Шашки для детей
рабочая программа
Игра для развитии логики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
старт.уровень | 59.54 КБ |
старт.уровень | 59.05 КБ |
старт.уровень | 57.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
“Центр развития творчества детей и юношества «Ровесник»”
городской округ Истра Московской области
«Утверждаю»
Рекомендовано Директор МОУ ДО ЦРТДиЮ
Педагогическим советом «Ровесник»
Протокол № _______ _____________Л. В. Хотеева
от «____»__________ 2023 года Приказ №______
от «______»__________2023 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ
«Русские шашки»
Направленность - физкультурно-спортивная
Уровень – Стартовый уровень
Возраст детей – 5-6 лет
Срок реализации – 1 год
Автор-составитель:
Каширина Виктория Алексеевна,
Педагог дополнительного образования
г. о. Истра, 2023 года
- Пояснительная записка.
Программа основывается на положениях основных законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Московской области:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.
- Концепция развития дополнительного образования детей (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726-р).
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательных программам (Утверждён Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 – документ с изменениями: приказом Минпросвещения России от 5 сентября 2019 года N 470 и приказом Минпросвещения России от 30 сентября 2020 года N 533).
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного врача РФ от 04.07.2014 №41).
- Методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области (Министерство образования Московской области от 24.03.2016 № Исх-3597/21)
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 №06-1844).
- Об учёте результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 №2499)
- Об изучении ПДД в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 г. №10825-13в/07)
Данная программа предусматривает возможность занятий в объединении детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей, созданы условия для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в группе сверстников.
В зависимости от индивидуальных возможностей детей, учебной группы или, при невозможности провести обязательное количество занятий по объективным причинам (болезни, каникулы и др. уважительные причины), педагог может по согласованию с администрацией учреждения изменить порядок изучения различных тем учебного плана или добавлять занятия в другие дни, взамен пропущенных, а также изменять количество часов при изучении разделов и тем.
Направленность программы: Физкультурно-спортивная направленность.
Актуальность и новизна данной программы:
Сегодня у наших детей есть большой выбор направлений для занятий в дополнительном образовании. Актуальность Программы шашек в том, что на сегодня - это одно из важных направлений для развития умственных способностей детей с самого раннего возраста. При занятии шашками, у детей развивается усидчивость, внимательность, склонности к счёту и анализу, развивается зрительная память, а так же оперативного, самостоятельного принятия решения.
Новизна в том, что дети с 5-ти летнего возраста знакомятся краткой историей возникновения шашек, с правилами ведения игры, что в их возрасте ещё сложно соблюдать. Они работают над развитием зрительной памяти, обретают определённые навыки при решении упрощённых задач, которые потом могут применить в игре, учатся различать «плохой» ход от «хорошего». У детей впервые появляется возможность принимать участие в соревнованиях, знакомиться с новой для них средой. Это удовлетворяет их возрастных потребностей в желании принимать участие и выполнять действие самим. Полученные первоначальные знания зарождает у детей интерес к познанию более сложного уровня, а при освоении более сложного – приносит им большую радость.
Цель программы:
Основные цели Программы направлены на ознакомление детей с данной игрой на начальном этапе, но обеспечение качественного освоения изучаемого материала, на развитие детей в данном направлении с раннего возраста, на развитие мотивации к познанию и творчеству.
Поставленные цели реальны, реализуемы и являются:
- создание условий для развития и воспитания личности;
- получение детьми доступных им хороших знаний на начальном этапе;
- подготовка детей для перехода на следующую ступень обучения;
Задачи программы:
Образовательные.
- владение элементарными знаниями на начальном этапе;
- применение знаний в практической деятельности;
- знание основных правил игры – шашечная доска, расположение шашек, ходы и взятие, превращение шашки в дамки (их разновидности), взятие дамкой;
- умение строить упрощённый план действий;
Личностные.
- соблюдение правил поведения на занятиях, на соревнованиях;
- соблюдение правил игры;
- доброжелательное отношение к товарищу по команде;
Метапредметные
- самостоятельное постановление цели в игре;
- умение определить наиболее лучший ход;
- умение осуществлять контроль своей деятельности;
Отличительная особенность программы:
Отличительной особенностью данной программы является её доступность для детей младшего возраста. Изучение материала с постепенным её осложнением. Даже на начальном этапе изучения отражены возможности для применения логических и творческих способностей ребенка, которые дают ему раскрыться.
В программе для изучения представлены приёмы выигрыша лишней шашки, прорыва и выхода в дамки, приёмами построения нужной для выигрыша «цепочки». Дети сразу знакомятся проведением элементарных комбинационных приёмов.
Адресат программы:
Группы «Стартового уровня» обучения формируются детьми с 5-6-ти летнего возраста, желающими заниматься в дто «Русские шашки» и не имеющими противопоказаний по состоянию здоровья.
Объём и срок реализации программы
Объём программы определяется из расчёта количества запланированных учебных часов, содержания программы и прогнозируемых результатов.
Уровень | Количество часов в год | Срок обучения | Возрастной состав | Формы организации |
Стартовый | 72 | 1 год | 5 - 6 лет | Групповые |
Срок реализации Программы рассчитан на 1 год. Общее количество часов для реализации объёма материала выводится из расчёта 36 рабочих недель в году (72 часа в году).
Обучающиеся не посещают занятия только в период зимних каникул. В июне месяце дети обучаются по Программе, составленной на один месяц.
Форма обучения: Очная
Организация образовательного процесса:
Образовательный процесс организуется путём формирования групп и составления расписания занятий так, чтобы у детей была возможность посещать занятия в удобное для них время.
Учебный материал излагается согласно учебно-календарному графику. Большое внимание уделяется практической части, так как дети младшего возраста менее усидчивые и им сложно долгое время прослушивание теории.
Учебный материал разбирается на демонстрационной доске, где наглядно показывается изучаемые приёмы.
Используется дидактические карточки, составленные по теме.
Для заинтересованности детей, для популяризации шашек большое внимание уделяется запоминанию позиций по памяти и демонстрация их на доске, привлечение детей с раннего возраста к участию в соревнованиях.
Режим занятий, периодичность и продолжительность:
Занятия проводятся два раза в неделю по одному астрономическому часу. Занятия длятся 45 минут, 15 минутный перерыв используется для сопровождения детей.. Если занятия являются последними в расписании учебного дня, 15-ти минутный перерыв используется для сопровождения детей после занятий.
Спортивные мероприятия любого уровня проводятся внеурочное время.
Планируемые результаты:
На этапах освоения Программного материала, обучающиеся должны знать определённый комплекс теоретических знаний и уметь выполнять следующие практические задания:
«Стартовый уровень» | |
Знать | Уметь |
- правильное расположение доски (поля, горизонтали, вертикали, диагонали), построение шашек; - элементарные правила игры (игру начинают «белые», «тронул – ходи!», «оторвал руку – ход сделан!»); - ходы шашек и дамок; - взятие шашкой и дамкой; - о приёмах прорыва в дамки, выхода в дамки; - окончание партии – победа, поражение, ничья. | - правильно ставить доску и строить шашки; - производить взятие шашкой и дамкой; - проводить различные упрощённые приёмы для выигрыша шашки; - выполнять простые приёмы прорыва в дамки, выхода в дамки; - строить «рещётки»; строить колонки; - выполнять простые приёмы ловли дамки (петля); |
На основании поставленных выше задач, планируемые результаты по формированию различных качеств у детей ожидается следующие:
Образовательные.
- владеть простой информацией о роли игры в шашки для развития ребенка;
- знать элементарные правила игры;
- иметь определенное понимание о начале партии;
- уметь делать упрощённый анализ в игре;
- применять различные игровые приёмы для достижения цели;
- повышение уровня своей подготовки;
Личностные.
- умение соблюдать правила поведения;
- формирование желания участия в мероприятиях;
- формирование желания выполнять хорошо и быть полезным;
Метапредметные
- умение применять полученные знания;
- умение самостоятельно ставить себе цели;
- умение владеть основами самоконтроля;
- умение работать совместно со сверстниками;
Формы аттестации обучающихся для определения результативности
освоения Программы;
Для определения результативности освоения материала программы два раза в год (декабрь, май) проводится «аттестация» обучающихся в форме тематической беседы, выполнения практического задания или учета активности работы на занятиях, результатов выступлений на соревнованиях.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов (МОНИТОРИНГ)
По всем проводимым спортивным мероприятиям (соревнованиям) ведётся документация (таблицы, протоколы), где фиксируется результат каждого участника, ведётся фотоотчёт или снимаются видеоклипы занятий и соревнований, которые предоставляются краткой информацией в Администрацию и помещаются на сайте учреждения.
Место проведения занятий и материально-техническое обеспечение:
Занятия по «русским шашкам» проводятся на базе ЦРТДиЮ «РОВЕСНИК» на 1 этаже. Учебный кабинет соответствует требованиям СанПин (утверждённые Постановлением Главного государственного врача РФ от 04.07.2014 №41).
Имеются два огнетушителя, со стороны коридора две входные двери, запасной выход во двор для эвакуации в экстренных случаях обучающихся.
Все условия для реализации Программы имеются.
Перечень методического и материально- технического оборудования включает в себя:
№ п/п | Наименование оборудования и инвентаря | Единица измерения | Количество изделий |
1. | Шашечная доска | шт. | 15 |
2. | Комплект шашек | комплект | 20 |
3. | Стол для преподавателя | шт. | 1 |
4. | Рабочие столы для учащихся (средние) | шт. | 10 |
5. | Рабочие столы для учащихся (большие) | Шт. | 2 |
6. | Шахматные столы | шт. | 7 |
7. | Шахматные часы DGT 1001 | шт. | 5 |
8. | Шахматные часы PQ9907 | шт. | 3 |
9. | Шахматные часы Quartz | шт. | 10 |
10. | Стулья для учащихся | шт. | 40 |
11. | Журнал учета посещения | шт. | по количеству групп |
12. | Диаграммы с заданиями по различным темам | шт. | Постоянно обновляется |
13. | Турнирные таблицы | шт. | Готовятся к соревнованию в необходимом количестве |
14. | Протоколы | шт. | Готовятся к соревнованию в необходимом количестве |
15. | Личные данные обучающихся ведётся в электронном виде. | - | - |
Информационное обеспечение:
№ п/п | Наименование оборудования и инвентаря | Единица измерения | Количество изделий |
1. | Проектор | шт. | 1 |
2. | Экран | шт. | 1 |
3. | Компьютер, интернет | шт. | 1 |
4. | Шашечная программа Aurora Borealis | - | 1 |
5. | Программа проведения жеребёвки Swiss Master | - | 1 |
6. | Магнитные демонстрационные доски | шт. | 1 |
7. | Комплект магнитных шашек | комплект | 1 |
Кадровое обеспечение:
Реализацию Программы осуществляет Педагог Дополнительного Образования Каширина Виктория Алексеевна.
Учебный план
(Стартовый уровень)
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации /контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
I | Теоретические сведения | 1 | 1 | - | |
1 | Формирование групп. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и пожарной безопасности. Инструктаж по безопасности в экстренных ситуациях (ознакомление с маршрутом эвакуации детей). Профилактика «корона вируса» у человека – как не заболеть. Первые симптомы. | 1 | 1 | - | В форме диалога |
2 | 1. История возникновения шашек; 2.Развитие шашек в России; | ||||
II | Шашечная доска и правила игры | 2 | 1 | 1 | |
1 | а) доска (64 клетки - поля): - «большая дорога», - «двойники», «двойнички» (верхний, нижний), - «тройники», «тройнички» (верхний, нижний), б) Шашки, дамки. Ходы, взятие. Победа, ничья, поражение. - Основные правила игры. «Тронул – ходи!», «Оторвал руку – ход сделан!», «Взятие обязательно!» | 2 | 1 | 1 | В форме диалога |
III | Начало партии (дебют) | 6 | 3 | 3 | |
1 | Начало партии («захват» центра, выдвижение отсталых шашек). Ошибки в начале партии - (преждевременное открытие «дамочных»). Центральные шашки, бортовые шашки. Колонки в центре и во флангах. | 2 | 1 | 1 | В форме диалога |
2 | Нападение на шашку – уход, закрытие, жертва шашки. Тихий ход. «Любки» | 2 | 1 | 1 | В форме диалога |
3 | Приёмы выигрыша лишней шашки. Приёмы прорыва и выхода в дамки. | 2 | 1 | 1 | В форме диалога |
IV | Середина партии (миттельшпиль) Простые тактические приёмы | 10 | 2 | 8 | |
1 | Простые комбинационные приёмы в игре – «уничтожение лишней и доставка нужной» шашек; завершающий удар; | 8 | 1 | 7 | В форме диалога |
2 | «Шлагбаума» для ловли дамки | 2 | 1 | 1 | В форме диалога |
V | Окончание партии (эндшпиль). Шашечные и дамочные окончания. | 10 | 2 | 8 | В форме диалога |
1 | «Оппозиция», «размен», темп. | 5 | 1 | 4 | Практическое выполнение задания |
2 | Разновидности ловли, дамки «петля» | 5 | 1 | 4 | Практическое выполнение задания |
VI | Решение задач | 10 | - | 10 | Практическое выполнение задания |
VII | Учебные игры | 24 | - | 24 | Практическое выполнение задания |
VIII | Правила дорожного движения | 7 | 7 | - | В форме диалога |
IX | Аттестация | 2 | - | 2 | В форме диалога и практического выполнения задания |
ИТОГО: | 72 | 16 | 56 |
Содержание учебного материала
(Стартовый уровень)
- Теоретические сведения:
- Формирование групп. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и пожарной безопасности. Инструктаж по безопасности в экстренных ситуациях (ознакомление с маршрутом эвакуации детей). Профилактика «корона вируса» у человека – как не заболеть. Первые симптомы.
- Истории возникновения шашек. Развитие шашек в России.
2. Шашечная доска и правила игры
а) доска (64 клетки - поля):
- «большая дорога»,
- «двойники», «двойнички» (верхний, нижний),
- «тройники», «тройнички» (верхний, нижний),
б) Шашки, дамки. Ходы, взятие. Победа, ничья, поражение.
- Основные правила игры. «Тронул – ходи!», «Оторвал руку – ход сделан!», «Взятие обязательно!»
3. Начало партии (дебют)
- Начало партии («захват» центра, выдвижение отсталых шашек). Ошибки в начале партии - (преждевременное открытие «дамочных»).
Центральные шашки, бортовые шашки. Колонки в центре и во флангах.
- Нападение на шашку – уход, закрытие, жертва шашки. Тихий ход. «Любки»
- Приёмы выигрыша лишней шашки. Приёмы прорыва и выхода в дамки.
4. Середина партии (миттельшпиль)
Простые тактические приёмы
- Простые комбинационные приёмы в игре – «уничтожение лишней и доставка нужной» шашек; завершающий удар;
- «Шлагбаума» для ловли дамки
5. Окончание партии (эндшпиль).
Шашечные и дамочные окончания.
- «Оппозиция», «размен», темп.
- Разновидности ловли, дамки «петля».
6. Решение задач
7. Учебные игры
8. Правила дорожного движения
9. Аттестация
Методическое обеспечение программы
Методы обучения:
№ | Группы методов | Метод | На что направлен |
1 | Словесные методы | Инструктаж по ТБ, словесное изложение изучаемого материала, объяснения задачи, различные информации по подготовке к соревнованиям, по результатам выступлений и подведение итогов. | Формирование у детей основных теоретических знаний и практических умений |
2 | Наглядные методы | Демонстрация изучаемого материала на конкретных примерах. Анализ сделанного хода, извлечение лучшего варианта. | Развитие наблюдательности, активизация внимания к изучаемым вопросам |
3 | Практические методы | Самостоятельное решение упрощённой задачи, самостоятельные учебные игры. | На развитие умения применить на практике полученные знания, усовершенствование навыков. |
4 | Поисковые методы | Поиск детьми лучшего хода в игре, попытки создания упрощенной комбинации в игре, поиск вариантов при решении задач. | Развитие самостоятельного мышления, исследовательских умений, творческого подхода |
5 | Методы самостоятельной работы | Появление у детей навыков ведения личного «стиля» игры, самоанализа. | Развитие самостоятельной деятельности, умение самостоятельно трудиться. |
Формы организации образовательного процесса:
Занятия проводятся в соответствии учебным планом в групповой форме обучения. Имея физкультурно-спортивную направленность, к занятиям допускаются дети, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья и допущенные к занятиям врачом. Учитывая, что контингент детей 5-6 лет, основной акцент образовательного процесса – индивидуальный подход к каждому ребенку.
Форма организации учебного занятия:
- учебные занятия (объяснение тематического материала);
- тренировочные занятия (демонстрация примеров изучаемого материала, учебные игры);
- соревновательная практика.
Педагогические технологии:
Название технологии | Цель | Формы и методы использования | Результат использования |
Технология системно деятельного подхода к изучению материала | Привлечение детей и заинтересованное восприятие детьми данной игры. | Изложение материала по уровню сложности и его взаимосвязь с предыдущим, используя: - словесный метод; - демонстрация на примере системного перехода; - практическое выполнение заданий детьми. | Глубокое осмысление всего материала, понимание связи пройденного материала с данным. Умение находить связь и анализировать самому. |
Технология – развития зрительной памяти | Концентрация внимания, умение контролировать «движение» шашек при счёте. | Практическая деятельность методом многократных повторений расставления позиций или зрительного запоминания «фигур» сформировавшие позицию | Повышение уровня зрительной памяти - запоминание позиций по памяти. |
Технология творческого развития | Раскрытие детских способностей, их творчества. | Предоставление возможности детям раскрыть свои творческие Способности. | Самостоятельный творческий подход к игре. |
Информационно коммуникационные технологии | Освоение технологий и ведение игр на телефонах или в компьютере | Разъяснение и демонстрация учебной игры с Программой или в mail.ru | Обучающиеся с малого возраста владеют навыками использования игровых программ. |
Технология саморазвития | Понимание изучаемого предмета и приобретение практических навыков | Предоставление больших возможностей для изучения материала и дидактического материала для практического применения. | Понимание цели игры, умение применять изученные приёмы. |
Алгоритм учебного занятия:
План-конспект
занятия по Программе «Русские шашки»
Тема: «Игровая доска. Шашки. Дамки»
Цель: Ознакомление с азбукой шашечной игры.
Задачи:
- Ознакомление с игровой доской;
- Демонстрация ходов и взятие шашкой и дамкой;
- Популяризация интеллектуальной игры «русские шашки».
Учебно-методический комплект:
- Книга «Немного о шашках, но по существу», А. Вирный,
«Русский Шахматный Дом, Москва, 2013 год ;
- карточки-диаграммы.
Оборудование: Шашки, доски, демонстрационная доска, магнитные шашки.
Ход занятия:
№ п/п | Содержание учебного материала | Методические рекомендации |
1. | Организационный момент: - приветствие детей, объявление темы и ознакомление с задачей занятия. | - Активизация работы детей, их участие в демонстрации при изучении доски; |
2. | Игровая доска: - правило расположения доски (левый нижний угол темного цвета); - вертикали, горизонтали, диагонали; - большая дорога, тройники, двойники, косяки. - поля, их координаты. Шашки, их ходы: - первоначальное расположение шашек; - ходы – по диагонали вперёд на ближайшее поле; - взятие шашкой – «перескакивание» через шашку соперника на свободное поле. Дамка, их ходы: - превращение шашки в дамки ходом и взятием; - когда дамка может продолжать взятие; | - дать детям озвучить правило и определить правильность постановления доски; - наглядный показ каждой линии; - дети сами расставляют шашки и показывают ходы; - демонстрировать взятие шашкой, превращение и взятие дамкой; |
3. | Практическое выполнение «учебной игры» - демонстрация ходов шашек и дамок. | - Дать детям возможность самостоятельное построение планов игры; |
4 | Подведение итогов занятия: - ответы на возникшие вопросы; - задание на дом. | Повторить дома пройденный материал. Подготовить вопросы, если не будет понятно. |
Список литературы, используемый педагогом
- Правила игры в шашки
(Приказ Министерства спорта Российской Федерации от « 17 » марта 2022 г. № 201).
Используемые сайты и программы
www.gambler.ru
Aurora Borealis
Программа Swiss Master
Список литературы, рекомендуемый обучающимся и их родителям
- Шашки. Сборник комбинаций, В. К. Погрибной, Издательство «Феникс»
2007 год. (есть в продаже).
- Учебник «Немного о шашках, но по существу», А. Я. Вирный
(есть в продаже).
- Шашечный практикум. «Издательство Сталкер», 2004 год (есть в продаже)
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
“Центр развития творчества детей и юношества «Ровесник»”
городской округ Истра Московской области
«Утверждаю»
Рекомендовано Директор МОУ ДО ЦРТДиЮ
Педагогическим советом «Ровесник»
Протокол № _______ _____________Л. В. Хотеева
от «____»__________ 2023 года Приказ №______
от «______»__________2023 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ
«Русские шашки»
Направленность - физкультурно-спортивная
Уровень – Стартовый уровень
Возраст детей – 7- 8 лет
Срок реализации – 1 год
Автор-составитель:
Каширина Виктория Алексеевна,
Педагог дополнительного образования
г. о. Истра, 2023 год
- Пояснительная записка.
Программа основывается на положениях основных законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Московской области:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.
- Концепция развития дополнительного образования детей (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726-р).
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательных программам (Утверждён Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 – документ с изменениями: приказом Минпросвещения России от 5 сентября 2019 года N 470 и приказом Минпросвещения России от 30 сентября 2020 года N 533).
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного врача РФ от 04.07.2014 №41).
- Методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области (Министерство образования Московской области от 24.03.2016 № Исх-3597/21)
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 №06-1844).
- Об учёте результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 №2499)
- Об изучении ПДД в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 г. №10825-13в/07)
Данная программа предусматривает возможность занятий в объединении детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей, созданы условия для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в группе сверстников.
В зависимости от индивидуальных возможностей детей, учебной группы или, при невозможности провести обязательное количество занятий по объективным причинам (болезни, каникулы и др. уважительные причины), педагог может по согласованию с администрацией учреждения изменить порядок изучения различных тем учебного плана или добавлять занятия в другие дни, взамен пропущенных, а также изменять количество часов при изучении разделов и тем.
Направленность программы: Физкультурно-спортивная направленность.
Актуальность и новизна данной программы:
Сегодня у наших детей есть большой выбор направлений для занятий в дополнительном образовании. Актуальность Программы шашек в том, что на сегодня - это одно из важных направлений для развития умственных способностей детей с раннего возраста. При занятии шашками, у детей развивается усидчивость, внимательность, склонности к счёту и анализу, развивается зрительная память, а так же оперативного, самостоятельного принятия решения, стремления достижения цели.
Новизна в том, что дети 7 – 8-ми летнего возраста в состоянии более глубоко ознакомиться с историей возникновения шашек, глубже понять правилами ведения игры, и более сложные темы. Дети работают над развитием зрительной памяти, обретают навыки борьбы в игре, понимают более сложные задачи, которые потом могут применить в игре. В этом возрасте им легче анализировать свои игровые действия, понять чем этот ход «плохой» или «хороший». У детей есть возможность принимать активное участие в соревнованиях, проявить себя, демонстрировать свои возможности. Это удовлетворяет их возрастных потребностей. Полученные хорошие знаний зарождает у детей интерес к познанию более сложного уровня, а при освоении более сложного – приносит им большую радость.
Цель программы:
Основные цели Программы направлены на ознакомление детей с более сложными приёмами на начальном этапе, на развитие мотивации к познанию более сложных вещей и раскрытию своих творческих способностей.
Поставленные цели реальны, реализуемы и являются:
- создание условий для развития и воспитания личности;
- получение детьми доступных им хороших знаний на начальном этапе;
- стремление к выполнению норм юношеских разрядов;
- подготовка детей для перехода на следующую ступень обучения;
Задачи программы:
Образовательные.
- владение твёрдыми знаниями на начальном этапе;
- применение знаний в практической деятельности;
- знание правил игры;
- умение строить план действий;
Личностные.
- соблюдение правил поведения на занятиях, на соревнованиях;
- соблюдение правил игры;
- доброжелательное отношение к товарищу по команде;
- старание помощь товарищу.
Метапредметные
- умение самостоятельно ставить цели в игре;
- умение определить наиболее лучший ход;
- умение осуществлять контроль своей деятельности;
Отличительная особенность программы:
Отличительной особенностью данной программы является её доступность для детей данного возраста. Изучение материала с постепенным её осложнением. На данном этапе изучения отражены возможности для применения логических и творческих способностей ребенка, которые дают ему раскрыться.
В программе для изучения представлены приёмы выигрыша лишней шашки, прорыва и выхода в дамки, приёмами построения нужной для выигрыша «цепочки», захвата лучшей позиции, выполнение размена в нужный момент. Дети знакомятся проведением элементарных комбинационных приёмов, действиями шашечных и в дамочных окончаниях.
Адресат программы:
Группы «Стартового уровня» обучения формируются детьми с 7-8-ми летнего возраста, желающими заниматься в дто «Русские шашки» и не имеющими противопоказаний по состоянию здоровья.
Объём и срок реализации программы
Объём программы определяется из расчёта количества запланированных учебных часов, содержания программы и прогнозируемых результатов.
Уровень | Количество часов в год | Срок обучения | Возрастной состав | Формы организации |
Стартовый | 144 | 1 год | 7 - 8 лет | Групповые |
Срок реализации Программы рассчитан на 1 год. Общее количество часов для реализации объёма материала выводится из расчёта 36 рабочих недель в году (144 часа в году).
Обучающиеся не посещают занятия только в период зимних каникул. В июне месяце дети обучаются по Программе, составленной на один месяц.
Форма обучения: Очная
Организация образовательного процесса:
Образовательный процесс организуется путём формирования групп и составления расписания занятий так, чтобы у детей была возможность посещать занятия в удобное для них время.
Учебный материал излагается согласно учебно-календарному графику. Большое внимание уделяется практической части – это учебные игры и решение задач.
Учебный материал разбирается на демонстрационной доске, где наглядно показывается изучаемые приёмы.
Используется дидактические карточки, составленные по теме.
Для заинтересованности детей, для популяризации шашек большое внимание уделяется запоминанию позиций по памяти и демонстрация их на доске, привлечение детей с раннего возраста к активному участию в соревнованиях.
Режим занятий, периодичность и продолжительность:
Занятия проводятся два раза в неделю по два астрономических часа. Они длятся 45 минут и 15 минут перерыва.15 минутный перерыв после второго занятия используется для сопровождения детей..
Спортивные мероприятия любого уровня проводятся внеурочное время.
Планируемые результаты:
На этапах освоения Программного материала, обучающиеся должны знать определённый комплекс теоретических знаний и уметь выполнять следующие практические задания:
«Стартовый уровень» (7 – 8 лет) | |
Знать | Уметь |
- правила игры - о оппозиции, о темпе при размене; - о приёме ловле тремя дамками одну; | - проводить различные упрощённые приёмы для выигрыша шашки; - пользоваться «темпом» для построения оппозиции; - строить «петлю»; - строить «треугольник Петрова) |
На основании поставленных выше задач, планируемые результаты по формированию различных качеств у детей ожидается следующие:
Образовательные.
- владеть простой информацией о роли игры в шашки для развития ребенка;
- знать правила игры;
- иметь понимание о правильном начале партии;
- уметь анализировать ситуацию в игре;
- применять различные игровые приёмы для достижения цели;
- повышение уровня своей подготовки;
Личностные.
- умение соблюдать правила поведения;
- формирование желания участия в мероприятиях;
- стремление к цели;
Метапредметные
- умение применять полученные знания;
- умение владеть основами самоконтроля;
- умение работать совместно со сверстниками;
Формы аттестации обучающихся для определения результативности
освоения Программы;
Для определения результативности освоения материала программы два раза в год (декабрь, май) проводится «аттестация» обучающихся в форме тематической беседы, выполнения практического задания или учета активности работы на занятиях, результатов выступлений на соревнованиях.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов (МОНИТОРИНГ)
По всем проводимым спортивным мероприятиям (соревнованиям) ведётся документация (таблицы, протоколы), где фиксируется результат каждого участника, ведётся фотоотчёт или снимаются видеоклипы занятий и соревнований, которые предоставляются краткой информацией в Администрацию и помещаются на сайте учреждения.
Место проведения занятий и материально-техническое обеспечение:
Занятия по «русским шашкам» проводятся на базе ЦРТДиЮ «Ровесник» на 1 этаже. Учебный кабинет соответствует требованиям СанПин (утверждённые Постановлением Главного государственного врача РФ от 04.07.2014 №41).
Имеются два огнетушителя, со стороны коридора две входные двери, запасной выход во двор для эвакуации в экстренных случаях обучающихся.
Все условия для реализации Программы имеются.
Перечень методического и материально- технического оборудования включает в себя:
№ п/п | Наименование оборудования и инвентаря | Единица измерения | Количество изделий |
1. | Шашечная доска | шт. | 15 |
2. | Комплект шашек | комплект | 20 |
3. | Стол для преподавателя | шт. | 1 |
4. | Рабочие столы для учащихся (средние) | шт. | 10 |
5. | Рабочие столы для учащихся (большие) | Шт. | 2 |
6. | Шахматные столы | шт. | 7 |
7. | Шахматные часы DGT 1001 | шт. | 5 |
8. | Шахматные часы PQ9907 | шт. | 3 |
9. | Шахматные часы Quartz | шт. | 10 |
10. | Стулья для учащихся | шт. | 40 |
11. | Журнал учета посещения | шт. | по количеству групп |
12. | Диаграммы с заданиями по различным темам | шт. | Постоянно обновляется |
13. | Турнирные таблицы | шт. | Готовятся к соревнованию в необходимом количестве |
14. | Протоколы | шт. | Готовятся к соревнованию в необходимом количестве |
15. | Личные данные обучающихся ведётся в электронном виде. | - | - |
Информационное обеспечение:
№ п/п | Наименование оборудования и инвентаря | Единица измерения | Количество изделий |
1. | Проектор | шт. | 1 |
2. | Экран | шт. | 1 |
3. | Компьютер, интернет | шт. | 1 |
4. | Шашечная программа Aurora Borealis | - | 1 |
5. | Программа проведения жеребёвки Swiss Master | - | 1 |
6. | Магнитные демонстрационные доски | шт. | 1 |
7. | Комплект магнитных шашек | комплект | 1 |
Кадровое обеспечение:
Реализацию Программы осуществляет Педагог Дополнительного Образования Каширина Виктория Алексеевна.
Учебный план
(Стартовый уровень)
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации /контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
I | Теоретические сведения | 2 | 2 | - | |
1 | Формирование групп. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и пожарной безопасности. Инструктаж по безопасности в экстренных ситуациях (ознакомление с маршрутом эвакуации детей). Об опасности бесхозных предметов. Профилактика «корона вируса» у человека – как не заболеть. Первые симптомы. | 2 | 2 | - | В форме диалога |
2 | 1. История возникновения шашек; 2.Развитие шашек в России; Шашки в Истре. О Федерации шашек Московской области. | ||||
II | Шашечная доска и правила игры | 2 | 1 | 1 | |
1 | а) доска (64 клетки - поля): - «большая дорога», - «двойники», «двойнички» (верхний, нижний), - «тройники», «тройнички» (верхний, нижний), б) Шашки, дамки. Ходы, взятие. Победа, ничья, поражение. - Основные правила игры. «Тронул – ходи!», «Оторвал руку – ход сделан!», «Взятие обязательно!» | 2 | 1 | 1 | В форме диалога |
III | Начало партии (дебют) | 12 | 7 | 5 | |
1 | Начало партии («захват» центра, выдвижение отсталых шашек). Ошибки в начале партии - (преждевременное открытие «дамочных» полей). Центральные шашки, бортовые шашки. Колонки в центре и во флангах. «Кол», «тычок», «рожон», отсталые шашки», продвинутые шашки. | 2 | 2 | - | В форме диалога |
2 | Ошибки в начале партии (закрытие отсталой шашки, преждевременное открытие дамочных полей). | 4 | 2 | 2 | В форме диалога |
3 | Дебют «Коловое начало», возможные варианты развития. | 4 | 2 | 2 | В форме диалога |
4 | Дебют «Вилка», возможные варианты развития. | 2 | 1 | 1 | В форме диалога |
IV | Середина партии (миттельшпиль) Простые тактические приёмы | 24 | 4 | 20 | |
1 | Разбор комбинационных приёмов в середине партии | 20 | 2 | 18 | В форме диалога |
2 | Тактические приёмы «Шлагбаума», «Рикошет» | 4 | 2 | 2 | В форме диалога |
V | Окончание партии (эндшпиль). Шашечные и дамочные окончания. | 30 | 8 | 22 | |
1 | Разбор всевозможных игровых окончаний партии. | 12 | 2 | 10 | В форме диалога |
2 | «Оппозиция», «размен» (обычный, скользящий), темп. | 6 | 2 | 4 | В форме диалога |
3 | Тактические приёмы в окончании «самоблокировка» | 4 | 2 | 2 | В форме диалога |
4 | Разновидности ловли, дамки «петля», «треугольник Петрова» | 8 | 2 | 6 | Практическое выполнение задания |
VI | Учебные игры | 50 | - | 10 | Практическое выполнение задания |
VII | Решение задач | 13 | - | 24 | Практическое выполнение задания |
VIII | Правила дорожного движения | 7 | 7 | - | В форме диалога |
IX | Аттестация | 4 | - | 2 | В форме диалога и практического выполнения задания |
ИТОГО: | 144 | 16 | 56 |
Содержание учебного материала
(Стартовый уровень)
- Теоретические сведения:
- Формирование групп. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и пожарной безопасности. Инструктаж по безопасности в экстренных ситуациях (ознакомление с маршрутом эвакуации детей). Об опасности бесхозных предметов. Профилактика «корона вируса» у человека – как не заболеть. Первые симптомы.
- История возникновения шашек; Развитие шашек в России; Шашки в Истре. О Федерации шашек Московской области.
2. Шашечная доска и правила игры
а) доска (64 клетки - поля):
- «большая дорога»,
- «двойники», «двойнички» (верхний, нижний),
- «тройники», «тройнички» (верхний, нижний),
б) Шашки, дамки. Ходы, взятие. Победа, ничья, поражение.
- Основные правила игры. «Тронул – ходи!», «Оторвал руку – ход сделан!», «Взятие обязательно!»
3. Начало партии (дебют)
- Начало партии («захват» центра, выдвижение отсталых шашек). Ошибки в начале партии - (преждевременное открытие «дамочных» полей).
Центральные шашки, бортовые шашки. Колонки в центре и во флангах.
«Кол», «тычок», «рожон», отсталые шашки», продвинутые шашки.
- Ошибки в начале партии (закрытие отсталой шашки, преждевременное открытие дамочных полей).
- Дебют «Коловое начало», возможные варианты развития.
- Дебют «Вилка», возможные варианты развития.
4. Середина партии (миттельшпиль)
Простые тактические приёмы
- Разбор комбинационных приёмов в середине партии.
- Тактические приёмы «Шлагбаума», «Рикошет».
5. Окончание партии (эндшпиль).
Шашечные и дамочные окончания.
- Разбор всевозможных окончаний партий
- «Оппозиция», «размен» (обычный, скользящий), темп.
- Тактические приёмы в окончании «самоблокировка».
- Тактические приёмы «Шлагбаума», «Рикошет».
6. Учебные игры
7. Решение задач
8. Правила дорожного движения
9. Аттестация
Методическое обеспечение программы
Методы обучения:
№ | Группы методов | Метод | На что направлен |
1 | Словесные методы | Инструктаж по ТБ, словесное изложение изучаемого материала, объяснения задачи, различные информации по подготовке к соревнованиям, по результатам выступлений и подведение итогов. | Формирование у детей основных теоретических знаний и практических умений |
2 | Наглядные методы | Демонстрация изучаемого материала на конкретных примерах. Анализ сделанного хода, извлечение лучшего варианта. | Развитие наблюдательности, активизация внимания к изучаемым вопросам |
3 | Практические методы | Самостоятельное решение упрощённой задачи, самостоятельные учебные игры. | На развитие умения применить на практике полученные знания, усовершенствование навыков. |
4 | Поисковые методы | Поиск детьми лучшего хода в игре, попытки создания упрощенной комбинации в игре, поиск вариантов при решении задач. | Развитие самостоятельного мышления, исследовательских умений, творческого подхода |
5 | Методы самостоятельной работы | Появление у детей навыков ведения личного «стиля» игры, самоанализа. | Развитие самостоятельной деятельности, умение самостоятельно трудиться. |
Формы организации образовательного процесса:
Занятия проводятся в соответствии учебным планом в групповой форме обучения. Имея физкультурно-спортивную направленность, к занятиям допускаются дети, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья и допущенные к занятиям врачом. Учитывая, что контингент детей 7-8 лет, основной акцент образовательного процесса – индивидуальный подход к каждому ребенку.
Форма организации учебного занятия:
- учебные занятия (объяснение тематического материала);
- тренировочные занятия (демонстрация примеров изучаемого материала, учебные игры);
- соревновательная практика.
Педагогические технологии:
Название технологии | Цель | Формы и методы использования | Результат использования |
Технология системно деятельного подхода к изучению материала | Привлечение детей и заинтересованное восприятие детьми данной игры. | Изложение материала по уровню сложности и его взаимосвязь с предыдущим, используя: - словесный метод; - демонстрация на примере системного перехода; - практическое выполнение заданий детьми. | Глубокое осмысление всего материала, понимание связи пройденного материала с данным. Умение находить связь и анализировать самому. |
Технология – развития зрительной памяти | Концентрация внимания, умение контролировать «движение» шашек при счёте. | Практическая деятельность методом многократных повторений расставления позиций или зрительного запоминания «фигур» сформировавшие позицию | Повышение уровня зрительной памяти - запоминание позиций по памяти. |
Технология творческого развития | Раскрытие детских способностей, их творчества. | Предоставление возможности детям раскрыть свои творческие Способности. | Самостоятельный творческий подход к игре. |
Информационно коммуникационные технологии | Освоение технологий и ведение игр на телефонах или в компьютере | Разъяснение и демонстрация учебной игры с Программой или в mail.ru | Обучающиеся с малого возраста владеют навыками использования игровых программ. |
Технология саморазвития | Понимание изучаемого предмета и приобретение практических навыков | Предоставление больших возможностей для изучения материала и дидактического материала для практического применения. | Понимание цели игры, умение применять изученные приёмы. |
Алгоритм учебного занятия:
План-конспект
занятия по Программе «Русские шашки»
Тема: «Игровая доска. Шашки. Дамки»
Цель: Ознакомление с азбукой шашечной игры.
Задачи:
- Ознакомление с игровой доской;
- Демонстрация ходов и взятие шашкой и дамкой;
- Популяризация интеллектуальной игры «русские шашки».
Учебно-методический комплект:
- Книга «Немного о шашках, но по существу», А. Вирный,
«Русский Шахматный Дом, Москва, 2013 год ;
- карточки-диаграммы.
Оборудование: Шашки, доски, демонстрационная доска, магнитные шашки.
Ход занятия:
№ п/п | Содержание учебного материала | Методические рекомендации |
1. | Организационный момент: - приветствие детей, объявление темы и ознакомление с задачей занятия. | - Активизация работы детей, их участие в демонстрации при изучении доски; |
2. | Игровая доска: - правило расположения доски (левый нижний угол темного цвета); - вертикали, горизонтали, диагонали; - большая дорога, тройники, двойники, косяки. - поля, их координаты. Шашки, их ходы: - первоначальное расположение шашек; - ходы – по диагонали вперёд на ближайшее поле; - взятие шашкой – «перескакивание» через шашку соперника на свободное поле. Дамка, их ходы: - превращение шашки в дамки ходом и взятием; - когда дамка может продолжать взятие; | - дать детям озвучить правило и определить правильность постановления доски; - наглядный показ каждой линии; - дети сами расставляют шашки и показывают ходы; - демонстрировать взятие шашкой, превращение и взятие дамкой; |
3. | Практическое выполнение «учебной игры» - демонстрация ходов шашек и дамок. | - Дать детям возможность самостоятельное построение планов игры; |
4 | Подведение итогов занятия: - ответы на возникшие вопросы; - задание на дом. | Повторить дома пройденный материал. Подготовить вопросы, если не будет понятно. |
Список литературы, используемый педагогом
- Правила игры в шашки
(Приказ Министерства спорта Российской Федерации от « 17 » марта 2022 г. № 201).
Используемые сайты и программы
www.gambler.ru
Aurora Borealis
Программа Swiss Master
Список литературы, рекомендуемый обучающимся и их родителям
- Шашки. Сборник комбинаций, В. К. Погрибной, Издательство «Феникс»
2007 год. (есть в продаже).
- Учебник «Немного о шашках, но по существу», А. Я. Вирный
(есть в продаже).
- Шашечный практикум. «Издательство Сталкер», 2004 год (есть в продаже)
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
“Центр развития творчества детей и юношества «Ровесник»”
городской округ Истра Московской области
«Утверждаю»
Рекомендовано Директор МОУ ДО ЦРТДиЮ
Педагогическим советом «Ровесник»
_________________ Л. В. Хотеева
Протокол № _______ Приказ №______
от «____»__________ 2023 года от «_____»______________2023 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ
«Русские шашки»
Направленность - физкультурно-спортивная
Уровень – Базовый уровень
(2 год обучения - возраст детей – 11- 14 лет)
Срок реализации – 1 год
Автор-составитель:
Каширина Виктория Алексеевна,
Педагог дополнительного образования
г. о. Истра, 2023 год
- Пояснительная записка.
Программа основывается на положениях основных законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Московской области:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.
- Концепция развития дополнительного образования детей (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726-р).
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательных программам (Утверждён Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 – документ с изменениями: приказом Минпросвещения России от 5 сентября 2019 года N 470 и приказом Минпросвещения России от 30 сентября 2020 года N 533).
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного врача РФ от 04.07.2014 №41).
- Методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области (Министерство образования Московской области от 24.03.2016 № Исх-3597/21)
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 №06-1844).
- Об учёте результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 №2499)
- Об изучении ПДД в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 г. №10825-13в/07)
Данная программа предусматривает возможность занятий в объединении детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей, созданы условия для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в группе сверстников.
В зависимости от индивидуальных возможностей, учебной группы или, при невозможности провести обязательное количество занятий по объективным причинам (болезни, каникулы и др. уважительные причины), педагог может, по согласованию с администрацией учреждения, изменить порядок изучения различных тем учебного плана или добавлять занятия в другие дни, взамен пропущенных, а также изменять количество часов при изучении разделов и тем.
Направленность программы: Физкультурно-спортивная направленность.
Актуальность и новизна данной программы:
Изменилась сегодня реальная действительность, окружающая наших детей. С каждым днём внедряются новые технологии с которыми наши дети встречаются ежедневно. На смену обычным детским играм пришли сегодняшние технологии. Естественно, в связи с этим приоритетнее становится интеллектуальное развитие детей. Не отрицая их значимости, надо признать, что у наших детей двигательной деятельности стало значительно меньше. И правильное распределение наших занятий, подбор материала, его доступность будет благотворно влиять на здоровье ребёнка.
Актуальность данной программы в том, что это сегодняшняя необходимость, это требование времени в творческой самореализации личности подростков, укреплении их психического здоровья, проявление своих способностей на различных соревнованиях. Полученные знания и навыки дают возможность детям разобраться самим в сложившейся ситуации. Новизна данной программы состоит в удовлетворении возрастных потребностей, определении интересов, направлений в выборе деятельности, обретение навыков и их реализация.
В программе учитывается специфика дополнительного образования, что даёт возможность привлечь детей к занятиям интеллектуальными видами спорта, охватывать большее количество желающих заниматься, а также принимать активное участие в соревнованиях различного уровня.
Цель программы:
Основные цели Программы направлены на обеспечение качественного обучения и развития детей в данном направлении. На развитие мотивации к познанию и творчеству, стремлению к совершенствованию уровня своего мастерства, полученного ранее и достижения хорошего уровня результатов в русских шашках.
Поставленные цели реальны, реализуемы и являются:
- создание единого педагогического пространства, обеспечивающего полноценные условия для умственного развития и физического воспитания личности;
- получение детьми глубокого уровня знаний и навыков данной игры;
- саморазвитие и самореализация личности всех участников тренировочного процесса;
- подготовка для борьбы за лучшие места на соревнованиях любого уровня;
- выполнение классификационных разрядных норм и требований.
Задачи программы:
Образовательные.
- владение хорошими знаниями в теории шашек;
- грамотное применение знаний теории в практической деятельности;
- владение знаниями в области правил игры;
- умение анализировать игровую ситуацию;
- умение находить правильное решение в игре;
Личностные.
- соблюдение правил поведения на соревнованиях;
- испытание чувства потребности участия, как в общественной жизни образовательного учреждения, так и в общественной спортивной жизни образовательного учреждения и городского округа;
- формирование качества в общественно-полезной деятельности;
- умение жить сплоченной командой, быть помощником товарищу;
- быть примером для товарищей в команде и для младших групп.
Метапредметные
- самостоятельное определение цели познавательной деятельности;
- самостоятельный, осознанный выбор направления;
- умение применять наиболее результативные и эффективные способы в деятельности;
- умение осуществлять контроль своей деятельности;
- умение работать индивидуально, в команде и для команды.
Отличительная особенность программы:
Отличительной особенностью данной программы является её доступность понимания детьми сложного, пошаговое предложение материала для изучения, анализ сложившейся позиции и ведения правильного расчёта в игре даёт хороший результат.
В ней отражены тактические приёмы игры, широкие возможности для применения логических и творческих способностей играющих.
В программе для изучения представлены задачи сложного уровня, материал изучения различных дебютов, миттельшпиля и эндшпиля, разбор сыгранных партий и решение задач.
Адресат программы:
Группы базового уровня обучения формируются обучающимися хорошего уровня подготовки, освоившие программу базового уровня 1 года обучения. Как исключение, в данные группы могут быть приняты обучающиеся, владеющие хорошими практическими навыками игры.
Для применения на занятиях игровых программ или игр в социальных сетях, обучающиеся также должны владеть необходимыми навыками пользования инновационными технологиями (компьютер, ноутбук, смартфон).
Объём и срок реализации программы
Объём программы определяется из расчёта количества запланированных учебных часов, содержания программы и прогнозируемых результатов.
Уровень | Количество часов в год | Срок обучения | Возрастной состав | Формы организации |
Базовый 2 год обучения | 144 | 1 года | 11– 14 лет | групповые |
Срок реализации Программы рассчитан на 1 год. Общее количество часов для реализации объёма материала выводится из расчёта 36 рабочих недель в году (144 часа в год).
Обучающиеся не посещают занятия только в период зимних каникул. В июне месяце дети обучаются по краткой Программе, составленной на один месяц.
Форма обучения: Очная
Организация образовательного процесса:
Образовательный процесс организуется путём формирования групп учащимися образовательных учреждений города и района, с учетом расписания занятий в школе и возможностью детей посещать данные занятия согласно составленному расписанию.
Учебный материал излагается доступно, поэтапно, согласно учебно-календарному графику. Большое внимание уделяется развитию зрительной памяти, практической части, анализа сложившейся игровой позиции, решению задач и их анализ, участию в соревнованиях различного уровня. Необходимый учебный материал разбирается на демонстрационной доске, где тема занятия наглядно показывается пошагово.
Используется дидактические карточки, составленные по теме. Для закрепления материала в практической деятельности, уделяется большое внимание массовому участию в соревнованиях различного уровня. Так же, кроме соревнований, в течение учебного года проводятся конкурсы по решению задач.
Режим занятий, периодичность и продолжительность:
Для создания благоприятных условий посещения, расписание занятий составляется с учётом расписания занятий в общеобразовательных учреждениях. Занятия проводятся два раза в неделю по два астрономических часа. После 45 минут занятий делается 15 минутный перерыв. Если занятия являются последними в расписании учебного дня, 15 минутный перерыв используется для сопровождения детей.
Спортивные мероприятия любого уровня проводятся внеурочное время.
Планируемые результаты:
На этапах освоения Программного материала, обучающиеся должны знать определённый комплекс теоретических знаний и уметь выполнять следующие практические задания:
«Базовый уровень» 2 год обучения | |
Знать | Уметь |
- правила игры; - дебютные начала; - о комбинационной игре в миттельшпиле; - различные варианты игр в эндшпиле. - системы проведения соревнований; - о классификационных нормах и требованиях выполнения разрядов. | - разыгрывать дебюты; - проводить различные комбинационные приёмы; - уметь находить в игре слабости в позиции соперника; - уметь строить комбинационные схемы; - уметь реализовать лишнюю пешку в эндшпиле; - в дамочном эндшпиле уметь играть: а) три дамки против одной; б) три дамки против дамки и шашки; - уметь играть одной дамкой против шашек. |
На основании поставленных выше задач, планируемые результаты по формированию различных качеств у детей ожидается следующие:
Образовательные.
- владеть информацией о роли шашек для развития познавательного интереса к данному виду спорта;
- владеть знаниями в области правил игры, судейства, выполнения классификационных нормативов;
- иметь определенные теоретические знания на различных стадиях партии
(дебют – миттельшпиль – эндшпиль);
- уметь анализировать в сложившейся игровой ситуации проблему и найти решение;
- применять полученные теоретические знания с целью достижения победы над соперником;
- повышение уровня своей подготовки, соответствующей выполнению разрядных норм и требований.
Личностные.
- морально-этической ориентации;
- потребности участия в общественной жизни образовательного учреждения;
- общественно-полезной деятельности;
- общечеловеческих ценностей;
- любови к своей Родине.
Метапредметные
- умение применять на практике полученные знания;
- умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- умение владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками;
- умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Формы аттестации обучающихся для определения результативности
освоения Программы;
Для определения результативности освоения материала программы два раза в год (декабрь, май) проводится аттестация обучающихся, где учитывается его деятельность в учебном процессе, умение выполнять предложенные практические задания, результаты выступлений на соревнованиях и результатам решения конкурсных задач.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов (МОНИТОРИНГ)
. По всем проводимым спортивным мероприятиям (соревнования, конкурсы) ведётся документация Ведётся фотоотчёт и краткая информация о проведённом мероприятии, которые впоследствии, помещаются на сайте Центра «Ровесник».
Место проведения занятий и материально-техническое обеспечение:
Занятия по русским шашкам проводятся на базе ЦРТДиЮ «РОВЕСНИК» на 1 этаже. Учебный кабинет соответствует требованиями СанПин (утверждённые Постановлением Главного государственного врача РФ от 04.07.2014 №41).
Имеются два огнетушителя, со стороны коридора две входные двери, запасной выход во двор для эвакуации в экстренных случаях обучающихся.
Все условия для реализации Программы имеются.
Перечень методического и материально- технического оборудования включает в себя:
№ п/п | Наименование оборудования и инвентаря | Единица измерения | Количество изделий |
1. | Шашечная доска | шт. | 15 |
2. | Комплект шашек | комплект | 20 |
3. | Стол для преподавателя | шт. | 1 |
4. | Рабочие столы для учащихся | шт. | 12 |
5. | Шахматные столы | шт. | 7 |
7. | Шахматные часы DGT 1001 | шт. | 5 |
8. | Шахматные часы PQ9907 | шт. | 3 |
9. | Шахматные часы Quartz | шт. | 10 |
10. | Стулья для учащихся | шт. | 40 |
11. | Журнал учета обучающихся | шт. | по количеству групп |
12. | Диаграммы с заданиями по различным темам | шт. | Постоянно обновляется |
13. | Турнирные таблицы | шт. | Готовятся к соревнованию в необходимом количестве |
14. | Протокола | шт. | Готовятся к соревнованию в необходимом количестве |
15. | Личные данные обучающихся ведётся в электронном виде. | - | - |
Информационное обеспечение:
№ п/п | Наименование оборудования и инвентаря | Единица измерения | Количество изделий |
1. | Проектор | шт. | 1 |
2. | Экран | шт. | 1 |
3. | Компьютер, интернет | шт. | 1 |
4. | Шашечная программа Aurora Borealis | - | 1 |
5. | Программа проведения жеребёвки Swiss Master | - | 1 |
6. | Магнитные демонстрационные доски | шт. | 1 |
Кадровое обеспечение:
Реализацию Программы осуществляет Педагог Дополнительного Образования Каширина Виктория Алексеевна
Учебный материал
(Базовый уровень, 2 год обучения)
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
I | Теоретические сведения | 4 | 4 | - | |
1 | Формирование групп. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и пожарной безопасности. Спортивный режим. Врачебный контроль. Вредное воздействие курения и наркотических веществ на организм. Профилактика «корона вируса» у человека – как не заболеть. | 4 | 4 | - | В форме диалога |
Из истории шашек. Истоки игры и пути развития. Развитие шашек в России, в Московской области. | |||||
II | Повторение пройденного материала (Тактические приёмы) | 4 | - | 4 | |
1 | «Шлагбаум», «Рикошет» | 2 | - | 2 | Объяснения и практического выполнение |
2 | «Лестница», «Самооблажение» | 2 | - | 2 | Объяснения и практического выполнение |
Дамочные окончания | 10 | 10 | |||
1 | Треугольник Петрова | 4 | - | 4 | Объяснение и практическое выполнение |
2 | Три дамки против дамки и шашки | 6 | - | 6 | Объяснение и практическое выполнение |
III | Партии с детальным анализом | 10 | 10 | В форме диалога | |
IV | Учебные игры | 74 | - | 74 | |
V | Решение задач | 31 | - | 31 | Практическое выполнение задания |
VI | Правила дорожного движения | 7 | 7 | - | В форме беседы |
VII | Аттестация | 4 | 4 | - | В форме диалога и практического выполнения задания |
ИТОГО: | 144 | 15 | 129 |
Содержание учебного материала
(Базовый уровень, 2 год обучения)
Теоретические сведения: Формирование групп. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и пожарной безопасности. Спортивный режим. Врачебный контроль. Вредное воздействие курения и наркотических веществ на организм. Профилактика «корона вируса» у человека – как не заболеть.
Из истории шашек. Истоки игры и пути развития. Развитие шашек в России, в Московской области.
Повторение пройденного материала
«Шлагбаум», «Рикошет», «Лестница», «Самооблажение»..
Дамочные окончания
Треугольник Петрова, Три дамки против дамки и шашки.
Партии с детальным анализом
Учебные игры.
Решение задач.
Правила дорожного движения.
Аттестация.
.
Методическое обеспечение программы
Методы обучения:
№ | Группы методов | Метод | На что направлен |
1 | Словесные методы | Инструктаж по ТБ, изложение изучаемого материала, различные информации по подготовке к соревнованиям, по результатам выступлений и подведение итогов. | Формирование теоретических и практических знаний |
2 | Наглядные методы | Демонстрация материала о слабости позиции при решении задач. | Развитие наблюдательности, активизация внимания к изучаемым вопросам |
3 | Практические методы | Самостоятельное решение задач, ведение нотационной записи, самостоятельные учебные игры, изучение позиций, участие в квалификационных турнирах. | На развитие умения применить на практике полученные знания, усовершенствование навыков, на совершенствование знаний нотации. |
4 | Поисковые методы | Поиск детьми лучших вариантов в игре, попытки создания комбинационной игры, поиск вариантов при решении задач. | Развитие самостоятельного мышления, исследовательских умений, творческого подхода |
5 | Методы самостоятельной работы | Появление у детей навыков ведения личного «стиля» игры, самоанализа, умение работать с специальной необходимой литературой. | Развитие самостоятельной деятельности, умение самостоятельно трудиться. |
Формы организации образовательного процесса:
Занятия проводятся в соответствии учебным планом в групповой форме обучения. Имея физкультурно-спортивную направленность, к занятиям допускаются дети, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья и допущенные к занятиям врачом.
Категория обучающихся – группы второго года обучения формируются детьми, освоившие Программу первого года обучения или же, имеющие хорошую практическую подготовку.
Форма организации учебного занятия:
- учебные занятия (изучение тематического материала);
- тренировочные занятия (решение задач, учебные игры);
- конкурс по решению задач;
- соревновательная практика.
Педагогические технологии:
Название технологии | Цель | Формы и методы использования | Результат использования |
Технология системно деятельного подхода к изучению материала | Заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала по этапам сложности. | Изложение материала по уровню сложности и его взаимосвязь с предыдущим, используя: - словесный метод; - демонстрация на примере системного перехода; - практическое выполнение заданий детьми. | Глубокое осмысление всего материала, понимание связи пройденного материала с данным. Умение находить связь и анализировать самому. |
Технология – развития зрительной памяти | Концентрация внимания, умение контролировать «движение» шашек при счёте. | Практическая деятельность методом многократных повторений расставления позиций или зрительного запоминания «фигур» сформировавшие позицию | Повышение уровня зрительной памяти - запоминание шашечных позиций по памяти. |
Технология творческого развития | Развитие творческого подхода к игре | Предоставление возможности раскрыть свои творческие способности | Творческий подход к игре, самостоятельное построение «схемы» ведения игры – стратегия и применение тактических приёмов. |
Информационно коммуникационные технологии | Освоение технологий и ведение игр на телефонах или в компьютере | Разъяснение и демонстрация учебной игры с Программой или в mail.ru | Обучающиеся владеют навыками использования соответствующих программ |
Технология саморазвития | Глубокое понимание изучаемого предмета и приобретение практических навыков | Предоставление больших возможностей для изучения материала и дидактического материала для практического применения. Предложение различных игровых сайтов. | Хорошие результаты в соревнованиях и в конкурсах по решению задач. Самостоятельное использование игровых сайтов. Приобретение игрового опыта. |
Алгоритм учебного занятия:
План-конспект
занятия по Программе «Русские шашки»
Тема: «Решение задач»
Цель: Развитие аналитических способностей.
Задачи:
- Расширение знаний анализа сложившейся позиции;
- Поиск «слабостей» в позиции соперника и их использование при решении;
- Популяризация интеллектуальной игры «русские шашки».
Учебно-методический комплект:
- Книга «Комбинационные идеи в русских шашках», С. С. Соминский,
Москва, ФиЗ, 1979 г. ;
- карточки-диаграммы.
Оборудование: Шашки, доски, демонстрационная доска, магнитные шашки.
Ход занятия:
№ п/п | Содержание учебного материала | Методические рекомендации |
1. | Организационный момент: - приветствие детей, раздача дидактического материала, объявление темы и ознакомление с задачей занятия. - ответы на вопросы по д/з | - Активизация работы детей; - просмотр детьми полученных карточек-карточек; |
2. | Повторение пройденного материала. Опрос обучающихся: - опрос по вопросам домашнего задания; - ответы на вопросы; Повторение пройденного материала: - слабости в позициях; - приёмы пользования слабостью позиции; - «уничтожение» или «доставка» шашки при построении комбинации в решении. - завершающий удар. | - Дать детям разобраться, где была ошибка в домашних заданиях. - Доступное объяснение в конкретной позиции необходимых действий для нахождения решений. |
3. | Поэтапный разбор решения задачи: - анализ позиции, поиск слабостей в позиции (открыты дамочные поля, рещёточное расположение шашек, необходимость произведения размена, перестановка шашек). - построение предполагаемой схемы; - «перестановка» шашек соперника; - получение нужной позиции, завершающий удар. | - Дети находят слабости в позиции; - Построение схемы для завершающего удара. |
4 | - Практическое выполнение детьми решение задач с анализом шагов при решении. - Учебные игры | Закрепление приёмов, необходимых для решения задач. Поиск подобных приёмов в учебных играх. |
5 | Подведение итогов занятия: - ответы на возникшие вопросы; - задание на дом. | Повторить дома пройденный материал. Подготовить вопросы, если не будет понятно. |
Список литературы, используемый педагогом
- Правила игры в шашки
(Приказ Министерства спорта Российской Федерации от « 17 » марта 2022 г.
№ 201).
Используемые сайты и программы
www.gambler.ru
Aurora Borealis
Программа Swiss Master
Список литературы, рекомендуемый обучающимся и их родителям
- Шашки. Сборник комбинаций, В. К. Погрибной, Издательство «Феникс»
2007 год. (есть в продаже).
- Учебник «Немного о шашках, но по существу», А. Я. Вирный
(есть в продаже).
- Шашечный практикум. «Издательство Сталкер», 2004 год (есть в продаже)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шашки - увлекательная игра
В шашки научить играть не сложно, но мастерски играть - это другой вопрос. Это во многом зависит от самих игроков. Но главной моей целью было и есть: научить моих учащихся думать, размышлять, де...
Сценарий открытого мероприятия "Шашки - это интересно"
Цель мероприятия: Создание условий для интеллектуального развития воспитанников различного возраста через проведения шахматно-шашечных турниров....
Дополнительная образовательная программа: Объединение "Шашки".
Данная программа рассчитана на детей в возрасте от 7 лет, для занятий в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, срок реализации - 3 года....
Рекомендуемая литература по шахматам и шашкам (список)
Список рекомендуемой литературы по шахматам и шашкам, который вы сможете найти на просторах интернета и в книжных магазинах....
Календарно- тематическое планирование по шахматам и шашкам в 5-х классах.
по новым стандартам ФГОС в 5-х классах по внеклассным занятиям наши учащиеся изучают шахматы....
Билеты по шашкам
С целью проверки знаний учащихся, мною были разработаны комплекты билетов по шашкам....