ТРАДИЦИИ НАРОДОВ РОССИИ (ЦИКЛ МЕРОПРИЯТИЙ)
методическая разработка (11 класс)
- познакомить с традициями и культурой разных народов;
- познакомить с народами и народностями России;
- обогатить словарный запас воспитанников на основе использования соответствующей терминологии;
- изучить историю регионов;
- познакомить с календарными и семейными обрядами, народными обычаями, их символикой и значением;
- познакомить с известными династиями, со знаменитыми представителями разных народов;
- познакомить с народными играми;
- познакомить с фольклором разных народов;
- познакомить с народными праздниками;
- познакомить с народными ремеслами;
- познакомить с музыкальными инструментами разных народов;
- познакомить со свадебными традициями разных народов;
- познакомить с кулинарными традициями разных народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка. | 28.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРАДИЦИ НАРОДОВ РОССИИ (ЦИКЛ МЕРОПРИЯТИЙ)
Русские святки
Участники мероприятий: учащиеся Училища олимпийского резерва №1, проживающие в общежитие. Все они являются представителями различных регионов России.
Цикл мероприятий направлен на формирование личности воспитанников как достойных представителей родного края, умелого хранителей и создателей его социально-культурных ценностей и традиций.
Мероприятие предоставляет учащимся возможность почувствовать целостность и многоцветие той своей страны, , возможность увидеть общее в культурах разных регионов .
Цель мероприятий
Формирование и развитие общей культуры учащихся через изучение традиций разных этносов, удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном и нравственном совершенствовании.
Задачи программы:
Обучающие:
- познакомить с традициями и культурой разных народов;
- познакомить с народами и народностями России;
- обогатить словарный запас воспитанников на основе использования соответствующей терминологии;
- изучить историю регионов;
- познакомить с календарными и семейными обрядами, народными обычаями, их символикой и значением;
- познакомить с известными династиями, со знаменитыми представителями разных народов;
- познакомить с народными играми;
- познакомить с фольклором разных народов;
- познакомить с народными праздниками;
- познакомить с народными ремеслами;
- познакомить с музыкальными инструментами разных народов;
- познакомить со свадебными традициями разных народов;
- познакомить с кулинарными традициями разных народов.
Воспитательные:
• сформировать у учащихся чувство гордости за свой край, свою национальность;
- воспитывать уважение к культуре, языкам, традициям и обычаям разных народов;
- создать условия для развития у учащихся чувства чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия;
- привить навыки работать в группе, формировать культуру общения;
- сформировать стабильную систему нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, национальным признакам и другим подобным негативным социальным явлениям;
- сформировать у учащихся чувство сохранения исторической преемственности поколений.
Планируемые результаты
Воспитанники будут знать:
- народные праздники и семейные обряды, обычаи, символика и значения;
• историю региона России, народы и народности, населяющие нашу страну;
- известные династии, знаменитых представителей народов России;
- известные фольклорные произведения, народные музыкальные инструменты;
- особенности национальной одежды народов России;
- традиционные народные ремесла разных регионов;
- свадебные традиции разных народов;
- кулинарные традиции разных народов.
Участники: воспитанники (учащиеся)
Задания (конкурсы, вопросы) выдаются на месте.
Продолжительность мероприятия: 1 час.
Подготовительный период:
- Готовится реквизит.
- Готовятся призы.
- Место проведения мероприятия оформляется согласно тематике мероприятия.
Ход конкурсно - мероприятия «Старинный и весёлый праздник Святки»
1. Вступительная часть.
Воспитатель. Фоном звучит веселая русская народная музыка.
Проблема сохранения культурной и исторической самобытности Русского народа, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей в настоящее время стала наиболее актуальной. Начнем с праздников. Наши старые, подзабытые христианские праздники, вспомним традиции и обычаи, сопровождавшие их. С 7 по 19 января справляли Святки. Складно и весело проводили эти дни наши предки, так как нет ни единого праздника на Руси, которые бы сопровождалось таким богатым набором обычаев, обрядов, примет. Потому что в них древние, добрые человеческие традиции, лучшие, сладкие воспоминания детства.
Воспитанница:
Праздник Святки самый длинный Он веселый и старинный. Наши предки пели, ели веселились две недели. От Рождества до Крещения Приготовив угощение. Пели разные колядки. По дворам ходили в Святки.
Воспитатель: Наиболее ярким торжественным и, пожалуй, самым древним и главным из всех годовых праздников на Руси были зимние Святки. Теперь мы их не празднуем, а празднуем Крещение, Новый год и Рождество Христово. Однако по времени эти наши праздники остались почти на том же месте в году, что и древние Зимние святки – время зимнего солнцеворота.
Считалось, что в период от рождества Христова (7 Января) до Крещения (19 января) по земле ходит маленький бог, поэтому люди старались совершить в это время как можно больше добрых дел. Ведь издавна говорят и верят в то, что чем больше добра отдаешь, тем больше его в ответ получаешь.
Святки праздновались всеми. В дни Святок даже время течет иначе, так, словно на землю спустилась сказка. Всем весело и все нарядны. Кругом любовь и согласие. Недаром говорят «На Святки свои порядки – обряды, обычаи, да колядки».
Зимние святки были длительным (двенадцатидневным) заклинательным комплексом. И я предлагаю сейчас окунуться в празднование этих дней.
2. Основная часть.
I. Обряд ряжения
Воспитатель: Обряд ряжения, к которому готовились заранее, был обязателен на зимние Святки.
Воспитанники 1: Рядились в различных животных и птиц: козу, медведя, лося, журавля; в представителей чужой, некрестьянской среды: барыню, барина, фельдшера, цыгана, и др; в тех, кто скитается по свету: нищих, калек, бродяг, разбойников, странников; в людей, имеющих знания, недоступные обычным крестьянам: кузнецов, мельников, коробейников; а также в существ иного мира: смерть, покойника, кикимору, черта, беса, ведьму и т. д.
Воспитанник 2: Наряжались так, чтобы вид со стороны был странный, ни на что не похожий. То есть старались оказаться неузнанными, «гостями» из другого мира. Поэтому надевали на себя шкуры животных, шубы и шапки, вывернутые мехом наружу, накидывали на плечи рогожу, обвешивались ветвями деревьев, подпоясывались лыком. Во многих случаях костюм ряженого мог состоять из «лохмотьев» - старой, рваной, грязной одежды, истоптанной обуви, а также одежды, не соответствовавшей полу и возрасту ряженого. То есть парни переодевались в женскую одежду, женщины — в мужскую.
Воспитанник 3: Лицо ряженого, как правило, закрывалось личиной (маской). Она изготавливалась из бересты, кожи, бумаги, меха и прочего. В сущности, из того, что есть в хозяйстве под рукой. На личине часто прорисовывались глаза, брови, нос, рот. Некоторые личины были с длинным носом из бересты, бородой из пакли или конского волоса, да с зубами, вырезанными из брюквы. При отсутствии личины закрывающей лицо, само лицо ряженого мазали сажей, мелом или мукой, и раскрашивали краской.
Воспитанник 4: Ряжеными ходили обычно по вечерам, по пятнадцать—двадцать человек. Эта ватага ряженых совершала обход крестьянских домов, как это делали колядники, или же появлялись на святочных вечерках — игрищах. Ряженые шли от одной избы к другой, вбегали в них, не спрашивая разрешения хозяев, и закручивали игрище. Ворвавшись в дом, ряженые пугали его хозяев, плясали или показывали действо с плясками, короткими беседами и крепкими шутками.
Игра 1. Музыкальный конкурс «Ряженые»
Все встают в круг, танцуют и передают по кругу мешок. В течение всего времени звучит музыка. Как только музыка остановилась тот, кто держит мешок, достаёт из мешка элемент костюма и надевает на себя.
В конце игры общее фото на память о классном вечере.
II. Обряд колядования
Воспитатель: Начинались Зимние святки, как правило, с обряда колядования.
Воспитанник 1: Обряд колядования очень прост и не нарушает обычного течения жизни: группа колядников ходит по дворам, поет заклинания и пожелания всяческих благ
каждому дому и собирает съестные пожертвования в общий «мех» (большой мешок), которые потом коллективно поедаются.
В течение святок каждая семья ожидала колядовщиков, готовила для них угощение и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки.
Воспитатель: Как проходил обряд колядования?
Воспитанник 2: Парни и девушки, иногда молодые женатые мужчины и замужние женщины собирались вместе и обходили крестьянские дома. Колядников возглавлял мехоноша с большим мешком. Они призывали хозяина достойно их встретить и разрешить под окном «покликать Коляду», что означало спеть особые благопожелательные песни, называвшиеся «колядками». Колядки содержали добрые пожелания благосостояния, доброго здравия, богатого урожая, благополучия в семье на весь год.
Воспитанник 3: Сначала эти песни сочинял народ, позднее появились поэты-сочинители. Песни эти исполнялись хором, громко (кричащим голосом). После исполнения песен колядники просили у хозяев вознаграждения, и угощение, просили жалобно, плаксиво. Потом щедрого хозяина – благодарили, жадного – хулили и дразнили (могли ему и напроказить).
Но и без этой просьбы хозяева старались одарить колядников, потому что к их приходу относились очень серьезно, с удовольствием принимали все пожелания, старались их, по возможности, щедро отблагодарить. Во многих местностях России главным даром считались именно хлебные изделия, и накануне Рождества выпекали «козульки» (особое обрядовое печенье) специально для раздачи колядующим. «Непростые гости» складывали дары в мешок и отправлялись к следующему дому.
Игра 3. Каждая команда должна исполнить песню-колядку с инсценировкой:
1. Пришла Коляда на кануне Рождества!
Здравствуй хозяин с хозяюшкой!
Коляд – коляд – колядую,
Всем здоровья я вещую,
Денег, радости желаю,
С рождеством вас поздравляю!
Пусть из снежинок хоровод
Грусть и несчастье заметёт,
Чтоб от яств столы ломились,
Друзья – гости веселились!
Пусть Ангелок взмахнёт крылом,
Согреет лаской и теплом,
Защитит всех от напастей
И наполнит дом вам счастьем!
2. Коляда, коляда
Накануне Рождества!
Тётенька добренька,
Пирожка – то сдобненька
Не режь, не ломай,
Поскорей подавай,
Двоим, троим,
Давно стоим,
Да не выстоим!
Печка-то топится,
Пирожка – то хочется!
3. Коляда, коляда
Отворяй ворота,
Доставай сундучки,
Подавай пятачки.
Хоть рубь,
Хоть пятак,
Не уйдём из дома так!
Дайте нам конфетку,
А можно и монетку
Не жалейте ничего
Накануне Рождество!
Коляда, коляда,
Будете нас дарить –
Будем Вас хвалить.
А не будете дарить,
будем вас хулить.
Кто не даст пирога,
Мы корову за рога,
Кто не даст пышку,
Я овцу под мышку.
Кто не даст киселю –
У ворот напылю.
Воспитатель: После шумного веселого обхода молодежь собиралась в посиделочной избе и устраивала общий пир, съедали все, чем их одаривали односельчане. До сих пор у нас представление о Святках связывают с посиделками. Обязательно во время Святок проводились игры. Они имели не только развлекательное, но и магическое значение.
Считалось, что они выполняют роль заклинаний, способствующих росту хлебов, приплоду скота. В этих играх девушки или юноши высматривали себе пару.
Воспитанники рассказывают о разных играх, проводимых в Святки (рассказы подготовлены за ранее).
IV. Обряд гадания
Воспитатель: Еще одним развлечением во время святок были гадания. Святочные гадания – это старинная традиция. Гадали раньше во все дни святок (с 6 января до 19 января), но больше всего гаданий приходилось на Крещение.
Воспитанник 1: Гадали все от мала до велика, чтобы получить ответы на вопросы, связанные с жизнью близких, свадьбой, рождением детей, достатком семьи и т. д.
Больше всего гадания ждали молодые девушки, чтобы узнать свое будущее и узнать имя суженого, но от гадания в эти волшебные и таинственные дни мало кто удерживается.
Воспитанник 2:
Раз в крещенский вечерок девушки гадали,
За ворота башмачок, сняв, с ноги бросали.
Снег пололи под окном, слушали, кормили
Счетным курицу зерном. Яркий воск попили.
В чашу с чистою водой, клали перстень золотой, серьги – изумруды;
Расстилали белый плат, и под чащей пели в лад песенки подблюдные.
Воспитатель: Из слов этого стихотворения видно, что народные приметы в гаданиях очень разнообразны: гадали на вещах, на деньгах, на кофе и зеркалах; гадали по свечам, снегу, по воску, по часам и кольцам, гадали на курице, на луковицах; гадали у ворот, у бани, под окном, на перекрестке; гадали башмаком, на полене, на полотенце, на гребне, на книге
и т. д.
Гадание особенно увлекало детей и подростков. Трудно даже перечислить все виды гадания. Молодые девушки гадали чаще всего на женихов (на имя, на его характер), люди постарше на погоду, здоровье свое и близких, на будущий урожай.
Гадали в основном в вечернее или ночное время, стараясь успеть до первого крика петуха. В русской деревне гадать умели все. И это важно осознать. Означает это, что все в той или иной мере видели действенность обряда гадания. Это не было просто развлечением, как для людей современной культуры. Гадали по одному или собираясь вместе с другими – девушки, старики или вся семья.
Воспитатель и воспитанники вместе гадают.
1.Девушки нарезают узкие полоски произвольной ширины. Пишите на каждом листочке мужские имена сколько захотите. Затем скручивают и высыпают в тканевый непрозрачный мешок. Положите его под подушку и ложитесь спать. Но больше ни с кем не разговаривайте. Первым делом, как проснетесь, вытягиваете наугад скрутку и узнаем имя супруга будущего.
2. Гадаем по книге Берите книгу, которую вы больше всего любите (духовного содержания). Задайте мысленно себе вопрос тот, который для важен. Затем загадывайте номер страницы и строки снизу или сверху. Открывайте книгу, ищите и читайте ответ по загаданным номерам.
3. Если вы хотите получить четкий ответ «Да» или «Нет» на какой-то важный для вас вопрос, то подготовьте банку с любой крупой (зерном). Держите над ней левую руку вниз ладонью и мысленно задайте свой вопрос. Закрывайте глаза, и берите горсть крупы этой рукой и высыпайте на стол. Открывайте глаза и пересчитывайте зерна. Четное количество — да, нечетное — нет.
4. Гадание с воском и воды. Берем глубокую чашку (тазик) и наливаем воду прохладную. Берем в руку восковую свечу и зажигаем ее. Ждем, когда немного воска растопится и выливаем его в жидкость. Получиться должна одна или несколько фигур. Рисунок предскажет будущее.
5. Берем обычный лист бумаги, хорошенько его скомкаем. Кладем его на блюдце и поджигаем. Ставим свечку так, чтобы тень отбрасывалась на чистую стену (без декора и гвоздей). Рассматриваем внимательно пляшущие образы. Также хорошо рассмотрите тень от почти сгоревшего листа. Это рекомендуется проделывать в темной комнате без сквозняков. Толкователь, которым можно воспользоваться: силуэт дерева — будет удача башня — к карьерному росту; дом — семейный очаг; крест – к болезни; крыса – от контрактов и сделок лучше отказаться; горы с высокими и частыми пиками – сложности и препятствия к достижению желаемого; мешок – к финансовой прибыли; силуэт ведьмы – к женщине врагу (соперница), которая за глаза плетет интриги; еж – не бойтесь действовать и у вас все получится; кошка – отпустите прошлое, за которое вы держитесь и оно вам мешает двигаться в перед; корона – вас ждет известность, которая не за горами; люлька/коляска детская — к увеличению в семье; змея – к предательству; ворота – к скорейшей смене жилья (возможна покупка или съем); звезда – свершение задуманного;
6. Девушки нарезают узкие полоски произвольной ширины. Пишите на каждом листочке мужские имена сколько захотите. Затем скручивают и высыпают в тканевый непрозрачный мешок. Положите его под подушку и ложитесь спать. Но больше ни с кем не разговаривайте. Первым делом, как проснетесь, вытягиваете наугад скрутку и узнаем имя супруга будущего.
Завершается мероприятие чаепитием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Защита Отчества – многонациональная традиция народа России
Урок посвящён теме Защиты Отечества в годы Великой Отечественной войны и раскрывает один из её важнейших аспектов - многонациональное единство страны. Перед учащимися ставятся проблемные воп...
урок-проект "Культура и традиции народов России"
Урок-проект по географии 8 класс...
Внеклассное мероприятие по географии «Культура и традиции народов России»
Цели:- формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к другим людям;- воспитывать чувство уважения друг к другу, к традициям и культуре народов России;- развивать крити...
Рабочая программа кружка "Ремесла и традиции народов России"
Рабочая программа составлена на основе Программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Автор Л.Н. Михеев (Сборник программ внеурочной деятельности. Издательский центр «Вен...
Методическая разработка внеклассного занятия " Быт и традиции народов Поволжья" в рамках проекта" Национальные традиции народов России" для учащихся 7-9 классов
Это внеклассное занятие проводилось в рамках общешкольного внеклассного интегрированного проекта " Национальные традиции народов России" и предназначено для учащихся 7-9 классов с интеллектуальной нед...
Занятие "Кукла в культуре и традициях народов России"
Цель занятия:Познакомить с историей тряпичной куклы, ролью куклы в народном быту. Задачи:1. Ознакомление с историей тряпичной куклы и видами куклы-примитива, ролью куклы в народном бы...