ТРАДИЦИИ НАРОДОВ РОССИИ (ЦИКЛ МЕРОПРИЯТИЙ)
методическая разработка (11 класс)

Тараненко Ирина Михайловна
  • познакомить с традициями и культурой разных народов;
  • познакомить с народами и народностями России;
  • обогатить словарный запас воспитанников   на основе использования соответствующей терминологии;
  •           изучить историю регионов;
  •  познакомить с календарными и семейными обрядами, народными обычаями, их символикой и значением;
  • познакомить с известными династиями, со знаменитыми представителями разных народов;
  • познакомить с народными играми;
  • познакомить с фольклором разных народов;
  • познакомить с народными праздниками;
  • познакомить с народными ремеслами;
  • познакомить с музыкальными инструментами разных народов;
  • познакомить со свадебными традициями разных народов;
  • познакомить с кулинарными традициями разных народов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка.28.54 КБ

Предварительный просмотр:

ТРАДИЦИ НАРОДОВ РОССИИ (ЦИКЛ МЕРОПРИЯТИЙ)

Русские святки

Участники мероприятий: учащиеся Училища олимпийского резерва №1, проживающие в общежитие. Все они являются представителями различных регионов России.

Цикл мероприятий направлен на формирование личности воспитанников как достойных представителей родного края, умелого хранителей и создателей его социально-культурных ценностей и традиций.

Мероприятие предоставляет учащимся возможность почувствовать целостность и многоцветие той своей страны, , возможность увидеть общее в культурах разных регионов                  .

                                                               

 

Цель мероприятий

Формирование и развитие общей культуры учащихся через изучение традиций             разных этносов, удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном и         нравственном совершенствовании.

Задачи программы:

  Обучающие:

  • познакомить с традициями и культурой разных народов;
  • познакомить с народами и народностями России;
  • обогатить словарный запас воспитанников   на основе использования соответствующей терминологии;
  •           изучить историю регионов;
  •  познакомить с календарными и семейными обрядами, народными обычаями, их символикой и значением;
  • познакомить с известными династиями, со знаменитыми представителями разных народов;
  • познакомить с народными играми;
  • познакомить с фольклором разных народов;
  • познакомить с народными праздниками;
  • познакомить с народными ремеслами;
  • познакомить с музыкальными инструментами разных народов;
  • познакомить со свадебными традициями разных народов;
  • познакомить с кулинарными традициями разных народов.

Воспитательные:

•        сформировать у учащихся чувство гордости за свой край, свою национальность;

  • воспитывать уважение к культуре, языкам, традициям и обычаям разных народов;
  •   создать условия для развития у учащихся чувства чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия;
  • привить навыки работать в группе, формировать культуру общения;
  • сформировать стабильную систему нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, национальным признакам и другим подобным негативным социальным явлениям;
  • сформировать у учащихся чувство сохранения исторической преемственности поколений.

Планируемые результаты

   Воспитанники будут знать:

  • народные праздники и семейные обряды, обычаи, символика и значения;

•        историю региона России, народы и народности, населяющие нашу страну;

  • известные династии, знаменитых представителей народов России;
  • известные фольклорные произведения, народные музыкальные инструменты;
  • особенности национальной одежды народов России;
  • традиционные народные ремесла разных регионов;
  • свадебные традиции разных народов;
  • кулинарные традиции разных народов.

Участники: воспитанники (учащиеся)

Задания (конкурсы, вопросы) выдаются на месте.

Продолжительность мероприятия: 1 час.

Подготовительный период:

  • Готовится реквизит.
  • Готовятся призы.
  • Место проведения мероприятия оформляется согласно тематике мероприятия.

Ход конкурсно - мероприятия «Старинный и весёлый праздник Святки»

1. Вступительная часть.

Воспитатель. Фоном звучит веселая русская народная музыка.

Проблема сохранения культурной и исторической самобытности Русского народа, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей в настоящее время стала наиболее актуальной. Начнем с праздников. Наши старые, подзабытые христианские праздники, вспомним традиции и обычаи, сопровождавшие их. С 7 по 19 января справляли Святки. Складно и весело проводили эти дни наши предки, так как нет ни единого праздника на Руси, которые бы сопровождалось таким богатым набором обычаев, обрядов, примет. Потому что в них древние, добрые человеческие традиции, лучшие, сладкие воспоминания детства.

Воспитанница: 

Праздник Святки самый длинный Он веселый и старинный. Наши предки пели, ели веселились две недели. От Рождества до Крещения Приготовив угощение. Пели разные колядки. По дворам ходили в Святки.

Воспитатель: Наиболее ярким торжественным и, пожалуй, самым древним и главным из всех годовых праздников на Руси были зимние Святки. Теперь мы их не празднуем, а празднуем Крещение, Новый год и Рождество Христово. Однако по времени эти наши праздники остались почти на том же месте в году, что и древние Зимние святки – время зимнего солнцеворота.

Считалось, что в период от рождества Христова (7 Января) до Крещения (19 января) по земле ходит маленький бог, поэтому люди старались совершить в это время как можно больше добрых дел. Ведь издавна говорят и верят в то, что чем больше добра отдаешь, тем больше его в ответ получаешь.

Святки праздновались всеми. В дни Святок даже время течет иначе, так, словно на землю спустилась сказка. Всем весело и все нарядны. Кругом любовь и согласие. Недаром говорят «На Святки свои порядки – обряды, обычаи, да колядки».

Зимние святки были длительным (двенадцатидневным) заклинательным комплексом. И я предлагаю сейчас окунуться в празднование этих дней.

2. Основная часть.

I. Обряд ряжения

Воспитатель: Обряд ряжения, к которому готовились заранее, был обязателен на зимние Святки.

          Воспитанники 1: Рядились в различных животных и птиц: козу, медведя, лося, журавля; в представителей чужой, некрестьянской среды: барыню, барина, фельдшера, цыгана, и др; в тех, кто скитается по свету: нищих, калек, бродяг, разбойников, странников; в людей, имеющих знания, недоступные обычным крестьянам: кузнецов, мельников, коробейников; а также в существ иного мира: смерть, покойника, кикимору, черта, беса, ведьму и т. д. 

Воспитанник 2: Наряжались так, чтобы вид со стороны был странный, ни на что не похожий. То есть старались оказаться неузнанными, «гостями» из другого мира. Поэтому надевали на себя шкуры животных, шубы и шапки, вывернутые мехом наружу, накидывали на плечи рогожу, обвешивались ветвями деревьев, подпоясывались лыком. Во многих случаях костюм ряженого мог состоять из «лохмотьев» - старой, рваной, грязной одежды, истоптанной обуви, а также одежды, не соответствовавшей полу и возрасту ряженого. То есть парни переодевались в женскую одежду, женщины — в мужскую.

Воспитанник 3: Лицо ряженого, как правило, закрывалось личиной (маской). Она изготавливалась из бересты, кожи, бумаги, меха и прочего. В сущности, из того, что есть в хозяйстве под рукой. На личине часто прорисовывались глаза, брови, нос, рот. Некоторые личины были с длинным носом из бересты, бородой из пакли или конского волоса, да с зубами, вырезанными из брюквы. При отсутствии личины закрывающей лицо, само лицо ряженого мазали сажей, мелом или мукой, и раскрашивали краской.

Воспитанник 4: Ряжеными ходили обычно по вечерам, по пятнадцать—двадцать человек. Эта ватага ряженых совершала обход крестьянских домов, как это делали колядники, или же появлялись на святочных вечерках — игрищах. Ряженые шли от одной избы к другой, вбегали в них, не спрашивая разрешения хозяев, и закручивали игрище. Ворвавшись в дом, ряженые пугали его хозяев, плясали или показывали действо с плясками, короткими беседами и крепкими шутками.

Игра 1. Музыкальный конкурс «Ряженые»

Все встают в круг, танцуют и передают по кругу мешок. В течение всего времени звучит музыка. Как только музыка остановилась тот, кто держит мешок, достаёт из мешка элемент костюма и надевает на себя.

В конце игры общее фото на память о классном вечере.

II. Обряд колядования

Воспитатель: Начинались Зимние святки, как правило, с обряда колядования.

Воспитанник 1: Обряд колядования очень прост и не нарушает обычного течения жизни: группа колядников ходит по дворам, поет заклинания и пожелания всяческих  благ 

 каждому дому   и   собирает   съестные  пожертвования в общий «мех» (большой мешок), которые потом коллективно поедаются.

В течение святок каждая семья ожидала колядовщиков, готовила для них угощение и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки.

Воспитатель: Как проходил обряд колядования?

Воспитанник 2: Парни и девушки, иногда молодые женатые мужчины и замужние женщины собирались вместе и обходили крестьянские дома. Колядников возглавлял мехоноша с большим мешком. Они призывали хозяина достойно их встретить и разрешить под окном «покликать Коляду», что означало спеть особые благопожелательные песни, называвшиеся «колядками». Колядки содержали добрые пожелания благосостояния, доброго здравия, богатого урожая, благополучия в семье на весь год.

Воспитанник 3: Сначала эти песни сочинял народ, позднее появились поэты-сочинители. Песни эти исполнялись хором, громко (кричащим голосом). После исполнения песен колядники просили у хозяев вознаграждения, и угощение, просили жалобно, плаксиво. Потом щедрого хозяина – благодарили, жадного – хулили и дразнили (могли ему и напроказить).

Но и без этой просьбы хозяева старались одарить колядников, потому что к их приходу относились очень серьезно, с удовольствием принимали все пожелания, старались их, по возможности, щедро отблагодарить. Во многих местностях России главным даром считались именно хлебные изделия, и накануне Рождества выпекали «козульки» (особое обрядовое печенье) специально для раздачи колядующим.  «Непростые гости» складывали дары в мешок и отправлялись к следующему дому.

Игра 3. Каждая команда должна исполнить песню-колядку с инсценировкой:

1. Пришла Коляда на кануне Рождества!

Здравствуй хозяин с хозяюшкой!

Коляд – коляд – колядую,

Всем здоровья я вещую,

Денег, радости желаю,

С рождеством вас поздравляю!

 Пусть из снежинок хоровод

Грусть и несчастье заметёт,

Чтоб от яств столы ломились,

Друзья – гости веселились!

Пусть Ангелок взмахнёт крылом,

Согреет лаской и теплом,

Защитит всех от напастей

И наполнит дом вам счастьем!

2. Коляда, коляда

Накануне Рождества!

Тётенька добренька,

Пирожка – то сдобненька

Не режь, не ломай,

Поскорей подавай,

Двоим, троим,

Давно стоим,

Да не выстоим!

Печка-то топится,

Пирожка – то хочется!

3. Коляда, коляда

Отворяй ворота,

Доставай сундучки,

Подавай пятачки.

Хоть рубь,

Хоть пятак,

Не уйдём из дома так!

Дайте нам конфетку,

А можно и монетку

Не жалейте ничего

Накануне Рождество!

Коляда, коляда,

Будете нас дарить –

Будем Вас хвалить.

А не будете дарить,

будем вас хулить.

Кто не даст пирога,

Мы корову за рога,

Кто не даст пышку,

Я овцу под мышку.

Кто не даст киселю –

У ворот напылю.

Воспитатель: После шумного веселого обхода молодежь собиралась в посиделочной избе и устраивала общий пир, съедали все, чем их одаривали односельчане. До сих пор у нас представление о Святках связывают с посиделками. Обязательно во время Святок проводились игры. Они имели не только развлекательное, но и магическое значение.

Считалось, что они выполняют роль заклинаний, способствующих росту хлебов, приплоду скота. В этих играх девушки или юноши высматривали себе пару.

Воспитанники рассказывают о разных играх, проводимых в Святки (рассказы подготовлены за ранее).

IV. Обряд гадания

Воспитатель: Еще одним развлечением во время святок были гадания. Святочные гадания – это старинная традиция. Гадали раньше во все дни святок (с 6 января до 19 января), но больше всего гаданий приходилось на Крещение.

Воспитанник 1: Гадали все от мала до велика, чтобы получить ответы на вопросы, связанные с жизнью близких, свадьбой, рождением детей, достатком семьи и т. д.

Больше всего гадания ждали молодые девушки, чтобы узнать свое будущее и узнать имя суженого, но от гадания в эти волшебные и таинственные дни мало кто удерживается.

Воспитанник 2:

Раз в крещенский вечерок девушки гадали,

За ворота башмачок, сняв, с ноги бросали.

Снег пололи под окном, слушали, кормили

Счетным курицу зерном. Яркий воск попили.

В чашу с чистою водой, клали перстень золотой, серьги – изумруды;

Расстилали белый плат, и под чащей пели в лад песенки подблюдные.

Воспитатель: Из слов этого стихотворения видно, что народные приметы в гаданиях очень разнообразны: гадали на вещах, на деньгах, на кофе и зеркалах; гадали по свечам, снегу, по воску, по часам и кольцам, гадали на курице, на луковицах; гадали у ворот, у бани, под окном, на перекрестке; гадали башмаком, на полене, на полотенце, на гребне, на книге

и т. д.

Гадание особенно увлекало детей и подростков. Трудно даже перечислить все виды гадания. Молодые девушки гадали чаще всего на женихов (на имя, на его характер), люди постарше на погоду, здоровье свое и близких, на будущий урожай. 

Гадали в основном в вечернее или ночное время, стараясь успеть до первого крика петуха. В русской деревне гадать умели все. И это важно осознать. Означает это, что все в той или иной мере видели действенность обряда гадания. Это не было просто развлечением, как для людей современной культуры. Гадали по одному или собираясь вместе с другими – девушки, старики или вся семья.

Воспитатель и воспитанники вместе гадают.

1.Девушки нарезают узкие полоски произвольной ширины. Пишите на каждом листочке мужские имена сколько захотите. Затем скручивают и высыпают в тканевый непрозрачный мешок. Положите его под подушку и ложитесь спать. Но больше ни с кем не разговаривайте. Первым делом, как проснетесь, вытягиваете наугад скрутку и узнаем имя супруга будущего.

2. Гадаем по книге Берите книгу, которую вы больше всего любите (духовного содержания). Задайте мысленно себе вопрос тот, который для важен. Затем загадывайте номер страницы и строки снизу или сверху. Открывайте книгу, ищите и читайте ответ по загаданным номерам.

3. Если вы хотите получить четкий ответ «Да» или «Нет» на какой-то важный для вас вопрос, то подготовьте банку с любой крупой (зерном). Держите над ней левую руку вниз ладонью и мысленно задайте свой вопрос. Закрывайте глаза, и берите горсть крупы этой рукой и высыпайте на стол. Открывайте глаза и пересчитывайте зерна. Четное количество — да, нечетное — нет.

4. Гадание с воском и воды. Берем глубокую чашку (тазик) и наливаем воду прохладную. Берем в руку восковую свечу и зажигаем ее. Ждем, когда немного воска растопится и выливаем его в жидкость. Получиться должна одна или несколько фигур. Рисунок предскажет будущее.

5. Берем обычный лист бумаги, хорошенько его скомкаем. Кладем его на блюдце и поджигаем. Ставим свечку так, чтобы тень отбрасывалась на чистую стену (без декора и гвоздей). Рассматриваем внимательно пляшущие образы. Также хорошо рассмотрите тень от почти сгоревшего листа. Это рекомендуется проделывать в темной комнате без сквозняков. Толкователь, которым можно воспользоваться: силуэт дерева — будет удача башня — к карьерному росту; дом — семейный очаг; крест – к болезни; крыса – от контрактов и сделок лучше отказаться; горы с высокими и частыми пиками – сложности и препятствия к достижению желаемого; мешок – к финансовой прибыли; силуэт ведьмы – к женщине врагу (соперница), которая за глаза плетет интриги; еж – не бойтесь действовать и у вас все получится; кошка – отпустите прошлое, за которое вы держитесь и оно вам мешает двигаться в перед; корона – вас ждет известность, которая не за горами; люлька/коляска детская — к увеличению в семье; змея – к предательству; ворота – к скорейшей смене жилья (возможна покупка или съем); звезда –  свершение задуманного;

6. Девушки нарезают узкие полоски произвольной ширины. Пишите на каждом листочке мужские имена сколько захотите. Затем скручивают и высыпают в тканевый непрозрачный мешок. Положите его под подушку и ложитесь спать. Но больше ни с кем не разговаривайте. Первым делом, как проснетесь, вытягиваете наугад скрутку и узнаем имя супруга будущего.

Завершается мероприятие чаепитием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Защита Отчества – многонациональная традиция народа России

Урок посвящён теме Защиты Отечества в годы Великой Отечественной войны и раскрывает один из её важнейших аспектов - многонациональное единство страны. Перед учащимися ставятся проблемные воп...

урок-проект "Культура и традиции народов России"

Урок-проект по географии 8 класс...

Внеклассное мероприятие по географии «Культура и традиции народов России»

Цели:- формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к другим  людям;- воспитывать чувство уважения друг к другу, к традициям и культуре  народов России;- развивать крити...

Рабочая программа кружка "Ремесла и традиции народов России"

Рабочая программа составлена на основе Программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Автор Л.Н. Михеев (Сборник программ внеурочной деятельности. Издательский центр «Вен...

Методическая разработка внеклассного занятия " Быт и традиции народов Поволжья" в рамках проекта" Национальные традиции народов России" для учащихся 7-9 классов

Это внеклассное занятие проводилось в рамках общешкольного внеклассного интегрированного проекта " Национальные традиции народов России" и предназначено для учащихся 7-9 классов с интеллектуальной нед...

Занятие "Кукла в культуре и традициях народов России"

Цель занятия:Познакомить с историей  тряпичной куклы, ролью куклы в народном быту. Задачи:1. Ознакомление с историей  тряпичной куклы и видами куклы-примитива, ролью куклы в народном бы...