Буржуазия, мел и назидание потомкам
материал (11 класс)
- Эти наброски предложили сделать для стенда к 60 -летию школы "N9".
- Кому-то хотелось прочитать, как учились раньше, а кому-то - как сейчас.
- Позднее материал частично взяли в газету "Класс", г. Омск.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
burzhuaziya_mel_i_nazidanie_potomkam_.docx | 88.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Буржуазия, мел и назидание потомкам
Однажды мы решили поздравить учителей, и поставили на стол букет цветов.
Первым уроком в тот день была история, а вел ее - Георгий Иванович, наш директор.
Отмечу, что как руководитель, он не очень поощрял помпезность, красивые фразы и даже поздравления, если без повода или не в срок...
Наследство ему досталось хлопотное - старое здание, с лужами в раздевалках по весне, и у персонала забот немало.
А прежде, в 60-х, директора менялись часто, как и жизнь в стране.
Но с приходом Георгия Ивановича постепенно преобразилась школа, территория вокруг - во многом усилиями учеников!
В кабинетах обновились пособия и плакаты, на улице - стенды...
Особенно запомнилось благоустройство стадиона.
Футбольное поле расширили, а кромку беговой дорожки обозначили белым пунктиром.
Прямую эту мы выводили кирпичом - закапывали поглубже, чтобы не споткнуться, и аккуратно забелили известкой.
Подобной ненавязчивой, порой незримой точностью запомнился и стиль управления школой, когда каждое слово значимо и всерьез.
Как директора, Георгия Ивановича побаивались мы очень, но вот уроки он вел умело, и пожалуй, тактичнее многих учителей.
Никогда не ставил двоек "с ходу", не перебивал выступающих, хвалил за четкую речь и верный ход мыслей, да и занятия проходили с искоркой, теплотой.
Увлеченно рисуя на доске, он переживал события - за полководцев, императоров подробно, по шагам, да так образно и ярко, словно видел прошлое собственными глазами.
Имея награды, никогда не рассказывал о войне, но однажды, в суетный, праздничный день расчувствовался отчего-то...
И отодвинув наспех подписанную, пеструю открытку, произнес:
"Вы полагаете, нам точки-черточки - не так важны, для жизни? Но это... Только кажется!" - повторил, постукивая ручкой:
"Отправляю я депешу, как и следовало, по форме - напрямую в полк.
В наушниках писк, связь плохая, да уже и нет ее...
Чувствую, мешает кто-то рядом, тычет в висок.
Поднял глаза, а это...
Командир с пистолетом, лицо искаженное, жуткое....
"Повтори!" - говорит: "Слово в слово, по буквам!"
И снова дуло: "Что ты сейчас передал!?"
Разобрались потом, после боя... Не было ошибок у меня..."
На урок мы подготовили доклады о неравенстве: как трудно живется трудящимся во многих странах и школы доступны, увы, не каждому...
Но как не бьются рабочие за права и свободу, плоды их завоеваний по- прежнему присваивают хитрые буржуа и капиталисты.
Тема была понятной, и возможно, потому Леня Е., на втором ряду, справа - тянул руку вверх, подскакивая, словно пружинка.
Увидев цветы, Георгий Иванович взял журнал - как обычно, и громко спросил, обращаясь к классу:
"Кто это сделал?!"
Все молчали, затаив дыхание...
Заметив поднятую руку, директор добавил:
"Ладно, Е. отвечай!"
"Это сделала..." - уверенно начал Леня, набрав побольше воздуха и четко проговаривая каждый слог:
"БУР - ЖУ - А - ЗИЯ!"
Класс утонул в дружном хохоте...
А Леня растерянно хлопал ресницами: отчего столько смеха вокруг?!
Ведь о таком коварстве хитрой Буржуазии никто из нас и предположить не мог, как и сам учитель!
Помимо истории, мы обожали алгебру, поскольку вела ее наша Классная руководительница.
К началу урока, в полнейшей тишине приятно отсвечивала идеально вымытая доска, с клетками для чисел - "муха не сидела" ...
Большинство примеров стартовало с координатной оси, но стоило Классной рассечь окружность на четверти, как нас охватывала устойчивая дрожь...
В поддержку законам, теоремам и постулатам со стен за нами зорко следили гениальные математики, а один портрет висел - прямо над доской!
Как-то раз нас троих - меня, Костю и Толика оставили на внеочередную уборку класса, хотя мы, в принципе, и вели себя неплохо...
Лидером отстающих обычно считался Костя - помимо высокого роста и хороших манер ему обычно "везло" на мелкие хохмы.
Подойдя к доске - стирать за бездарными отличниками формулы, я дорисовал зигзаг и, в сердцах, подкинул мелок вверх:
"Аль джебе-е-р! Учитесь, господа!"
"Глянь-ка! "- тонко подметил Костя: "У Димки понятней, чем у классной?!"
Однако мелок не падал...
"Куда он пропал?!" - насторожился Толик. Он немного разбирался в плоскостях и восстановленных перпендикулярах: "Мистика какая-то..."
Мы подняли глаза вверх.
С высоты на нас с легкой иронией взирал Великий математик.
Несомненно, он знал единственное верное решение, но смолчал.
"Мел там!" - предположил Костя.
"Я так тоже смогу закинуть!" - насупился Толик.
"Чудик, сперва... Аксио-о-му докажи!" - возразил я.
Выбрав мелок поменьше, Толик вывел кривую, издалека похожую на гусеницу-землемера, и на этом скис.
"Ты хоть знаешь, что нарисовал, придурок?!" - хмыкнул Костя.
"С-с.. Как же его там... " - сопел Толик и отчаянно морщил лоб над клетками: "Сикус!"
"Садись... Два!" - оборвал Костя, копируя интонацию классной: "Вон с урока! Завтра явишься с родителями ... Матерщинник!"
"Косикус!" - моментально вспомнил Толик.
Описав идеальную параболу, мелок беззвучно закатился за портрет.
"Меткость!" - восхитился Костя.
Великий математик, вне сомнения, остался доволен ответом.
"А спиной к доске, с пол-оборота, сможешь!" - предложил я.
С тех пор терзания от алгебры развеялись напрочь.
Попробуй-ка ювелирно закинуть мелок за полотно!?
А если ты "криворукий", то и формулы тебе - не к чему, верно?
"Как быстро уходит мел?!" - вздыхала Классная, отправляя дежурных за новыми порциями мела вниз, на вахту, чаще и чаще...
"Задачки длинные, от уравнений устали!" - сокрушались и мы, вслед за нею.
В отчаянии строчили крохотными, последними кусочками, но они ...
Таинственно, бесследно исчезали!
Великий математик нас не выдавал.
Несомненно, и его не раз вызывали к директору, за светлые идеи!
Но вот картина покачнулась на ниточках, перекосилась, и дело запахло катастрофой...
На очередной уборке мы тайно перетащили учительский стол, поставили сверху стул, и еще стопку учебников...
Вскарабкавшись под потолок, аккуратно выудили запасы мела из тайника, вместе с пылью...
"Многовато его, однако, накопилось!" - озадачился Костя: "Здесь опасно держать!"
"Я знаю, где припрятать!" - нашелся Толик: "Надежное место, и на вахту бегать не будем!"
С горой брусочков на ладонях он направился к выходу...
Как двери распахнулись сами, и на пороге нарисовалась ... Классная!
"И что это у тебя в руках?" - изумилась она, едва не обронив журнал.
"Мел!" - гордо ответил Толик.
"Позволь, а откуда у тебя... Столько мела?!"
В глазах ее светились молнии, но только потому что он молчал:
"Отвечай, немедленно! Откуда мел, Анатолий!!!"
"С потолка!" - наконец, откровенно признался Толик.
Зря он так брякнул, в ступоре - ведь Великий математик был не причем!
"Я его аккуратно собирал, чтобы на голову не падало!" - оправдывался Толик: "И пыль тоже!"
Классная подняла глаза вверх, но кроме привычной белизны ничего не обнаружила.
"Парты двигали ... По крохам, углам искали!" - клялись мы в один голос.
"Так, так... И куда ты теперь с ним, с мелом?" - осторожно поинтересовалась она, будто кто-то еще умел чертить круги - параболы круче математиков.
"Как куда, прятать!?"
"А вдруг... Опять не хватит?" - поддержали мы.
"Значит, в учительскую, к нам..." - сощурилась Классная.
Но поскольку в глубине души и она была рада чудесному возвращению мела, это спасло нас от конкретной, неминуемой взбучки.
Великий математик, конечно же, промолчал, но на всякий пожарный мы вели себя тихо. как мышки, безропотно убирая класс и соглашаясь на все тяжкие - бесконечно долго, недели две, не меньше...
Пока Костя не открыл тайный язык древних сибирских аборигенов, но об этом как-нибудь в следующий раз.
Завершить повествование мне бы хотелось на послании потомкам, которое было отправлено перед последним звонком...
За нашей школой прежде располагался старинный сквер - с раскидистыми тополями, и потемневшими от времени лавочками.
Сквер окружал невысокий и покосившийся забор.
Вместо урока труда нам выдали лопаты и отправили менять стойки - копать ямки под новые столбики.
Весеннее утро было чудесным, но с легкой грустью - восемь лет школы навсегда остались позади!
Мы выкопали первую ямку и разговорились о том, как, лет через пять -десять, новые выпускники, как и мы сейчас, начнут ухаживать за сквером и чинить наши столбики.
Но про нас, увы, никто вовек не вспомнит!
И потому мы решили оставить "потомкам" письмо.
Послание уместилось на листке бумаги, и в нем было все, что требуется для развеселой жизни в школе: советы как ловко объегорить преподавателей, рецепты проявляющихся чернил - под пятаки в журнале, отбеливание двоек, невидимые супершпоры и многое другое...
Листок поместили в бутылку, закупорили и отправили в ямку, вслед за столбиком.
Как неожиданно рассорились, и один мальчик - сдрефил.
Он заявил, что тайник обязательно раскопают первыми - дотошные учителя, и нам влетит за это ...
С тех пор прошло немало времени.
Забор снесли, тополя спилили и рядом развернули стройку.
Пустырь застелили асфальтом, под стоянку автомашин.
Послание наше - так и не дошло до адресата!
И по сей день гудят над ним моторы и шуршат шины ...
А учителя ставят единицы и двойки подряд, и безнаказанно выгоняют учеников из класса, когда им заблагорассудится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сохраним леса для потомков. Сборник методических материалов.
В сборнике представлены материалы по изучению, исследованию, защите, уходу, сохранению лесных ресурсов Кузбасса: кратки...
Урок-диспут на тему: «Что мы оставим потомкам?»
Мысль о том, что существованию жизни на Земле может угрожать повседневная хозяйственная деятельность человека, получила широкое распространение сравнительно недавно и была встречена с естественн...
"Вашей немеркнущей славе память потомков верна..." - день знаний 2011. Урок мужества.
Общешкольное мероприятие...
Прошлое приходит к потомкам.
Музей истории Кубанского казачества и нашей станицы....
Литературно-музыкальная композиция. Вам, ушедшим в бессмертие, - вечная слава и память потомков.
Предназначена для выступления учащихся 9-11 классов. Посвящена Дню Победы....
Урок – конференция по теме: «Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии».
Урок по Новой истории 7 класс. Тип урока: изучение нового материала.Форма урока: урок – конференция.Урок направлен на то, чтобы дать знания учащимся об основных идеях просветителей, о...
Презентация по теме: Путешествие в мудрые науки без назидания и скуки
презентация игры "Путешествие в мудрые науки без назидания и скуки"...