СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КРИЗИС ИЛИ РАЗВИТИЕ?
статья

AnnaMarkova23
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: стандартизация; отсутствие инноваций; онлайн-образование; 
неравенство в доступах; дифференцированные подходы
АННОТАЦИЯ. Автор рассматривает современное образование с точки зрения 
возможного кризиса и перспектив развития. Выявляет основные проблемы, стоящие перед 
образовательной системой, такие как финансирование, стандартизация, отсутствие 
инноваций, неравенство в доступе и устаревшие методики. В то же время обсуждает 
потенциальные пути развития образования, включая использование технологий, гибкость 
в подходе к обучению, развитие творческого мышления, дифференцированный подход к 
учащимся и возможности онлайн-образования. Также автор статьи проводит анализ 
текущего состояния образования и предлагают рекомендации для преодоления кризисных 
явлений и стимулирования его развития в будущем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennoe_obrazovanie_krizis_ili_razvitie.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КРИЗИС ИЛИ РАЗВИТИЕ?

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: стандартизация; отсутствие инноваций; онлайн-образование; неравенство в доступах; дифференцированные подходы

АННОТАЦИЯ. Автор рассматривает современное образование с точки зрения возможного кризиса и перспектив развития. Выявляет основные проблемы, стоящие перед образовательной системой, такие как финансирование, стандартизация, отсутствие инноваций, неравенство в доступе и устаревшие методики. В то же время обсуждает потенциальные пути развития образования, включая использование технологий, гибкость в подходе к обучению, развитие творческого мышления, дифференцированный подход к учащимся и возможности онлайн-образования. Также автор статьи проводит анализ текущего состояния образования и предлагают рекомендации для преодоления кризисных явлений и стимулирования его развития в будущем

IS MODERN EDUCATION A CRISIS OR A DEVELOPMENT?

KEYWORDS: standardization; lack of innovation; online education; inequality in access; differentiated approaches

ABSTRACT. The author examines modern education from the point of view of a possible crisis and development prospects. Identifies the main problems facing the educational system, such as financing, standardization, lack of innovation, inequality in access and outdated methods. At the same time, he discusses potential ways to develop education, including the use of technology, flexibility in the approach to learning, the development of creative thinking, a differentiated approach to students and online education opportunities. The author of the article also analyzes the current state of education and offers recommendations for overcoming crisis phenomena and stimulating its development in the future

Современное образование находится на распутье: некоторые видят в нем кризис, другие — развитие. Система образования столкнулась с рядом проблем, которые требуют немедленного внимания и изменений. Однако, в то же время, существуют инновации и новые подходы, которые могут привести к улучшению качества образования в целом.

XX-XXI век во многом связан с достижениями в сфере образования, которые явились следствием научно-технического прогресса, социальными преобразованиями. Однако расширение сферы образования, изменение ее статуса, а также социальной роли, сопровождались назреванием проблем, что дало основание делать выводы о кризисе современной системы образования. Масла в «костер» сомнений добавил постиндустриализм и особенности его проявления в России.

Справедливости ради отметим, что теоретическое осознание кризиса системы образования началось в конце 60-х – начале 70-х годов XX века, после выхода в свет книги английского ученого Ф. Кумбса «Кризис образования в современном мире»[1]. Автор констатировал наличие мирового кризиса образования, обозначив это состояние как «изменение», «приспособление», «разрыв». Ф. Кумбс самую суть мирового кризиса образования видел в разрыве между сложившимися системами образования и быстро меняющимися условиями жизни общества [1 ]. Мировой кризис образования, помимо девальвации традиционных социальных ценностей и поисков нового мировоззрения, характеризуется все более возрастающим различием в уровне и качестве образования между богатыми и бедными странами, а также внутри стран между социальными слоями. Со второй половины 90-х годов XX века мировое научное сообщество все чаще размышляло о сути кризиса в современном образовании. Незадолго до этого в 1970 гг. ЮНЕСКО с его подразделением, который курирует развитие наук, уже тогда признало, что современное развитие образования находится в кризисном состоянии.

Особенность же современного образования в его фрагментарности, в которой нет синтетического подхода, связывающего различные науки. Абсолютное большинство выдающихся ученых XX-XXI столетия выступали и выступают против признания исходных принципов в науке и образовании антихолистской плюралистично-релятивистской методологии. Так, один из известнейших физиков и методологов США Роберт Фейнман писал: «Сегодня наши физические теории, законы физики – множество разрозненных частей и обрывков, которые плохо соотносятся один с другим»[2 ]. Это мнение свидетельствует о том, что процессы дифференциации знаний значительно опережают их интеграцию. Последнее касается почти всех областей науки, особенно гуманитарных.

Очевидно, разрыв в системе образования существует уже давно и вместо ожидаемых перемен и формирования устойчивой общепризнанной системы наблюдается все более усугубленное положение, которое, вероятно, можно характеризовать как кризисное состояние системы современного образования. Подобное положение сферы образования приобретает хронический характер. Достаточно подробное изложение различных точек зрения по данному вопросу представлено в работе Е.В. Бодровой и С.Б. Никитиной «Кризис системы образования. Поиск новой. Парадигмы образования на рубеже XX-XXI веков»[3 ].

Глобализация и модернизация, в большинстве областей человеческой деятельности, углубляют кризис в области науки и образования. Сегодня развивается концепция о необходимости беспрерывного образования и опережающего характера образования относительно развития общества. На первый план вышли умение работать с информацией (находить, обрабатывать, использовать), а также способность быстро реагировать и эффективно использовать стремительно возникающие и развивающиеся инновации. Многие исследователи отмечают, что развернувшаяся в последние десятилетия информационная революция еще более обострила проблемы в системе образования. Коммуникативная революция многократно увеличила скорость обмена информацией, а вместе с тем и скорость принятия решений, динамику экономических, культурных, политических явлений. Отражением этого является тот факт, что в новом обществе смена специальностей, профессии, все чаще происходит несколько раз на протяжении жизни конкретного человека. Все слишком быстро устаревает, и это обстоятельство перемешивает рынок труда. Самостоятельность и решительность становится необходимыми качествами новой эпохи. Но, к сожалению, социум не всецело способен быстро ориентироваться во все ускоряющемся информационном потоке, быстро принимать решения и организовывать их воплощение, а это приводит к новым социальным проблемам, которые возникают из-за проблем в самой системе образования. Важным становится постоянное повышение квалификации представителей почти всех специальностей [1 ].

Несмотря на отсутствие среди отечественных исследователей общей точки зрения о наличии кризиса в современной российской системе образования, мы полагаем, что на сегодняшний день ситуация, в которой находится система образования, характеризуется как кризисная.

Прежде всего, отметим утрату образованием ясных целевых установок, приоритетов и подходов, что лишь на первый взгляд обусловлено процессами деидеологизации. Причины скрыты в структурных изменениях общества. В эпоху «перестройки», когда общество попыталось сформулировать новые задачи образования, на первый план выдвинулся личностный подход в образовании, ориентация на творчество, развитие мышления в противовес энциклопедичности. Попытка формирования подобной идеологии в системе постиндустриального российского образования явилась следствием развития «технологической» проблемы, которая основывается на самом содержании образования. Это выражается в неконкретизированных целях, вроде «разностороннего развития личности». Отсюда произошло разрушение прежней образовательной системы и возникновение на месте «единства без многообразия» «многообразия без единства». Рационалистическим пониманием личности непосредственно ранее обусловливалась гуманистическая миссия образования, состоящая в том, чтобы провести индивида через возраст не только физической, но также социальной и духовной несамостоятельности. Просвещение, по мысли И. Канта, как раз и есть «выход человека из состояния несовершеннолетия, неспособности пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого». Образованность, как свидетельство гражданскоправовой и моральной зрелости, предполагает внутреннюю суверенность личности в сочетании с индивидуальной ответственностью. Гуманистическое признание образования состоит в последовательно проведенном с демократических позиций принципе формирования каждой личности как индивидуальной формы всеобщности. Сегодня, несмотря на то, что происходит процесс формирования личности, жизнедеятельность которой не может замыкаться какой-либо узкой, изолированной сферой, остается необходимым определение не только развития личностного подхода, но и единой системы приоритетов представляющих общее многообразие национальных, государственных и частных интересов. Встает вопрос о последующей необходимости наработок каждой научной отраслью конкретного предметного содержания[3 ].

Снижение качества образования в высшей школе характеризуется незначительным и слабым внедрением новых технологий в образовательный процесс. Основной формой занятий являются лекции, набор элективных курсов минимален или полностью отсутствует. В данном случае происходит разрушение мотивации и учащихся и преподавателей. Образование находится в консервативной позиции. Отсутствует стремление к нововведениям, инновациям. Во многих образовательных учреждениях работа ведется по типу «сохраним все как есть». «Наша система вузовского образования, по большей мере, ориентируется на запоминание и усвоение огромного количества готовых материалов и решений». Европейская и американская системы – на обучение самостоятельному поиску необходимой информации, ее обобщение и анализ, и, наконец, на поиск собственных решений», - считает вице-президент Российской ассоциации бизнес-образования, профессор С. Мясоедов. Сегодня продолжают действовать формы и методы обучения середины прошлого века. В результате все чаще слышатся жалобы выпускников вузов о том, что у них недостаточно навыков практической работы. Кризис современного образования как института трансляции опыта во многом связан с тем, что опыт еще и не наработан – его просто нет.

Перечисленный выше спектр проблем в системе образования далеко не весь. Председатель Международной комиссии по образованию в XXI веке Ж. Делор полагает, что «человеческое воображение должно опережать различные технологические достижения» и должно наметить путь движения к «обществу образования». Сегодня крайне необходимо формирование новой парадигмы образования, предполагающей ориентацию на развитие личности, ее творческих способностей, введение гибких и проектных форм обучения, увеличение доли в объеме часов на индивидуальные формы подготовки, обеспечение индивидуальных траекторий обучения студентов.

Преодоление кризиса современного образования невозможно без выработки новых мировоззренческих и аксиологических ориентиров, более «культуроцентричных» и «гуманистичных», нежели преобладающие сегодня технократические, утилитаристские и узкофункциональные ценности, определяющие нормативный контекст образовательного процесса и пагубно

Одним из ключевых аспектов современного развития образования является использование цифровых технологий. Виртуальные классы, онлайн-платформы и образовательные приложения стали неотъемлемой частью учебного процесса. Цифровизация позволяет не только делать обучение доступнее для большего числа людей, но и индивидуализировать его, предоставляя студентам возможность учиться в своем темпе и по своему графику. Например, использование искусственного интеллекта в образовании позволяет создавать персонализированные программы обучения, подстраивая их под потребности и способности каждого ученика.

Не меньшее значение в современной системе образования имеет инклюзивность и доступность. Эффективное образование должно быть доступно для всех, независимо от социального положения, пола, религиозных убеждений, физических возможностей и других факторов. В этом контексте важно развитие программ и инициатив, направленных на интеграцию детей с особыми потребностями в общую образовательную среду. Современные методы и технологии помогают делать процесс обучения инклюзивным и эффективным для всех учащихся.

Интерактивное обучение и активные методы преподавания становятся все более популярными в образовательных учреждениях. Традиционные лекции постепенно отходят на второй план, уступая место междисциплинарным проектам, групповым обсуждениям и практическим занятиям. Это позволяет студентам не только получать знания, но и развивать критическое мышление, креативность и навыки работы в команде. Одним из примеров такого подхода является метод проблемно-ориентированного обучения, при котором студенты решают реальные задачи и проблемы, применяя полученные знания на практике [8 c. 14-16].

Глобализация и межкультурные коммуникации также оказывают значительное влияние на современное образование. Студенты и преподаватели все чаще участвуют в международных обменах, программах двойного диплома и онлайн-курсах, что способствует расширению их кругозора и укреплению межкультурного взаимодействия. Обучение в таком контексте помогает воспитывать толерантность, уважение к культурному разнообразию и умение работать в глобальной среде.

Одной из важных тенденций современного образования является акцент на непрерывное обучение и развитие профессиональных навыков. В условиях быстрого устаревания знаний и технологий, профессиональное развитие и переподготовка становятся необходимыми для поддержания конкурентоспособности на рынке труда. Многие образовательные учреждения предлагают программы повышения квалификации, курсы для взрослых и специализированные тренинги, которые помогают людям адаптироваться к изменениям и продолжать учиться на протяжении всей жизни.

Особенное внимание в развитии современного образования уделяется эмоциональному и социальному развитию студентов. Важно не только передавать знания, но и формировать у учащихся навыки эмоционального интеллекта, умение работать в команде, управлять своими эмоциями и разрешать конфликты. В образовательные программы все чаще включаются такие дисциплины, как психология, менеджмент стресса, и развитие лидерских качеств[4 ].

Наконец, важным аспектом будущего образования является устойчивое развитие и экологическое воспитание. Современные образовательные программы должны включать вопросы экологии, устойчивого потребления и охраны окружающей среды, чтобы формировать у молодежи ответственное отношение к природе и готовность решать экологические проблемы. Внедрение принципов зеленого строительства и использования возобновляемых источников энергии в учебных заведениях также способствет к воспитанию экологической ответственности у подрастающего поколения.

Таким образом, развитие современного образования характеризуется комплексным подходом, направленным на удовлетворение потребностей как отдельных студентов, так и общества в целом. Внедрение цифровых технологий, инклюзивных программ, интернационализация, акцент на постоянное обучение, социальное развитие и устойчивое развитие – все эти аспекты способствуют формированию более гибкой, адаптивной и эффективной образовательной системы, способной подготовить молодежь к вызовам будущего.

В целом, система образования должна быть гибкой, инновационной и осознавать глобальные тенденции и вызовы, стоящие перед человечеством. Только таким образом получится создать поколение высококвалифицированных специалистов, готовых не только адаптироваться к изменениям, но и активно формировать будущее.

Перспективы развития образования

1. Роль инноваций и новых подходов в повышении качества образования

В наше время изменения происходят с такой скоростью, что традиционные методы обучения часто не успевают адаптироваться к современным реалиям. Поэтому роль инноваций и новых подходов в повышении качества образования становится ключевой. Инновации способны кардинально изменить образовательную среду, внеся в нее элементы интерактивности, персонализации и доступности. Одним из основных направлений здесь является внедрение технологий искусственного интеллекта и машинного обучения, которые способны анализировать прогресс каждого студента и предлагать ему индивидуальные программы обучения.

Цифровые платформы и онлайн-курсы становятся неотъемлемой частью современного образовательного процесса. Они позволяют студентам получать знания в удобное для них время и темпе, что повышает их мотивацию и успеваемость. Кроме того, виртуальная и дополненная реальность открывают новые горизонты для интерактивного и погружающего обучения. Ученики могут исследовать виртуальные лаборатории, совершать экскурсии в далекие уголки планеты и даже в космос, что делает процесс обучения более захватывающим и запоминающимся.

Инновационные технологии также способствуют улучшению управления образовательными учреждениями. Системы электронной документации и автоматизации административных процессов позволяют преподавателям и администраторам сосредоточиться на ключевых аспектах обучения и воспитания. Важно также отметить, что инновации в сфере образования идут рука об руку с научными открытиями и исследованиями, что способствует постоянному обновлению учебных программ и методов.

Однако выявленные проблемы открывают также и новые возможности для эволюции системы образования. Современные технологии, цифровизация учебного процесса, а также появление новых педагогических методик представляют собой основу для значительных улучшений. Важно, чтобы образовательные учреждения были готовы адаптироваться к этим изменениям и эффективно интегрировать инновации.

Одна из ключевых задач состоит в поиске гармоничного баланса между традиционными методами и инновационными подходами. Традиционные методы, такие как очное обучение и классические дисциплинарные подходы, обладают проверенной эффективностью и стабильностью, которая необходима для основательного образования. В то же время, интеграция инноваций, включая гибкие учебные планы, онлайн-курсы, интерактивные инструменты и индивидуализированные программы обучения, может значительно повысить уровень усвояемости материала и развить у учащихся критическое мышление и способность к самостоятельному обучению[6 ].

В конечном итоге, ключевым фактором успеха будет являться способность системы образования оперативно реагировать на меняющиеся потребности общества и личностные потребности учащихся. Только в условиях преемственности традиций и прогрессивного инновационного развития можно создать такую образовательную среду, которая будет способствовать всестороннему развитию личности и подготовке к успешной профессиональной и общественной деятельности в будущем.

Список литературы:

  1. Кризис образования в современном мире [Текст] : Системный анализ / Пер. с англ. С. Л. Володиной [и др.] ; Под ред. д-ра экон. наук Г. Е. Скорова ; Послесл. д-ра экон. наук, проф. В. А. Жамина. - Москва : Прогресс, 1970. - 261 с
  2. Аврамкова Ирина Семеновна К вопросу о кризисе образования в современной России // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2011. №139. URL: (дата обращения: ).
  3. Карманова Дарья Александровна Кризис российского высшего образования: к проблеме аспектизации // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2012. №1. URL: (дата обращения: ).
  4. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. Москва: Наука, 1997.
  5. Агарков, Ю. А. Инновационные методы в педагогике: учебное пособие / Ю. А. Агарков. – М.: Академия, 2019. – 200 с.
  6. Борисенко, А. В. Современные образовательные технологии / А. В. Борисенко. – СПб.: Питер, 2018. – 256 с.
  7. Великанов, С. И. Психология образования в современном мире / С. И. Великанов. – М.: Педагогическое общество России, 2020. – 312 с.
  8. Еремеев, К. Н. Высшее образование в XX веке: кризис или развитие? / К. Н. Еремеев. – М.: МГУ, 2022. – 174 с.
  9. Иванова, Т. В. Введение в теорию обучения / Т. В. Иванова. – Новосибирск: НГУ, 2017. – 220 с.
  10. Коновалов, А. М. Образовательные реформы и качество знаний / А. М. Коновалов. – Екатеринбург: Уралпресс, 2015. – 198 с.
  11. Миронова, Л. П. Современные подходы к обучению / Л. П. Миронова. – М.: Логос, 2019. – 247 с.
  12. Никитин, В. С. Информационные технологии в образовании / В. С. Никитин. – Казань: Казанский университет, 2016. – 300 с.
  13. Осипов, И. Н. Педагогика и психология высшей школы / И. Н. Осипов. – СПб.: СПбГУ, 2018. – 232 с.
  14. Петрова, М. А. Методы активного обучения / М. А. Петрова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 190 с.
  15. Румянцев, Д. К. Образование в эпоху цифровизации / Д. К. Румянцев. – М.: Альпина Паблишер, 2020. – 270 с.
  16. Сидоров, Н. П. Управление образовательными системами / Н. П. Сидоров. – М.: Юрайт, 2021. – 245 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современное образование" Эссе по теме «Проблемные вопросы в современном образовании»

Противоречия в современной системе образования и пути их разрешенияСовременная система образования породила ряд противоречий. Причиной противоречий является отсутствие теоретического обоснования проце...

Современное образование для современных школьников

Современное образование для современных школьников...

Статья «Современным детям – современное образование»

Статья содержит мои мысли о трудностях при обучении современных школьников и возможностях их преодоления на уроках математики...

Статья "Урок технологии с использованием современных инновационных педагогических технологий, как неотъемлемая часть современного образования"

Современная система образования непрерывно претерпевает изменения и подвергается систематической модернизации. Особенно актуально это стало для педагогов в последнее десятилетие. В образовании меняютс...