Развиваем функциональную грамотность
презентация урока для интерактивной доски (7 класс)

Кузнецова Алла Анатольевна

Развиваем мышление 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл функциональная грамотность 480.6 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование функциональной грамотности на уроках математики

Слайд 2

Математическая грамотность – способность проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. 2

Слайд 3

Проблема 1. Затруднения, связанные с избирательным чтением. Пример 1. Приём «Кластер» по теме «Квадратное уравнение и его корни» Какие еще приемы можно использовать: Приём «Тонкие и толстые вопросы» Приём «Составление краткой записи задачи» Приём «Учимся задавать вопросы разных типов» – «Ромашка Блума» Приём «Чтение с остановками» Приём «Инсерт» Приём «Ключевые слова» Приём «Верные и неверные утверждения» Приём «Верите ли вы…» Приём «Синквейн» 3

Слайд 4

4 Пример 2. Приём «Верные и неверные утверждения» по теме «Окружность» Вписанный угол, опирающийся на диаметр окружности, прямой. Все диаметры окружности равны между собой. Все хорды одной окружности равны между собой. Любой параллелограмм можно вписать в окружность. Любые два диаметра окружности пересекаются. Угол, вписанный в окружность, равен соответствующему центральному углу, опирающемуся на ту же дугу. Центр описанной около треугольника окружности всегда лежит внутри этого треугольника. В любой правильный многоугольник можно вписать только одну окружность.

Слайд 5

5 Пример 3. Приём «Ромашка Блума» по теме «Признаки делимости на 2,5,10» Простые вопросы: -Какие числа делятся на 2(5,10)? Уточняющие: -Верно ли я тебя понял, что если число оканчивается цифрой 0, то оно делится на 5? Творческие: -Что было бы, если бы не были известны признаки делимости? Объяснительные : - Почему сумма двух нечетных чисел является четным числом? Практические: - Где используются признаки делимости? Оценочные:- Что тебе не понятно по данной теме?

Слайд 6

6 Пример 4. Приём «Синквейн» по теме «Теорема Пифагора» 1-я строка – название синквейна - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; 2-я строка – два прилагательных, описывающих основную мысль; 3-я строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы; 4-я строка – фраза на тему синквейна; 5-я строка – существительное, связанное с первым, отражающее сущность темы. 1. Теорема Пифагора 2. Строгая, логичная. 3. Строим, доказываем, вычисляем. 4. Квадрат, построенный на гипотенузе, равен сумме квадратов, построенных на катетах. 5. Прямоугольный треугольник.

Слайд 7

Проблема 2. К ак сформулировать (переформулировать) задачу, чтобы найти тот математический аппарат, с помощью которого уже можно решить привычную математическую задачу? Пример. Человек, рост которого равен 1,8 м, стоит на расстоянии 16 м от уличного фонаря. При этом длина тени человека равна 9 м. Определите высоту фонаря (в метрах). Решение: Составить математическую модель. 2. Решить задачу с помощью подобия треугольников. 7

Слайд 8

Проблема 3. И нтерпретация результата, полученного математическими вычислениями, обратный перевод с математического языка на язык решаемой проблемной задачи. Пример. В пачке 500 листов бумаги формата А4. За неделю в офисе расходуется 1200 листов. Какое наименьшее количество пачек бумаги нужно купить в офис на 4 недели? Решение: За 4 недели в офисе расходуется 1200 · 4 = 4800 листов бумаги. Разделим 4800 на 500: Значит, нужно купить не меньше 10 пачек бумаги. 8

Слайд 9

Примеры проектов на уроках математики: «Математика и ремонт», «Проценты и кредиты», «Расчеты по химическим уравнениям», «Старинные задачи», «Математика и здоровое питание». Функциональная грамотность на уроках математики Решения нестандартные задачи множественные тексты Проекты 9

Слайд 10

Межпредметные задачи. Пример математика-география: В городе N живет 200 000 жителей. Среди них 15% детей и подростков. Среди взрослых жителей 45% не работает (пенсионеры, студенты, домохозяйки и т. п.). Сколько взрослых жителей работает? Практико-ориентированные задачи. 1-5 задачи ОГЭ. 10

Слайд 11

11 Компетентностно-ориентированные задания Пример. Компания ребят арендовала боулинг на 2 часа. Какое максимальное количество бросков они смогут сделать, если в среднем на каждый бросок уходит 2,8 минуты? Стимул -погружает в контекст задания мотивирует на выполнение Задачная формулировка -точно указывает на деятельность учащегося для выполнения задания Источник информации -содержит информацию необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания Инструмент проверки -дает верный модельный ответ на задание/ключи Структура КОЗ .

Слайд 12

12 Стимул Выполнить максимальное количество бросков Задачная формулировка Перевести часы в минуты. Выполнить действия с десятичными дробями. При необходимости округлить. Источник информации Учебник по математике. Правило деления десятичных дробей Инструмент проверки Получен верный ответ – правильно решенная задача. Получен неверный ответ – найти ошибку и исправить ее. Компания ребят арендовала боулинг на 2 часа. Какое максимальное количество бросков они смогут сделать, если в среднем на каждый бросок уходит 2,8 минуты?

Слайд 13

13 Какие сложности в вашей работе могут возникнуть при составлении компетентностностно-ориентированных заданий? Практическая работа

Слайд 14

14 Выберите из предложенных задач те, которые, по Вашему мнению, являются компетентностно-ориентированными? Задача № 1. Тема «Действия с десятичными дробями». Задача. Одним из важных компонентов для поддержания нашего организма в тонусе является употребление необходимого количества витаминов и минералов. В весенний период чувствуется ослабленность иммунитета. Дефицит железа приводит к серьезным последствиям: замедлению развития моторики, нарушению координации, замедлению речевого развития, а также недостаток железа в организме приводит к развитию анемии. В понедельник в меню школьной столовой на обед было предложено: гречневая каша (200 гр.) с котлетой (100 гр.) и салат из цветной капусты (100 гр), а во вторник в меню предложили печеночные оладьи (150 гр.) с салатом из свеклы с черносливом (100 гр). В какой день, съев обед, ты получил, суточную норму железа? В меню, какого дня необходимо добавить продуктов, содержащие железо? (необходимый справочный материал предлагается) Задача № 2 Тема «Наибольший общий делитель». Задача. Чтобы приготовить одинаковые подарки для детей купили 90 плиток шоколада, 150 яблок и 210 конфет. Какое наибольшее количество одинаковых подарков можно приготовить?

Слайд 15

15 По предложенному компетентностно- ориентированному заданию определите в данной задаче стимул, задачную формулировку, источник информации, инструмент проверки. Елена Ивановна регулярно приобретая обувь своему сыну сделала свой выбор в пользу торгового бренда « Kari » . На распродаже весенней коллекции обуви бренда « Kari » в торговом центре «Аура» на ботинки для мальчика первоначальной стоимостью 10000 тыс. руб. предложена скидка 25%, а сайт lamoda. ru предлагает скидки на всю обувь бренда « Kari » от 15%-55% . Выясните, каким способом выгоднее приобрести ботинки. Стимул -погружает в контекст задания мотивирует на выполнение Задачная формулировка -точно указывает на деятельность учащегося для выполнения задания Источник информации -содержит информацию необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания Инструмент проверки -дает верный модельный ответ на задание/ключи

Слайд 16

16 Попробуйте составить задачную формулировку составить к компетентностно-ориентированному заданию по теме «Действия с натуральными числами» с помощью предложенных предметов : книга, книжная полка.

Слайд 17

17 Мама купила собрания сочинений Ф.М. Достоевского состоящее из 12 томов (формат издания 600х900 мм). Какого размера нужно заказать книжную полку в мебельном салоне, чтобы разместить все книги на ней? В связи с переездом на новую квартиру необходимо упаковать 15 книг размером 600х1080 мм с книжной полки в коробку . Какого размера нужно взять коробку, чтобы перевезти эти книги?

Слайд 18

18 Задачи стратегического развития Российской Федерации: • усиление позиций Российской Федерации в глобальной конкуренции путем развития человеческого потенциала как основного фактора экономического развития; • технологическое первенство на мировой арене, усиление роли инноваций в социально-экономическом развитии. Функциональная грамотность – основа жизненной и профессиональной успешности выпускников!

Слайд 19

19 Приём «Синквейн» по теме «Теорема Пифагора» 1-я строка – название синквейна - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; 2-я строка – два прилагательных, описывающих основную мысль; 3-я строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы; 4-я строка – фраза на тему синквейна; 5-я строка – существительное, связанное с первым, отражающее сущность темы. 1. Теорема Пифагора 2. Строгая, логичная. 3. Строим, доказываем, вычисляем. 4. Квадрат, построенный на гипотенузе, равен сумме квадратов, построенных на катетах. 5. Прямоугольный треугольник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб

Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...

Развиваем функциональную грамотность на уроках физики

Из опыта работы: в рамках участия в федеральном проекте «Разработка, апробация и внедрение модели метапредметной методической системы по проблемам обеспечения языковой культуры, в том числе куль...

Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.

Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"

В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...

«Функциональная грамотность: развиваем в средней и старшей школе. Модули»

В современном динамически развивающемся обществе значительно расширилось содержание понятия «грамотность». Наряду с традиционной интерпретацией грамотности (умение человека читать, писать ...