Урок - соревнование "Гордиев узел"
методическая разработка по физике (9 класс) по теме
В интересной игровой форме обобщить, закрепить знания, полученные по теме "Законы Ньютона" в 9 классе.
По древнегреческому преданию, фригийский царь Гордий основал город Гордион и пожертвовал храму Зевса свою колесницу. К дышлу колесницы Гордий привязал запутанным узлом ярмо. Оракул предсказал, что тот, кто развяжет узел, будет владеть всей Азией. Александр Македонский во время стоянки в Гордионе в ходе своего похода против персов разрубил Гордиев узел мячом. Отсюда пошло выражение «разрубить гордиев узел»- значит принять простое, смелое решение запутанного вопроса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-_sorevnovanie_gordiev_uzel_po_teme_zakony_nyutona.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – соревнование «Гордиев узел»
по теме «Законы Ньютона» 9 класс
Цели: В интересной игровой форме обобщить, закрепить знания, полученные по теме, научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач, расширить кругозор учащихся, развить коммуникативные способности.
ЭПИГРАФЫ:
Сделал что мог, пусть другие сделают лучше.
Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе я кажусь мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камешек, чем другим: но океан неизвестного лежит передо мной.
Исаак Ньютон (1643-1727г)
ДЕВИЗ: Мы, играя, проверяем,
Что умеем и что знаем!
Подготовительная работа:
1.Сообщить учащимся о том, что необходимо дополнительно прочитать материалы о И.Ньютоне.
2. Приготовить рекламу применения Законов Ньютона.
Оборудование: Ленты красного, синего, желтого цветов. Таблица. Тележка. Песок. Динамометр.
ХОД УРОКА:
По древнегреческому преданию, фригийский царь Гордий основал город Гордион и пожертвовал храму Зевса свою колесницу. К дышлу колесницы Гордий привязал запутанным узлом ярмо. Оракул предсказал, что тот, кто развяжет узел, будет владеть всей Азией. Александр Македонский во время стоянки в Гордионе в ходе своего похода против персов разрубил Гордиев узел мячом. Отсюда пошло выражение «разрубить гордиев узел»- значит принять простое, смелое решение запутанного вопроса.
Класс разбит на 3 группы- «Красные», «Синие», «Желтые»- с отличительными знаками. На доске три ленты соответствующего цвета с несколькими узлами. При правильном выполнении каждого задания капитаны команд развязывают один узел. Побеждает команда, которая «развяжет» больше узлов.
УЗЕЛ 1 «Кто быстрее».
Заполните таблицу, ответив на вопросы, и получите ключевое слово.
Цифра над клеткой – номер вопроса, цифра по клеткой – номер буквы в ответе.
(Задание для всех групп, кто быстрее угадает ключевое слово)
1 2 3 4 5 6 7 8
1 1 1 2 1 1 2 2
ОТВЕТЫ 1.Динамометр, 2.Инерциальным, 3. Ньютонах, 4.Масса, 5. Метр, 6. Инерции, 7. Скоростью, 8. Падение.
УЗЕЛ 2 «Доверяй, но проверяй».
Капитаны выбирают по два лучших экспериментатора команды, которые получают экспериментальные задания и приступают к их выполнению. Через несколько минут они будут должны представить классу сам опыт и анализ его результатов.
1 группе: Показать на опыте и доказать первый закон Ньютона
2 группе: Опытным путем показать и сформулировать второй закон Ньютона.
3 группе: Продемонстрировать третий закон Ньютона.
УЗЕЛ 3 «Кто кого»
В этом конкурсе участвуют все учащиеся класса, работая в своих рабочих тетрадях . Командам предлагаются для решения однотипные задачи. Первый выполнивший задание поднимает руку и вслух называет ответ. Если ответ верен, он быстро фиксирует решение на доске.
1 группе: К телу приложены две силы F =0.5 Н и F=2Н. Показать направления
¹ ²
вектора ускорения. Найти модуль ускорения.
F 1 кг
F ¹ ²
2 группе: К телу приложены две силы F =4 Н и F=1Н. При этом тело движется с
¹ ²
ускорением а=2 м/с. Показать направление вектора ускорения. Найти массу тела.
m
F F
¹ ²
3 группе. К телу приложены две силы. Показать направление вектора ускорения. Найти модуль ускорения.
200г
F F ¹ ²
1.Два тела равной массы движутся с ускорением 0,08 м/с² и 0,64 м/с² соответственно. Равны ли модули действующих на тела сил?. Чему равна сила, действующая на второе тело, если на первое действует сила 1,2Н?
2. с каким ускорением двигался при разбеге реактивный самолет массой 60 т, если сила тяги двигателей 90кН?
3.Сила 60 Н сообщает телу ускорение 0,8 м/с². Какая сила сообщит этому телу ускорение 2 м/с²?
УЗЕЛ 4 «Колесо истории».
Учитель задает вопросы, касающиеся истории жизни и деятельности Ньютона. Верный ответ- один развязанный узел.
1.Назовите дату рождения Исаака Ньютона. (25 декабря 1642г.по старинному стилю, 4 января 1643г по новому стилю)
2.В каком университете (и колледже) учился Ньютон с 1661г? (кембриджский университет, колледж Святой Троицы (Тринити-колледж)
3.Студенты колледжа по происхождению и имущественному положению делились на группы. Высшую группу составляли «коммонеры», платившие наиболее высокую плату и получавшие право обедать вместе с членами колледжа. Основную массу студентов составляли «пенсионеры», платившие полную плату, но не имевшие особых привилегий; за ними следовали «сайзеры», платившие меньше «пенсионеров» и обязанные прислуживать членам колледжа, и, наконец беднейшие «субсайзеры», освобожденные от платы, но зато обязанные обслуживать бакалавров, магистров и более обеспеченных студентов. К какой группе принадлежал Ньютон?
(Ньютон был принят в Тринити колледж субсайзером, и его самолюбие очень страдало от унизительного положения слуги, в которое он был поставлен вследствие скромного имущественного положения семьи).
4.Сколько лет было Ньютону, когда он стал профессором Кембриджского университета? (27 лет. С тех пор Кембридж стал славиться не богословием, а физикой и математикой, получение же кафедры, на которой работал Ньютон, стало делом чести для английских ученных )
5. В какой области физики работал Ньютон в первые годы профессорской деятельности? (Оптика. Он усовершенствовал модель нового типа телескопа- рефлектора, открыл явление дисперсии)
6. В 1696 году министр финансов Англии Монтегю вспомнил о своем великом друге Ньютоне и решил привлечь его к делу оздоровления финансов страны. Какое предложение получил от него Ньютон?.(15 марта1696г. Он получил официальное извещение от Монтегю о назначении его, Ньютона, хранителем Монетного двора. Кембриджский период жизни Ньютона закончился, начался последний, лондонский период-период общественного признания заслуг Ньютона и его прижизненной славы.)
7. В какой работе Ньютона изложены его знаменитые законы? (1687г «Математические начала натуральной философии». Эта книга оказала огромное влияние на развитие науки и научного мышления. В ней Ньютон дает образец научного подхода к явлениям природы и техники, вооружает науку точным методом, определяет развитие физики на целых два столетия вперед)
8.От единичного факта- падения яблока- Ньютон приходит к грандиозному обобщению. Какому? (В 1667г. Ньютон формулирует закон всемирного тяготения, лежащий в основе небесной механики)
9.Достиг ли Ньютон вершин славы и признания в жизни?(В 1705г. Королева Анна возвела его в рыцарское достоинство . В королевском обществе он пользовался непререкаемым авторитетом, был богат и окружен вниманием своей племянницы).
10. Где похоронен Ньютон? (Ньютон скончался в ночь с20 на 21 марта 1727гю Его похоронили с большими почестями в Вестминстерском аббатстве, английском национальном пантеоне. Надпись на памятнике над его могилой заканчивается словами «Пусть смертные радуются, что существовало такое украшение человеческого рода». На статуе Ньютона в Кембридже высечен стих из Лукреция: «Разумом он превосходит род человеческий» .
УЗЕЛ 5 «Рекламная пауза»
Последний конкурс – творческий. Домашнее задание. Команды представляют подготовленные номера, в которых рекламируют законы Ньютона.
Подведение итогов.
Заключительное слово учителя:
-Биографы Ньютона рассказывают, что первое время в школе он учился посредственно. И вот однажды его обидел лучший ученик в классе. Ньютон решил, что самая страшная месть для обидчика – отнять у него место первого ученика. Дремавшие в Ньютоне способности проснулись и он с легкостью затмил своего соперника. Разбуженного джинна познания нельзя снова спрятать в темную заплесневелую бутылку. С тго счастливого для мировой науки эпизода начался процесс превращения скромного английского школьника в великого ученого.
Хочется надеяться, что сегодняшний урок разбудит у вас, девятиклассников, жажду новых познаний, ведь «великий океан истины» по прежнему расстилается перед вами не исследованным до конца.
Спасибо за урок.
Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гордиев узел
Аннотация к материалу "Гордиев узел"Класс: 9-11 Автор урока: Свириденко ...
Санкт-Петербург - новый "хозяйственный" узел и вторая "столица" России"
Урок для 9 класса, тип урока- изучения нового материала с использованием элементов технологии критического мышления.Способствует формированию образного мышления о городе федерального значения, об особ...
Санкт-Петербург - новый "хозяйственный узел" России.
На уроке рассматривается вопрос о том, что сейчас Санкт-Петербург (вместе с Москвой) является одним из двух наиболее развитых центров России, способный помочь другим районам страны в их экономическом ...
Гордиев узел
Внеклассное мероприятие предназначено для учащихся 10 - 11 классов. Ученики разгадывают детективную историю, выполняют творческие работы....
Внеклассное мероприятие "Гордиев узел"
игра-соревнование по физике под названием “Гордиев узел”....
конспект урока краеведения "Железнодорожный узел Мордовии"
Конспект для проведения элективного курса по краеведению "Железнодорожный узел Мордовии", 9 класс...
Открытый урок "Декорирование стакана с узором "Узел счастья" "
Открытый урок "Декорирование стакана с узором "Узел счастья" "проводился среди воспитанников объединения "Этнороспись", дети чув...