Модуль 1. Искусственный интеллект в образовании
учебно-методический материал
Нормативно-правовой
Ознакомьтесь с презентацией и текстовым документом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ii_v_obrazovanii.docx | 19.9 КБ |
ii_v_obrazovanii.pptx | 615.08 КБ |
Предварительный просмотр:
АНО «Цифровая экономика» представила доклад «Влияние искусственного интеллекта на образование». Доклад АНО «Цифровая экономика» посвящён эффективным практикам применения ИИ в российском и мировом образовании, а также связанным с ИИ-технологиями проблемам и ограничениям.
Как ИИ внедряется в образование
По мнению экспертов, распространение ИИ в процессе дальнейшей цифровизации образования приведёт к смене всей образовательной парадигмы — например, к повсеместному переходу на проектное обучение и смене роли преподавателя. Авторы доклада выделяют семь трендов, которые окажут влияние на образование в ближайшее время.
Распространение технологий адаптивного обучения. ИИ здесь необходим, чтобы анализировать взаимодействие учащегося с образовательным контентом и предоставлять обратную связь.
Распространение геймификации на основе ИИ. Используя алгоритмы искусственного интеллекта, можно создавать персонализированные игры, которые ускоряют процесс обучения.
Внедрение интеллектуальной робототехники. Имеются в виду несколько направлений — как программирование и создание роботов, так и их применение в роли ассистентов преподавателей.
Обучение работе с ИИ. Сюда отнесли как подготовку экспертов, разрабатывающих ИИ-системы, так и обучение преподавателей для таких курсов. Кроме того, всё чаще говорят о необходимости преподавать основы грамотного использования ИИ в школе и готовить учителей к этому.
Микро- и нанообучение с помощью ИИ. Здесь технологии помогают дробить сложные учебные темы на короткие и легко воспринимаемые фрагменты. То есть речь об упрощении работы над программами микрообучения.
Генеративный ИИ. Нейросети научились создавать тексты, переводить их с одного языка на другой, писать музыку, создавать видео, картинки, а также генерировать идеи. За последний год популярность технологии значительно возросла, и в сфере образования тоже.
Распространение ИИ на платформах MOOC. Онлайн-платформы с курсами в последний год не только предоставляют разнообразный образовательный контент, связанный с технологиями ИИ, но и используют алгоритмы для решения внутренних аналитических, управленческих и образовательных задач. Например, ранее стало известно, что Coursera внедрила функцию ИИ-перевода своих курсов на иностранные языки.
Какие ограничения видят эксперты
Среди ограничений распространения ИИ в российском образовании упоминаются следующие:
- проблема цифрового разрыва, то есть неравного доступа к цифровым устройствам и технологиям;
- нехватка квалифицированных специалистов на фоне общего дефицита IT-кадров;
- проблема доступа к государственным большим данным, без которых невозможно обучение ИИ-моделей для эффективных инструментов;
- опасения родителей учащихся в связи с использованием ИИ.
При использовании ИИ возникает ряд этических и правовых вопросов, среди которых:
- Защита персональных данных учащихся и преподавателей.
- Проблема предвзятости ИИ — нейросети могут воспроизводить существующие в обществе предубеждения, если обучались на массивах данных, содержащих соответствующую информацию.
- Проблема взаимоотношений между человеком и машиной. Предполагается, что из-за взаимодействия с ИИ-помощниками у школьников может хуже развиваться эмоциональный интеллект.
- Права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные с использованием ИИ. Здесь две стороны — ответственность в случае негативных последствий и распределение вознаграждения за результаты.
- Влияние ИИ на когнитивные способности учащихся.
Кстати, исследователи и практики выделяют как позитивные, так и негативные аспекты влияния ИИ на когнитивные способности. Среди негативных называют, к примеру, ухудшение способностей к критическому мышлению, ухудшение памяти, возникновение зависимости от технологий. Так, есть опасения, что при постоянном использовании ИИ-помощников учащиеся разучатся мыслить без них. Кстати, недавно появлялись сообщения о том, что применение ИИ-помощников при изучении программирования мешает по-настоящему освоить новый язык или технологию, а у работающих разработчиков с их появлением ухудшилось качество кода.
Но есть и противоположная точка зрения, она предполагает, что с помощью ИИ, наоборот, можно лучше запоминать учебный материал: умный помощник напомнит, что именно пора повторить, и будет сохранять фокус внимания учеников — он сразу заметит, что они отвлекаются. Кроме того, отмечается, что ИИ может помочь в оценке эффективности различных педагогических подходов по объективным данным и в определении того, насколько учащиеся поняли изученное — ведь нейросети уже способны выслушивать ответы и задавать дополнительные вопросы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Искусственный интеллект как вызов правовой системе 2 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы В России наряду с задачей обеспечения всеобщего доступа к информационным и коммуникационным технологиям актуальной является проблема интенсификации использования самих технологий. Технологии, созданные на основе передовых знаний (нано- и биотехнологии, оптические технологии, искусственный интеллект, альтернативные источники энергии), становятся доступными.
Искусственный интеллект как вызов правовой системе 3 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы Развитие технологий сбора и анализа данных, обмена ими, управления производственными процессами осуществляется на основе внедрения когнитивных технологий, их конвергенции с нано- и биотехнологиями. Значительное увеличение объема данных, источниками и средствами распространения которых являются промышленные и социальные объекты, различные электронные устройства, приводит к формированию новых технологий. Повсеместное применение таких технологий способствует развитию нового этапа экономики - цифровой экономики и образованию ее экосистемы .
Искусственный интеллект как вызов правовой системе 4 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы Целью Стратегии является создание условий для формирования в Российской Федерации общества знаний, в т.ч.: развитие человеческого потенциала; формирование новой технологической основы для развития экономики и социальной сферы.
Основные направления развития российских информационных и коммуникационных технологий 5 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы а) конвергенция сетей связи и создание сетей связи нового поколения; б) обработка больших объемов данных; в) искусственный интеллект; г) доверенные технологии электронной идентификации и аутентификации, в том числе в кредитно-финансовой сфере; д) облачные и туманные вычисления; е) интернет вещей и индустриальный интернет; ж) робототехника и биотехнологии; з) радиотехника и электронная компонентная база; и) информационная безопасность.
Искусственный интеллект как вызов правовой системе 6 ИИ как вызов правовой системе К современным трендам развития образования можно отнести: «Борьбу» за таланты Развитие технологий, позволяющих сделать обучение более эффективным Сбор данных о человеке (портфолио, особенности характера, деловые качества и т.д.), представляющих интерес для потенциальных работодателей
Искусственный интеллект как вызов правовой системе 7 ИИ как вызов правовой системе Создание систем ИИ по всем трем направлениям – технически уже решенная/решаемая задача Риски связаны с возможностью нарушения прав субъектов при использовании таких систем
Правовые основы использования ИИ 8 ИИ как вызов правовой системе искусственный интеллект - это свойство роботов, компьютерных программ и систем выполнять интеллектуальные и творческие функции человека, самостоятельно находить способы решения задач, уметь делать выводы и принимать решения (П.М. Морхарт) «нейронная сеть» - компьютерная программа, способная к принятию решений с учетом предыдущего опыта.
РИСКИ ПРИМЕНЕНИЯ ИИ 9 ИИ как вызов правовой системе Дискриминация Выявление и использование признаков/свойств/параметров, влияние которых на принимаемые решения противоречит основам права и нравственности Использование персональных данных (чувствительных) в целях/, не соответствующих законодательству
РИСКИ ПРИМЕНЕНИЯ ИИ 10 ИИ как вызов правовой системе В этических принципах/руководствах по созданию и использованию ИИ указывается, что ИИ не должен причинять вред правам и свободам граждан Данный тезис нуждается в создании правовых механизмов, которые будут обеспечивать его реализацию, механизмы контроля за его соблюдением и/или его верификации и правовые средства, обеспечивающие прекращение использования систем ИИ, нарушающих данное требование Наибольший риск представляют системы, обучающиеся на прошлом опыте, т.к. это создает риск «тиражирования ошибок»
Методы работы психолога 11 Будущее психологии в эпоху ИИ ПЕРВАЯ ВОЛНА - сложные и вариативные методы: Клиническая психология, Экзистенциальная психотерапия, Телесно-ориентированная психотерапия, Коучинг, Системная семейная терапия, НЛП, ДПДГ, Провокативная психотерапия, Гипнотерапия ВТОРАЯ ВОЛНА - методы строящие свою работу на основе символов и метафор, выражении чувств: Гештальт-терапия, Эмоционально-образная терапия, Позитивная психотерапия, Транзактный анализ, Клиент-центрированная терапия, Перинатальная психология, МАК, Арт-терапия, Сказкотерапия, Символдрама, Песочная терапия ТРЕТЬЯ ВОЛНА - психологи будут вытеснены и из групповых форм работы, уже и так перешедшие в онлайн: группы поддержки, групповые занятия и разнообразные тренинги.
Методы работы психолога – что в остатке? 12 Будущее психологии в эпоху ИИ Трансперсональная психотерапия Танцевально-двигательная терапия Системные расстановки Психодрама Р азличные выездные интенсивы и практики, миксующие методы и заигрывающие с пограничными состояниями сознаний на фоне природы - ретриты Экстренное кризисное консультирование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие. "Искусственный интеллект. Математическая логика".
Учебно-методическое пособие. "Искусственный интеллект. Математическая логика"....
Тема: «Экспертные системы, искусственный интеллект»
Информатика (урок №3) 11класс...
Основы искусственного интеллекта
Презентация «Основы искусственного интеллекта», углубленное изучение информатики и ИКТ (9 класс)...
«Использование современных ИКТ в обучении иностранным языкам. Практическое применение веб-форумов и мессенджеров. Искусственный интеллект - эволюция образования».
Можете ли Вы представить себе современного человека без сотового телефона? Или без интернета? А есть ли у Вас знакомые, которые ни разу в жизни не пользовались компьютером? Думаю, ответ на все э...
Технологии искусственного интеллекта в образовании
В последнее время наши знания о том, какие функции доступнымашине, а какие – только человеку, постоянно меняются. Специалистытрактуют искусственный интеллект (ИИ), как область информатики,котора...
Возможности искусственного интеллекта в образовании
Современный мир находится на стыке информационной революции и быстрого развития технологий. В этом контексте искусственный интеллект (ИИ) и нейросети становятся ключевыми инструментами, способными изм...
Искусственный интеллект в образовании: варианты применения, возможные риски
Доклад, предназначенныйдля выступления на районной конференции...