Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта ПАУЭРЛИФТИНГ
рабочая программа
Реализация программы является достижение спортивных результатов на основе соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебго-тренировочном процессе в условиях многолетнего, круглогодичного и поэтапного процесса спортивной подготовки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Спортивная подготовка по пауэрлифтингу | 81.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО | УТВЕРЖДАЮ_______________ |
Педагогическим советом | Директор |
Спортивной школы г. Алдан | Спортивной школы г. Алдан |
Протокол № _____ | Т.Д. Сардалбеков |
«____»_________________2023 г | «____»_________________2023 г |
Дополнительная образовательная программа
спортивной подготовки
по виду спорта
ПАУЭРЛИФТИНГ
Программа разработана на основании:
Приказа Минспорта России от 09 ноября 2022 г. № 962 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «Пауэрлифтинг»
Срок реализации программы на этапах:
Этап начальной подготовки – 2-3 года
Тренировочный этап (этап спортивной специализации) – 4-5 лет
Разработчик: Калинчук Л.В. тренер-преподаватель Высшей категории отделения пауэрлифтинга ДЮСШ г. Алдан
Программу реализуют: Тренерский состав отделения пауэрлифтинг |
г. Алдан, 2023
I Общие положения
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта «пауэрлифтинг» (далее – Программа) предназначена для организации образовательной деятельности по спортивной подготовке в пауэрлифтинге с учетом совокупности минимальных требований к спортивной подготовке, определенных федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «пауэрлифтинг», утвержденным приказом Минспорта России 09.11.2022 г. № 9621 (далее – ФССП), а также следующих нормативных правовых актов: - Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329 – ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- приказ Министерства спорта России от 30 октября 2015 г. N 999 "Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации";
- приказ Министерства спорта России от 3 августа 2022 г. № 634 "Об особенностях организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки";
- приказ Министерства здравоохранения РФ от 23.11.2020 № 1144н “Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов).
Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» и форм медицинских заключений о допуске к участию в физкультурных и спортивных мероприятиях”;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
1.2 Цель, основные задачи и планируемые результаты реализации Программы
Целью реализации Примерной программы является достижение спортивных результатов на основе соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебно-тренировочном процессе в условиях многолетнего, круглогодичного и поэтапного процесса спортивной подготовки.
Достижение поставленной цели предусматривает решение основных задач: оздоровительные; образовательные; воспитательные; спортивные.
Планируемые результаты освоения Примерной программы представляют собой систему ожидаемых результатов освоения обучающими всех компонентов учебно-тренировочного и соревновательного процессов, также обеспечивает формирование личностных результатов: овладение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и уровня физической подготовленности, о соответствии их возрастным нормативам, об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики перетренированности (недотренированности), перенапряжения; овладение знаниями и навыками инструкторской деятельности и судейской практики; умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха, соблюдать правила безопасности и содержать в порядке спортивный инвентарь, оборудование, спортивную одежду, осуществлять подготовку спортивного инвентаря к учебно-тренировочным занятиям и спортивным соревнованиям; умение анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях, находить адекватные способы поведения и взаимодействия в соревновательный период; развитие понимания о здоровье, как о важнейшем условии саморазвития и самореализации человека, умение добросовестно выполнять задания тренера-преподавателя, осознанно стремиться к освоению новых знаний и умений, умение организовывать места тренировочных занятий и обеспечивать их безопасность, ориентирование на определение будущей профессии, приобретение навыков по участию в спортивных соревнованиях различного уровня.
1.3 Краткая характеристика вида спорта «пауэрлифтинг»
Вид спорта «Пауэрлифтинг» образовался из набора тяжелоатлетических упражнений. В соответствии с правилами Международной федерации пауэрлифтинга, пауэрлифтинг или силовое троеборье включает следующие соревновательные упражнения:
приседания;
жим лежа на горизонтальной станине;
тяга штанги;
общая сумма.
Пауэрлифтингом занимаются как мужчины, так и женщины разного возраста. Соревнования проводятся между спортсменами по категориям, которые определяются по следующим признакам: пол, вес и возраст.
Каждому участнику соревнований дается три попытки на каждый вид упражнения. Из этих трех попыток, не считая четвертой попытки для рекордных целей, выбирается лучший результат для каждого вида упражнений, и этот результат складывается с общей суммой. Победителем в категории признается тот спортсмен, у которого максимальная общая сумма.
Если два и более спортсмена набирают одинаковую сумму, то более легкий спортсмен получает преимущество над более тяжелым.
Спортивные дисциплины вида спорта «пауэрлифтинг» определяются организацией, реализующей (разрабатывающей) дополнительную образовательную программу спортивной подготовки по виду спорта «воздушно-силовая гимнастика» (далее – Организация), самостоятельно в соответствии со Всероссийским реестром видов спорта, а также Таблицей № 1.
Таблица №1
Спортивные дисциплины вида спорта «пауэрлифтинг»
Наименование спортивной дисциплины номер-код спортивной дисциплины | Наименование спортивной дисциплины номер-код спортивной дисциплины | ||||||
троеборье - весовая категория 43 кг | 074 | 001 | 1 | 8 | 1 | 1 | Д |
троеборье - весовая категория 47 кг | 074 | 002 | 1 | 8 | 1 | 1 | Б |
троеборье - весовая категория 52 кг | 074 | 003 | 1 | 8 | 1 | 1 | Б |
троеборье - весовая категория 53 кг | 074 | 004 | 1 | 8 | 1 | 1 | Ю |
троеборье - весовая категория 57 кг | 074 | 005 | 1 | 8 | 1 | 1 | Б |
троеборье - весовая категория 59 кг | 074 | 006 | 1 | 8 | 1 | 1 | А |
троеборье - весовая категория 63 кг | 074 | 007 | 1 | 8 | 1 | 1 | Б |
троеборье - весовая категория 66 кг | 074 | 008 | 1 | 8 | 1 | 1 | А |
троеборье - весовая категория 72 кг | 074 | 009 | 1 | 8 | 1 | 1 | Б |
троеборье - весовая категория 74 кг | 074 | 010 | 1 | 8 | 1 | 1 | А |
троеборье - весовая категория 83 кг | 074 | 011 | 1 | 8 | 1 | 1 | А |
троеборье - весовая категория 84 кг | 074 | 012 | 1 | 8 | 1 | 1 | Б |
троеборье - весовая категория 84+ кг | 074 | 013 | 1 | 8 | 1 | 1 | Б |
троеборье - весовая категория 93 кг | 074 | 014 | 1 | 8 | 1 | 1 | А |
троеборье - весовая категория 105 кг | 074 | 015 | 1 | 8 | 1 | 1 | А |
троеборье - весовая категория 120 кг | 074 | 016 | 1 | 8 | 1 | 1 | А |
троеборье - весовая категория 120+ кг | 074 | 017 | 1 | 8 | 1 | 1 | А |
Отличительные особенности спортивных дисциплин
вида спорта «пауэрлифтинг»
Пауэрлифтинг включает последовательное выполнение трех упражнений.
1. Приседание. После снятия штанги со стоек атлет должен принять стартовое положение, при этом его туловище должно быть в вертикальном положении, а гриф располагается не ниже чем на 3 см от верха передних пучков дельтовидных мышц. Гриф должен лежать горизонтально на плечах, пальцы рук обхватывают гриф, обувь всей подошвой соприкасается с поверхностью помоста, ноги в коленях выпрямлены. После сигнала судьи, атлет должен согнуть ноги в коленях и опустить туловище так, чтобы верхняя часть поверхности ног у тазобедренных суставов была ниже, чем верхушка коленей. Вернуться в исходное положение с полностью выпрямленными в коленях ногами атлет должен без двойного вставания или любого движения вниз, и принять неподвижное положение. После чего судьей дается команда вернуть штангу на стойки. Атлет не имеет права держаться руками за втулки или диски во время выполнения упражнения.
2. Жим лежа на горизонтальной скамье Скамья располагается на помосте передней частью к старшему судье. Атлет должен лежать на спине, головой, плечами и ягодицами, соприкасаясь с поверхностью скамьи. Руки должны крепко держаться за гриф, при этом большие пальцы расположены в «замке» вокруг грифа. Расстояние между руками на грифе не должно превышать 81 см. Использование обратного хвата запрещено. После снятия штанги со стоек атлет должен ждать сигнала старшего судьи с полностью выпрямленными в локтях руками. После получения сигнала атлет опускает штангу на грудь. Выдерживает в неподвижном положении на груди до команды судьи, а затем выжимает вверх с равномерным выпрямлением обеих рук на полную их длину. После фиксации в этом положении судьей дается сигнал, и атлет возвращает штангу на стойки. Тяга Атлет располагается лицом к передней части помоста, штанга – горизонтально впереди ног, удерживается разноименным хватом двумя руками и поднимается вверх без какого-либо движения вниз до того момента, пока атлет не встанет вертикально. Штанга удерживается в неподвижном положении до подачи сигнала главного судьи. Любой подъем штанги или любая преднамеренная попытка поднять ее считается подходом.
Особенности: Отличительной особенностью пауэрлифтинга от других силовых видов спорта является то, что в этой дисциплине важны показатели абсолютной силы. Процесс адаптации к физическим нагрузкам во время тренировочной и соревновательной деятельностях организм атлета приспосабливается не только к величине поднимаемого груза, но и к изменению функций, биохимическим процессам и вызываемым ими реакциям жидких сред организма. Следует добавить к этому и изменение психоэмоционального фона, на котором совершается соревновательная деятельность. Например, в таких видах спорта, как пауэрлифтинг, на соревнованиях психоэмоциональное состояние не только меняется от попытки к попытке, но и является в ряде случаев одним из главных факторов достижения спортивного успеха.
2. Характеристика Программы спортивной подготовки
2.1 Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные
границы лиц, проходящих спортивную подготовку
Таблица №2
Этапы спортивной подготовки | Продолжительность этапов (в годах) | Минимальный возраст для зачисления в группы (лет) | Наполняемость групп (человек) |
Этап начальной подготовки | 2-3 | 10 | 8 |
Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | 4-5 | 12 | 6 |
Допускается одновременное проведение учебно- тренировочных занятий с обучающимися из разных учебно- тренировочных групп при соблюдении следующих условий:
- не превышена единовременная пропускная способность спортивного сооружения;
- обеспечения требований по соблюдению техники безопасности.
Минимальный возраст при зачислении на начальную подготовку 1 года допускается при условии исполнения необходимого возраста в календарном году.
2.2 Объем дополнительной образовательной программы спортивной
подготовки
Таблица №3
Этапный норматив | ||||
Этап начальной подготовки | Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | |||
До | Свыше года | До трех лет | Свыше трех лет | |
Количество часов в неделю | 4,5-6 | 6-8 | 10-14 | 14-18 |
Общее количество часов в год | 234-312 | 312-416 | 520-728 | 728-936 |
2.3 Виды (формы) обучения
Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации Программы:
• учебно-тренировочные занятия (групповые, индивидуальные и смешанные)
• учебно-тренировочные мероприятия;
• самостоятельная подготовка
• спортивные соревнования, согласно объему соревновательной деятельности; контрольные мероприятия;
• инструкторская и судейская практика;
• медицинские, медико-биологические и восстановительные мероприятия.
Учебно-тренировочные мероприятия
Таблица №4
№ п/п | Вид тренировочных мероприятий | Предельная продолжительность тренировочных мероприятий по этапам спортивной подготовки (количество дней) | Число участников тренировочного мероприятия | |||
Этап начальной подготовки | Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | |||||
1. Тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям | ||||||
1.1. | Тренировочные мероприятия по подготовке к международным соревнованиям | - | - | Определяется организацией, осуществляющей спортивную подготовку | ||
1.2. | Тренировочные мероприятия по подготовке к чемпионатам, кубкам, первенствам России | - | 14 | |||
1.3. | Тренировочные мероприятия по подготовке к другим всероссийским соревнованиям | - | 14 | |||
1.4. | Тренировочные мероприятия по подготовке к официальным соревнованиям субъекта Российской Федерации | - | 14 | |||
2. Специальные тренировочные мероприятия | ||||||
2.1. | Тренировочные мероприятия по общей или специальной физической подготовке | - | 14 | Не менее 70% от состава группы лиц, проходящих спортивную подготовку на определенном этапе | ||
2.2. | Восстановительные тренировочные мероприятия | - | - | - | ||
2.3. | Мероприятия для комплексного медицинского обследования | - | - | - | ||
2.4. | Учебно-тренировочные мероприятия в каникулярный период | До 14 дней подряд и не более двух учебно-тренировочного мероприятий в год | Не менее 60% от состава группы лиц, проходящих спортивную подготовку на определенном этапе | |||
2.5. | Просмотровые тренировочные мероприятия для кандидатов на зачисление в профессиональные образовательные организации, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта | - | До 60 дней |
Объем соревновательной деятельности
Таблица №5
Виды спортивных | Этапы и годы спортивной подготовки | |||
Этап начальной подготовки | Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | |||
До | Свыше года | До трех лет | Свыше трех лет | |
Контрольные | 1 | 2 | 2 | 3 |
Отборочные | - | - | 2 | 2 |
Основные | - | - | 1 | 1 |
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки рассчитывается на 52 недели в год. Учебно-тренировочный процесс должен вестись в соответствии с годовым учебно-тренировочным планом (включая период самостоятельной подготовки по индивидуальным планам спортивной подготовки для обеспечения непрерывности учебно-тренировочного процесса). При включении в учебно-тренировочный процесс самостоятельной
подготовки, ее продолжительность составляет не менее 10% и не более 20% от общего количества часов, предусмотренных годовым учебно- тренировочным планом организации, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной подготовки.
Продолжительность одного учебно-тренировочного занятия при реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки устанавливается в часах и не должна превышать:
на этапе начальной подготовки – двух часов;
на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) – трех часов.
При проведении более одного учебно-тренировочного занятия в один день суммарная продолжительность занятий не должна составлять более восьми часов.
В часовой объем учебно-тренировочного занятия входят теоретические, практические, восстановительные, медико-биологические мероприятия, инструкторская и судейская практика.
Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки может осуществляться на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, а также на всех этапах спортивной подготовки в период проведения учебно-тренировочных мероприятий и
участия в спортивных соревнованиях.
Разделы спортивной подготовки | Этапы спортивной подготовки | |||
Этап начальной подготовки | Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | |||
До | Свыше года | До двух лет | Свыше | |
Недельная нагрузка | ||||
4,5 - 6 | 6-8 | 10-14 | 14-18 | |
Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия в часах | ||||
2 | 2 | 3 | 3 | |
Физическая подготовка | 177-238 | 230-303 | 316-450 | 422-515 |
Общая физическая подготовка | 115-160 | 130-168 | 136-200 | 150-200 |
Специальная физическая подготовка | 62-78 | 100-135 | 180-250 | 272-315 |
Техническая подготовка | 15-18 | 18-25 | 49-80 | 90-150 |
Теоретическая подготовка | 2-3 | 5-7 | 8-9 | 12-15 |
Тактическая подготовка | - | - | 4-6 | 8-10 |
Психологическая подготовка | 2-3 | 5-7 | 11-13 | 12-20 |
Соревновательная деятельность | 2-4 | 2-4 | 12-18 | 30-40 |
Инструкторская практика | - | 3-5 | 10-13 | 12-15 |
Судейская практика | - | 3-5 | 10-13 | 12-15 |
Восстановительные мероприятия | 3-6 | 6-10 | 20-30 | 20-30 |
Медицинское обследование | 4 | 4 | 6 | 6 |
Тестирование и контроль | 6 | 6 | 16-20 | 24-30 |
Вариативная часть, формируемая Организацией: | ||||
Самоподготовка | 23-30 | 30-40 | 50-70 | 70-90 |
Общее количество часов в год | 234-312 | 312-416 | 520-728 | 728-936 |
2.5 Примерный календарный план воспитательной работы
Таблица №7
№ | Направление работы | Мероприятия | Сроки проведения |
1. | Профориентационная деятельность | ||
1.1. | Судейская практика Спортивные соревнования | Спортивные соревнования различного типа | Учебно-тренировочный график |
1.2. | Инструкторская практика | Учебно-тренировочные занятия | Режим учебно- тренировочного процесса |
2 | Здоровье сбережение | ||
2.1. | Медико-биологическое исследование | Исследование организма спортсмена после/до тренировочной и соревновательной деятельности | Учебно-тренировочный график |
2.2. | Режим питания и отдыха | Практическая деятельность и восстановительные процессы Режим | Режим учебно- тренировочного процесса |
3 | Патриотическое воспитание спортсменов | ||
3.1. | Теоретическая подготовка | Беседы, встречи, диспуты | Учебно-тренировочный график |
4 | Развитие творческого мышления | ||
4.1. | Практическая подготовка | Формирование умений и навыков, способствующих достижению спортивных результатов. | Учебно-тренировочный график, режим учебно- тренировочного процесса |
2.6 План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним
Таблица №8
№ п/п | Содержание мероприятия и его форма | Сроки проведения (год подготовки) | Рекомендации по проведению мероприятий |
1 | Моральные и этические ценности физической культуры и спорта (беседа) | первый, второй год | Особенности данных мероприятий на первом и втором году подготовки связаны с новым статусом ребенка – статусом спортсмена. Необходимо сформировать начальные детские убеждения о высокой нравственности физической культуры и спорта. Главной задачей антидопинговых мероприятий на первом и втором году подготовки является формирование у детей устойчивого положительного опыта соблюдения моральных и этических норм в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, и их применение в повседневной жизни, формирование основ знаний о здоровом образе жизни, профилактике вредных привычек (соответствующих данному возрасту), знаний о гигиене спортсмена. На третьем году спортивной подготовки юный спортсмен в совокупности с повторением ранее пройденного материала, обязан иметь общие представления о допинге и его вреде для здоровья спортсмена, о существовании и особенностях деятельности организаций, осуществляющих борьбу с применением допинга в спорте. |
2 | Ознакомление с принципом честной спортивной борьбы fair-play, с пояснением его особенностей и демонстрацией примеров в спорте (беседа) | первый, второй год | |
3 | Пропаганда принципов fair-play, отношения к спорту как к площадке для честной конкуренции и воспитания личностных качеств (беседа) | первый, второй год | |
4 | Здоровый образ жизни - главное условие профилактики возникновения вредных привычек (беседа) | первый, второй, третий год | |
5 | Вредные привычки и их преодоление (беседа) | первый, второй, третий год | |
6 | Здоровые привычки - здоровый образ жизни (викторина) | первый, второй, третий год | |
7 | Гигиена спортсмена (викторина) | первый, второй, третий год | |
8 | Ознакомление с правами и обязанностями пауэрлифтера (беседа) | третий год | |
9 | Формирование критического отношения к допингу (беседа) | третий год | |
10 | Организации, осуществляющие борьбу с применением допинга в спорте (беседа) | третий год |
Таблица №9
- Планы инструкторской и судейской практики
Инструкторские и судейские навыки начинают развивать с учебно- тренировочного этапа спортивной подготовки. Приобретение навыков судейства и самостоятельной практики проведения занятий является обязательным, проводится с целью получения обучающимися звания инструктора и судьи по спорту и последующего привлечения их к тренерско-преподавательской и судейской работе, а также имеет большое воспитательное значение – у обучающихся воспитывается вкус к наставничеству, сознательное отношение к учебно-тренировочному процессу и уважение к решениям судей. Навыки организации и проведения соревнований приобретаются на всем протяжении многолетней подготовки в процессе теоретических занятий и практической работы в качестве помощника тренера-преподавателя, судьи, секретаря, самостоятельного судейства.
Примерный план инструкторской и судейской практики
Этап подготовки | Год обучения | Знания, умения и навыки обучающихся |
Учебно- тренировочный этап (этап спортивной специализации) | 1 | Овладение терминологией и командным языком, терминами по изучению элементов пауэрлифтинга; Выполнение обязанностей тренера- преподавателя на занятиях в группах начальной подготовки. |
2 | Способность наблюдать за выполнением упражнений другими спортсменами и находить ошибки в технике выполнения отдельных элементов; Умение составить конспект учебно-тренировочного занятия; Умение провести вместе с тренером-преподавателем разминку в группе. Судейство: характеристика судейства в избранном виде пауэрлифтинг, основные обязанности судей. | |
3 | Привлечение в качестве помощника тренера- преподавателя при проведении разминки, разучивании отдельных упражнений, контроля за техникой выполнения отдельных элементов и упражнений. Судейство: знать основные правила судейства соревнований в избранном виде-пауэрлифтинг. Судейская документация. | |
4 | Умение подбирать основные упражнения для разминки и самостоятельное ее проведение по заданию тренера-преподавателя; Умение грамотно демонстрировать технику выполнения отдельных элементов и упражнений; Замечать и исправлять ошибки при их выполнении другими обучающимися. Судейство: знать основные правила судейства соревнований. Непосредственно выполнять отдельные судейские обязанности, обязанности секретаря. | |
5 | Привлечение в качестве помощника тренера- преподавателя для проведения занятий и соревнований на этапе начальной подготовки. Судейство: знать правила соревнований; привлекать для проведения занятий и соревнований в младших возрастных группах, к судейству районных соревнований. |
2.8 План медицинских, медико-биологических мероприятий и
применения восстановительных средств
Таблица №10
№ п/п | Средства и мероприятия | Сроки реализации |
1 | Рациональное питание: сбалансировано по энергетической ценности; сбалансировано по составу (белки, жиры, углеводы, микроэлементы, витамины); соответствует характеру, величине и направленности тренировочных и соревновательных нагрузок. | В течение всего периода спортивной подготовки |
2 | Физиотерапевтические методы: 1. Массаж – классический (восстановительный, общий) сегментарный, точечный, вибрационный, гидромассаж, мануальная терапия. 2. Гидропроцедуры: теплый душ, горячий душ, контрастный душ, теплые ванны, контрастные ванны, хвойные ванны, восстановительное плавание. | В течение всего периода реализации спортивной подготовки с учетом физического состояния спортсмена и согласно календаря спортивных мероприятий. |
3 | Фармакологические средства: 1. Витамины, коферменты, микроэлементы, витаминные комплексы, витаминно- минеральные комплексы. | В течение всего периода реализации спортивной подготовки с учетом физического состояния спортсмена и согласно календаря спортивных мероприятий. |
III. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ
11. По итогам освоения Программы применительно к этапам спортивной подготовки лицу, проходящему спортивную подготовку (далее – обучающийся), необходимо выполнить следующие требования к результатам прохождения Программы, в том числе, к участию в спортивных соревнованиях:
11.1. На этапе начальной подготовки:
изучить основы безопасного поведения при занятиях спортом;
повысить уровень физической подготовленности;
овладеть основами техники вида спорта «пауэрлифтинг»;
получить общие знания об антидопинговых правилах;
соблюдать антидопинговые правила;
принять участие в официальных спортивных соревнованиях, начиная со второго года;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной подготовки;
получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд), необходимый для зачисления и перевода на учебно-тренировочной этап (этап спортивной специализации)
11.2. На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности;
изучить правила безопасности при занятиях видом спорта «пауэрлифтинг» и успешно применять их в ходе проведения учебно-тренировочных занятий и участия в спортивных соревнованиях;
соблюдать режим учебно-тренировочных занятий;
изучить основные методы саморегуляции и самоконтроля;
овладеть общими теоретическими знаниями о правилах вида спорта «пауэрлифтинг»;
изучить антидопинговые правила;
соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной подготовки;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже муниципального уровня на первом и втором году;
принимать участие в официальных спортивных соревнованиях проведения не ниже регионального уровня, начиная с третьего года;
получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд), необходимый для зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного мастерства.
12. Оценка результатов освоения Программы сопровождается аттестацией обучающихся, проводимой учреждением, на основе разработанных комплексов контрольных упражнений, перечня тестов и (или) вопросов по видам подготовки, не связанным с физическими нагрузками (далее – тесты), а также с учетом результатов участия обучающегося в спортивных соревнованиях и достижения им соответствующего уровня спортивной квалификации.
13. Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной подготовки и уровень спортивной квалификации обучающихся по годам и этапам спортивной подготовки
3.2 Оценка результатов освоения Программы
Оценка результатов освоения Программы сопровождается аттестацией обучающихся, проводимой организацией, реализующей Программу, на основе разработанных комплексов контрольных упражнений, перечня тестов и (или) вопросов по видам подготовки, не связанным с физическими нагрузками (далее – тесты), а также с учетом результатов участия обучающегося в спортивных соревнованиях и достижения им соответствующего уровня спортивной квалификации.
Нормативы общей физической подготовки для зачисления и перевода
на этап начальной подготовки
№ п/п | Упражнения | Единица измерения | Норматив до года обучения | Норматив свыше года обучения | ||
1. Нормативы общей физической подготовки | ||||||
1.1 | Бег 30 м | с | мальчики | девочки | мальчики | девочки |
6,2 | 6,4 | 5,7 | 6.0 | |||
1.2. | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу | количество раз | не менее 10 | не менее 5 | 13 | 7 |
1.3. | Прыжки в длину с места толчком двумя ногами | см | 130 | 120 | 150 | 135 |
1.4. | Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90 см | количество раз | 9 | 7 | 11 | 9 |
1.5. | Поднимание туловища из положения лежа на спине (за 1 мин) | количество раз | 27 | 24 | 32 | 28 |
1.6. | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу | количество раз | 10 | 5 | 13 | 7 |
2. Нормативы специальной физической подготовки | ||||||
2.1. | Стойка на одной ноге, глаза закрыты, руки скрещены, ладони на плечах | с | 7,0 | 7,8 | ||
2.2. | Приседание, ладони на затылке | количество раз | 10 | 5 | 15 | 10 |
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки
и уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для
зачисления и перевода на учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации)
№ п/п | Упражнения | Единица измерения | Норматив | |
юноши девушки | юноши девушки | |||
1. Нормативы общей физической подготовки | ||||
1.1 | Бег на 30 м | с | 5,7 | 6,0 |
1.2 | Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90 см | количество раз | 11 | 9 |
1.3 | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу | количество раз | 13 | 7 |
1.4 | Прыжок в длину с места толчком двумя ногами | см | 150 | 135 |
1.5 | Поднимание туловища из положения лежа на спине (за 1 мин) | количество раз | 32 | 28 |
2. Нормативы специальной физической подготовки | ||||
2.1 | Приседание со штангой на плечах (вес штанги 70% от повторного максимума) | количество раз | 8 | |
2.2 | Жим лежа (вес штанги 70% от повторного максимума) | количество раз | 8 | |
2.3 | Становая тяга (вес штанги 70% от повторного максимума) | количество раз | 6 | |
2.4 | Стойка на одной ноге, глаза закрыты, руки скрещены, ладони на плечах | с | 9,0 | |
3. Уровень спортивной квалификации | ||||
3.1 | Период обучения на этапе спортивной подготовки (до трех лет) | Спортивные разряды – «третий юношеский спортивный разряд», «второй юношеский спортивный разряд», «первый юношеский спортивный разряд | ||
3.2 | Период обучения на этапе спортивной подготовки (свыше трех лет) | Спортивные разряды – «третий спортивный разряд», «второй спортивный разряд», «первый спортивный разряд» |
4. Рабочая программа по виду спорта «пауэрлифтинг»
4.1 Программный материал для теоретических и практических занятий по каждому этапу подготовки
Теоретическая подготовка
Теоретическая подготовка имеет немаловажное значение в подготовке спортсменов. Начинающих пауэрлифтеров необходимо приучить посещать соревнования, изучать техническую и тактическую подготовленность соперников, следить за действиями судей, просматривать фильмы,
видеофильмы и спортивные репортажи по тяжелой атлетике и спорту в целом. Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций и непосредственно в тренировке. Она органически связана с физической, технико-тактической, моральной и волевой подготовкой как элемент практических знаний. Пауэрлифтеры, как и любой другой спортсмен, должен обладать высокими моральными и волевыми качествами, быть достойным гражданином России, с честью представлять свою спортивную школу, клуб, свой город, страну на соревнованиях любого ранга. Воспитание морально- волевых качеств начинается с первых шагов, когда в секции, в школе нужно научиться подчинять свои интересы общественным, выполнять все требования тренера, болеть душой за честь коллектива. Необходимо воспитать у юных пауэрлифтеров правильное, уважительное отношение к товарищам по спортивной школе, к соперникам, к тренеру, к судьям, к
зрителям.
На этапе НП необходимо ознакомить занимающихся с правилами гигиены, спортивной дисциплины и соблюдением чистоты в спортивном сооружении. Большое внимание необходимо уделять рассказам о традициях пауэрлифтинга, его истории и предназначению. Причем, в группах НП знакомство детей с особенностями вида спорта проводится непосредственно перед занятиями или в ходе разучивания каких-либо двигательных действий. Основное внимание при построении бесед и рассказов направлено на то, чтобы привить детям гордость за выбранный вид спорта и желание добиться высоких спортивных результатов.
Темы для теоретических занятий:
Физическая культура и спорт в России
Для всех тренировочных групп:
Физическая культура и спорт – составная часть культуры, одно из средств воспитания, укрепления здоровья, всестороннего физического развития граждан. Значение физической культуры для трудовой деятельности людей и защиты Российского государства.
Всестороннее развитие физических и умственных способностей – одно из необходимых условий развития государства. Органы государственного управления физической культурой и спортом в России.
НОК и спортивные федерации. Физическая культура в системе народного образования. Обязательные занятия по физической культуре в школе.
Развитие пауэрлифтинга в России и за рубежом
Для всех учебных групп:
Характеристика пауэрлифтинга, место и значение его в российской системе физического воспитания. Возникновение и развитие пауэрлифтинга, как вида спорта. Силовые упражнения в дореволюционной России. Первые чемпионаты России по подниманию тяжестей. Сильнейшие спортсмены.
Роль пауэрлифтинга, как вида спорта. Первые соревнования по пауэрлифтингу за рубежом и в России. Организация федерации силового троеборья (пауэрлифтинга) в России. Международная федерация пауэрлифтинга. Весовые категории и программа соревнований. Возрастные
группы в пауэрлифтинге. Первые достижения российских спортсменов на международных соревнованиях. Российские спортсмены – чемпионы мира и Европы. Влияние российской школы на развитие пауэрлифтинга в мире.
Сильнейшие троеборцы зарубежных стран, их достижения.
Гигиена, закаливание, режим и питание спортсмена
Для групп ЭНП и ТЭ.
Понятие о гигиене. Личная гигиена троеборца, уход за кожей, волосами, ногтями, полостью рта. Гигиена сна. Гигиена одежды и обуви.
Гигиена жилища и места занятий пауэрлифтингом. Гигиеническое значение водных процедур (умывание, душ, купание, баня). Понятие о заразных болезнях. Меры личной и общественной профилактики (предупреждение заболевания). Значение закаливания для юного троеборца. Гигиенические основы и принципы закаливания. Средства закаливания: солнце, воздух,
вода. Занятия пауэрлифтингом – один из методов закаливания. Режим юного троеборца. Роль режима дня. Режим учёбы, отдыха, питания, тренировки, сна. Примерный распорядок дня юного троеборца. Весовой режим троеборца.
Допустимые величины регуляции веса тела у троеборцев в зависимости от возраста. Показатели веса тела в зависимости от ростовых показателей. Набор веса и переход в более тяжёлую весовую категорию.
Врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой медицинской
помощи, основы спортивного массажа
Для групп НП и ТСС.
Понятие о врачебном контроле и его роли для юного троеборца.
Значение данных врачебного контроля для физического развития и степени тренированности спортсменов. Понятие о тренированности, утомлении и перетренированности. Показания и противопоказания для занятий пауэрлифтингом. Профилактика перетренированности и роль в этом врачебного контроля. Самоконтроль – как важное средство, дополняющее врачебный контроль. Дневник самоконтроля. Объективные и субъективный показатели, отражаемые в дневнике: пульс, дыхание, спирометрия, вес тела, сон, работоспособность, самочувствие и др. Методика ведения дневника самоконтроля.
5.2 Кадровые условия обеспечения Программы
Уровень квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку, должен соответствовать требованиям, установленным профессиональным стандартом «Тренер-преподаватель», утвержденным приказом Минтруда России от 24.12.2020 № 952н (зарегистрирован Минюстом России 25.01.2021, регистрационный № 62203), профессиональным стандартом «Тренер»,
утвержденным приказом Минтруда России от 28.03.2019 № 191н (зарегистрирован Минюстом России 25.04.2019, регистрационный № 54519), профессиональным стандартом «Специалист по инструкторской и методической работе в области физической культуры и спорта», утвержденным
приказом Минтруда России от 21.04.2022 № 237н (зарегистрирован Минюстом России 27.05.2022, регистрационный № 68615), или Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 № 916н (зарегистрирован Минюстом России 14.10.2011, регистрационный № 22054). Для проведения учебно-тренировочных занятий и участия
в официальных спортивных соревнованиях на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации).
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
- Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «пауэрлифтинг» от 09.11.2022 г. № 962
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
- Программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства. Пауэрлифтинг. Подготовлена ЗТР А.Н. Бычковым. - М.: ЕАМ СПОРТ СЕРВИС, 2005.
- Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. - М.: Физическая культура и спорт, 1977. 215с.
- Медведев А.С. Система многолетней тренировки в тяжелой атлетике. Учебное пособие для тренеров. - М.: Физическая культура и спорт, 1986. 272с.
- Фаламеев А.И. Тяжелая атлетика для юношей. Учебное пособие - М.: Физическая культура и спорт, 1961. 199с.
- Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. - М.: Физическая культура и спорт, 1974. 252с.
- Шейко Б.И. Пауэрлифтинг. Учебное пособие. - М.: ЗАО ЕАМ Спорт-сервис, 2005г. 544с.
- В.Л. Муравьев «Пауэрлифтинг путь к силе», М.: «Светлана П», 1998,112 с.
- А.В. Коршунова «Пауэрлифтингщ Хабаровск, 1998 г.
- Опухтин Р.М. Все о пауэрлифтинге. Р/Д: Феникс; 2004, 56 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная предпрофессиональная программа спортивной подготовки по виду спорта спортивная аэробика
Дополнительная предпрофессиональная программа спортивной подготовки по виду спорта спортивная аэробика для специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва «Югория» им. А.А. П...
Программно-методическое обеспечение подготовки спортсмена-единобрца (на примере дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по всестилевому каратэ)
Установлено, что проблемы управления спортивной формой в спорте во многом связаны с рациональным выбором параметров объема и интенсивности тренировочной нагрузки. Представлено программно-методическое ...
Рабочая дополнительная образовательная Программа спортивной подготовки по виду спорта ˮХудожественная гимнастикаˮ
Дополнительная образовательная Программа спортивной подготовки по виду спорта ˮХудожественная гимнастикаˮ предназначена для организации образовательной деятельности по спортивной подготовке с учетом с...
Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по плаванию
Плавание – один из наиболее популярных видов спорта. Благодаря исключительно высокому спортивному, прикладному, оздоровительному и общеразвивающему значению плавание составляет...
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта "Спортивная борьба".
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта «спортивная борьба» (далее – Программа) разработана в рамках реализации Федерального закона от 30 апреля...
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта "Греко-римская борьба".
Программа служит документом для эффективного построения работы с детьми, на этапе многолетней подготовки и для содействия успешному решению задач физического воспитания детей школьного возраста....