«Самостоятельная работа - эффективное средство в обучении математике»
статья (10, 11 класс)
Работа посвящена теме самообразования. В работе размещен отчет по теме самообразования "«Самостоятельная работа - эффективное средство в обучении математике»"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_teme_samoobrazovaniya.docx | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по теме самообразования: «Самостоятельная работа как эффективное средство в обучении математике»
Еще Л.Н. Толстой говорил: «Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли». Работая, уже более 25 лет в школе, я понимаю, что прочные знания учащиеся получают, когда работают самостоятельно. И это актуально в наше время как никогда. Не секрет, что большая часть обучающихся выполняют домашнюю работу с помощью решебников и интернета. И это становится огромной проблемой качества обучения. Исходя из особенностей нашего времени, необходимо быть грамотным, чтобы нормально в сложном и требовательном обществе. Очень важно, чтобы обучающиеся не испытывали страха перед жизнью. Поэтому я на своих уроках математики я, постоянно предлагаю своим ученикам различные виды самостоятельной деятельности, требующие знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность. В процессе такой работы ученики привыкают к востребованности своих знаний, убеждаются в значимости образования.
Самостоятельная работа - это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственные и практические операции и действия зависят и определяются самим учеником.
Присутствие самостоятельной работы необходимо на уроках, в том числе и на
уроках математики, так как они тренируют волю, воспитывают работоспособность, внимание, дисциплинируют учащихся. Учителю на уроках математики необходимо опираться н самостоятельную работу учеников, самостоятельное рассуждение, умозаключение.
Самостоятельная работа - это метод, который очень помогает учителю для выяснения способностей учащихся. Работая самостоятельно, ученик должен постепенно овладеть такими общими приемами самостоятельной работы как ясное представление цели работы ее выполнение, проверка, исправление ошибок.
Самостоятельные работы должны преследовать следующие цели:
1. Формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения;
2. Развитие мышления;
3. Поддерживание интереса к деятельности учащихся;
4. Развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, упорство в достижения цели, самостоятельность;
5. Регулярный контроль успеваемости учащихся по предмету.
Важно научить ученика приёмам выполнения домашнего задания, устно и письменно; проводить индивидуальную работу с отдельными учениками по развитию самостоятельности учащихся во внеурочное время.
Важнейшим направлением повышения качества обучения является совершенствование самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Чтобы преподаватель мог активно вмешиваться в процесс учебного познания и управлять им, необходимо:
1) разнообразить методы обучения с широким внедрением элементов самостоятельной работы учащихся на уроке;
2) совершенствовать формы и методы контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся;
3) осуществлять индивидуальный подход к учащимся.
В связи с этим можно выделить следующие виды самостоятельная работа. на уроках математики:
1. предварительные работы, подготавливающие к изучению новых
знаний;
2. работы, организуемые с целью изучения нового материала;
3. работы, нацеленные на повторение, закрепление знаний;
4. работы, организуемые с целью применения знаний и формирования умений;
5. обобщающие самостоятельные работа.;
6. проверочные самостоятельные работа.
Виды обучающих самостоятельных работ, которые использую на уроках математики.
1.Самостоятельная работа с предварительным разбором. Даётся подробный разбор задачи или упражнения со всеми теоретическими обоснованиями. Затем для самостоятельной работы предлагается подобная задача.
2.Решение задач с последующей проверкой. Ученики выполняют задание самостоятельно, затем проверяют свою работу по показываемому им образцу, при этом поэтапно выясняется осмысленность решения путём постановки соответствующих вопросов.
3.Многовариантное задание с готовыми ответами. Эти работы помогают быстрому установлению обратной связи, выявлению пробелов и разбору неясных ситуаций.
4.Математические диктанты с самопроверкой.
5.Работа по заданному алгоритму приучает учащихся к чёткому, последовательному выполнению задания, целенаправленно организует мыслительную деятельность учащихся.
Особенность фронтальной формы организации самостоятельной деятельности учащихся состоит в следующем:
1. все учащиеся выполняют общие задания;
2. используются общие приемы организации и руководства действиями учащихся.
Главное преимущество фронтальных работ заключается в том, что здесь возможны коллективные устремления к общей цели, решение единых задач, побуждение учащихся к сотрудничеству. Промежуточные и конечные результаты могут успешно обсуждаться всеми учащимися, подвергаться взаимному контролю. Это оказывает существенное влияние на качество знаний и умений, стимулирует познавательный интерес и активность учащихся.
Самостоятельная деятельность обучающихся - основа развивающего обучения. Важной задачей, которую я ставлю перед собой является развитие у обучающихся творческого мышления, так как оно позволяет обучающимся не только изучить и запомнить материал, но и находить нестандартные методы решения и конструировать новые подходы. Тем не менее, я понимаю, что решение задач творческого характера занимает на уроке значительную часть времени и доступны только для хорошо подготовленных обучающихся. Вследствие этого возникает необходимость в самостоятельном индивидуальном решении обучающимися задач творческого характера. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания обучающихся. Одной из главных задач современного образования, является формирование у обучающихся умения оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях.Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закреплялись в результате его собственной деятельности над учебным материалом.Всвой работея при составлении заданий для самостоятельной работы, стараюсь учитывать степень сложности, она должна соответствовать учебным возможностям детей, иначе в спешке и нервозности у ребенка возникают пробелы в знаниях. Стараюсь не злоупотреблять самостоятельной работой в учебном процессе, это также вредно, как и ее недооценка. Нельзя также забывать, что на успехи ученика огромное влияние оказывает настрой самого учителя к способностям обучающегося. Вот поэтому так важно умение учителя создать в классе доброжелательную атмосферу, особенно во время выполнения самостоятельных работ. Задания, которые я предлагаю для самостоятельной работы, вызывают интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть.
Учащиеся всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам, в процессе выполнения которых они исследуют предметы и явления, «открывают» новые методы измерения физических величин. При выполнении обучающимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль, конечно, принадлежать учителю. Я продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы. Он обучает учащихся методами самоконтроля и осуществляет контроль за её качеством, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при организации самостоятельной работы. Самостоятельные работы я подразделяю на: приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
закрепление и уточнение знаний;
выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
формирование умений и навыков практического характера;
формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации. Самостоятельные работы по своему дидактическому назначению можно разделить на два вида: обучающие и контролирующие. Обучающие делят на группы: работы по формированию знаний и работы по формированию навыков. Цель работ по формированию знаний состоит в том, чтобы в процессе самостоятельной деятельности учащихся довести до их сознания содержание нового понятия, раскрыть его необходимые признаки, показать связь с ранее известными понятиями. Эти работы проводятся при первичном закреплении знаний, т. е. сразу после объяснения материала.Чтобы ученик получив новые знания мог ими оперировать в жизни, они должны быть не только понятны, но и прочно закреплены в сознании и памяти. Например, при изучении темы Решение неравенств можно дать такие однотипные задания:Решить неравенство: а) 4(3х — 4)≤ 5(2–3х); б) 4(7–5х)≤ 6(9+4х); в) (3 - х) 11≤ -2(х + 4). При выполнении таких работ деятельность ученика элементарна, протекает в форме простого воспроизведения изученного, однако они способствуют накоплению опорных фактов. Проверка самостоятельных работ процесс длительный и трудоёмкий. В большинстве случаев проверка работы происходит после уроков и результат сообщается на следующем занятии, когда дети уже забыли и ход решения задания, проблемы его поиска, и им нужны только оценки. Я стараюсь, чтобы уже на уроке ребята узнавали результаты своего труда, а также получали бы иногда возможность самим проверить работы. Для упрощения проверки необходимо специальным образом организовать самостоятельную работу, и тут на помощь мне приходят информационные компьютерные технологии. Создание презентаций или использование компьютерного тестирования позволяют не только сократить время на проверку самостоятельных работ, но и повысить интенсивность самого урока.
Небольшую самостоятельную работу можно провести в виде графического диктанта: «Да» изображается отрезком (__), «нет» уголком (^). Задание. Выполните действия: 1) 7,8: 0,1 = 78 ;2) 499,6: 10 = 49,96; 3)0.74:0,01=74; 4) 295,1:1000=0.2951; 5) 5,96:0.01=596; 6)74:1000=0,074; 7) 0,77:0.001=77 8) 20:100=0,02; 9)0,36:0,01=0,36; 10)63:10000-0,63 Ответ:_ _ _ _ _ _ ^ ^ ^ ^.Контрольные самостоятельные работы. Как понятно из названия, их главной функцией является функция контроля. Необходимо выделить условия, которые нужно учитывать при составлении заданий для самостоятельных контрольных работ. Во-первых, контрольные задания должны быть равноценными по содержанию и объему работы; во-вторых, они должны быть направлены на отработку основных навыков; в-третьих, обеспечивать достоверную проверку уровня знаний; в-четвертых, они должны стимулировать учащихся, позволять им продемонстрировать все их навыки и умения. Мне хочется остановиться на тестировании, которое является еще одним видом самостоятельной работы.
Необходимость подготовки обучающихся к ЕГЭ заставляют постоянно применять тесты. Начиная с 5-го класса, ученики усваивают инструкции по выполнению тестов. Эти инструкции сообщаются и напоминаются до тех пор пока они не привыкнут к их выполнению. Затем даю тесты все больше похожие на варианты ОГЭ и ЕГЭ, рассчитанные на более глубокие знания изучаемого материала. Таким образом, научить ученика учиться, научить самому добывать знания можно, лишь организуя его самостоятельную практическую учебную деятельность. Современному обществу нужны люди самых разных профессий, в том числе врачи, конструкторы, художники, философы и т.д. Но все чаще мы говорим, что каждый в своей профессии должен быть творческим работником. Таким образом, современный заказ школе заключается вовсе не в подготовке исполнителей, а в подготовке творцов, мыслящих людей.
Литература:
1. Золотов Ю.Б. Организация современного урока. Под редакцией Пидкасистого. М.: Просвещение.1994г.
2. Леонтьева М. Р. Самостоятельные работы на уроках алгебры. М.: Просвещение. 1997.
3. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под ред. Е. С. Полат. — М.: Академия,1996. 4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование,1998.
4.Буряк, В. К. Самостоятельная работа учащихся / В.К. Буряк. – М.: Просвещение, 1984.
5.Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения / Б.П. Есипов // Материалы педагогических исследований. – М., 1961. – Вып. 115.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа как средство развития самостоятельности учащихся на уроках математики.
Основой учебного процесса является оптимальное управление деятельностью учащихся, а поэтому их самостоятельная деятельность повышает эффективность обучения лишь в том случае, когда учителем пров...
Проектная работа - эффективное средство организации самостоятельной, творческой работы учащихся.
В своей работе я применяю метод проектов уже несколько лет и вижу, что он приносит свои положительные результаты. Тема работы, уровень сложности содержания выбирается в соответствии с интересами и уро...
Самостоятельная работа как эффективное средство в обучении математики
В наше время, в условиях рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информаций. От каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества, как предприимч...
Статья. " Самостоятельная работа как эффективное средство в обучении математике "
В современном обществе нужен человек с высоким уровнем профессионализма, человек обладающий деловыми качествами , способный ориентироваться и быстро принимать правильное ре...
Методическая разработка - презентация «Самостоятельная работа как эффективное средство в обучении математике»
В современном обществе нужен человек с высоким уровнем профессионализма, человек обладающий деловыми качествами , способный ориентироваться и быстро принимать правильное решение , умеющий работать тво...
Виды самостоятельной работы как средство организации учебной деятельности учащихся при обучении математики
Виды самостоятельной работы учащихся на уроке математике и их кратоке содержание....
Самостоятельная работа как эффективное средство в обучении математики в условиях реализации ФГОС
Самостоятельная работа как эффективное средство в обучении математики в условиях реализации ФГОС...