Статья "ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ"
статья

Вертышева Ольга Михайловна

В статье рассматривается инновационная деятельность преподавателя в современном образовательном пространстве, использование и применение педагогических новшеств в практике обучения и воспитания будущих специалистов, создание в образовательном учреждении определенной инновационной среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вертышева Ольга Михайловна

учитель МБОУ «СОШ №6»

г. Новокузнецк, Кемеровская область

ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация: в статье рассматривается инновационная деятельность преподавателя в современном образовательном пространстве, использование и применение педагогических новшеств в практике обучения и воспитания бу- дущих специалистов, создание в образовательном учреждении определенной инновационной среды.

Ключевые слова: инновационная деятельность, потенциал, информати- зация.

Инновационная деятельность педагога в современном образовании – важ- нейшая составляющая образовательного процесса.

В современном обществе первая волна осознания потребностей в новом качестве образования вылилась в идею создания учебных заведений нового ти- па: гимназий, лицеев, колледжей, образовательных центров, учебно- воспитательных комплексов и т. д.

Вторая волна преобразований привела к потребности в расширенном, ка- чественно новом научном обеспечении образовательных и воспитательных процессов в учреждениях образования, не способных к самостоятельным, осо- знанным и целенаправленным преобразованиям. В связи с этим на первый план выходит задача создания новых по содержанию и идеологии диагностико- развивающих центров, региональных центров управления развитием образова- ния, которые смогли бы взять на себя целый ряд важнейших функций образова- тельной системы, остающихся на сегодняшний день нереализованными. В этом видится сегодня эффективный путь сближения науки и педагогической практи- ки.

Научное обеспечение экспериментальной работы в обучении и воспитании при всем ее многообразии предполагает определенную унификацию и доступ- ность для широкого практического использования. На это направлены проис- ходящие в настоящее время на федеральном и региональном уровнях процессы стандартизации всех ступеней образования.

  1. Основные признаки инновационной деятельности педагога. Инновационная деятельность и ее процесс во многом зависят от инноваци-

онного потенциала педагога.

Инновационный потенциал личности связывают со следующими основ- ными параметрами:

  • творческая способность генерировать и продуцировать новые представ- ления и идеи, а главное – проектировать и моделировать их в практических формах;
  • открытость личности новому, отличному от своих представлений, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления;
  • культурно-эстетическая развитость и образованность;
  • готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов;
  • развитое инновационное сознание (ценность инновационной деятельно- сти в сравнении с традиционной, инновационные потребности, мотивация ин- новационного поведения).

Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято пони- мать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздра- жителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специаль- ных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины не- достатков).

Необходимым условием успешной реализации инновационной деятельно- сти педагога являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества, снимать инновационные барьеры.

  1. Какие обстоятельства в современной системе образования определяют необходимость инновационной деятельности педагога?

Необходимость инновационной направленности педагогической деятель- ности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств:

  • происходящими социально-экономическими преобразованиями, которые обусловили необходимость коренного обновления системы образования, мето- дики и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности пе- дагогов выступает средством обновления образовательной политики;
  • введением новых учебных предметов, требующих постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации суще- ственно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде, актуализируются задачи роста профессионального мастерства педагогов;
  • изменением характера отношений педагогов к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации со-

держания учебно-воспитательного процесса педагог был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Сейчас инновацион- ная деятельность в образовании приобретает избирательный, исследователь- ский характер. Именно поэтому важным направлением в деятельности руково- дителей педагогических коллективов, методических служб учебных заведений становится анализ и оценка вводимых преподавателями педагогических инно- ваций, создание необходимых условий для их успешной разработки и примене- ния;

  • вхождением образовательных учреждений в рыночные отношения, кото- рые формируют реальную ситуацию их конкурентоспособности.

Если говорить более просто и однозначно, то главной причиной, заставля- ющей обращаться к инновационной деятельности, является острая конкурен- ция, с которой приходится сталкиваться практически каждому коллективу, ока- зывающему услуги в сфере образования

  1. Что в работе педагога можно определить как инновационная деятель- ность?

И простой, и сложный вопрос одновременно. С одной стороны, мы легко перечисляем то, что считаем инновационным в своей работе: содержание, тех- нологии, методики, подходы, которые, действительно, являются инновацион- ными в современных условиях. С другой стороны, доказать (обосновать), а тем более описать (представить) свою инновационную деятельность вряд ли под силу каждому из нас. Поскольку инновация – это не просто фиксация факта, это целая система в работе педагога, в описании которой должны быть указаны со- держание, цель, сроки реализации, проблемы, на решение которых направлена инновация, способы диагностики результатов инновационной практики, формы представления опыта.

Самые распространенные и значимые инновации по их принадлежности к учебно-воспитательному процессу связаны:

  • с переходом к деятельностной парадигме образования, внедрением ком- петентностного подхода в образовании, так как традиционный знаниевый под- ход, ориентированный на достигнутый уровень развития наук и технологий, принципиально не отвечает требованиям динамично развивающегося общества (содержание образования);
  • организацией учебного процесса и внедрением новых образовательных технологий, являющихся ведущим фактором развития инновационного учебно- го процесса (методики, технологии, методы и средства обучения);
  • профилизацией и специализацией общего образования, которые позво- ляют формировать глобальную систему открытого, гибкого, индивидуализиро- ванного, непрерывного образования человека в течение всей его жизни (орга- низационные формы образования);
  • профессионализацией управленческой деятельности как одним из усло- вий успешности и эффективности инновационных процессов в образовании (управление ОУ).

В зависимости от концептуальных положений обновления и содержания образования инновационные процессы можно разделить на методико- ориентированные и проблемно ориентированные.

В основе методико-ориентированных инновационных процессов лежат ре- ализации той или иной образовательной технологии и методики, например:

  • применение современных информационных технологий;
  • применение принципа интеграции содержания образования;
  • развивающее обучение;
  • дифференцированное обучение;
  • проектное обучение;
  • проблемное обучение;
  • программированное обучение;
  • модульное обучение.

Проблемно ориентированные инновационные процессы, как это и опреде- лено названием, направлены на решение определенных задач, связанных с формированием конкурентоспособной личности.

Формирование конкурентоспособного ученика в современных условиях возможно только при внедрении и включении в образовательный процесс про- блемно и методико-ориентированных инноваций, отвечающих положениям общих инновационных процессов, отраженных в программах и концепциях.

Анализ работы в нашей школе показал, что у педагогов инновационная де- ятельность вызывает затруднения, и в связи с этим возникает необходимость в научно-методическом сопровождении преподавателей. Анализ вовлеченности преподавателей в инновационную деятельность свидетельствует, что чаще все- го она носит формальный характер. Это обусловлено рядом причин, таких как:

  • низкий уровень базовой подготовки учащихся;
  • формирование среды своей деятельности в традиционном режиме с од- новременно невысокой степенью готовности к инновационным изменениям;
  • отсутствие мотивации вследствие перегруженности различной внеуроч- ной работой;
  • невозможность определить приоритетное направление («распыление» в разных направлениях), а значит отсутствие ощутимого результата.

Вместе с тем без инновационной составляющей нельзя представить дея- тельность современного образовательного учреждения. При дискуссии препо- даватели отвечали, что при внедрении инноваций они нуждаются в различных видах сопровождения: кому-то необходима психологическая поддержка, часть педагогов не отказались бы от индивидуальных консультаций методистов, пе- дагогов – практиков, от участия в семинарах по инновационной деятельности, готовы пройти курсовую подготовку. Обязательным условием инновационной работы называли наличие достаточного количества учебно-методической лите- ратуры и современной материально-технической базы.

Поэтому предстоит масштабная работа по достижению значимых резуль- татов в данном направлении деятельности педагогического коллектива.

Инновационную деятельность можно трактовать как личностную катего- рию, как созидательный процесс и результат творческой деятельности; она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответству- ющих субъектов. Ценность инновационной деятельности для личности связана с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с творче- ством. Трудности, возникающие в процессе инновационной деятельности, предстают перед личностью как перспектива возможности их разрешения сво- ими силами.

Главным устойчивым результатом реализации инновационной образова- тельной деятельности является:

  • формирование инновационной инфраструктуры, обеспечивающей устойчивое развитие и дальнейшее изучение и распространением передового опыта;
  • создание позитивного имиджа учебного заведения.

Список литературы

  1. Борисова Н.Я. Сопровождение инновационной деятельности педагогов: приложение к журналу / Н.Я. Борисова // Среднее профессиональное образова- ние. – 2010. – №8. – С. 16–21.
  2. Загвязинский В.И. Педагогическое        творчество        учителя        / В.И. Загвязинский. – М.: Педагогика, 1987.
  3. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зару- бежного опыта / М.В. Кларин. – М.: Наука, 1997.
  4. Курманова Э.А. Инновационная   стратегия   развития    колледжа    / Э.А. Курманова // Среднее профессиональное образование. – 2011. – №3. – С. 28–30.
  5. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психо- логов / ред.-сост. Н.Б. Крылова. – М.: Цицеро, 1995.
  6. Корнилова Т.И. Инновационная деятельность педагога в современных условиях / Т.И. Корнилова [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

https://www.informio.ru/publications/id384/Innovacionnaja-dejatelnost-pedagoga-v- sovremennyh-uslovijah (дата обращения: 01.11.2022).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность педагога в современном образовании

Инновационная деятельность педагога в современном образовании – важнейшая составляющая образовательного процесса....

"Теоретические основы инновационной деятельности педагога в современной школе". Выступление на методическом объединении.

В сообщение раскрываются теоретические основы инновационой деятельности педагога в современной школе, её основные принципы и результаты....

Участник всероссийского конкурса «Инновационная деятельность педагога в современных условиях»

Диплом. II место. Материал, представленный на конкурс: "Дороги, опаленные войной»  (по страницам «ржевской» повести В.Кондратьева  «Сашка»)...

2015-2016 учебный год. Школьный педсовет. «Инновационная деятельность педагогов как важнейшее условие в процессе преобразования современной школы». Доклад.

Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества образования. В целом суть определени...

Инновационная деятельность педагога в современных условиях

Инновационная деятельность педагога в современном образовании – важнейшая составляющая образовательного процесса. Именно поэтому одно из заседаний педагогического совета в прошедшем учебном году...

Доклад на педагогическом совете "Инновационная деятельность педагога - одно из условий повышения качества учебно-воспитательного процесса"

В докладе говорится о том, что повышение качества учебно-воспитательного процесса в ОО напрямую связано с инновационной деятельностью педагога, его творчеством...