ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К УЧЕБЕ У ШКОЛЬНИКОВ
статья
Формирование мотивации учения в школьном возрасте является одной из актуальных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_motivatsii_k_uchebe_u_shkolnikov.docx | 18.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К УЧЕБЕ У ШКОЛЬНИКОВ
Калина В. Г.
Калина Виктория Геннадьевна - учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №7
Село Чкаловское Приморского края
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.
Проблема мотивации к учению присутствовала всегда, но в последнее время, со вступлением общества в цифровую эпоху, она стала более острой. Компьютеры, интернет, повсеместное использование различных гаджетов формируют в сознании отсутствие важности овладения различными знаниями. Зачем мне учить, если можно открыть интернет и узнать? Зачем читать книги, если можно прочитать их краткое содержание? Зачем уметь считать, если есть калькулятор? Такие установки ведут к деградации человека и общества. Отключив интернет, люди останутся не только без информации, но и без способности рационально мыслить.
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
I — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
II — хорошая школьная мотивация (учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью). Подобный уровень мотивации является средней нормой.
III — положительное отношение к школе. Школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, им нравится ощущать себя учениками. Познавательные мотивы сформированы меньше и учебный процесс их мало привлекает.
IV — низкая школьная мотивация. Дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.
V — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Дети испытывают серьезные трудности в обучении: не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным правилам, нормам. У данных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.
Как мотивировать познавательную деятельность?
Необходимо организовывать процесс обучения с учетом потребностей, физиологических и возрастных особенностей детей:
- материал урока должен быть интересен детям;
- согласование расписания с особенностями возраста;
- согласование темпа урока со скоростью работы всех детей.
Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса у учащихся? Можно использовать разные приемы повышения интереса к учебному материалу:
- организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний;
- работа в группах и парах;
- применение ИКТ на уроках;
- понимание ребенком нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов;
- чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся;
- обучение должно быть трудным, но посильным (разно уровневые задания);
- чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать;
- позитивная психологическая атмосфера урока;
- чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме;
- в обучении должны создаваться возможности для творчества;
- создание на уроке ситуации успеха для учащихся.
Для развития положительной и коррекции негативной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе не может играть решающей роли для всех учащихся. То, что для одного учащегося является решающим, для другого им может и не быть.
У школьников изначально присутствует различная степень мотивации к обучению. Одни способны достаточно сильно мотивировать себя сами, другим необходима помощь извне. Чем младше ребёнок, тем проще пробудить у него интерес к учёбе. Но и к уже подросшим детям можно найти подход.
Готовность трудиться, ставить всё новые и новые задачи всегда приводит к успеху. Ведь недаром в списке мотивации студентов Гарварда есть пункт: «Не попотеешь – не заработаешь».
Список литературы
- Зверева, Г. Ю. Развитие у школьников мотивации к учению / Г. Ю. Зверева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 787-792. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23112/ Бегларян Г. Когда литература стала современной и интересуется ли ей наше поколение? // Современный литературный поток в школьном образовательном процессе: сб. науч. ст. по итогам IХ Междунар. науч.-практ. конф. «Педагогика текста – 2017» / под ред. Т. Г. Галактионовой, Е. И. Казаковой. СПб.: ЛЕМА, 2018.
- Гордеева Т.О. Мотивация школьников XXI века: практические советы. Методическое пособие – М.: Благотворительный фонд «Вклад в будущее», 2022. – 135 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Когда школьники приступают к изучению иностранного языка, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Все берутся за это с большим энтузиазмом. Потом появляетс...
«Формирование мотивации обучения школьников».
Формрование мотивации школьников...
Педсовет Пути формирования мотивации достижения успеха у школьников в образовательном процессе.
Педсовет Пути формирования мотивации достижения успеха у школьников в образовательном процессе....
Рабочая программа по повышению мотивации к учебе младших школьников
Цель программы: создание социально-психологических условий для выработки самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности....
«Специфика формирования мотивации учебной деятельности у школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
В период обновления образования для учащихся с ОВЗ, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) происходит смещение общеобразовательных аспектов с усвоением основ наук на развитие личност...
«Информационные технологии в исследовательской работе учителя и учащихся по биологии как средство формирования мотивации к учебе».
Материал содержит авторскую концепцию по использованию информационных технологий в исследовательской работе учителя и учащихся по биологии....
Родительское собрание Учебная деятельность школьников. Значение мотиваций в учебе.9кл
Родительское собрание Учебная деятельность школьников. Значение мотиваций в учебе.9клСобрание проводится после анкетирования учащихся.Выделяются некоторые особенности подростка, способствующие становл...