Модуль 1. Искусственный интеллект в образовании
учебно-методический материал

ШКОЛА ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Нормативно-правовой

Ознакомьтесь с презентацией и текстовым документом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ii_v_obrazovanii.docx19.9 КБ
Файл ii_v_obrazovanii.pptx615.08 КБ

Предварительный просмотр:

АНО «Цифровая экономика» представила доклад «Влияние искусственного интеллекта на образование». Доклад АНО «Цифровая экономика» посвящён эффективным практикам применения ИИ в российском и мировом образовании, а также связанным с ИИ-технологиями проблемам и ограничениям.

Как ИИ внедряется в образование

По мнению экспертов, распространение ИИ в процессе дальнейшей цифровизации образования приведёт к смене всей образовательной парадигмы — например, к повсеместному переходу на проектное обучение и смене роли преподавателя. Авторы доклада выделяют семь трендов, которые окажут влияние на образование в ближайшее время.

Распространение технологий адаптивного обучения. ИИ здесь необходим, чтобы анализировать взаимодействие учащегося с образовательным контентом и предоставлять обратную связь.

Распространение геймификации на основе ИИ. Используя алгоритмы искусственного интеллекта, можно создавать персонализированные игры, которые ускоряют процесс обучения.

Внедрение интеллектуальной робототехники. Имеются в виду несколько направлений — как программирование и создание роботов, так и их применение в роли ассистентов преподавателей.

Обучение работе с ИИ. Сюда отнесли как подготовку экспертов, разрабатывающих ИИ-системы, так и обучение преподавателей для таких курсов. Кроме того, всё чаще говорят о необходимости преподавать основы грамотного использования ИИ в школе и готовить учителей к этому.

Микро- и нанообучение с помощью ИИ. Здесь технологии помогают дробить сложные учебные темы на короткие и легко воспринимаемые фрагменты. То есть речь об упрощении работы над программами микрообучения.

Генеративный ИИ. Нейросети научились создавать тексты, переводить их с одного языка на другой, писать музыку, создавать видео, картинки, а также генерировать идеи. За последний год популярность технологии значительно возросла, и в сфере образования тоже.

Распространение ИИ на платформах MOOC. Онлайн-платформы с курсами в последний год не только предоставляют разнообразный образовательный контент, связанный с технологиями ИИ, но и используют алгоритмы для решения внутренних аналитических, управленческих и образовательных задач. Например, ранее стало известно, что Coursera внедрила функцию ИИ-перевода своих курсов на иностранные языки.

Какие ограничения видят эксперты

Среди ограничений распространения ИИ в российском образовании упоминаются следующие:

  • проблема цифрового разрыва, то есть неравного доступа к цифровым устройствам и технологиям;
  • нехватка квалифицированных специалистов на фоне общего дефицита IT-кадров;
  • проблема доступа к государственным большим данным, без которых невозможно обучение ИИ-моделей для эффективных инструментов;
  • опасения родителей учащихся в связи с использованием ИИ.

При использовании ИИ возникает ряд этических и правовых вопросов, среди которых:

  • Защита персональных данных учащихся и преподавателей.
  • Проблема предвзятости ИИ — нейросети могут воспроизводить существующие в обществе предубеждения, если обучались на массивах данных, содержащих соответствующую информацию.
  • Проблема взаимоотношений между человеком и машиной. Предполагается, что из-за взаимодействия с ИИ-помощниками у школьников может хуже развиваться эмоциональный интеллект.
  • Права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные с использованием ИИ. Здесь две стороны — ответственность в случае негативных последствий и распределение вознаграждения за результаты.
  • Влияние ИИ на когнитивные способности учащихся.

Кстати, исследователи и практики выделяют как позитивные, так и негативные аспекты влияния ИИ на когнитивные способности. Среди негативных называют, к примеру, ухудшение способностей к критическому мышлению, ухудшение памяти, возникновение зависимости от технологий. Так, есть опасения, что при постоянном использовании ИИ-помощников учащиеся разучатся мыслить без них. Кстати, недавно появлялись сообщения о том, что применение ИИ-помощников при изучении программирования мешает по-настоящему освоить новый язык или технологию, а у работающих разработчиков с их появлением ухудшилось качество кода.

Но есть и противоположная точка зрения, она предполагает, что с помощью ИИ, наоборот, можно лучше запоминать учебный материал: умный помощник напомнит, что именно пора повторить, и будет сохранять фокус внимания учеников — он сразу заметит, что они отвлекаются. Кроме того, отмечается, что ИИ может помочь в оценке эффективности различных педагогических подходов по объективным данным и в определении того, насколько учащиеся поняли изученное — ведь нейросети уже способны выслушивать ответы и задавать дополнительные вопросы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. Правовые аспекты использования ИИ в образовании . 2.Будущее психологии в эпоху ИИ.

Слайд 2

Искусственный интеллект как вызов правовой системе 2 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы В России наряду с задачей обеспечения всеобщего доступа к информационным и коммуникационным технологиям актуальной является проблема интенсификации использования самих технологий. Технологии, созданные на основе передовых знаний (нано- и биотехнологии, оптические технологии, искусственный интеллект, альтернативные источники энергии), становятся доступными.

Слайд 3

Искусственный интеллект как вызов правовой системе 3 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы Развитие технологий сбора и анализа данных, обмена ими, управления производственными процессами осуществляется на основе внедрения когнитивных технологий, их конвергенции с нано- и биотехнологиями. Значительное увеличение объема данных, источниками и средствами распространения которых являются промышленные и социальные объекты, различные электронные устройства, приводит к формированию новых технологий. Повсеместное применение таких технологий способствует развитию нового этапа экономики - цифровой экономики и образованию ее экосистемы .

Слайд 4

Искусственный интеллект как вызов правовой системе 4 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы Целью Стратегии является создание условий для формирования в Российской Федерации общества знаний, в т.ч.: развитие человеческого потенциала; формирование новой технологической основы для развития экономики и социальной сферы.

Слайд 5

Основные направления развития российских информационных и коммуникационных технологий 5 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы а) конвергенция сетей связи и создание сетей связи нового поколения; б) обработка больших объемов данных; в) искусственный интеллект; г) доверенные технологии электронной идентификации и аутентификации, в том числе в кредитно-финансовой сфере; д) облачные и туманные вычисления; е) интернет вещей и индустриальный интернет; ж) робототехника и биотехнологии; з) радиотехника и электронная компонентная база; и) информационная безопасность.

Слайд 6

Искусственный интеллект как вызов правовой системе 6 ИИ как вызов правовой системе К современным трендам развития образования можно отнести: «Борьбу» за таланты Развитие технологий, позволяющих сделать обучение более эффективным Сбор данных о человеке (портфолио, особенности характера, деловые качества и т.д.), представляющих интерес для потенциальных работодателей

Слайд 7

Искусственный интеллект как вызов правовой системе 7 ИИ как вызов правовой системе Создание систем ИИ по всем трем направлениям – технически уже решенная/решаемая задача Риски связаны с возможностью нарушения прав субъектов при использовании таких систем

Слайд 8

Правовые основы использования ИИ 8 ИИ как вызов правовой системе искусственный интеллект - это свойство роботов, компьютерных программ и систем выполнять интеллектуальные и творческие функции человека, самостоятельно находить способы решения задач, уметь делать выводы и принимать решения (П.М. Морхарт) «нейронная сеть» - компьютерная программа, способная к принятию решений с учетом предыдущего опыта.

Слайд 9

РИСКИ ПРИМЕНЕНИЯ ИИ 9 ИИ как вызов правовой системе Дискриминация Выявление и использование признаков/свойств/параметров, влияние которых на принимаемые решения противоречит основам права и нравственности Использование персональных данных (чувствительных) в целях/, не соответствующих законодательству

Слайд 10

РИСКИ ПРИМЕНЕНИЯ ИИ 10 ИИ как вызов правовой системе В этических принципах/руководствах по созданию и использованию ИИ указывается, что ИИ не должен причинять вред правам и свободам граждан Данный тезис нуждается в создании правовых механизмов, которые будут обеспечивать его реализацию, механизмы контроля за его соблюдением и/или его верификации и правовые средства, обеспечивающие прекращение использования систем ИИ, нарушающих данное требование Наибольший риск представляют системы, обучающиеся на прошлом опыте, т.к. это создает риск «тиражирования ошибок»

Слайд 11

Методы работы психолога 11 Будущее психологии в эпоху ИИ ПЕРВАЯ ВОЛНА - сложные и вариативные методы: Клиническая психология, Экзистенциальная психотерапия, Телесно-ориентированная психотерапия, Коучинг, Системная семейная терапия, НЛП, ДПДГ, Провокативная психотерапия, Гипнотерапия ВТОРАЯ ВОЛНА - методы строящие свою работу на основе символов и метафор, выражении чувств: Гештальт-терапия, Эмоционально-образная терапия, Позитивная психотерапия, Транзактный анализ, Клиент-центрированная терапия, Перинатальная психология, МАК, Арт-терапия, Сказкотерапия, Символдрама, Песочная терапия ТРЕТЬЯ ВОЛНА - психологи будут вытеснены и из групповых форм работы, уже и так перешедшие в онлайн: группы поддержки, групповые занятия и разнообразные тренинги.

Слайд 12

Методы работы психолога – что в остатке? 12 Будущее психологии в эпоху ИИ Трансперсональная психотерапия Танцевально-двигательная терапия Системные расстановки Психодрама Р азличные выездные интенсивы и практики, миксующие методы и заигрывающие с пограничными состояниями сознаний на фоне природы - ретриты Экстренное кризисное консультирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие. "Искусственный интеллект. Математическая логика".

Учебно-методическое пособие. "Искусственный интеллект. Математическая логика"....

Основы искусственного интеллекта

Презентация «Основы искусственного интеллекта», углубленное изучение информатики и ИКТ (9 класс)...

«Использование современных ИКТ в обучении иностранным языкам. Практическое применение веб-форумов и мессенджеров. Искусственный интеллект - эволюция образования».

Можете ли Вы представить себе современного человека без сотового телефона? Или без интернета? А есть ли у Вас знакомые, которые ни разу в жизни не пользовались компьютером? Думаю, ответ на все э...

Технологии искусственного интеллекта в образовании

В последнее время наши знания о том, какие функции доступнымашине, а какие – только человеку, постоянно меняются. Специалистытрактуют искусственный интеллект (ИИ), как область информатики,котора...

Возможности искусственного интеллекта в образовании

Современный мир находится на стыке информационной революции и быстрого развития технологий. В этом контексте искусственный интеллект (ИИ) и нейросети становятся ключевыми инструментами, способными изм...

Искусственный интеллект в образовании: варианты применения, возможные риски

Доклад, предназначенныйдля выступления на районной конференции...