Дошка-загадочный узел
план-конспект

Разработка занятия: "Дошка загадочный узел"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doshka_razrabotka.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА ГОРОДА АК-ДОВУРАК

668050, Республика Тыва, г. Ак-Довурак, ул. Чкалова, д.27, тел. 2-10-32  e-mail: sentr.akdovurak@mail.ru

Разработка занятия

«Дошка-загадочный узел»

Педагог дополнительного образования

Шагдыр Долаана Кушкаш-ооловна

Ак-Довурак

Разработка занятия

на тему: «Дошка-загадочный узел»

Цель занятия: обучение обучающихся к технике завязыванию узла дошка.

Задачи занятия:

  1. Обучающая: обучение обучающихся к технике завязыванию узла дошка;
  2. Развивающая: способствовать  развитию двигательной и (овладение моторикой мелких мышц, пальцев рук) сенсорной сферы обучающихся (развитие глазомера, точности и тонкости подбора гармоничных цветов в изделиях);
  3. Воспитывающая: воспитывать положительное отношение к коллективному взаимодействию в процессе выполнения заданий и соблюдению норм и правил культуры труда и правил безопасной работы.

Оборудование и материалы: разноцветные шнуры, схема завязывания узла «Дошка», колесо творения, тувинские национальные головные уборы, тувинская  национальная безрукавка, презентация, проектор.

Методы и приемы: рассказ, объяснение, демонстрация выполнения узла «Дошка».

Тип занятия: практический. 

Формы работы учащихся:  фронтальная, индивидуальная.  

                                                                 Ход занятия:

  1. Организационная часть.

С  добрым утром!

Начат день,

Первым делом

гоним лень.

На занятии не зевать,

А работать и отвечать.

- выявление отсутствующих и заполнение педагогом журнала группы;

- проверка готовности обучающихся к занятию.

  1. Основная часть.

- Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на этот предмет. Кто из вас знает, что это такое? (Ответы обучающихся) Правильно!

Тема нашего занятия «Дошка-загадочный узел». И на этом занятии мы научимся завязывать загадочный узел дошка. Я хочу рассказать об этом загадочном узле, который переводится на тувинский язык как «Дошка».

Это плетенный из круглого шнура узел округлой формы с небольшим выступом на макушке и двумя концами шнура внизу. И этот узел мы называем «Дошка».Дошка это не только узел. Это еще и символ счастья, т.к. дошка-это узловой вариант самого распространенного тувинского национального узора «Олчейудазыны». Этот узор иначе называют «Бесконечная нить счастья», потому что он символизирует бесконечную череду жизненных процессов, линию жизни без начала и конца. Другими словами «Вечность жизни».

- А вы знаете, для чего  применяется узел дошка. (Ответы обучающихся)

- Молодцы! Правильно!

Этот узел широко применяется в тувинских национальных головных уборах, как навершие шапки и имеет более крупный размер. В национальных костюмах дошкаплетенная из тонкого шнура, имеет маленький размер (примерно в 1 см. диаметром) и используется в качестве пуговицы. В старину наиболее популярными были дошка торжественно красного цвета. А теперь они легко заменяются из ткани разного цвета.

-Ребята! Скажите, пожалуйста, ваш любимый цвет.

      Разнообразие в нашей жизни оттенков и цветов не только радует глаз и помогает создавать определенное настроение. (Значение цветов)

Значение цвета

Красный цвет символизирует поток жизненной силы. Он активизирует удачу, приносит процветание. Это цвет энергии, смелости.

Желтый – цвет солнца. Солнце несет жизнь, радует и согревает. Желтый цвет дарит тепло и создает уют.

Оранжевый цвет – это цвет созидания, оптимизма, коммуникабельности, свободы, молодости и действия.

Зеленый – это цвет жизни. Символизирует рост и развитие. Предвещает счастье.

Синий – символ водной стихии. Медитативный, успокаивающий цвет. Способствует вдохновению и осуществлению желаний.

Черный цвет – символизирует тайну. Это цвет независимости, изысканности, но при умеренном применении.

Белый – это цвет искренности и целеустремленности. Несет чистоту, новизну и свежесть.

-Милана, прочитай, значение твоего любимого цвета.

Вот и узнали значение цвета тканей,  с которым будем работать.

3. Практическая часть. (Раздать схему завязывания загадочного узла дошка.)

-Раз мы узнали о загадочном узле «Дошка», что мы будем дальше делать? (Ответ учащихся: научиться завязывать узел).

-Правильно! И сейчас мы научимся завязывать загадочный узел дошка. При плетении соблюдаем следующие пропорции:

верхний выступ по высоте должен быть равен половине высоты округлой части. Если выступ сделаем длиннее или короче, то нарушится гармония.

Прежде чем приступать к работе повторим технику безопасности.

    Я вам буду объяснять, как правильно завязывать загадочный узел, а вы внимательно слушайте и повторяете. Если что-то будет непонятно, прочитайте схему или спросите, подняв руку.

Физкультминутка:

- Прежде, чем приступить к завязыванию узла дошка, сделаем небольшую разминку:

Вы, наверное, устали?

Так давайте отдохнем.

Начинается разминка

Встали, выровняли спинки.

Вправо – влево наклонились,

Головой теперь покрутим.

Так мы лучше думать будем.

Мы работаем руками

Раз-рывок и два-рывок.

Приседаем мы по счету,

Раз-два-три-четыре-пять.

А теперь тихонько сядем,

И работать будем дальше.  

Отдохнули, итак продолжаем практическую часть.

Схема завязывания загадочного узла «Дошка»

    Узел завязываем на левой руке, рабочие пальцы - большой и указательный.

1.Вокруг указательного пальца, начиная, между пальцами большим и указательным завязываем шнур.

2. Правым концом шнура завязываем вокруг большого пальца, начиная спереди.

3. На этом же пальце находится перекрещение шнура и, держа за эту часть шнура, вынимаем, переворачивая, накладываем на шнур в указательном пальце. Придерживаем большим пальцем.

4. Берем за один конец веревки, ту которую от себя и проталкиваем через шнур в указательном пальце.

5. Аккуратно расправляем.

6. Находим четырехугольную середину этого узла, а та часть, которая вокруг указательного пальца – это будет выступ. Аккуратно снимаем и переворачиваем.

7. В середину проводим шнур. Берем за  один конец шнура, проводим через правый выступ и проталкиваем в середину.

8. Берем, за второй конец шнура проводим, через левый выступ и проталкиваем в середину.

9. Правой рукой держим за выступ, а левой рукой за оба конца шнура и слегка тянем, чтобы получился узел «Дошка».

10. Расправляем аккуратно, соблюдая пропорции выступа и округлой части узла.

- Ребята, во время работы я вам прочитаю легенду о национальной плетеной пуговице «дошка».

        В незапамятные времена в долине реки Каргы жила женщина. Она была большой мастерицей. И звали ее Шевер-Кадай – Мастерица Искусница. Была такой искусницей, что все окрестные аалы обращались к ней просьбой сшить одежду.

        Был у этой женщины единственный сын, в котором мастерица души не чаяла. Да и сын был очень привязан к матери. И у него были золотые руки, любил мастерить разную утварь.

        Это были времена, когда шелка и украшения привозили из далекой страны – Китая. В то время только состоятельные люди шили одежду из дорогих и красивых шелков, украшали красивыми серебряными, бронзовыми, жемчужными пуговицами. Их привозили заезжие китайские купцы, меняли на меха и скот. Это могли позволить себе только те, у кого было много скота. Шевер-Кадай с сыном жили бедно.

        Однажды сын сказал матери: «Сколько вы будете шить одежду, сшейте себе красивый тон!». Обрадованная вниманием сына женщина достала припасенную ткань и принялась за шитье. Работа спорилась в ее руках. Скоро красивый тон был готов. Но вот беда – не было пуговиц. Опечалилась женщина – пригорюнился сын.

        Вскоре юноша вскочил: «И у вас будут красивые пуговицы!»-вскрикнул он. Из тоненьких полосок шелка начал он плести пуговицы. В умелых руках юноши тоненькие полоски загадочным образом переплелись, образовав – узел счастья. Это была пуговица «Дошка».

        Так своим появлением пуговица «Дошка» обязана огромной сыновней любви и золотым его рукам.

        «Дошка» символизирует крепкую семью, дружбу и бесконечное счастье. Поэтому в те годы каждый тувинец должен был уметь плести пуговицу, и каждый, кто владел этим мастерством, гордился своим умением. (Автор легенды: Мая Дыртык-КараевнаДелгер, педагог ДО гимназии г.Кызыл).

4. Заключительная часть. Мини-выставка.  Защита выполненной работы. (Выходим со своими работами к доске и защищаем). Выполненную работу выставляем в колесо «Творения».

 Рефлексия.

 А теперь мне хочется услышать ответ на вопросы:

- какой технике вы научились? (Техника завязывания узла)

- понравилось ли вам завязывать узел?

- какие затруднения вы испытывали?

Я хочу поблагодарить вас, ребята за вашу хорошую работу в завязывании загадочного узла «Дошка».  Как говорится в народной пословице «Хорошая работа - немеркнущая слава». То, что вы научились этому,  я надеюсь - это очень похвально и в  дальнейшем это знание вам пригодится и будет полезным не только для вас, но и для ваших близких и родных. Даже некоторые мастера не владеют техникой завязывания узла дошка.Вы можете подарить этот узел в качестве подарка. (Раздать учащимся узел дошка).

  1. Домашнее задание. Нарисовать эскиз тувинских национальных костюмов, головных уборов с загадочным узлом дошка.

Мне с вами было очень интересно! Спасибо, вам ребята! В знак дружбы и любви дарят подарки. Примите от моих учащихся скромные прихватки. Они сделаны для вас и хранят тепло их рук. Занятие закончено. До свидания!

Список использованной литературы:

  1. Домур-оол В.О., Билиг - эртине, кладовая знаний, Кызыл6 Издательско-полиграфический отдел «Билиг» ИРНШ, 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гордиев узел

Аннотация к материалу "Гордиев узел"Класс:                       9-11 Автор урока:       Свириденко ...

Урок - соревнование "Гордиев узел"

В интересной игровой форме обобщить, закрепить знания, полученные по теме "Законы Ньютона" в 9 классе. По древнегреческому преданию, фригийский царь Гордий основал город Гордион и пожертвовал храму З...

Санкт-Петербург - новый "хозяйственный" узел и вторая "столица" России"

Урок для 9 класса, тип урока- изучения нового материала с использованием элементов технологии критического мышления.Способствует формированию образного мышления о городе федерального значения, об особ...

Санкт-Петербург - новый "хозяйственный узел" России.

На уроке рассматривается вопрос о том, что сейчас Санкт-Петербург (вместе с Москвой) является одним из двух наиболее развитых центров России, способный помочь другим районам страны в их экономическом ...

Гордиев узел

Внеклассное  мероприятие предназначено для учащихся 10 - 11 классов. Ученики разгадывают детективную историю, выполняют творческие работы....

Внеклассное мероприятие "Гордиев узел"

игра-соревнование по физике под названием “Гордиев узел”....

Игра "Гордиев узел"

Может быть использована на уроках для проверки изученной темы, во внеклассной работе....