в поле, произошло отравление нитратами. Как должен поступить работодатель:
1) запретить использование минеральных удобрений на полях,
2)посчитать происшествие случайностью,
3) сократить количество вносимых в почву нитратных удобрений и впредь использовать удобрения в соответствии с принятыми нормами.
10. В какую почву лучше всего вносить фосфорные удобрения:
1) щелочную,
2) кислую,
3) нейтральную.
Кл. руководитель:
Благополучие – это не только крыша над головой, автомобиль, красивая одежда. Благополучие немыслимо без здоровой пищи, без чистого воздуха, чистой воды, без радующего глаз пейзажа, без цветов и пения птиц. Мудрость состоит в том, чтобы сегодня, предрешая завтрашний день, помнить об этом. Будущее Земли в руках людей.
Ведущий 2: Настало время каждому осознать, что мы живём в озоновом одуванчике, что наша Земля – одинокий небесный цветок, расположенный на удачном расстоянии от солнца. А мы взрываем в одуванчике бомбы! Мы прогрызаем его ранимую оболочку, стираем пыльцу, смахиваем нежные тычинки лесов. Человек должен понять: всё живое имеет одинаковое право на существование. У природы нет пасынков, всё для нее любимые дети: и человек, и тоненькая гусеница, и крошечная божья коровка. Человеку лишь кажется, что безмолвное выпадение из ткани жизни какой- либо ниточки несущественно. Заблуждение! «Ткань» становится менее прочной и менее яркой, и возвратить потерянное невозможно.
Ведущий 1: Природа в таком обморочном состоянии, когда протестовать по поводу её загрязнения уже недостаточно. Нужны не бумаги, не конференции, не заседания, а реальная созидательная помощь озеленять, очищать, отмывать, спасать. Беречь и приумножать богатства нашей родной Земли - долг каждого. От всех нас в целом и от каждого в отдельности зависит, будет ли звучать песнь соловья, будут ли дышать прохладой прозрачные родники, будет ли плескаться рыба в чистой воде рек и озёр, будет ли над нами синева неба. (Слайд17)
Ведущий 2: Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждой в отдельности! Земля с её биосферой – величайшее чудо, и она у нас только одна. Завтрашний день будет таким, каким мы его создадим сегодня! Мир спасёт надежда, она остаётся жить в каждом человеческом сердце.
«Экологический светофор»
Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и помогать детям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.
- Чёрный цвет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.
- Красный цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!
- Синий цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!
Показать кружки чёрного, красного, синего цвета, в зависимости от того решения, которое принимается.
- Ребята наблюдают за муравьями. (с)
- Дети оставили костёр в лесу. (ч)
- Ребята огородили муравейник. (с)
- Мальчики взяли в лес весной собаку. (ч)
- Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (с)
- Ребята срезают грибы ножиком. (к)
- Ученики очищают парк от мусора. (с)
- Ребята увидели гнездо в траве. (к)
- Ребята бросают мусор на дорогу. (ч)
- Дети сильно шумят в лесу. (ч)
- Мальчик гуляет с собакой по газонам. (ч)
- Девочка рвёт цветы на клумбе. (ч)
- Ребята ходят в парке только по тропинкам. (с)
- Мальчик полез в кусты за мячом. (к)
- Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (ч)
- Дети вешают кормушку. (с)
- Дети ловят в пруду головастиков. (ч)
- Мальчики рассматривают жука. (к)
- Дети развешивают скворечники в парке. (с)
- Подростки моют мотоцикл в реке. (ч)
- Ученики высаживают возле школы деревья. (с)
- Дети заготавливают в лесу берёзовый сок. (ч)
- Мальчик вырезал перочинным ножом свои инициалы на дереве. (ч)
- Во время прогулки мальчик выбросил ненужную бумажку, найденную у себя в кармане, на землю. (ч)
- Подростки бросают в бездомную собаку камнями. (ч)
Кл. руководитель: Заинтересовал ли вас сегодняшний разговор? Какие факты вас удивили? Какое впечатление у вас осталось после знакомства с материалами классного часа?
(Ответы учеников)
Кл. руководитель: Экология! Экологическая катастрофа. Это слово, словосочетание мы слышим часто по телевизору. Президент РФ В. Путин считает, что «вопрос об экологии нужно поставить на первое место, т. к. от этого зависит наше здоровье, будущее наших детей». И я призываю вас, относитесь к природе сознательно, ответственно. Проявите свою причастность к её сохранению. Планета заболела! Мы должны её вылечить!
Помните:
Земля - единственная планета,
На которой возможна жизнь!
Давайте сохраним ее для будущего поколения!
Судьба планеты в наших руках!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли"
Разработка урокадля 6 класса....
"Рельеф Земли. Сейсмические пояса Земли".
План- конспект урока по географии 7 класс, на тему " Рельеф Земли. Сейсмические пояса Земли"...
Конспект классного часа "Земля отцов -моя земля"
Методическая разработка классного часа для учащихся 5 -го класса - победитель кревого конкурса методических материалов в рамках проведения фестиваля "Навстречу юбилею"!...
Гравитационное поле Земли. Ускорение свободного падения Земли.
Описано гравитационное поле Земли, ускорение свободного падения Земли, движение тела, брошенного под углом к горизонту, баллистическая траектория....
Классный час. Земля отцов-моя Земля (6 класс)
Цель: формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества. Речь пойдет о нашем к...
Тест по географии 7 класс по темам "Гидросфера Земли. Биосфера Земли. Земля - планета людей".
Тест по географии 7 класса предназначен для проверки знаний учащихся по темам "Гидросфера Земли. Биосфера Земли. Земля - планета людей". Учебник: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География мате...
Технологическая карта урока на тему: "Земля - планета Солнечной системы. Гипотезы возникновения Земли. Формы и размеры земли. Их географические следствия"
технологическая карта урока на тему: "Земля - планета солнечной системы. Гипотезы о возникновении Земли. Формы и размеры Земли. Их географические следствия"...