Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"
статья

Статья о личном опыте применения здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы в старших классах школы с очно-заочной формой обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Проблема ухудшения здоровья молодежи в последнее время стала объектом внимания медиков, педагогов, общественности.

Так что же такое здоровье? Почему в последние десятилетия оно относится к глобальным мировым проблемам?

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает следующее определение индивидуального здоровья: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней и физических дефектов». Данное определение здоровья является, скорее всего, эталонной моделью будущего человека, к сожалению, пока далекой от реально существующей.

Современный человек все дальше и дальше отходит от природы. Пользуясь достижениями химии, физики, техники, мы перестаем активно двигаться, переходим на синтетическое питание, дышим загрязненным воздухом, пьем отравленную воду. Все это приводит к тому, что мы приобретаем новые болезни, а наше душевное равновесие все чаще бывает нарушено из-за злобы, агрессивности, зависти – как нашей, так и окружающих нас людей. Официальная медицина предлагает огромный арсенал новейших средств и методов лечения заболеваний, однако очень часто, избавившись от одной болезни, человек приобретает несколько других, связанных с побочными эффектами синтетических препаратов.

Большее время человек проводит в общеобразовательных учреждениях: детский сад, школа, институт.

Исследования показывают, что около 30% детей, поступающих в школу имеют различные отклонения в состоянии здоровья, что за время учёбы в школе у ребёнка ухудшается здоровье, к концу учёбы снижается зрение, нарушается осанка

Поэтому, одной из основных задач системы образования становится

сбережение здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом

образе жизни, устранение перегрузок и сохранение здоровья школьников.

Актуальность работы педагогов в данном направлении очевидна. Здоровье каждого человека, и ребенка в том числе, определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на его организм, возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействие полезных для здоровья факторов. Работа педагогов в данном направлении нацелена на развитие здоровьесберегающих навыков обучающихся.

Здоровье молодежи– это общая проблема. Решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровье сберегающих технологий. Под здоровье сберегающими технологиями следует понимать все те технологии, исследование которых в школе идёт на пользу здоровья учащихся. Здоровьесберегающие технологии может и должен применять на уроках каждый учитель.

Исходя из всего вышеизложенного, целью и задачами своей работы как учителя в рамках здоровьесберегающих технологий я вижу:

  1. Создание комфортных условий для учебы, чтобы уроки русского языка и литературы, а также внеклассные мероприятия рождали в каждом ребенке положительные эмоции, благотворно влияли на их здоровье;
  2. Формирование у обучающихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;
  3. Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации.

Средствами педагогического воздействия служат:

  1. Воспитательная работа (формирование культуры здоровья);
  2. Учебная работа (удовлетворение информационных запросов ученика);

Одним из направлений деятельности здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ) является рациональная организация учебного процесса.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья: игровая, исследовательская, проектная, ИКТ, личностно ориентированная.

Критерии здоровьесберегающего урока:

  1. Обстановка и гигиенические условия в классе: температура, свежесть воздуха, освещение (нормы САНПИНа);
  2. Число видов учебной деятельности: опрос, письмо, чтение,
    рассказ, ответы на вопросы (норма — 4-7 за урок):
  • средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (норма — 7-10 минут);
  • виды деятельности:
  • словесный,
  • наглядный,
  • аудиовизуальный,
  • самостоятельная работа (норма — не менее трех);
  • наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они из «потребителей знаний» превращаются в субъектов действия по их получению и созиданию.

Поэтому на уроках литературы при изучении крупных произведений я использую различные формы работы для развития творческой деятельности учащихся.

Здоровье сберегающие технологии— это:

  1. Условия обучения в школе (отсутствие стресса, адекватность требований );
  2. Рациональная организация учебного процесса;
  3. Соответствие учебной нагрузки возможностям учащихся.

Урок должен быть правильно организован, от уровня его рациональности зависит функциональное состояние обучающихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность и предупреждать преждевременное утомление.

При построении урока надо стараться создать обстановку для самовыражения ученика. Каждый может высказать своё мнение без боязни ошибиться.

От постоянного сидячего положения тела происходит напряжение мышц, это вызывает утомление учащегося, поэтому надо стараться чередовать работу сидя – стоя. Так во время урока можно ходить по классу, это позволяет детям следить за учителем, поворачивать голову, туловище.

На уроке должно быть 4-6 смен видов деятельности. Нужно уделять несколько минут на уроке оздоровительным моментам.

Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплению здоровья учащихся. В этом очень помогают физминутки, они снимают умственное утомление.

С первых минут урока нужно стараться создать обстановку доброжелательности. Здесь важна мимика, жесты, интонация. Атмосфера доверия раскрепощает ученика. Возможность выразить свою точку зрения, тактично исправлять допущенные ошибки, чтобы учащимся  было комфортно на уроке.

На уроках литературы я стараюсь создавать проблемные ситуации, задаю провокационные вопросы. Чем ближе к жизни ситуация, тем активнее учащиеся.

  1. Динамические паузы рекомендуются для всех обучающихся как профилактика утомления. Они могут включать элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики.
  2. Психологический климат на уроке.

Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт — напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей). Эмоциональные разрядки на уроке: шутки, улыбка, юмор, афоризмы.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы является необходимым в условиях современной действительности, учитель учитывает индивидуальные особенности учащихся и умеет подобрать для них наиболее оптимальные методы, формы и приемы учебной деятельности с тем, чтобы уровень успешности школьников постоянно повышался. Грамотное применение здоровьесберегающих технологий позитивно сказывается на здоровье учащихся, микроклимате урока, способствует лучшему овладению материалом и повышению мотивации, снимает трудности и сводит к минимуму учебный стресс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)

Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»...

"Эффективные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы" статья по русскому языку на тему

quot;Эффективные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы"статья по русскому языку на тему...