Доклад на тему: "Основные музыкально-педагогические технологии преподавания предмета музыки в начальной и основной школе"
статья
Доклад на тему: "Основные музыкально-педагогические технологии преподавания предмета музыки в начальной и основной школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnolog.docx | 21.94 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Выступление на ШМО по теме: «Применение современных педагогических технологий на уроке музыки как средство реализации ФГОС НОО»
Подготовила Полевая Н.В., учитель музыки.
В настоящее время уровень образования с каждым годом становится выше. Повышение уровня образовательного процесса происходит благодаря внедрению Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.
Новые стандарты раскрывают педагогам, какие знания и умения учащихся необходимо формировать и развивать, чтобы будущие граждане соответствовали современному интеллектуальному и духовно-нравственному уровню развития личности.
Таким образом, перед начальной и общеобразовательной школой встаёт задача привить учащимся умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в исследователь-скую, творческую деятельность. Применение современных педагогических технологий на уроке музыки даёт возможность решить воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира. А применение современных педагогических технологий на уроках способствует развитию профессиональных компетенций учителя.
Итак, педагогическая технология – это последовательная система реализации содержания образования, представляющая совокупность форм, методов и средств обучения и приводящая к достижению гарантированного результата с наименьшими затратами времени и сил обучающихся и педагога.
Основными характеристиками педагогической технологии являются:
- четкая и детальная постановка целей;
- отбор и переработка содержания;
- достижение запланированных результатов;
- соответствие ФГОС разных уровней образования;
- гарантированный минимальный уровень обученности;
- наличие обратной связи;
- экономичность;
- мобильность;
- в состав технологии входят методики, методы и приемы работы из практики.
Среди наиболее перспективных технологий, способствующих личностному, познавательному, коммуникативному, социальному, информационному развитию личности школьников в музыкальном образовании считаются технологии, в основу которых с одной стороны, положен системно-деятельный, компетентностный подход, с другой стороны – представлены способы деятельности учителя и учащихся:
– технологии развития процессов восприятия музыкальных произведений на уроках музыки;
– технологии формирования певческой культуры учащихся;
– технологии детского музицирования (инструментальное музицирование, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, инсценировки, драматизации, театрализации музыкальных произведений);
– технологии здоровьесбережения, арт-терапевтической направленности процессов обучения, развития, воспитания;
– технологии развития ассоциативно-образного мышления обучающихся на основе
выявления общности образов и их художественного языка при сопоставлении музыки с другими видами искусства – литературой, изобразительным искусством, кино, театром;
– технологии проектной и исследовательской деятельности как основы развития познавательных интересов обучаемых;
– технологии диагностики формирования музыкальной культуры учащихся;
– информационно-коммуникационные технологии в преподавании музыки;
– технологии проектирования рабочих программ и моделирования уроков музыки, занятия в системе внеурочной работы, дополнительного музыкального образования;
– технологии изучения содержания учебников и учебно-методических комплектов по предмету «Музыка»;
– технология самообразования учащихся.
Подробно о современных педагогических технологиях рассказывает Сергеева Г.П. в книге «Учебники на уроке музыки: теория и практика».
Часть вышеперечисленных педагогических технологий можно успешно применять и на уроках по другим школьным предметам. Например: Информационно-коммуникационные технологии. Применение ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение на качественном иллюстративном материале, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Яркие и занимательные компьютерные слайды, анимации позволяют раскрыть ученикам тему урока.
Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся; позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
При использовании ИКТ в работе повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация); расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. И конечно же применение данной технологии способствует повышению качества образования.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам (особенно к урокам окружающего мира) в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.
Здоровьесберегающие технологии обучения. Здоровье - величайшая ценность. И цель данной технологии - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие технологии обучения включают в себя:
- организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;
- учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.
В настоящее время технологии здоровьесбережения и арт-терапии оказывают на учащихся психофизиологическое воздействие, осуществляя коррекцию психосоматических нарушений; психо-терапевтическое воздействие, направленное на когнитивную и эмоциональную сферы; психологическое воздействие, выполняющее очищающую, регулятивную, коммуникативную функцию и социально-педагогическое воздействие, способствующее развитию эстетических потребностей, расширению общего и художественно - эстетического кругозора, активизации потенциальных возможностей учащихся в практической художественной деятельности и творчестве.
Для организации здоровьесберегающей работы неоходимо применять следущие формы:
- физкультурные занятия;
- подвижные игры;
- утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая);
- двигательно-оздоровительные физкультминутки;
- физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;
- физкультурные прогулки (в парк, в лес, на стадион);
- физкультурные досуги;
- спортивные праздники;
- оздоровительные процедуры в водной среде (посещение бассейна).
Технология проектно-исследовательской деятельности. Полноценному развитию ребёнка способствует деятельность, которая направлена на решение им познавательных задач, а также на развитие самостоятельного критического мышления, творческого потенциала. Проектно-исследователь-ская деятельность помогает ребёнку самостоятельно формулировать и решать проблемы, связывающем освоение мира с личным опытом.
Исследования можно классифицировать по-разному:
- по теме (предметные или свободные);
- по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу);
-по времени (кратковременные и долговременные);
- по месту проведения (урочные и внеурочные);
- по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные).
Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.
Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:
- поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся предст авлений;
- развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
- формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности - коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности - игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.
На втором этапе педагог предусматривает большую самостоятельность учащихся, педагог выступает в роли консультанта (помогает определить проблему, выдвинуть гипотезу, но исследование учащиеся выполняют самостоятельно).
Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов.
С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие. На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений. Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования
школьников.
Домашние задания являются необязательными для детей, они выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка.
На третьем этапе требуется полная самостоятельность учащихся.
Современные педагогические технологии разнообразны и многочисленны. Я не стала рассказывать о всех технологиях, только о часто используемых. Однако для эффективного их применения необходимо уделить каждой технологии внимание, изучить её, проанализировать. Важно правильно подобрать комплекс технологий применяемых на каждом уроке и учитывать принципы их применения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад"Требования ФГОС и их реализация в преподавании предмета "музыка".
Эта работа о формировании музыкальной культуры школьника....
Доклад на тему: Основные составляющие программы, отдельных предметов, курсов по ФГОС"
Доклад на тему: « Основные составляющие программы отдельных предметов, курсов.» Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отст...
Доклад на тему: «Основные принципы системно-деятельностного подхода. Интерактивные технологии обучения.»
Системно-деятельностный подход - универсальный инструмент познавательной деятельности. Актуальность реализации системно-деятельностного подхода в образовательном процессе состоит в том, что он способс...
Доклад на тему:"Основные аспекты образовательного процесса в подготовительном классе коррекционной школы 8 вида. "
Аспекты коррекционно - развивающей работы в подготовительном классе коррекционной школы 8 вида....
Доклад на тему: «Основные направления внеурочной деятельности по предметам гуманитарного цикла.»
В Концепции модернизации образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности...
Доклад Преемственность в достижении метапредметных результатов обучения в начальной и основной школе на уроках музыки в рамках ФГОС"
Особенности работы в начальном и среднем звене.Основы приемственности....
Технологии преподавания предмета «Музыка» в основной школе
Технологии преподавания предмета «Музыка»в основной школе...