Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5-6 классов «Орфографическая спартакиада»
план-конспект занятия (6 класс)

             Создание психологически комфортных условий в процессе обучения помогают игровые тематические уроки и классные мероприятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                        Приложение № 80

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

        средняя общеобразовательная школа №4

городского поселения «Рабочий поселок Ванино»

Ванинского муниципального района Хабаровского края

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5-6 классов  «Орфографическая спартакиада»

Разработано и проведено с целью создания

психологически комфортных условий в

процессе обучения учителем  русского

языка  и литературы Аникиной Е. А.

П. Ванино

2023 г.

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5, 6 классов

(с использованием ИКТ)

Тема: Орфографическая спартакиада

Форма мероприятия: игра

Цель: 1. Выявить уровень знаний, умений, навыков, полученных при изучении  орфограмм «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне» «Чередующиеся гласные в корне», «Гласные е, и в приставках пре- , при-» , «Буквы З, С на конце приставок», «Буква Ь после шипящих в именах существительных и глаголах»

2. Развивать навыки грамотного письма, самоконтроля, логики, командной работы.

3. Прививать любовь к великому русскому языку, воспитывать качества товарищеской поддержки, коллективной сплоченности.

Время проведения: 2 академических часа

Оборудование: - жюри, оценивающее работу команд; 2 или более команд игроков;

- экран и медиа проектор;

- запись на левой боковой доске: «Собирут, наслождение, прекосаюсь, брош, разсказ, квортира, товарищь»; запись на правой боковой доске: « ……….  спартакиада»

- комплекты фишек к упражнениям №1, 4;  таблица к упражнению №2; ватман с заранее приготовленным полем для игры в «Орфо-шашки» к упражнению №3; карточки для выполнения упражнения №5;  слайды,  приготовленные в программе POWER POINT к упражнению №6,7 .

(Все упражнения, требуют предварительной подготовки).

Упражнения №1, 4 «Орфо-домино».  Комплекты разрезанных фишек  готовятся по количеству участвующих команд. Задание выполняется на столах.

Упражнение №2. «Орфо-альпинизм». Таблица, с вписанными приставками, вычерчивается на доске мелом.

Упражнение №3 «Орфо-шашки». Поле (расчерченный ватман), на котором сражаются игроки, вывешивается на доске. Фишки (слова, распечатанные на цветной бумаге), приклеиваются бумажным клеем.

Упражнение №5 «Орфо-лото». Задание выполняется на столах игроков. После выполнения зачитывается вслух . Жюри оценивает скорость выполнения и правильность.

Упражнение №6, 7  «Орфо-магия», «Сюрприз». Текст задания выводится на экран медиа проектором. Выполняется участниками на местах.

План мероприятия:  

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний и мотивация учащихся.
  3. Поэтапные соревнования:
  1. Первый этап – упражнение №1 «Орфо-домино».
  2. Второй этап – упражнение №2 «Орфо-альпинизм».
  3. Третий этап – упражнение №3 «Орфо-шашки».
  4. Четвертый этап – упражнение №4 «Орфо-домино».
  5. Пятый этап – упражнение №5 «Орфо-лото».
  6. Шестой этап – упражнение №6 «Орфо-магия».
  7. Седьмой этап – упражнение №7 «Сюрприз».
  1. Подведение итогов.
  2. Рефлексия.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний и мотивация учащихся.

Ведущий (член жюри):

- Ребята, на доске записаны слова (читает их вслух): «Собирут, наслождение, прекосаюсь, брош, разсказ, квортира, товарищь». Внимание, исправьте допущенные ошибки. (Учащиеся поднимают руки и выходят к доске исправлять ошибки, что засчитывается по одному баллу за каждый правильный ответ)

- Перечислите орфограммы, которые сейчас повторили.

- Какой раздел языкознания нужно изучать, чтобы знать правила написания слов? (Орфографию).

- Раскройте значение этого слова. (Раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов).

- Сделайте вывод, в какой спартакиаде вы будете участвовать? (Орфографической).

- Сформулируйте тему урока. (Орфографическая спартакиада).

  1. Поэтапные соревнования:

Первый этап - 1 упражнение                     

ОРФО-ДОМИНО

 Задание:  Замените фишки соответствующими парами слов, учитывая, что узор фишки демонстрируют общее количество букв в корне и ту безударную гласную, которая в нем пропущена. Фишки расставить в порядке, соответствующему порядку слов.

1

2

3

4

5

. а

. а

. а

. и .

. и .

. о .

. а . .

. . е .

. . о .

. а .

6

7

8

9

10

. о . .

. е .

. . и .

. . я .

. .о . .

. . и .

. . о .

. а . .

. .а . .

. и .

  1. Ут . млённый – исц . лить. (6)
  2. Ор . шать – зап . х. (5)
  3. Изв . нить – од . левать. (3)
  4. Погл . щать – б . гровый. (9)
  5. Заб . стовать – просв . тить. (4)
  6. Изв . яние – нав . сать. (2)
  7. Воскл . цать – сотp . сение. (7)
  8. Сост . влять – прил . пить. (10)
  9. Упр . стить – прибл . жать. (8)
  10. Зат . иться – препод . вать. (1)

Второй этап - 2  упражнение                                      

ОРФО  -_АЛЬПИНИЗМ

Таблица вычерчивается на доске. Упражнение выполняют игроки по очереди, победителем считается та команда, которая выполняет задание быстрее и правильно.

Задание: Чтобы покорить вершину этой горы, следует на каждом горном уступе оставить слово с заданной приставкой, выбрав его из общего списка.  Будьте внимательны: не все  слова вам пригодятся.

Вос-

Воз-

Рас-        

            Раз-

Бес-

Без-

С-

З-  (в корне)

Из-

Ис-

Раз-

Рас-

Воз-

        Вос-

И . жариться на солнце,  во . зрение на мир,  и . кристый огонь,  бе . породный щенок,  во . давать по заслугам,   . дравица в честь героя,  бе . жалостный поступок,   ра . гореться на ветру,   во . хвалять героя,    . борный домик, бабушкина и . бушка,   ра . прашивать о маршруте,   и  . паряться под солнцем,      и . ковое заявление в суд,   во . становить силы, ра . щедриться на подарок,  

 pa . зеваться от усталости.

Третий этап - 3 упражнение 

ОРФО – ШАШКИ

Для игры понадобятся  комплекты фишек по количеству участвующих команд (не менее 9 в каждом). По очереди по одному игроку каждой команды выходит к  доске для заполнения полей

словами своего цвета. Продвижение участники начинают с любой клетки в крайних рядах, подбирая из предлагаемых слов то, которое подходит к заданному написанию приставки (клетка закрывается фишкой). Игра заканчивается, когда все поля будут заполнены. Побеждает та команда, фишек которой окажется на поле в большем количестве. В случае ошибки ход переходит сопернику, который может исправить допущенную ошибку и сделать следующий ход или же выбрать два любых хода подряд, тогда ошибку обязательно исправляют те, кто её допустил, но после её исправления соблюдается прежняя очередность.

В(з,с)-    (В . горье. в . кользь, в . бучка. в . ползать, в . схожесть).

Бе(з,с)-   (Бе . божный, бе . хвостый, бе . цельный, бе . дыханный, бе . козырка, бе . проволочный, бе . грамотный, бе . дарный, бе . шумный, бе . проглядный).

Во(з,с)-   (Во . жаждать, во . ница, во . хождение, во . даяние, во . желать, во . ковой,  во . требовать, во . гореться, во . держаться, во . шествие).

И(з,с)-    (И . бороздить, и . городь, и . подтишка, и . купить, и . жога, и . бавитель, и . подлобья, и . гиб, и . крометный, и . худать).

Ни(з,с)-  (Ни . провергнуть. ни . вергаться, ни . ший, ни . ходящий, ни . корослый).

Обе(з,с)- (Обе . движенный. обе . кураженный, обе . денежеть, обе . болить. обе . долить, обе . печить, обе . покоенный).

Ра(з,с)-   (Ра . жалобить, ра . глашать, ра . кисший, ра . добыть, ра . носолы. ра . познан., ра   брод, ра . трёпа, ра .чётливый).

С-             (  . близить,  . дание,  . брызнуть, . дешний,  .брод,   .жульничать, . дравый).

Нис-

С-

Рас-

Бес-

Вос-

Раз-

Бес-

Воз-

Обез-

Вос-

С-

Из-

Вс-

Из-

Из-

Вос-

Низ-

Обес-

Обес-

Вз-

Бес-

С-

Без-

Рас-

С-

Обез-

Рас-

С-

Ис-

Ис-

Из-

Воз-

Воз-

Без-

Низ-

Раз-

Без-

Рас-

Нис-

Без-

С-

Четвертый этап - 4 упражнение    

ОРФО – ДОМИНО

Схемы приставок становятся фишками.

Задание:  расставьте фишки в соответствии с последовательностью слов.

  1. пр . думать – пр . рожденный – пр . успевать (7)
  2. пр . подавать – пр  . тупиться – пр . проводить (3)
  3. пр . усадебный – пр . творить (в жизнь) – пр . вивка (6)
  4. пр . взойти – пр . платить – пр . ручить (1)
  5. пр . волье – пр . поднести – пр . одолеть (2)
  6. пр . бывать (на место) – пр . дираться – пр . мыкать (5)
  7. пр . поручить – пр . мудрый – пр . ступить (правила) (8)
  8. пр . ломить – беспр . рывно – пр . пасти (4)

1

Пре-

При-

При-

5

При-

При-

При-

2

Пре-

Пре-

При-

6

Пре-

Пре-

Пре-

3

При-

При-

Пре-

7

Пре-

При-

Пре-

4

При-

Пре-

Пре-

8

При-

Пре-

При-

Пятый этап - 5 упражнение  

ОРФО – ЛОТО

Задание: Из списка слов подберите по два слова к каждому корню, занесенному в карточку. Каждая команда вытягивает по две пары карточек. В игре участвуют только слова с чередующимися гласными в корнях.

 Карточка №1

                 

      О                                        О

Г   --   Р                 ТВ  --  Р

      А                                        А

                         

       О                                            Е  

К  --  С                              П  --  Р

     А                                             И

           

       О                                     О

Р  --  С(Т)             Р  --  ВН

     А                                     А

        О                                             О

М  --  К (Ч)                 Л  --  Г (Ж)

        А                                              А

Карточка №2

                 

           О                                  О

КЛ  --  Н                З  --  Р

           А                                  А

   

     Е                                                  Е

М  --  Р                         СТ  --  Л

        И                                                  И

      О                                           О            

Г  --  Р                   ПЛ  --  В

      А                                           А

                     

         О                                           О

СК   --   К (Ч)            ТВ  --  Р

         А                                            А

Накл  .  нит,  пл  .  вец,  возр  .  стать,   оз  .  рение,   выг  .  рел,  пост  .  лить,       пор  .  вняться,  непром  .  каемый,  раздр  .  жать,   приск  .  кать,  зап  .  реть,     вым  .  рать,  утв  .  рь,  притв  .  рится,   выр  .  сли,  ск  .  чок,  побл  .  стеть,        укл  .  ниться,  предл  .  жение,   вып  .  рают,  к  .  сательная,   оз  .  рение,            отм  .  рать,  сл  .  гать,  прик  .  сновение,   бл  .  стательный,  ср  .  внять с землей,   зам  .  чить,  заг  .  р,  уст  .  лать,   пл  .  вать,   з  .  ря,  проз  .  рливый,                      р  .  стратить.

Шестой этап - 6 упражнение.                          

ОРФО-МАГИЯ

Задание: Запишите те предложения, в которые можно включить слова в заданном написании.

I.    1. Льётся из разбитого пузырька   ....        ( туш )

  1. Мясник занялся разделкой ...      .

II.   1. На поле колосится ....        ( рожь )

2. С плаката смотрят несколько бандитских ...      .

  1. 1. Плохо держит жар …                ( печь )
    2. К празднику пора пироги  ...      .
  2. 1. Из открытого окна доносится ...      .

2. Родина    мать, над могилами павших ....        ( плач )

V.   1. Стрелка барометра показывает  ...      .

2. На твоей карте моря почти не отличаются от  ...      .        ( суш )

Седьмой этап - 7 упражнение.        

СЮРПРИЗ

Упражнение выводится на экран медиа проектором.

Задание: Расставьте знаки препинания в данном предложении. Если знаки окажутся правильными, то вы прочитаете слово, содержащее оценку проделанной вами работы.

Русские леса яркий наряд земли нашей и они нас кормят и согревают и поражают всегда как в летний сезон так и в другое время.

Для самоконтроля: в алфавите проставьте порядковые номера над всеми буквами (1 до 33). В предложении, с которым вы работали, сосчитайте все буквы до 1-ой запятой, затем все буквы между 1-ой и 2-ой запятыми, затем между 2-ой и З-ей запятыми и т. д.   Если встретилось тире, то прибавьте к предшествующему числу 5.   Если встретилось двоеточие, то к предшествующему числу прибавьте 10;

Каждое полученное число - это порядковый номер буквы в алфавите. Если вы правильно расставили знаки, из вычисленных по алфавиту букв у вас сложится слово - оценка вашей работы.

Ключ: (16 + 20+ 13 + 10 + 25 +15 + 16)

Русские леса (11 +5) - яркий наряд земли нашей(20), и они нас кормят(13), и coгревают(10), и поражают всегда(15+10): как в летний сезон(15), так и в другое время(16).

  1. Подведение итогов.

  1. Рефлексия.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 10-11 классов «Говорим на русском языке» Презентация

Человеческий язык - это особый дар, несвойственный другим живым существам: в природе нет ничего подобного, только человек владеет языком....

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 7 – 9 классов «Лингвистический кросс»

Ход викторины: Вступительное слово учителя.Друзья! Я знаю, что многие из вас любят спорт – задор, соревнование, хорошее настроение, радость. Сегодня мы собрались на викторине, где будут свои стар...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 7 – 9 классов «ЗВЁЗДНЫЙ ЧАС»

ЦЕЛИ: Обобщить, закрепить сведения по разделам русского языка и литературы.Выявить уровень знаний учащихся.Развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку и литературе, сообразительность, ч...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 7 – 9 классов БРЕЙН – РИНГ

Цели:Привлечь внимание учащихся к русскому языку как одному из самых сложных и интересных явлений действительности, имеющему длительную историю, существующему по определённым законам, изменчивому и ра...

Игра-путешествие "День открытий" (внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 6 класса)

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 6 класса...

Игра "Интеллектуальный ринг", внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 7 класса

Мероприятие направлено на развитие творческих способностей, эрудиции, логического мышления и повышения интеллектуального уровня учащихся. Можно проводить как в одном классе, разделив учащихся на коман...