Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5-6 классов «Орфографическая спартакиада»
план-конспект занятия (6 класс)
Создание психологически комфортных условий в процессе обучения помогают игровые тематические уроки и классные мероприятия
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приложение № 80
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
городского поселения «Рабочий поселок Ванино»
Ванинского муниципального района Хабаровского края
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5-6 классов «Орфографическая спартакиада»
Разработано и проведено с целью создания
психологически комфортных условий в
процессе обучения учителем русского
языка и литературы Аникиной Е. А.
П. Ванино
2023 г.
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5, 6 классов
(с использованием ИКТ)
Тема: Орфографическая спартакиада
Форма мероприятия: игра
Цель: 1. Выявить уровень знаний, умений, навыков, полученных при изучении орфограмм «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне» «Чередующиеся гласные в корне», «Гласные е, и в приставках пре- , при-» , «Буквы З, С на конце приставок», «Буква Ь после шипящих в именах существительных и глаголах»
2. Развивать навыки грамотного письма, самоконтроля, логики, командной работы.
3. Прививать любовь к великому русскому языку, воспитывать качества товарищеской поддержки, коллективной сплоченности.
Время проведения: 2 академических часа
Оборудование: - жюри, оценивающее работу команд; 2 или более команд игроков;
- экран и медиа проектор;
- запись на левой боковой доске: «Собирут, наслождение, прекосаюсь, брош, разсказ, квортира, товарищь»; запись на правой боковой доске: « ………. спартакиада»
- комплекты фишек к упражнениям №1, 4; таблица к упражнению №2; ватман с заранее приготовленным полем для игры в «Орфо-шашки» к упражнению №3; карточки для выполнения упражнения №5; слайды, приготовленные в программе POWER POINT к упражнению №6,7 .
(Все упражнения, требуют предварительной подготовки).
Упражнения №1, 4 «Орфо-домино». Комплекты разрезанных фишек готовятся по количеству участвующих команд. Задание выполняется на столах.
Упражнение №2. «Орфо-альпинизм». Таблица, с вписанными приставками, вычерчивается на доске мелом.
Упражнение №3 «Орфо-шашки». Поле (расчерченный ватман), на котором сражаются игроки, вывешивается на доске. Фишки (слова, распечатанные на цветной бумаге), приклеиваются бумажным клеем.
Упражнение №5 «Орфо-лото». Задание выполняется на столах игроков. После выполнения зачитывается вслух . Жюри оценивает скорость выполнения и правильность.
Упражнение №6, 7 «Орфо-магия», «Сюрприз». Текст задания выводится на экран медиа проектором. Выполняется участниками на местах.
План мероприятия:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний и мотивация учащихся.
- Поэтапные соревнования:
- Первый этап – упражнение №1 «Орфо-домино».
- Второй этап – упражнение №2 «Орфо-альпинизм».
- Третий этап – упражнение №3 «Орфо-шашки».
- Четвертый этап – упражнение №4 «Орфо-домино».
- Пятый этап – упражнение №5 «Орфо-лото».
- Шестой этап – упражнение №6 «Орфо-магия».
- Седьмой этап – упражнение №7 «Сюрприз».
- Подведение итогов.
- Рефлексия.
Ход мероприятия:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний и мотивация учащихся.
Ведущий (член жюри):
- Ребята, на доске записаны слова (читает их вслух): «Собирут, наслождение, прекосаюсь, брош, разсказ, квортира, товарищь». Внимание, исправьте допущенные ошибки. (Учащиеся поднимают руки и выходят к доске исправлять ошибки, что засчитывается по одному баллу за каждый правильный ответ)
- Перечислите орфограммы, которые сейчас повторили.
- Какой раздел языкознания нужно изучать, чтобы знать правила написания слов? (Орфографию).
- Раскройте значение этого слова. (Раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов).
- Сделайте вывод, в какой спартакиаде вы будете участвовать? (Орфографической).
- Сформулируйте тему урока. (Орфографическая спартакиада).
- Поэтапные соревнования:
Первый этап - 1 упражнение
ОРФО-ДОМИНО
Задание: Замените фишки соответствующими парами слов, учитывая, что узор фишки демонстрируют общее количество букв в корне и ту безударную гласную, которая в нем пропущена. Фишки расставить в порядке, соответствующему порядку слов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||
. а | . а | . а | . и . | . и . | . о . | . а . . | . . е . | . . о . | . а . |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||
. о . . | . е . | . . и . | . . я . | . .о . . | . . и . | . . о . | . а . . | . .а . . | . и . |
- Ут . млённый – исц . лить. (6)
- Ор . шать – зап . х. (5)
- Изв . нить – од . левать. (3)
- Погл . щать – б . гровый. (9)
- Заб . стовать – просв . тить. (4)
- Изв . яние – нав . сать. (2)
- Воскл . цать – сотp . сение. (7)
- Сост . влять – прил . пить. (10)
- Упр . стить – прибл . жать. (8)
- Зат . иться – препод . вать. (1)
Второй этап - 2 упражнение
ОРФО -_АЛЬПИНИЗМ
Таблица вычерчивается на доске. Упражнение выполняют игроки по очереди, победителем считается та команда, которая выполняет задание быстрее и правильно.
Задание: Чтобы покорить вершину этой горы, следует на каждом горном уступе оставить слово с заданной приставкой, выбрав его из общего списка. Будьте внимательны: не все слова вам пригодятся.
Вос- | Воз- | ||||||||||||
Рас- | Раз- | ||||||||||||
Бес- | Без- | ||||||||||||
С- | З- (в корне) | ||||||||||||
Из- | Ис- | ||||||||||||
Раз- | Рас- | ||||||||||||
Воз- | Вос- |
И . жариться на солнце, во . зрение на мир, и . кристый огонь, бе . породный щенок, во . давать по заслугам, . дравица в честь героя, бе . жалостный поступок, ра . гореться на ветру, во . хвалять героя, . борный домик, бабушкина и . бушка, ра . прашивать о маршруте, и . паряться под солнцем, и . ковое заявление в суд, во . становить силы, ра . щедриться на подарок,
pa . зеваться от усталости.
Третий этап - 3 упражнение
ОРФО – ШАШКИ
Для игры понадобятся комплекты фишек по количеству участвующих команд (не менее 9 в каждом). По очереди по одному игроку каждой команды выходит к доске для заполнения полей
словами своего цвета. Продвижение участники начинают с любой клетки в крайних рядах, подбирая из предлагаемых слов то, которое подходит к заданному написанию приставки (клетка закрывается фишкой). Игра заканчивается, когда все поля будут заполнены. Побеждает та команда, фишек которой окажется на поле в большем количестве. В случае ошибки ход переходит сопернику, который может исправить допущенную ошибку и сделать следующий ход или же выбрать два любых хода подряд, тогда ошибку обязательно исправляют те, кто её допустил, но после её исправления соблюдается прежняя очередность.
В(з,с)- (В . горье. в . кользь, в . бучка. в . ползать, в . схожесть).
Бе(з,с)- (Бе . божный, бе . хвостый, бе . цельный, бе . дыханный, бе . козырка, бе . проволочный, бе . грамотный, бе . дарный, бе . шумный, бе . проглядный).
Во(з,с)- (Во . жаждать, во . ница, во . хождение, во . даяние, во . желать, во . ковой, во . требовать, во . гореться, во . держаться, во . шествие).
И(з,с)- (И . бороздить, и . городь, и . подтишка, и . купить, и . жога, и . бавитель, и . подлобья, и . гиб, и . крометный, и . худать).
Ни(з,с)- (Ни . провергнуть. ни . вергаться, ни . ший, ни . ходящий, ни . корослый).
Обе(з,с)- (Обе . движенный. обе . кураженный, обе . денежеть, обе . болить. обе . долить, обе . печить, обе . покоенный).
Ра(з,с)- (Ра . жалобить, ра . глашать, ра . кисший, ра . добыть, ра . носолы. ра . познан., ра брод, ра . трёпа, ра .чётливый).
С- ( . близить, . дание, . брызнуть, . дешний, .брод, .жульничать, . дравый).
Нис- | С- | Рас- | Бес- | Вос- | ||||
Раз- | Бес- | Воз- | Обез- | |||||
Вос- | С- | Из- | Вс- | Из- | ||||
Из- | Вос- | Низ- | Обес- | |||||
Обес- | Вз- | Бес- | С- | Без- | ||||
Рас- | С- | Обез- | Рас- | |||||
С- | Ис- | Ис- | Из- | Воз- | ||||
Воз- | Без- | Низ- | Раз- | |||||
Без- | Рас- | Нис- | Без- | С- |
Четвертый этап - 4 упражнение
ОРФО – ДОМИНО
Схемы приставок становятся фишками.
Задание: расставьте фишки в соответствии с последовательностью слов.
- пр . думать – пр . рожденный – пр . успевать (7)
- пр . подавать – пр . тупиться – пр . проводить (3)
- пр . усадебный – пр . творить (в жизнь) – пр . вивка (6)
- пр . взойти – пр . платить – пр . ручить (1)
- пр . волье – пр . поднести – пр . одолеть (2)
- пр . бывать (на место) – пр . дираться – пр . мыкать (5)
- пр . поручить – пр . мудрый – пр . ступить (правила) (8)
- пр . ломить – беспр . рывно – пр . пасти (4)
1 | Пре- | При- | При- | 5 | При- | При- | При- | |
2 | Пре- | Пре- | При- | 6 | Пре- | Пре- | Пре- | |
3 | При- | При- | Пре- | 7 | Пре- | При- | Пре- | |
4 | При- | Пре- | Пре- | 8 | При- | Пре- | При- |
Пятый этап - 5 упражнение
ОРФО – ЛОТО
Задание: Из списка слов подберите по два слова к каждому корню, занесенному в карточку. Каждая команда вытягивает по две пары карточек. В игре участвуют только слова с чередующимися гласными в корнях.
Карточка №1
О О Г -- Р ТВ -- Р А А |
О Е К -- С П -- Р А И |
О О Р -- С(Т) Р -- ВН А А | О О М -- К (Ч) Л -- Г (Ж) А А |
Карточка №2
О О КЛ -- Н З -- Р А А |
Е Е М -- Р СТ -- Л И И |
О О Г -- Р ПЛ -- В А А |
О О СК -- К (Ч) ТВ -- Р А А |
Накл . нит, пл . вец, возр . стать, оз . рение, выг . рел, пост . лить, пор . вняться, непром . каемый, раздр . жать, приск . кать, зап . реть, вым . рать, утв . рь, притв . рится, выр . сли, ск . чок, побл . стеть, укл . ниться, предл . жение, вып . рают, к . сательная, оз . рение, отм . рать, сл . гать, прик . сновение, бл . стательный, ср . внять с землей, зам . чить, заг . р, уст . лать, пл . вать, з . ря, проз . рливый, р . стратить.
Шестой этап - 6 упражнение.
ОРФО-МАГИЯ
Задание: Запишите те предложения, в которые можно включить слова в заданном написании.
I. 1. Льётся из разбитого пузырька .... ( туш )
- Мясник занялся разделкой ... .
II. 1. На поле колосится .... ( рожь )
2. С плаката смотрят несколько бандитских ... .
- 1. Плохо держит жар … ( печь )
2. К празднику пора пироги ... . - 1. Из открытого окна доносится ... .
2. Родина мать, над могилами павших .... ( плач )
V. 1. Стрелка барометра показывает ... .
2. На твоей карте моря почти не отличаются от ... . ( суш )
Седьмой этап - 7 упражнение.
СЮРПРИЗ
Упражнение выводится на экран медиа проектором.
Задание: Расставьте знаки препинания в данном предложении. Если знаки окажутся правильными, то вы прочитаете слово, содержащее оценку проделанной вами работы.
Русские леса яркий наряд земли нашей и они нас кормят и согревают и поражают всегда как в летний сезон так и в другое время.
Для самоконтроля: в алфавите проставьте порядковые номера над всеми буквами (1 до 33). В предложении, с которым вы работали, сосчитайте все буквы до 1-ой запятой, затем все буквы между 1-ой и 2-ой запятыми, затем между 2-ой и З-ей запятыми и т. д. Если встретилось тире, то прибавьте к предшествующему числу 5. Если встретилось двоеточие, то к предшествующему числу прибавьте 10;
Каждое полученное число - это порядковый номер буквы в алфавите. Если вы правильно расставили знаки, из вычисленных по алфавиту букв у вас сложится слово - оценка вашей работы.
Ключ: (16 + 20+ 13 + 10 + 25 +15 + 16)
Русские леса (11 +5) - яркий наряд земли нашей(20), и они нас кормят(13), и coгревают(10), и поражают всегда(15+10): как в летний сезон(15), так и в другое время(16).
- Подведение итогов.
- Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие порусскому языку для учащихся 10-11 классов«Говорим на русском языке» Презентация
Человеческий язык - это особый дар, несвойственный другим живым существам: в природе нет ничего подобного, только человек владеет языком....
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 7 – 9 классов «Лингвистический кросс»
Ход викторины: Вступительное слово учителя.Друзья! Я знаю, что многие из вас любят спорт – задор, соревнование, хорошее настроение, радость. Сегодня мы собрались на викторине, где будут свои стар...
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 7 – 9 классов «ЗВЁЗДНЫЙ ЧАС»
ЦЕЛИ: Обобщить, закрепить сведения по разделам русского языка и литературы.Выявить уровень знаний учащихся.Развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку и литературе, сообразительность, ч...
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 7 – 9 классов БРЕЙН – РИНГ
Цели:Привлечь внимание учащихся к русскому языку как одному из самых сложных и интересных явлений действительности, имеющему длительную историю, существующему по определённым законам, изменчивому и ра...
Игра-путешествие "День открытий" (внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 6 класса)
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 6 класса...
Игра "Интеллектуальный ринг", внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 7 класса
Мероприятие направлено на развитие творческих способностей, эрудиции, логического мышления и повышения интеллектуального уровня учащихся. Можно проводить как в одном классе, разделив учащихся на коман...