Доклад на тему: "Основные музыкально-педагогические технологии преподавания предмета музыки в начальной и основной школе"
статья

Полевая Наталья Владимировна

Доклад на тему: "Основные музыкально-педагогические технологии преподавания предмета музыки в начальной и основной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog.docx21.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО по теме: «Применение современных педагогических технологий  на уроке музыки как средство реализации ФГОС НОО»

Подготовила  Полевая Н.В., учитель музыки.

       В настоящее время уровень образования с каждым годом становится выше. Повышение уровня образовательного процесса происходит благодаря внедрению Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.

       Новые стандарты раскрывают педагогам, какие знания и умения учащихся необходимо формировать и развивать, чтобы будущие граждане соответствовали современному интеллектуальному и духовно-нравственному уровню развития личности.

       Таким образом, перед начальной и общеобразовательной школой встаёт задача привить учащимся умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в исследователь-скую, творческую деятельность.  Применение современных педагогических технологий  на уроке музыки даёт возможность решить воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира. А применение современных педагогических технологий  на уроках способствует развитию профессиональных компетенций учителя.

       Итак, педагогическая технология – это последовательная система реализации содержания образования, представляющая совокупность форм, методов и средств обучения и приводящая к достижению гарантированного результата с наименьшими затратами времени и сил обучающихся и педагога.

        Основными характеристиками педагогической технологии являются:                         

 - четкая и детальная постановка целей;                                                                                            

- отбор и переработка содержания;                                                                                                

 - достижение запланированных результатов;                                                                                

 - соответствие ФГОС разных уровней образования;                                                                   

- гарантированный минимальный уровень обученности;                                                         

 - наличие обратной связи;                                                                                                                      

 - экономичность;                                                                                                                             

 - мобильность;                                                                                                                                 

 - в состав технологии входят методики, методы и приемы работы из практики.

       Среди наиболее перспективных технологий, способствующих личностному, познавательному, коммуникативному, социальному, информационному развитию личности школьников в музыкальном образовании считаются технологии, в основу которых с одной стороны, положен системно-деятельный, компетентностный подход, с другой стороны – представлены способы деятельности учителя и учащихся:

 – технологии развития процессов восприятия музыкальных произведений на уроках музыки;

 – технологии формирования певческой культуры учащихся;

 – технологии детского музицирования (инструментальное музицирование, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, инсценировки, драматизации, театрализации музыкальных произведений);

 – технологии здоровьесбережения, арт-терапевтической направленности процессов обучения, развития, воспитания;

 – технологии развития ассоциативно-образного мышления обучающихся на основе

выявления общности образов и их художественного языка при сопоставлении музыки с другими видами искусства – литературой, изобразительным искусством, кино, театром;

 – технологии проектной и исследовательской деятельности как основы развития познавательных интересов обучаемых;

 – технологии диагностики формирования музыкальной культуры учащихся;

 – информационно-коммуникационные технологии в преподавании музыки;

 – технологии проектирования рабочих программ и моделирования уроков музыки, занятия в системе внеурочной работы, дополнительного музыкального образования;

 – технологии изучения содержания учебников и учебно-методических комплектов по предмету «Музыка»;

 – технология самообразования учащихся.

       Подробно о современных педагогических технологиях рассказывает Сергеева Г.П. в книге «Учебники на уроке музыки: теория и практика».

       Часть вышеперечисленных педагогических технологий можно успешно применять и на уроках по другим школьным предметам. Например: Информационно-коммуникационные технологии. Применение ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение на качественном иллюстративном материале, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Яркие и занимательные  компьютерные слайды, анимации позволяют раскрыть  ученикам тему урока.                                                                            

       Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся; позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.

       При использовании ИКТ в работе повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация); расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. И конечно же применение данной технологии способствует повышению качества образования.

        Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам (особенно к урокам окружающего мира) в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.

       Здоровьесберегающие технологии обучения. Здоровье - величайшая ценность. И  цель данной технологии - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

       Здоровьесберегающие технологии обучения  включают в себя:

 - организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

 - психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;

 - учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.

       В настоящее время технологии здоровьесбережения и арт-терапии оказывают  на учащихся психофизиологическое воздействие, осуществляя коррекцию психосоматических нарушений; психо-терапевтическое воздействие, направленное на когнитивную и эмоциональную сферы; психологическое воздействие, выполняющее очищающую, регулятивную, коммуникативную функцию и социально-педагогическое воздействие, способствующее развитию эстетических потребностей, расширению общего и художественно - эстетического кругозора, активизации потенциальных возможностей учащихся в практической художественной деятельности и творчестве.

       Для организации здоровьесберегающей работы неоходимо применять следущие формы:

 - физкультурные занятия;

 - подвижные игры;

 - утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая);

 - двигательно-оздоровительные физкультминутки;

 - физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;

 - физкультурные прогулки (в парк, в лес, на стадион);

 - физкультурные досуги;

 - спортивные праздники;

 - оздоровительные процедуры в водной среде (посещение бассейна).

       Технология проектно-исследовательской деятельности. Полноценному развитию ребёнка способствует деятельность, которая направлена на решение им познавательных задач, а также на развитие самостоятельного критического мышления, творческого потенциала. Проектно-исследователь-ская деятельность помогает ребёнку самостоятельно формулировать и решать проблемы, связывающем освоение мира с личным опытом.                                                                                                               

       Исследования можно классифицировать по-разному:

 - по теме (предметные или свободные);

 - по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу);

  -по времени (кратковременные и долговременные);

 - по месту проведения (урочные и внеурочные);

 - по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные).                   

       Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.

       Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:

 - поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся предст авлений;

 - развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;

 - формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

        Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности - коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности - игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.                                                                          

        На втором этапе педагог предусматривает большую самостоятельность учащихся, педагог выступает в роли консультанта (помогает определить проблему, выдвинуть гипотезу, но исследование учащиеся выполняют самостоятельно).

       Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов.

       С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие. На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений. Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования

школьников.                                                                                                                        

        Домашние задания являются необязательными для детей, они выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка.

        На третьем этапе требуется полная самостоятельность учащихся.

       Современные педагогические технологии разнообразны и многочисленны. Я не стала рассказывать о всех технологиях, только о часто используемых. Однако для эффективного их применения необходимо уделить каждой технологии внимание, изучить её, проанализировать. Важно правильно подобрать комплекс технологий  применяемых на каждом уроке и учитывать принципы их применения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад"Требования ФГОС и их реализация в преподавании предмета "музыка".

Эта работа о формировании музыкальной культуры школьника....

Доклад на тему: Основные составляющие программы, отдельных предметов, курсов по ФГОС"

Доклад на тему: « Основные составляющие программы отдельных предметов, курсов.»   Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отст...

Доклад на тему: «Основные принципы системно-деятельностного подхода. Интерактивные технологии обучения.»

Системно-деятельностный подход - универсальный инструмент познавательной деятельности. Актуальность реализации системно-деятельностного подхода в образовательном процессе состоит в том, что он способс...

Доклад на тему:"Основные аспекты образовательного процесса в подготовительном классе коррекционной школы 8 вида. "

Аспекты коррекционно - развивающей работы в подготовительном классе коррекционной школы 8 вида....

Доклад на тему: «Основные направления внеурочной деятельности по предметам гуманитарного цикла.»

В Концепции модернизации образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности...

Технологии преподавания предмета «Музыка» в основной школе

Технологии преподавания предмета «Музыка»в основной школе...