Статья "ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ"
статья
В статье рассматривается инновационная деятельность преподавателя в современном образовательном пространстве, использование и применение педагогических новшеств в практике обучения и воспитания будущих специалистов, создание в образовательном учреждении определенной инновационной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_innovatsionnoy_deyatelnosti_pedagoga_v_sovremennyh_usloviyah.docx | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Вертышева Ольга Михайловна
учитель МБОУ «СОШ №6»
г. Новокузнецк, Кемеровская область
ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация: в статье рассматривается инновационная деятельность преподавателя в современном образовательном пространстве, использование и применение педагогических новшеств в практике обучения и воспитания бу- дущих специалистов, создание в образовательном учреждении определенной инновационной среды.
Ключевые слова: инновационная деятельность, потенциал, информати- зация.
Инновационная деятельность педагога в современном образовании – важ- нейшая составляющая образовательного процесса.
В современном обществе первая волна осознания потребностей в новом качестве образования вылилась в идею создания учебных заведений нового ти- па: гимназий, лицеев, колледжей, образовательных центров, учебно- воспитательных комплексов и т. д.
Вторая волна преобразований привела к потребности в расширенном, ка- чественно новом научном обеспечении образовательных и воспитательных процессов в учреждениях образования, не способных к самостоятельным, осо- знанным и целенаправленным преобразованиям. В связи с этим на первый план выходит задача создания новых по содержанию и идеологии диагностико- развивающих центров, региональных центров управления развитием образова- ния, которые смогли бы взять на себя целый ряд важнейших функций образова- тельной системы, остающихся на сегодняшний день нереализованными. В этом видится сегодня эффективный путь сближения науки и педагогической практи- ки.
Научное обеспечение экспериментальной работы в обучении и воспитании при всем ее многообразии предполагает определенную унификацию и доступ- ность для широкого практического использования. На это направлены проис- ходящие в настоящее время на федеральном и региональном уровнях процессы стандартизации всех ступеней образования.
- Основные признаки инновационной деятельности педагога. Инновационная деятельность и ее процесс во многом зависят от инноваци-
онного потенциала педагога.
Инновационный потенциал личности связывают со следующими основ- ными параметрами:
- творческая способность генерировать и продуцировать новые представ- ления и идеи, а главное – проектировать и моделировать их в практических формах;
- открытость личности новому, отличному от своих представлений, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления;
- культурно-эстетическая развитость и образованность;
- готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов;
- развитое инновационное сознание (ценность инновационной деятельно- сти в сравнении с традиционной, инновационные потребности, мотивация ин- новационного поведения).
Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято пони- мать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздра- жителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специаль- ных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины не- достатков).
Необходимым условием успешной реализации инновационной деятельно- сти педагога являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества, снимать инновационные барьеры.
- Какие обстоятельства в современной системе образования определяют необходимость инновационной деятельности педагога?
Необходимость инновационной направленности педагогической деятель- ности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств:
- происходящими социально-экономическими преобразованиями, которые обусловили необходимость коренного обновления системы образования, мето- дики и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности пе- дагогов выступает средством обновления образовательной политики;
- введением новых учебных предметов, требующих постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации суще- ственно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде, актуализируются задачи роста профессионального мастерства педагогов;
- изменением характера отношений педагогов к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации со-
держания учебно-воспитательного процесса педагог был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Сейчас инновацион- ная деятельность в образовании приобретает избирательный, исследователь- ский характер. Именно поэтому важным направлением в деятельности руково- дителей педагогических коллективов, методических служб учебных заведений становится анализ и оценка вводимых преподавателями педагогических инно- ваций, создание необходимых условий для их успешной разработки и примене- ния;
- вхождением образовательных учреждений в рыночные отношения, кото- рые формируют реальную ситуацию их конкурентоспособности.
Если говорить более просто и однозначно, то главной причиной, заставля- ющей обращаться к инновационной деятельности, является острая конкурен- ция, с которой приходится сталкиваться практически каждому коллективу, ока- зывающему услуги в сфере образования
- Что в работе педагога можно определить как инновационная деятель- ность?
И простой, и сложный вопрос одновременно. С одной стороны, мы легко перечисляем то, что считаем инновационным в своей работе: содержание, тех- нологии, методики, подходы, которые, действительно, являются инновацион- ными в современных условиях. С другой стороны, доказать (обосновать), а тем более описать (представить) свою инновационную деятельность вряд ли под силу каждому из нас. Поскольку инновация – это не просто фиксация факта, это целая система в работе педагога, в описании которой должны быть указаны со- держание, цель, сроки реализации, проблемы, на решение которых направлена инновация, способы диагностики результатов инновационной практики, формы представления опыта.
Самые распространенные и значимые инновации по их принадлежности к учебно-воспитательному процессу связаны:
- с переходом к деятельностной парадигме образования, внедрением ком- петентностного подхода в образовании, так как традиционный знаниевый под- ход, ориентированный на достигнутый уровень развития наук и технологий, принципиально не отвечает требованиям динамично развивающегося общества (содержание образования);
- организацией учебного процесса и внедрением новых образовательных технологий, являющихся ведущим фактором развития инновационного учебно- го процесса (методики, технологии, методы и средства обучения);
- профилизацией и специализацией общего образования, которые позво- ляют формировать глобальную систему открытого, гибкого, индивидуализиро- ванного, непрерывного образования человека в течение всей его жизни (орга- низационные формы образования);
- профессионализацией управленческой деятельности как одним из усло- вий успешности и эффективности инновационных процессов в образовании (управление ОУ).
В зависимости от концептуальных положений обновления и содержания образования инновационные процессы можно разделить на методико- ориентированные и проблемно ориентированные.
В основе методико-ориентированных инновационных процессов лежат ре- ализации той или иной образовательной технологии и методики, например:
- применение современных информационных технологий;
- применение принципа интеграции содержания образования;
- развивающее обучение;
- дифференцированное обучение;
- проектное обучение;
- проблемное обучение;
- программированное обучение;
- модульное обучение.
Проблемно ориентированные инновационные процессы, как это и опреде- лено названием, направлены на решение определенных задач, связанных с формированием конкурентоспособной личности.
Формирование конкурентоспособного ученика в современных условиях возможно только при внедрении и включении в образовательный процесс про- блемно и методико-ориентированных инноваций, отвечающих положениям общих инновационных процессов, отраженных в программах и концепциях.
Анализ работы в нашей школе показал, что у педагогов инновационная де- ятельность вызывает затруднения, и в связи с этим возникает необходимость в научно-методическом сопровождении преподавателей. Анализ вовлеченности преподавателей в инновационную деятельность свидетельствует, что чаще все- го она носит формальный характер. Это обусловлено рядом причин, таких как:
- низкий уровень базовой подготовки учащихся;
- формирование среды своей деятельности в традиционном режиме с од- новременно невысокой степенью готовности к инновационным изменениям;
- отсутствие мотивации вследствие перегруженности различной внеуроч- ной работой;
- невозможность определить приоритетное направление («распыление» в разных направлениях), а значит отсутствие ощутимого результата.
Вместе с тем без инновационной составляющей нельзя представить дея- тельность современного образовательного учреждения. При дискуссии препо- даватели отвечали, что при внедрении инноваций они нуждаются в различных видах сопровождения: кому-то необходима психологическая поддержка, часть педагогов не отказались бы от индивидуальных консультаций методистов, пе- дагогов – практиков, от участия в семинарах по инновационной деятельности, готовы пройти курсовую подготовку. Обязательным условием инновационной работы называли наличие достаточного количества учебно-методической лите- ратуры и современной материально-технической базы.
Поэтому предстоит масштабная работа по достижению значимых резуль- татов в данном направлении деятельности педагогического коллектива.
Инновационную деятельность можно трактовать как личностную катего- рию, как созидательный процесс и результат творческой деятельности; она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответству- ющих субъектов. Ценность инновационной деятельности для личности связана с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с творче- ством. Трудности, возникающие в процессе инновационной деятельности, предстают перед личностью как перспектива возможности их разрешения сво- ими силами.
Главным устойчивым результатом реализации инновационной образова- тельной деятельности является:
- формирование инновационной инфраструктуры, обеспечивающей устойчивое развитие и дальнейшее изучение и распространением передового опыта;
- создание позитивного имиджа учебного заведения.
Список литературы
- Борисова Н.Я. Сопровождение инновационной деятельности педагогов: приложение к журналу / Н.Я. Борисова // Среднее профессиональное образова- ние. – 2010. – №8. – С. 16–21.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвязинский. – М.: Педагогика, 1987.
- Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зару- бежного опыта / М.В. Кларин. – М.: Наука, 1997.
- Курманова Э.А. Инновационная стратегия развития колледжа / Э.А. Курманова // Среднее профессиональное образование. – 2011. – №3. – С. 28–30.
- Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психо- логов / ред.-сост. Н.Б. Крылова. – М.: Цицеро, 1995.
- Корнилова Т.И. Инновационная деятельность педагога в современных условиях / Т.И. Корнилова [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.informio.ru/publications/id384/Innovacionnaja-dejatelnost-pedagoga-v- sovremennyh-uslovijah (дата обращения: 01.11.2022).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная деятельность педагога в современном образовании
Инновационная деятельность педагога в современном образовании – важнейшая составляющая образовательного процесса....
"Теоретические основы инновационной деятельности педагога в современной школе". Выступление на методическом объединении.
В сообщение раскрываются теоретические основы инновационой деятельности педагога в современной школе, её основные принципы и результаты....
Участник всероссийского конкурса «Инновационная деятельность педагога в современных условиях»
Диплом. II место. Материал, представленный на конкурс: "Дороги, опаленные войной» (по страницам «ржевской» повести В.Кондратьева «Сашка»)...
2015-2016 учебный год. Школьный педсовет. «Инновационная деятельность педагогов как важнейшее условие в процессе преобразования современной школы». Доклад.
Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества образования. В целом суть определени...
Инновационная деятельность педагога в современных условиях
Инновационная деятельность педагога в современном образовании – важнейшая составляющая образовательного процесса. Именно поэтому одно из заседаний педагогического совета в прошедшем учебном году...
Презентация "Инновационная деятельность педагога в современном образовании"
Достижение более высоких результатов....
Доклад на педагогическом совете "Инновационная деятельность педагога - одно из условий повышения качества учебно-воспитательного процесса"
В докладе говорится о том, что повышение качества учебно-воспитательного процесса в ОО напрямую связано с инновационной деятельностью педагога, его творчеством...